УДК 39.572.9
ЭТНОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА БИОГРАФИЧЕСКИМ МЕТОДОМ (НА ПРИМЕРЕ ПРОЗЫ А.П. ЧЕХОВА)
© Ольга Семеновна Клишина
Московская финансово-юридическая академия, г. Москва, Россия, кандидат исторических наук, e-mail: [email protected]
В статье описываются способы получения этнологической информации с помощью одного из качественных методов социологии - биографического метода. С помощью данного метода исследуется реалистическая проза А.П. Чехова. Изучаются как особенности применения социологических методов в исследовании художественного текста, так и специфика извлекаемой из данного вида источника этнологической информации. Целью статьи является расширение арсенала методов этнологической науки и доступного ей круга источников.
Ключевые слова: этнологическое источниковедение; социологические методы в истории; биографический метод; анализ художественного текста.
Одним из перспективных методов, используемых одновременно и в социологии и в этнологии, является биографический метод. Биографический метод - качественный метод исследования, который основан на предположении, что возможно восстанавливать и изучать реальную действительность, социальные факты с помощью биографических материалов и событий, сохраненных в них, через оценки, отзывы, мнения и установки.
Наиболее он продуктивен при изучении художественного произведения как историко-этнологического источника, так как многие художественные произведения, созданные в духе реализма, могут быть рассмотрены как источник по этнологии при использовании биографического метода, потому что зачастую основа фабулы художественного произведения - события жизни одного или нескольких героев, описанных автором-реалистом. В данном случае мы имеем дело с творчеством Чехова, который, конечно, довольно часто включал биографические воспоминания в свои тексты, но не любил в этом признаваться, считая природу писательского творчества принципиально отличной от природы мышления обывателя. Кроме того, Чехов был мастером короткого рассказа, отдельного случая, «осколка» жизни, который, по его мнению, проливал свет и на характер людей и на их отношения. Однако, из 592 художественных произведений, вошедших в собрание его сочинений, черты биографического соответствия имеют более 327. Мы остановимся на характеристике одного из самых реалистических произведений Чехова -
«Остров Сахалин». Этносоциологический очерк о сахалинской каторге - это и описание реальных биографий конкретных героев, и, вместе с тем, художественное переосмысление этого материала.
Модель микросоциума или модель сознания одного из наиболее типичных представителей социума и/или этноса - основа сюжета художественного произведения. Следовательно, оно может быть использовано как источник дли изучения самосознания представителей изучаемого этноса.
Биографический метод имеет очень много общего с методом включенного наблюдения и, по сути, является еще одной разновидностью этнологического подхода к изучению быта. Произведения Чехова являются достаточно удобным способом для изучения этнической реальности глазами подготовленного и интеллигентного наблюдателя -писателя. Однако, у применения биографического метода в этнологии к данному источнику есть существенные ограничения -заведомая субъективность автора художественного текста, даже если он позиционирует себя как писатель-реалист.
Следует заранее определить границы применения и использования биографического метода в этнологическом анализе художественной литературы.
Основная особенность биографического метода в социологии - сфокусированность на сугубо личностных аспектах истории жизни человека (иногда - группы, организации) и на субъективном подходе к описанию человеческой жизни, карьеры, истории любви
и т. п. Для этнолога художественный текст может дать представление о «типичной», модальной личности и особенностях ее жизни в социуме. Например, в «Острове Сахалине» это последовательная цепь биографий каторжников по мере его продвижения по поселениям острова. За каждой этой фигурой не просто индивидуальная история, но социальный тип российского общества рубежа веков.
В центре внимания социолога здесь оказывается документальное или устное описание событий с точки зрения самого субъекта изучения. Для этнологического изучения такая субъективистская трактовка может быть несомненным плюсом: она позволяет изучить важнейший компонент этнической идентичности - самосознание. Не противоречит данный подход и собственно концепции художественного текста - персонаж, проходя через призму авторской интерпретации и читательской оценки, становится объективной моделью личности в культуре, не переставая оставаться плодом писательской фантазии. Известна, например, пересказанная Чеховым история знаменитой Соньки - Золотой Ручки, имеется также и запротоколированное уголовное дело этой преступницы.
Как таковой, биографический метод является, по сути, этнологическим, так как антропологи, исследуя этнос, опираются как на непосредственное, т. н. «включенное» наблюдение, так и на использование дневниковых и мемуарных источников. Видимость дневника с размышлениями создают художественно оформленная история переписи сахалинцев.
Существенная проблема при применении биографического метода в этнологическом исследовании художественной литературы заключается в том, что такие «дневниковые» и «мемуарные» источники могут быть сфальсифицированы писателем специально -как часть его художественного замысла. Такое ограничение накладывает особые обязательства на исследователя: во что бы то ни стало сверять художественный текст с доступным этнологу эпистолярным и документальным наследием писателя и делать выводы осторожно. Хотя в данном контексте Чехов строго следует документальным описаниям, ставшим ему доступным на каторжном острове. Однако эпистолярное наследие пи-
сателя объективно «противится» упрощенному взгляду на проблему полного уподобления действующих лиц пьесы реальным знакомым Чехова, на удочку которого неоднократно «попадались» многие литературоведы, не только начинающие, но и маститые [1]. Этнолог должен обратить внимание, прежде всего, не на полное соответствие данных биографии литературного героя и его предполагаемого прототипа, хотя и это иной раз оказывается небезынтересным, а на то, что оставил писатель для создания литературного образа, что счел существенным и важным, стержневым в характере героя.
Тем не менее, биографический метод, несомненно, может быть применен в исследовании художественной литературы как источника по этнологии, так как дает «интерпретативную», субъективную картину быта - картину с точки зрения самого действующего лица, а не наблюдателя-этнолога, что помогает изучению проблем этнического самосознания.
Любой человеческий поступок определенен, проходя через объективные социальные условия, и это отражается в субъективном феномене сознания. Следовательно, эта герменевтическая проблема может быть решена удовлетворительным образом только отчасти. В каждом социально значимом поступке любого человека проявляются специфичные мотивировки, уникальный социальный опыт, его способности и многие другие особенности этого субъекта, что и составляет основу для отделения «своего» от «чужого» в этническом самосознании. В нашем случае интересно проанализировать несколько таких поступков, чтобы понять саму природу чеховской типизации. Социальная типизация может быть осуществлена, когда не только сам поступок, изображенный в художественном произведении понятен предполагаемому читателю, но понятна и его интерпретация. Типичный пример социальной типизации это типизация сахалинских чиновников. Здесь постижение социального сознания построено исключительно на демонстрации значимых, распространенных среди чиновников отрицательных свойств личности. Социальная типизация может осуществляться и другим путем: с помощью одного-двух значимых поступков. Социальная типизация может
быть реализована и просто при выдвижении определенной мотивировки героя.
Основные характеристики качественных методов, и, в частности, биографического, определены в работе социолога В. В. Семеновой [2]. Следует рассмотреть их применение в этнологическом исследовании художественной литературы.
Биографический метод в социологии: применяют в микросоциологических исследованиях - социологии личности, семьи, дружеской компании, небольшой организации;
целью его применения является стремление понять изучаемое явление (случай, процесс);
исследовательская задача социолога заключается в том, чтобы выявить общую картину явления, концептуализировать его;
позиция исследователя может быть определена как позиция «сочувствующего» участника, а не стороннего наблюдателя;
в центре его внимания - сам человек, субъективные обстоятельства его жизни и их интерпретации;
исследовательские гипотезы формулируются по мере овладения данными;
исследовательские инструменты социолога неформализованы и отражают его исследовательский опыт, кроме того, они определяются и корректируются на протяжении всего исследования;
исследовательские процедуры нестандартны и редко дублируются;
единицей анализа является субъективные значения фактов для индивида;
логика анализа индуктивная: от фактов - к концепциям;
способы анализа также субъективистские - случаи описываются, но не отождествляются, выявленные оценки логически обобщаются;
данные представляются в виде высказываний и групповых оценок;
надежность сведений, поученных в ходе исследования достигается достоверным описанием случаев и выявленных мнений;
а сам стиль исследования - «мягкий», т.е., не выводящий социальные «законы», а вырабатывающий наиболее адекватные подходы к пониманию того или иного явления.
Что касается этнолога, изучающего с помощью биографического метода художе-
ственную литературу как источник, то в данном случае биографический метод
применяют в микроэтнологических ис-ледованиях исследованиях - этносоциологии личности, семьи, дружеской компании, небольшой организации, этнологии детства, этнопедагогике;
целью его применения является стремление интерпретировать изучаемое явление (случай, процесс) с целью изучения особенностей этнической картины мира;
исследовательская задача этнолога заключается в том, чтобы выявить общую структуру мышления изучаемой группы, понять, что является для нее узнаваемым, «своим», а что - привнесенным, «чужим»;
позиция исследователя, антрополога-гуманиста, также может быть определена как позиция «сочувствующего» участника, а не стороннего наблюдателя;
в центре его внимания - сам человек, субъективные обстоятельства его жизни и их интерпретации;
исследовательские гипотезы формулируются по мере овладения данными; исследовательские инструменты этнолога также разнообразны и отражают его исследовательский опыт, они определяются и корректируются на протяжении всего исследования;
исследовательские процедуры могут быть подчинены формуляру, но, чаще всего «открытому»;
единицей анализа является субъективные значения фактов самосознания;
логика анализа: от фактов - к обобщению и интерпретации;
способы анализа субъективистские -случаи описываются и группируются, выявленные оценки логически обобщаются;
данные представляются в виде стереотипных структур, при описании ограничений при их использовании;
надежность сведений, полученных в ходе исследования достигается постепенным вводом новой источниковой информации;
а сам стиль исследования - также «мягкий», т. е., не выводящий «законы», а вырабатывающий наиболее адекватные подходы к пониманию феномена этнического сознания и самосознания.
Сначала необходимо определиться с методологической программой, согласно которой будут исследоваться художественные
тексты. Применение биографического метода в этнологическом исследовании текста предполагает определение цели и задач исследования, объекта и предмета исследования, гипотез исследования.
Социолог В.В. Семенова [3] предлагает схему перевода теоретических знаний в практические принципы при подготовке качественного социологического исследования, что на наш взгляд вполне применимо и для применения биографического метода в этнологии.
Цель и задачи исследования определяются той стороной человеческой жизни, которую этнолог хотел бы изучить: это может быть как традиционное и для литературоведения и для этнологии изучение языкового своеобразия героя, так и сравнительно новые темы - например, восприятие пространства и времени (новая для этнолога) или исследование прикладных аспектов материальной культуры (новая для литературоведа).
Объектом исследования могут стать как биография одного персонажа, так и нескольких.
Предмет исследования в данном случае -как установление того, насколько типичной для всего общества (или народа) в целом является описанная в художественном произведении ситуация, так и насколько типична в восприятии автора произведения и предполагаемой аудитории. Исследовательские гипотезы формулируются в двух плоскостях: события реальной жизни этноса и их соотношение с описанными в произведении («художественная трактовка»), сюжетообразующие события произведения и их соотнесение
с историей реального народа («правда» и автостереотип в самосознании).
Соответственно, и инструментарий для такого исследования художественной литературы должен быть подобран особый: ведь исследователь не имеет возможности провести интервью с самим «респондентом», а должен получить информацию уже из готового, доступного ему нарратива путем вычленения значимых для исследования моментов. Итак, исследовательские процедуры - анализ диалогов (как прямых, так и косвенных), исследование автокомментария («включенное наблюдение» над героем произведения) и анализ всего текста в целом по нескольким значимым темам.
При подобном исследовании необходим формуляр, включающей перечень интересующих вопросов, но следует сразу отметить, что при сопоставительном анализе некоторые вопросы могут остаться без ответа. Чеховский формуляр «переписи» включал в себя 12 основных вопросов.
Биографическое исследование строилось им как повествование респондента в вольной форме, которую писатель потом заносил в «протокол».
В случае этнологического исследования художественного текста биографическим методом продуктивной является, предложенная социологом В.Ф. Журавлевым [4] тактика проведения нарративного (повествовательного) интервью.
Формирование выборки также весьма специфично - оно целиком и полностью зависит от автора художественного произведения, т. к. с помощью биографического метода
№ Вопрос Ответ
1. Название поста или селения
2. Номер дома
3. Звание записываемого (возможны варианты: каторжный, поселенец, крестьянин из ссыльных, свободного состояния)
4. Имя, отчество и фамилия (отношения записываемого к хозяину: жена, сын, сожительница, работник, жилец, сын жильца и т. д.)
5. Возраст
6. Вероисповедание
7. Где родился?
8. С какого года на Сахалине?
9. Главное занятие и ремесло
10. Грамотность
11. Семейное состояние (возможные варианты: женат, вдов, холост? Если женат, то где: на родине, на Сахалине?)
12. Получает ли пособие от казны?
могут быть исследованы только герои, считающиеся главными в произведении, персонажи с развернутой биографией, поддающейся формализации, а таких в отдельном произведении не может быть больше двухтрех десятков. Для эпизодических героев следует применять другие методы исследования.
Наибольшую трудность представляет научный анализ сведений, являющихся, по сути, в первую очередь, отражением самосознания автора произведения. Социолог И.Ф. Девятко отмечает, что «фактически биографический метод ведет исследователя к тем же проблемам, что и метод историографический. Здесь часто необходимы и оценка достоверности и подлинности личного документа, и соотнесение с другими свидетельствами, а иногда - и установление авторства» [6].
Таким образом, биографический метод, позволяет осуществлять исследование индивидуальных этнических процессов, процессов сознания и самосознания; является изучением индивидуального пути и жизненного опыта на разных этапах жизненного цикла личности; изучает жизненный путь и субъективные переживания индивида, служит клю-
чом к разрешению вопроса о менталитете этноса, изучая сугубо личные пласты сознания индивидов, входящих в этнос, систему авто- и гетеростереотипов, картину мира и воспринимаемые как наиболее характерные, устремления личности в той или иной культуре.
1. Яркий пример недавно вышедшая на русском языке скандально известная биография Чехова, написанная выдающимся английским литературоведом Д. Рейнсфильдом - Рейн-сфильд Д. Жизнь Чехова. М., 2007.
2. Семенова В.В. Качественные методы в социологии // В. А. Ядов. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1998. С. 396.
3. Журавлев В.Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях. // Социология: 4 М., 1994. № 3-4. С. 34-43.
4. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. URL: http://lib.socio.msu.ru/l/
library.
Поступила в редакцию 11.01.2011 г.
UDC 39.572.9
ETHNOLOGICAL STUDY OF LITERARY TEXT BY MEANS OF BIOGRAPHICAL METHOD (ON EXAMPLE OF THE PROSE OF CHEKHOV)
Olga Semyonovna Klishina, Moscow Finance and Law Academy, Moscow, Russia, Candidate of History, e-mail: [email protected]
The article describes how to obtain ethnological information using one of the qualitative methods of Sociology - Biographical methods. Using this method, the realistic fiction of Anton Chekhov is studied. Both features of the application of sociological methods in the study of a literary text, and specifics drawn from this type of source of ethnological information are examined. The aim of the article is to expand the arsenal of methods of ethnology and accessible to her range of sources. Key words: ethnological study of sources; sociological methods in history; biographical method; analysis of literary
text.