Особенности таможенных союзов развивающихся стран
Т.Н. Чеклина
Развивающиеся страны отводят региональному сотрудничеству важную роль в развитии национальных экономик, о чем свидетельствует участие абсолютного большинства стран в той или иной региональной экономической группировке.
Объединительные процессы развивающейся части мира имеют иные причины, чем в случае развитых стран. Если у развитых стран интеграция является потребностью, вытекающей из достигнутого уровня производительных сил, то в развивающихся странах мотивом регионального взаимодействия выступает стремление к индустриализации и модернизации экономики, получению максимальных выгод от развития международного сотрудничества, усилению позиций на международной арене.
В настоящее время существует десять группировок развивающихся стран, сформировавших или прошедших значительную часть пути по созданию таможенного союза. Четыре функционируют в Латинской Америке (Центральноамериканский общий рынок, Карибское сообщество и общий рынок, Андское сообщество наций, Южноамериканский общий рынок), пять в Африке (Экономическое и валютное сообщество Центральной Африки, Западноафриканский экономический и валютный союз, Экономическое сообщество западноафриканских государств, Восточноафриканское сообщество, Южноафриканский таможенный союз) и одно на Ближнем Востоке (Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива).
Страны - участницы таможенных союзов объединены единой таможенной территорией, действует единый внешний тариф, как правило, отсутствуют импортные пошлины и количественные ограничения во взаимной торговле. Ряд этих межгосударственных группировок характеризует более широкий охват и глубина
экономического взаимодействия: регулируется сфера услуг, действуют общие правила, например, в отношении защиты прав интеллектуальной собственности, правительственных закупок, координируется экономическая политика в важнейших областях деятельности.
Наряду с общими чертами таможенные союзы различаются по времени создания и процессам формирования, экономическому потенциалу участников, глубине их взаимодействия, программам интеграции.
Рассмотрим особенности наиболее значимых таможенных союзов развивающихся стран, находящихся в разных регионах мира.
Южноафриканский таможенный союз (Southern African Customs Union)
На африканском континенте наиболее развитым интеграционным объединением является Южноафриканский таможенный союз. ЮАТС считается одним из старейших таможенных союзов в мире - 22 апреля 2010 г. страны-члены отметили столетний юбилей его существования.
С установлением независимости четыре африканские страны - ЮАР, Ботсвана, Лесото и Свазиленд подписали в декабре 1969 г. новое соглашение о таможенном союзе; позже, в 1990 г., к нему присоединилась Намибия. Ныне действующий договор о Южноафриканском таможенном союзе был подписан теми же пятью странами в 2002 г.
В ЮАТС вошли африканские страны, различающиеся по размерам и уровню экономического развития (ЮАР является самой крупной и развитой страной континента, Лесото относится к наименее развитым государствам Африки), отраслевой структуре, системам экономического и торгово-политического регулирования. В отличие от ЮАР производственная
и экспортная база остальных стран Объединения остается узкой: основными экспортными товарами Ботсваны и Намибии являются алмазы и минералы, Лесото - текстиль, Свазиленда - сахар.
Центром притяжения интеграционной группировки выступает ЮАР, на которую ориентирован почти весь торговый поток остальных четырех стран.1 Взаимная торговля Намибии, Ботсваны, Лесото и Свазиленда развита очень слабо.
ЮАТС имеет особенности, отличающие его от региональных группировок большинства развивающихся стран. Государства Таможенного союза (кроме Ботсваны) входят в Единое валютное пространство (образовано в 1986 г.). В его рамках осуществляется свободное движение капитала, при этом Лесото, Намибия и Свазиленд имеют право доступа на валютный и финансовый рынок ЮАР. Все страны-члены ЮАТС являются также участниками более широкой региональной группировки - ЮжноАфриканского Сообщества развития (входят еще 9 африканских стран), нацеленной на поэтапное создание зоны свободной торговли.
Действующее с 2004 г. Соглашение о ЮАТС поставило новые цели, изменило систему управления Объединением, расширило сферу его деятельности. В соответствии со ст. 2 Соглашения Объединение призвано:
- облегчить трансграничное перемещение товаров между государствами-членами;
- создать эффективные, прозрачные и демократические институты, которые обеспечат справедливое распределение торговой выгоды;
- поощрять справедливую конкуренцию на территории таможенного союза;
- способствовать экономическому развитию, диверсификации, индустриализации и повышению международной конкурентоспособности стран-членов;
- содействовать интеграции в мировую экономику на основе развития внешней торговли и инвестиционной деятельности;
- обеспечить справедливое распределение доходов от таможенных пошлин и других таможенных платежей, взимаемых странами-членами;
- способствовать формированию общей политики и стратегии.
Соглашение внесло ряд новых моментов в функционирование Таможенного союза. Важнейшим стало изменение институционального устройства ЮАТС: были созданы первые совместные институты, призванные демократизировать процесс принятия решений и управление Союзом. (По Соглашениям 1910 г. и 1969 г. деятельностью Объединения руководила ЮАР, в том числе устанавливала размер таможенных пошлин и акцизов, осуществляла распределение поступлений в зависимости от доли участников во внешней торговле).
Высшим органом ЮАТС стал Совет министров, состоящий из министров финансов или торговли (по крайней мере одного министра от каждой страны). Совет принимает все важнейшие решения, включая установление внешнего таможенного тарифа Объединения. Все решения принимаются на условиях консенсуса; заседания проводятся раз в квартал или по требованию одного из государств-членов.
Комиссия таможенного союза состоит из экспертов по торговле и финансам стран-членов. В сферу ее компетенции входит выполнение норм Соглашения, реализация решений Совета, осуществление надзора за управлением Общего фонда доходов. Для обеспечения эффективной работы Комиссии созданы комитеты технического взаимодействия (по торговле и промышленности, транспорту, сельскому хозяйству, финансам, таможенным вопросам).
Секретариат осуществляет текущую работу, связанную с функционированием ЮАТС. В его обязанности, в частности, входит запись всех операций, производимых с Общим фондом доходов.
Совет по тарифам представляет собой независимую группу таможенных специалистов стран-членов ЮАТС. Он дает рекомендации по уровню и изменению ставок таможенных и антидемпинговых пошлин, а также применению других защитных мер.
Решение любых споров, возникающих в связи с интерпретацией или применением положений Соглашения, возложено на Трибунал. Трибунал состоит из трех независимых экспертов -граждан стран-членов (они выбираются из списка, утверждаемого Советом министром ЮАТС), и он устанавливает правила и процедуры своей деятельности. Решения Трибунала принимаются большинством голосов, являются окончательными и обжалованию не подлежат.
Создан также единый механизм для ведения переговоров с внешними партнерами. В соответствии со ст. 31 Соглашения все торговые переговоры с третьими сторонами должны проводиться от лица ЮАТС как международной организации: ни одна из стран-участ-ниц Объединения не может самостоятельно заключать новые преференциальные торговые соглашения с третьими странами или вносить изменения в уже существующие такие соглашения без согласия других членов.
Соглашение определило новый порядок распределения таможенных поступлений с учетом различий в уровнях экономического развития; его применение позволило увеличить доходы Ботсваны, Лесото, Намибии и Свазиленда. Все таможенные пошлины и акцизы, взимаемые на единой таможенной территории, поступают в общую казну; собираются странами-членами и переводятся ежеквартально в Общий фонд доходов. Ежегодно доли стран в получении этих доходов определяются Советом министров, и выплаты осуществляются также ежеквартально. В соответствии с формулой, применяемой с 2006 г., доля каждого государства-члена состоит из трех компонентов: 1) доли в таможенных поступлениях, 2) доли в акцизных сборах, 3) доли в зависимости от уровня экономического развития каждой страны. Таможенная составляющая зависит от удельного веса страны во внутренней торговле ЮАТС, включая реэкспорт; акцизная составляющая подсчитывается на базе ВВП; а третья - должна составлять 15% от общего акцизного сбора и распределяться между странами в зависимости от величины ВВП каждой страны.
Основная доля таможенных доходов приходится на ЮАР (46-52% в 2005-2009 гг.), далее следуют Ботсвана (16-19%) Намибия (1316%) Свазиленд (10-11%) и Лесото (8-9%).2
Соглашение о ЮАТС не ограничилось созданием таможенного союза. Поставлена задача углубления экономической интеграции стран-членов на основе формирования общей политики в области промышленного развития, сельского хозяйства, конкуренции и недобросовестной торговой практики.
Государства ЮАТС находятся на пути создания полноценного таможенного союза: объединены в единую таможенную территорию, имеют общий внешний тариф, а также единый
акцизный налог. В Южно-Африканском таможенном союзе товары, произведенные или выращенные на единой таможенной территории, в принципе свободно обмениваются между странами-членами без каких-либо количественных ограничений. Однако страны вправе вводить ограничения на экспорт и импорт в соответствии с национальным законодательством и регулированием с целью защиты здоровья людей, животных, растений, окружающей среды, культурных ценностей, общественной морали, прав интеллектуальной собственности, национальной безопасности и невозобновляемых природных ресурсов.
Участники ЮАТС вправе также снижать ставки внешнего тарифа в случае национальных бедствий, острой нехватки продовольствия, выполнения межгосударственных договоренностей, а также по другим причинам по договоренности с другими членами.
Соглашение оставило за каждой страной право применять санитарные и фитосанитарные меры в соответствии с национальным законодательством и международными стандартами.
Странам Объединения в принципе не разрешается запрещать или ограничивать ввоз товаров, произведенных на территории других членов, для защиты отечественных производителей. Но правительства Ботсваны, Лесото, Намибии и Свазиленда могут в качестве временной меры взимать дополнительные пошлины с импортируемых товаров для предотвращения конкуренции с новыми отраслями промышленности (созданными не более восьми лет назад).
Государства ЮАТС обязаны обеспечить свободный транзит товаров, вывозимых или ввозимых другими странами-членами. При этом каждый член имеет право применять особые условия транзита в отношении товаров, импорт которых запрещен по причинам: морали, здравоохранения и безопасности государства; принятия мер предосторожности от заболеваний животных и растений, паразитов; выполнения обязательств по международным соглашениям.
За годы, прошедшие со дня вступления Соглашения в силу, страны Объединения приняли ряд мер, направленных на упрощение и гармонизацию таможенных процедур, улучше-
ние таможенного администрирования. В частности, действует единая форма таможенной декларации, установлен единообразный порядок контроля и проведения разовых таможенных процедур (на первом таможенном пункте внешней границы), идет создание системы электронного обмена информацией между таможенными властями.
Все страны Таможенного Союза, являясь членами ВТО и выполняя принятые в ее рамках обязательства по снижению таможенных пошлин, продвигаются по пути либерализации внешней торговли. За период 2002-2009 гг. была упрощена структура внешнего тарифа, средний его уровень уменьшился с 11,4% в 2002 г. до 8,1% в 2009 г., количество адвалорных пошлин возросло до 96% всех тарифных линий.3 Однако члены ЮАТС (под давлением ЮАР) активно применяют антидемпинговые пошлины в отношении конкурирующих товаров третьих стран.
Южноафриканский таможенный союз (как международная организация) заключил ряд соглашений с зарубежными странами и торговыми группировками: Соглашение о свободной торговле с ЕАСТ, Соглашение с США по торговле, инвестициям и развитию кооперации, Соглашение о преференциальной торговле с МЕРКОСУР. Идут переговоры о заключении соглашения о свободной торговле с Индией.
Странам-членам ЮАТС предстоит проделать значительную работу по его достраиванию. В ходе обсуждения третьего Обзора торговой политики Южноафриканского таможенного союза, проходившего в рамках ВТО в ноябре 2009 г., наряду с прогрессом в гармонизации инструментов торговой политики (включая таможенные пошлины, защитные меры, акцизы, определение таможенной стоимости товара и др.), было обращено внимание на барьеры, снижающие эффективность деятельности Таможенного союза. В их числе сохраняющийся таможенный контроль, различия в проведении таможенных процедур, применении нетарифных мер регулирования внешней торговли (количественных ограничений, стандартов и технических норм, санитарных и фитосанитарных требований и др.). Несмотря на демократизацию процесса принятия решений, влияние ЮАР на установление уровня пошлин и в целом на деятельность Объединения остается значительным.
Существует сложная система внешнеторгового регулирования каждой из стран Таможенного союза, что препятствует координации торговой политики в отношениях с внешними партнерами. Наряду с новыми соглашениями продолжают действовать преференциальные соглашения, заключенные отдельными странами ЮАТС до вступления в силу Соглашения 2002 г. Так, ЮАР имеет двустороннее соглашение с Евросоюзом, в то время как остальные члены Таможенного союза подписали Договор о партнерстве между ЕС и странами Африки, бассейнов Карибского моря и Тихого океана (в г. Котону). Государства ЮАТС также пользуются неодинаковыми торговыми преференциями, предоставленными им развитыми и некоторыми развивающимися странами.
Формирование общей экономической политики Объединения идет медленно вследствие разных уровней экономического развития стран-членов, сильных различий национальных интересов.
Совет по сотрудничеству арабских государств Персидского залива (The Cooperation Council for the Arab States of the Gulf)
Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива является влиятельным интеграционным объединением арабских стран благодаря финансово-экономическому потенциалу своих членов.
Региональная группировка (создана в 1981 г.) объединяет шесть аравийских газо- и нефтедобывающих стран, близких по религиозным, этническим, политическим и социальноэкономическим критериям: Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман и Саудовскую Аравию. Государства Персидского залива контролируют свыше 40% мировых запасов нефти и 20% газа. Совокупный объем экономик стран - членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) оценивается (2008 г.) в 1055,5 млрд. долл., ВВП на душу населения равен 28,3 тыс. долл., что почти в 4 раза превышает аналогичный показатель Южноафриканского таможенного союза.4
Саудовская Аравия, превосходя другие страны по территории, населению, запасам нефти и промышленному потенциалу, играет в Объединении лидирующую роль.
Деятельность ССАГПЗ охватывает многие сферы совместной деятельности, включая укрепление военной безопасности стран-членов. В соответствии с Уставом основными целями Объединения являются достижение координации, интеграции и взаимосвязи между государ-ствами-участниками во всех сферах на пути к их объединению; углубление торгово-экономического взаимодействия стран-членов в интересах достижения взаимодополняемости национальных хозяйств; ослабление конкуренции в процессе их диверсификации и укрепления позиций на мировом рынке посредством совместных действий на международной арене; гармонизация различных сфер деятельности -прежде всего таможенной, финансовой валютной, а также унификация экономических механизмов; ускорение темпов научно-технического прогресса; стимулирование взаимодействия частного сектора.
Таможенный союз формировался поэтапно, начиная с зоны свободной торговли (при расширении сотрудничества в других секторах) с ориентацией в перспективе на создание общего рынка, экономического и валютного союза.
В 1981 г. шесть стран-участниц подписали «Единое экономическое соглашение», в котором был намечен план совместных действий и этапов экономической интеграции на следующие двадцать лет. Фактически оно было направлено на создание ЗСТ. В Соглашении речь шла также о либерализации миграции рабочей силы и трансграничного перемещения капитала между странами-членами, о сотрудничестве в научно-технической, социальной и культурной областях.
Уже в 1983 г. были отменены таможенные пошлины на ввоз национальной продукции (к такой продукции отнесены товары, которые изготовлены на предприятии с капиталом не менее 51%, принадлежащим члену ССАГПЗ, и с добавленной стоимостью к товару таким предприятием не менее 40%) и разрешено свободное движение автотранспорта. В 1997 г. одобрены правила функционирования крупных коммерческих банков одной страны на территории других стран-участниц.
В 2001 г. было подписано «Экономическое соглашение», которое содержало положения о последовательном создании таможенного союза, общего рынка, валютного и экономичес-
кого союза; улучшении инвестиционного климата в странах-членах; усилении взаимодействия в сфере промышленности, сельского хозяйства, добычи нефти и газа; развитии человеческого потенциала; совместной защите прав интеллектуальной собственности; интеграции электроэнергетики, транспорта и телекоммуникаций.
Формирование таможенного союза стран-членов ССАГПЗ происходит с 2003 г. Его основополагающими принципами явились:
- свободное перемещение товаров в рамках Объединения, то есть без тарифных и нетарифных ограничений;
- применение к товарам, произведенным в какой-либо стране-члене такого же режима, как к национальным;
- общий внешний таможенный тариф (предусматривал импортную пошлину на подавляющее большинство товаров в размере 5%, освобождение от взимания пошлин 417 позиций и установление 100%-ой пошлины на ввоз табака и табачных изделий);
- общий Таможенный кодекс, которым руководствуются все таможенные администрации стран-членов;
- унифицированные таможенные правила при сохранении национальных запретов на ввоз определенных товаров;
- унифицированные административные и финансовые правила для экспорта, импорта и реэкспорта товаров стран-членов.
В качестве единых пунктов пропуска иностранных товаров на таможенную территорию Объединения рассматриваются все наземные таможенные переходы, морские и воздушные порты стран-членов ССАГПЗ. Первый таможенный пункт на внешней границе осуществляет контроль иностранных товаров, поступающих в любую страну Объединения, подтверждает соответствие товаров представленным документам (в целях обеспечения таможенных поступлений и дальнейшего освобождения поставщика от таможенных формальностей), собирает таможенные пошлины и гарантирует, что данный товар не запрещен к ввозу (товары, запрещенные к ввозу в одной из стран Объединения, могут поступать в другую страну, куда их ввоз не запрещен, но лишь через границу этой страны, то есть без транзита;
каждая страна составляет список таких товаров). Предусмотрена процедура возврата ранее взысканных пошлин при реэкспорте товара.
Импортные таможенные пошлины, взимаемые один раз на внешней границе таможенного союза, распределяются между странами-членами с учетом конечного пункта следования товара.
ССАГПЗ не имеет наднациональных законодательных или исполнительных органов. Основными институтами, обеспечивающими работу Объединения, являются Высший совет, состоящий из глав государств-членов (заседания проходят два раза в год), Министерский совет, состоящий из министров иностранных дел или других делегированных министров (созывается ежеквартально), Генеральный секретариат.
Высший совет разрабатывает стратегию и магистральные направления деятельности Объединения, одобряет или отвергает предложения Министерского совета или Генерального секретариата, в том числе по изменению устава Совета, рассматривает их доклады и аналитические материалы, определяет взаимоотношения с другими международными организациями и странами. Высший совет рассматривает также вопросы, интересующие отдельные страны-члены Объединения, утверждает бюджет Генерального секретариата (формируется из равных взносов стран-членов) и назначает его руководителя.
Каждая страна обладает в Высшем совете одним голосом. При принятии решения по принципиальным вопросам требуется единогласие, а по другим - достаточно большинства голосов.
При Высшем совете функционирует Ко -миссия по урегулированию споров по любым вопросам деятельности Объединения; ее состав формируется для рассмотрения спора каждый раз заново из экспертов стран, не являющихся сторонами конфликта. Рекомендации или свое мнение Комиссия вносит на рассмотрение Высшего совета для принятия решения.
Министерский совет участвует в разработке направлений деятельности ССАГПЗ, подготовке основных документов, проектов законов и предложений в интересах развития кооперации и координации действий стран-чле-
нов, в том числе посредством укрепления частно-государственного партнерства. При Совете функционируют постоянные специализированные комитеты и рабочие комиссии, в том числе комиссия по координации торговой политики и развития.
Генеральный секретариат является главным координирующим и административно-техническим органом ССАГП: отвечает за подготовку материалов, относящихся к развитию сотрудничества и подлежащих рассмотрению на заседаниях советов, а также контролирует исполнение их решений и рекомендаций.
Несмотря на различия национальных интересов, стремление укрепить государственный суверенитет, политические расхождения, страны-участницы ССАГПЗ постепенно продвигаются в направлении региональной интеграции, решения поставленной в 1981 г. задачи достижения высокого уровня экономического взаимодействия. В декабре 2008 г. было объявлено о создании общего рынка шести арабских стран, призванного способствовать расширению взаимного торгово-экономического сотрудничества. В его рамках осуществляется свободное движение товаров и капитала, обеспечивается свобода передвижения, проживания и трудоустройства, а также равенство экономических возможностей их граждан.
Унифицирован ряд законодательных актов, сформированы совместные институты (Инвестиционный фонд Залива, Организация по стандартизации, Коммерческий арбитражный центр, Патентное бюро и др.), что способствует кооперации и координации действий стран-членов, позволяет сокращать финансовые расходы. В частности, в 2009 г. действовало 5392 общих стандартов ССАГПЗ (48 в 1984 г.).5
Совместными усилиями осуществлен ряд проектов в области авиатранспорта, производства первичного алюминия, телекоммуникаций и др. В декабре 2009 г. произошло объединение национальных систем электроснабжения всех шести арабских стран в Единую энергетическую систему, в 2010 г. начато сооруже -ние железнодорожной линии между странами-членами ССАГПЗ. В перспективе предполагается большее внимание уделять развитию региональной транспортной инфраструктуры с целью активизации взаимного товарооборота, повышения роли стран Ближнего Востока как международного транзитного пункта.
В июне 2009 г. четыре страны - Саудовская Аравия, Катар, Бахрейн и Кувейт подписали соглашение о создании валютного союза,6 одной из целей которого является введение предположительно в 2015 г. единой валюты (возможное название «халиджи»). Для усиления экономической позиции, ослабленной финансово-экономическим кризисом, в 2010 г. эти четыре страны намерены добиться продвижения на пути создания единого Центрального банка Персидского залива.
Более полной реализации интеграционных планов мешают нескоординированность действий стран-участниц ССАГПЗ по решению ряду актуальных проблем (например, относительно планов диверсификации экономики, осуществления антикризисных мер), отсутствие гармонизации нормативно-правовой базы сотрудничества, политические разногласия.7
Несмотря на динамичное развитие взаимного товарооборота (за период 1981-2007 гг. объем возрос почти в 10 раз),8 его доля в совокупном внешнеторговом обороте является относительно небольшой и не имеет тенденции к росту: 1990 г. - 5,8%, 1995 г. - 6,8%, 2005 г. -4,9%, 2007 г. - 5,4%.9 Это связано с большой схожестью отраслевых структур экономик стран - участниц ССАГПЗ, а также свидетельствует о том, что при значительных инвестиционных ресурсах интеграционные процессы в сфере производства идут медленно.
В отношениях с внешними партнерами страны - члены Объединения обычно10 выступают единым блоком, что позволяет усиливать переговорную позицию. ССАГПЗ заключил соглашения о создании зон свободной торговли с Ливаном, Сингапуром, Сирией, а также с региональным объединением ЕАСТ (вступило в силу в 2009 г.). Переговоры о свободной торговле ведутся с Китаем, Индией, Пакистаном, Турцией, МЕРКОСУР, Японией, Австралией и Новой Зеландией. Начат экономический диалог ССАГПЗ-АСЕАН. Заключено и реализуется рамочное Соглашение о кооперации с Евросоюзом.
Несмотря на существующие различия, можно, тем не менее, выделить некоторые общие черты и закономерности, присущие таможенным союзам развивающихся стран.
Как показывает опыт, более успешно интеграционное сотрудничество развивается при
наличии экономически сильного лидера: в МЕР-КОСУР - Бразилии, в ЮАТС - ЮАР, в ССАГПЗ - Саудовской Аравии.
Доля взаимной торговли в совокупном товарообороте стран-участниц таможенных союзов развивающихся стран не является преобладающей. Сильная зависимость от торговли с третьими странами порождает спад региональной интеграции в случае ухудшения мировой общехозяйственной конъюнктуры; это проявляется в запаздывании исполнения и неисполнении принятых обязательств.
Создание большинства таможенных союзов развивающихся стран нельзя считать полностью завершенным в силу сохраняющихся исключений из режима свободной торговли, неполного охвата товарной номенклатуры общим внешним тарифом, применения нетарифных мер регулирования внешней торговлей, отсутствия гармонизации инструментов торговой политики и др.
В таможенных союзах развивающихся стран, в отличие от ЕС, не были созданы наднациональные органы управления; руководство объединениями осуществляется на межправительственном уровне.
Еще одной характерной чертой ныне функционирующих межгосударственных объединений развивающихся стран является расширение контактов с другими странами и группировками, что отражает параллельное развитие процессов регионализации с процессами глобализации в современном мире. В последние годы проведены переговоры и заключен ряд соглашений, в том числе о преференциальном сотрудничестве, с крупными странами (США, Китаем, Индией), другими интеграционными группировками развитых (ЕС, ЕАСТ) и развивающихся стран (МЕРКОСУР). Заключение таких соглашений расширило возможности сотрудничества, но усложнило систему регулирования внешней торговлей.
Примечания:
1 Southern African ^stcms Union. Annual report 2008/2009. Annex 5. (http://www.sacu).
2 WTO. Trade Policy Review Body.WT/TPR/V222/ add.1, p.41, 2009. (http://www.wto.org).
3 WTO. Trade Policy Review Body.WT/TPR/V222/ add.1, pр.3, 9.