Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-02/ Дата публикации: 1.05.2018 № 2 (32). С. 246-251.
удк 378.1 Т. А. Шергина, А. И. Герасимова, Н. В. Тумусова
Этнокультурное образование учителей для малокомплектных школ Арктики
В статье раскрывается востребованность и особенность подготовки учителей с этнокультурной направленностью для школ коренных народов Арктики. В Педагогическом институте Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова сложилась и активно действует собственная лаборатория этнокультурного образования. Обосновывается положение о том, что именно учитель начальных классов в процессе обучения и воспитания ребенка, как социализирующий фактор в данный возрастной период, способствует эффективному формированию этнической идентичности ребенка, позитивного отношения к ней. Речь об инновационной подготовке будущих учителей, обучающихся по совмещенной образовательной программе бакалавриата «Начальное образование и тьюторство в основной малокомплектной и кочевой школе Севера». Этнокультурное образование на основе педагогики Олонхо становится созвучным глобальной идее, которая нацелена не только на наше собственное существование и развитие, но и пролонгирует мирное сосуществование всего человеческого рода.
Ключевые слова: Арктика, вуз, учитель, этнокультурное образование, Олонхо, профессиональная подготовка, малокомплектная школа
Perspectives of Science & Education. 2018. 2 (32)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-02/ Accepted: 1 April 2018 Published: 1 May 2018 No. 2 (3Z). pp. 246-25!
T. A. Shergina, A.I. Gerasimova, N. V. Tumusova
Ethno-cultural education of teachers for small schools of the Arctic
The article reveals the relevance and specificity of training teachers with ethno-cultural orientation for indigenous schools in the Arctic. The Pedagogical Institute of the North-Eastern Federal University named after MK Ammosov has developed and actively operates its own laboratory of ethno-cultural education. The article substantiates the provision that it is the primary school teacher in the process of teaching and upbringing of the child, as a socializing factor in this age period, contributes to the effective formation of the ethnic identity of the child, a positive attitude towards it. We are talking about the innovative training of future teachers studying under the combined bachelor's degree program "Primary education and tutoring in the basic small and nomadic school of the North". Ethno-cultural education on the basis of Olonkho pedagogy becomes consonant with the global idea, which is aimed not only at our own existence and development, but also prolongs the peaceful coexistence of the entire human race.
Keywords: Arctic, University, teacher, ethno-cultural education, Olonkho, vocational training, small school
последние годы педагогическая общественность находится на этапе актуализации нового построения деятельности образовательного учреждения, предполагающего открытость и прозрачность для социума, который непосредственно будет принимать участие в определении целей, содержания, форм работы педагогического коллектива образовательного учреждения. Данная ситуация требует еще большего слияния школы с социальной средой, осознания происходящих в ней тенденций и изменений. В свою очередь, именно начальная школа всегда находилась в тесном взаимодействии с родительской общественностью, реагировала на потребности и возможности родителей и социума, поэтому в новых условиях начальная школа непосредственно становится объектом особого внимания и контроля со стороны общества. Подчеркнем, что этнопедагогическая среда является частью социальной среды, которая окружает личность, позитивно или негативно влияет на ее развитие и представляет собой совокупность всех условий жизни с учетом этнических особенностей места проживания, выражающихся в менталитете народа, поведении людей, этнических традициях, обрядах, быте, фольклоре и т.д. Поэтому содержание деятельности образовательного учреждения непосредственно обусловлено необходимостью соответствия особенностям окружающего социума, а значит и этнопедагоги-ческому окружению, что доказывает особое значение сформированности этнопедагогической компетентности учителя начальной школы.
Социально-экономическая ситуация в республике характеризуется в настоящее время миграцией сельского населения в городскую среду, а также в соответствии с планом промышленного развития республики имеет место заметная миграция рабочего населения из других субъектов РФ и ближнего зарубежья. Этнопедагогическая компетентность учителя, прежде всего, должна обеспечить сохранение ценностного отношения к собственной этнической культуре и традициям народной педагогики, а также предотвратить возможность ассимиляции и исчезновения этноса в новой полиэтнической среде.
Проблему этнопедагогической подготовки педагогов рассматривали такие исследователи, как Волков Г.Н.[2,3], Николаев В.А., Харитонов М.Г. [12], Иванов Д.Е., которые подчеркивали важность введения в учебный план и программы педагогического вуза этнопедагогики и этнопсихологии как важного методического элемента в рациональном сочетании национального и межнационального в учебно-воспитательной работе с учащимися.
В высшем образовании педагогика Олонхо как целостная образовательная система отдельно не изучалась студентами, но ключевые понятия и идеалы героического эпоса, несомненно, включены в содержание образования и изучают-
ся студентами многие годы в рамках дисциплины «Этнопедагогика». В учебном плане и программах обучение этнопедагогике должно являться цементирующим методическим элементом в рациональном сочетании национального и межнационального в процессе подготовки будущего учителя. В Педагогическом институте СевероВосточного федерального университета им.М.К. Аммосова уже давно сложилась и активно действует по настоящее время собственная этно-педагогическая научная школа, начиная с первых фундаментальных трудов В.Ф. Афанасьева «Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока» [1], И.С. Портнягина «Этнопедагогика «кут-сюр» [10], Д.А. Данилова «Народная педагогика и современная национальная школа» [5], Н.Д. Неустроева «Этнопедагогика народов Севера» [7], М.И. Баишевой, А.А. Григорьевой «Этнопедагогические воззрения народа саха: на материале олонхо» [4], А.Д. Семеновой «Этнопедагогизация целостного процесса воспитывающего обучения (на материале школ РС (Я)» [11], открывших в региональной науке новые направления, в русле которых сегодня трудятся действующие ученые, молодые исследователи, магистранты и студенты. И воспитание этнокультурной личности как педагогическая проблема раскрывается в своей актуальности из года в год, вызывает значительный интерес у студентов при выборе темы своего научного исследования.
Многие годы в педагогическом сообществе поднимается вопрос о необходимости подготовки учителей широкого профиля для сельских малокомплектных и кочевых школ республики, которые составляют 63 % из общего числа сельских общеобразовательных школ. На современном этапе это созвучно идее модернизации российского образования по системе многоуровневой и профильной подготовки специалистов. Большие перспективы в этом отношении открылись в связи с созданием Северо-Восточного федерального университета на базе Якутского государственного университета имени М.К. Аммосова (2010 г.), где с 2011 г. осуществлен переход на многоуровневую систему высшего профессионального образования: бакалавриата и магистратуры. СВФу готовит специалистов для всего Севера страны и уже претендует на статус крупного инвестиционного и инновационного вуза по уникальным комплексным международным учебным программам североведения и регионоведения. К примеру, уже сегодня СВФу имеет договорные связи сотрудничества с университетом Арктики, что позволяет готовить специалистов со званием бакалавра и магистра циркумполярного регио-новедения, что предусматривает изучение специфических дисциплин, представленных как российским, так и зарубежными университетами.
Представленная фундаментальная научная база в области этнопедагогических исследований, накопленное концептуальное обоснование
Perspectives с^ Science & Education. 2018. 2 (32)
этнопедагогизации образовательного процесса позволяет нам утверждать, что сегодня этнокультурная подготовка студентов является одной из важнейших сторон подготовки современного учителя. Как известно, еще выдающийся А.Н. Леонтьев определял, что «этнокультура - средство развития и воспитания личности, овладения ценностями окружающей социоприродной среды, главное условие гармонизации отношений с окружающим миром и самим собой посредством присвоения социально-исторического опыта, фиксированного в форме исторически сложившихся предметов культуры, воплощенного в отобранных этносом духовно-нравственных идеях-ценностях и осваиваемого в деятельности. Эти ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности субъекта, входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей, являющихся одним из источников мотивации ее поведения, ее отношения к миру» [6]. Именно с собственной этнической идентификации и признания уникальности и ценности своей культуры начинается формирование толерантности в сфере межэтнических отношений. А.Б. Панькин совершенно правильно утверждает, что необходимо научить уважать собственную культуру, быть укорененным, уверенным в ее ценностном и позитивном значении, встречаться с отличными от нее культурами - это и есть путь к истинной толерантности [8]. При этом необходимо предупреждать явления шовинизма и этноцентризма. Так, актуализировавшаяся в ХХ в. проблема поликультурного и мультикультурного воспитания молодежи определила направления исследований с позиции формирования поликультурной личности, начиная с этнической самоидентификации ребенка.
В подготовке учителя начальных классов этнокультурное образование наиболее востребовано, поскольку согласно одному из первых исследований в этой области - работе Ж. Пиаже (1951), в 6-7 лет ребенок приобретает первые фрагментарные знания о своей этнической принадлежности, и только в 8-9 лет ребенок уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой, выдвигает основания идентификации, включая национальность родителей, место проживания, родной язык, у ребенка просыпаются национальные чувства [6] связи с этим совершенно однозначно, что именно учитель начальных классов в процессе обучения и воспитания ребенка, как социализирующий фактор в данный возрастной период, способствует эффективному формированию этнической идентичности ребенка, позитивного отношения к ней. Отсюда следует, что именно учителю начальных классов необходимо быть готовым к осуществлению этнокультурной деятельности, владеть этнопедагогическими основами воспитания современных детей, быть готовым к организации взаимодействия ребенка как носителя культуры своего этноса с другими культурами.
Реализуя идеи и основные требования ФГОС начального общего образования, мы опираемся на соответствующие методологические и теоретические положения: системно-деятельностный подход, переход от знаниевой парадигмы к самостоятельному творческому развитию личности детей, формирование универсальных учебных действий, природосообразность обучения и воспитания и т.д. Формирование этнокультурной компетентности будущих педагогов, осуществляющих приобщение учащихся к этнокультурным ценностям того или иного народа в процессе учебно-воспитательной работы, обусловлено тенденциями общественного развития, связанными с актуализирующимися феноменами эт-ничности, поликультурности, межнационального общения. В частности, в настоящее время еще более актуализируется официальное письмо Министерства образования и науки РФ органам управления образованием субъектов России «... детям из семей кочевников с традиционным образом жизни и укладом хозяйствования государство обязано обеспечить реализацию их прав образования и воспитания на родном языке, в традициях национальной культуры и истории своего народа.» [7, с. 233].
Сегодня в учебных планах подготовки учителей начальных классов Педагогического института СВФУ им. М.К. Аммосова данный компонент обязательно включается в содержание обучения. Так, в рабочих учебных планах подготовки бакалавров, кроме якутского языка и методики его преподавания, включены сегодня такие дисциплины, как «Этнопедагогика», «Музыкальная культура народов Якутии», «Национальные детские игры», «Традиционная культура народов Севера», «Сопоставительный анализ в языковом образовании», «Этнопедагогические и этнопсихологические особенности воспитания детей в якутской культуре», «Обеспечение учителем-тьютором социализации ребенка в традиционной культуре народа саха». Особое место данные дисциплины занимают в виде модуля в экспериментальной подготовке будущих учителей, обучающихся по совмещенной образовательной программе «Начальное образование и тьютор-ство в основной малокомплектной и кочевой школе Севера». В образовательной программе подготовки магистров «Педагогическое сопровождение детства в условиях Севера» также включены такие предметы, как «Этнопсихология народов Севера и Арктики», «Этнокультурные традиции воспитания детей у народов Севера». Включены в содержание подготовки учителя и дисциплины, направленные на формирование готовности к работе с детьми в полиэтнической среде. Как видно, в процессе профессиональной подготовки учителя в системе начального общего образования уделяется большое внимание развитию компетенций по этнопедагогизации образовательно-воспитательного процесса. По
современным требованиям магистранты будут работать в средней общеобразовательной школе в новом статусе. Речь идет о специалистах широкого профиля, имеющих право работать в не только в начальных классах, но и в качестве заместителей директоров средних общеобразовательных школ, специалистов методических служб, органов управления образованием, научных сотрудников научно-исследовательских институтов, центров семьи и детства.
Следует отметить, что при кафедре начального образования Педагогического института создана лаборатория этнокультурного образования. Лабораторией осуществляется значительная работа по этнокультурному просвещению учителей республики, технологизации в русле современных стандартов, дальнейшей разработке ядра содержания этнокультурного образования. Особое значение имеет работа лаборатории по формированию компетенций студентов. В рамках лаборатории сегодня ведется два факультатива для студентов кафедры начального образования Северо-Восточного федерального университета, прикреплена к лаборатории этнокультурного образования группа бакалавров 1 курса, которые уже начали изучать одну из авторских этнокультурных технологий методиста Е.П. Чехордуной. Мы планируем ожидаемый результат в качестве научных разработок студентов в рамках курсовых и выпускных квалификационных работ по современному прочтению и применению педагогики Олонхо в образовательном процессе начальной школы, поиск новых подходов и путей ее приложения к современной практике. Главный результат этого инновационного процесса мы ждем в осмыслении педагогики Олонхо будущими учителями, сформированности их готовности к осуществлению ее внедрения как образовательной системы, чтобы она приобрела новое дыхание и преемственно была продолжена в научных исследованиях и педагогической практике новой школы.
Проведенный анализ показал, что до внедрения Федерального государственного образовательного стандарта подготовки педагога нового поколения этнокультурная компетентность, как составляющая профессиональной компетентности, не являлась объектом пристального внимания современной профессиональной педагогики. Следовательно, нам следует рассмотреть это понятие с точки зрения вариативности специфических условий и самобытности жизни и деятельности коренных малочисленных народов Севера. Речь идет о том, что полностью разделяя целостную концепцию программы «учитель», мы считаем принципиально важным выделить из этой системы подготовку учителей для села [13], вообще, и подготовку национальных педагогических кадров для сельских малокомплектных школ в условиях Севера [7, с. 174], частности. В свою очередь, это предполагает соответству-
ющую научно-методическую модернизацию в формировании личности учителя с учетом специфики учебно-воспитательной работы школ и этнических особенностей коренных народов Севера. К тому же, сама жизнь показала, что обеспечение школ учителями может эффективно осуществляться, в первую очередь, за счет подготовки кадров в своем регионе. В связи с этим возникает необходимость расширения приема, усиления национально-региональной направленности подготовки учительских кадров.
В целом, процесс этнопедагогизации подготовки будущих учителей начальных классов обеспечивает решение следующих задач:
• формирование ценностного отношения к истории своего народа;
• развитие интереса к приобретению знаний, умений и навыков по этнопедагогике и этнопсихологии;
• освоение самобытной жизни, языка и культуры родного народа, а также изучение культуры других народов Республики Саха (Якутия);
• развитие способностей по различным видам народного творчества (декоративно-прикладного, музыкального, танцевального и др.);
• формирование культуры межнациональных отношений на основе уважения и изучения духовных ценностей разных народов;
• формирование этнопедагогических качеств личности учителя, необходимых для будущей работы в национальной школе.
Студент, будущий учитель, освоив традиционную педагогическую культуру народа, поняв воспитательную сущность ее ценностей, учится использовать их в современной практике обучения и воспитания. К основным элементам педагогической культуры В.А. Николаев относит этнопедагогическое сознание и мышление, эт-нопедагогическую деятельность. Этнопедаго-гическая культура учителя является составной частью профессионально-педагогической культуры, которую студенты приобретают при усвоении и практическом использовании основных факторов народного воспитания. К ним относятся материальная культура (предметы быта, труда, прикладного искусства); духовная культура (фольклор, религия, нравы); соционормативная культура (обряды, нормы, этикет). В конечном итоге, все это отражается, как в капле воды, в эпосе Олонхо.
В этом отношении заслуживает внимание то, что этнопедагогическая культура формируется в деятельности «по образованию, развитию и воспитанию учащихся средствами этнической педагогики, положенной в основу многих учебных предметов национально-регионального компонента. Изучение учебных предметов на основе традиционной культуры призвано способствовать развитию нравственных, трудовых,
Perspectives of Science & Education. 2018. 2 (32)
эстетических качеств личности, формированию мировоззрения, уважительному отношению к народным традициям и обычаям, осознанию духовной жизни родного народа» [3].
Таким образом, этнопедагогическая подготовка учителя в системе профессионального образования требует создания следующих условий:
- при психолого-педагогической и методической подготовке учителей опираться на традиции народной педагогики;
- на знание истории, языка, самобытной ма-
териальной и духовной культуры, традиционного уклада жизни и хозяйственной деятельности родного народа;
- в содержание учебных планов и программ подготовки учителей будут включены этнопеда-гогические аспекты психологии и педагогики; общекультурных и медико-биологических дисциплин, а также сопутствующие учебные предметы по методике преподавания;
- реализация комплекса этнопедагогических знаний, умений и навыков процессе педагогической практики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск: Якутского книжное издательство, 1979. 184 с.
2. Волков Г.Н. Якутские этнопедагогические этюды. Якутск: Кудук, 1998. 76 с.
3. Волков Г.Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001.160 с.
4. Григорьева А.А. Баишева, М.И. Этнопедагогические воззрения народа саха: на материале Олонхо. Новосибирск: Наука РАН, 2008.168 с.
5. .Данилов Д.А. Народная педагогика и современная национальная школа. Улан-Удэ: Бэмы, 1993. 234 с.
6. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Т.1. Москва: Педагогика.1983. 320 с.
7. Неустроев Н.Д. Специфика деятельности малокомплектных и кочевых школ в условиях Севера. Якутск: Издательство Якутского госуниверситета 2009. 246 с.
8. Панькин А.Б. Формирование этнокультурной личности. М.: МПСИ Воронеж: НПО «МОДЭК». 2006. 280 с.
9. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия. 1994. 680 с.
10. Портнягин И.С. Этнопедагогика «кут-сюр». М.: Академия. 1998. 184 с.
11. Семенова А.Д. Педагогическое наследие и профессиональная компетентность современного педагога. Якутск: Издательство ЯГУ, 2004.
12. Харитонов М.Г. Этнопедагогическая переподготовка учителей начальных классов в условиях реализации программы модернизации российского образования // Сибирский педагогический журнал. 2004. № 2. С.137-142.
13. Чалов А.Н. Подготовка педагогических кадров для села. Ростов-на-Дону. 1978. 167 с.
_REFERENCES
1. Afanasyev V.F. Ethnopedagogy of non-Russian peoples of Siberia and the Far East. Yakutsk, Yakutsk Publishing House, 1979. 184 p. (in Russian)
2. Volkov G.N. Yakut ethno-pedagogical studies. Yakutsk, Kuduk Publ., 1998. 76 p. (in Russian)
3. Volkov G.N. Ethno-pedagogy of a holistic teaching and educational process. Moscow, State Research Institute of Family and Education, 2001.160 p. (in Russian)
4. Grigoryeva A.A. Baisheva, M.I. Ethno-pedagogical views of the people of Sakha: on the material of Olonkho. Novosibirsk: Science of the Russian Academy of Sciences, 2008.168 p. (in Russian)
5. Danilov D.A. Popular pedagogy and modern national school. Ulan-Ude, Bamy Publ., 1993. 234 p. (in Russian)
6. Leontiev A.N. Selected psychological works. T.1. Moscow, Pedagogy Publ.. 320 p. (in Russian)
7. Neustroev N.D. Specificity of activities of small and nomadic schools in the North. Yakutsk, Publishing house of the Yakut State University, 2009. 246 p. (in Russian)
8. Pankin A.B. Formation of ethnocultural personality. Moscow: MPSI Voronezh: NGO "MODEC". 2006. 280 p. (in Russian)
9. Piaget J. Selected psychological works. Moscow, International Pedagogical Academy. 1994. 680 p. (in Russian)
10. Portnyagin I.S. Ethno-pedagogy "kut-sur". Moscow, Academy Publ.. 1998. 184 p. (in Russian)
11. Semenova A.D. Pedagogical heritage and professional competence of a modern teacher. Yakutsk, Publishing House of YSU, 2004. (in Russian)
12. Kharitonov M.G. Ethnopedagogical retraining of primary school teachers in the context of the program for the modernization of Russian education. Siberian Pedagogical Journal. 2004. no. 2. pp.137-142. (in Russian)
13. Chalov A.N. Training of teachers for the village. Rostov-on-Don. 1978. 167 p. (in Russian)
Информация об авторах Шергина Туйаара Алексеевна
(Россия, Якутск) Кандидат педагогических наук, доцент. Доцент кафедры начального образования Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова E-mail: Sherginata@mail.ru
Information about the authors
Shergina Tuyara Alexeyevna
(Russia, Yakutsk) PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor. Associate Professor of the Department of Primary Education. North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov E-mail: Sherginata@mail.ru
Герасимова Алина Игорьевна
(Россия, Якутск) Студент
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова E-mail: ayarkhaana_92@mail.ru
Gerasimova Alina Igorevna
(Russia, Yakutsk) Student
North-Eastern Federal University
named after M.K. Ammosov E-mail: ayarkhaana_92@mail.ru
Тумусова Ньургустана Владимировна
(Россия, Якутск) Студент
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова E-mail: ms.kobyakova95@mail.ru
Tumusova Nurgustanа Vladimirovna
(Russia, Yakutsk) Student
North-Eastern Federal University
named after M.K. Ammosov E-mail: ms.kobyakova95@mail.ru