ГАВРИЛОВА Марина Вячеславовна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: m-gavrilova@list.ru
КОЧЕРГИНА Светлана Геннадьевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: kocherginalana@mail.ru
GAVRILOVA, Marina Vyacheslavovna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economy. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: m-gavrilova@list.ru
KOCHERGINA, Svetlana Gennadyevna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economy. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: kocherginalana@mail.ru
УДК 336.2(510)
ИЗ ОПЫТА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ КНР:
ЧТО ПРИГОДИТСЯ РОССИИ
С.Ю. Гурова, Я.Г. Шипеев
Рассматривается опыт налогообложения доходов граждан в Китайской Народной Республике (КНР) применительно к подоходному налогу с физических лиц в Российской Федерации.
Ключевые слова: опыт подоходного налогообложения в Китае; Закон КНР «О налоге на доходы физических лиц»; ставки НДФЛ в отношении оплаты труда.
S.Yu. Gurova, Ya.G. Shipeev. FROM THE EXPERIENCE OF TAXATION OF NATURAL PERSONS OF THE PRC: WHAT IS USEFUL TO RUSSIA
Experience of the taxation of the income of citizens in the People's Republic of China (PRC) in relation to income tax from natural persons in the Russian Federation is considered.
Keywords: experience of the income taxation in China; The Law People's Republic of China «About a tax on the income of natural persons»; personal income tax rates concerning compensation.
Государственная политика в области налогообложения в странах с социально ориентированной экономикой направлена не просто на защиту человека от социальных рисков, а на недопущение резкого материального и социального неравенства, обеспечение достаточно высокого уровня поддержки и помощи нуждающимся слоям населения, на сохранение и развитие человеческого капитала.
В Российской Федерации к доходам от выполнения трудовых обязанностей применяется единая ставка подоходного налога 13%, что, строго говоря, не соответствует принципу равного налогового бремени. Переход к ставке 13% был осуществлен в 2001 г. в связи со вступлением в силу гл. 23 Налогового кодекса. До 2001 г. налог на доходы физических лиц исчислялся по прогрессивной шкале на основании Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц», принятом в декабре 1991 г. Введение плоской шкалы налогообложения трудовых доходов обосновывалось тем, что крупные сум-
мы доходов в этом случае будут выведены из теневого сектора экономики. Однако результаты исследований Счетной палаты и Всероссийского центра уровня жизни свидетельствуют о том, что введение в нашей стране плоской шкалы подоходного налога не позволило решить те задачи, которые ставились изначально [5].
К тому же плоская шкала подоходного налогообложения упрощает налоговое администрирование, а чрезвычайные сложности, связанные с собираемостью налогов при прогрессивных ставках подоходного налогообложения, представляются надуманными.
Опыт подоходного налогообложения в Российской Федерации может быть обогащен опытом подоходного налогообложения, сложившимся в последние десятилетия в КНР, где при численности населения, на порядок превышающей численность населения России, успешно применяется 7-ми ступенчатая прогрессивная система подоходного налогообложения с минимальной ставкой 5% и максимальной - 45%,
32
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2015. №4(22)
что в том числе обеспечивает устойчивый рост экономики даже в условиях глобального экономического кризиса.
Состоявшийся в октябре 2005 г. VI Пленум ЦК КПК 16 созыва выдвинул тезис о необходимости еще большего внимания к «социальной справедливости» и определил справедливость в качестве важного признака социалистического гармоничного общества. Было отмечено, что следует постепенно формировать систему обеспечения социальной справедливости, главное содержание которой заключается в справедливости прав, шансов, правил и распределения. Решения Пленума подчеркивали потребность в обеспечении социальной справедливости через усиление хозяйственного строительства.
Реформирование налоговой системы Китая на данном этапе направлено на создание равных условий налогообложения для предприятий с национальным и иностранным капиталами [1]: в соответствии со ст. 6 Закона КНР «О налоге на доходы физических лиц» иностранные граждане, проживающие в КНР от одного до пяти лет, освобождены от уплаты налога на доходы, полученные за рубежом. Данные доходы подлежат декларированию и уплате налога, начиная с шестого года проживания в КНР, в случае если иностранный гражданин в течение данного года не потерял статус налогового резидента в КНР.
Кроме того, в КНР введена поправка в закон о взимании личного подоходного налога и повышена планка освобождаемых от налога личных доходов, что обеспечило создание благоприятного общего налогового климата для внутренней и внешней деятельности отечественных малых и средних предприятий.
Таким образом, в Китае бюджетные средства расходуются в основном на социальные цели и не теряются в средствах, обеспечивающих развитие экономики. Правительство принимает меры по развитию экономики, опираясь на рынок, а средства государственного бюджета расходуются на национальную оборону, содержание государственной администрации, среднее образование, здравоохранение и социальное обеспечение, развитие науки и инфраструктуры.
Важную роль в деле макроэкономического контроля играет налоговая система, правительство в то же время принимает меры, направленные на повышение роли налога на доходы физических лиц и увеличение его доли в общих доходах государства. Это способствует росту налоговых поступлений в бюджет страны
и рациональному, достаточно открытому распределению доходов, а фискально-бюджетная система исполняет роль автоматического стабилизатора экономики.
Одной из важных задач в области налогообложения доходов физических лиц Правительство Китая считает уменьшение налогового бремени крестьян, рост их доходов, а также увеличение вложения государственных средств в сельские районы [4]. В последние годы в Китае планируется осуществить ряд мер, включая введение налоговых льгот, в целях содействия развитию центральных и западных областей [3].
Взимание налога на доходы физических лиц в настоящее время регулируется Законом КНР «О налоге на доходы физических лиц» в редакции от 30.06.2011 г. и Нормами и правилами применения Закона КНР «О налоге на доходы физических лиц» в редакции от 19.07.2011 г. (последние изменения в данных документах вступили в силу с 01.09.2011 г.).
Плательщиками налога на доходы физических лиц в этой стране являются:
- граждане КНР или иностранные граждане, постоянно проживающие на территории КНР более года. Данные лица должны выплачивать налог на доходы физических лиц в отношении дохода, полученного на территории КНР и за рубежом;
- иностранные граждане, не являющиеся налоговыми резидентами КНР и находящиеся в КНР менее года. Данные лица выплачивают налог на доходы физических лиц в отношении дохода, полученного на территории КНР.
Вне зависимости от места фактической выплаты к доходам, полученным на территории КНР, относятся:
- доход, полученный в результате предоставления на территории КНР трудовых услуг в связи с наймом на работу, приемом на должность, соглашением;
- доход, полученный в результате сдачи в аренду имущества для использования арендатором на территории КНР;
- доход, полученный от передачи (продажи) недвижимого имущества, прав пользования землей или иного имущества на территории КНР;
- доход, полученный от разрешения на использование на территории КНР патентных прав;
- доход в виде дивидендов, процентов и роялти, полученных от компаний, предприятий, иных экономических организаций или физических лиц из КНР.
Налог на доходы физических лиц применяется к различным видам доходов, в отношении которых действует различная применяемая ставка налога. Законом выделяется различный порядок налогообложения следующих видов доходов физического лица:
- оплата труда (полученная заработная плата, оклад, премии, годовые бонусы, участие в прибыли предприятия, субсидии и компенсации и иные виды дохода, полученные в результате найма на работу или занятия должности);
- доход от индивидуальной предпринимательской деятельности и подряда;
- гонорары;
- доход от предоставления трудовых услуг;
- доход от предоставления права использования патентных прав (роялти), аренды имущества;
- доход от передачи имущества;
- доход от дивидендов, процентов, распределений прибыли, выигрышей в лотерею, прочие виды дохода.
Таблица 1
Ставки НДФЛ в отношении оплаты труда
Оплата труда облагается по прогрессивной шкале ставок от 3 до 45% за вычетом минимального не облагаемого налогом минимума (табл. 1). В настоящее время сумма минималь-
ного не облагаемого налогом минимума для граждан КНР составляет 3500 юаней (38069,85 руб.), для граждан иностранных государств -4800 юаней.
Проведенный нами анализ показал, что сумма налога к выплате в КНР формируется по методике, которая может быть выражена формулой:
СН = Д - Н х Ст. (1)
вып. ^мес. мин НДФЛ' 4 ^
где СНвып - сумма налога к выплате;
Дмес. - доход в месяц;
Н - необлагаемый минимум;
мин
Ст.ВДФл - ставка налога.
* Формула расчета НДФЛ к выплате с использованием суммы для быстрого исчисления налога имеет следующий вид:
НДФЛ = Д х Ст.НДФЛ - Сб . (2)
^^ к вып. "мес. НДФЛ бин ^ '
Рассчитав распределение населения в процентах от занятых в экономике [3], представляем возможную прогрессию подоходного налога в Российской Федерации (табл. 2).
Ожидаемые экономические результаты от введения 9-ти ступенчатой прогрессивной шкалы подоходного налога в Российской Федерации могут привести к следующим положительным результатам:
1) доходы бюджета от поступления подоходного налога увеличатся и составят 0,033 млрд руб.;
2) для категории граждан с доходами до 100 тыс. руб. в год (25,1% населения) налог уменьшится в 1,3 раза;
3) для категории граждан с доходами от 100,1 до 200 тыс. руб. в год (25,2% населения) налог уменьшится в 1,04 раза;
4) для категории граждан с доходами от 200,1 до 500 тыс. руб. в год (36,5% населения) налог не изменится;
5) для категории граждан с доходами от 500,1 до 800 тыс. руб. в год (10,3% населения) налог увеличится в 1,08 раза [5].
Таблица 2
Прогрессивная шкала подоходного налогообложения в Российской Федерации (разработано авторами)
Ступень Совокупный годовой доход (тыс. руб.) Налоговые ставки,в % Распределение населения, в % от занятых в экономике
1 до 100 10 25,1
2 от 100,1 до 200 12,5 25,2
3 от 200,1 до 500 13,5 36,5
4 от 500,1 до 800 14
5 от 800,1 до 1000 16
6 от 1000,1 до 2000 20 13,2
7 от 2000,1 до 3000 24
8 от 3000,1 до 4000 28
9 Свыше 4000,1 30
ИТОГО: 100
Ставки Сумма Сумма для
налога, ежемесячного быстрого
% налогооблагаемого исчисления
дохода, юаней налога, юаней*
3 менее 1500 0
10 от 1501 до 4500 105
20 от 4501 до 9000 555
25 от 9001 до 35000 1005
30 от 35001 до 55000 2775
35 550001 до 80000 5505
45 80001 и выше 13505
34
вестник Российского университета кооперации. 2015. №4(22)
Таким образом, изучение опыта подоходного налогообложения в социально ориентированной и, что немаловажно, преуспевающей экономике Китая показало возможность сочетания стабильного наполнения бюджета с социально ориентированным и открытым использованием поступлений от налога на доходы физических лиц.
Возможно, в таком налогообложении не всегда заинтересованы физические лица, получающие доход, значительно (в сотни раз) превышающий средний прожиточный минимум, однако рост среднего прожиточного минимума зависит и от объема той суммы бюджета, которая может быть выделена на социальное субсидирование, именно эта часть бюджета и должна формироваться за счет налогообложения меньшей части физических лиц с наибольшими доходами. Соблюдение такого принципа важно, ибо именно оно может свидетельствовать о выполнении налогами распределительной функции. Социальная однородность нации достигается реализацией целого ряда принципов, однако принцип налогового равенства (когда налоговое бремя увеличивается с увели-
чением дохода) в совокупности этих подходов является, на наш взгляд, основополагающим. Данный подход важен для системы наполнения и распределения бюджета Российской Федерации в контексте наличия резкого различия между уровнем жизни среднестатистического россиянина и потребительской элиты.
Список литературы
1. О налоге на доходы физических лиц: закон КНР. URL: http://Pavel.Bazhanov.pro.
2. Нормы и правила применения Закона КНР «О налоге на доходы физических лиц» в ред. от 19.07.2011 г. (последние изменения в данных документах вступили в силу с 01.09.2011 г.).
3. Поспелова Е.Б. Современная налоговая система Китая: налоги на доходы и имущество физических лиц // Науковедение. 2014. № 6.
4. Сайт консалтинговой группы «Окно в Китай». URL: http://chinalawinfo.ru.
5. Сильвестрова Т.Я., Калинина Г.В., Гурова С.Ю. В поисках подходов социальной составляющей налоговой политики Российской Федерации // Научно-технические ведомости СПб ГПУ. Экономические науки. 2014. № 4(199). С. 159-166.
ГУРОВА Славяна Юрьевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и налоговых систем. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: slav_gur@mail.ru
ШИПЕЕВ Яков Георгиевич - аспирант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: yakshi89@rambler.ru
GUROVA, Slavyana Yuryevna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of World Economy and Tax Systems. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: slav_gur@mail.ru
SHIPEEV, Yakov Georgiyevich - Graduate Student. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: yakshi89@rambler.ru
УДК 334.7
ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
В.И. Елагин, Н.В. Кудряшова
Рассмотрены точки зрения учёных и специалистов на устойчивое финансовое развитие предприятий. Предложены основные виды деятельности, существенно влияющие на финансовый результат хозяйствующих субъектов.
Ключевые слова: финансы; конкурентоспособность; предприятие; финансовый результат.
V.I. Elagin, N.V. Kudryashova. FINANCIAL ASPECTS OF ENTERPRISE COMPETITIVENESS INCREASE
Viewpoints of scientists and experts on the steady financial development of enterprises are considered. Basic types of activities essentially affecting financial result of economic enterprises are offered.
Keywords: finance; competitiveness; enterprise; financial result.