Научная статья на тему 'Евгений Владимирович Гиппиус, профессор Московской консерватории (1944–1949)'

Евгений Владимирович Гиппиус, профессор Московской консерватории (1944–1949) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
11
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Opera musicologica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Евгений Владимирович Гиппиус / Климент Васильевич Квитка / Московская консерватория / кафедра музыкального фольклора / кадровые «чистки» 1940х гг. / Eugene W. Hippius / Clyment V. Kvitka / Moscow Conservatory / Music Folklore Department / staff “purges” in 1940s

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Битерякова Елена Викторовна

Статья посвящена деятельности Е. В. Гиппиуса в Московской консерватории. Переведенный в 1944 г. из Ленинграда по рекомендации Б. В. Асафьева, Гиппиус возглавил в консерватории кафедру музыкального фольклора. Его интенсивная разнонаправленная работа (в тесном сотрудничестве с К. В. Квиткой) дала блестящие результаты в собирании, исследовании, преподавании и популяризации традиционной народной культуры. Благодаря совместным усилиям выдающихся ученых и их коллег этномузыкология в Московской консерватории заняла высокие позиции в ряду научных дисциплин и учебных специализаций. Яркий и насыщенный период, связанный с именем Гиппиуса, стал одним из кульминационных этапов в истории развития научной школы, создававшейся Квиткой с конца 1930-х гг. в Московской консерватории. Статья значительно расширяет представления о жизни и деятельности Е. В. Гиппиуса во второй половине 1940-х гг. Привлечение широкого круга источников — ранее неизвестных архивных и печатных — позволяет уточнить некоторые распространенные сведения и ввести в научный оборот новые. Автором использованы рукописные и фотографические материалы из архивов Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова и Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, из фондов Российского национального музея музыки и Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Eugene W. Hippius as a Professor of the Moscow Conservatory (1944–1949)

The article is devoted to the five years of Eugene W. Hippius’ work at the Moscow Conservatory. Transferred there in 1944 from Leningrad on the recommendation of Boris V. Asafyev, Hippius headed the Musical Folklore Department. His intensive multifaceted work, in close cooperation with Clyment V. Kvitka, produced brilliant results in collecting, researching, teaching and popularization of traditional folk culture. Thanks to the joint efforts of the outstanding scientists and their staff, ethnomusicology at the Moscow Conservatory has taken high positions in a number of scientific disciplines and academic specializations. This bright and eventful period, associated with the name of Hippius, became one of the peak stages in the history of the scientific school of the Moscow Conservatory created by Kvitka since the late 1930s. The article significantly expands the understanding of the life and work of Eugene W. Hippius in the second half of the 1940s. Involvement of a wide range of sources — previously unknown archival and printed ones — makes it possible to clarify some common information and introduce new data into scientific circulation. The author uses handwritten and photographic materials from the archives of the Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory and the Moscow State Tchaikovsky Conservatory, from the funds of the Russian National Museum of Music and the State Vladimir and Suzdal Museum.

Текст научной работы на тему «Евгений Владимирович Гиппиус, профессор Московской консерватории (1944–1949)»

Opera musicologica. 2024. Т. 16. № 2. С. 102-123

СТАТЬИ

Научная статья

УДК 78.072.2; 78.071.4; 398.8

doi: 10.26156/operamus.2024.16.2.006

Евгений Владимирович Гиппиус,

профессор Московской консерватории (1944-1949)

Елена Викторовна Битерякова

Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, Москва, Россия

[email protected], https://orcid.org/0000-0001-8799-1318

Аннотация. Статья посвящена деятельности Е. В. Гиппиуса в Московской консерватории. Переведенный в 1944 г. из Ленинграда по рекомендации Б. В. Асафьева, Гиппиус возглавил в консерватории кафедру музыкального фольклора. Его интенсивная разнонаправленная работа (в тесном сотрудничестве с К. В. Квиткой) дала блестящие результаты в собирании, исследовании, преподавании и популяризации традиционной народной культуры. Благодаря совместным усилиям выдающихся ученых и их коллег этномузыкология в Московской консерватории заняла высокие позиции в ряду научных дисциплин и учебных специализаций. Яркий и насыщенный период, связанный с именем Гиппиуса, стал одним из кульминационных этапов в истории развития научной школы, создававшейся Квиткой с конца 1930-х гг. в Московской консерватории.

Статья значительно расширяет представления о жизни и деятельности Е. В. Гиппиуса во второй половине 1940-х гг. Привлечение широкого круга источников — ранее неизвестных архивных и печатных — позволяет уточнить некоторые распространенные сведения и ввести в научный оборот новые.

Автором использованы рукописные и фотографические материалы из архивов Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корса-кова и Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, из фондов Российского национального музея музыки и Государственного Владимиро-Суз-дальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

Ключевые слова: Евгений Владимирович Гиппиус, Климент Васильевич Квитка, Московская консерватория, кафедра музыкального фольклора, кадровые «чистки» 1940-х гг.

Для цитирования: Битерякова Е. В. Евгений Владимирович Гиппиус, профессор Московской консерватории (1944-1949) // Opera musicologica. 2024. Т. 16. № 2. С. 102-123. https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.2.006

© Битерякова Е. В., 2024

Original article

doi: 10.26156/operamus.2024.16.2.006

Opera musicologica. 2024. Vol. 16, no. 2. P. 102-123

ARTICLES

Eugene W. Hippius

as a Professor of the Moscow Conservatory (1944-1949)

Elena V. Biteriakova

Moscow State Conservatory, Moscow, Russia

[email protected], https://orcid.org/0000-0001-8799-1318

Abstract. The article is devoted to the five years of Eugene W. Hippius' work at the Moscow Conservatory. Transferred there in 1944 from Leningrad on the recommendation of Boris V. Asafyev, Hippius headed the Musical Folklore Department. His intensive multifaceted work, in close cooperation with Clyment V. Kvitka, produced brilliant results in collecting, researching, teaching and popularization of traditional folk culture. Thanks to the joint efforts of the outstanding scientists and their staff, ethnomusicology at the Moscow Conservatory has taken high positions in a number of scientific disciplines and academic specializations.

This bright and eventful period, associated with the name of Hippius, became one of the peak stages in the history of the scientific school of the Moscow Conservatory created by Kvitka since the late 1930s.

The article significantly expands the understanding of the life and work of Eugene W. Hippius in the second half of the 1940s. Involvement of a wide range of sources — previously unknown archival and printed ones — makes it possible to clarify some common information and introduce new data into scientific circulation.

The author uses handwritten and photographic materials from the archives of the Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory and the Moscow State Tchaikovsky Conservatory, from the funds of the Russian National Museum of Music and the State Vladimir and Suzdal Museum.

Keywords: Eugene W. Hippius, Clyment V. Kvitka, Moscow Conservatory, Music Folklore Department, staff "purges" in 1940s

For citation: Biteriakova, Elena V. Eugene W. Hippius as a Professor of the Moscow Conservatory (1944-1949). Opera musicologica. 2024. Vol. 16, no. 2. P. 102-123. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.2.006

© Elena V. Biteriakova, 2024

Елена Битерякова

Евгений Владимирович Гиппиус, профессор Московской консерватории (1944-1949)

В жизни Евгения Владимировича Гиппиуса (ил. 1) период работы в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского оказался весьма непродолжительным. Ему предшествовали страшные блокадные годы, когда ученый потерял практически всех близких в Ленинграде и сам едва избежал смерти. Об этом он рассказывал в «Жизнеописании», составленном 15 марта 1944 г. при устройстве на работу в Москве:

В годы Отечественной войны не эвакуировался из Ленинграда, не желая покидать оставшийся в Ленинграде Фонограммар-хив Академии наук и в связи с тяжелым нервным заболеванием, обострившимся в течение первой ленинградской военной зимы в связи с гибелью всей семьи и закончившимся тяжелой формой полиневрита на почве бери-бери (полный паралич рук и ног) 1

Несмотря на обстоятельства военного времени, ученый старался не прерывать профессиональной деятельности. По крайней мере, в 1942 г. (очевидно, до болезни, продержавшей его «полгода на пороге смерти» 2) Гиппиусу удавалось продолжать работу над сборником народных песен о Ленине и Сталине «совместно с группой ленинградских композиторов» и над исследованиями по плану Государственного научно-исследовательского института театра и музыки 3: «Хоровые традиции русской народ-

1 Личное дело Е. В. Гиппиуса (март 1944 — март 1949). Архив МГК. Инв. № 1462. Л. 7 об. В блокадном Ленинграде погибли от истощения его отец, Владимир Васильевич Гиппиус (в ноябре 1941 г.), и оба брата отца — Александр и Василий (в 1942 г.); в январе 1942 г. умерла З. В. Эвальд.

2 Архив МГК. Инв. № 1462. Л. 9 об.

3 Институт истории искусств (сейчас РИИИ), основанный в 1912 г. графом В. П. Зубовым, в советский период, особенно в 1920-30-е годы, буквально лихорадило от частых реорганизаций и переименований: в 1912-1920 — Институт истории искусств, 19201924 — Российский институт истории искусств, 1924-1931 — Государственный институт истории искусств (ГИИИ), 1931-1933 — Ленинградское отделение Государственной академии искусствознания, 1933-1935 — Государственная академия искусствознания

Ил. 1. Е. В. Гиппиус в Фонограммархиве. Ленинград, 1931 г.

Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник. В-34761/25 ФТ-6970

Fig. 1. Eugene W. Hippius in Phonogrammarchive. Leningrad, 1931. The State Vladimir and Suzdal Museum. V-34761/25 FT-6970

ной песни», «Народная музыкальная ритмика», «Былинные напевы сказителей Рябининых» 4.

Принимая во внимание трагические перипетии начала 1940-х гг., кажется невероятным, насколько плодотворной и успешной была деятельность Гиппиуса в Московской консерватории. Об этом свидетельствует значительное число публикаций (статей, сборников, методических пособий) 5 и рукописных материалов, хранящихся в фондах Научного центра

(ГАИС), 1935-1936 — Государственный научно-исследовательский институт искусствознания (ГНИИС), 1937-1939 — Государственный музыкальный научно-исследовательский институт, 1939-1958 — Государственный научно-исследовательский институт театра и музыки.

4 Архив МГК. Инв. № 1462. Л. 9 об.

5 Программы специальных дисциплин дирижерско-хорового факультета. Москва; Ленинград: Искусство, 1946. С. 32-48; две статьи в журнале «Советская этнография»: совместно с В. И. Чичеровым «Советская фольклористика за 30 лет» (1947. № 4. С. 29-51) и «О русской народной подголосочной полифонии в конце XVIII — начале XIX века»

народной музыки имени К. В. Квитки (НЦНМ) 6 и Российского национального музея музыки (РНММ) 7. Также исследователем была осуществлена подготовка нескольких радиопередач о народной музыке 8, велась напряженная работа по организации фольклорных экспедиций.

Пятилетний период деятельности Гиппиуса (с 1944 по 1949 г.) стал, безусловно, одним из самых ярких в истории развития этномузыкологии в стенах Московской консерватории. Сотрудничество с К. В. Квиткой, планирование и осуществление учеными совместных проектов кафедры и кабинета музыкального фольклора — отдельная, интереснейшая тема, пока не получившая достойного освещения в литературе. Очевидно, что уход Гиппиуса и обстоятельства, сопутствовавшие его увольнению, имели негативные последствия для дальнейшего развития научной школы, создававшейся Квиткой в Москве с конца 1930-х гг.

В данной статье, не претендующей на исчерпывающую характеристику этого этапа биографии Гиппиуса, уточняются некоторые факты и добавляются новые — на основе архивных и печатных источников 9 (ил. 2).

Перевод Гиппиуса из Ленинграда в Москву нередко характеризуется в публикациях как «совместный с Асафьевым» Вместе с тем документы личного дела последнего содержат информацию о переводе Б. В. Асафьева в Москву в 1943 г.: с 1 января числился профессором кафедры теории музыки МГК, с 1 июня — директором Научно-исследователь-

(1948. № 2. С. 86-104); составление сборника «Русские песни» (Москва: Государственное издательство культурно-просветительной литературы, 1949. 211 с.).

6 «Обзор важнейших сборников музыкальных записей русских народных песен», «Русская народная подголосочная полифония», «О ритмической форме и ладовом строении свадебных и хороводных песен», «О родах лирических песен по их поэтическому содержанию», «Лирика как род поэзии и музыки», «Общий обзор лирики как рода музыки и поэзии в сопоставлении с эпосом», «Местные стили русской народной хоровой полифонии»; «Хрестоматия по русскому фольклору» (500 нотных образцов).

7 В фонде Гиппиуса в РНММ (Ф. 450) хранятся, в частности, многочисленные рукописи лекций, прочитанных ученым в Московской консерватории в 1940-е гг.

8 Цикл музыкальных очерков «Собиратели русских народных песен»: «Иван Алексеевич Рупин», «Даниил Никитич Кашин», «Александр Варламов и Александр Гурилев» (текст читала диктор Е. Я. Отъясова).

9 Среди важнейших опубликованных работ, посвященных ученому: [Дорохова, Па-шина 2003], [Дорохова, Пашина 2013]; Никаноров А. Б. Е. В. Гиппиус и З. В. Эвальд о своей исследовательской деятельности в 1920-х гг. // Временник Зубовского института. Вып. 11: Фольклористика в Зубовском институте. Санкт-Петербург: Российский институт истории искусств, 2013. С. 71-78; Тавлай Г. В. Песни Белорусского Полесья в научном наследии Е. В. Гиппиуса и З. В. Эвальд // Временник Зубовского института. Вып. 11: Фольклористика в Зубовском институте. Санкт-Петербург: Российский институт истории искусств, 2013. С. 56-70.

1° [Дорохова, Пашина 2003, 11; Миронова 2005, 136; Гилярова, Миронова 2016, 163].

ского кабинета, в состав которого прочил и своего ученика. Хлопоты по устройству Гиппиуса в Московскую консерваторию заняли около года. В письме Квитке от 27 сентября 1943 г. Асафьев сетовал:

Что касается Гиппиуса, то, увы, пока все мои попытки вызвать его потерпели очередные неудачи. Очевидно, где-то есть не разгадываемые мною тормозы. Теперь возникла еще одна возможность, и я пытаюсь ее использовать. Кажется, вызов уже послан. Лично от него, от жены вестей давно не имею, но в субботу послал весть от себя. Сей неделей жду ответа. Тотчас дам Вам знать. Казалось бы, Гиппиус — столь нужный человек ряду учреждений, а дело всё ни с места ".

24 января 1944 г. Гиппиус был зачислен научным руководителем комиссии «Народная музыкальная терминология» Научно-исследовательского кабинета при МГК 12, а спустя еще полгода, 12 июля, утвержден заведующим кафедрой музыкального фольклора 13.

11 РНММ. Ф. 275. Ед. хр. 487. Л. 1.

12 Из приказа МГК № 43 от 29.01.1944. История деятельности Научно-исследовательского кабинета МГК кратко освещена в издании: Московская консерватория 1866-

2016: Энциклопедия. Москва: Прогресс-Традиция, 2016. Т. 1. С. 303-305.

13 Приказ МГК № 1125-к от 12.07.1944.

Fig. 2. Eugene W. Hippius. Moscow, 1948. Photo by B. D. Phabisovitch. Russian National Music Museum. N-15810

Ил. 2. Е. В. Гиппиус. Москва, 1948 г. Фото Б. Д. Фабисовича. Российский национальный музей музыки. Н-15810

В отношении сведений о заведовании кафедрой публикации грешат расхождениями в названии, а также неверным указанием на связь ее появления в консерваторской структуре с приходом Гиппиуса ы. Ошибочность последнего утверждения уже отмечалась Н. Н. Гиляровой в одной из статей [Гилярова 2009, 9], содержащей, однако, другие неточности

В архиве Московской консерватории на сегодняшний день не найдено приказов об учреждении кафедры музыкального фольклора. В служебной документации ее название появляется лишь с середины 1940 г. 16 Заметим, что в это же время аналогичное подразделение формируется и в Ленинградской консерватории, что подтверждается, например, заявлением Гиппиуса об участии «в конкурсе на должность заведующего кафедрой народного творчества», датированным 28 июня 1940 г. 17 Фактическую работу обе кафедры — и в Москве, и в Ленинграде — начали одновременно, в сентябре 1940 г., о чем свидетельствуют архивные документы. В Московской консерватории 24 августа 1940 г. вышел приказ о штатном расписании на новый учебный год, в котором говорилось:

На основании штатного расписания, утвержденного ВКВШ при СНК СССР 18, объявляю персональные штаты профессорско-

14 Так, составители первой развернутой биографии Гиппиуса отмечают: «По его инициативе в феврале 1944 года была организована кафедра народной музыки (докладная записка Гиппиуса от 6 февраля 1944)», — ошибаясь и в названии кафедры (в действительности — «кафедры музыкального фольклора»), и в дате документа (докладная записка была подана 6 марта 1944) [Дорохова, Пашина 2003, 11].

15 См.: [Гилярова 2009, 9]; [Гилярова 2016, 510]. В обеих статьях неверна ссылка на приказ по МГК от 8.01.1941, которым кафедра «была оформлена». На самом деле этим приказом, за подписью и. о. директора Г. А. Столярова кабинет был передан «в ведение кафедры „музыкального фольклора" в качестве „фольклорного кабинета" под общим руководством зав. кафедрой проф. Брюсовой Н. Я.» (приказ МГК № 14 от 8.01.1941). Об этом в свое время писала И. К. Свиридова [Свиридова 1966, 5], правда, указав иное название кабинета, отличающееся от заявленного в приказе («кабинет народной музыки»). Официальные наименования — «Кабинет музыкального фольклора», ранее «Фольклорный кабинет», — подтверждаются документацией 1940-х гг. (см. далее цитаты из «Докладной записки» Гиппиуса от 6.03.1944, «Записки о штате кафедры и кабинета музыкального фольклора» Квитки и Гиппиуса от 1.09.1947).

16 Важно отметить, что летом 1940 г. вышел приказ о новой музыкальной специальности: «Приказ МГК № 346 от 29.07.1940. § 1. С 1 сентября сего года, согласно разрешению Комитета по делам искусств, на историко-теоретическом факультете МГК им. Чайковского организуется специальность „музыкальный фольклор". Основание: Приказ Всесоюзного Комитета по делам Высшей школы от 24.07.1940. Директор МГК Гольденвейзер А. Б.». Таким образом, учреждение кафедр и специальностей, связанных с музыкальным фольклором, носило централизованный характер и регулировалось ВКИ и ВКВШ.

17 Личное дело Е. В. Гиппиуса (19.09.1931-05.06.1941). Архив СПбГК. № 141. Л. 6.

18 ВКВШ при СНК СССР — Всесоюзный комитет по делам высшей школы при Совете комиссаров СССР.

преподавательского состава и ставки с 1 сентября 1940 г.: <...> Кафедра [музыкального] фольклора — и. о. зав. кафедрой, профессор Брюсова Н. Я., профессор Квитка К. В. 19

Косвенными свидетельствами начала деятельности кафедры в Ленинградской консерватории служат документы из личных дел Е. В. Гиппиуса. Среди них характеристика, подписанная директором, П. А. Серебряковым, в которой отмечено, что осенью 1940 г. Гиппиус был избран «Советом ЛОЛГК на должность профессора — заведующего кафедрой народного музыкального творчества» 2°. В одном из вариантов автобиографии, сохранившейся в Московской консерватории, ученый сообщал:

Начиная с осени 1940 года широко развернулась работа по подготовке молодых кадров фольклористов по линии возглавляемой мной молодой кафедры музыкального фольклора в ЛГК. Весной 1941 года была представлена к защите первая диссертация по кафедре — моей ученицы, аспирантки ЛГК Н. И. Жемчужиной 21.

Итак, кафедры в обоих столичных музыкальных вузах были учреждены одновременно и работали до начала войны и эвакуации, прервавших деятельность консерваторий и приостановивших работу кафедр на несколько лет 22. Об этом писали Квитка и Гиппиус в «Записке о штате кафедры и кабинета музыкального фольклора Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского», составленной в 1947 г.:

В 1940 году была открыта в МГК кафедра музыкального фольклора. Зав. кафедрой была назначена Н. Я. Брюсова. Приказом и. о. директора МГК [Г. А.] Столярова 8.01.1941 кабинет был передан в введение кафедры музыкального фольклора. После эвакуации кафедра была восстановлена в 1944 году. Зав. кафедрой был назначен профессор Е. В. Гиппиус 23.

19 Приказ МГК № 388 от 24.08.1940.

2° Архив СПбГК. № 141. Л. 11.

21 Архив МГК. Инв. № 1462. Л. 09 об.

22 В этой связи не очень убеждают попытки представить работу кафедры музыкального фольклора МГК в начале 1940-х как «заметный след» и «новый почин в учебной работе» [Смирнов 2023, 142]; игнорирование параллельно действовавшей (отнюдь не менее успешно!) аналогичной кафедры в Ленинграде выглядит необоснованным.

23 Гиппиус Е. В., Квитка К. В. Записка о штате кафедры и кабинета музыкального фольклора Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского от 10.09.1947. НЦНМ. РФ. Папка № 61. Протоколы. Л. 196.

6 марта 1944 г. в дирекцию Московской консерватории была подана докладная записка, поясняющая статус воссоздаваемой кафедры и предполагаемый состав сотрудников:

Заместителю директора М[осковской] государственной] консерватории, профессору С. С. Богатыреву от профессора Е. В. Гиппиуса

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА В связи с решением дирекции МГК о создании кафедры музыкального фольклора профессором К. В. Квиткой и мною, согласно данному Вами поручению, был обсужден вопрос о структуре новой кафедры, ее взаимоотношении с ныне существующим фольклорным кабинетом, штаты кафедры и кабинета на 1944 г.

Кафедра музыкального фольклора и фольклорный кабинет мыслится нами в качестве единого организма; фольклорный кабинет мог бы быть передан кафедре — соподчинен ей.

Кафедра мыслится нами в составе: двух профессоров (профессора — заведующего кафедрой и профессора — научного руководителя фольклорного кабинета), одного доцента, одного ассистента и аспирантов.

Фольклорный кабинет (подчиненный кафедре) мыслится в составе научного руководителя кабинета (второго профессора кафедры), его заместителя по организационной работе (или заведующего кабинетом), двух старших научных сотрудников, трех младших научных сотрудников, одного старшего лаборанта, одного младшего лаборанта, одного техника.

Особо должен быть обсужден вопрос о техническом оснащении кабинета и о более удобном помещении для него.

Профессор Е. Гиппиус. 6 марта 1944 года 24.

В период действия кафедры музыкального фольклора под руководством Гиппиуса (1944-1949) в служебных документах МГК, копии и оригиналы которых хранятся в рукописном фонде НЦНМ, закрепляются тождественные названия двух подразделений — кафедра музыкального фольклора и кабинет музыкального фольклора. Задуманные, согласно цитируемой выше записке, «как единое целое» и возглавляемые ведущими в стране учеными, они работали весьма эффективно. Приведем фрагмент из следующей записки на имя С. С. Богатырева, кратко освещающей характер взаимодействия специалистов кафедры и кабинета:

24 Гиппиус Е. В. Докладная записка С. С. Богатыреву от 6.03.1944. НЦНМ. РФ. Папка № 61. Протоколы. Л. 21.

Кабинет оказывает деятельную помощь Кафедре музыкального фольклора в трудном деле достижения высокого методического уровня преподавания, и особенно в деле разрешения историко-теоретических вопросов в тех многочисленных случаях, когда учащимся следует преподносить определенные и проверенные обобщения, а не излагать данные «за» и «против». Другой не менее важной формой содействия Кабинета педагогической работе является отыскивание наиболее подходящих образцов в народной практике и постоянная забота о высококачественной звукозаписи их для демонстрации на лекциях.

В этой разнообразной деятельности Кабинета очень большое участие принимает Кафедра музыкального фольклора в лице заведующего, профессора Е. В. Гиппиуса и ассистента, Н. М. Ба-чинской.

Поскольку Кабинет, в силу приказа Дирекции консерватории, с 1941 года состоит не при факультете, а при кафедре, на заведующем Кафедрой лежит и основное заведывание Кабинетом, многочисленные организационные вопросы, и не только организационные. Лично профессор Е. В. Гиппиус в своей предшествовавшей работе, протекавшей в Ленинграде с 1927 года в виде многочисленных экспедиций и упорных историко-теоретиче-ских занятий, приобрел огромный опыт в технике звукозаписи, непревзойденное непосредственное знание русской народной музыки и музыки ряда неславянских народов СССР, в то время как К. В. Квитка, состоящий научным руководителем Кабинета со дня его основания, приобрел свой опыт и знания, главным образом, в Киеве и известен как знаток музыки славянских народов — украинцев, белорусов и зарубежных славян, а также как научный работник, хорошо осведомленный в литературе музыкальной этнографии на западноевропейских языках. Знакомство его с великорусской народной музыкой в большей степени основано на литературе, чем на непосредственном соприкосновении. Непосредственное знание русской народной музыки приобретено им в поездках в южные и западные великорусские области, в то время как Гиппиус углубленно изучал север. Квитка сделал многое для изучения великорусских календарных песен и народных инструментов, в общем же ответственность за качество преподавания собственно русской народной музыки, за качество первого тома хрестоматии, посвящаемого русской народной музыке, лежит на Е. В. Гиппиусе, в то время как знания Квитки особенно необходимы при составлении второго тома хрестоматии, посвящаемого украинской и белорусской музыке.

<...> При таком положении нагрузку заведующего] Кафедрой Гиппиуса <...> нельзя измерять количеством лекционных

часов. Преподавание музыкального фольклора — дело новое и чрезвычайно трудное вследствие слабой подготовленности предмета в научно-исследовательском порядке, вследствие низкого качества большинства литературных источников. Подготовка к лекциям по этому предмету требует особенного труда, разысканий в рукописных фондах Кабинета, прослушивания фонограмм и отбора их для демонстрации и огромной личной исследовательской работы по многочисленным, не разрешенным в научной литературе вопросам 25 (ил. 3).

Важнейшие достижения этномузыкологической работы Гиппиус и Квитка представили в специальном докладе в 1946 г. Примечателен его первый пункт, выводящий соответствующие подразделения Московской консерватории на особое положение — общегосударственного исследовательского и методического центра, возглавляемого крупнейшими специалистами:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кафедра и кабинет музыкального фольклора Московской государственной консерватории являются всесоюзным центром методической работы в области преподавания русского народного музыкального искусства и музыкального искусства братских народов в консерваториях нашей страны — центром, объединившим руководящих работников двух крупнейших научно-исследовательских центров советской музыкальной фольклористики: Фонограммархива Всесоюзной академии наук и Кабинета музыкальной этнографии Академии наук УССР 26.

Перечисление главных результатов трехлетней работы составляет основное содержание доклада и впечатляет своим объемом (при этом чаще других в тексте фигурирует имя Гиппиуса):

3. а) разработаны курсы лекций по русской народной музыке и хоровому искусству народов СССР теоретико-композиторскому, дирижерско-хоровому и исполнительским факультетам консерватории и программы по этим курсам (программа дирижерско-хорового факультета в первом варианте опубликована в 1946 году, в 1947 году перерабо-

25 Гиппиус Е. В., Квитка К. В. Записка о штате кафедры и кабинета музыкального фольклора МГК (10.09.1947). НЦНМ. РФ. Папка № 61. Протоколы. Л. 198-199.

26 Гиппиус Е. В., Квитка К. В. Материалы для доклада о кафедре и кабинете музыкального фольклора МГК (1946). НЦНМ. РФ. Папка № 61. Протоколы. Л. 368.

тана и подготовлена к печати в трех вариантах, специализированных для всех факультетов, на которых читаются курсы русской народной музыки);

б) готовится к печати первый том учебного курса и хрестоматии «Русская народная музыка»;

в) подготовляется (по пятилетнему плану) второй том: «Украинская и белорусская народная музыка».

4. Подготовлены преподаватели по русской народной музыке для [Государственного] музыкально-педагогического института им. Гнесиных (Н. М. Бачинская) и Горьковской [государственной] консерватории (Л. С. Мухаринская), готовятся исследователи народной музыки монголов и тюркских народов (А. Н. Аксенов и Б. Ф. Смирнов — работающие в штате Кабинета в качестве ассистентов); под руководством Кафедры аспирант-композитор [М. Д.] Гольдин готовит работу о латышской народной песне.

5. Научно-консультационная и общественно-научная деятельность Кафедры и Кабинета выразились в 1947 году в научном рецензировании (по заданию ВАК МВШ) профессором К. В. Квиткой двух докторских диссертаций, изучении комиссией из сотрудников Кабинета под председательством профессора Е. В. Гиппиуса работ собирателя Н. Миронова, участии профессора Е. В. Гиппиуса в дискуссии, организованной Московской государственной консерваторией, Институтом истории искусств Академии наук СССР и Союзом советских композиторов о труде профессора Р. И. Грубера «История музыкальной культуры», редактирование профессором Е. В. Гиппиусом «Пособия по собиранию произведений народного творчества» (вследствие обращения Всесоюзного Дома народного творчества), лекциях профессора Е. В. Гиппиуса и доцента А. В. Рудневой на семинаре для методистов областных домов народного творчества (апрель 1947 года), текущих консультациях (свыше 50) 27.

Одно из свидетельств совместной консультационной работы Квитки и Гиппиуса находим в книге Е. Канн-Новиковой, комментировавшей обнаружение ранее неизвестных смоленских материалов:

Эта сохранившаяся часть рукописного собрания Н. Д. Бера поступила в Литературный музей от потомков этнографа В. Н. До-

27 Гиппиус Е. В., Квитка К. В. Материалы для доклада о кафедре и кабинете музыкального фольклора МГК (1946). НЦНМ. РФ. Папка № 61. Протоколы. Л. 368-368 об.

бровольского. Пользуемся случаем выразить признательность К. В. Квитке и Е. В. Гиппиусу за содействие нашим поискам [Канн-Новикова 1950, 4] 28.

Деятельность кафедры, возглавляемой Гиппиусом, получила высокую оценку со стороны администрации. Так, в резолюции Художественного совета Московской консерватории по докладу профессора Е. В. Гиппиуса о работе кафедры и кабинета музыкального фольклора за 1946-47 учебный год отмечалась «хорошая постановка учебной работы Кафедры на теоретико-композиторском, дирижерско-хоровом и исполнительских факультетах», выразившаяся, среди прочего, «в составлении программы курса народной музыки с указанием вариантов для различных факультетов», «в высоком качестве педагогического руководства, благодаря чему значительно увеличился интерес учащихся к русскому народному музыкальному искусству» 29 (ил. 4).

Спустя всего год профессиональная деятельность Гиппиуса была аттестована прямо противоположно. Печально известное Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 г. «Об опере „Великая дружба" В. Мурадели» и «дело музыковедов» 1949 г. привели к катастрофическим последствиям в музыкальной и культурной жизни страны. Этот период блестяще охарактеризован и документирован в монографии Е. С. Власовой «1948 год в советской музыке», справедливо назвавшей его «временем сокрушительного разгрома отечественной музыковедческой науки» [Власова 2010, 400].

Постановление и начало очередной кадровой «чистки» в 1948 г. повлекли за собой многочисленные заседания (в Московской консерватории и в Союзе композиторов) с обсуждениями «исторического постановления», пересмотром учебных планов 30, с соответствующими «разоб-

28 Имеются в виду музыкальные нотации Н. Д. Бера, хранящиеся в Государственном литературном музее в Москве (ГЛМ. Фонд В. Н. Добровольского. № 5801).

29 Протокол заседания Художественного совета от 5 июня 1947 г. НЦНМ. РФ. Папка № 61. Протоколы. Л. 201.

30 Обсуждение новых учебных планов МГК, в связи с Постановлением от 10.02.1948, проходило в Главном управлении учебных заведений (ГУУЗ) в мае 1948 г. Гиппиус присутствовал на заседании и «выступил с возражением по поводу увеличения числа часов по курсу народного музыкального творчества для оркестрового и фортепианного факультетов», предложив оставить курс полугодовым (38 лекционных часов), но добавить к нему «семинарий — практикум по пению русских народных песен и изучению произведений русских композиторов, в которых цитируются народные песни» (Докладная записка Гиппиуса директору МГК А. В. Свешникову от 2.09.1948. НЦНМ. РФ. Папка № 61. Протоколы. Л. 864).

лачениями» и «покаяниями» 31. От ученых требовали обновить автобиографии, представить характеристики, подтверждающие их творческие заслуги и стойкость идеологических позиций. Именно 1948 годом датированы очередные автобиография Б. В. Асафьева и жизнеописание Е. В. Гиппиуса, хранящиеся в архиве МГК. В рукописном фонде НЦНМ найден черновик характеристики деятельности Гиппиуса, подписанной А. В. Рудневой (в эти годы — заведующей кабинетом музыкального фольклора), в которой в числе его главных достижений названы: песенник «к 26-й годовщине Октябрьской революции, изданный 25-тысячным тиражом», отправка двух экспедиций в Сибирь в 1944 г. и завершение в 1945 г. «нотной части хрестоматии по русскому музыкальному фольклору в количестве 500 нотных образцов» з2.

Увольнения в Московской консерватории начались в 1948 г.: одним приказом были изгнаны Д. В. Житомирский, Д. Д. Шостакович и В. Я. Шебалин. В марте 1949 г. — И. Ф. Бэлза, Л. А. Мазель, Б. В. Левик, В. О. Бер-ков, И. М. Ямпольский. В монографии Е. С. Власовой описано собрание, фактически поставившее крест на педагогической карьере Гиппиуса, на существовании кафедры и научно-исследовательской работе в кабинете музыкального фольклора:

15 марта в Московской консерватории началось общее собрание профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов теоретико-композиторского факультета по обсуждению публикаций в газетах «Правда» и «Культура и жизнь» «Об одной антипартийной группе театральных критиков» [Власова 2010, 385].

Основной доклад делал Георгий Антонович Орвид — начальник Главного управления музыкальных учреждений Всесоюзного комитета по делам искусств, и. о. директора МГК, который, в числе прочего, высказался о лекционном курсе по народному музыкальному творчеству:

31 На март 1948 г. в Московской консерватории было запланировано «проведение открытого партийного общефакультетского собрания по обсуждению постановления ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 г.» (НЦНМ. РФ. Папка № 61. Протоколы. Л. 880). Этой же теме посвятили апрельское заседание кафедры музыкального фольклора в 1948 г., о чем Гиппиус сообщал 30.06.1948 в записке декану теоретико-композиторского факультета, В. М. Беляеву (НЦНМ. РФ. Папка № 61. Протоколы. Л. 870). Постановление обсуждалось и в Союзе композиторов; стенограмма выступления Гиппиуса хранится в РНММ (Ф. 450. Ед. хр. 2739).

32 НЦНМ. РФ. Папка № 61. Протоколы. Л. 425.

Ил. 3. Сотрудники кафедры музыкального фольклора и кабинета музыкального фольклора Московской консерватории. Слева направо: А. В. Руднева, П. С. Берендеева, А. Н. Аксенов, Л. А. Бачинский, Е. В. Гиппиус, К. В. Квитка, Н. М. Бачинская, К. Г. Свитова. РНММ. Н-6059

Fig. 3. The staff of the Musical Folklore Department and Cabinet of the Moscow Conservatory. Anna V. Rudneva, Polina S. Berendeyeva, Aleksey N. Aksyonov, Leo A. Bachinskiy, Eugene W. Hippius, Clyment V. Kvitka, Nina M. Bachinskaya, Klavdia G. Svitova. Russian National Music Museum. N-6095

Ил. 4. Группа профессоров Московской консерватории.

Сидят: М. С. Неменова-Лунц, неизв., Л. М. Цейтлин, Г. Г. Нейгауз, К. В. Квитка. Стоят: А. И. Ямпольский, В. Н. Цыбин, А. Ф. Гедике, К. Н. Игумнов, Е. В. Гиппиус. 5.09.1946 г. РНММ. Ф-47-2447

Fig. 4. A group of professors of the Moscow Conservatory, 5.09.1946.

1st row: Maria S. Nemenova-Lunts, unknown, Leo M. Tseytlin, Heinrich G. Neuhaus, Clyment V. Kvitka, 2nd row: Abram I. Yampol'skiy, Vladimir N. Tsybin, Aleksandr F. Gedike, Konstantin N. Igumnov, Eugene W. Hippius. Russian National Music Museum. F-47-2447

«Стенограммы своих лекций и программы курсов профессор Гиппиус тщательно скрывает от посторонних взоров. А скрывать есть что!» Возмущение докладчика вызвало то обстоятельство, что в списке рекомендуемых авторов по музыкальной фольклористике из 17 работ значились: 14 немецких, одна английского, одна французского и лишь одна работа советского автора — К. В. Квитки. В результате деятельность кафедры <...> была заклеймена как «позиция рака-отшельника» [Власова 2010, 387].

31 марта 1949 г. Гиппиус был освобожден от работы «как не обеспечивающий необходимого идейно-художественного уровня преподавания» 33. Увольнение сопровождалось характеристикой:

Работа профессора Гиппиуса в Московской консерватории протекала неудовлетворительно. Не имея влечения к педагогической работе, занятый множеством дел в других учреждениях, тов. Гиппиус сильно дискредитировал введенный в консерватории в последние годы войны курс народного музыкального творчества. Чтение лекций было формальное, сухое, требовалось только механическое заучивание текстов. Не вскрывались тесные связи творчества великих композиторов с народной музыкой, студентам не только не прививалась любовь к творчеству русского народа, но возбуждалось отвращение к читаемому курсу 34.

В защиту Гиппиуса неожиданно выступила Н. Я. Брюсова з5, первая заведующая кафедрой музыкального фольклора МГК з®. В статье «Ошибки и дерзания фольклориста», отмечая «серьезные» и даже «тяжелые ошибки и заблуждения» ученого, следовавшего, особенно в ранних работах, «за ложными авторитетами буржуазной науки», она отдает должное его

33 Приказ МГК № 76 от 31.03.1949 на основании приказа Министерства высшего образования № 367 / 218 от 15.03.1949.

34 Архив МГК. Инв. № 1462. Л. 36.

35 «... „непримиримая" коммунистическая радикалка, основательница фракции красной профессуры в Московской консерватории, которая так усердно занималась „пролетаризацией" учебного заведения, <...> что вконец испортила репутацию среди академически настроенных музыкантов», — так характеризует ее Е. С. Власова [Власова 2010, 279].

з® Возможно, сыграли роль их прежние профессиональные контакты — в 1935 г. они подготовили совместную публикацию: Брюсова Н., Гиппиус Е., Лебединский Л. Художественное творчество Московской области // Музыкальная самодеятельность. 1935. № 8 (32). С. 4-8.

научной смелости и педагогическому опыту («составление и проведение первого законченного курса по фольклору») и называет направленные против него обвинения в «космополитизме» и «антипатриотизме» голословными и клеветническими [Брюсова 1949, 58, 59].

Любопытно, что в машинописи брошюры к 100-летию Московской консерватории «Кабинет народной музыки» [Свиридова 1966] был абзац с комментарием относительно причин ухода Гиппиуса из Консерватории, с отсылкой к статье Брюсовой. Однако в публикации этот фрагмент отсутствует и сохранился только в рукописном фонде НЦНМ:

С 1944 года Квитка в содружестве с музыковедом-фольклористом (из Ленинграда) профессором Евгением Владимировичем Гиппиусом налаживает <...> прерванную войной деятельность Кафедры [музыкального фольклора] и соподчиненного ей Кабинета. Вынужденный уход Гиппиуса из консерватории был вызван началом борьбы против формализма в искусстве, когда поиски и ошибки ученого были восприняты как вредные идеи, несовместимые с требованиями воспитания студентов 37.

Отголоски «дела музыковедов» звучали на протяжении нескольких лет среди прочего на страницах журнала «Советская музыка». В 1950 г. в редакционной статье под призывным заголовком «Развивать и культивировать народное творчество» критике подверглись одновременно и научная, и педагогическая деятельность Гиппиуса: первая — за «известный сборник» «Песни Пинежья», содержащий «большое количество сырых, не имеющих художественного значения материалов», а вторая — за «аполитичность, приводящую к чрезмерному увлечению архаикой и пренебрежению современностью, неумение отделить истинно классические образцы народного творчества от малохудожественных», что «пагубно сказывается и на курсе фольклора, читающемся в наших консерваториях» [Советская музыка 1950, 8, 9].

В 1951 г. Л. В. Кулаковский, ратовавший за поднятие музыкальной фольклористики на уровень современных требований, обвинил в педагогической и научной инертности Квитку и Гиппиуса — не воспитавших любовь к народной музыке у студентов Московской консерватории, не издавших обещанную хрестоматию и «почти не выступающих в печати» [Кулаковский 1951, 47].

37 НЦНМ. РФ. Папка № 61. Протоколы. Л. 389-390.

По верному наблюдению Е. С. Власовой, после катастрофического рубежа 1949 г. «многие ученые <...> переключили свои профессиональные интересы в безопасную область изучения русского музыкального наследия» и «стали писать и говорить с оглядкой, редактируя сами себя» [Власова 2010, 400]. Так поступил и Е. В. Гиппиус: начав в 1940 г. работу над докторской диссертацией «Локальные интонационные стили русской народной песни Северо-Двинского правобережья» з®, впоследствии он предпочел оставить эту тему в пользу более «безопасной» з9. События 1948-1949 гг. тяжело отразились на подорванном в военный период здоровье ученого, вынужденного в 1952 г. по настоянию врачей на некоторое время «полностью прекратить научную работу для длительного лечения» [Дорохова, Пашина 2003, 12].

Архивные материалы, связанные с именем Евгения Владимировича Гиппиуса и лишь частично представленные в настоящей публикации, — богатейший источник сведений о периоде 1940-х гг., одном из самых событийных, противоречивых в истории отечественной музыкально-фольклористической науки и во многом определившем перспективы ее дальнейшего развития. Изучение и издание подобных документов способствуют воссозданию объективной панорамы деятельности ведущих ученых и научных учреждений того времени и соотнесению их целей, провалов и достижений с задачами и проблемами, актуальными для эт-номузыкологов в наши дни.

Аббревиатуры

ВАК МВШ — Всесоюзная аттестационная комиссия Министерства высшей школы ВКВШ — Всесоюзный комитет по делам высшей школы ВКИ — Всесоюзный комитет по делам искусств

ЛГК — Ленинградская государственная консерватория Н. А. Римского-Корсакова ЛОЛГК — Ленинградская ордена Ленина государственная консерватория Н. А. Рим-ского-Корсакова

МГК — Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского НЦНМ — Научный центр народной музыки имени К. В. Квитки РИИИ — Российский институт истории искусств РНММ — Российский национальный музей музыки

з® Тема указана в автобиографии от 29.06.1940 (Архив СПбГК. № 141. Л. 16 об.). з9 Как известно, докторскую диссертацию Евгений Владимирович Гиппиус защищал по изданию: Балакирев М. А. Русские народные песни / ред., предисл., исследование и примеч. проф. Е. В. Гиппиуса. Москва: Музгиз, 1957. Защита состоялась в Московской консерватории в июне 1958 г.; в ученой степени доктора искусствоведения Гиппиус был утвержден в марте 1959 г. [Дорохова, Пашина 2013, 57, 60].

РФ — Рукописный фонд

СНК — Совет народных комиссаров СССР

СПбГК — Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римско-го-Корсакова

Список рукописных источников

Асафьев Б. В. Письмо К. В. Квитке от 27.09.1943. РНММ. Ф. 275. Ед. хр. 487. Гиппиус Е. В. Докладная записка С. С. Богатырёву от 6.03.1944. НЦНМ. РФ. Папка

№ 61. Протоколы. Л. 21. Гиппиус Е. В., Квитка К. В. Записка о штате кафедры и кабинета музыкального фольклора Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. 10.09.1947. НЦНМ. РФ. Папка № 61. Протоколы. Л. 196-200. Гиппиус Е. В., Квитка К. В. Материалы для доклада о кафедре и кабинете музыкального фольклора МГК (1946). НЦНМ. РФ. Папка № 61. Протоколы. Л. 368-369. Личное дело Е. В. Гиппиуса (март 1944 — март 1949). Архив МГК. Инв. № 1462. 36 л. Личное дело Е. В. Гиппиуса (19.09.1931-05.06.1941). Архив СПбГК. № 141. 19 л. НЦНМ. РФ. Папка № 61. Протоколы. 887 л.

Список источников

[1] Брюсова 1949 — Брюсова Н. Я. Ошибки и дерзания фольклориста // Советская

музыка. 1949. № 5 (126). С. 57-59. URL: https://mus.academy/articles/oshibki-i-derzaniya-folklorista (дата обращения: 25.03.2024).

[2] Власова 2010 — Власова Е. С. 1948 год в советской музыке. Документированное

исследование. Москва: Классика - XXI, 2010. 455 с.

[3] Гилярова 2009 — Гилярова Н. Н. Деятельность К. В. Квитки в Московской консер-

ватории // Климент Васильевич Квитка и актуальные проблемы этномузыко-логии: Материалы научной конференции / ред.-сост. Е. В. Битерякова. Москва: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. С. 8-17.

[4] Гилярова 2016 — Гилярова Н. Н. Фольклора музыкального кафедра // Московская

консерватория 1866-2016: Энциклопедия. Т. I. Москва: Прогресс-Традиция, 2016. С. 510.

[5] Гилярова, Миронова 2016 — Гилярова Н. Н., Миронова Н. А. Гиппиус Евгений Вла-

димирович // Московская консерватория 1866-2016: Энциклопедия. Т. II. Москва: Прогресс-Традиция, 2016. С. 162-163.

[6] Дорохова, Пашина 2003 — Материалы и статьи к 100-летию со дня рождения Е. В. Гип-

пиуса / ред.-сост. Е. А. Дорохова, О. А. Пашина. Москва: Композитор, 2003. 216 с.

[7] Дорохова, Пашина 2013 — Дорохова Е. А., Пашина О. А. «Я всегда считал себя

историком музыки»: к юбилею Е. В. Гиппиуса // Проблемы музыкальной науки. 2013. № 2 (13). С. 56-62. URL: https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/ view/117 (дата обращения: 25.03.2024).

[8] Канн-Новикова 1950 — Канн-Новикова Е. М. И. Глинка. Новые материалы и до-

кументы. Выпуск 1. Москва; Ленинград: Музгиз, 1950. 120 с.

[9] Кулаковский 1951 — Кулаковский Л. В. Музыкальную фольклористику — на уро-

вень современных требований // Советская музыка. 1951. № 10 (155). С. 43-48. URL: https://mus.academy/articles/ muzykalnuyu-folkloristiku-na-uroven-sovremennykh-trebovanii (дата обращения: 25.03.2024).

[10] Миронова 2005 — Гиппиус Евгений Владимирович // Московская консерватория:

От истоков до наших дней. 1866-2003: Историко-биографический справочник / ред.-сост. Н. А. Миронова. Москва: Прогресс-Традиция, 2005. С. 135-137.

[11] Свиридова 1966 — Кабинет народной музыки / подгот. И. К. Свиридовой. Моск-

ва: Музыка, 1966. 104 с.

[12] Смирнов 2023 — Смирнов Д. В. Кафедра музыкального фольклора Московской

консерватории (основание и работа в первые годы Великой отечественной войны) // Традиционная культура. 2023. Т. 24. № 1. С. 134-145. https://doi. org/10.26158/TK.2023.24.1.012.

[13] Советская музыка 1950 — [Без имени автора]. Развивать и культивировать на-

родное творчество // Советская музыка. 1950. № 4 (137). С. 7-11. URL: https:// mus.academy/articles/razvivat-i-kultivirovat-narodnoe-tvorchestvo (дата обращения: 25.03.2024).

References

[1] Bryusova, Nadezhda Ya. (1949). "Oshibki i derzaniya fol'klorista" ["Mistakes and daring

of the folklorist"]. In Sovetskaya muzyka [SovietMusic]. 1949, no. 5 (126), pp. 57-59 (in Russian). Available at: https://mus.academy/articles/oshibki-i-derzaniya-folk-lorista (accessed: 25.03.2024).

[2] Vlasova, Yekaterina S. (2010). 1948 god v sovetskoy muzyke. Dokumentirovannoye issle-

dovaniye [Theyear 1948 in Soviet Music. Documented research]. Moscow: Klassika -XXI, 455 p. (in Russian).

[3] Gilyarova, Natalya N. (2009). "Deyatel'nost' С. V. Kvitki v Moskovskoy konservatorii"

["Clyment V. Kvitka's activities at the Moscow Conservatory"]. In Clyment Vasi-lyevich Kvitka i aktual'nye problemy etnomuzykologii [Clyment Vasilyevich Kvitka and current problems of the ethnomusicology], editor-compiler Elena V Biteriakova. Moscow: Research and publishing center "Moscow Conservatory", pp. 8-17 (in Russian).

[4] Gilyarova, Natalya N. (2016). "Fol'klora muzykal'nogo kafedra" ["Musical Folklore De-

partment"]. In Moskovskaya Konservatoriya 1866-2016: Entsiklopediya [Moscow Conservatory 1866-2016: Encyclopedia]. Vol. I. Moscow: Progress-Traditsiya, Р. 510 (in Russian).

[5] Gilyarova, Natalya N. & Mironova, Natalya A. (2016). "Hippius Eugeniy Vladimirovich"

["Hippius Eugene W."]. In Moskovskaya Konservatoriya 1866-2016: Entsiklopediya [Moscow Conservatory 1866-2016: Encyclopedia], vol. II. Moscow: Progress-Tradit-siya, pр. 162-163 (in Russian).

[6] Dorokhova, Yekaterina A. & Pashina, Olga A. (2003). Materialy i stat'i: k 100-letiyu

E. W. Hippiusa [Materials and articles:for theEugene W. Hippius' 100th anniversary],

editors-compilers Yekaterina A. Dorokhova, Olga A. Pashina. Moscow: Kompozi-tor, 216 p. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[7] Dorokhova, Yekaterina A. & Pashina, Olga A. (2013). " 'Ya vsegda schital sebya isto-

rikom muzyki': k yubileyu E. W. Hippiusa" [" ' I have Always Considered Myself a Music Historian': Commemorating Anniversary of E. W. Hippius' "]. In Problemy muzykal'noy nauki [MusicScholarship]. 2013, no. 2 (13), pp. 56-62 (in Russian). URL: https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/117 (accessed: 25.03.2024).

[8] Kann-Novikova, Yelizaveta I. (1950). M. I. Glinka. Novye materialy i dokumenty [Mi-

khail I. Glinka. New materials and documents]. Issue 1. Moscow; Leningrad: Muzgiz, 120 p. (in Russian).

[9] Kulakovskiy, Lev V. (1951). "Muzykal'nuyu fol'kloristiku — na uroven' sovremennykh

trebovaniy" ["Musical folklore studies — to the level of modern requirements"]. In Sovetskaya muzyka [SovietMusic]. 1951, no. 10 (155), pp. 43-48 (in Russian). Available at: https://mus. academy/articles/muzykalnuyu-folkloristiku-na-uroven-sovre-mennykh-trebovanii (accessed: 25.03.2024).

[10] Mironova, Natalya A. (2005). "Hippius Eugeniy Vladimirovich" ["Hippius Eugene W."].

In Moskovskaya Konservatoriya: Ot istokov do nashikh dney. 1866-2003: istoriko-bi-ograficheskiy spravochnik [Moscow Conservatory: From the origins to the present day. 1866-2003: historical and biographical reference book], editor-compiler Natalya A. Mironova. Moscow: Progress-Traditsiya, pp. 135-137 (in Russian).

[11] Sviridova, Irina K. (1966). Kabinet narodnoy muzyki [The Folk Music Cabinet], prepared

by Irina K. Sviridova. Moscow: Muzyka, 104 p. (in Russian).

[12] Smirnov, Dmitriy V. (2023). "Kafedra muzykal'nogo fol'klora Moskovskoy konser-

vatorii (osnovanie i rabota v pervye gody Velikoy Otechestvennoy voiny)" ["The Department of Musical Folklore of the Moscow Conservatory (Its Establishment and Activity During the First Years of the Great Patriotic War)"]. In Traditsionnaya kul'tura [Traditional culture]. 2023. Vol. 24. No. 1, pp. 134-145 (in Russian). https:// doi.org/10.26158/TK.2023.24.1.012

[13] _(1950). "Razvivat' i kultivirovat' narodnoye tvorchestvo" ["To develop and

cultivate folk art"]. In Sovetskaya muzyka [SovietMusic]. 1950, no. 4 (137), pp. 7-11 (in Russian). Available at: https://mus.academy/articles/razvivat-i-kultivirovat-narodnoe-tvorchestvo (accessed: 25.03.2024).

Статья поступила в редакцию: 26.12.2023; одобрена после рецензирования: 22.01.2024;

принята к публикации: 25.03.2024; опубликована: 14.05.2024. The article was submitted: 26.12.2023; approved after reviewing: 22.01.2024; accepted for publication: 25.03.2024; published: 14.05.2024.

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.