4. Гакстгаузен, Август фон. Исследования внутренних отношений народной жизни и в особенности сельских учреждений России. - Т. 1. - Москва : Тип. А. Н. Мамонтова и К°, 1870. - XXII, 490 с.
5. Музеефикация // Словарь музейных терминов Рос. музейной энциклопедии : [сайт]. -Москва, 2002-2021. - URL: http://museum.ru/rme/mb_musf.asp (дата обращения: 22.06.2021).
6. Куприянова, И. В. Коммерциализация старообрядческого культурного наследия в туристическом кластере Уймонской долины // Учёные записки (Алтайская государственная академия культуры). - 2020. - № 22. - С. 29-34.
7. Полякова, Е. А. Музеи старообрядческой культуры как инструмент национальной безопасности России (на примере музея истории старообрядчества Сибири) // Учёные записки (Алтайская государственная академия культуры). - 2019. - № 3. - С. 14-19.
Irina V. Kupriianova, Doctor of Historical Sciences, Associate Professor
Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia)
irinak-63@mail.ru
PROBLEMS OF MUSEUM PRESERVATION OF OLD BELIEVERS' CULTURE IN ALTAI REGION, RUSSIA
Abstract. The paper considers perspectives of integration of the Russian Altai's Old Believers' historical and cultural heritage into the today's museum space of the area. The author names structural elements of Old Believers' heritage, makes an estimate of its preservation and exploration degree. Also, the article analysis a serious problem of attribution of Old Believers' heritage items, an issue of its integration into current museum and touristic programs. A key directions of elaboration of Old Believers' heritage, on the author's view, are uncovering and rethinking its information content, engaging oral, historical, folklore, ethnographic sources to offset deficit of real artifacts.
Keywords: Old Belief, historical and cultural heritage, Altai's Old Believers' historical and cultural heritage, semiotic discourse, a museum product, cultural landscape, tourism.
УДК 39(=ШЛ+=512ЛХ571Л5):001.89Г1801/1925'' DOI: 10.32340/2414-9101-2021-2-12-17
А. В. Богочанова
Государственный художественный музей Алтайского края (Барнаул, Россия)
bogochanoff@mail.ru
ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ КРАЕВЕДЕНИИ АЛТАЯ (XIX - НАЧАЛО XX В.)
Аннотация. На примере этнографических исследований территории Алтая показан процесс накопления первоначального эмпирического материала, преимущественно силами представителей местного краеведческого движения, что обусловило общественный характер данного направления научной деятельности, сделавшего большой вклад в обеспечение отечественной науки этнографическими фактами как источниками, необходимыми для теоретического анализа. Рассмотрены методы, проблематика этнографических исследований, а также их связь с задачами общественного и государственного развития, определившая логику научного поиска. Показан вклад отдельных исследователей в формирование этнокультурного наследия Алтая, проанализирована научная и гуманитарная ценность данного явления.
Ключевые слова: этнография русских, этнография алтайцев, этнокультурное наследие, этнографические исследования, актуализация наследия, социальные функции наследия, этнографические источники, этнографика.
В последние годы формируется все более отчетливое представление о ценности этнокультурного наследия как ключевого звена в системе сохранения и передачи социально значимой информации. Во многом этот взгляд обусловлен осознанием необходимости противостояния процессам глобализации, в которых значительная часть научного сообщества видит преимущественно негативный тренд.
Идея актуализации историко-культурного наследия, включения его в современную культуру, циркулирует в современной научной литературе; авторы предлагают все более интенсивно и всесторонне популяризировать те или иные страницы истории и культуры, преимущественно на уровне отдельных регионов. В частности, важной составной частью культурного наследия признается вклад выдающихся личностей - ученых, путешественников, первооткрывателей, в освоение территории Алтая. Созданное ими наследие не только имеет непреходящую познавательную ценность, но может быть использовано в целях культурного и экономического развития, при условии его грамотного продвижения в область практической деятельности. Одной из ярких страниц изучения Алтая является изучение культуры населяющих его народов.
Вместе с тем, можно констатировать, что этот ценный ресурс социально-культурного развития территории, формирования у местных сообществ знаний об истории своего региона, а, следовательно - локального патриотизма и любви к родному краю, - является в настоящий момент недооцененным и используется очень мало. Несмотря на усилия научного сообщества в изучении данной темы, сведения об этнографических исследованиях и имена исследователей практически не упоминаются в популярных краеведческих и родиноведческих познавательных программах, исключая специализированные вузовские дисциплины.
В истории науки этнография занимает особое место как дисциплина, которая, по крайней мере, в стадии накопления фактического материала, не требует специальной подготовки; поэтому занятия ею доступны для любого, более или менее образованного человека. В своей основополагающей статье выдающийся русский этнограф Д. Н. Анучин, призывая работать в направлении сбора этнографических данных, отмечал: «... такая работа не особенно трудна ... всякий образованный человек, интересующийся этнографией и не лишенный наблюдательности, сметки, терпения и характера, может за нее приняться» [1, с. 26].
Можно отметить, что в рассматриваемый период русская этнография находилась именно в стадии наработки этнографических источников. Обширная территория Российской империи, населенная многочисленными народами, разнообразными в культурном и антропологическом отношениях, делала этнографическую проблематику фактически неисчерпаемым ресурсом для сбора эмпирического материала. Поскольку официальная наука не в состоянии была охватить столь широкое поле деятельности, ей необходимо было прибегнуть к помощи общественного краеведческого движения как мощного ресурса, способного решить подобную задачу. Заметим в скобках, что понятия «краеведение» в рассматриваемый период еще не существовало, оно появилось значительно позднее. Но, по сути, на местах уже формировались общественные организации краеведческой направленности, постепенно вливавшиеся в систему Русского географического общества, складывались краеведческие исследовательские кадры.
Краеведческой деятельностью в разные периоды занимались люди из различных профессиональных и общественных сфер. В Сибири и на Алтае этнографические исследования проводили демократически настроенные энтузиасты-любители - краеведы, члены Русского Географического общества (далее - РГО), среди которых были чиновники, священники, геологи, топографы, педагоги, журналисты, писатели и художники. Значительный вклад в изучение народов Сибири сделали политические ссыльные, которым администрация в воспитательных целях позволяла включаться в разветвленную систему РГО [2, с. 13]. В дореволюционный период значительная часть
этнографических фактов была собрана именно местными краеведами, передававшими эти материалы ученым-специалистам для последующего изучения и осмысления. Многое из вещевых сборов поступало в фонды центральных этнографических музеев страны - в Кунсткамеру (Музей антропологии и этнографии Российской Академии наук); в Этнографический отдел Русского музея (будущий Российский этнографический музей). Другие материалы оставались в регионе, пополняя фонды местных музеев [3]. Таким образом, этнографические исследования неразрывно связаны с историей конкретного региона, являясь вместе с тем неотъемлемой частью его культурного наследия.
Целью настоящего исследования является раскрытие феномена этнографического изучения Алтая как преимущественно общественного движения, представленного деятельностью местных краеведов. Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи: выявление тематики этнографических исследований Алтая XIX - первой трети XX вв.; рассмотрение основных исследовательских аспектов и их практической значимости в решении региональных и государственных проблем; определение вклада местных энтузиастов-краеведов в фундаментальную этнографическую науку; конкретизация образовательной и воспитательной значимости процесса этнографического изучения в культурном наследии Алтая.
Материалами к данной статье послужили источники этнографического изучения Алтая. Итоги и результаты этих исследований содержатся в отчетах, отложившихся в государственных архивах и архивах музеев [4], опубликованы в литературно-этнографических очерках [5], монографических трудах [6], научных и научно-популярных статьях [7]. Результатами вещевых экспедиционных сборов стали этнографические коллекции центральных профильных и региональных краеведческих музеев. Помимо материальных памятников, к числу этнографических источников относятся дневниковые записи, рисунки, фотоматериалы.
Еще одна группа источников, сформированных в ходе этнографических исследований - эт-нографика профессиональных художников, отложившаяся в музейных собраниях [8]. Графическое наследие художников, соединявших творческую работу с этнографическими исследованиями, отличается от полевых зарисовок, задачей которых являлась точная передача артефактов, во-первых, художественным профессионализмом, во-вторых - творческой переработкой фольк-лорно-этнографического материала. В отдельных случаях оба эти способа фиксации этнокультуры соединяются, как это было в рисунках Н. Н. Нагорской - художника и сотрудника Новосибирского краеведческого музея, исследовательницы культуры уймонских старообрядцев [9].
Рассматривая заявленную проблему на примере этнографического изучения Алтая, который понимается как обширная территория, включающая горную страну и прилегающую к ней Предал-тайскую равнину, можно видеть, что в этом процессе формировалось широкое исследовательское поле, порой далеко выходившее за пределы собственно этнографической тематики. Не будучи профессиональными этнографами, исследователи, начиная с первого энтузиаста, приступившего к изучению культуры алтайцев - А. М. Горохова, интуитивно избирали правильную структуру этнографического описания, в которой собственно культуре и быту того или иного народа предшествовало детальное рассмотрение его вмещающего ландшафта [10].
Стоит отметить, что теория хозяйственно-культурных типов была разработана уже советской этнографической наукой, следовательно, в дореволюционный период не использовалась ни в целях этнографической классификации, ни в теории этногенеза, где она в настоящее время является одной из опорных методологических позиций. Тем не менее, во многих очерках дореволюционного периода можно видеть предваряющую собственно этнографическое описание, исчерпывающе подробную характеристику природно-климатической среды обитания изучаемых этнокультурных групп, ее влияния на их жизнедеятельность: способ производства и культуру. Например, в очерке Г. Д. Гребенщикова «Река Уба и убинские люди» красной нитью проходит выразительное описание системы реки Убы и сопутствующих ландшафтов, с их многоводьем и роскошной флорой, которые осваивались русским населением и, в свою очередь, накладывали неповторимый самобытный отпечаток на их культуру и быт [5, с. 1-4]. Детальное изображение природных ландшафтов можно видеть и в очерках Н. М. Ядринцева [7]. Такие описания составляют ценные
источники по истории, не только этнографического, но и естественнонаучного изучения региона, с учетом того, что маршруты этнографов порой были направлены в высокогорные, сложные для проникновения ландшафтные зоны, в которых ранее не проводилось правильных географических, ботанических, топографических и прочих исследований, и о которых порой не было достоверных сведений.
Еще одно направление, охватываемое этнографическими описаниями, составляет социально-экономическое положение изучаемых этнокультурных групп. В одних случаях, например, при описании культуры локальных общностей русских старообрядцев, показываются успехи их колонизационной деятельности, обеспечившей их достатком и изобилием - это дает материал к размышлению о ресурсах столь стремительного укоренения в непривычном и суровом ландшафте [5]. В других примерах этнографический материал используется для анализа причин бедственного положения коренных народов Сибири - так называемых «инородцев». Крупнейшим исследователем этой проблемы являлся Николай Михайлович Ядринцев: в своих книгах и очерках, посвященных «инородцам», он выступал не только как этнограф, но и как исследователь их экономического быта. Отвечая на вопрос о причинах вымирания коренных народов, исследователь подверг резкой критике расовую теорию, с ее дискриминационной идеей о превосходстве одних рас и народов над другими [11].
Комплексный подход в проведении этнографических исследований был продолжен в 1920-е гг., когда этнографической наукой еще использовались методы и принципы дореволюционной школы. В данном отношении классической следует признать экспедицию на Алтай 1924 года, возглавляемую Сергеем Ивановичем Руденко. Помимо быта коренных народов - типов жилища, хозяйства, семьи, систем родства и пр., им ставились задачи изучения географии, геоморфологии и природно-климатических условий их существования [4]. Комплексный подход экспедиций 1920-х гг. определялся еще и тем обстоятельством, что этнографы, отправляясь в исследовательские поездки по стране, как правило, получали задания сразу от нескольких профильных научных организаций: Кунсткамеры, Этнографического отдела Русского музея, а также РГО, Государственной Академии истории материальной культуры (ГАИМК), Комиссии по изучению племенного состава населения СССР (КИПС). Подобным образом, например, была организована этнографическая экспедиция на Алтай А. Г. Данилина и Л. Э. Каруновской 1929 года. Следует отметить, что на данном этапе этнографического изучения Алтая, когда оно уже проводилось силами специальных научных учреждений, профессиональные ученые все еще опирались на помощь местных краеведов в собирании эмпирического материала по актуальной тематике [12, с. 30].
В начале XX века ведущей темой этнографических исследований Алтая становится религия алтайцев: шаманизм и синтезировавшаяся в 1904 г. «белая вера» - бурханизм. В 1920-е гг. пристальное внимание этнографической науки к изучению религиозных систем коренных народов Сибири было обусловлено задачами социалистического строительства - создания атеистического общества, требовавшими окончательного искоренения религиозных «пережитков». Таким образом, можно видеть эволюцию этнографической науки из чисто описательной стадии сбора и накопления материалов в стадию их тщательной систематизации и интерпретации в партийно-идеологическом ключе. Вопросы теоретической разработки этнографических источников, адаптации их к сфере государственных интересов, требуют уже строго научного подхода, поэтому этнография окончательно становится уделом профессионалов, заключаясь в систему общественных наук.
Тем не менее, и в этот период можно видеть элемент свободного творчества, сформировавшего яркую страницу этнографического изучения территории Алтая: ею стал вклад местной творческой интеллигенции в собирание, осмысление этнографического наследия и переработку его в явления культуры с помощью приемов и методов художественного творчества.
Ведущая роль здесь принадлежит двум выдающимся деятелям алтайской культуры - художнику Г. И. Чорос-Гуркину и музыканту А. В. Анохину; в своих исследованиях оба отдавали должное такому специфическому элементу наследия, как этнографическое искусство. Их деятельность явилась продолжением движения по созданию «сибирского стиля» в прикладном искусстве, которое возникло на рубеже Х1Х-ХХ вв. в среде сибирских «областников».
Г. И. Чорос-Гуркину, как этническому алтайцу, в высшей степени было присуще национальное самосознание, побуждавшее его обращаться к национальным истокам изобразительного искусства. Участвуя в экспедициях, наряду с профессиональными этнографами, он делал зарисовки орнаментов, шаманских бубнов, одежды алтайцев, археологических памятников. Национальная тема нашла широкое отражение в его живописи, а также этнографике - обширном собрании рисунков, выполненных карандашом, пером и акварелью, в которых воплощены образы алтайской мифологии, эпоса, фольклора, шаманского ритуала [8, с. 100].
Тематика исследований А. В. Анохина - профессионального музыканта, композитора, преподавателя хорового пения, включала музыкальную культуру, мифологию и верования коренных народов Саяно-Алтая, в частности шаманский культ и его атрибуты [6]. Этническая музыка стала для Анохина материалом для создания собственных музыкальных произведений. Оба выдающихся деятеля искусства сформировали свои школы, направления, имели многочисленных учеников. В 1922-1926 гг. А. В. Анохин проводил этнографические экспедиции барнаульской опытно-показательной школы III Коминтерна, обучая старшеклассников передовой для того времени методике этнографического изучения, вплоть до антропологических исследований по методике профессора В. Г. Богораза [13, с. 62]. Благодаря усилиям Гуркина и Анохина, этнографические исследования Алтая были продолжены в последующий период.
Итак, историю этнографического исследования территории Алтая, на наш взгляд, нужно рассматривать как часть его историко-культурного наследия. Процессу накопления знаний о культуре народов присущи те же социальные функции, что и его результатам. Изучение традиций любого народа приближает исследователя к истокам его мировоззрения, позволяя находить в них культурные корни многих явлений современности, показывая связь настоящего с прошлым.
Этнографическое изучение Алтая, в особенности на его начальном, эмпирическом этапе, в отсутствие правильных научно организованных исследований, стало во многом заслугой любителей-энтузиастов, познавательная активность которых была основана на интересе к науке, а также на стремлении обеспечить родному краю культурное развитие, преодолеть его социально-экономическую отсталость. В своих изысканиях энтузиасты-краеведы видели реальную социальную значимость: еще Д. Н. Анучин утверждал, что практическое значение этнографических данных состоит в том, чтобы «позволить нам лучше познакомиться с нашим народом и, что особенно важно, использовать их для улучшения народного быта» [1, с. 34].
Таким образом, процесс накопления этнографических материалов о народах Алтая дает высокие примеры бескорыстного служения науке, продвижения интересов территории, преодоления деформаций в развитии ее населения, отстаивания гуманистических идей, присущих русской этнографической школе; все это имеет несомненное воспитательное значение. Одновременно формируется представление о культурном многообразии населения Алтая и собственном месте конкретного человека в этом многообразии, которое составляет важный момент его личного самоопределения. Кроме того, на данном материале воспитывается позитивное восприятие иной этнической культуры как залог гражданского мира. Вместе с тем, формируется чувство местного патриотизма, которое в системе идентичностей обеспечивает региональный уровень, вслед за общероссийской гражданской самоидентификацией.
Все вышесказанное определяет место этой страницы культурного наследия в образовательной парадигме современности и побуждает к ее все более активному внедрению в различные программы, продвигаемые на всех уровнях и направлениях познавательной деятельности.
Список литературы
1. Анучин, Д. Н. О задачах русской этнографии // Этнографическое обозрение. - 1889. -№ 1. - С. 1-36.
2. Токарев, С. А. История русской этнографии (дооктябрьский период). - Москва : Наука, 1966. - 453 с.
3. Белекова, Э. А. Формирование коллекции этнографических предметов в фондах музеев Российской Федерации // Ермолаевские чтения : матер. III науч.-практ. конф. С междунар. участием, посвящ. 90-летию со дня основания Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики
Тыва (Кызыл, 23-25 мая 2019 г.). - Кызыл : Кызылский центр образования «Аныяк», 2019. -С. 95-104.
4. Руденко, С. И. Алтайская экспедиция // Этнографические экспедиции 1924 и 1925 гг. : [отчёты]. - Ленинград : [Б. и.], 1926. - С. 61-78.
5. Гребенщиков, Г. Д. Река Уба и убинские люди. Литературно-этнографический очерк // Алтайский сборник. - Т. XI : Река уба и Убинские пюди. Высоты местностей на Алтае. Сибирские заговоры. - Барнаул : Типо-литография Гл. Управления Алт. округа, 1912. С. 1-80.
6. Анохин, А. В. Материалы по шаманству у алтайцев, собранные во время путешествия по Алтаю в 1910-1912 гг. по поручению Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии : (Представлено в заседании Ист.-филол. отд. Акад. наук. 16 янв. 1913 г.) / А. В. Анохин ; С пре-дисл. С. Е. Малова. - [Ленинград : Рос. акад. наук], 1924. - [4], VIII, 248, IV с. : ил. - (Сборник музея антропологии и этнографии при Российской академией наук; Т. 4, 2).
7. Ядринцев, Н. М. Алтай и его инородческое царство (очерки путешествия по Алтаю) // Исторический вестник. - 1885. - Т. XX. - С. 607-644. - Ц^: https://runivers.ru/ bookreader/book482987/#page/698/mode/1up (дата обращения: 01.05.2021).
8. Гончарик, Н. П. Графика Григория Гуркина // Искусство Евразии. - 2015. - № 1. - С. 96-115.
9. Гришанова, Т. В. Этнографические материалы Н. Н. Нагорской в коллекциях Новосибирского государственного краеведческого музея : каталог. - Новосибирск : [б. и.], 2008. - 119 с.
10. Горохов, А. М. Краткое этнографическое описание бийских или алтайских калмыков // Журнал Министерства внутренних дел. - 1840. - № 38, т. 2. - С. 201-228.
11. Ядринцев, Н. М. Сибирские инородцы, их быт и современное положение: этнографические и статистические исследования с приложением статистических таблиц. Санкт-Петербург : И. М. Сибиряков, 1891. - 308 с. : табл.
12. Богочанова, А. В. Опыт интерпретации этнографического наследия в Советской России в 1920-е годы // Учёные записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). -2020. - № 4. - С. 28-33.
13. Тишкина, Т. В. Школьные этнографические экспедиции под руководством А. В. Анохина и их результаты // Этнография Алтая и сопредельных территорий : [сб.] матер. IV науч.-практ. конф. (Барнаул, 18-20 апр. 2001 г.). - Барнаул : Изд-во Алт. гос. пед. ун-та, 2001. - Вып. 4. - С. 61-72.
Al'bina V. Bogochanova
State Art Museum of the Altai Krai (Barnaul, Russia)
bogochanoff@mail.ru
ETHNOGRAPHIC RESEARCH IN PUBLIC LOCAL HISTORY OF ALTAI (19th AND THE BEGINNING OF THE 20th CENTURIES)
Abstract. Drawing on the example of ethnographic studies of Altai, the paper traces a process of collecting initial empiric material - mostly by forces of local historians; that fact defined public format in this sector of scientific activity which substantially contributed to Russian ethnography, enriched this branch of science with facts considered as sources for theoretical analysis. The author considers methods, problems of ethnographic studies, a relation between them and tasks of public and state development that defines logic of scientific search. The paper shows a contribution made by researchers in creating ethnographic heritage of Altai, analyses scientific and humanistic value of the phenomenon.
Keywords: Russian ethnography, ethnography of Altai's people, ethnic and cultural heritage, ethnographical research, popularization of heritage, socialfunctions of heritage, ethnographic sources, ethnic motives in painting.