Научная статья на тему 'Научная школа "методология психологического сопровождения личности в педагогическом процессе"'

Научная школа "методология психологического сопровождения личности в педагогическом процессе" Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
413
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научная школа "методология психологического сопровождения личности в педагогическом процессе"»

психология

Общая и социальная психология

НАУЧНАЯ ШКОЛА "МЕТОДОЛОГИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ"

Р.В. Овчарова

Научная школа создана в 1988 году при кафедре общей и социальной психологии Курганского государственного университета в связи с открытием аспирантуры по специальности 19.00.07 - педагогическая психология. Практической базой исследований стала вузовско-академическая лаборатория практической психологии образования, созданная решением Ученого совета Курганского государственного университета, Коллегии Главного управления образования Администрации Курганской области и решением лаборатории научных основ детской практической психологии Психологического института Российской академии образования. Лаборатория призвана выполнять роль регионального координирующего научно-исследовательского центра психологической службы образования, способствующего гуманизации целостного педагогического процесса, повышению психологической культуры его субъектов, внедрению новейших достижений в области теоретической и прикладной психологии в практику образования Зауралья, научно-методическому обеспечению профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации и аттестации психологических кадров в регионе.

Основными направлениями научных исследований коллектива научной школы в 1998-2008 годах стали следующие: "Технологии психологического сопровождения личности в процессе обучения и воспитания", "Проектирование когнитивного развития младших школьников", "Психология позитивных эмоциональных состояний школьников в процессе обучения", "Психологическое сопровождение детей и подростков с девиантным поведением", "Психологическое сопровождение родительства", "Психология нравственного развития детей в дошкольном возрасте", "Преодоление одиночества в межличностных отношениях", "Гармонизация педагогического общения".

Основные научные результаты коллектива:

Полученные теоретические результаты:

• Овчарова Р.В. Концептуальные основы адаптивного моделирования психологического сопровождения педагогического процесса в школе, 2003.

• Овчарова Р.В. Научно обоснованные и экспериментально проверенные способы адаптации и оценки эффективности концептуальной модели психологического сопровождения педагогического процесса в общеобразовательных школах разного типа, 2003.

• Овчарова Р.В. Концепция родительства как интегрального психологического образования личности, 2005.

• Овчарова Р.В. Методология психодиагностики родительства как интегрального психологического образования личности, 2005.

• Мельникова Н.В., Овчарова Р.В. Концепция динамики развития нравственной сферы личности в дошкольном возрасте, 2007.

Практические результаты:

• Овчарова Р.В., Лушпарь Т.В. Модели психологической службы в детском саду, общеобразовательной школе, детском доме, школе-интернате, 2003, 2006.

• Овчарова Р.В., Первитская А.М., Чулкова М.А., Овчинников М.В., Лазарева Н.Э. Технологии возрастного подхода в деятельности практического психолога образования.

• Овчарова Р.В., Сажина Н.В. Технологии психологического сопровождения сельских подростков группы риска, 2003.

• Духновский С.В. Психологическое сопровождение подростков в критических ситуациях, 2003.

• Гончаров В.С. Технологии когнитивного развития и создания позитивных эмоциональных состояний младших школьников в процессе обучения, 2006.

• Овчарова Р.В., Демко Н.А., Ермихина М.О., Жигалин С.С., Нестерова Е.А., Мальтиникова Н.А., Маркушо-нок О.В., Милюкова Е.В., Падурина Е.А. Технологии тренингов для родителей, 2003, 2004, 2005, 2006.

• Овчарова Р.В. Технологии фасилитации работы школьного учителя, 2008.

• Мельникова Н.В., Овчарова Р.В. Модель процесса и технология развития нравственной сферы личности дошкольника, 2007.

• Научные премии, полученные в коллективе -государственные, международные, академий, университетов.

• Сертификат Хромову А.Б. "За лучшую научную публикацию в международном журнале проективной психологии и психического здоровья", 2003 год.

• Премия губернатора Курганской области в сфере науки, техники и инновационной деятельности Овчаро-вой РВ. за учебное пособие "Технологии практического психолога образования", 2004 год.

• Премия губернатора Курганской области в сфере науки, техники и инновационной деятельности Овчаро-вой Р. В. за участие в Международном психологическом конгрессе, 2003 год.

• Сертификат Уральского отделения РАО Овчаро-вой Р.В. "За лучшее психолого-педагогическое исследование", 2004 год.

• Премия губернатора Курганской области в сфере науки, техники и инновационной деятельности Овчаро-вой Р.В. за учебное пособие "Психология родительства", 2007 год.

• Диплом лауреата инновационных проектов по Курганской области Овчаровой Р. В., 2007.

1. Изобретения, сделанные в коллективе:

• Николаева И.А. Методика исследования субъективных характеристик социализации личности, 2004.

• Ермихина М.О. Опросник "Осознанное родитель-ство, 2004.

• Мальтиникова Н.П. Опросник "Этнопсихологические особенности принятия и реализации родительской роли", 2005.

• Милюкова Е.В. Опросник на выявление доминирующего компонента родительской любви и методика "Диагностика родительской любви и симпатии", 2005.

• Духновский С.В. Опросник "Субъективная оценка межличностных отношений", 2006.

• Мельникова Н.В., Овчарова Р.В. Комплексная методика диагностики нравственной сферы личности дошкольника (МИНСЭК).

• Николаева И.А. Метод диагностики субъективного образа социального мира "Я и другие", 2007.

• Духновский С.В. Методика диагностики одиноче-

ства в межличностных отношениях, 2007.

Реализация и внедрение результатов разработок, выполненных в рамках коллектива:

результаты научных разработок активно внедрялись на экспериментальных площадках кафедры через подготовку 14 кандидатских и 2 докторских диссертаций по психологии; через активную работу в федеральных, региональных и областных научных программах; организацию региональных съездов психологов, международных, областных, научно-практических конференций, в которых представлялись результаты работы научной школы; через организуемые при проведении научно-практических мероприятий мастер-классы, а также публикации в центральной печати научных статей, монографий и учебных пособий, изданных общим тиражом более 100 тыс. экз.

2. Доктора наук, подготовленные в коллективе за последние три года:

• Гончаров Владимир Сергеевич "Психолого-педагогическое проектирование когнитивного развития школьников".

• Мельникова Нина Васильевна "Развитие нравственной сферы личности в дошкольном возрасте"

3. Кандидаты наук, подготовленные за последние три года:

1. Духновский Сергей Витальевич "Влияние переживания критических ситуаций на развитие девиантного поведения подростков".

2. Жорник Светлана Анатольевна "Субъектность как фактор формирования учебно-профессиональной мотивации студентов-психологов".

3. Николаева Ирина Александровна "Субъективный образ социального мира как репрезентация социальной ситуации развития личности (на примере подросткового возраста)".

4. Булыгина Анна Владимировна "Формирование субъектных компонентов самосознания подростков как фактор профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности".

5. Сорокина Ирина Владимировна "Влияние творческих способностей на эмоциональное развитие младших школьников".

6. Курманова Наталья Сагидуловна "Коррекция детско-родительских отношений как фактор профилактики социально-педагогической запущенности подростков".

7. Ермихина Марина Олеговна "Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов".

8. Жигалин Станислав Сергеевич "Формирование адекватных родительских позиций как способ коррекции воспитательной практики семьи подростка".

9. Милюкова Елена Владимировна "Формирование психологических компонентов родительской любви".

10. Нестерова Евгения Александровна "Формирование эффективного родительства через развитие личностной зрелости родителей".

11. Мальтиникова Наталья Александровна "Этнопсихологические особенности формирования родитель-ства в поликультурной среде".

12. Хромов Анатолий Борисович "Позитивные эмоциональные состояния младших школьников в ситуациях дифференцированного обучения".

13. Лушпарь Татьяна Владимировна "Психолого-педагогическая поддержка сельской семьи в воспитании детей дошкольного возраста в домашних условиях".

14. Первитская Алена Михайловна "Формирование лидерской деятельности в юношеском возрасте".

4. Докторанты и аспиранты, обучающиеся в аспирантуре и докторантуре: 1/4

5. Основные научные публикации коллектива за последние три года:

• Гончаров В.С. Основы проектирования когнитивного развития школьников: Монография. - Курган: Изд-во КГУ, 2005 - 211 а

• Гончаров В.С. Психология проектирования когнитивного развития: Монография. - Курган: Изд-во КГУ, 2005

- 272 а

• Духновский С.В. Переживание дисгармонии межличностных отношений: Монография. - Курган: Изд-во КГУ, 2005 - 210 а

• Духновский С.В. Психологическое сопровождение подростков в критических ситуациях: Учебное пособие. - Курган: КГУ, 2003. - 124 с.

• Духновский С.В. Субъективная оценка межличностных отношений. Опросник и руководство по применению. - СПб.: Речь, 2006. - 54 с.

• Духновский С.В. Одиночество в межличностных отношениях: диагностика и преодоление. - Курган: Изд-во КГУ, 2007. - 179 с.

• Жигалин С.С. Родительская позиция как система отношений отца и матери: Монография. - Курган: Изд-во КГУ, 2005 - 272 а

• Жигалин С.С. Формирование адекватных родительских позиций в семьях подростков: Монография. -Курган: Изд-во КГУ, 2005 - 146 а

• Мельникова Н.В., Овчарова Р.В. Нравственная сфера личности дошкольника. - Курган: Изд-во Изд-во КГУ, 2007. - 240 с.

• Николаева И.А. Я и другие: процедура исследования субъективных характеристик социализации личности: Учебно-методическое пособие. - Курган: Изд-во КГУ, 2003. - 79 с.

• Николаева И.А. Диагностика социальной ситуации развития: проблема и процедура исследования. -Курган: Изд-во КГУ, 2007. - 70 с.

• Николаева И.А. Пространственное измерение ценностной сферы личности: Монография. - Курган: Изд-во КГУ, 2007. - 193 с.

• Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: Сфера, 2004. - 240 с.

• Овчарова Р.В. Практическая психология образования. Рекомендовано УМО в качестве учебного пособия для психологических ф-тов ун-тов. - М.: Академия, 2003.- 400 с.

• Овчарова Р.В. Психология родительства. Рекомендовано УМО в качестве учебного пособия для психологических ф-тов ун-тов. - М.: Академия, 2005.- 368 с.

• Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2003.

- 319 с.

• Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. - М.: Сфера, 2004.- 448 с.

• Овчарова Р.В., Сажина Н.В. Организация медико-психологической помощи сельским подросткам группы риска: Монография. - Курган: Изд-во КГУ. - 260 с.

• Овчарова Р.В. Психологическая фасилитация работы школьного учителя. - СПб.: Амальтея, 2008. - 418 с.

• Психология родительства и семейного воспитания: Материалы II международной научно-практической конференции /Под науч. ред. Р.В.Овчаровой. - Курган: Изд-во КГУ, 2004. -172 с.

6. Общее число публикаций за последние 3 года в реферируемых журналах: 20

7. Участие членов коллектива в выполнении исследований ФЦНТП и другим ФЦП, академическим, отраслевым программам; по приритетным направлениям Минобрнауки России; по грантам РФФИ и РГНФ за последние три года:

• Тема "Психологическое сопровождение личности в педагогическом процессе" выполнялась по приритет-ному направлению Минобрнауки России.

• Тема "Разработка концептуальной модели родительства как интегральной динамической и функциональной психологической структуры" выполнялась по гранту "Университеты России", проект УР. 10.01.040

• Тема "Сельская семья как объект образования и воспитания обучающихся" выполнялась по приоритетным направлениям развития науки и техники ФЦНТП.

• Тема "Концепция адаптивной модели психологического сопровождения педагогического процесса в общеобразовательной школе" выполнялась по приоритетному направлению фундаментальных и прикладных исследований РАО (Уральское отделение).

• Тема "Методология психологического сопровождения родительства" выполняется по приоритетному направлению фундаментальных и прикладных исследований РАО.

• Тема "Исследование субъективного образа социального мира как феноменологии социальной ситуации развития подростков" выполняется по заказу МОРФ.

8. Работа на преподавательских должностях: из 20 членов научной школы 10 работают на преподавательских должностях, в том числе 2 - на должности профессора, 4 - на должности доцента, 1 - на должности старшего преподавателя, 3 - на должности ассистента, все аспиранты проходят преподавательскую практику.

9. Оригинальные курсы лекций, которые читают члены научного коллектива:

• "Практическая психология образования"

• "Технологии работы школьного психолога с детьми и подростками"

• "Психология лиц с суицидальной направленностью поведения"

• "Ранняя диагностика, профилактика и коррекция социально-педагогической запущенности детей"

• "Диагностика и коррекция эмоциональных состояний младших школьников"

• "Диагностика и коррекция когнитивного развития школьников"

• "Психология родительства"

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• "Психология одиночества в межличностных отношениях" и др.

10. Организация коллективом научных мероприятий за последние три года:

• Региональные съезды психологов ("Психологическая служба образования: опыт и проблемы", "Психологическое сопровождение личности в педагогическом процессе").

• Международные конференции "Личность в современном мире", "Психология родительства и семейного воспитания".

• Почетные научные звания и медали, полученные членами коллектива за последние три года:

• Овчарова Р.В. - Медаль К.Д Ушинского "За особые заслуги в психолого-педагогических науках", почетный работник высшей школы Российской Федерации, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации.

• Воробьева М.В. - почетная грамота Министерства образования Российской Федерации, грамоты МОРФ, университета за научное руководство студенческими научными работами.

11. Участие членов коллектива в редакционных коллегиях научных журналов, оргкомитетах, научных конференций, учебных, научно-технических советах:

• Овчарова Р.В. - член ученого, научного и научно-методического советов Курганского государственного уни-

верситета; член диссертационного совета по психологии при Уральском государственном университете; эксперт РФФИ, МОРФ по психологии, член редколлегии психологических журналов "Развитие личности", "Экономика, психология, бизнес"; председатель оргкомитета региональных съездов психологов, научно-практических конференций по гуманитарным наукам.

• Воробьева М.В. - член Ученого совета, эксперт по психологии методического совета факультета психологии, валеологии и спорта, член оргкомитета региональных съездов психологов, международных и региональных научно-практических конференций по психологии.

12. Общее количество членов коллектива научной школы: 20

13. Количество молодых членов коллектива научной школы (до 35 лет): 15

СВЕДЕНИЯ О НАУЧНОМ ИССЛЕДОВАНИИ

1. Наименование научного исследования: Систе-модеятельностный динамический подход к исследованию родительства как психолого-педагогического феномена.

2. Характер научного исследования: фундаментальный.

3. Цели и задачи научного исследования:

Цель: разработка методологии исследования, концепции родительства как психолого-педагогического феномена и моделей его формирования, на основе систе-модеятельностного и динамического подхода.

Задачи:

• Обосновать методологию системодеятельност-ного динамического подхода к исследованию родительства как психолого-педагогического феномена.

• Проследить эволюцию психолого-педагогического подхода к трактовке проблемы родительства.

• Выделить функционально-ролевую и воспитательную специфику отцовства и материнства в интегральной структуре родительства.

• Дать характеристику формирования родительства как его перехода от индивидуального к надындивидуальному уровню.

• Рассмотреть и экспериментально обосновать сущность родительства как особой деятельности по воспитанию ребенка, его структуру и компоненты.

• Определить критерии и уровни сформированнос-ти родительства как воспитательной деятельности.

• Осуществить системно-динамический анализ родительства (материнства и отцовства) как воспитательной деятельности в зависимости от возраста воспитываемого ребенка.

• Разработать системно-динамические модели формирования родительства (материнства и отцовства) в зависимости от возраста воспитываемого ребенка.

4. Основное содержание работы:

Анализ психолого-педагогических подходов к трактовке проблемы родительства. Обоснование системоде-ятельностного динамического подхода к исследованию родительства как психолого-педагогического феномена. Системно-содержательный и системно-функциональный анализ родительства как психолого-педагогического феномена. Системно-динамический анализ родительства (материнства и отцовства) как особой воспитательной деятельности. Системно-динамические модели формирования родительства как особой воспитательной деятельности.

5. Методы решения задачи:

• Теоретические (теоретический анализ и теоретическое моделирование)

• Эмпирические (психодиагностический пакет ме-

тодик "Материнство и отцовство" РВ.Овчаровой)

• Математико-статистические (дескриптивная статистика, кластерный, корреляционный и факторный анализ).

6. Ожидаемые результаты научного исследования и предложения по их использованию:

• Методология исследования родительства как психолого-педагогического феномена на основе системоде-ятельностного динамического подхода.

• Концепция родительства как психолого-педагогического феномена.

• Системно-динамические модели формирования родительства как особой воспитательной деятельности.

Результаты исследования могут быть применимы в профессиональной подготовке специалистов по направлениям и специальностям по психологии, социальной педагогике, социальной работе; при разработке курсов по психологии семьи и семейному консультированию.

В практическом плане они применимы в подготовке молодежи к семейной жизни, психологическом сопро-вождениии родительства на разных этапах воспитания ребенка, в работе педагогов с родителями.

В социальном аспекте они полезны при выработке стратегии формирования осознанного родительства, повышения воспитательного потенциала современной семьи, разработке программ социально-педагогической поддержки семьи.

7. Ключевые слова: системо-деятельностный и динамический подход; родительство; материнство и отцовство; воспитательная деятельность; структура, динамика и модели формирования родительства.

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Н.В.Мельникова, Р.В.Овчарова

Анализ научной литературы позволил выделить ряд концепций нравственного развития личности, в той или иной степени касающихся дошкольного возраста.

1. Концепция моральной ответственности Ж.Пиаже, основанная на выделении стадий в развитии моральной ответственности. Ж.Пиаже выделил стадии "объективной ответственности" - для детей младших возрастных групп и "субъективной ответственности" для детей старше семи лет, основываясь на результатах оценки детьми соблюдения общественных нормативов героями рассказов, прочитанных ими. Объективная ответственность подразумевает оценку поступков по последствиям, а субъективная - на основе намерений и мотиваций поступка независимо от внешних обстоятельств [2,16].

Очевидно, что данная концепция является приложением к теории Ж.Пиаже о детском эгоцентризме, построена на анализе представлений и суждений детей. Она носит сугубо когнитивистский характер, отражая лишь один из аспектов нравственного развития ребенка. Ответственность, которая положена автором в основу классификации уровней морального развития, носит лишь оценочный характер, касается выдуманных персонажей и ни в коей мере не отражает реального поведения самого испытуемого. Кроме того, предметом специального исследования автора не стала динамика этого показателя у дошкольников.

2. Концепция морального развития Л. Колберга. Теория, согласно которой моральное развитие индиви-

да проходит поэтапно. Л. Колберг на основе своих исследований, в ходе которых испытуемому предлагались различные сложные в плане морального выбора жизненные ситуации, выделил несколько уровней развития морального в человеке, которые в свою очередь разделил на стадии:

I. Преконвенциональный (доморальный) уровень: ребёнок слушается, чтобы избежать наказания (1 стадия); ребёнок руководствуется эгоистическими соображениями взаимной выгоды (2 стадия);

II. Конвенциональный (прагматический) уровень: ребёнок движим желанием одобрения со стороны взрослых и стыдом перед их осуждением (3 стадия), установка на поддержание определённого порядка и фиксированных правил (4 стадия);

III. Постконвенциональный уровень (автономной морали): поведение, основанное на логическом обосновании нравственных правил, в соответствии с принципом полезности (5 стадия), поведение в соответствии с высшим законом, соответствующим интересам большинства (6 стадия) [1].

Привлекательность рассматриваемой концепции состоит в том, что морально развитие ребенка изучалось в ситуациях морального выбора в реальных жизненных ситуациях. Моральный выбор является концентрированным выражением знаний, представлений, чувств и переживаний человека. Однако интерпретация автором сути морального выбора сводится к определению ведущего мотива поведения ребенка: страх, стыд, эгоизм, альтруизм, прагматизм. За рамками данного исследования остаются другие аспекты нравственного поведения, а тем более компоненты нравственного развития.

3. Концепция морального развития ребенка А.В. Зосимовского:

I этап. Первичная социализация.

• Младенчество. Новообразование - обобщенно-вербальное реагирование на воздействия словами "надо" и "хочу".

• 3 (4) года. Новообразование - возникновение элементов самоограничения ребенка.

II этап. Репродуктивно-моральная активность.

• 3 (4) - 6 (7) лет. Новообразование - необходимость считаться с мнениями значимых людей [12].

Особенностью данной концепции является ее обращенность к дошкольному возрасту, в ней сделана попытка исследования динамики морального развития ребенка от младенчества до семи лет. В каждой возрастной подгруппе выделено новообразование. Как показывает анализ, автора концепции интересовали способы контроля поведения ребенка: от реактивности к самоограничению, осознанности и произвольности. Остается нерешенным вопрос о том, каким образом это происходит, благодаря каким психологическим механизмам реализуется тот или иной тип поведения, как возникают новообразования и какой критерий лежит в основе их выделения.

4. Концепция Г.А.Урунтаевой, в которой основанием нравственного развития является соотношение уровней ответственности и внутренней свободы поступков:

• 1-я стадия - ребенок не несёт ответственности за свои поступки, но и обладает минимальной свободой;

• 2-я стадия - он отвечает за свои поступки перед другими, но может поступать по-своему [17].

В рассматриваемой концепции нами выделен только детский возраст, который представлен двумя стадиями. Автор связывает динамику нравственного развития с повышением моральной ответственности при одновре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.