О. С. КЛИШИНА
ПЕРЕПИСЬ «ЛИТЕРАТУРНОГО НАСЕЛЕНИЯ» КАК МЕТОД СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭТНОСА
В статье представлена попытка по-новому проанализировать и обобщить социально-демографические характеристики этноса, опираясь на типы, запечатленные в творчестве того или иного национального писателя. На примере произведений Н. С. Лескова автор показывает инструментарий статистического исследования заявленной проблемы.
Ключевые слова: «перепись литературного населения», этническое сознание и самосознание, социологические методы в исследовании художественного текста.
Массовые опросы традиционно относят к количественным методам социологических исследований. Хотя требования к использованию при сборе и анализе информации этого, давно ставшего классическим, метода жестко отлажены, именно массовое социологическое исследование и его процедура, вызвали дискуссию у исследователей литературы более 30 лет назад. Необходимым условием его применения является анализ генеральной совокупности (всей социально-демографической группы) и выборочной совокупности (репрезентативной, с точки зрения исследования, части изучаемого сообщества). В случае сбоя при рассмотрении последней выборочная совокупность должна быть немедленно заменена сходной, а в случае ошибочной оценки генеральной совокупности ценность полученных результатов исследования и научная компетентность социолога оказываются сомнительными.
В. Я. Канторович, одним из первых интерполировавший этот метод на материал художественной литературы, писал, что при использовании количественных методов в гуманитарных трудах «подчеркиваются имманентные свойства предмета искусства» [1]. Явления искусства порождены не только процессами понятийного логического мышления, поэтому истинный их смысл не может быть раскрыт с помощью одних только логических операций. В этом смысле методы точных наук второстепенны, однако и они призваны «раскрывать новые стороны явлений в искусстве, определять их значение, способность углубить характеристики, полученные традиционными описательными методами» [2]. Это позволяет применить количественный подход к информационному наполнению художественного текста, объективно дистанцируясь от его эстетических качеств и от этических оценок, которые дает писатель. Однако объективный количественный анализ возможен лишь в том случае, когда исследователь способен проанализировать содержание феноменов, описанных в произведении.
Согласно процедурам классического массового социологического опроса сначала изучается генеральная совокупность и формируется выборочная, репрезентативно представляющая данную социальную или этнокультурную общность. Затем разрабатывается необходимая исследовательская программа, выдвигаются основная и альтернативные гипотезы, выбираются инструментарий и анкета исследования. Дальнейший шаг -
произвести опрос выборочной совокупности. Полученные эмпирические данные кодируются и приготавливаются к математической обработке и качественному анализу.
Массовое социологическое исследование, проводимое на материале художественной литературы, связано с определенными ограничениями, его результаты обладают некоторой долей условности. В ходе такой «переписи населения» этнолог заведомо имеет дело с выборочной совокупностью и не может избежать зависимости от субъективной трактовки исходного материала (выбор из генеральной совокупности производит не он, а автор художественного произведения). Это допустимо по двум обстоятельствам. Во-первых, изучается модель общества, а не само общество. Во-вторых, ученый не обязан настаивать на собственной гипотезе исследования, напротив, выдвижение и рассмотрение альтернативных гипотез повышает качество анализа феноменов.
Этнолог не может, конечно, по художественному произведению описать социально-демографические характеристики более точно, чем по массиву иных социокультурных данных. Этого и не требуется: в дополнение к литературным текстам мы имеем и более представительные данные - земскую статистику. Но такая «перепись» дает не менее интересные и важные (хотя более трудно доказуемые с научной точки зрения) сведения об «удельном весе» каждой социально-демографической группы в продуцировании самосознания всего этноса.
Эмпирическое исследование строится как анализ самого произведения и составление на каждого героя произведения «анкеты» (пол, возраст, семейное положение; сословная, профессиональная, этническая принадлежность; вероисповедание и пр.) [3]. В графах «анкеты» фиксируются следующие данные:
- название произведения;
- полное именование героя (имя, отчество, фамилия, прозвище);
- сословная принадлежность (дворянин, представитель духовенства, купец, мещанин, крестьянин);
- пол (муж., жен.);
- возраст (детство, молодость, зрелость, старость);
- семейное положение (холост, женат, вдов);
- наличие детей (указывается цифрой);
- этническая принадлежность;
- конфессиональная принадлежность;
№ 5 (43), 2011
"Культурная жизнь Юга России"
- значимость (роль, функция) в художественном произведении (главная, второстепенная, эпизодическая).
Сразу скажем, что такие «формуляры» могли быть составлены только на главных героев Н. С. Лескова - тех, что описаны достаточно подробно. У большинства из них чрезвычайно трудно зафиксировать точный возраст, не всегда удается достоверно определить вероисповедание, этническую принадлежность. Для второстепенных и эпизодических персонажей писателя нередко устанавливается один-два из вышеназванных признаков, кроме пола. Поскольку наличие подобных персонажей - часть авторского замысла, сколько-нибудь полная анкета, составленная на литературного героя, не всегда возможна и необходима (важнее, на наш взгляд, выделить функцию эпизодического лица). И все же «перепись» дает представление о совокупности «литературного населения» в произведениях данного писателя.
Имея, таким образом, массовое социологическое исследование, адаптированное к массиву художественного текста, обратимся к информации, которую мы получили, применяя этот метод.
Писатель очень избирательно отображает сословный состав эпох, предшествовавших XIX веку. Повествование касается в основном жизни поместного дворянства, с его патриархальными обычаями (и соответствующими взаимоотношениями крепостных и помещиков).
В XIX столетии Россия была еще полуфеодальной страной, хотя все более энергичное развитие капитализма накладывало свой отпечаток на все сферы быта. Образующееся новое буржуазное общество не было однородным по бытовому укладу и культурному уровню, оно постоянно пополнялось людьми разного происхождения [4].
Российское общество всегда было полиэтническим; в результате войн, бурных экономических и политических сдвигов Нового времени неоднородность усилилась: предприимчивые иностранцы пополнили капиталистическую прослойку, высокая социальная мобильность отличала ряд групп коренного нерусского населения. В прозе Лескова отражены эти перемены - размывание сословных границ, процесс урбанизации, сложные межэтнические взаимодействия.
Рассмотрим персонажей произведений Лескова как своеобразный срез общества. Вопросу о сословной структуре следует уделить особое место, поскольку среди литературоведов укрепилось мнение, что герои Лескова «воплощают в себе сознание и судьбу целых сословных групп и классов» [5].
Действительно, в произведениях Лескова описан быт разных сословий: дворян, мещан, купцов, крестьян. И при внимательном изучении персонажей можно убедиться: они очень разные, каждая сословная группа неоднородна, дисперсна. Для более целостной характеристики необходимо ввести понятие образ жизни («совокупность типичных условий жизни, норм и форм жизнедеятельности, взаимоотношений людей, отношений общества и окружающей среды» [6]) и учесть
столь важный показатель, определяющий лицо сословной группы, как профессия.
Полезно обратить внимание на уровень жизни. Статус того или иного из представителей сословной группы помогает установить, насколько она однородна. Следует, однако, сразу сделать оговорку: хотя сословный состав «литературного населения» может быть описан, количественный учет удается сделать лишь приблизительно. Это, во-первых, объясняется тем, что творческий замысел писателя не всегда предполагал четкую сословную принадлежность героя. Зачастую она могла меняться на протяжении повествования. Характернейший пример - судьба Ивана Северьяновича Флягина («Очарованный странник»). Бывший крепостной крестьянин, пройдя Кавказскую войну, стал «благородным офицером», но на момент повествования он был послушником в монастыре. Во-вторых, далеко не всегда путь количественного подсчета позволяет выявить роль представителей какой-либо группы в реальной жизни (тем более, если жизнь дана сквозь призму литературного произведения, в котором есть главные и второстепенные герои).
Описание жизни мелкопоместного обедневшего дворянства, к которому принадлежал сам Лесков, составило основу многих его произведений. По численности в лесковском «литературном населении» преобладают дворяне, на второй позиции духовенство, на третьей - люди с невыясненной сословной принадлежностью, далее крестьяне, купцы, мещане. (Как известно, в действительности абсолютное большинство населения России второй половины XIX века составляли крестьяне; дворяне насчитывали чуть более одного процента.)
Итак, показывая сословный состав российского общества, писатель отмечал не столько определенную сферу занятий (набор характерных профессий), сколько образ жизни и социально-психологические стереотипы, отличающие одно сословие от другого. Значительное число персонажей с неопределенным сословным статусом говорит о социальной мобильности, которой были подвержены по преимуществу низшие податные сословия. Неуказанный социальный статус иноэт-ничных персонажей, на наш взгляд, может свидетельствовать об их второстепенной (в восприятии Н. С. Лескова) значимости по сравнению с представителями коренной этнической группы.
Литература
1. Канторович В. Я. Литература и социология. М., 1984. С. 101-102.
2. Там же.
3. Русские. М., 1997. С. 32.
4. Семенов В. С. Николай Лесков: Время и книги. М., 1981. С. 7.
5. Осмоловский О. Н. Психологическая манера Н. С. Лескова // Русская литература 1870-1890 гг.: Проблемы характера. Вып. 16. Свердловск, 1983. С. 22.
6. Марков Г. Е. Этнос, этнические процессы и проблема образа жизни // Расы и народы: в. 7 т. Т. 7. М., 1977. С. 12.
O. s. KLIsHINA. СENSUS OF «LITERARY pOpuLATION»
as a method of social and demographic description of an ethnos
The article deals with the attempt to analyze and summarize social and demographic description of an ethnos in a new way, basing on the types depicted in works of some national writer. On the example of N. S. Leskov's works the author of the article shows methods of statistic research of the stated problem.
Key words: census of «literary population», ethnic consciousness and self-consciousness, sociological methods of research of an artistic text.
т. В. ФОГЕЛЬ
КУЛЬТУРНО-ТРАДИЦИОННЫЙ И ЭТНИЧЕСКИЙ РЕСУРСЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПОМОГАЮЩИХ ПРАКТИК
В работе выявляются основы формирования социально-помогающих практик, анализируется степень концентрации социально-помогающей активности в системе ценностей разных народов.
Ключевые слова: социально-помогающие практики, традиции и обычаи, пословицы и поговорки.
В современных социокультурных исследованиях [1] признано ошибочным уничтожение институтов традиционного уклада жизни, вызывающее негативные последствия - дезорганизацию и хаос. Культура - один из факторов детерминации социального поведения: «Характер интеграции стабильной системы социального взаимодействия концентрируется вокруг мотивации акторов нормативными культурными стандартами» [2]. Тенденции, усиливающие индивидуализированность человека, позволяют прогнозировать увеличение роли традиций в организации и развитии социально-помогающих практик - совокупности социально-помогающего потенциала и типов действий, направленных на пользу других (от минимального участия через различные виды благотворительности до личной помощи ближнему).
Актуальность исследования этого аспекта обусловлена необходимостью поиска новых основ сосуществования. Согласно Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации [3], активизация этих ресурсов развития общества необходима, поскольку способствует формированию и распространению инновационных практик социальной деятельности, решению различных проблем.
В процессе развития духовной культуры многих народов одобряемая социально-помогающая деятельность закреплялась в традициях и обычаях. Особенно жизнестойкими были те элементы, которые связаны с адаптацией человека к окружающему миру: ряд обычаев, выдержав длительные испытания, живет и теперь. Это взаимопомощь и взаимовыручка - помочь (добрососедская трудовая подмога в срочных и тяжелых работах и обязательная особенно по отношению к сиротам, погорельцам).
В противовес моделям конфронтации, агрессии и изоляции, социально-помогающие традиции кристаллизуют ценности и способы самовыражения каждого народа (этнической группы). Как ресурс и гуманитарная практика общества эти традиции обладают специфическими особенностями (позитивная «заряженность», богатый социальный потенциал, объединение разных групп, утверждение гуманизма и социального оптимизма) и проявляются в многочисленных вариантах (соответственно эталонам и моделям социально-помогающего поведения).
В структуре социально-помогающей традиции можно выделить три уровня (табл. 1).
Социально-помогающая традиция, являясь
Табл. 1. Структура социально-помогающей традиции
Уровень Критерии Механизм утверждения
Ценностный Идеи социальной помощи, необходимые духовные качества, передающиеся последующим поколениям. Система ценностей, транслируемая социально-культурными механизмами (пословицы, поговорки, притчи, сказания и т. д.).
Нормативный Социальные правила и нормы помогающего поведения, не регулируемые юридически, но имеющие силу. Социальное одобрение, социальная установка, детальное предписание поступка в конкретной ситуации, запрет действия.
Деятельностный Конкретные поступки социально-помогающей направленности, закрепленные в сознании. Подражание.