УДК 75:372.8+39
Реализация системы изучения этнохудожественной культуры казаков Кубани
JL В. Мальцева
Implementation of the study on Kuban cossacks' ethnoart culture
L. V. Mal'tseva
Аннотация. На Кубани с помощью искусства реализуется система изучения этнохудожественной культуры казаков. Это составляет основу воспитания на произведениях народных мастеров. Необходимо развивать этнос и тем самым воспитывать молодежь приобщая ее к прекрасному, возвышенному. Необходимо уделять большое внимание предметам эстетического цикла интерес к прошлому родной земли был всегда присущ людям. Культура кубанских казаков выполняет жизненно важные функции в современном обществе. Без единого культурного пространства невозможно возникновение и существование самой этнической общности.
Abstract. In the Kuban system of studying Cossacks ethnoart culture is realized using art. This is the main component of upbringing on the basis of folk artists ' works. It is necessary to educate young people introducing them to the ethnic culture. It is necessary to pay great attention to objects of aesthetic cycle, people have always had interest to their native land history. Kuban Cossacks culture performs vital functions in modern society of Kuban. Ethnic community appearance and existence are impossible without a unified cultural space.
Ключевые слова: казаки, культура, традиции, методика, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, кубанское казачество, материал, воспитание.
Key words: Cossacks, culture, traditions, methods, Fine and Applied Arts, Kuban Cossacks, material, upbringing.
Чтобы успешно реализовать и овладеть методикой преподавания при изучении этнохудожественной культуры кубанских казаков, существуют курсы повышения квалификации ра-
ботников образования, в первую очередь, необходимо критически использовать все лучшее, что было достигнуто. Нужно изучать методику как с практической, так и с теоретической стороны, выяснить, что было в старых системах преподавания положительного, и вместе с тем отметить отрицательные стороны обучения.
Традиционное народное искусство рассматривается во взаимоотношении с профессиональным искусством и используется как средство познания культуры в целом. Для восприятия материала необходимо использовать игровые моменты, чтобы почувствовать, как это делали казаки. Воспринимать искусство через жизненные, духовные, нравственно-эстетические функции, чтобы понять и стремиться к новым поискам и тем самым расшириться кругозор студентов, преподавателей, учителей проходивших курсы повышение квалификации и людей которые интересуются историей Кубани.
Там, где традиции, где они живы и прочны, там имеется благодатная почва для расцвета профессионального изобразительного и декоративно-прикладного искусства. В Краснодарском крае для этого делается все необходимое, чтобы молодежь не забывала культуру, традиции своих предков. Веками они в своем искусстве - песнях, сказах, былинах, танцах и предметах быта - стремились в художественной форме выразить свое понимание жизни, природы, мира. В этом и раскрывается самобытность культуры кубанских казаков. Возрождение казачества - это обязательное сохранение исторической памяти. Теперь ежегодно отмечаются главные даты, связанные с Кубанским казачьим войском. В нашем крае большое значение уделяется предметам эстетического цикла и в первую очередь - изобразительное, декоративно-
Яауч но-т еорет meaqi и журнал
44
(Выпуск 3-4 (16-17) • 2013
Д ¡Мальцева
(Реализация системы изучения этнохудахественной культуры к&закдв Кубани
прикладное и народное искусство, которое воспитывает молодежь на традициях и обычаях Кубанских казаков, где они узнают историю своего края, культуру своего народа. Интерес к прошлому родной земли был всегда присущ людям, их волновало, какой была их страна в далекие времена, что происходило на этой земле, где они сейчас живут, учатся, работают.
На Кубани казаки с давних времен занимались различными промыслами и ремеслами. Это гончарное производство, резьба по дереву, вязание, лозоплетение, вышивка, роспись. Они устраивали свой быт, изготовляли мебель, посуду, украшали свой дом, свою одежду. Таким образом развивались промыслы и ремесла. Особое место в ремесленном деле занимает солома. Солома всегда на Кубани была в избытке. Ее много оставалось после уборки хлебов, это самый доступный и дешевый материал для всевозможных поделок. В старину ею набивали матрасы и подушки, использовали для утепления крыш, на корм животным, ее добавляли в глину, когда делали саман. Из нее делали и делают разнообразные плетеные изделия: шляпы, корзины, шкатулки, чехлы для бутылей, коврики, игрушки, сувениры, мебель. Из кукурузных початковых листьев - талаша - делали и различные декоративные изделия, корзины, половики-циновки, игрушки, закладки для книг, изготовляли незатейливые предметы быта: «сухарницу», «домашние тапочки», плели подставки под горячую посуду.
В каждой местности есть свои особенности, своя неповторимая красота природы, свои художественные промыслы. Ознакомить студентов, преподавателей, учителей общеобразовательных школ с богатством родного края при обучении основ изобразительной грамоты, декоративному и народному искусству, это помогает воспитать чувство красоты и любви к искусству, к народным художественным ремеслам и родной природе. Все это можно выполнять на занятиях по изобразительному искусству.
Создавая свои произведения искусства, студенты, которые обучаются на художественно-графическом факультете и на других факультетах, которые интересуются культурой, традицией кубанских казаков, преподаватели, учителя на курсах повышения квалификации, вначале переводят эскизы в материал, находят мотив, опираясь на достижения искусства прошлого,
приумножая и обогащая настоящее. Без новизны не может быть создано настоящего произведения искусства. Через композицию выражается то, что заинтересовало слушателей курсов, студентов, увлекло, то есть дается нравственная и эстетическая оценка. Оценивая работы, следует учитывать доступность решения поставленной перед слушателями курсов данной задачи. Художественно-изобразительные решения для конкретной возрастной группы.
Традиционная культура кубанских казаков выполняет жизненно важные функции в современном обществе. Без единого культурного пространства (имеются в виду, прежде всего важные коммуникативные, интегрирующие функции культуры кубанских казаков) невозможно возникновение и существование самой этнической общности. Традиции любой этнической общности на протяжении истории наследуются, развиваются и изменяются. Поэтому позитивные традиции прошлого казаков сохраняют свою жизненную силу и сегодня. Эти традиции укоренились в культуре этноса в виде определенных правил и образцов поведения. Культура изменялась и изменяется под влиянием технического прогресса. Она испытывает на себе воздействие и мировой культуры, а широкий доступ к информации дает возможность получать сведения и о традициях других культур. Свою лепту в изменения и размывание традиционной культуры вносят и ассимиляционные этнические процессы.
Кубанские казаки, хранили казачьи традиции, и для них не пустыми словами были такие понятия, как честь, доблесть, любовь к родной земле. Огромную роль в возрождении казачества сыграла кубанская творческая интеллигенция. Кубанское казачество снова в центре внимания. К тому, что происходит на Кубани, внимательно присматриваются в других российских регионах. И кто знает, может быть, правы те, кто утверждал, что подлинное возрождение России начинается именно отсюда. Поэтому сегодня необходимо воспитывать молодежь на национальной культуре, приобщать к художественным и эстетическим ценностям, что очень важно в духовном возрождении и обновлении всех структур общества. Все это нужно строить на основе комплексного эстетического воспитания, где народное искусство благоприятно
Яауч но-т еорет ичесщ/ и журнал
45
влияет на каждого человека и обеспечивает его духовное развитие.
Как бы ни изменялась культура, она существует только за счет устойчивых компонентов, передаваемых через поколения. И эти условия обязательны как для города, так и для сельской местности. Для образования таких устойчивых компонентов и используется термин «традиции» (лат. traditio - передача, предание). В прошлом это понятие ассоциировалось главным образом с архаическими способами культурного наследия.
Воспитывая молодежь на изобразительном, декоративно-прикладном и народном искусстве, на народной культуре Кубани, всегда следует помнить, что каждый из этих видов имеет свои особенности. Интерес к изобразительному искусству обнаруживается тогда, когда они обращаются к народному творчеству, к народной культуре своего региона.
По новой методике было предложено выполнить куклу в национальном костюме кубанских казаков. В начале, изучается история национального костюма, его особенности, который послужит мощным средством эстетического, духовного и нравственного воспитания. Кукла выполняется поэтапно: 1) модель - то есть голову куклы лепим из глины или пластилина, сушится; 2) изготовление формы. Модель обливается жидким гипсом - отдельно лицевая и отдельно затылочная часть. Модель из формы вынимается. Обе части формы сушатся, затем в каждую из частей втамповывается масса, состоящая из глины, мелко-нарезанной бумаги, клея ПВА, водоэмульсии; 3) части соединяются, сушатся. Вынимают из формы. Лицевая и затылочные части должны при высыхании плотно соединиться. Получившуюся голову куклы, обработать мелкозернистой шкуркой, покрыть водоэмульсией. Затем раскрасить гуа-шевыми красками, покрыть любым прозрачным лаком.
Для тематического задания была предложена тема «Кубанская станица», которую нужно выполнить в технике мозаики, при которой использовались почтовые открытки. При выполнении этого задания будет развиваться чувство композиции, ритма, сформированы графические умения и навыки при выполнении мозаики. Чтобы работа была объемной, заиграла множеством оттенков разного цвета, нужно
сделать небольшую подготовительную работу. Отложить отдельно все оттенки синего цвета, потом все желтые, оранжевые, красные и так далее, разложив их по светлоте. Цвет берется из почтовых открыток. И посмотреть, как красив переход одного цвета в другой. Это нужно для того, чтобы было видно, какие цвета находятся в его распоряжении автора. Теперь выкладываем изображение кусочками из открыток с учетом светлоты.
Декоративная работа «Кубанские казаки»
В данной декоративной работе используется пластилин, тушь, стекло. Эта работа открывает свои секреты, развивает любознательность и не быть равнодушными ко всему, что окружает нас. При этом очень придумываются различные комбинации из разных элементов. Предварительно делается рисунок в цвете на листе бумаги, а затем его переносим на стекло. Делаем контур рисунка тушью. Поверхность покрываем пластилином. После того как выполнена работа, с задней стороны закрываем бумагой или картоном. С помощью пластилина и туши можно сделать самые разнообразные работы и на любую тему.
Это нужно для того, чтобы пропагандировать собственную культуру. Вероятно, все свои силы общество, государство должны направить на укрепление и возрождение культуры. Во все времена именно культура играла самую важную роль в сохранении и передаче традиций. Непременно в каждой семье должны быть семейные реликвии, которые передаются из поколения в поколение. Обязательно устраивать праздники с их главными ритуалами как способами передачи традиций. Не забывать своих предков, которые помогают нам сохранять и передавать память о нашей культуре.
'Науч но-т еорет meaqi и журнал
46
(ЯыпупО-4 (16-17) • 2013
Д ¡Мальцева
(Реализация системы изучения этноэудахественной культуры казаков Кубани
Данная методика дала положительный результат и способствует более успешному решению задач нравственно-эстетического воспитания на традициях и истории родного края. Наш край многонациональный и на занятиях по изобразительному и декоративно-прикладному искусству слушатели узнают об обычаях и культуре казаков и других народов проживав-
Точно так же и выработки умений, навыков и привычек студентов - задача, прежде всего, преподавателя в вузе, организовать учебный процесс. Он должен заранее продумать программу и спобосы ее реализации, какие необходимы средства и условия, чтобы сформировать умения и навыки школьников в соответствии с возрастными особенностями. Таким обра-
Таблгща 1
Уровни развития при выполнении новых заданий в разных группах
Задание Контрольные группы слушателей 25 человек - 100% Экспериментальные группы слушателей 25 человек - 100%
низкий средний высокий низкий уро- средний высокий
уровень уровень уровень вень уровень уровень
Выполнение куклы 1,2 39,4 59,4 1,0 27,6 71,4
Выполнения 1.3 40,5 58,2 1,1 23,4 75,5
кубанской ста-
ницы
Куклы в костюмах Кубанская ст;
кубанских казаков
Все взаимосвязано, умения без знаний невозможны. Творческая деятельность осуществляется на определенном содержательном материале знаний и умений. Воспитывать и обучать нужно не как преподнесение, заучивание и воспроизведение готовых знаний, а как открытие. Несомненно, такой подход активизирует познавательную деятельность студентов, преподавателей вузов, учителей общеобразовательных школ, что способствует развитию мышления, умения решать проблемы, позволяет всесторонне развивать студентов, преподавателей, учителей делать процесс интересным.
ща Декоративная работа «Хата»
прохождении педагогической практики в общеобразовательной школе или в художественной, так как отражает текущие и перспективные потребности общества, выступает инструментарием конструирования и осуществления этой деятельности в изобразительном искусстве.
Были выявлены индивидуально-психологические особенности в развитии и формировании творческих способностей, потребности к изобразительному и декоративно-прикладному искусству. Применяя новую методику (была рассказана история казачества, развитие кубан-
ших на этой территории. Это способствует не только поднятию уровня нравственного и эстетического воспитания, но и духовному обогащению. Результаты говорили сами за себя.
зом, изобразительное искусство является важнейшим условием учебно-познавательной деятельности учителей в преподавании своего предмета; студентов - оно им пригодится при
Яауч но-т еорет ически и журнал
47
ского костюма, как строились хаты и их внутреннее убранство), в которую была положена основа изучения изобразительной и декоративно-прикладной грамоты, можно значительно быстрее и эффективнее переводить с одного, более низкого уровня развития, на более высокий. То есть более эффективно развивать и формировать эстетические потребности молодежи к искусству, потребность в изобразительной деятельности.
Занятия изобразительным и декоративно-прикладным искусством помогают студентам, учителям постичь красоту труда, самим участвовать в создании эстетически выразительных изделий и получать удовольствие от результатов своей деятельности. В этой работе органично сочетается решение творческих задач с необходимостью овладении различными приемами, материалами с приобретением навыков, позволяющих замыслы воплотить в материале. Материал при работе используется самый простой: 1) для куклы-закрутки нитки, ткань;
2) для куклы гипс или пластилин, ПВА, краски;
3) для мозаики почтовые открытки; 4) для гобелена сетка, шерстяные нитки; 5) для батика белая ткань, клей ПВА, пяльцы; 6) для каменного забора использовали яичную скорлупу; 7) для куклы марионетки нитки, ткань, пуговицы, пробки, крышки, две палочки.
Обучая по данной методике, а методика заключалась объяснение на доступном и простом языке в результате занятия были интересными и необычными. Они позволили повысить творческие способности, понимать и воспринимать красоту изделий, студенты, учителя школ на курсах повышения квалификации узнали культуру, традиции и обычаи родного края. Занятия на курсах изобразительного и декоративно-прикладного искусства повысили уровень развития образного мышления и воображения в среднем на 55% по сравнению со старой методикой. Студенты приобрели более глубокие знания и навыки в решении образных композиционных задач и в целом получили навыки работать в различных техниках исполнения, что поможет им в дальнейшем при выполнении работ.
Рассматривая проблему формирования потребности в изобразительной деятельности, в художественном творчестве важно не ограничивать знакомство с искусством, а постепенно расширять кругозор. Вовлекать человека в об-
щение с искусством родного края. При соблюдении этого условия изобразительное искусство вообще и, в частности, декоративно-прикладное и народное искусство выступает средством патриотического и интернационального воспитания. Таким образом, такие занятия повышают уровень развития на 73%. Проведенные исследования по изучению этнохудо-жественной культуры кубанских казаков средствами искусства позволили установить, что художественное образование как молодежи, так и людей пожилого возраста может моделироваться на интегративной основе. Интегрированные занятия соединяют различные виды деятельности.
Приобщение к этнохудожественной культуре Краснодарского края, развивая художественно-творческие способности, - есть верный путь формирования высокой нравственности и культуры. Художественное творчество помогает не останавливаться на достигнутых успехах, постоянно стремиться к самосовершенствованию, к преобразованию мира по законам красоты.
В нашем современном обществе, когда имеет место опережающее развитие научно-технического прогресса, а культурное воспитание отстает, в том числе и нравственное воспитание, очень важно осознать объективную необходимость изучения этнохудожественной культуры своего региона для стабилизации общества, его духовного оздоровления, утверждения приоритета трудовой деятельности на основе гуманизма и высоких социальных идеалов. И в этом поможет искусство со своим укладом.
Библиографический список:
1. Бондарь Н. И. Традиционная культура кубанского казачества (конец XIX - начало XX вв.) Кубанское казачество (Этносоциальный аспект) // Традиционная культур кубанского казачества. - Краснодар : Традиция 1999. -264 с.
2. История Кубани / под ред. В. Е. Плетнева. - Краснодар : Кубанское книжное издательство, 2004. - 304 с.
3. Корсакова Н. А. Материальная культура казачьего населения Кубани во второй половине XIX - начале XX веков. По страницам истории Кубани: краеведческие очерки / Н. А. Корсакова. - Краснодар : Традиция, 1993. - 120 с.
'Науч но-т еорет ичесщ/ и журнал
48
(Выпуск 3-4 (16-17) • 2013
я <8. ¡Мальцева
(Реализация системы изучения этно%удаж$ственной культуры к&закдв Кубани
4. Манукало А. Н. История Кубани / А. Н. Манукало. - Краснодар Кубанское книжное издательство, 2004. - 210 с.
5. Педагогика / под ред. Л. П. Крившенко. -М. : Проспект, 2004. - 420 с.
6. Чистов К. В. Кубанские станицы / К. В. Чистов. - М. : Наука, 1967. - 230 с.
References:
1. Bondar' N. I. Traditional Culture of the Kuban Cossacks (late XIX - early XX century.) Kuban Cossacks (Ethnosocial aspect) [Tradit-sionnaya kul'tura kubanskogo kazachestva (ko-nets XIX - nachalo XX vv.) Kubanskoe kaza-chestvo (Etnosotsial'nyy aspekt)]. Traditsion-nava kul'tura kubanskogo kazachestva [Traditional culture of the Kuban Cossacks]. - Krasnodar : Traditsii, 1999. - 264 p.
2. Istoriva Kubani [History of Kuban], Edited by Shchetneva V. E. - Krasnodar : Kubanskoe knizhnoe izdatel'stvo, 2004. - 304 p.
3. Korsakova N. A. Material'naya kul'tura ka-zach'ego naseleniva Kubani vo vtorov polovine XIX - nachale XX vekov. Po stranitsam istorii Kubani: kraevedcheskie ocherki [The Material Culture of the Kuban Cossack Population in the Second Half of XIX - Early XX centuries. Through Kuban History: Local History Essays]. -Krasnodar : Traditsii, 1993. - 120 p.
4. Manukalo A. N. Istoriva Kubani [History of Kuban], - Krasnodar : Kubanskoe knizhnoe izdatel'stvo, 2004. -210 p.
5. Pedagogika [Pedagogy]. Edited by Kriv-shenko L. P. - Moscow : Prospect, 2004. - 420 p.
6. Chistov K. V. Kubanskie stanitsv [Kuban Stanitsa]. - Moscow : Nauka, 1967. - 230 p.
Яауч но-т eopem ическц h журнал
49