Научная статья на тему 'Эволюция колористической среды Новосибирска (на примере исторического ядра)'

Эволюция колористической среды Новосибирска (на примере исторического ядра) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
137
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРКАСНЫЙ УЗЕЛ / FRAME NODE / КОЛОРИСТИЧЕСКАЯ СРЕДА / ЦВЕТ В АРХИТЕКТУРЕ / COLOR IN ARCHITECTURE / ГОРОД / CITY / НОВОСИБИРСК / NOVOSIBIRSK / ENVIRONMENTAL COLORISTIC

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ворожейкина Вера Александровна

В статье рассмотрена эволюция колористической среды Новосибирска. Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящий момент в историческом ядре города доминирует серый цвет. Социологические опросы гостей Новосибирска показали, что 65% респондентов считают город ахроматическим. Семантика серого цвета «серость», оказывает психологическое давление на горожан. Новосибирск относительно молодой город (основан 1903 году), что позволяет отследить историю становления архитектурной среды практически с момента его возникновения. На базе зарубежного и отечественного опыта в области формирования колористики города автор делает вывод о необходимой коррекции цвета исторического ядра Новосибирска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF THE COLORISTIC ENVIRONMENT OF NOVOSIBIRSK (FOR EXAMPLE, HISTORIC CORES)

The article considers evolution of the coloristic environment of Novosibirsk. The relevance of the topic is due to the fact that at the moment in the historical core of the city is dominated by gray color. Sociological surveys of Novosibirsk guests showed that 65% of respondents consider the city to be achromatic. Semantics of gray color "dullness", exerts psychological pressure on the townspeople. Novosibirsk is a relatively young city (founded in 1903), which makes it possible to trace the history of the formation of the architectural environment practically from the moment of its appearance. Based on the foreign and domestic experience in the field of the formation of the city's coloristics, the author makes a conclusion about the necessary correction of the color of the historical nucleus of Novosibirsk

Текст научной работы на тему «Эволюция колористической среды Новосибирска (на примере исторического ядра)»

ЭВОЛЮЦИЯ КОЛОРИСТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ НОВОСИБИРСКА (НА ПРИМЕРЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ЯДРА)

УДК 72.017.4:711.523(571.14-25) ББК 85.118(2Рос-2Новосибирск)

В.А. Ворожейкина

Новосибирский государственный архитектурно-художественный университет, Новосибирск, Россия

Аннотация

В статье рассмотрена эволюция колористической среды Новосибирска. Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящий момент в историческом ядре города доминирует серый цвет. Социологические опросы гостей Новосибирска показали, что 65% респондентов считают город ахроматическим. Семантика серого цвета - «серость», оказывает психологическое давление на горожан. Новосибирск относительно молодой город (основан 1903 году), что позволяет отследить историю становления архитектурной среды практически с момента его возникновения. На базе зарубежного и отечественного опыта в области формирования колористики города автор делает вывод о необходимой коррекции цвета исторического ядра Новосибирска.1

Ключевые слова: каркасный узел, колористическая среда, город, Новосибирск, цвет в архитектуре

EVOLUTION OF THE COLORISTIC ENVIRONMENT OF NOVOSIBIRSK (FOR EXAMPLE, HISTORIC CORES)

V. Vorozheykina

Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts, Novosibirsk, Russia Abstract

The article considers evolution of the coloristic environment of Novosibirsk. The relevance of the topic is due to the fact that at the moment in the historical core of the city is dominated by gray color. Sociological surveys of Novosibirsk guests showed that 65% of respondents consider the city to be achromatic. Semantics of gray color - "dullness", exerts psychological pressure on the townspeople. Novosibirsk is a relatively young city (founded in 1903), which makes it possible to trace the history of the formation of the architectural environment practically from the moment of its appearance. Based on the foreign and domestic experience in the field of the formation of the city's coloristics, the author makes a conclusion about the necessary correction of the color of the historical nucleus of Novosibirsk.2

Keywords: frame node, environmental coloristic, city, Novosibirsk, color in architecture.

Новосибирск - крупнейший за Уралом транспортно-логистический узел, перекрестье важных транспортных путей Сибири. Город считается промышленным со времен Великой Отечественной войны, когда за Урал было эвакуировано множество предприятий. Война

1 Для цитирования: Ворожейкина В.А. Эволюция колористической среды Новосибирска (на примере исторического ядра) // Architecture and Modern Information Technologies. - 2018. -№1(42). - С. 305-316 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://marhi.ru/AMIT/2018/1kvart18/22 vorozheykina/index.php

2 For citation: Vorozheykina V. Evolution of the Coloristic Environment of Novosibirsk (for example, historic cores). Architecture and Modern Information Technologies, 2018, no. 1(42), pp. 305-316. Available at: http://marhi.ru/eng/AMIT/2018/1 kvart18/22 vorozheykina/index.php

стала катализатором роста промышленности, которая и в настоящий момент является основой городской экономики. Рост города в последнее время обусловлен появлением новых технологий строительства. Генеральный план города в настоящее время динамично развивается (рис. 1). Характерной особенностью Новосибирска является неравномерное расселение по правому и левому берегам реки Обь. Исторически правый берег осваивался еще до возникновения города. Планировочная структура Новосибирска многоядерная, формируется при наличии не одного, а нескольких, связанных между собой городских центров, тем самым его рассредоточивая [1].

Рис. 1. Карта-схема планируемой магистральной улично-дорожной сети Новосибирска на период до 2030 г.

Люди, живущие в крупном городе, выстраивают для себя свою систему ориентиров, помогающих формировать определенные маршруты, отыскивать необходимые улицы и здания. Эту систему поддерживают элементы городской навигации, такие как названия улиц, домов, а также архитектурные сооружения - знаковые объекты городской среды, которые поддерживают в представлении каждого горожанина свой образ города. Немаловажную роль в системе ориентиров играет цвет. При помощи цвета можно выделить здание, его часть или, напротив, сделать неприметным, «растворить» в пространстве. Ф. Авакумович пишет: «Фасады зданий выступают в роли вертикалей городской среды, их цвет может усиливать черты городского пейзажа, говорить людям о соответствующих действиях, направлять или запрещать» [2, с.27]. Формируясь на протяжении определенного периода времени, город приобретает характерную цветовую палитру, зависящую от объективных и субъективных факторов (социальных, экономических и культурно-эстетических).

Вопросами организации цвета в архитектуре Новосибирска занимался кандидат архитектуры В.П. Борзот в 1960-е годы. В своей диссертации «О композиции цвета в архитектуре городов Сибири (Новосибирск, Барнаул, Ангарск)» [3], он подчеркнул серость и монотонность фасадов архитектурного ансамбля центральной площади города, дал описание цвета знаковых зданий. Говоря о цвете, он предлагал где-то оставить существующий цвет, а где-то его изменить, чтобы сделать городскую среду более комфортной для проживания. По прошествии пятидесяти лет проблема преобладания серого цвета в центральной площади Новосибирска сохранилась, хотя ансамбль дополнился новыми сооружениями. Некоторые здание были радикально перекрашены. В настоящее время вопросами сохранения исторического архитектурного наследия Новосибирска и вопросами реставрации зданий в городе активно занимается правительство Новосибирской области, деятели культуры, архитекторы и градостроители, но порой здание, которому вернули исторический цвет, теряет гармонию с существующим архитектурным окружением.

Автор рассматривает генезис цветовой среды исторического ядра Новосибирска -площади Ленина (рис. 2). Центром площади является многофигурная композиция памятников на постаменте, из этой точки открывается наилучший круговой обзор. Для дальнейшего исследования было выбрано десять зданий в радиусе 200-250 метров от точки обзора. Обозреваемые объекты представляют собой архитектурный ансамбль и отдалены от зрителя примерно на равное расстояние; здание Торгового корпуса, Деловой дом, здание ГОСБАНКА, Болгарский дом, здание СИБКРАЙСОЮЗА, здание Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств, жилой дом, театр Оперы и балета, жилой дом - пристройка к Мэрии, Мэрия (ПРОМБАНК).

Рис. 2. Новосибирск на спутниковой карте. Желтым выделена исследуемая область

Для описания выбранного фрагмента площади автор использует терминологию архитектора А.Э. Гутнова. Термин «каркас» используется для обозначения относительно устойчивой, структурообразующей части системы, концентрирующей основные процессы жизнедеятельности городского населения, связанные с высокой интенсивностью пространственного освоения [4, с.116]. «В отличие от планировочной структуры каркас означает не сами по себе внутренние взаимосвязи, свойственные объекту, а выделенную на основе этих взаимосвязей совокупность его материально-пространственных элементов (сооружения, магистрали и т.п.)» [4, с.128]. Иными словами, под «каркасом» понимается система магистральных дорог и дорог городского значения, которые

обеспечивают непрерывное транспортное движение города. Эту концепцию каркаса доктор архитектуры А.В. Ефимов в дальнейшем использует для обоснования развития колористики города [5]. Кандидат архитектуры А.А. Правоторова дает классификацию составным элементам каркаса: «Различные элементы «каркаса» неравнозначны с точки зрения их роли в общей структуре, поэтому в ходе анализа выстраивается их иерархия. Определяющее место в ней принадлежит «узлам», потенциал которых подсчитывается на основе количественных и качественных характеристик подходящих к ним связей. Каждой связи присваивается один из трех порядков [6, с.210-211]. К каркасным узлам первого порядка она относит узлы на пересечении главных магистралей, скоростных дорог; второго порядка - охватывающие пересечение магистралей и дорог районного значения; третьего порядка - расположенные, как правило, в спальных районах. Чем выше уровень узла, тем больше в нем функциональной насыщенности. На основе этих теоретических положений автор исследует историческое ядро Новосибирска.

Для начала важно изучить - какие цветовые закономерности каркасного узла площади Ленина существуют объективно? Какие попытки по формированию архитектурной среды центрального района Новосибирска были предприняты в прошлом? Для ответа на эти вопросы проведено натурное обследование каркасного узла исторического ядра Новосибирска; в том числе была предпринята попытка исследовать историю его становления и определены стилистические ориентиры, обуславливающие цветовую палитру.

Чтобы понять как складывался архитектурный облик Новосибирска необходимо обратится к истории, прояснить, что повлияло на творчество его создателей. Архитектор А.Д. Крячков родился в деревне Вахрево Ярославской губернии в 1876 году. С 1897 года он учился в Санкт-Петербурге, проходил практику в Поволжье, Крыму, Выборге, Тифлисе, а в 1907 году был отправлен в командировку в Германию, Францию и Италию. В Новосибирске А.Д. Крячков работал в 1930-е годы в Сибирском строительном институте. «Как когда-то предприимчивые европейцы ехали в Америку, Крячков едет в Сибирь и успешно там работает. Однако в Томске также достаточно сильна конкуренция (например, К.К. Лыгин). Вот тут и появляется самый «американский» из сибирских городов - Ново-Николаевск. Связав с ним судьбу, А.Д. Крячков становится совладельцем кирпичного завода, строит достаточно масштабные здания и входит в число основателей архитектурного образования в Сибири. Таков эффектный взлет этого выдающегося сибирского архитектора», - отмечает Д. Поповский [7].

Здание городского Торгового корпуса, которое является памятником архитектуры, было спроектировано и построено А.Д. Крячковым в 1911 году. Здание расположено по адресу: Красный проспект, 23. Оно изначально проектировалось как многофункциональное, поскольку в молодом городе было недостаточно освоенной территории и кирпичных зданий, и городской торговый корпус в духе архитектуры модерна вмещал городскую управу, банк, электростанцию и магазины (рис. 3). На этот момент времени каркасный узел площади Ленина только начал формироваться, не были толком определены границы дорог.

Рис. 3. Ансамбль площади Ленина в Новосибирске. Слева направо: здание НГУАДИ, жилой дом, в центре снимка театр Оперы и балета, жилой дом, Мэрия (ПРОМБАНК), здание Торгового корпуса (фото автора)

На фотографии 1912 года можно разглядеть различные вывески и надписи, выполненные также в стиле модерн (рис. 4). Первые черно-белые фотографии передают цветовые контрасты, между красным кирпичом и светлыми элементами, в то время как зеленая крыша и фасад имеют нюансные соотношения. Здание в стилистике русского модерна имеет характерные для него цвета: красный кирпич, белый и зеленый цвета.

Рис. 4. Здание Торгового корпуса. Фотография 1912 г.

В период советского времени в Новосибирске активно велись дискуссии о перепланировке центральной части города. Здание городского Торгового корпуса попадало под снос, так как не соответствовало стилистике «сталинского ампира». Архитекторы И. Соколов-Добрев и Р. Окунева выступили с заявлением о расширении центральной площади за счет сноса, но проекту не дано было осуществится в связи с кончиной Сталина.

Рис. 5. Здание Торгового корпуса, 1965 г.

Автором были обнаружены несоответствия в описании колористического облика здания Торгового корпуса в разные периоды времени, также были найдены фотографии, которые подтверждают этот факт. В.П. Борзот пишет об этом здании «...светлые колера городского Торгового корпуса, особенно при ярком солнечном освещении, активно «выступают» из нейтрального окружения и, несмотря на малые размеры, объем здания подчиняет зрительно прилегающие пространства» [3, с.99]. В данный момент это утверждение не соответствует действительности, поскольку «светлыми» тона здания городского корпуса назвать сложно. На фотографии 1965 года оштукатуренная часть здания имеет желтый цвет, в то время как крыша красная (рис. 5). Эта была нелепая попытка подвести все здания данного ансамбля к стилистической концепции конструктивизма.

Подобные проекты по объединению архитектурных сооружений при помощи цвета были актуальны ранее в Москве. А.В. Ефимов исследовал вопрос московской колористики. В своей книге «Колористика города» он пишет, что в Москве в 1924 году была предпринята попытка изменить колористический облик города. Члены ассоциации АСНОВА предложили упорядочить полихромию в масштабе всего города путем объединения архитектурных ансамблей с помощью цвета, при этом необходимо было сохранить цвет отдельных исторических объектов, а рекламные вывески и плакаты подчинить колористическому единству ансамбля [5].

В 1987 году Торговый корпус стал постоянным местом экспозиции Новосибирского краеведческого музея. Здание несколько раз реставрировалось и перекрашивалось, к концу 1990-х годов купола были серого металлического цвета без окрашивания, кирпичной части были возвращены исторические цвета. Серый цвет куполов делал здание незавершенным и вносил дополнительные «нотки серости» в ансамбль.

В 2009 году Губернатор Новосибирской области В. Толоконский заявил о необходимости реставрации здания Торгового корпуса и возвращении ему первоначального облика по старым чертежам. Колористика здания также была восстановлена по старым фотографиям и документальным свидетельствам. Автором проекта архитектором-реставратором А. Кулаковым было предложено восстановить подземную галерею, открыть второй вход в галерею Краеведческого музея со стороны Первомайского сквера, восстановить пожарную каланчу, которая находилась над центральным входом. В 2011 году башня была восстановлена.

Следующим объектом анализа является здание Делового дома по адресу: Красный Проспект, 25 (1926). Оно построено по проекту московского архитектора Д.Ф. Фридмана, который выиграл конкурс на это здание в стилистике конструктивизма с элементами рационалистического модерна. Архитектор Д.Ф. Фридман с 1927 года преподавал в Высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИН) и в Московском архитектурном институте (МАРХИ). Деловой дом был светло-серого цвета, что является характерным для архитектуры конструктивизма (рис. 6). Изначально на фасаде здания размещались вывески и декоративные элементы «в духе» конструктивизма.

Рис. 6. Слева направо: Деловой дом, здание ГОСБАНКА, Болгарский дом, здание СИБКРАЙСОЮЗА, здание НГУаДи, жилое здание (фото автора)

Этот фрагмент архитектурного ансамбля дополнился зданием ГОСБАНКА, построенного архитектором А.Д. Крячковым в 1930 году. Здание расположено в нескольких метрах от Делового дома (рис. 6). Позднее В.П. Борзот отмечал раздробленность фасадов площади. При этом он выделял здание банка красного цвета, как бы выступающего на зрителя, которое и по сей день является цветовым акцентом архитектурного ансамбля. Рамы белого цвета освежают фасад и предают ему некоторую легкость. С момента возведения здание сохранило близкий к первоначальному цвет, одно из немногих зданий, на котором никогда не располагалась наружная реклама, за исключением надписи «ГОСБАНК», которая размещалась на крыше еще в довоенное время.

Следующим элементом каркасного узла, относящимся к эпохе конструктивизма, является здание СИБКРАЙСОЮЗА, находящееся по адресу: Красный Проспект, 29 (1926), автор А.Д. Крячков. В.П. Борзот пишет о нем: «...Представляет яркий образец архитектуры переходной стилистики от неоклассицизма и рационалистического модерна к конструктивизму» [3, с.66]. Здание серого цвета, неоднократно перекрашивалось в разные оттенки серого (рис. 7). В настоящее время оно имеет серо-голубой оттенок. Можно отметить тенденцию к высветлению здания. Фрагменты белого цвета и надпись «ОБЛПОТРЕБСОЮЗ» освежают фасад, но окна первого этажа, который занимает магазин косметики «Рив Гош», декорируются рекламой, которая, несомненно, влияет на восприятие сооружения в целом. С одной стороны, реклама вносит цветовой акцент в ахроматическое здание, но не является постоянной, вследствие чего не может быть долговременным ориентиром для жителей города. На декорирование фасадов зданий исторического ядра города стоит обращать внимание, поскольку здесь сконцентрирован наибольший поток туристов и жителей города.

Рис. 7. Болгарский дом, здание СИБКРАЙСОЮЗА, здание НГУАДИ (слева направо). На переднем плане - вход в метро (фото автора)

Здание Новосибирского государственного университета архитектуры дизайна и искусств (далее НГУАДИ) по адресу: Красный проспект, 38, известное как бывшая Партшкола, также проектировалось архитектором А.Д. Крячковым (1923), но его проект не был осуществлен в полной мере (рис. 8). Здание решено было сделать двухэтажным, но через несколько десятков лет его надстроили до четырех этажей. В послевоенное время здание приобрело декор «сталинского ампира» для поддержки театра Оперы и балета (рис. 6). Здание НГУАДИ - серого цвета, а театр Оперы и балета имеет чуть более светлую охристую гамму.

Рис. 8. Дом ГОСУЧЕРЕЖДЕНИЙ (ныне НГУАДИ), 1923 г.

С другой стороны площади располагается здание Мэрии (ПРОМБАНКА) (1927 г.) по адресу: Красный проспект, 34. Авторы инженер-архитектор А.В. Швидковский и архитектор-художник Г.П. Гольц, чей проект победил в конкурсе в Московского архитектурного общества и был одобрен академиком А.В. Щусевым (рис. 9). К середине 1930-х годов, конструктивизм утвердился как ведущий стиль Новосибирска и планировка центральной части города считалась завершенной. Но здание НГУАДИ и здание Мэрии поменяли свой облик в 1950-х годах в связи с попыткой стилистического и цветового объединения с театром Оперы и балета. Была произведена надстройка дополнительных трех этажей, фасад здания приобрел декоративные элементы в стилистике «сталинского ампира» (рис. 6).

*

Рис. 9. Здание ПРОМБАНКА (ныне Мэрия), 1927 г.

Театр Оперы и балета (1931-1945, 1956), расположенный по адресу: Красный проспект, 36, является визитной карточкой Новосибирска (рис. 3). Авторы проекта: Архитектор

A.З. Гринберг, член АСНОВА, театральный архитектор Т.Я. Бардт и главный художник Большого театра М.И. Курилко. Здание выполнено в стиле неоклассицизма, по первоначальному проекту фасад должны были украшать греческие скульптуры. Предполагалось, что купол послужит экраном для проецирования киноленты, но к сожалению идею не удалось воплотить в реальность. Так или иначе, здание является культовым для Новосибирска и имеет уникальную конструкцию: к примеру, купол театра «лежит» на основной части без каких-либо креплений, поскольку климатические условия Сибири характеризуются резкими колебаниями температуры, и конструкция купола то расширяется, то сжимается. Теплая цветовая гамма в духе неоклассицизма разбавлена контрастным темно-серым цветом ордера колонн. Крыша театра светло-серая, металлическая, уникальна по фактуре. Чешуйчатая конструкция купола обеспечивает необходимую вентиляцию здания.

B.П. Борзот отмечал, что здания на площади Ленина в основном серые, нейтральные, что цвет купола театра Оперы и балета сливается с ахроматической архитектурной средой, вызывая чувство уныния. Также он дает цветовое описание здания, расположенного по адресу: ул. Депутатская, 38. «Жилой семиэтажный дом очень быстро утратил новый вид, и уже в первый месяц эксплуатации покрылся грязными пятнами» [3, с.100], - отмечает В.П. Борзот. Северная ориентация здания усугубляет его серость (рис. 3).

«Болгарский дом» по адресу: ул. Ордженикидзе, 23, был построен по проекту архитектора М.Д. Колесникова (2001) (рис. 6). Внешним видом дом воспроизводит архетип города как совокупности стен, башен, домов и площадей в очень ограниченном пространстве - так выглядели города на средневековых миниатюрах и иконах. По замыслу автора, здание

должно было продолжить линию построек домов сталинской эпохи, делая ансамбль завершенным.

На становление колористического облика Новосибирска повлияли архитекторы и художники, которые использовали опыт работы, полученный в разных городах России и мира. К примеру, А.Д. Крячков прежде чем заниматься крупными архитектурными проектами, побывал в странах Европы, обучался в Санкт-Петербурге, что вдохновило его на создание проектов, актуальных для своего времени. А.Д. Крячков не задумывал какой-то определенный цвет здания, цвет был следствием выбора архитектурной концепции. Так, например, для русского модерна характерны кирпично-красные, зеленый и белый цвета.

Два здания в духе конструктивизма - дом ГОСУЧЕРЕЖДЕНИЙ (ныне НГУАДИ) и здание ПРОМБАНКА (ныне Мэрия) утратили свой первоначальный вид из-за появления нового сооружения, которое и по сей день задает «тон» всей площади. Театр Оперы и балета (1956) стал символом Новосибирска, имеет светло-охристую цветовую гамму, что характерно для стилистики неоклассицизма. Над театром трудились десятки архитекторов на протяжении десятилетия. Война поставила паузу в строительстве, но дала возможность переосмыслить некоторые его детали. Здания, находящиеся на противоположной стороне от театра Оперы и балета, напротив, были подведены к общей концепции конструктивизма, для которого в основном характерен серый цвет, исключения - Торговый корпус и Болгарский дом. Здание Торгового корпуса визуально уравновешивает более поздний проект - Болгарский дом, в обоих сооружениях присутствует зеленый цвет, имеется некоторое визуальное сходство (фрагментирование фасада при помощи цветовых контрастов, элементы крыш).

На момент написания диссертационного исследования В.П. Борзотом Новосибирск был практически серым. В.П. Борзот объясняет массовое применение ахроматического цвета тем, что целесообразно было использовать долговечные терразитовые штукатурки на сером цементе. Эксперименты в отделке фасадов большей частью касались фактуры, а не цвета, что и определяло незначительное изменение серых тонов отдельных зданий. Но В.П. Борзот писал о том, что нет никаких оснований серый цвет считать «плохим», невыразительным. В композициях, где творчески осмыслены его качества, он может, как и все прочие, быть полноценным членом сочетания [3]. Он считает, что на примере Новосибирска проявились все преимущества и недостатки в поиске стилевого решения советского города. Белый цвет, также относящийся к ахроматическим, «приобретает удивительные свойства, будучи окруженным роем других цветов» [8], как замечал Ле Корбюзье. А.В. Кандинский всегда утверждал, что «контраст есть величайший признак искусства» [9], поэтому колористическая композиция всегда должна содержать контраст.

Автор сделал обзор исторического ядра Новосибирска, включая первую линию застроек с плотной функциональной насыщенностью. Для наглядной демонстрации всех зданий исследуемого фрагмента автор использует метод панорамной съемки и создает радиальную панораму в компьютерной программе «Adobe Photoshop» (рис. 10а). Поскольку каркасный узел возникает на пересечение дорог, нами подразумевается, что это пересечение, можно представить в виде круга, включающего ткань города. Несмотря на присутствие нескольких полихромных оттенков, колорит фрагмента преимущественно серый, как показывает формализованная цветовая палитра пл. Ленина (рис. 10б). Внутренний круг диаграммы означает дорожное покрытие, затем следует цветовая схема зданий, внешнее кольцо изображает наружную полиграфическую рекламу, сине - белые элементы означают нумерацию домов. Определены следующие цвета каркасного узла: здание Торгового корпуса - красный кирпич, спектральный зеленый и белый цвет (рис.10.1б), Деловой дом - светло-серый с элементами белого цвета (рис.10.10б), здание ГОСБАНКА - красное (рис.10.9б), Болгарский дом - преимущественно белого цвета (серого в процессе эксплуатации здания) с фрагментами голубого, купола зеленого цвета (рис.10.8б). Здание СИБКРАЙСОЮЗА - светло-серое, в окнах первого этажа баннерная реклама синего цвета (рис.10.6б), здание Новосибирского государственного университета

архитектуры, дизайна и искусств - охристая цветовая гамма (рис.10.4б), жилой дом -охристая цветовая гамма (рис.10.2б), театр Оперы и балета - охристая цветовая гамма с использованием темно-серого (рис.10.1б), жилой дом - пристройка к Мэрии - охристая цветовая гамма (рис.10.зб), Мэрия (ПРОМБАНК) - охристая цветовая гамма (рис.10.5б). Полученная цветовая схема каркасного узла поможет специалистам в области архитектуры и дизайна вносить коррективы в городскую застройку.

а) б)

Рис. 10. Колорит каркасного узла площади Ленина: а) панорамная съемка каркасного узла площади Ленина (фото и обработка автора); б) стилизованное изображение каркасного узла площади Ленина (авторская графика)

Цвет может придать городскому пространству конкретную стилевую направленность, объединить постройки разных авторов, создать акценты, упорядочить восприятие фрагмента урбанизированной среды или визуально разрушить его. Цветовая среда оказывает огромное подспудное влияние на жизнедеятельность горожан. Колористика окружения обладает способностью воздействовать на эмоциональное состояние человека, волновать или успокаивать, создавать определенное настроение, вызывать ассоциативные сравнения и, самое главное, - формировать ощущение гармонии или раздражения и дискомфорта.

Если в летнее время, когда Новосибирск становится достаточно зеленым, центральную площадь перед театром украшают клумбы с яркими цветами, в зимнее время, особенно при пасмурной погоде, цвета создают «унылый» пейзаж, тяжелый и мрачный. При проведении социологического опроса, проведенного в рамках проекта «За духовное возрождение России», было опрошено около 200 жителей разных районов Новосибирской области (Барабинский, Искитимский, Карасукский, Каргатский, Коченевский, Кочковский, Куйбышивский, Маслянинский, Сузунский, Татарский и Черепановский). Из числа опрошенных жителей, побывавших в Новосибирске, 80% ответили, что здание театра Оперы и балета серого цвета, 65%, что Новосибирск - город серого цвета. А серый цвет имеет семантический смысл - «серость», так что необходимо переосмысление колористического облика города для того, чтобы уйти от этой печальной традиции.

Создание гармоничного городского пространства невозможно без комплексного решения проблем, связанных с колористикой, архитектурным освещением, размещением наружной рекламы. В данный момент освещение города Новосибирска организованно

недостаточно современно. Наружная реклама пестрит многообразием, занимая фасады зданий и в виде рекламных конструкций. Отказ от рекламы не решит проблему, связанную с цветом архитектурного ансамбля и навигацией. Необходим комплексный подход, который позволит переосмыслить расстановку колористических акцентов не только в исследуемом каркасном узле, но и во всем городе.

Литература

1. Архитектура Новосибирска: Градостроительный анализ существующей планировочной структуры города [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsk. novosibdom. ru/node/2864

2. Avakumovic F. The role of environmental colour: diss. ... master of art. - British Colombia, 1988. - s. 181

3. Борзот В.П. О композиции цвета в архитектуре городов Сибири (Новосибирск, Барнаул, Ангарск): канд. дисс. - Новосибирск, 1962, - 149 с.

4. Гутнов А.Э. Эволюция градостроительства. - М., 1984. - 156 с.

5. Ефимов A.B. Колористика города. - М.: Стройиздат, 1990. - 272 с.

6. Правоторова A.A. Социально-культурные основы архитектурного проектирования: учеб. пособие. - СПб.: Лань, 2012. - 320 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/4235

7. Новосибирск. 24 ноября - День архитектора A^. Крячкова [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://l-boris.livejournal.com/797293.html

8. Le Corbusier L'art décoratif d'aujourd'hui. - Paris, 1925. - s. 218.

9. Кандинский В. О духовном в искусстве. // Творчество. - 1988. - № 8. - С. 26.

References

1. Arhitektura Novosibirska: Gradostroitel'nyj analiz sushhestvujushhej planirovochnoj struktury goroda [The architecture of the Novosibirsk town-planning analysis of the existing urban fabric]. Available at: http://nsk. novosibdom. ru/node/2864

2. Avakumovic F. The role of environmental colour. (Master Dis of art). British Colombia, 1988, p. 181.

3. Borzot V.P. O kompozicii cveta v arhitekture gorodov Sibiri (Novosibirsk, Barnaul, Angarsk) [About color composition in architecture of cities of Siberia (Novosibirsk, Barnaul, Angarsk) (Cand. Dis)]. Novosibirsk, 1962, 149 p.

4. Gutnov A.Je. Evoljucija gradostroitel'stva [Evolution of Urban Planning]. Moscow, 1984, p. 256.

5. Efimov A. Koloristika goroda [The colours of the city]. Moscow, 1990.

6. Pravotorova A. Socio-cultural foundations of architectural design. Available at: https://e.lanbook.com/book/4235

7. Novosibirsk. 24 nojabrja - Den' arhitektora A.D. Krjachkova [Novosibirsk. 24 November -The day of the architect A.D. Kryachkov]. Available at: https://l-boris.livejoumal.com/797293.html

8. Le Corbusier. L'art décoratif d'aujourd'hui. Paris, 1925, р. 218.

9. Kandinskij V. O duhovnom v iskusstve [Concerning the spiritual in art. Magazine Tvorchestvo]. 1988, no. 8, p. 26.

ОБ АВТОРЕ

Ворожейкина Вера Александровна

Аспирант, кафедра «Монументально-декоративное искусство», Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств, Новосибирск, Россия e-mail: saalha@mail.ru

ABOUT THE AUTHOR Vorozheykina Vera

Postgraduate Student, Chair «Monumental-Decorative Art», Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts, Novosibirsk, Russia e-mail: saalha@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.