nizatsii [The role of training, retraining and staff development in improving the economic efficiency of the organization] // Izvestiya Regional'nogo finansovo-e'konomicheskogo instituta. 2017. № 3 (15). S. 5.
5. Negrebeczkaya O.V. Povyshenie kvalifikacii sotrudnikov [Staff development] // Zapplata. 2010. № 10. URL: http://hrmaximum.ru.
6. Ofitsial'ny'j sajt Ministerstva truda i sotsial'noj zashchity' RF. URL: https://rosmintrud. ru/labour/nok/24.
7. Senderov V.L., Lastovskij M.A., KovaV I.A. Gibkij podkhod k povy'sheniyu kvalifikatsii per-sonala [A flexible approach to staff development] // Sovremenny'e problemy' upravleniya konkuren-tosposobnost'yu i innovatsionny'm razvitiem Ros-
sii: materialy' VI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvyashch. pamyati zasluzh. deyatelya nauki Rossijskoj Federatsii V.I. Kravtsovoj. M., 2018. S. 76-79. URL: https://elibrary.ru.
8. Tadtaeva V.V., Shapka I.S. Vzaimodejstvie predpriyatij s vuzami v podgotovke i povy'shenii kvalifikatsii personala [The interaction of enterprises with universities in the training and staff development] // E'konomika i predprinimatel'stvo. 2016. № 4-1 (69). S. 581-583.
9. Sharapova N.V., Unzhakova E.A. Profes-sional'noe obuchenie personala kak faktor konkuren-tosposobnosti organizatsii [Professional training of staff as a factor in the competitiveness of an organization] // Problemy' e'konomiki i menedzhmenta. 2017. № 4 (68). URL: https://cyberleninka.ru.
ГРИГОРЬЕВА Ираида Валериановна - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
GRIGORYEVA, Iraida Valerianovna - Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor of the Department of Management. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: irina. ira4@mail. ru.
УДК 330
ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЙ «НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА» И «СИСТЕМА НАЛОГОВ» В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С.Ю. Гурова, Я.Г. Шипеев
В статье отмечается, что налоги являются не только источником бюджетных поступлений, но и важнейшим инструментом управления экономикой. Налоги реализуют свои функции в налоговой системе, принятой в конкретном государстве. Налоговые системы разных стран различаются по своей структуре и комбинации тех или иных налогов, но преследуют одну цель - создание стабильной доходной налоговой системы. Именно такую налоговую систему на протяжении последних лет небезуспешно пытается выстроить Россия. Как и в большинстве зарубежных стран, в Российской Федерации установлена трехуровневая налоговая система: налоги делятся на федеральные, региональные и местные. Тем не менее как в российском, так и в зарубежном налоговом законодательстве отсутствует четкое определение понятий «налоговая система» и «система налогов», описывается лишь структура налоговой системы, налоговые платежи и их элементы. В связи с этим авторами проанализированы различные взгляды ученых-налоговедов на понятия «налоговая система» и «система налогов», предпринята попытка сформулировать собственные определения данных категорий налогообложения.
Ключевые слова: налоги; налогообложение; налоговая система; система налогов; налоговые теории.
S.Yu. Gurova, Ya.G. Shipeev. EVOLUTION OF CONCEPTS OF «TAX SYSTEM» AND «SYSTEM OF TAXES» IN THE CONTEXT OF DEVELOPMENT TAXATION IN THE RUSSIAN FEDERATION
Taxes are not only a source of budget revenues, but also an important tool for economic management. Taxes implement their functions in the tax system adopted in the state. Tax systems of different countries differ in their structure and combinations of certain taxes, but have one goal - to create a stable income
tax system. It is this tax system that Russia has been trying to build successfully in recent years. As in most foreign countries, the Russian Federation has a three-tier tax system: taxes are divided into federal, regional and local. However, both Russian and foreign tax legislation lacks a clear definition of concepts «tax system» and «system of taxes», describes only the structure of the tax system, tax payments and their elements. In this regard, the authors analyzed the different views of tax scientists on concepts «tax system» and «system of taxes», an attempt to give their own definitions of these categories of taxation.
Keywords: taxes; taxation; tax system; system of taxes; tax theories.
Первые формы налогов появились еще в древние времена в виде дани, оброка, подати, натурального обмена. Налоги как экономическая категория возникли вместе с образованием государства, когда появилась надобность в средствах на содержание чиновнического аппарата, поддержание целостности государственных границ. Еще К. Маркс писал, что «налоги являются воплощением экономически выраженного существования государства» [6]. Бенджамин Франклин, один из авторов Декларации независимости США, в 1789 г. отмечал: «В этом мире ни в чем нельзя быть твердо уверенным, за исключением смерти и налогов» [4]. Трудно не согласиться с этой догмой. Практически все физические и юридические лица в той или иной степени являются участниками налоговых отношений. Налоги взимаются органами государственной власти (применительно к России - в лице Федеральной налоговой службы) и распределяются по уровням бюджетной системы.
Государство существует до тех пор, пока действуют налоги. Это оправданная экономическая категория, за счет налогов содержится государственный аппарат, армия, прочие сферы. Налог имеет двойственную природу: с одной стороны, это правовая, а с другой - экономическая категория. Так, М.М. Алексеенко выражает следующее мнение о двойственной природе налога: «С одной стороны, налог -один из элементов распределения, одна из составных частей цены... С другой стороны, установление, распределение, взимание и употребление налогов составляет одну из функций государства» [3]. Отсюда он делает вывод о том, что налог - это и экономическое, и политико-правовое явление общественной жизни. Экономическая сторона налогов направлена на материальную выгоду государства. Поддерживает ее правовая природа налога, которая определена правом государства взимать налоги, а для граждан - обязанностью их уплачивать, что вытекает из сути существования государства и его учреждений.
Такой компромисс между государством и обществом регламентируется конституциями. Так, в Конституции Российской Федерации ст. 57 определяет обязанность каждого уплачи-
вать законно установленные налоги, в ст. 57, 71 п. «з», 73, 132 ч. 1 отмечается, что установление налогов и сборов осуществляется федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Налоги и сборы в свою очередь составляют часть налоговой системы государства.
В Российской Федерации установлена трехуровневая налоговая система, как и в большинстве зарубежных стран. В США, хотя и установлена трехуровневая система налогов, тем не менее штатам дано право вводить свои налоги. Налоговая система Германии отличается разветвленностью: налоги подразделяются на три группы по своему назначению. Франция поделила налоги не по бюджетам, а на прямые и косвенные. В Италии налоги поделены на федеральные и местные. В Великобритании также принята двухуровневая налоговая система. В свое время еще Адам Смит сформулировал основные требования к формированию налоговой системы: обязательность и определенность налогообложения, удобство уплаты налога, не-отягощенность налогами [7].
Введение налога еще не означает его поступление в бюджет. Чтобы у государства были денежные средства, необходимо принудительно собрать этот налог или стимулировать налогоплательщика к самостоятельной уплате налога. Эти факторы можно соединить в понятии «налогообложение». Т.Ф. Юткина определила налогообложение как «определенную совокупность экономических и организационно-правовых отношений, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения преимущественно денежной формы стоимости и выражающая собой одностороннее, безэквивалентное, принудительно-властное изъятие части доходов корпоративных и индивидуальных собственников в общегосударственное пользование» [4]. Следовательно, налогообложение - это деятельность государства по установлению, введению и взиманию налогов.
Цель налогообложения - это создание и поддержание стабильной экономики государства и роста благосостояния граждан. Для обеспечения такой стабильности необходимы денежные
ресурсы. Частично это могут быть доходы от собственных источников государства, например продажи государственного имущества или ценных бумаг. Однако в рыночной экономике преобладает частная собственность. Задача государства с минимальным уроном для частного бизнеса изъять часть прибыли организаций и граждан в виде налогов. Для этого необходимо выстроить эффективную налоговую систему.
Налоговая система складывалась в ходе экономического развития общества, государственной организации с помощью теоретических выкладок ученых, экономистов, философов еще с древнейших времен. Исторически сложились два основных блока теорий налогов: общие, которые включают в себя несколько теорий, и частные теории налогов.
Общие теории налогов отражают назначение налогообложения в целом.
Суть теории обмена заключается в возмездном характере налогообложения: уплачивая налоги, граждане получают (покупают) от государства определенный пакет услуг, который может включать в себя охрану границ государства, частной собственности, поддержание порядка в стране (например, содержание армии, полиции, судов, налоговых служб и других государственных органов).
Атомистическая теория налогов перекликается с теорией обмена с той лишь разницей, что налог рассматривается как результат договора между государством и гражданами об оказании государством возмездных услуг.
Теория наслаждения также рассматривает налогообложение как некое платное удовольствие, которое подданные получают от обладания собственностью, справедливого правосудия, охраны общественного порядка.
Теория налога как страховой премии рассматривает налоги как страховые выплаты
гражданину при наступлении страхового случая. Налогоплательщик в зависимости от размера своих доходов страхует себя и свою собственность от стихийных бедствий, войн и пр.
Более проста и приближена к современности классическая теория налогов, представляющая налоги как один из видов доходов государства. Налоги, по мнению классиков, созданы для компенсации государственных расходов, например по содержанию правительства. Таким образом, налоги рассматриваются только с фискальной стороны. При этом пошлины и сборы не рассматриваются в качестве налоговых платежей.
Основная идея кейсианской теории налогов заключается в том, что налоги являются главным экономическим рычагом, а пассивные сбережения населения тормозят развитие экономики, следовательно, их нужно изымать в виде налогов. Но в исследованиях не сказано, каким именно образом определить количество сбережений того или иного объекта.
Частные теории налогов представлены в таблице [5].
Таким образом, с раннего средневековья до современности продолжается изучение теории налогов. Российское законодательство не дает определения системы налогов и сборов, а лишь описывает ее структуру [1, ст. 1]. Справедливо будет заметить, что в теории налогообложения также отсутствует четкое определение понятия «система налогов». Подразумевается, что система налогов - это часть налоговой системы в целом. Традиционно налоговая система определяется как совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке [2].
На взгляд авторов, это узкое определение, характеризующее только одну сторону налоговых отношений по установлению и взиманию налогов. Более полным, по нашему мнению,
Теория Период Суть теории
Теория соотношения прямого и косвенного налогообложения Начало средних веков Системы налогов как таковой еще нет, но с граждан взимают прямые налоги. Постепенно внедряются косвенные налоги как источник более простого пополнения государственной казны
Конец средних веков Преобладает косвенное налогообложение
Конец XIX в. Действуют наравне и прямое, и косвенное налогообложение
Теория единого налога Разные времена Внедряется в практику исключительный налог на установленный объект налогообложения
Теория пропорционального и прогрессивного налогообложения Разные времена Устанавливаются твердые ставки налогов или ставки поднимаются вместе с ростом доходов
Теория переложения налогового бремени Середина XVII в. Налоговое бремя распределяется в процессе обмена
является определение С.Г. Пепеляева, который трактовал налоговую систему как «совокупность установленных в государстве существенных условий налогообложения» [4]. Под такими условиями ученый понимал принципы налогообложения, систему налогов, порядок установления и взимания налогов и другие элементы налогообложения.
А.В. Брызгалин определял налоговую систему как «взаимосвязанную совокупность всех существующих в государстве общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения и имеющих экономический, политический, организационный и правовой характер» [5]. К.С. Бельский определяет налоговую систему как «.. .основанную на определенных принципах совокупность взаимосвязанных частей (элементов) в сфере налогообложения, к которым относятся налоговая платежеспособность граждан страны, система установленных законом налогов и сборов, налоговая администрация, методы налогового администрирования» [5]. Д.Г. Черник понимает под налоговой системой «сложное образование, включающее в себя органически взаимосвязанные подсистемы: подсистему налогообложения и подсистему налогового администрирования» [5].
Из проведенного исследования становится очевидно, что понятие «система налогов» более узкое по сравнению с понятием «налоговая система». Мы предлагаем следующие определения. Налоговая система - это комплекс мероприятий, установленных в государстве, направленных на достижение полноты доходной части бюджета с целью эффективного функционирования государственных органов, экономики страны в целом. Система налогов - это законодательно учрежденные на определенной территории налоги и сборы, а также системный контроль за их поступлением в бюджет.
Отметим, что рассмотрение теоретических вопросов налогообложения необходимо для того, чтобы полноценно понимать задачи, стоящие перед современной налоговой политикой.
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (в актуальной редакции). Доступ из справ.-пра-вовой системы «КонсультантПлюс».
2. Об основах налоговой системы в Российской Федерации: закон Рос. Федерации от 27.12.1991 № 2118-1.
3. Алексеенко М.М. Взгляд на развитие учения о налоге у экономистов А. Смита, Ж.-Б. Сэя, Д. Риккардо, Ж. Сисмонди и Дж. Ст. Миля. М.: Изд-во «Либриком», 2012. 23 с.
4. Лапин В.Н. Развитие структуры налоговой системы // Вестник Саратовского гос. социально-эконом. ун-та. 2004. № 7. С. 94-100.
5. Майбуров И.А. Теория и история налогообложения: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Налоги и налогообложение». М.: ЮНИТИ, 2007. 495 с.
6. Маркс К. Теории прибавочной стоимости (4-й т. «Капитала»). М.: Госполитиздат, 1955-1961.
7. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: ЭКСМО, 2007. 960 с.
8. Financelike. URL: http://www.financelike.ru/ dzms-141-2.html.
References
1. Nalogovy'j kodeks Rossijskoj Federatsii (v aktual'noj redaktsii). Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy' «Konsul'tantPlyus».
2. Ob osnovakh nalogovoj sistemy' v Rossijskoj Federatsii: zakon RF ot 27.12.1991 № 2118-1.
3. Alexeenko M.M. Vzglyad na razvitie ucheniya o naloge u e'konomistov A. Smita, Zh-B. Se'ya, D. Rikkardo, Zh. Sismondi i Dzh.St. Milya [View on the development of the doctrine of tax economists A. Smith, J.B. Say, D. Riccardo, J. Sismondi and J.St. Mile]. M.: Izd-vo Librikom, 2012. 23 s.
4. Lapin V.N. Razvitie struktury' nalogovoj sistemy' [Development of the tax system structure] // Vestnik Saratovskogo gos. social'no-e'konom. unta. 2004. № 7. S. 94-100.
5. Majburov I.A. Teoriya i istoriya nalogo-oblozheniya [Theory and history of taxation]: ucheb-nik dlya studentov vuzov, obuchayushchikhsya po spetsial'nosti «Nalogi i nalogooblozhenie». M.: YuNITI, 2007. 495 s.
6. Marks K. Teorii pribavochnoj stoimosti (4-j t. «Kapitala») [Theory of surplus value («The Сapital», Vol. 4)]. M.: Gospolitizdat, 1955-1961.
7. Smit A. Issledovanie o prirode i prichinakh bogatstva narodov [An inquiry into the nature and causes of the wealth of nations]. M.: E'KSMO, 2007. 960 s.
8. Financelike. URL: http://www.financelike.ru/ dzms-141-2.html.
ГУРОВА Славяна Юрьевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
ШИПЕЕВ Яков Георгиевич - аспирант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
38
вестник Российского университета кооперации. 2019. № 1(35)
GUROVA, Slavyana Yuryevna - Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor of the Department of Economy. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
SHIPEEV, Yakov Georgievich - Postgraduate. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
УДК 658: 334.735 (470.344)
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ КАК ОСНОВА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КООПЕРАТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В.И. Елагин, О.Л. Алексеева, М.С. Павлова
Обобщены различные подходы к трактовке категории «экономические ресурсы», определен и уточнен состав экономических ресурсов кооперативной организации. В работе авторами проведен анализ показателей эффективности использования экономических ресурсов Ядринского районного потребительского общества Чувашской Республики, в частности основных средств, оборотных средств и трудовых ресурсов, а также предложена система мер, направленных на устойчивое развитие кооперативной организации в современных условиях. Практическая значимость исследования заключается в авторском подходе к обобщению сущности и значения экономических ресурсов в финансово-хозяйственной деятельности кооперативных организаций. Вывод, к которому склоняются авторы, следующий: эффективность использования экономических ресурсов определяет конкурентоспособность организации в сложившейся экономической среде, в связи с чем исследование формирования и использования экономических ресурсов кооперативной организации необходимо для обеспечения ее устойчивого развития.
Ключевые слова: устойчивое развитие; кооперативная организация; экономические ресурсы; экономический потенциал; эффективность управления ресурсами; ERP-системы.
V.I. Elagin, O.L. A^eyeva, M.S. Pavlova. ECONOMIC RESOURCES AS A BASIS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF A COOPERATIVE ORGANIZATION
Various approaches to the interpretation of the category «economic resources» are summarized, the composition of economic resources of a cooperative organization is defined and specified. In this paper, the authors analyze the performance indicators of economic resources of the Yadrinsky district consumer society of the Chuvash Republic (in particular fixed assets, working capital and labor resources), and propose a system of measures aimed at sustainable development of a cooperative organization in modern conditions. The practical significance of the study lies in the authors' approach to the generalization of the nature and importance of economic resources in the financial and economic activities of cooperative organizations. The conclusion to which the authors are inclined is as follows: the effectiveness of their use determines the competitiveness of an organization in the current economic environment. In this connection, the study of the formation and use of economic resources of a cooperative organization becomes relevant.
Keywords: sustainable development; cooperative organization; economic resources; economic potential; resource management efficiency; ERP-system.
Обеспечение устойчивого развития деятельности организации, в том числе кооперативной, определяется эффективностью управления ресурсами. Современное экономическое сообщество не выработало единого подхода к определению понятия «экономические ресурсы организации» и их составу. Неоспоримо, что экономические ресурсы представляют собой основу функционирования организации. Эффективность их использования определяет конкурентоспособность орга-
низации в сложившейся экономической среде, в связи с чем исследование формирования и использования экономических ресурсов кооперативной организации приобретает свою актуальность. Представляется необходимым уточнение понятия «экономические ресурсы организации», а также конкретизация их классификации для целей управления кооперативной организацией.
Использование категории «экономические ресурсы» является универсальным, междис-