Научная статья на тему 'Вклад алтайских художников в этнографическое изучение Алтая 1920-х гг'

Вклад алтайских художников в этнографическое изучение Алтая 1920-х гг Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
368
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / РИСУНКИ / АЛТАЙЦЫ / Г. И. ЧОРОС-ГУРКИН / А. В. АНОХИН / А. Н. БОРИСОВ / Д. И. КУЗНЕЦОВ / ETHNOGRAPHIC RESEARCH / PAINTINGS / ALTAIANS / GRIGORY CHOROS-GURKIN / ANDREY ANOKHIN / ALEXEI BORISOV / DMITRII KUZNETSOV

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Богочанова А. В.

1920-е гг. время крупномасштабного национально-культурного строительства в Горном Алтае (Россия): на территории региона проводится целый ряд этнографических иссле-дований традиционной культуры и быта алтайского народа. В экспедиционных мероприятиях наряду с учёными и краеведами приняли активное участие алтайские художники: Г. И. Чорос-Гуркин (1980-1937 гг.), А. Н. Борисов (1889-1937 гг.), Д. И. Кузнецов (1890-1979 гг.) и другие. Собранные художниками этнографические экспонаты, рисунки, дневниковые записи не утратили своей научно-познавательной ценности до наших дней, являясь информативными элементами источниковой базы по изучению алтайской культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вклад алтайских художников в этнографическое изучение Алтая 1920-х гг»

Viktoria I. Andronova, Junior Researcher State Art Museum of Altai Krai (Barnaul, Russia) viktoriya.self@gmail.com

PETER DIK'S WORKS IN STATE ART MUSEUM OF ALTAI KRAI COLLECTION

Abstract. The paper reviews State Art Museum of Altai Krai (Barnaul Russia) 2016 collection of artworks created by Peter Dik (1932-2002), a Soviet painter, a member of the Union of Russian Painters (1977), People's Painter of Russia (1999). The author gives a general analysis and art review of several items of the museum collection, marks its role and place in the context of the painter's artistic heritage. The author outlines some facts of Peter Dik's bio related with Altai Krai that had well-marked effect on the painter's personality in general, as well as on his manner of artistic and aesthetic activity.

Keywords: State Art Museum of Altai Krai, Peter Dik, an artist (a painter), graphical artworks, pastel, a keyline, a drawing, a picture, a monotyping.

УДК 7.071.1(571.15):39:001.891"1920-е"

А. В. Богочанова, старший научный сотрудник Государственный художественный музей Алтайского края (Барнаул, Россия)

bogochanoff@mail.ru

ВКЛАД АЛТАЙСКИХ ХУДОЖНИКОВ В ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ АЛТАЯ 1920-Х ГГ.

Аннотация. 1920-е гг. - время крупномасштабного национально-культурного строительства в Горном Алтае (Россия): на территории региона проводится целый ряд этнографических исследований традиционной культуры и быта алтайского народа. В экспедиционных мероприятиях наряду с учёными и краеведами приняли активное участие алтайские художники: Г. И. Чорос-Гуркин (1980-1937 гг.), А. Н. Борисов (1889-1937 гг.), Д. И. Кузнецов (1890-1979 гг.) и другие. Собранные художниками этнографические экспонаты, рисунки, дневниковые записи не утратили своей научно-познавательной ценности до наших дней, являясь информативными элементами источниковой базы по изучению алтайской культуры.

Ключевые слова: этнографические исследования, рисунки, алтайцы, Г. И. Чорос-Гуркин, А. В. Анохин, А. Н. Борисов, Д. И. Кузнецов.

В первой трети XX в. наблюдается усиление государственного интереса к этнографическим исследованиям. При этом значительный объём изыскательских работ приходится на 1920-е гг., что обусловлено социально-политическими преобразованиями большевистского правительства, в частности, его подходами к решению «национального вопроса», от которого во многом зависела территориальная целостность, а возможно, и само существование советского государства. Модернизация взаимоотношений центра и периферии, а также государства и национальностей являлась одной из первоочередных правительственных задач. Конечной целью данная модернизация имела интеграцию разрозненных в культурном, социально-экономическом, политическом отношении многочисленных этнических сообществ в единую государственную систему. В связи с этим актуализируется изучение культуры и быта народностей, населяющих страну.

В число территорий, подвергшихся интеграционным процессам, вошел и Горный Алтай. Сложная политическая обстановка в регионе заставляла власти искать здесь специфические подходы к решению проблемы интеграции. В частности, вскоре после окончания Гражданской войны в горных районах Алтая было развёрнуто национально-культурное строительство. При этом требовалась чёткая информированность руководящих структур в вопросах, связанных с этническим составом населения Алтая, численностью и местами компактного проживания родственных племенных групп, культурно-бытовыми традициями, верованиями, обычаями, языковыми особенностями.

К работе по этнографическому изучению Алтая были привлечены ведущие научно-исследовательские институты страны, такие как Государственная академия истории материальной культуры (ГАИМК), Комиссия по изучению племенного состава населения России и сопредельных стран (КИПС). Вместе с тем, велика роль местных исследователей-краеведов, а также

представителей художественной интеллигенции, которые с энтузиазмом включились в процесс сбора этнографического материала.

Необходимо отметить, что для местных художников задача изучения коренных народов Алтая встала ещё на рубеже Х1Х-ХХ вв. Именно в этот период в среде художественной интеллигенции Сибири зародилось движение за создание сибирского самобытного художественного стиля в искусстве. Работа в данном направлении основывалась на изучении декоративно-прикладного искусства сибирских народностей, популяризации традиционной культуры через создание при местных музеях этнографических отделов. Представители художественной интеллигенции, обращаясь к сюжетным образам, изобразительным средствам, стремились создать уникальный сибирский стиль в искусстве. Деятельность в данном направлении, в частности, предпринималась Обществом любителей художеств, организованном Г.Н. Потаниным в Томске. Большой интерес для изучения в данном контексте представляло традиционное искусство тюркских народов Южной Сибири. Под влиянием Г. Н. Потанина разработкой данной проблематики занялись представители местной творческой интеллигенции Г. И. Чорос-Гуркин и А. В. Анохин, которых связывала не только крепкая дружба, но и единство во взглядах на алтайское искусство как уникальное явление художественной культуры. Именно Гуркин и Анохин явились ключевыми фигурами

в культурной жизни Горного Алтая 1920-1930-х гг. Неоценим их вклад и в этнографическое исследование Горного Алтая.

Чорос-Гуркин - этнический алтаец, был проникнут национальным самосознанием, что побуждало его обращаться к национальным истокам изобразительного искусства, фольклора. Этнографические исследования являлись частью его художественной деятельности: в ходе многочисленных творческих поездок в различные уголки Алтая помимо занятий живописью художник фиксировал предметы домашнего обихода алтайцев, одежду, орнаменты, бытовые сцены, археологические памятники. Большой интерес проявлял к шаманским культам: делал зарисовки шаманских бубнов, культового одеяния, сцен камлания. Зарисовки Гуркин сопровождал пояснительными текстами, содержащими название и назначение предмета, имя владельца, его родовую принадлежность, возраст, время и место, что придавало его работе большую научную ценность [1].

В сферу исследовательских интересов А. В. Анохина была включена музыкальная культура, верования коренных народов Саяно-Алтая и Монголии. В 1908-1909 гг. он совершил экспедицию в Туву, Хакасию, Монголию и Горный Алтай. В 1910-1912 и 1913-1914 гг. по поручению Российского комитета для изучения Средней и Восточной Азии Анохин собирает материалы по шаманству у алтайцев, кумандинцев, телеутов, шорцев, записывает на фонограф образцы музыкального фольклора, делает нотировки, фиксирует тексты камланий. Участие в экспедициях принимают также художницы А. А. Воронина-Уткина и С. К. Просвиркина, усилиями которых были сделаны сотни этнографических рисунков.

Политические, социально-экономические изменения, произошедшие в Горном Алтае вследствие большевистских преобразований, были неоднозначно восприняты представителями творческой интеллигенции, считающими, что перевод алтайцев на осёдлость приведёт к утрате их самобытной культуры, а в дальнейшем - к их уничтожению как этноса. В сложившейся ситуации одной из приоритетных для многих алтайских художников становится задача фиксации так называемой «уходящей натуры», в частности, кочевого быта алтайцев, их религиозной жизни, жилищ, утвари, одежды, культовых принадлежностей.

Вместе с тем, знания различных специалистов в области алтайской этнографии оказываются чрезвычайно востребованными приезжающими на Алтай учёными из Москвы и Ленинграда, которые обращаются к местным исследователям за помощью в решении целого ряда вопросов, связанных с маршрутами экспедиций, местами компактного проживания различных народностей, родственными племенными группами. Вместе с тем, художники привлекаются к работе экспедиционных отрядов в качестве рисовальщиков.

Не остаются в стороне от этнографических исследований Г. И. Чорос-Гуркин и А. В. Анохин, которые принимают участие в экспедициях по сбору материала, консультируют приезжих исследователей. Вместе с тем, они разворачивают активную деятельность, связанную с обучением и воспитанием молодого поколения художников, краеведов и этнографов.

Так, А. В. Анохин активно занимается преподавательской деятельностью: с 1918 г. работает в Чемальской школе, преподает на учительских курсах. Помимо обучения школьным дисциплинам, вместе с учениками выезжает в экспедиции, занимается постановкой музыкальных спектаклей.

В 1918 г. из Петрограда в Чемал пребывает художник А. Н. Борисов, и устраивается на работу в должности преподавателя в Высшем начальном училище и учительской семинарии [2, с. 20]. Борисов принимает активное участие в культурной жизнь Чемала. Как театральный художник, Борисов помогает Анохину в постановке поэмы «Хан-Эрлик»: делает эскизы к спектаклю [3]. Вместе с Анохиным Борисов изучает быт алтайцев: создает целый ряд этнографических рисунков, на которых фиксирует различные стороны жизни алтайцев. В 1923 г. Борисов переезжает в Барнаул, где устраивается на работу в школу им. III Коминтерна. В это же время там преподаёт А. В. Анохин. Таким образом, сотрудничество двух творческих людей продолжилось в Барнауле.

В архиве ГХМАК хранится альбом рабочих рисунков и этюдов А. Н. Борисова, в котором имеются и этнографические, сделанные художником в период с 1918 по 1926 гг. [4]. Рисунки датированы. Наиболее ранние из них относятся к чемальскому периоду художника: «Мельница в Элекмонаре» (1918 г.), «Вершина Аноса» (1919 г.), «Верхний Комар» (1919 г.), «Сельскохозяйственный инвентарь алтайца» (1919 г.), «Внутренность юрты алтайца» (1921 г.), «Тайолга» (1921 г.) - сделаны во время поездок Алексея Николаевича по Алтаю. К 1924 г. относятся этнографические зарисовки: «Бубны шамана», «Резьба алтайцев», «Утварь алтайцев». Вероятно, эти рисунки, так же как и рисунки, выполненные в 1926 г.: «Семья алтайца у себя в юрте», «Алтайцы. Бурханисты», «Кладбище бурханистов», «Встреча алтаек», Типы алтайцев», «Подготовка к тою», «Той», «Алтайские орнаменты» сделаны Борисовым в период летних экспедиций школы им. III Коминтерна, руководимых А. В. Анохиным.

Просветительской, образовательной работой занимается в 1920-х гг. и Г. И. Чорос-Гуркин. По возвращении в 1925 г. из эмиграции он создаёт в Улале художественную школу, целью которой видит развитие художественного искусства Ойротии. Среди практических задач, стоящих перед школой, по мнению Чорос-Гуркина, было собирание древних памятников народного искусства, их изучение и введение элементов народного творчества в постройке жилищ и общественных зданий, в изготовлении домашней утвари, одежды [5, с. 204].

Чорос-Гуркин, благодаря своему таланту художника и педагога, совместно с Николаем Ивановичем Чевалковым воспитывает целую плеяду молодых художников. Первыми выпускниками школы стали А. А. Таныш, П. С. Чевалков, Н. В. Шагаев, А. А. Каланаков. Все они впоследствии приняли активное участие в художественной жизни Горного Алтая. Так, А. А. Шагаев (1913-1998) закончил Таврическое художественное училище в Ленинграде, а его товарищ по учёбе А. А. Таныш (1912-1994) - Рязанское художественное училище. В послевоенные годы они стали ведущими художниками Горно-Алтайской автономной области.

Большие надежды в области орнаменталистики и иллюстрации алтайского эпоса подавал выпускник Ойротской художественной школы Александр Андреевич Каланаков. С 1933 по 1935 гг. А. А. Каланаков работал в Ойротском музее. В 1933 году он был направлен в Москву на курсы музейных сотрудников. Каланаков пополнял коллекцию музея предметами этнографии, вместе с тем проявил себя как талантливый художник-оформитель Национального театра (спектакль «Чейнеш», 1939 г.), а также как иллюстратор алтайских сказок и героического эпоса. Во время Великой Отечественной Войны А. А. Каланаков был призван на фронт и погиб, защищая Родину.

Талантливым учеником Гуркина был и ставший впоследствии известным художником и педагогом Дмитрий Иванович Кузнецов. Его творчество связано с пейзажной живописью, однако будучи сотрудником Бийского краеведческого музея, Кузнецов стоял у истоков создания его этнографической коллекции. В 1925 г. Кузнецов направляется в район верховья реки Бии, в долину реки Лебедь и на Телецкое озеро с целью сбора материала по местным тюркоязычным народностям. За полтора месяца выполнить намеченную музеем программу не удалось, поэтому в 1926 г. он снова выезжает в Турочакский район. В результате экспедиционных сборов Д. И. Кузнецовым были приобретены предметы быта, одежды, украшения, культовые принадлежности алтайцев. Помимо сбора этнографического материала Кузнецов выполнил зарисовки в Папушкин, Субаш-кин, Санькин аилах Турочакского района, а также в окрестностях Телецкого озера, верховьях Бии и ее притоках [6, с. 29].

Таким образом, художники Алтая внесли значительный вклад в этнографическое изучение региона, работая в составе экспедиционных отрядов, собирая этнографические предметы для музейных коллекций.

В 1930-х гг. происходит ослабление государственного интереса к сбору этнографического материала по Алтаю, что, на наш взгляд, вызвано тем, что задача интеграции Горного Алтая в государственную структуру к этому времени была в целом решена. Власть укрепила своё влияние в регионе; коренные алтайские народности были адаптированы к новым жизненным реалиям; Ойротская автономная область в 1937 году вошла в состав Алтайского края и постепенно встраивалась в экономическое, политико-правовое, культурное пространство страны.

В 1930-х гг. уходят из жизни замечательные алтайские художники Г. И. Чорос-Гуркин, А. Н. Борисов, музыкант и учёный А. В. Анохин. Однако их вклад в художественное наследие Алтая невозможно переоценить. Вместе с тем, велико значение алтайских художников в этнографическом изучении региона. Собранные ими и их учениками этнографические экспонаты, рисунки, дневниковые записи и сегодня не утратили своей актуальности, являясь ценными источниками изучения традиционной культуры алтайцев.

Список литературы

1. Еркинова, Р. М. Н. К. Рерих и Г. И. Гуркин: притяжение Алтая // «Сельская новь». - 2011. - 12 янв.

2. Дариус, Е. И. Художник Алексей Борисов. Жизнь во имя искусства : [моногр.]. - Барнаул : РИО АГАУ, 2015. - 207 с. : ил.

3. Научный архив ГХМАК. Ф. V. Р. 1. Д. 1. Л. 44.

4. Научный архив ГХМАК. Ф. V. Р. 1. Д. 1.

5. Стенограмма Всесибирского съезда художников. Первый сибирский съезд художников [Новосибирск, январь 1927 г.] // Сибирские огни. - 1927. - № 3. - С. 204-231 : портр.

6. Соловьёва, С. А. Полевые этнографические экспедиции Бийского краеведческого музея им. В. В. Бианки // Полевая этнография : матер. междунар. науч. конф. - Санкт-Петербург : Изд-во С.-Петербургского ун-та. 2004. - С. 29-31.

Albina V. Bogochanova, Senior Researcher State Art Museum of Altai Krai (Barnaul, Russia)

bogochanoff@mail.ru

ALTAI PAINTERS' CONTRIBUTION TO ETHNOGRAPHIC RESEARCH OF THE ALTAI TERRITORY OF THE 1920S

Abstract. The 1920s is an epoch of large-scale national and cultural building in Gorny Altai (Russia), it was a territory where several ethnographic researches devoted to Altaians' traditional culture and day-to-day life were conducted. These expeditions were headed by not just scientists and experts in local lore, but also by painters of Altai, such as Grigory Choros-Gurkin (1980-1937), Alexei Borisov (1889-1937), Dmitrii Kuznetsov (1890-1797), etc. Artefacts collected by the painters included ethnographic exhibit items, paintings, diaries that had kept their scientific values till now, they are very informative elements of resource base for studying the Altaian culture.

Keywords: ethnographic research, paintings, Altaians, Grigory Choros-Gurkin, Andrey Anokhin, Alexei Borisov, Dmitrii Kuznetsov.

УДК 711.424(571.150-25)

С. А. Боженко, почётный архитектор Российской Федерации, председатель Комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула (Барнаул, Россия) serg-bozhenko@yandex.ru

ОБРАЗНО-АРХИТЕКТУРНОЕ РЕШЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ЗАСТРОЙКИ БАРНАУЛА

Аннотация. Изложен авторский взгляд на сложившуюся за последние двадцать пять лет архитектурно-строительную практику планировки и застройки крупного российского города (на примере Барнаула, столицы Алтайского края). Автор размышляет о причинах и предпосылках формирования архитектурного облика современного городского населённого пункта, приводит собственный вариант стилевой дифференциации общей совокупности городских построек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.