^ Образование в сфере культуры
ж
ОДЕАЬ ИНТЕГРАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ
ВУЗОВ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
УДК 378
Л. В. Косогорова
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассматривается структура модели интеграционного образовательного пространства в вузе культуры и искусств, которая предполагает использование разнообразных современных методов и технологий интеграции, а также намечаются пути их реализации.
Ключевые слова: интеграционное образовательное пространство, структура модели, методы и технологии интеграции, подготовка специалистов.
The article discusses the structure of the model of integration of the educational space in the University of culture and arts. Model of integration of the educational space involves the use of various modern methods and technologies of integration and ways of their implementation.
^ Keywords: European educational space, the structure of models, methods and technologies of integration ^
and training of specialists.
При переходе вузов на компетентностную систему подготовки кадров произошли изменения требований к программному обеспечению педагогического процесса, который способствует непрерывному формированию и развитию личности, профессиональному самосовершенствованию.
Вышеизложенное определяет актуальность разработки модели интеграционного образовательного пространства вуза, в рамках которой происходит развитие информационной культуры и профессиональных качеств студентов.
При разработке модели интеграционного образовательного пространства мы учитывали огромный потенциал Этнокультурного центра факультета народной художественной культуры и дизайна МГУКИ как важного компонента учебной, учебно-воспитательной, научно-исследовательской,
просветительской и творческой деятельности студентов. Этнокультурный центр призван формировать у студентов общность понимания духовных ценностей своего и других народов через ценностную систему взаимопонимания и сотворчества, что обеспечивает, с одной стороны, сохранение собственной этнокультурной идентичности, а с другой — создает базу для творческого взаимодействия между студентами — представителями многонационального народа Российской Федерации.
Концепция этнокультурного образования [3] определила место и роль Этнокультурного центра в образовательной системе вуза, в процессах его интеграции в общероссийское и мировое образовательное пространство, в учебной, учебно-воспитательной, просветительской и творческой деятельности студенческого коллектива как научного
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (52) март-апрель 2013 181-184 181
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 2 (52) март-апрель ^
центра гуманитарных исследовании отрасли культуры и искусств, обеспечивающего плодотворное взаимодействие науки и профессионального образования.
Интеграционное образовательное пространство Этнокультурного центра факультета народной художественной культуры и дизайна МГУКИ представляет собой педагогический феномен сложной природы, многокомпонентный и многофакторный, имеющий три структурных уровня организации:
• образовательная среда как динамическая целостность, интегрирующая взаимодействия пространственных отношений педагогической, социокультурной (гуманитарной), информационной, материально-технической сред;
• образовательная среда как совокупность выстроенных по концентрическому принципу компонентов: среда кафедры, факультета, среда обучения курса, группы, среда учреждения, в котором реализуется производственная практика;
• образовательная среда вуза как духовная общность, способствующая профессионально-личностному становлению будущего специалиста декоративно-прикладного искусства.
Личностный рост и развитие профессиональных качеств будущего специалиста декоративно-прикладного искусства являются результатом интегрированного воздействия образовательного процесса и этнокультурной образовательной среды развивающего типа. Среди факторов, которые действуют вне рамок учебного процесса, можно отметить как пространственно-предметную организацию образовательной среды Этнокультурного центра, так и особенно мощный фактор — общение в неформальной обстановке с крупными учёными, приобщение к научным школам и традициям, взаимодействие студентов друг с другом.
Надо отметить, что проектирование образовательной среды Этнокультурного центра эффективно в том случае, когда ведущим условием выступает активное включение студентов в реализацию проектов по реор-
ганизации среды, их осмысленное субъектное отношение к собственному обучению и профессионально-личностному развитию.
К настоящему времени сложилось несколько методологических подходов к развитию системы этнокультурного и этноху-дожественного образования [2].
Культурологический подход обеспечивает интеграцию усвоенных знаний через раскрытие существенных связей социокультурных явлений и процессов, через овладение способами и приёмами культурологического познания, которые обеспечивают применение социокультурных знаний в жизненных ситуациях.
Благодаря применению культурологического подхода как средства реализации мобилизационной функции педагога возможно формирование таких интеллектуальных умений, которые позволят студенту самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, пополнять и преобразовывать её в зависимости от конкретных задач обучения.
Художественно-эстетический подход позволяет соединить процесс этнохудоже-ственного образования с воспитанием эстетической культуры личности на основе освоения специфики художественно-образной системы разных пластов искусства. Поэтому любое произведение народного искусства может быть рассмотрено как своего рода текст, в котором закодирована богатейшая этнокультурная информация как опыт социального бытия общности людей.
Интегративный подход обеспечивает качественно новый уровень в преподавании традиционной народной культуры. Интегративный подход к этнокультурному образованию предполагает согласованность, непрерывность, преемственность ценностных ориентиров, концептуальных оснований, интегративность содержания образования, образовательных технологий в разных звеньях этнокультурной образовательной системы. Интегративные связи в этнокультурном образовании можно представить в виде трех стержневых параметров: таких,
$
182
^ Образование в сфере культуры
как человек и природа, человек и семья, человек и история.
Личностно-ориентированный подход.
Этот подход ставит растущую личность в центр учебно-воспитательного процесса, обеспечивает ей полноценное вхождение в культуру. Вхождение личности в культуру представляет собой двуединый процесс, который, с одной стороны, предполагает вхождение индивида в конкретную форму культуры, с другой стороны, личностью усваивается социально-актуальный культурный опыт, позволяющий ей включиться в процесс культурного преобразования в пределах, установленных конкретным обществом (социализация).
Этнорегиональный подход обусловливает возможность органичного включения регионального компонента в содержание вузовского образования.
Этнорегиональный характер содержания учебной деятельности помогает идентифицировать субъективный опыт личности с этнокультурными особенностями своего реФ гиона, психологию этноса со спецификой национальных обычаев и традиций, с художественной культурой других народов, это формирует многонациональную общность в рамках единого государства — гражданскую нацию и гражданские ценностные ориентации, формирующие совместную жизнь граждан страны разных национальностей.
Экологический подход — сохранение единства, связи человека с родной землей, с природой как основой художественного творчества, предполагает включение в содержание этнокультурного образования широкого спектра народных художественных традиций разных регионов, что поможет сформировать у студентов целостный многомерный художественный образ Родины, ценностное отношение к окружающему природному миру единой планеты Земля.
Деятельностный подход — неразрывность теоретической и практической сторон обучения и воспитания на основе народных традиций. Он помогает развивать естественную мотивацию к учению и худо-
жественному творчеству, способность личности понимать смысл поставленных задач, планировать и выполнять учебную работу, контролировать и оценивать ее результаты. Деятельностный подход позволяет педагогу выстраивать гибкую методику обучения, адаптированную к опыту сохранения и развития традиций народной культуры, имеющемуся в том или ином регионе. Данный подход позволяет самостоятельно осваивать локальную этнокультурную среду, непосредственно участвовать в различных программах и проектах возрождения и развития национально-культурных традиций того или иного народа.
На основе анализа и систематизации имеющегося опыта в области этнохудожествен-ного образования есть возможность выделить следующие модули интеграционного образовательного пространства вуза, направленные на обеспечение профессиональной подготовки специалистов вузов культуры и искусств:
• целенаправленность учебно-воспитательной, научно-исследовательской, информационно-просветительской и творческой деятельности студентов;
• модуль образовательных ресурсов учебно-воспитательного, научно-исследовательского, информационно-просветительского назначения;
• модуль программно-аппаратных и технических средств и устройств;
• модуль информационных ресурсов образовательного назначения;
• организационно-целевой модуль.
Модуль интеграционного образовательного пространства обеспечивает студентам доступ к учебно-методическим, научно-исследовательским и другим ресурсам интеграционного образовательного пространства. Этот модуль ориентирован на достижение следующих целей: эффективное предоставление учебной информации; мониторинг и контроль результатов обучения и уровня достижений. Обращение студентов к этому модулю обеспечивает формирование необходимого уровня знаний, позволяющих студенту
$
183
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 2 (52) март-апрель ^
манитарного и естественнонаучного циклов. Тем самым обеспечивается развитие компетентности личности, ее готовности к профессиональной деятельности [1].
свободно ориентироваться в образовательной среде. Для эффективности обучения студентов в течение всего цикла обучения необходима организация взаимосвязей дисциплин гу-
Примечания
1. Народное художественное творчество : [сборник программ по специализации декоративно-прикладное творчество] / под ред. Т.Я. Шпикаловой, Л.В. Косогоровой, Е.Ю. Пухначевой. — Москва : МГУКИ, 2005.
2. Народное художественное творчество : [сборник программ по специализации теории и истории народной художественной культуры] / под ред. Т.И. Баклановой, Е.Ю. Стрельцовой. — Москва : МГУКИ, 2005.
3. Шпикалова, Т. Я. Концепция этнокультурного образования в РФ / Т.Я. Шпикалова, Т.И. Бакланова, Л.В. Ершова ГОУ ВПО «ШГПУ». — Шуя : Весть, 2006.
И^^НТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ф УДК 378.048.2 0
А. Г. Казакова
Московский государственный университет культуры и искусств
Статья актуализирует пути модернизации системы научно-педагогической подготовки аспирантов, соискателей, докторантов в условиях реализации обновлённого Закона РФ «Об образовании». При этом автором ставится акцент на необходимости инновационного подхода к самому образовательному процессу с его субъект-субъектными, партнёрскими отношениями, с использованием интерактивных методов и технологий обучения.
Ключевые слова: научно-педагогическая подготовка аспирантов, модернизация образовательного процесса, субъект-субъектные отношения, интерактивное обучение, андрагогический подход, кейс-стади, педагогический бенефис.
Author whites about modern system of scientific pedagogical training for postgraduate students, doctoral candidates. This system is described in present situation considering new law of Russian Federation "About education". Author emphasizes an importance of innovative attitude to pedagogical process: to subject-subject relations, partner relations with the help of interactive methods.
Keywords: scientific pedagogical training for postgraduate students, Modernization of educational process, Subject-subject relations, Adult education, Case study, Pedagogical benefice.
Сегодня, в условиях реализации обновлённого Закона РФ «Об образовании» (декабрь 2012 года), трудно представить себе систему научно-педагогической подготовки аспирантов, соискателей, докторантов, которой бы
не коснулась модернизация. И действительно, чтобы сформировать по-настоящему конкурентоспособную, высококомпетентную личность педагога-исследователя высшей школы, недостаточно привлечь к этой сфере деятель-
184 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (52) март-апрель 2013 184-190