Примечания
1. Косогорова, Л. В. (автор-составитель). Сборник программ по специальности 052300 «Декоративно-прикладное искусство» : в 2 ч. / Л. В. Косогорова. — Москва : МГУКИ, 2009—2010.
2. Народное художественное творчество : сборник программ специализации декоративно-прикладное творчество / под ред. Т. Я. Шпикаловой, Л. В. Косогоровой, Е. Ю. Пухначевой. — Москва : МГУКИ, 2005.
3. Народное художественное творчество : сборник программ специализации теории и истории народной художественной культуры / под ред. Т. И. Баклановой, Е. Ю. Стрельцовой. — Москва : МГУКИ, 2005.
4. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство 1—4 кл. — Москва : Просвещение, 2011.
5. Шпикалова, Т. Я. Инновационная модель этнохудожественного образования в современной России / Т. Я. Шпикалова // Культура как стратегический ресурс России в XXI веке: культура человека и человек культуры : сб. науч.ст. — Москва : МГУКИ, 2013.
6. Шпикалова, Т. Я. Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации / Т. Я. Шпикалова, Т. И. Бакланова, Т. Я. Ершова. — Шуя : ШГПУ ; Весть, 2006.
7. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство : УМК. 1—6 кл. / Т. Я. Шпикалова и др. — Москва : Просвещение, 2000—2011.
8. Шпикалова, Т. Я. Программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство.
5—9 кл. / Т. Я. Шпикалова и др. — Москва, 2005.
cclостановка цели самореализации в профессиональной подготовке будущего специалиста
УДК 378.147
Н. Ф. Спинжар
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки специалиста с позиций постановки цели самореализации. Уточняются условия гуманизации образовательного процесса и неготовности личности к самостоятельной постановке цели самореализации, управление данным процессом рассматривается как управляемое сотрудничество и рефлексивное управление.
Ключевые слова: студент, будущий специалист, саморазвитие, самореализация, самопрограммирование, самоменеджмент, рефлексивное управление.
In article the problem of vocational training of the expert from positions of statement of the purpose of self-realization is considered. Conditions of a humanization of educational process and not readiness of the personality for independent statement of the purpose of self-realization and extent of management by this process as operated cooperation and reflexive management are specified.
Keywords: student, future expert, self-development, self-realization, self-programming, self-management, reflexive management.
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (53) май-июнь 2013 155-160 155
Современное профессиональное образование развивается в условиях масштабных преобразований общества. Основной стратегией высшего образования, по мнению В.В. Бондаревой, является профессионально-личностное развитие и саморазвитие будущего специалиста.
Образ специалиста, представленный в целях профессионального образования, выступает моделью конечного результата деятельности — специалиста, способного свободно ориентироваться в сложных социокультурных обстоятельствах, ответственно и профессионально действовать в условиях решения актуальных образовательных задач.
Природа деятельности специалиста в современных условиях, по мнению ряда авторов, требует нового профессионального мышления, ценностных установок. Выделяют следующие ценностные установки:
• приоритет индивидуальности мышления над единомыслием;
• доминирование образовательных интересов личности над стандартной учебной программой;
• приоритет саморазвития, самонаучения над унифицированным усвоением, «передачей» знаний.
В контексте данных ценностных установок личностно-профессиональное развитие специалиста — итог профессиональной подготовки, обретение индивидуальности, неповторимости, духовности, субъектности. Такой итог профессиональной подготовки связан с раскрытием ресурсов личности будущего специалиста и предполагает наличие следующих компонентов: прежде всего, способностей к самостоятельному осмыслению профессиональных процессов и целесообразности, обоснованности, свободе действий и др. [2].
Достижения педагогической антропологии как комплексной науки помогают определить направление развития личности в условиях вуза. Опираясь на принцип приро-досообразности, образовательное учреждение организует педагогический процесс не только с учетом природных характеристик
человека, но и в соответствии с выбранной им индивидуальной траекторией развития. Гуманистические приоритеты личностно-ориентированного образования основываются на новых требованиях к профессиональной подготовке специалиста, к его компетенциям и ресурсам. В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др., рассматривая вопросы формирования личности специалиста и его профессиональной компетентности, в частности, отмечают, что «...модель профессиональной компетентности учителя выступает как единство его теоретической и практической готовности.», а процесс самопрограммирования развития личности будущего специалиста — это материализация собственного прогноза о возможном усовершенствовании своей личности [5, с. 42, 68]. Очевидно, что общее развитие личности, как и индивидуальное, выступает в тесной взаимосвязи, степень которой указывает на определенную степень зрелости личности будущего специалиста, которая отражает уровень его воспитания, самовоспитания, саморазвития и готовности к самореализации. Можно предположить, что обучение в вузе — это этап реализации проекта будущей жизни и профессионального становления в соответствии с индивидуальным видением личностью перспектив. В процессе профессиональной подготовки личность опирается на имеющиеся у неё ресурсы, планирует и рационализирует свое настоящее с целью постичь свое будущее. Ресурсный подход в профессиональном образовании важен тем, что позволяет оценить объективные возможности развития личности будущего специалиста. Вместе с тем знание своих ресурсов помогает личности активно учиться, развиваться, преодолевать возникающие трудности.
По мнению С.Л. Соловьевой, ресурсы субъективно повышают ценность человека в глазах окружающих и его собственное мнение о себе, делают его более эффективным, значимым, сильным, уверенным в себе [6]. Н.В. Панова, отмечая профессионально значимые качества педагога, указывает, что их основу составляют личностные ресурсы,
где основная роль принадлежит компетентности, мотивации, ответственности и саморегуляции. В качестве системообразующего элемента автор выделяет «...мотивацию профессионального самосовершенствования, базирующуюся на удовлетворенности своей профессиональной деятельностью и адекватной самооценке» [4, с. 105].
Гуманистическая парадигма в профессиональном образовании указывает на приоритет свободного развития личности с учетом ее ресурсов. Однако, как показала практика, большинство студентов не готовы к такому развитию. В частности, исследование индивидуальных предпочтений в профессиональном и индивидуальном развитии показало, что студенты не готовы самостоятельно формулировать, проектировать и реали-зовывать значимые цели. Из 720 опрошенных студентов III и IV курсов разных вузов культуры и искусств всего лишь 13% смогли определить цели и перспективы развития, однако их реализация вызвала затруднения. Динамика профессионального развития личности в вузе определяется степенью активности студента по достижению значимых целей. В то же время интенсивность напрямую связана с пониманием того, насколько значимы поставленные цели и оценены реальные ресурсы личности, которые будут способствовать учебно-творческой деятельности и получению результатов.
В теории менеджмент рассматривается как управление различными ресурсами. Самореализация личности, будучи важным условием раскрытия собственных ресурсов, может выступать значимой целью самоменеджмента. В условиях, когда полученные результаты опросов говорят о несамостоятельности и неготовности студентов к самореализации, самопрограммированию, самопроектированию, самоменеджменту, требуется не просто активизация личности, возникает необходимость целенаправленного управления процессом профессиональной подготовки. Управление видится с позиций не воздействия, а сотрудничества и помощи личности в самореализации и подготовке её
к рефлексивному управлению. Рефлексивное управление, как и любой процесс самоуправления, строится на анализе личностью своих ресурсов, обосновании цели развития и саморазвития в условиях вуза. Адекватность цели самореализации личности — это путь к совершенствованию профессиональной подготовки будущего специалиста. Ресурсы личности в быстро меняющихся условиях не всегда способствуют адаптации личности к новым реалиям. Отсутствие опыта в данном виде деятельности приводит личность в состояние растерянности и неготовности к ней, что в конечном счете затрудняет процесс социализации в условиях реформирования общества и профессиональной сферы. По мнению Т.Н. Банщикова, Ю.П. Ветрова, И.П. Клушиной, приоритетами образования в условиях модернизации общества становятся процессы, способствующие социализации личности будущего специалиста в рыночной среде через формирование ценностей:
• ответственности за собственное благосостояние и за состояние общества путем освоения молодыми поколениями основных социальных навыков, практических умений в области экономики и социальных отношений;
• обеспечения социальной мобильности в обществе через поддержку наиболее талантливых и активных студентов, независимо от их социального происхождения, через освоение личностью возможностей быстрой смены социальных и экономических ролей;
• поддержки вхождения новых поколений в глобализованный мир, в открытое информационное сообщество. Для этого в содержании образования должны занять центральное место коммуникативность, информатика, иностранные языки, межкультурное взаимопонимание;
• противодействия негативным социальным процессам, таким как распространение наркомании, рост криминогенности в молодежной среде. Вытеснение асоциального поведения, борьба с беспризорностью. Особая роль здесь принадлежит спецобразованию;
• реализации ресурса свободы9 поля выбора для каждого человека, получающего образование. Социальный заказ на образование не должен быть только и по преимуществу заказом со стороны государства, а должен представлять и сумму частных интересов семей и предприятий [1].
На основе указанных приоритетных ценностей изменяется и содержание профессионального образования:
• усиливается его социальная и гуманитарная ориентированность через предметы социально-гуманитарного цикла (право, экономика, основы политической системы, общественного устройства);
• повышается практическая ориентация образования за счет оптимального сочетания фундаментальных и практико-ориентированных знаний;
• формируется направленность образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей, мышления, выработку практических навыков;
• повышается интерес к изучению процедур и технологий, а не набора фактов; расширению различного рода практикумов, интерактивных и коллективных форм работы;
• ценится связь изучаемого материала с проблемами повседневной жизни;
• увеличивается роль коммуникативных дисциплин, прежде всего информатики;
• происходит дифференциация и индивидуализация образовательного процесса путем развития вариативных образовательных программ, ориентированных на различный контингент обучающихся;
• формируются индивидуализированные программы и графики обучения применительно к персональным особенностям и способностям каждого студента, ученика, слушателя.
В процессе реформ осуществляется обновление различных сфер трудовой деятельности. Будущий специалист, обучаясь в вузе, готовится к деятельности в условиях быстро меняющейся практики, а значит, призван совершенствовать свои личностные качества,
умения и навыки и т.д. Личность сталкивается с определенными сложностями. Л.М. Митина указывает на противоречия в развитии личности будущего специалиста, которые влияют на процесс самореализации. Прежде всего автор отмечает специфику личностного и профессионального развития человека в новых социально-экономических условиях, в которых необходимо освоить новый профессиональный опыт (новую профессиональную идеологию, отражающую изменившиеся представления о профессии и т.д.). Л.М. Митина считает, что реформирование высшего образования тесно связано с представлениями не только об идеальном образе профессионала — специалиста, но и преподавателя. Исходя из тезиса, что личность воспитывает личность, идеальный образ приобретает персонифицированные черты будущего специалиста и преподавателя. В связи с этим образ обладает определенными характеристиками и ценностными качествами. Образ профессии, который сформирован у студента, может быть показателем его уровня зрелости и самостоятельности, готовности к самореализации и продвижению его в практике профессиональной подготовки. Известные образы — «советский профессионал» и «новый русский», не актуальны для современных студентов. Эталоном профессионального развития для них выступают «европейский и американский образ». Противоречия заключаются в том, что будущий специалист стремится к карьерному, личностному росту и самореализации, ориентируясь на европейские стандарты, а реалии остаются «отечественными», что приводит к перекосу в формировании профессиональной идеологии. В ситуации, когда профессия является средством достижения определенного образа жизни, процесс самореализации инициируется и актуализируется от курса к курсу. Но в ситуации, когда выбранная профессия влияет на определение личностью способа жизни, то в этом случае меняется вектор ее развития.
Л.М. Митина рассматривает положение о двух способах жизни, где первый — это
жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живет человек, а второй — это когда человек находится внутри самой жизни, то есть всякое его отношение — это отношение к отдельным явлениям жизни, а не к жизни в целом. Второй способ существования выводит человека за его пределы, он связан с появлением ценностно-смыслового определения жизни. Анализируя представленные две модели профессионального развития специалиста, видим, что:
• первая — это модель адаптивного поведения, в основе которой лежит первый способ существования человека;
• вторая — это модель профессионального развития, основанная на втором способе жизнедеятельности человека [3].
Первая модель (при адаптивном поведении) в самосознании человека доминирует тенденция подчинения профессиональной деятельности внешним обстоятельствам в виде выполнения предписанных требований, правил, норм. Данная модель специалиста базируется на принципе экономии сил и подразумевает использование наработанных алгоритмов решения профессиональных задач, проблем, ситуаций, что представляется в форме шаблонов, клише, стереотипов, штампов.
Вторая модель профессионального развития студента, согласно Л.М. Митиной, характеризуется способностью выйти за пределы устоявшихся алгоритмов деятельности, увидеть свой труд в целом и превратить его в предмет практического преобразования. Данная составляющая в профессиональном развитии студента позволит ему стать «над ситуацией» и управлять положением, быть автором, реформатором, конструирующим свое будущее и настоящее. Будущий специалист, согласно представленной модели, психологически готов внутренне принимать, осознавать и оценивать трудности и проти-
воречия разных сторон профессионального труда, самостоятельно и конструктивно разрешать их в соответствии со своими ценностными ориентациями, рассматривать любую трудность как стимул дальнейшего развития, как преодоление собственных пределов [3].
Позиция Л.М. Митиной, в соответствии с которой решающим элементом в модели профессионального развития личности является необходимость делать выбор: ощущать свободу, с одной стороны, и ответственность за все, что происходит и произойдет — с другой, расширяет представления о значимых для самореализации условий. Совершенно очевидно, что вторая модель профессионального развития отличается большей свободой. Осознание личностью смысла рефлексивного управления своей жизнью и профессиональным развитием — это основополагающий показатель учебной мотивации. Соответственно, чем больше попыток выбора предоставляется будущему специалисту на этапе освоения основ профессии, тем больше нового рефлексивного опыта он приобретает, тем выше уровень его осознания необходимости самореализации. Самореализация личности будущего специалиста в вузе связана с принципом саморазвития, который интегрирует систему фундаментальных принципов развития личности, её ресурсов и потенциала. Каким путем происходит постановка цели самореализации — путем больших свобод в профессиональном образовании или путем создания целостного психолого-педагогического взаимодействия преподавателя и студента, — вопрос остается открытым. Однако базовым условием развития интегральных характеристик личности профессионала остается осознание необходимости изменения, преобразования внутреннего мира и поиск новых возможностей самореализации.
Примечания
1. Банщиков, Т. Н. Профессиональная деятельность психолога с педагогическим коллективом : учебно-методическое пособие / Т. Н. Банщиков, Ю. П. Ветров, И. П. Клушина ; под ред. Ю. П. Ветрова. — Москва : Книголюб, 2004. — 352 с.
2. Бондарева, В. В. Технология личностно-профессионального развития творческого педагога на материале интегративного курса «Изобразительное искусство и художественный труд : дис. ... канд. пед. наук / В. В. Бондарева. — Волгоград, 2002. — 202 с.
3. Митина,, Л. М. Психология профессионального развития / Л. М. Митина. — Москва, 1998.
4. Панова, Н. В. Профессиональное развитие личности педагога / Н. В. Панова // Вестник ТГПУ. — 2012. — № 2.
5. Педагогика : уч. пос. [для студ. пед. учеб. зав.] / В. А. Сластенин и др. — 3-е изд. — Москва : Школа-Пресс, 2000. — 512 с.
6. Соловьева, С. Л. Ресурсы личности / С. Л. Соловьева // Медицинская психология в России : Электр. науч. журнал. — 2010. — № 2 (3).
Особенности рефлексивного мышления
студентов вузов культуры и искусств
УДК 378.147
Е. А. Топольская
Московский государственный университет культуры и искусств $ $
В статье рассматриваются особенности рефлексивного мышления студентов вузов культуры и искусств. Автор показывает, что развитое рефлексивное мышление позволяет специалисту социально-культурной деятельности анализировать процесс решения профессиональной задачи и на основе его переосмысления корректировать собственные действия.
Ключевые слова: особенности, рефлексивное мышление, студенты, вузы культуры и искусств.
The article discusses the features of reflective thinking the Universities of Culture and the Arts. The author shows that the development of reflective thinking allows the specialist social and cultural activities to analyze the process of solving professional problems, and based on his own actions rethinking correct.
Keywords: features, reflective thinking, students, Universities of Culture and Arts.
В настоящее время все более возрастает необходимость привнесения значимых и существенных изменений в качество профессиональной подготовки будущего специалиста социально-культурной деятельности. Особенно необходимым оказывается изменение содержания процесса формирования профессионального мировоззрения и профессионального мышления практико-ориентированного специалиста. Содержание процесса формирования профессионального мышления должно быть адекватным сущности мышления и направленным на развитие
его свойств. Одним из базовых свойств профессионального мышления в данной работе рассматривается рефлексивность. Развитое рефлексивное мышление позволяет специалисту социально-культурной деятельности анализировать процесс решения профессиональной задачи и на основе его переосмысления корректировать собственные действия. Рефлексивность обеспечивает такие важнейшие процессы профессионального самопознания, как самовосприятие, самонаблюдение, самоанализ и самоосмысливание.
В социально-культурной деятельности
160 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (53) май-июнь 2013 160-165