Научная статья на тему 'Религиозная и гражданская идентификация в XXI веке'

Религиозная и гражданская идентификация в XXI веке Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
238
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Утельбаев Карим Тoктарович

Процесс религиозного возрождения является одним из механизмов гражданской идентификации. Полиэтничность общества (в Казахстане проживают представители более 100 этнических групп) обусловливает первоочередность гражданской интеграции, которая обеспечила бы необходимый уровень внутригруппового, политического, этнического и религиозного единения членов общества, их достаточно лояльное отношение друг к другу и государству. Решение этой задачи предполагает наличие между государством и гражданином равных обязанностей и прав по отношению друг к другу, а также формирование идентификационных форм поведения и сознания граждан. Формирование гражданской общности в Казахстане это многосторонняя задача. Динамика формирования гражданской общности определяет смысловые и сущностные смыслы и критерии гражданской самоидентификации, среди которых определенное место занимает религиозно-конфессиональная идентификация. Библиогр. 14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUS AND CIVIL IDENTIFICATION IN THE XXI CENTURY

Process of religious revival is one of mechanisms of civil identification. Multinational societies set one of high-priority tasks civil integration which would provide a necessary level of political, ethnic and religious unification of members of a society, their rather loyal attitude to each other and also formation of identification forms of behaviour and consciousness of citizens. Formation of a civil community in Kazakhstan is a multilateral task. Dynamics of a civil community formation defines semantic and essential senses and civil self-identification criteria, among which religious identification takes a certain place.

Текст научной работы на тему «Религиозная и гражданская идентификация в XXI веке»

ББК 87.3(2)

К. Т. Утельбаев

Атырауский институт нефти и газа Республика Казахстан

РЕЛИГИОЗНАЯ И ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ В XXI ВЕКЕ

Способность религий и конфессий мобилизовывать и направлять людей на политические действия не всегда конституционного характера делает ее потенциально конфликтным фактором. Участие религии в политической жизни вносит в нее элемент иррациональности, снижая значение светских правовых норм. Вместе с тем государство и общество понимают, что религия -это важнейший компонент культурной традиции народов, хотя степень ее интегрированности в этническую культуру в разных странах и у разных народов различна. Наличие в мировых религиях теологии международных проблем, соответствующих учений в этой области позволяет их сторонникам ориентироваться и целенаправленно вести себя в различных ситуациях, возникающих как внутри отдельной страны, так и на мировой арене. При этом существование общей теологической базы определяет в той или иной степени их линию поведения в конкретной обстановке. Так, признание мировыми религиями идеи взаимозависимости мира, его универсальности и единства, основанного на сотворении мира Всевышним, предопределяет внимание, которое различные религиозные направления оказывают глобальным проблемам: поддержанию мира; борьбе с голодом, особо опасными болезнями; экологии, демографии и т. д. В Европе, где в течение веков религиозные мыслители (католики, протестанты, православные) работали над концепциями будущности континента, проявляют значительную активность в обеспечении мира и безопасности в деле сближения его народов. Ватикан, являющийся одновременно мировым центром католицизма и государством, непосредственно участвует во всех встречах государств -участников по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

На Ближнем Востоке исламский фактор, идеи панисламизма содействовали сплочению мусульманских государств на основе палестинской проблемы, особенно в результате арабоизраильских конфликтов 1967 и 1973 гг. Многие политологи считают, что именно в этот период произошла сильная исламизация внешней политики этих государств, получила распространение идеология «исламского порядка». Если в ряде случаев религиозный фактор выполняет позитивную роль, содействуя развитию освободительного движения, то в других случаях он становится компонентом национализма, шовинизма, самых отрицательных их проявлений, вплоть до развертывания братоубийственной войны. Зачастую этот фактор приводит к обострению межнациональных отношений, росту сепаратистских тенденций. К сожалению, верх иногда берут межнациональные противоречия или даже распри между церквями, приобретающие националистическую окраску. Наконец, на мировое содружество, на все стороны его жизни не могут не оказывать влияния различные международные объединения, организации религиозных движений, носящих чисто церковный, государственный или общественный характер (например, Всемирный совет церквей, куда входит около 300 протестантских и православных церквей).

В мусульманском мире видную роль играет организация Исламская конференция. В мире насчитывается свыше 150 международных исламских организаций. Буддизм в мировом сообществе представлен Всемирным буддистским альянсом, Азиатской буддистской конференцией за мир и др. Религия, несмотря на развитие научно-технического прогресса не только в области глобальной информатизации, все же будет востребована как отдельным человеком, так и обществом в целом. Если в начале XX в. религиозный фактор проявлял себя в основном в военнополитическом направлении (локальные и региональные конфликты), то постепенно наблюдается смещение в сторону экологии. Не исключено, что религиозный фактор проявит себя в полной мере в условиях социальных и этнических катаклизмов. Что касается отдельных религий и конфессий, то у каждой из них будут свои особенности выражения присутствия в международной жизни. Но говорить всерьез о том, что разделительные линии в мире связаны с борьбой между исламской и христианской цивилизациями, по мнению С. Хантингтона, вряд ли можно [1].

В последние годы роль одной из идентификационных форм в Казахстане играет религия, реальное функционирование которой отражает состояние общественного организма и происходящие в нем перемены. Механизм идентификации через религию описан З. Фрейдом в его психоаналитической интерпретации мифа «Святой Руси». Каждый христианин любит Христа, как свой идеал и, кроме того, чувствует себя связанным идентификацией с другими христианами. Но церковь требует от него большего. Он, сверх того, должен идентифицироваться с Христом, любить других христиан так, как любил их Христос. Таким образом, церковь в обоих случаях требует выполнения либидинозной позиции, данной массообразованием [2].

В постсоветском Казахстане отмечается своего рода религиозный ренессанс: наряду с усилением позиций существующих религиозных конфессий (ислам, православие, католицизм, лютеранство, баптизм и др.) наблюдается большое количество новых. В 2001 г. действовало около 6 тысяч общин, принадлежащих к 49 конфессиям [3].

Отношение государства к религии президент Н. А. Назарбаев выразил следующим образом: «Отделяя государство от религии, мы не собираемся ограничивать свободу конфессий, вероисповедания. Мощное духовное начало, непреходящие нравственные ценности, присущие большинству религий, заслуживают поддержки, равно как взаимоуважительные межконфес-сиональные отношения» [4].

Одной из самых значительных по распространенности и влиятельности в Казахстане религий является ислам. Возвращение мечетей, их восстановление, строительство новых, открытие духовных школ началось в 90-е гг. согласно программе развития Духовного управления Казахстана, образованного в 1990 г. В научном мире доминирует тезис о том, что религиозный фактор является общим и центральным элементом в жизни мусульманских народов. В отличие от других мировых религий ислам со времен его основания отождествлялся с государством. Для мусульман религия традиционно составляет основу их идентичности, а большинство политических и социальных движений за последние столетия основываются на исламе как объединяющем факторе. В целом влияние исламского фактора на процесс идентификации следует рассматривать со следующей позиции - совместима ли религия с тенденциями современного политического и социального развития государства и каким образом она может воздействовать на эволюционные процессы в экономике, политике, культуре в Казахстане. Процесс религиозного возрождения является одним из механизмов гражданской идентификации, потому что религия оказывает существенное влияние на конфессиональные ориентации общества, и прежде всего молодежи. Полиэтничность общества, проявляющаяся в том, что в Казахстане проживают представители более 100 этнических групп, предопределяет многообразие идентификации и ставит одной из первоочередных задач гражданскую интеграцию, которая обеспечила бы необходимый уровень внутригруппового, политического, этнического и религиозного единения членов общества, их достаточно лояльное отношение друг к другу и государству. Решение этой задачи предполагает наличие между государством и гражданином равных обязанностей и прав по отношению друг к другу, а также формирование идентификационных форм поведения и сознания граждан. Формирование гражданской общности в Казахстане - это многосторонняя задача, имеющая объективную и субъективную стороны, экономические, социальные, политико-правовые, духовно-культурные и личностные основания. Динамика формирования гражданской общности определяет смысловые и сущностные смыслы и критерии гражданской самоидентификации, среди которых определенное место занимает религиозно-конфессиональная идентификация.

Гражданская самоидентификация возможна лишь при условии, когда индивид выступает полноправным субъектом общественно-политических, экономических и социальных отношений. Только из осознания себя индивидом равноправным партнером в отношениях с обществом, государством, конфессиями и т. д. вырастает долг, чувство патриотизма. По мнению российского ученого С. А. Панарина, «...за столетия пребывания в составе царской империи, за десятилетия совместного участия в социалистическом эксперименте российские национальности прошли длительный путь исторического сосуществования и культурного сотрудничества. За время пути выработалось много общих ценностей, поведенческих норм, культурных предпочтений. Они понимались и усваивались всеми сообща и, невзирая на расовые, этнические и лингвистические различия, стали наднациональными, но на то чтобы от одних устоявшихся и эффективных способов общения перейти к другим, требуются десятилетия упорной культурной работы, не пользующейся, как выяснится, особой популярностью» [5].

В определенной степени трудности гражданского идентификационного процесса в Казахстане определяются тем, что казахстанское общество, как и российское, является полиэтническим и переходным к современным рыночным условиям и представляет собой сочетание интересов различных социальных групп: этнических, конфессиональных, экономических, властных политических и т. д.

По мнению казахстанского философа Г. Малинина, в связи с многочисленными реформами и изменениями, произошедшими в обществе, изменяется не только внешний каркас социальных отношений, но и внутренний мир, ценностные устремления самого человека [6].

Что необходимо в этих условиях? Это осознание и понимание каждым гражданином идеи национального единства и степень его стремления к нему. Необходимо понимание согражданами проблем друг друга. И здесь на первый план выдвигаются проблемы больше философского, психологического характера, связанные с менталитетом и т. п., чем проблемы социального и экономического характера.

Республика Казахстан - это молодое по историческим меркам государство, где проживают более ста национальностей, у них разные родные языки, разная история, культура и традиции, поэтому их желания и ожидания в различных вопросах культурного, экономического развития сильно отличаются. Президент Н. А. Назарбаев сделал немало политических предложений по созданию идентичности, некоторые из них уже реализованы. Это создание Ассамблеи народов Казахстана, постоянно действующего консультативного органа, идея о евразийском союзе, экономической, политической интеграции со странами СНГ. Национально-государственная идентичность и чувство собственного достоинства тесно взаимосвязаны, без одного не может быть другого. Решение проблемы государственной и национальной идентичности и создания идентичности граждан, заключается, по нашему мнению, не столько в государственном формировании идеологии, хотя оно и оказывает определенное влияние на граждан, а в том, чтобы создать такие экономические, культурные, социальные условия, с которыми граждане могли и хотели бы идентифицировать себя. По мнению казахстанского историка Азимбая Гали, «некорректно говорить о межнациональных отношениях в Казахстане, ведь республика не имеет автономных субъектов, поэтому правомерно говорить лишь о межэтнических отношениях» [7].

Казахстан - девятая по величине страна в мире, он имеет громадные запасы нефти и природного газа, хорошо образованное население, богатую интересную историю и культуру, и во многом благодаря тому, что многонационален. Основным принципом проводимой в Казахстане национальной политики является соблюдение интересов всех наций, проживающих в республике. Основная задача - обеспечение межнационального согласия и политической стабильности в обществе и государстве. Основная цель в духовной области - формирование «казахстанской идентичности», чтобы каждый гражданин чувствовал себя прежде всего казахстанцем, а потом уже казахом, русским, корейцем и т. д. Подтверждением следования этим принципам является закрепление на конституционном уровне принципа межэтнического равноправия и идеи казахстанского патриотизма. Современные процессы глобализации в мире не приведут, по нашему мнению, к стиранию этнических границ, особенно на постсоветском пространстве, а только будут способствовать их усилению, и, следовательно, лозунги этнического возрождения будут продолжать оставаться популярными.

Для достижения поставленных целей и задач, особенно в области самоидентификации населения, необходимо, чтобы внутренняя политика подкреплялась сильной социальноэкономической направленностью по отношению ко всем категориям граждан, т. к. именно социальные проблемы - бедность, безработица, нищета, безграмотность, болезни, неуверенность в завтрашнем дне - порождают межэтнические и социальные конфликты. Только в случае, если государство будет реально стараться обеспечить человеку политическую, экономическую, социальную и гражданскую безопасность и условия для нормальной жизни, он будет ощущать себя гражданином независимо от языка, нации, культуры, конфессии и идентифицировать себя с этим государством. Мировой опыт свидетельствует о том, что состав населения играет не последнюю роль в общественно-политической обстановке в стране. Вопросы межнациональных и межконфессиональных отношений остаются актуальными для любого полиэтнического общества. В общественных науках этнически неоднородное общество принято называть многосоставным обществом. А. Лейбхарт, определяя многосоставное общество, пишет, что «... таковые существуют там, где политические противоречия в целом совпадают с мнениями социального

раздела общества, в особенности - с наиболее важными из существующих внутри общества границами.» [8]. Возможность поддержания политической стабильности в условиях многосоставного общества, как считает ряд исследователей, трактует нестабильность как характеристику, присущую многосоставному обществу, связывая ее с необходимостью общенационального консенсуса. Согласно М. Смиту, доминирование одного из сегментов и поддержание политического порядка принуждением и силой входят в само определение многосоставного общества [8]. Отсюда он делает вывод о неизбежности перспективы сохранения отношений господства и подчинения между группами, необходимой для сохранения целостности развивающихся стран. В этом отношении М. Смит близок к Л. Паю, выдвинувшему известный тезис о том, что в незападном обществе политическая сфера не отделена четко от сферы социальных и личных отношений [8]. Сторонники преодоления элементов неоднородности видят это в интеграции наций. Интеграция, как считает Л. Биндер, требует создания культурно-идеологического консенсуса такого уровня, какого еще не удавалось достичь в развивающихся странах [8]. Согласно С. Хантингтону, такая интеграция подразумевает замену большого количества традиционных, религиозных, семейных и этнических политических авторитетов единым светским общенациональным авторитетам [1]. В приведенных примерах культурная неоднородность и, как ее следствие, политическая нестабильность однозначно ассоциируются с незападными обществами. «В силу того, что в полиэтническом государстве достаточно трудно легитимными способами реализовать строительство нации-государства, то курс на построение государства-нации, основанного на понимании нации как согражданства, остается наиболее демократичной моделью, обладающей эффективным и долговременным стабилизирующим потенциалом» [9, с. 194]. По результатам переписи населения 1999 г. из более чем ста представителей этнических образований на территории Казахстана «казахи составили 53,4 %, русские - 30 % и 16,6 % приходится на долю различных этнических групп» [10, с. 49]. Из этого факта мы видим, что отличительной особенностью этнополитической ситуации Казахстана являются взаимоотношения его крупнейших этносов - казахского и русского. Подобные общества называют «централизированными» или биэтническими. Своеобразие биэтнических обществ в том, что в центре социальнополитической жизни на первом плане находятся взаимоотношения крупнейших этносов. С момента обретения независимости в Казахстане начался процесс активизации национального самосознания этнических групп. Несмотря на спокойствие во взаимоотношениях двух крупных этносов, в Казахстане они носят сложный, многоуровневый характер. Анализируя глубокие изменения в Казахстане, происходившие в первые годы независимости, Н. А. Назарбаев в своей книге «В потоке истории» тщательно обосновывает необходимость поиска казахстанской модели национальной идентификации граждан. В связи с этим он выделяет два уровня идентичности. Первый уровень связан с формированием народа Казахстана как единой гражданской и политической общности. При этом Н. А. Назарбаев особо подчеркивает «необходимость формирования прежде всего народа Казахстана, а не казахстанской нации как суперэтнической общности...» [11, с. 144]. Второй уровень идентичности, отмечает Н. Назарбаев, связан с национальной идентичностью казахстанских и приезжающих из-за рубежа казахов.

Главной целью казахстанской экономики является формирование в стране единого народа Казахстана как политической и культурной общности граждан различной этнической принадлежности. Как и другие постсоветские многонациональные государства, Казахстан руководствуется в своей государственной национальной политике стратегией формирования народа «сверху». Это означает, что особую роль в этом процессе берет на себя государство. В условиях этнически нестрогого казахского общества государство стремится предупредить возможное перерастание противоположных интересов в этнические конфликты, проводя центристскую политику. Она направлена прежде всего на поддержание стабильной межэтнической обстановки, снижение уровня межэтнической сопряженности и подавление опасных тенденций в межнациональных отношениях. Однако, как подчеркивает Р. Кадыржанов, и с ним мы полностью здесь согласены, «невозможно административными методами бесконечно долго поддерживать этно-политическую стабильность при объективно сложившейся в обществе противоположности интересов этнических групп. Устойчивость межэтнических отношений может стать долговременной лишь при условии преодоления разделённости этносов и восхода обществ на новый надэт-нический уровень интеграции» [12, с. 124].

От того, каков выбор - в сторону интеграции или дифференциации, в конечном итоге будет зависеть стабильность полиэтнического казахстанского общества. Опыт демократий Запада с многосоставным населением показывает, что полиэтничность оказала положительное влияние практически на все сферы жизни общества. Как отмечают многие исследователи, синтез культур различных этносов дает мощный толчок для подъема экономики и других областей жизни общества. В то же время, наряду с позитивными моментами, есть масса негативных примеров, когда полиэтничность приводила к конфликтам, противостоянию в обществе различных социальных групп (в частности, в развивающихся странах, когда конкуренция между этносами за монопольный или привилегированный доступ к основным ресурсам вызывала активное недовольство этнических групп, приводя к негативным последствиям). Поэтому в зависимости от того, каким путем будет проводиться национальное строительство, в конечном итоге зависит стабильность в обществе и государстве. «Руководство Казахстана ориентируется на современное понимание нации как согражданства» [13, с. 206]. Выступая на третьей сессии Ассамблеи народов Казахстана, Президент Н. А. Назарбаев подчеркнул: «. Создание новой идентичности будет успешно только в том случае, если идеи демократии, свободы, плюрализма, прав человека, гражданского общества найдут свое сопряжение с общенациональными идеями. Это, по моему глубокому убеждению, возможно только на стыке двух больших идеологических тем - политическая независимость и внутренняя демократизация Казахстана. Формула поиска новой идентичности, нового самоопределения народа Казахстана внешне проста, но исключительно сложна в плане реализации. Эта формула такова: «. Независимым может быть только демократический Казахстан». И третьим компонентом в этой формуле может стать формирование политической, гражданской общности в Казахстане. Именно гражданской общности, а не мифического суперэтноса. Пора нам определиться и в этом важнейшем вопросе. Народ Казахстана рассматривается как политическая общность граждан разных национальностей, а не как новая этническая общность. На дальнем этапе нашего развития единственно реалистичной является именно такая постановка вопроса. » [14].

Провозглашенная Президентом Н. А. Назарбаевым программа государственной самоидентификации и национальной идентичности соответствует современным демократическим принципам национальной политики многосоставного государства. А эти принципы являются основополагающими в модернистской концепции национального стратегического и прямо противоположны другому пониманию нации, нациестроительства - примодиализму, подчеркивающему важность этнического принципа. Модернистская точка зрения отражает объективные процессы усиления демократических элементов во взаимоотношениях между этническими образованиями сегодня. Особенно это касается многосоставных и сегментированных обществ. Обычным явлением современности исследователи называют ситуацию, когда житель полиэтнического государства одновременно имеет двойную самоидентификацию: с одной стороны - носитель определенной этнической культуры, с другой - гражданин государства-нации. Эта тенденция, по нашему мнению, прогрессивна и должна развиваться дальше, особенно в полиэтнических обществах развивающихся стран, к которым относится Казахстан. Поэтому в современных условиях Казахстан должен первоначально осознанно пройти гражданскую самоидентификацию, а затем национальную идентичность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. - 1994. - № 1. - С. 9-10.

2. Фрейд З. Я и Оно // Труды разных лет. - Т. 6. - Тбилиси: Наука, 1991. - 210 с.

3. Булуктаев Ю. У. Особенности идентификационных процессов в Республике Казахстан. - Алматы: Казахстан, 2001. - 148 с.

4. Назарбаев Н. А. Послание Президента Республики Казахстан к народу Казахстана // Мысль. - 1996. -№ 12. - С. 1-9.

5. Панарин С. А. «Куда идет Россия?» Социальная трансформация постсоветского пространства / Под общ. ред. Т. И. Заславской. - М.: Аспект ПРЕСС, 1996. - 412 с.

6. Малинин Г. В., Дунаев В. Ю. Научно-аналитический доклад. - Алматы: Гылым, 1997. - 46 с.

7. Азимбай Гали. Демографические и миграционные ресурсы этнической идентификации в Казахстане. -Алматы: Казахстан, 2001. - 56 с.

8. Лейбхарт А. Многосоставное общество и демократические режимы // Полис. - 1992. - № 1-2. -С. 218-221.

9. Касымбеков М. Становление института президентства в Республике Казахстан. - Астана: Елорда, 2000. - 90 с.

10. Обозрение Казахстана. - Алматы. - 2006. - № 2. - С. 49.

11. Нсанбаев А. Н., Кадыржанов Р. К. Институт президентства как фактор стабилизации межнациональных отношений / Мин-во образования и науки Республики Казахстан. - Алматы, 2001. - 180 с.

12. Кадыржанов Р. К. Консолидация политической системы Казахстана: проблемы и перспективы / Мин-во образования и науки Республики Казахстан. - Алматы, 1999. - 140 с.

13. Касымбеков М. Б. Институт президентства как инструмент политики. - Астана: Елорда, 2002. - 230 с.

14. Казахстанская правда. - 1996. - 30 апр. - С. 1.

Статья поступила в редакцию 3.11.2006

RELIGIOUS AND CIVIL IDENTIFICATION IN THE XXI CENTURY

K. T. Utelbayev

Process of religious revival is one of mechanisms of civil identification. Multinational societies set one of high-priority tasks - civil integration which would provide a necessary level of political, ethnic and religious unification of members of a society, their rather loyal attitude to each other and also formation of identification forms of behaviour and consciousness of citizens. Formation of a civil community in Kazakhstan is a multilateral task. Dynamics of a civil community formation defines semantic and essential senses and civil selfidentification criteria, among which religious identification takes a certain place.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.