УДК
Кужугет Айлана Калиновна
Доктор культурологии., профессор ТувГУ, [email protected], Кызыл
РИТУАЛ ТУВИНСКИХ ТРАДИЦИОННЫХ СПОРТИВНЫХ
СОСТЯЗАНИЙ
Kuzhuget Aylana Kalinovna
Doctor of colturology, professor TuvSU, [email protected], Kyzyl
THE RITUAL OF THE TUVAN TRADITIONAL SPORT GAMES
Спортивные состязания были всегда массовыми, в них участвовало большинство мужчин со всех окрестностей. Проводились спортивные состязания в триаде: коллективное моление - соревнования - пиршество, по всей видимости, с древнейших времен и претерпели с тех пор (с первых веков н. э. до начала ХХ века) ряд изменений. Чем больше была зависимость от природных стихий - засухи, наводнений, холодного лета и т. д., - тем торжественней, напряженней была и атмосфера при молении.
От самого процесса проведения обряда, от отношения духов - хозяев мест, по представлениям предков тувинцев, впрямую зависела дальнейшая жизнь его участников. И тем радостнее, веселее, свободнее были спортивные состязания и пиршества.
Люди, веселясь, обнадеживали себя верой в поддержку высших сил, снимали напряжение ответственнейшего момента - моления и услаждали духов своими играми, песнями, шутками. Поэтому так важен был сам процесс проведения соревнований и после них пиршества, все это проводилось для духов, умилостивить их члены общины пытались не только в момент молений, но и позже, на протяжении всего последующего действа.
Невидимыми, но, несомненно, присутствовавшими на молениях и спортивных состязаниях, пиршествах зрителями были духи, хозяева мест, а все участники были исполнителями. Это были зрелища для высших сил: сначала просьбы, затем благодарение. От божеств зависела жизнь людей. Чтобы понравиться, заручиться поддержкой, надо было продемонстрировать все свои исполнительские возможности, поэтому игровые и зрелищные средства были необходимыми.
Они развивались в недрах древнего мировосприятия, космологической мифологии и развивались своим путем, в рамках предписанного назначения.
Соревнования по стрельбе из лука были одним из трех видов традиционных спортивных состязаний тувинцев. К сожалению, уже с начала ХХ века этот вид национального троеборья был почти полностью забыт. Чрезвычай-
но редко упоминают о нем наши информанты. Практически нет описаний подобных соревнований и у путешественников рубежа веков. Очевидно, это было связано с повсеместным распространением огнестрельного оружия. Только один российский путешественник и ученый М. Райков привел в своем отчете описание увиденного им в 1897 году соревнования по стрельбе из лука, проводившегося после ламаистского богослужения в честь бога Май-дыра. «По обеим сторонам щита, служившего мишенью (байе), на небольшом расстоянии были поставлены несколько человек, обязанность которых состояла в том, чтобы нараспев произносить что-то вроде гимна, коротенькой мелодии, как только кто-нибудь попадал в цель, как только чья-нибудь стрела пробивала берестяной щит. Тогда отличившийся клал лук на место, подходил к огурде (наследному правителю хошуна. - А. К.), становился на колени и делал земной поклон огурде. Тогда кто-нибудь из приближенных огурды брал целую горсть кусочков сыра (быштак), лежащих в сосуде перед огурдою, и награждал им счастливца, сумевшего попасть из лука в цель. Потом он тоже проделывал перед хамбо-ламою (высший титул ламы в Туве. -А. К.) и получал награду от него» [1].
Сопоставляя это описание тувинского соревнования с монгольским [2], можно выявить общий для двух народов порядок его проведения. Местом действия соревнований была долина у подножия священной горы. Мишень устанавливалась на расстоянии 70-75 м от линии стрельбы [3]. Судьи, они же и исполнители благопожеланий, стояли по обе стороны мишени.
Состязания состояли из трех частей: начало - подготовка стрелков, основная часть - выстрелы в мишень и самая торжественная часть - награждение победителей.
Каждый из этих моментов соревнования отмечался музыкальным сопровождением: организаторы соревнования исполняли песню - благопожелание. Первый припев - приглашение принять участие; затем припев радости при достижении стрелой цели и восхваление самого меткого стрелка в финале.
В героическом эпосе тувинцев существует немало описаний проведения традиционных соревнований. Приведем образец подобных описаний, чтобы получить представление о поэтике благопожеланий. «Хан-Буудай убежал на такое расстояние, которое всадник проедет только за год, отточил острие черной боевой стрелы и стал натягивать тугую тетиву черного лука. С утра натягивал до самого вечера, с вечера натягивал до самого утра -с кончиков пальцев кровь потекла, на конце стрелы вспыхнуло пламя - и тогда пустил стрелу. Взвыла тетива. Стрела срезала верхушку ста лиственниц. Хан-Буудай быстротою ястреба понесся за нею и собрал в полу своего халата все шишки, падавшие с лиственниц. Стрела его прошла сквозь отверстие верблюжьей лопатки, сквозь ушко большой иголки, отколола верхушку железного синего изваяния, подожгла кучу дров, привезенных на ста быках, зажгла необозримую глазом желтую степь. Когда стрела пролетала над дальним ее краем, Хан-Буудай с проворностью ястреба догнал ее и поймал» [4].
Впечатляющим зрелищем были скачки. На лошадях без седел начинали соревнования мальчики десяти-двенадцати лет. Количество юных наездников доходило до сотни и более. Победителя, быстрее других преодолевшего дистанцию в десять-двадцать километров, прославляли. Называли кличку его коня и в гриву вплетали хадак - ленту из дорогого шелка, преподносившуюся в знак глубокого уважения. Коню-победителю читали благопожела-ния - йорээл.
Соревнования по борьбе хуреш проводились строго по канонам и имели, так же как и другие виды состязаний, определенную композицию, состоявшую из трех основных частей: начало - представление богатырей, демонстрация их силы, мощи и приглашение к поединку; схватка борцов и завершающая сцена прославления победителя.
Чем дальше едет,
Тем становится сильнее Имеющий силу, (способную)
Разорвать поводья.
Кто сидит на нем,
Того может и как ветром сдуть.
Словно зубы слона,
Имеющий четыре конечности,
Нос с большими ноздрями,
Словно пиала, выразительными глазами,
Уши с локоть.
С огромной гривой,
Имеющий большую, ровную спину,
С хвостом как у Жар-птицы.
Имеющий копыта, из-под Которых пыль вылетает.
Посмотрите на резвого коня! [5]
По традиционным правилам проведения соревнований обязательным было определенное количество участников: 32, 64 или 128. Судя по материалам Центрального Госархива и свидетельствам путешественников с конца XIII века, очевидно, лучших борцов выставляли монастыри и феодалы. В соревнованиях принимали участие две группы: борцы-ламы и борцы, представлявшие феодалов. До проникновения в Туву ламаизма соревнования проводились между членами родовых общин. Проведение соревнований по борьбе всегда привлекало иностранцев своей необычностью и оригинальностью: «Откуда-то из-за раздвинувшейся толпы, прыгая, кривляясь и с силой шлепая себя по ляжкам, выскочили два совершенно обнаженных сойота (тувинца. - А. К.) с поясами стыдливости на бедрах. Приблизясь к навесу, под которым сидели нойоны, они упали на колени и поклонились в землю. Затем вскочили и отошли назад, к середине пространства, оставленного для них толпой.
Каждый из хошунов выставил своих борцов: тот, кто падает на землю хотя бы сидя, считается у сойотов побежденным и выбывает с поля. Позади борцов стояло по чиновнику от своего хошуна. Борцы схватились. Оригинального в этой возне и храпенье двух потных человеческих тел было только то, что они, держа в объятиях друг друга, останавливались, чтобы перевести дух, чиновники награждали, каждый своего, звучными и полновесными шлепками. К этой же мере одобрения прибегали они и когда борьба, по их мнению, имела недостаточно энергичный характер.
Наконец, под хохот толпы один из боровшихся повалился на землю и бросился прочь с круга. Победитель крупными, мерными скачками, опять кривляясь и ломаясь, направился к нойонам и снова отдал им земной поклон. Затем он со своим спутником, уже без затей, подошел к чиновничьей знати и там его наградили двумя пригоршнями скверного творога, который был высыпан в полу чиновника.
Борец сунул немного творога в рот, затем, выйдя из-под навеса, бросил
горсть его кверху. В ту же секунду темные тени со свистом рассекли воздух и подхватили все брошенное, не дав ни одному кусочку коснуться земли: то были коршуны» [6]. Этот отрывок из книги статского советника Минцлова, побывавшего в Туве в 1914 году, представляет интерес по многим причинам. Прежде всего, надо отметить, что основной порядок проведения соревнования по борьбе хуреш сохранился до сегодняшнего дня практически без изменений. Борцовский костюм, показавшийся Минцлову набедренной повязкой, выработан десятками поколений тувинцев и идеально подходит для борьбы. Красивый, величественный танец борца - дэвиг, с плавными движениями, напоминающими полет большой и сильной птицы, легкое похлопывание борцом своих сильных ног, как бы предупреждающее противника о силе борца, знаменовали начало каждого боя. Поскольку предки тувинцев, как и монголы, почитали мифическую птицу Гаруду [7], по-тувински - Хан-Херети, можно предположить, что имитировался именно полет Г аруды.
По описанию Минцлова, перед поединком борцы кланялись, опустившись на колени перед нойонами, вполне возможно, в далеком прошлом борцы поклонялись «хозяевам» места, духам. Секундант (салыкчы) и в наше время играет большую роль в состязании: он обеспечивает психологическую поддержку своему подопечному, обращает внимание зрителей на борца.
Вот как описывает в своем донесении под грифом: «Не подлежит оглашению» капитан Генерального Штаба Михеев соревнование борцов: «Вскоре началась и борьба: 52 борца, совершенно раздетых, сидели в ряд около шатров поровну у каждого, накинув на себя халаты; один из чиновников брал малахай (шапку) какого-нибудь борца и, выйдя с нею на середину, громким голосом нараспев вызывал желающих бороться, когда такой находился, с него снимали шапку и борьба началась; побежденный отходил в сторону, а победитель громадными прыжками, с силой выбрасывая ноги, направлялся к дацану и, ударяя себя по бедрам, делал три земных поклона; после этого
два чиновника брали его за руки и вели к та-нойону или хамбо-ламе, смотря по тому, с чьей стороны он выступал борцом; перед ними он становился на колени, чиновники в это время надевали на него шапку, а та-нойон или старший лама награждали его горстью сушеного молока, которую он сейчас же бросал в народ: маленькие ламы-ученики и собаки, которых набралось очень много, бросались и подбирали это подаяние, на место побежденного выступал новый борец до тех пор, пока не будет побежден; одержавший наибольшее число побед получал в награду соболя; следующий - коня и т. д., кончая осьмушкой русской махорки» [8].
Начинались соревнования по борьбе с исполнения всеми участниками танца дэвиг, имитирующего полет огромной птицы. Высоко подняв руки, словно крылья орла, борцы медленно, в такт музыке, передвигались по площадке со значительного расстояния по направлению к публике. Это чрезвычайно красивое, завораживающее зрелище: танец 128 самых сильных и красивых мужчин. До недавнего времени у тувинцев бытовал обычай, согласно которому свое искусство исполнения танца демонстрировали перед началом боев победители предыдущих спортивных игр, наиболее опытные и популярные в народе мастера. После этого секунданты - салыкчы тянули жребий, какому борцу с кем бороться, и одновременно представляли публике своих подопечных, речитативом произнося имя борца, место его рождения, щедро одаривая всевозможными хвалебными эпитетами.
Процесс борьбы был чрезвычайно интересным, захватывающим зрелищем. Участники должны были иметь артистические способности, чтобы понравиться зрителям, завоевать популярность и поддержку у присутствовавших. Это действо не было чисто спортивным соревнованием в современном понимании, это было и демонстрация красоты и мощи мужского тела.
Грациозные движения при исполнении танца борца вызывали восхищение публики. Особую роль в процессе соревнования играли салыкчы - секунданты. В то время, когда борец исполнял танец дэвиг (демонстрируя свою физическую силу, показывая зрителям и своему противнику натренированные мускулы и этим психологически атакуя противника), салыкчы, следуя за борцом, держал над его головой свою шапку и прославлял своего подопечного. «Вышел славный борец хошуна Лопсан, подавайте его противника. Он силен, как лев и тигр. Он может две барбытараа (кожаные мешки с зерном. - А. К.) перекинуть через лошадь, повалить быка, взяв его за рога. От вихря, поднятого им, я гнусь, как молодой тальник от ветра, и не могу достать его плечи» [9]. В подтверждение своих слов он падал на землю, чем вызывал смех и симпатию у зрителей.
Известные секунданты пользовались заслуженной любовью публики, они обладали артистическими способностями, были искусным комиками.
Победившего борца чествовали особым благопожеланием:
Глаза, как бинокль,
От его дыхания туман образуется,
РИТУАЛ ТУВИНСКИХ ТРАДИЦИОННЫХ СПОРТИВНЫХ СОСТЯЗАНИЙ Как раковинка - белые зубы,
Телосложение его - на льва похоже.
Сзади посмотришь - как море с холодной темной водой. На самого посмотришь - как орел взмахивает.
Как на него посмотрю,
Так кажется, что он сильнее орла.
О, если бы все наши сыновья были Как он - как было бы прекрасно.
На душе праздник, радость.
Все виды традиционных соревнований [10] были чрезвычайно ритуали-зированы и зрелищны, они обязательно сопровождались хвалебными песнями в честь победителя, традиционными ритуальными жестами и движениями, в них много было комических моментов, вызывавших смех у зрителей и участников.
Библиографический список
1. Райков, М. Отчет о поездке к верховьям реки Енисея, совершенной в 1897 г. по поручению Императорского русского географического общества [Текст] / М. Райков // Известия ИРГО - СПБ.,1898. - Т. ХХХХІУ. - Вып. 4. - С. 453.
2. Ермолов, Л. Б. Сложносоставной монгольский лук [Текст] / Л. Б. Ермолов // Корейские и монгольские коллекции в собраниях МАЭ. - Л., 1987. - С. 155.
3. Сказания о богатырях: Тувинский героический эпос. - Кызыл, 1960. - С. 45.
4. Тыва улустуналгыш-йорээлдери / сост. Кыргыс З. К. - Кызыл, 1990. - С. 57. Подстрочный перевод. - А. К.
5. Минцлов, С. Р. Секретное поручение: (путешествие в Урянхай) [Текст] / С. Р. Минцлов. - Рига, 1915. С. 244.
6. Вайнштейн С. И. История народного искусства Тувы [Текст] / С. И. Вайнштейн. - М., 1975. - С. 180.
7. Отчет о поездке в северо-западную Монголию и Урянхайскую землю Генерального штаба капитана Михеева. - СПб., 1910 - С. 148-149.
8. Курбатский, Г. Н. Тувинские праздники: дис. ... канд. филол. наук [Текст] / Г. Н. Курбатский. - Л., 1970. - С. 115.
9. Ооржак, Х. Д.-Н. Тувинские народные подвижные игры [Текст] / Х. Д.-Н. Ооржак. - Кызыл, 1995;
10. Ооржак, Х. Д-Н. История развития физической культуры и спорта в Туве до 1945 года [Текст] / Х. Д.-Н. Ооржак.. - Кызыл, 1994;
11. Ооржак, Э. Тыва хурешдугайындаёзулал-чанчылдар [Текст] / Э. Ооржак // Башкы. - 1999. - № 3. - С. 75-78.