Филологические науки
ОБРАЗ НАРОДА ИЛИ ОБРАЗ СОЦИУМА? (СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕШНОСТИ ПЕРСОНАЖА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ЧЕХОВА)
О. С. Клишина
Аннотация. В статье анализируются социо-демографические показатели и ген-дерные идеалы российского общества XIX - начала XX века. В качестве этнологического источника используется проза А. П. Чехова. Предлагаются модели личности в социокультурной системе координат чеховской эпохи, исследуются процессы типологизации и индивидуализации образа в авторском сознании писателя, а также характеристики самосознания общества на рубеже веков.
Ключевые слова: социологические методы в художественной литературе, ген-дернъе идеалы, этнопсихология, автостереотипы, гетеростереотипы, национальный менталитет, базовая личность, модальная личность, этническое сознание и самосознание.
Summary. The article deals with social and demographic factors as well as gender ideals of Russian nation in the 19th - the beginning of the 20th centuries. The prose of A. P. Chekhov is used as an ethnologic source. The article examines the models of a personality in sociocultural coordinate system of A. P. Chekhov's time, the processes of typologization and individualization of an image in the author's mind as well as characteristics of self-awareness of the society at the turn of the century.
Keywords: sociological methods in fiction, gender ideals, ethnopsychology, autostereotypes, geterostereotypes, national mentality, base personality, modal personality, ethnic awareness and self-consciousness.
371
Портретные и пейзажные описания, пожалуй, наиболее распространены в художественной литературе. Портрет героя - это не только тема научных филологических изысканий, но и вполне стандартная тема школьного сочинения. Однако художественное описание внешности может быть интересно и ученому-этнологу, потому что зачастую именно собирательный литературный образ
1 / 2012-
более характеризует собирательный стереотип восприятия среднего представителя социума или этноса. Именно поэтому этнолог обращается к портретной характеристике персонажа художественного произведения, открывая в нем новые, необходимые для подобного исследования, черты.
Сам человек, его индивидуальность определяются не только его внутренними качествами - психиче-
Преподаватель |_
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА ВУЗАМ
скими и духовными. У человека есть также тело, голос, походка, жесты, словом - внешность. Изображение внешнего вида человека для раскрытия его духовного облика - устойчивый и традиционный литературный прием, через который раскрывается телесно-символическая составляющая образа героя.
Каждый человек непременно обращает внимание на внешность другого человека. Следует, однако, заметить, что в художественном произведении описание внешности человека выполняет самые разные функции: характеристика личности, символ и указатель ее духовности, выделение характерного типа для данной социальной или этнической группы, наконец, идеал внешности в данной группе.
Хотя восприятие внешности человека включает в себя оценку морфологических и физиологических особенностей тела, манеры поведения, стиля одежды [1, с. 3], здесь я ограничиваюсь рассмотрением только телесного выражения внешности, то есть портрета.
Как известно, тело человека дифференцировано по признаку пола. Общество не только подтверждает, но и закрепляет эту дихотомию социально-культурными символами. Характерной чертой произведений Чехова является то, что, согласно его творческому методу, писатель сознательно уклоняется от какой бы то ни было ти-пологизации людей, которых он описывал. «Типичность», узнаваемость в творческой системе Чехова - синоним пошлости и ограниченности человека. Авторская манера Чехова-антрополога состоит не в отыскании общего, характерного для всех представителей того или иного народа.
Основным творческим методом Чехова был объективизм, признание за человеком его собственных, индивидуальных, только ему присущих свойств. С этих позиций будем рассматривать типизацию и индивидуализацию чеховских образов.
Как писатель-мужчина, Чехов, прежде всего, отображает в своих произведениях гендерный идеал женщины. Однако это описание далеко от восхищения или преклонения. Именно женщины в произведениях Чехова кажутся наиболее стереотипными, типологически похожими. По мнению некоторых персонажей произведений Чехова, отсутствие глубокого, последовательного образования и воспитания делают женщину более примитивной, чем мужчину, приближают ее к миру животных. Так считают и Шамо-хин в «Ариадне», и Гуров в «Даме с собачкой», и даже мудрый профессор в «Скучной истории», и многие другие чеховские персонажи. Об этом говорит и Андрей Прозоров в пьесе «Три сестры»: «...Жена есть жена. Она честная, порядочная, ну, добрая, но в ней есть при всем том нечто принижающее ее до мелкого, слепого, этакого шаршавого животного. Во всяком случае, она не человек. Говорю вам как другу, единственному человеку, которому могу открыть свою душу. Я люблю Наташу, это так, но иногда она мне кажется удивительно пошлой, и тогда я теряюсь, не понимаю, за что, отчего я так люблю ее, или, по крайней мере, любил.» [2, с. 322].
В юмористическом рассказе «Мои жены» Чехов от имени Рауля Синей Бороды описывает несколько самых распространенных женских типов. Во-первых, это домохозяйка, тихая, кроткая и покорная. Во-вторых, это
Преподаватель XX
1 / 2012
Филологические науки
любительница светских развлечений. В-третьих, это «романтическая» особа, пожертвовавшая собой для благополучия семьи. В-четвертых, это забитая и неученая, но очень богатая наследница. В-пятых, «синий чулок», помешанный на науке. В-шестых, мотовка и стерва, скрывающаяся под видом «ангельского создания». В-седьмых, неприметная и посредственная «клуша».
Справедливости ради следует сказать, что Чехов описывал и стереотипных мужчин, например, подкаблучника Нюхина, «мужа своей жены», который столь «успешно» выступает с лекцией «О вреде табака». Для Чехова характерно описание и стереотипной внешности и поведения военного. В повести «Зеленая коса» описан такой молодой человек, поручик, который «красив собой, удачно острит, много молчит» («Зеленая коса»). Такие же свойства, как красота, ловкость, умение произвести впечатление на дам, самолюбие и самомнение, подчеркнуты в облике другого военного - героя рассказа «Забыл!», поручика в отставке Гаупвахтова. Эти же черты и, вдобавок к ним, стремление командовать, крутой нрав, резкость и гневливость довершают тип военного, изображенного в произведениях Чехова. Так изображен и отставной военный -почмейстер Михаил Аверьянович в рассказе «Палата № 6».
Безлично описана в чеховской повести «Степь» графиня Драницкая -герой совсем не видит, а только слышит ее. В описании быта графини значительное место уделено внешним, материальным признакам ее социального статуса - богатой усадьбе, диковинным вещам, бывшим, по слухам, в имении Драницкой. Совершенно дру-
гую характеристику получает богач Варламов, которого мальчик Егорушка встречает по дороге - в результате личной встречи внешние, социальные атрибуты статуса не проявлены, а личностные, внутренние, напротив, выступают на первый план.
В своих произведениях Чехов также описывает характерные черты купцов и духовенства («Степь»), чиновников и их жен («Анна на шее»), интеллигенции, учителей, как в своих положительных, так и в своих отрицательных проявлениях (в лице Беликова и Коваленко в рассказе «Человек в футляре»), докторов («Палата № 6», «Попрыгунья», «Враги»), научных работников («Скучная история», «Черный монах»), студентов («Припадок»), творческих личностей («Чайка», «Марья Ивановна»), артистов («Чайка»), людей без определенных занятий, но принятых в творческих кругах («»), а также «простых» людей, разночинцев, мещан, мастеровых, выходцев из крестьян («Крыжовник»), иногда даже бывших крепостных («Вишневый сад», «Мечты», «За яблочки»).
При характеристике иноэтнич-ных персонажей «.этнический образ соотносится с мнением о типичном носителе этноса. Он (этнический образ - О. К.) отражает восприятие этнической территории, поданное через типическую личность. Говоря другими словами, этнический образ персонифицирует сразу и народ и страну. В нем территория с ее физическими особенностями, ландшафтом как бы сливается с типом человека.» [3, с. 60-61].
Таким образом, можно констатировать, что персонаж художественного произведения - это зачастую личность, вымышленная писателем, одна-
373
1 / 2012
Преподаватель XXI
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА ВУЗАМ
ко и вымысел, чтобы быть правдоподобным, опирается на систему социокультурных координат, фактов и реалий описываемого времени.
Персонаж художественной литературы реализуется как личность с помощью речи и внешнего облика.
Литературный персонаж определяет внешность - тело, походка, жесты. Телесно-символическая компонента героя раскрывается через портрет. Внешность персонажа литературного произведения описана, в первую очередь, как внешность мужчины или женщины и содержит в себе гендерные идеалы, стереотипы и предпочтения описываемой эпохи. Общество не только подтверждает, но и закрепляет природную дихотомию социально-культурными символами. При описании антропологических особенностей иноэтничных персонажей отмечаются их уникальные, отличительные черты. Оценка
и интерпретация этих черт в связи с духовным обликом часто выражает не только действительные свойства взаимодействующих групп, но и отношения между ними.
Характерная черта чеховского описания личности - изображение многогранности и переменчивости, а также противоречивости человеческой натуры. В его представлении это было в равной степени характерно для представителей всех слоев русского общества рубежа веков.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Яременко С. И. Внешность человека в культуре. - Ростов-на-Дону, 1997.
2. Чехов А. П. Полное энциклопедическое собрание сочинений и писем. - М.: ИДДК, 2005.
3. Чеснов Я. В. Этнический образ // Этноз-наковые функции культуры. - М., 1991. -С. 60-61. ■
374
Преподаватель
1 / 2012