Научная статья на тему 'Этнохудожественное образование в вузе: к вопросу об организации практической работы студентов'

Этнохудожественное образование в вузе: к вопросу об организации практической работы студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
880
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ / МУЗЕЙ / ВЫСТАВКА / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ETHNOART EDUCATION / PRACTICAL TRAINING / MUSEUM / EXHIBITIONS / ARTS AND CRAFTS CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаева Людмила Владимировна

Статья посвящена организации практических занятий студентов в процессе изучения народного искусства в высшей школе. Автор определяет четыре стадии практической работы в ходе освоения нового материала: знакомство с народным искусством, посещение музейных выставок, создание произведений прикладного искусства своими руками, разработка собственных образовательных программ или сценариев мероприятий для младших возрастных групп, помогающих детям лучше освоить традиционное народное искусство. Такая обучающая творческая деятельность важная составляющая программы этнохудожественного образования и воспитания студентов. В ходе ее реализации формируется целый ряд качеств творческой личности, качеств будущего учителя: изобретательность и инициатива, наблюдательность и самостоятельность в выборе предметов творчества создании произведений декоративно-прикладного искусства. Приводится ряд примеров использования возможностей музея в этнохудожественном образовании молодежи. При этом главной является мысль о том, что музейная экспозиция, мастер-классы, круглые столы способствуют лучшему освоению материала, стимулируют творческую деятельность студентов. Автор подчеркивает, что практические занятия носят не только образовательный, но и воспитательный характер, поскольку изначально ставятся и решаются задачи нравственного и эстетического образования молодежи, изучения и сохранения народных традиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnoart Education in Higher Education Institution: to the Question of the Organization of Practical Work of Students

Article is devoted to the organization of a practical training of students in process studying of folk art at the higher school. The author defines four stages of practical work during development of a new material, since acquaintance to folk art, visit of museum exhibitions, before creation of works of applied art by the hands, for the younger age groups helping children the traditional folk art is better to master development of own educational programs or scenarios of actions. Such training creative activity an important component of the program of ethnoart education and education of students. During its realization a number of qualities of the creative person, qualities of future teacher is formed: ingenuity and initiative, observation and independence in a choice of subjects of creativity creation of works of arts and crafts. A number of examples of use of opportunities of the museum is given in ethnoart education of youth, thus the thought that a museum exposition, master classes, round tables promote the best development of a material is main, stimulate creative activity of students. The author emphasizes that a practical training carries not only educational, but also educational character as tasks of moral and esthetic formation of youth, studying and preservations of national traditions initially are set and solved.

Текст научной работы на тему «Этнохудожественное образование в вузе: к вопросу об организации практической работы студентов»

УДК 37:74/79:378.4-057.87 Б01: 10.15507/Inted.076.018.201403.128

ЭТноХУдожЕСТВЕнноЕ образование В ВУЗЕ: к вопросу об организации практической работы студентов

Л. В. Николаева (Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, г. Саранск, Россия)

Статья посвящена организации практических занятий студентов в процессе изучения народного искусства в высшей школе. Автор определяет четыре стадии практической работы в ходе освоения нового материала: знакомство с народным искусством, посещение музейных выставок, создание произведений прикладного искусства своими руками, разработка собственных образовательных программ или сценариев мероприятий для младших возрастных групп, помогающих детям лучше освоить традиционное народное искусство. Такая обучающая творческая деятельность - важная составляющая программы этнохудожественного образования и воспитания студентов. В ходе ее реализации формируется целый ряд качеств творческой личности, качеств будущего учителя: изобретательность и инициатива, наблюдательность и самостоятельность в выборе предметов творчества - создании произведений декоративно-прикладного искусства. Приводится ряд примеров использования возможностей музея в этнохудожественном образовании молодежи. При этом главной является мысль о том, что музейная экспозиция, мастер-классы, круглые столы способствуют лучшему освоению материала, стимулируют творческую деятельность студентов. Автор подчеркивает, что практические занятия носят не только образовательный, но и воспитательный характер, поскольку изначально ставятся и решаются задачи нравственного и эстетического образования молодежи, изучения и сохранения народных традиций.

Ключевые слова: этнохудожественное образование; практические занятия; музей; выставка; декоративно-прикладное творчество.

ETHNOART EDUCATION IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION: TO THE QUESTION OF THE ORGANIZATION OF PRACTICAL WORK OF STUDENTS

L. V. Nikolaeva (Ogarev Mordovia State University, Saransk, Russia)

Article is devoted to the organization of a practical training of students in process studying of folk art at the higher school. The author defines four stages of practical work during development of a new material, since acquaintance to folk art, visit of museum exhibitions, before creation of works of applied art by the hands, for the younger age groups helping children the traditional folk art is better to master development of own educational programs or scenarios of actions. Such training creative activity - an important component of the program of ethnoart education and education of students. During its realization a number of qualities of the creative person, qualities of future teacher is formed: ingenuity and initiative, observation and independence in a choice of subjects of creativity - creation of works of arts and crafts. A number of examples of use of opportunities of the museum is given in ethnoart education of youth, thus the thought that a museum exposition, master classes, round tables promote the best development of a material is main, stimulate creative activity of students. The author emphasizes that a practical training carries not only educational, but also educational character as tasks of moral and esthetic formation of youth, studying and preservations of national traditions initially are set and solved.

Keywords: ethnoart education; practical training; museum; exhibitions; arts and crafts creativity.

Практические занятия являются важной составляющей учебного процесса в вузе. Полученные на лекциях знания студенты должны уметь использовать на практике, закреплять приобретенные навыки в своей научной и творческой деятельности. В этом плане дисциплина «Теория и методика этнохудожественного образования» имеет свою специфику: необ-

ходимо таким образом организовать практическую работу студентов, чтобы они не только научились правильно выстраивать занятие с детьми, используя методы, наиболее целесообразные при изучении той или иной темы, но и сумели подготовить наглядный материал, необходимый для лучшего усвоения детьми теоретических сведений. Опыт работы со студентами

© николаева л. В., 2014

специальности «Народное художественное творчество» подсказал необходимость реализации ряда этапов практической деятельности в процессе изучения методики организации работы с детьми, изучающими народное художественное творчество.

Уже на лекционных занятиях важно подчеркнуть необходимость и своевременность этнокультурного и этнохудожественного образования в России, довести до студентов, а через них и до детей, подростков главную мысль: весь исторический опыт человечества свидетельствует о том, что успех любой страны в экономике и духовной жизни определяется прежде всего тем, в какой мере общество обеспечивает сохранение культуры, своего интеллектуального потенциала.

Определенную положительную роль в этом плане могут сыграть обращение к народным истокам, освоение духовно-нравственного, социокультурного и художественно-эстетического опыта предшествующих поколений. Следовательно, проблема сохранения и развития национально-культурных традиций тесно связана с этнокультурным, этнохудожественным образованием.

Подобный вывод был сделан учеными, педагогами отнюдь не в последние годы. Еще К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой содействовали открытию школ для всех слоев населения, изучению предметов, знакомящих с историей и культурой России, включению в учебники пословиц, поговорок и загадок, текстов русских народных сказок, научно-популярных рассказов о трудовой жизни народа, его быте и праздниках.

И хотя с тех пор многое было сделано в плане художественно-эстетического и национального воспитания подрастающего поколения, вопросы этнокультурного образования остаются актуальными и в наши дни.

Как отмечают ученые и педагоги, «постиндустриальное общество характеризуется “нашествием” глобализированных культурно-потребительских ценностей, активно насаждаемых средствами массовой информации... Развлекательно-гедонистическая природа “массового искусства” не гуманизирует личность, а, напротив,

примитивизирует структуру ее интересов и устремлений. Массовая сервисная культура не требует больших интеллектуальных и нравственных усилий для ее постижения, что является негативным и ущербным для личности. Как следствие этого можно отметить резкий спад духовных и нравственных ориентиров у молодежи» [3, с. 152]. Дети, подростки не интересуются народной художественной культурой и всем тем, чем жили наши предки. Наблюдается процесс вымывания истинной культуры из социокультурной среды.

новое же поколение не должно утратить своих корней, национальной самобытности. Ему необходимо знать свою тысячелетнюю историю и культуру: песни, танцы, сказки, декоративно-прикладное искусство и другие виды многогранного народного творчества. Поэтому ученые, педагоги уже сегодня уделяют особое внимание разработке программ, нацеленных на воспитание человека, способного осознать необходимость сохранения и приумножения ценностей своей культуры, принимать посильное участие в ее созидании. Подобные программы уже апробированы во многих дошкольных учреждениях, школах, вузах страны, широко применяются в системе дополнительного образования. А. В. Нестеренко отмечает, что «в начальной школе используется комплект интегрированных эколого-ху-дожественных развивающих программ “Русский дом” и “От Руси к России”... В средней школе изучение традиционной народной культуры осуществляется по образовательным областям “Филология”, “История”, “Народоведение”, “Искусство” по программам и учебникам Т. И. Баклановой, Н. М. Сокольниковой “Мировая художественная культура”, Т. Я. Шпика-ловой “Изобразительное искусство” и др. опыт работы этих учреждений обобщен и представлен в диссертационных исследованиях и публикациях (Л. А. Аметовой, С. А. Ермоловой, Е. Р. Иващенко, С. В. Рыковой, А. В. Нестеренко и др.)» [2, с. 5].

Важной задачей этнохудожественного образования является и вузовская подготовка специалистов к профессиональной деятельности. определенную работу в рамках

этнокультурного и этнохудожественного образования проводят преподаватели ряда вузов, обучающих студентов по специальности «Народное художественное творчество». Один из них - Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева.

Согласно учебному плану, студенты IV-V курсов Института национальной культуры специальности «Народное художественное творчество» изучают предмет «Теория и методика этнохудожественного образования». Его освоение предполагает решение ряда задач:

- сформировать у студентов представление о сущности, предмете, целях и задачах современного этнохудоже-ственного образования, его взаимосвязях с различными отраслями педагогической науки;

- раскрыть роль этнохудожественного образования в современном мировом культурно-информационном пространстве, государственной культурной и образовательной политике России;

- определить роль и место теории и методики этнохудожественного образования в системе профессиональной подготовки специалистов и их будущей профессиональной деятельности;

- познакомить студентов с истоками и преемственной системой этнохудоже-ственного образования в России;

- раскрыть теоретические и методические основы этнохудожественного образования на различных уровнях данной системы (дошкольном, школьном, дополнительном, среднем специальном, высшем и послевузовском образовании);

- сформировать у студентов систему профессиональных знаний, умений и навыков в области методики преподавания этнохудожественных дисциплин на различных уровнях этнохудожественного образования;

- обучить студентов основам педагогической технологии разработки и апробации авторских инновационных этно-художественных учебных программ для различных типов образовательных учреждений;

- дать учащимся общее представление об основных направлениях научных ис-

следований в области этнохудожествен-ного образования;

- повысить интерес к педагогической деятельности в сфере этнохудожественно-го образования, а также мотивационные основы этой деятельности.

Таким образом, изучение курса предполагает как освоение теоретического материала, так и овладение практическими навыками - методикой организации и проведения занятий по народной художественной культуре, формами и методами работы с детьми.

В зависимости от характера проводимой работы практические занятия студентов целесообразно разделить на несколько этапов.

Первый этап занятий связан с подготовкой иллюстративного материала, необходимого для последующей работы с детьми при решении различных задач учебно-воспитательного характера. Студенты изучают произведения народных художественных промыслов и впоследствии сами создают подобные изделия.

Упрощенный вариант (применение репродукций из альбомов, просмотр видеофильмов) нежелателен. Рекомендуется использовать для изучения подлинные предметы народного искусства. Обращение к произведениям различных видов искусства, созданным в народной среде, позволит не только перейти на новую (после школы) ступень освоения этнокультурного пространства, системы ценностных ориентаций, но и пробудить в студентах потребность осмыслить свое предназначение, реализовать свою индивидуальность.

Оптимальный вариант для этого - посещение музея.

Музей как социокультурный институт имеет богатые возможности в области этнохудожественного образования. Как отмечают исследователи, «искусство -необходимое условие и средство этноху-дожественного воспитания учащихся, так как оно представляет собой мир образов, окружающих школьника в природной и социальной реальности, в силу чего создает эмоционально-насыщенную среду для формирования у него собственной картины мира» [1, с. 4]. Поэтому посеще-

ние выставок декоративно-прикладного искусства с демонстрацией произведений народных художественных промыслов -важная форма практических занятий.

В МГУ им. Н. П. огарева такая возможность используется: студенты активно посещают все выставки, организуемые в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи, Музее народной культуры. На протяжении ряда лет подобной площадкой для проведения практических занятий в разных формах (выставки, мастер-классы, круглые столы) был выставочный зал арт-салона «Сюлга-мо», где периодически организовывался показ изделей народных мастеров.

Университетские музеи не обладают достаточным количеством предметов народного быта и декоративно-прикладного творчества, поэтому своими экспонатами дополняли организуемые в арт-салоне выставки из частных коллекций. остановимся на этих выставках подробнее.

Два года назад в арт-салоне работала выставка народной и авторской куклы «кукольная страна». Были представлены куклы, выполненные в различных техниках, с применением разнообразных материалов - чуть ли не ростовые набивные куклы л. Н. Сарайкиной, забавные мягкие игрушки Н. А. Плакидкиной, бумажные этнические и исторические куклы Л. В. Мелешкиной и др.

Основной являлась мысль о преемственности традиций: набивные текстильные куклы, куклы-закрутки, имевшие популярность в прошлом веке, нашли своих «двойников» в наши дни.

Многие представленные на выставке экспонаты составляли часть методфонда Музейного комплекса университета, а авторы подобных кукол - студенты Института национальной культуры специальности «Декоративно-прикладное творчество». Создание кукол было учебным заданием при изучении предмета «Теория и методика этнохудожественного образования».

Это - второй этап практических занятий. Подобная обучающая творческая деятельность - важное звено этнохудожественного образования студентов. Она способствует развитию целого комплекса

свойств творческой личности, качеств будущего педагога: смекалки и изобретательности, трудолюбия и инициативности, самостоятельности в выборе предмета творчества и решения проблем, связанных с созданием произведений декоративно-прикладного творчества.

Решались и задачи исследовательского характера: прежде чем сделать народную куклу, студенты должны были найти материал о том, какую роль играла кукла в жизни наших предков, какие материалы использовались для создания кукол различного назначения, определить, какие технические приемы лежат в основе создания куклы того или иного вида. Результатом творческой деятельности студентов стали куклы-закрутки, куклы-стригушки, набивные текстильные куклы и куклы-зер-новушки, занявшие достойное место в экспозиции выставки «Кукольная страна».

Несколько раньше, в начале 2012 г., в арт-салоне работала выставка аналогичного характера, которая акцентировала внимание на проблеме сохранения традиций в области создания народной куклы. Выставка имела название «Куклы из бабушкиного сундука» и представляла работы из коллекции В. Б. Семеновой. Материалы выставки позволяли вести разговор о кукле как самой древней и наиболее популярной игрушке, обязательном спутнике детских игр и самом доступном детям произведении искусства. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

В рамках данной выставки для студентов и школьников проводились мастер-классы В. Б. Семеновой, Н. Руиной, Г. В. Хрупало, на которых мастера не только рассказали о бытовании народной куклы, о том, когда появились самые ранние, обереговые, куклы, какие традиционные куклы были у русского народа, об особенностях современной куклы и работе с куклой театральной, но и продемонстрировали простейшие приемы их создания.

Выставки, организуемые в арт-салоне «Сюлгамо», знакомили с творчеством совре-

менных мастеров декоративно-прикладного искусства Республики Мордовия, темами, идеями, образами, которые легли в основу их произведений. Эти выставки также позволяли проследить, как традиционные приемы и мотивы воплощаются в произведениях современных авторов, что важно для студентов, изучающих народное искусство.

Так, в начале 2012 г. зрителей порадовала своей красочностью, высоким уровнем представленных работ выставка «Бисерные переливы», знакомящая с произведениями из бисера, созданными как зрелыми мастерами бисероплетения (Н. Е. Марьен-киной, Е. В. Галкиной, Г. А. Петушковой), так и молодыми авторами - студентами института национальной культуры МГУ им. Н. П. Огарева, факультета педагогического и художественного образования МГПИ им. М. Е. Евсевьева, выпускниками и учащимися художественных школ города. Бисер - традиционный материал, использующийся для декоративных дополнений народного костюма, стал успешно употребляться в новом качестве - для создания предметов интерьера, цветочных композиций, сувениров, что великолепно продемонстрировали экспонаты выставки. Мастер-классы, проводимые О. Малаевой и Н. Марьенкиной, обогатили школьников и студентов новыми знаниями в области бисероплетения, дали толчок творческим изысканиям.

Персональная выставка А. И. Занкина «Загадки бересты» продемонстрировала новые возможности использования традиционного материала. Издавна народные мастера использовали бересту для создания посуды, предметов быта, украшая их нехитрым узором. Профессионально выполненные туеса, шкатулки, солонки, фруктовницы А. Занкина уже нельзя отнести к традиционному дедовскому промыслу - это искусство в его высшем проявлении. Однако выставка имела и свой особый подтекст: давала представление о культуре наших предков, об их умении работать с природным материалом, о преемственности традиций, к которым трепетно относятся современные мастера.

Ежегодно 14 ноября арт-салон «Сюл-гамо» собирал участников осеннего празд-

ника народного мастерства «Кузьминки». Насыщенный театрализованными представлениями, народными песнями, играми праздник знакомил зрителей с традиционными промыслами и ремеслами, не ушедшими в прошлое вместе с бытом народа, а продолжающими развиваться в новых современных условиях. Это - важный момент в этнохудожественном образовании студентов и школьников, помогающий не только «окунуться» в историю и культуру нашей страны, сделать их ближе и понятней, но и овладеть секретами мастерства, которыми обладали наши предки. Творческие встречи, мастер-классы, проводимые на фоне выставки, вносят свой вклад в изучение, распространение различных видов народного творчества, пробуждение интереса и популяризацию декоративно-прикладного искусства среди широких слоев населения, в первую очередь в молодежной среде.

На протяжении нескольких лет большое значение в этнохудожественном образовании студентов имели выставки, представляющие дипломные, курсовые творческие работы выпускников и учащихся высших и средних учебных заведений республики. Они демонстрировали успехи молодых авторов в основных видах декоративно-прикладного творчества Мордовии: вышивке, резьбе по дереву, ткачестве, гончарном искусстве. В представляемых работах неизменно видно не только бережное сохранение вековых традиций, но и поиск собственных колористических и композиционных решений.

В этнохудожественном образовании студентов немалую помощь оказывали организуемые в арт-салоне курсы «Художественная роспись тканей», «Художественное ткачество», «Вышивка лентами», «Керамика», «Рукоделие».

Курсы были организованы не только для студентов, а для всех желающих, независимо от возраста и образования. Они разработаны на основе материалов истории, истории искусства, фольклора, этнографии, образцов народного творчества. Программы предусматривали лекции по истории возникновения промыслов, изучение приемов и техник, освоение их

на практике, а также приобретение навыков создания образцов данных видов искусства. Для обучения привлекались специалисты - преподаватели Института национальной культуры и ведущие мастера декоративно-прикладного творчества республики Мордовия.

Таким образом, музей в этнокультурном образовании студентов играет двоякую роль. С одной стороны, мир народной культуры и искусства, во многом незнакомый современной молодежи, реконструируется в музейной среде хотя бы в некоторых своих аспектах; музей помогает студентам его понять и принять. С другой стороны, приобщение молодежи к социокультурному опыту способствует формированию на этой основе ее жизненных ценностей и устремлений, развитию творческой личности.

Полученные знания и умения студенты могут применить во время проведения третьего этапа практических занятий, в ходе которого они учатся разрабатывать собственные программы по народной художественной культуре для младших возрастных групп. Студенты пишут сценарии занятий с детьми, посвященные тем или иным народным промыслам, с использованием методического материала (кукол, наглядных пособий), созданного своими руками.

Четвертый этап - реализация мероприятия в конкретном детском коллективе - группе детского сада или младшем классе общеобразовательной школы. Есть опыт использования наработанного материала во время педагогической практики на базе учреждений дополнительного образования.

Следовательно, необходимыми видами практической деятельности студентов в процессе изучения предмета «Теория и методика этнохудожественного образования» будут следующие поэтапные виды работ:

- знакомство с народным художественным творчеством (посещение музейных экспозиций, выставок);

- создание произведений декоративно-прикладного творчества своими руками;

- разработка собственных программ по народной художественной культуре для младших возрастных групп, сценариев мероприятий;

- проведение мероприятия с использованием произведений декоративно-прикладного творчества собственного изготовления в группе детского сада или младшем классе общеобразовательной школы.

В результате практических занятий в рамках курса «Теория и методика этно-художественного образования» студенты не только овладевают целым комплексом знаний и умений, связанных с обогащением представлений о формах и методах создания народной игрушки, но и развивают собственный творческий потенциал, совершенствуют педагогические способности.

Практические занятия имеют и воспитательный характер, поскольку изначально преследуются цели изучения и сохранения народных традиций, нравственного и эстетического воспитания молодежи. Очень важно сохранить то, что создавалось веками - будь то народная песня, народный костюм или народная игрушка, помочь современному поколению понять, принять и развить в новых формах то, что было дорого нашим предкам, что составляло частицу их, а значит и нашего, бытия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Голошумова, Г. С. Этнохудожественное воспитание сельских школьников на материале декоративно-прикладного искусства Урала : методическое пособие / Г. С. Голошумова. - Москва : Изд-во ИСПС РАО, 2005. - 56 с.

2. Нестеренко, А. В. Этнохудожественное образование детей и подростков : учебное пособие / А. В. Нестеренко ; под ред. Т. Н. Бакланова. - Москва : МГУКИ, 2008. - 209 с.

3. Павлова, И. Ю. Вопросы этнохудожественного образования : аксиологический аспект / И. Ю. Павлова II Высшее образование в России. -2008. - № 3. - С. 152-155.

Поступила 22.11.13.

Об авторе:

Ииколаева Людмила Владимировна, доцент кафедры традиционной мордовской культуры и современного искусства ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» (Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), кандидат философских наук, abramova-l@inbox.ru

Для цитирования: Николаева, Л. В. Этнохудожественное образование в вузе: к вопросу об организации практической работы студентов / Л. В. Николаева II Интеграция образования. - 2014. - № 3 (76). -С. 128-134. DOI: 10.15507/Inted.076.018.201403.128

REFERENCES

1. Goloshumova G. S. Jetnohudozhestvennoe vospitanie sel'skih shkol'nikov na materiale dekorativno-prikladnogo iskusstva Urala [Ethnoart education of rural students based on the material of decorative and applied art in the Urals]. Moscow, ISPS RAO Publ., 2005, 56 p.

2. Nesterenko A. V. Jetnohudozhestvennoe obrazovanie detej i podrostkov [Ethnoart education of children and adolescents]. Moscow, Moscow State Institute of Culture and Arts Publ., 2008, 209 p.

3. Pavlova I. Yu. Voprosy jetnohudozhestvennogo obrazovanija: aksiologicheskij aspekt [Questions of ethnoart education: axiological aspect]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. 2008, no. 3, pp. 152-155.

About the author:

Nikolaevа Lyudmila Vladimirovna, research assistant professor, Chair of Traditional Mordovian Culture and Modern Art, Ogarev Mordovia State University (68, Bolshevistskaya Str., Saransk, Russia), Kandidat nauk degree holder (PhD) in philosophical sciences, abramova-l@inbox.ru

For citation: Nikolaeva L. V. Jetnohudozhestvennoe obrazovanie v vuze: k voprosu ob organizacii praktich-eskoj raboty studentov [Ethnoart education in higher education institution: to the question of the organization of practical work of students]. Integracija obrazovanija [Integration of Education]. 2014, no. 3 (76), pp. 128-134. DOI: 10.15507/Inted.076.018.201403.128

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.