5. Митина, Г.В. Исследовательская деятельность в профессиональной самореализации педагогов // Педагогическое образование и наука. - 2009. - № 3.
6. Москвина, Н.Б. Личностно-профессиональные деформации педагогов (теоретико-методологический анализ). - Хабаровск, 2004.
Bibliography
1. Хохлова, В.В. Социокультурное взаимодействие субъектов образовательного пространства в информационном обществе: дис... д-ра социол. наук. - М., 2003 [Э/р]. - Р/д: http://www.dissercat.com/content/sotsiokulturnoe-vzaimodeistvie
2. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2005.
3. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни. - М., 1991.
4. Абраменко, Н.Ю. Моделирование психолого-педагогической поддержки развития социальной компетентности детей группы риска // Человек и образование. - 2011. - № 4(29).
5. Митина, Г.В. Исследовательская деятельность в профессиональной самореализации педагогов // Педагогическое образование и наука. - 2009. - № 3.
6. Москвина, Н.Б. Личностно-профессиональные деформации педагогов (теоретико-методологический анализ). - Хабаровск, 2004.
Статья поступила в редакцию 20.10.14
УДК 378
Alipkhanova F.N., Alypkacheva GA. THE PLACE OF LANGUAGE TRAINING IN VOCATIONAL EDUCATION OF FUTURE ELEMENTARY EDUCATION TEACHERS. The article explores the role of a foreign language in the structure of general competencies of bachelors of elementary education. The research reveals the place of the language training as a mandatory component in the training of a competence-based approach among future teachers of elementary school. The authors explain that this approach means the transition to a new paradigm of a future training. The authors make reference to works of the modern researchers N.V. Ippolitova, O.N. Kolesnikova, Ye.I. Passov, Yu.S. Senko, Yu.V. Skoropudov. The article mentions that the federal educational standard of the Russian Federation (FGOS 3+) states the requirement for a future teacher in elementary school to be able to speak one of the foreign languages on a level that allows acquiring and assessing the information in the sphere of his or her professional occupation. The authors of the work note that the reforms in the education shape a teacher of a new format. This is already reflected in the work of Russian universities that make an accent on learning a foreign language as a means of teaching students to a new culture and new sociocultural particular features of an ethnos.
Key words: language training, vocational training, future teacher, primary education, competence-based approach.
Ф.Н. Алипханова, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и технологий профессионального образования ФГБОУ ВПО «Дагестанский гос. педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]; Г.А. Алыпкачева, ассистент каф. раннего обучения иностранным языкам и методики их преподавания в начальных классах ФГБОУ ВПО «Дагестанский гос. педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
МЕСТО ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
В статье изучена роль иностранного языка в структуре общепрофессиональных компетенций бакалавра начального образования. Выявлено место языковой подготовки будущего учителя начального образования как обязательного компонента профессиональной подготовки на основе компетентностного подхода, что означает переход в новую парадигму профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов. Обосновано, что принципы и правила, определяющие суть и содержание компетентностного подхода, должны сформировать в выпускниках педагогического вуза творческих, самостоятельных, самодостаточных молодых людей, уверенных в себе и способных вести диалог в профессиональной области на русском языке, а с зарубежными коллегами - на английском.
Ключевые слова: языковая подготовка, профессиональное образование, будущий учитель, начальное образование, компетентностный подход.
Сегодня в обществе назрела потребность в реформировании высшего педагогического образования, поскольку современные школьники будут жить и работать в другом мире и обществе, в условиях глобализирующегося мирового сообщества, где иностранный язык будет важным условием адаптации личности к мировому образовательному пространству. Это делает актуальным в предъявлении современных требования к языковой компетенции будущего учителя начального образования как обязательного компонента его профессиональной подготовки на основе компетентностного подхода.
Если прежняя образовательная система вуза была направлена на успешное усвоение студентами стандартизированных подходов, знаний и умений, то сегодня традиционный подход к обучению не оправдал себя, поскольку будущие учителя должны не только воспроизводить знания, переданные им педагогами, но и реализовать их в практической жизни, значительно их перера-
ботав, чему способствует компетентностный подход в обучении.
Компетентный учитель начального образования - это знающий человек, обладающий высокой квалификацией, имеющий глубокие знания в области начального обучения и умеющий применять их на практике. Современному специалисту образовательного учреждения нужна не только квалификация, умение осуществлять определенные операции материального характера, а компетентность, рассматриваемая как синтез навыков, свойственных каждому индивиду, в котором сочетаются и квалификация, и профессиональное поведение, способность применять знания на практике, умение работать в группе, а также активность, инициативность и предрасположенность к риску в научном поиске.
Компетентностный подход означает переход на новую парадигму профессиональной подготовки будущего учителя начального образования. Сегодня меняются ценностные ориентации
образования, когда в качестве самой большой ценности стала рассматриваться свободная, образованная, развитая личность, способная жить, творить и общаться с зарубежными коллегами на предмет начального образования при условии знания какого-либо иностранного языка. Основной целью обучения иностранным языкам будущего учителя начальных классов - это формирование и развитие коммуникативной компетенции будущего учителя, обучение практическому владению иностранным языком.
Согласно ФГОС 3+, будущий учитель начального образования должен обязательно владеть одним из иностранных языков на уровне, который позволяет получать и оценивать информацию в области профессиональной" деятельности из зарубежных источников (ОК-10); должен быть способен к разработке современных педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса, а также задач воспитания и развития личности (ПК-12). Наряду с этим будущий учитель должен иметь доступ к источникам информации посредством использования ИКТ, технологий и технических средств; уметь быстро и качественно обрабатывать информацию, выбирая инновационные ИКТ для получения эффективного исследовательского результата. Учитель нового формата должен быть способен уметь на основе полученных знаний творить что-то новое и применять его к той или иной деятельности, а также овладеть способностью к инновациям, творческой деятельности и творчеству.
Согласно исследованиям Н.В. Ипполитовой, О.Н. Колесниковой, «основным содержанием обучения иностранному языку будущего учителя начального образования является приобщение студентов к жизни в мировом пространстве, в выходе за пределы родной речевой среды. Важным моментом в преподавании иностранного языка должна быть направленность содержания иностранного языка на совершенствование ценностных, нравственных, профессиональных ориентации, развитию коммуникативных качеств, эмпатии и т.д. Иностранный язык должен обеспечить направленность на развитие у студентов активности познавательного интереса, который является «продуктивной функций мышления, обеспечивающей приращения нового знания и расширения профессиональной культуры будущего учителя» [1, с. 108].
Нужно отметить важную особенность в профессиональной подготовке учителя начального обучения, что сформированная иноязычная культура будущего учителя - это неоспоримый критерий качества профессиональной подготовки в педагогическом вузе. Ю.С. Сенько отмечает, что преподавание и овладение иностранным языком наряду с языковой подготовкой и лингвистическим развитием, у будущего педагога начального образования выполняет гуманитарную «миссию» формирует и этническую толерантность, желание изучать другие народы, этносы, некоторую открытость по отношению к другим языкам и культурам [2, с. 90-93].
Вместе с тем, если у студентов появится возможность выучить еще один иностранный язык, то гораздо увеличится его конкурентноспособность на рынке образования и станет много-аспеткным его профессиональная деятельность и профессиональные возможности в сфере его профессиональной области [3]. Особенность дисциплины «Иностранный язык» состоит в том, что он параллельно выступает и как средство, и как цель обучения в сравнении с другими вузовскими предметами, которыми студенты овладевают посредством родного языка.
Библиографический список
Нельзя не согласиться с Е.И. Пассовым, который утверждает, что изучая иностранный язык, человек лучше и особенности родного языка понимает, осмысливает разнообразные способы донесения мысли, что ведет за собой о формирование логической культуры способствует повышению его коммуникативного уровня [4, с. 49].
Реформирование в области теории изучения иностранных языков повлекло за собой позитивные изменения. Основной акцент ставился на развитие основных лингвистических ЗУНов (знаний, умений и навыков), то сегодня, в современном вузе особое внимание акцентируется на том, что изучение иностранного языка - это приобщение студентов иной культуре, изучение новых социокультурных особенностей этноса.
Формирование языковой компетенции у будущего учителя начального образования как обязательного компонента его профессиональной" подготовки - это, прежде всего, содействие становлению его и общекультурных компетенций, владение основами разговорной речи. Место иностранного языка в структуре общепрофессиональных компетенций бакалавра начального образования определяется тем, что данная дисциплина включена в базовую часть гуманитарного цикла (Б1-Б3), для освоения которой необходимы знания, умения и навыки, которыми овладевают студенты в общеобразовательной" школе, далее продолжают осваивать иностранный язык в вузе. Изучение иностранного языка не должно быть самоцелью, но и не должно быть формальным дополнением к его общепрофессиональной и общекультурной подготовке.
Иностранный язык, согласно современному ФГОС, представляет собой а) органический элемент общей и профессиональной подготовки будущего учителя начального образования, б) является хорошим дополнением к педагогическому творческому труду наряду с другими специальными дисциплинами. То есть, в данном аспекте важным представляется обучение иностранному языку и рассматривать его как углубленное образование. Наряду с этим, иностранный язык имеет важное значение в обучении студентов взаимодействию, коммуникации собственного стиля общения. Языковая подготовка будущего учителя начального образования, как основного компонента профессиональной готовности, обеспечивает:
• эффективный результат качества профессионально-педагогической подготовки;
• понимание межкультурного взаимодействия;
• гуманизацию и гуманитаризацию профессиональной подготовки;
• расширение кругозора;
• процесс взаимодействия субъектов учения.
Итак, современные требования к профессиональной подготовке будущего учителя начального образования и место в ней языковой компетентности сегодня принимает совершенно новую форму. Принципы и правила, определяющие суть и содержание компетентностного подхода, должны сформировать в выпускниках педагогического вуза творческих, креативных, самостоятельных, самодостаточных молодых людей, уверенных в себе личностей, способных вести диалог в профессиональной области как на русском, так и на английском языке с зарубежными коллегами; личностей, обладающих достаточными компетенциями для дальнейшей жизни, для самореализации и раскрытия своего образовательного и научного потенциала.
1. Ипполитова Н.В., Колесников М.А., Соколова Е.А. Система профессиональной подготовки студентов. Исправл. и допол. - М.: Наука, 2013. .
2. Сенько Ю.С. Гуманитарные основы педагогического образования. - М.: Свет, 2013.
3. Сорокопуд Ю.В. Новые требования к подготовке преподавателей высшей школы в контексте современных образовательных реалий // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 4 (41).
4. Пассов Е.И. Мастерство учителя иностранного языка. - Дополненное. - М.: Просвещение, 2013.
Bibliography
1. Ippolitova N.V., Kolesnikov M.A., Sokolova E.A. Sistema professionaljnoyj podgotovki studentov. Ispravl. i dopol. - M.: Nauka, 2013.
2. Senjko Yu.S. Gumanitarnihe osnovih pedagogicheskogo obrazovaniya. - M.: Cvet, 2013.
3. Sorokopud Yu.V. Novihe trebovaniya k podgotovke prepodavateleyj vihssheyj shkolih v kontekste sovremennihkh obrazovateljnihkh realiyj // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. 2013. № 4 (41).
4. Passov E.I. Masterstvo uchitelya inostrannogo yazihka. - Dopolnennoe. - M.: Prosvethenie, 2013.
Статья поступила в редакцию 27.10.14
УДК 371:351.851
Zamaletdinova Z.I. FORMATION OF INTERETHNIC TOLERANCE IN YOUNGER STUDENTS. The main idea of the article is dedicated to a problem of formation of interethnic tolerance of younger schoolchildren with the help of multicultural activities. Interethnic tolerance is regarded as a personal quality that is of paramount importance when it is necessary to ensure a conflict-free and constructive dialogue among representatives of the peoples of multinational Russia, especially in its ethnic regions. Particular attention is given to familiarizing students to their traditional culture through the curricular and extracurricular activities. The author lists a language, literature, history, music, arts, painting, theatre, religion, folklore, crafts, etiquette, ethnopsychology and an attitude towards working among the spiritual values of the people in a region. The researcher names methods of teaching: an educational process, traditional pedagogy and a system of extracurricular training. The author of the work tells the possible forms of teaching tolerance include a lesson, a seminar, a teaching club, a research conference, a report, a test, an exhibition, a competition and some other forms.
Key words: inter-ethnic tolerance and human values, multicultural nature, multicultural environment, culture of interethnic communication.
З.И. Замалетдинова, ст. преп. отделения дошкольного и начального образования Приволжского межрегионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Казанского федерального университета, г. Казань, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В рамках данной статьи раскрывается проблема формирования межэтнической толерантности младших школьников средствами организации мультикультурной деятельности. Межэтническая толерантность рассматривается как качество, характеризующее личность, приобретающее первостепенное значение для обеспечения бесконфликтного и конструктивного общения представителей народов многонациональной России, особенно ее национальных регионов. Особое внимание уделяется приобщению школьников к своей традиционной культуре через урочную, внеурочную деятельность и внеклассной работы. К способам обучения толерантности автор статьи причисляет учебно-воспитательный процесс, народную педагогику и систему дополнительного обучения. В работе перечисляются различные формы влияния на формирование и укрепление толерантности: урок, семинар, кружок, секция, научно-практическая конференция, реферат, зачет, выставка, конкурс и т.д.
Ключевые слова: межэтническая толерантность, общечеловеческие ценности, мультикультурный характер, поликультурная среда, культура межэтнического общения.
Одной из наиболее сложных социальных проблем современности является обостряющаяся проблема взаимоотношений между людьми разных национальностей. Обостряются противоречия между ростом национального самосознания, желанием представителей одной и той же этнической группы к консолидации и их стремлением к межэтнической интеграции, к установлению единого экономического, культурного и информационного пространства, что и приводит нередко к открытому противостоянию. Поэтому в последние десятилетия заметно усилился интерес к феномену межэтнической толерантности, проблеме ее формирования в межличностных отношениях, в процессе социализации личности.
Эта проблема актуальна и в учебных заведениях, которые в российских условиях полиэтничности отличаются многонациональным составом. Межэтническая толерантность в условиях обострения межнациональных отношений рассматривается как качество, характеризующее личность, приобретающее первостепенное значение для обеспечения бесконфликтного и конструктивного общения представителей народов многонациональной России, особенно ее национальных регионов. Это выглядит следующим образом. Во-первых, межэтническая толерантность личности характеризуется знанием общечеловеческих и национальных ценностей, признанием их равноправия и равнозначи-мости, ценностным отношением к другим этнокультурам, имеет сложную структуру, включающую когнитивный, эмоциональный и деятельностный компоненты, взаимосвязанные и взаимооб-условливающие друг друга, проявляющиеся в деятельности и поведении человека, и может целенаправленно формироваться уже в младшем школьном возрасте.
Во-вторых, эффективность направленного формирования межэтнической толерантности младших школьников обусловливается степенью подготовленности учителя к осуществлению в учебно-воспитательном процессе культурно-ориентированной педагогической деятельности: осознанием и принятием смысла равнозначимости культурных ценностей, овладением специфическими формами и методами работы с детьми в многонациональном коллективе.
В третьих, дополнение и обогащение содержания уроков чтения, русского и родного языков, и окружающего мира учебными материалами, раскрывающими сущность и особенности взаимодействия культуры своего народа с другими этническими культурами. На основе их сравнения и сопоставления, обновленное содержание уроков позволяет формировать у младших школьников знания мультикультурного характера, выделять национальные и общечеловеческие ценности, что способствует у учащихся возникновению положительных эмоций в отношении к представителям разных этнических групп, их проявлению в деятельности и общении в детском многонациональном коллективе.
Активная и социально значимая мультикультурная деятельность во внеурочное время предполагает последовательное и преемственное включение учащихся в родную этнокультурную традицию, деятельное знакомство с культурами других народов России и с культурами народов мира, овладение ими коммуникативной культуры, способностями сопереживания и эмпатии.
У каждого народа свои корни, своя национальная культура. И чем они глубже уходят в землю, тем крепче и мощнее ствол. Очень важно каждому из нас уметь обращаться к своим корням, к своей исконной культуре.
Обращение к культурному наследию в условиях модернизации образования означает использование в формировании межэтнической толерантности исторического опыта данной культуры. Современные условия определяют необходимость постоянной «расшифровки» прежнего культурного опыта, его переоценки и приспособления к новой ситуации [1]. Каждое поколение, любая эпоха воспринимает ценности прошлого по-своему, в соответствии с духом своего времени осмысливает историю, отраженную в элементах культуры своей «малой родины», своего народа, которая, в свою очередь, является частью общечеловеческой культуры.
Исходя из своих наблюдений, мы делаем вывод, что наиболее эффективной является культура того региона, где ребенок проживает. Именно в ее элементах наиболее ярко воплощаются общечеловеческие ценности.