Научная статья на тему 'Структура и содержание нематериального наследия трудов этнографа А. В. Анохина'

Структура и содержание нематериального наследия трудов этнографа А. В. Анохина Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
205
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОГРАФИЯ / НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / А.В. АНОХИН / НАРОДЫ АЛТАЯ / МУЗЕЙНЫЕ СОБРАНИЯ / ETHNOGRAPHY / NONMATERIAL GULTURAL HERITAGE / A.V. ANOHIN / THE PEOPLES OF ALTAI / MUSEUM COLLECTIONS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Комаристая Людмила Андреевна, Чернова Анастасия Александровна

Рассмотрены структура и содержание научного наследия этнографа А.В. Анохина, находящегося в музеях России. Ученый проявлял большой интерес не только к материальной, но и к духовной культуре коренных народов Алтая. Изучение нематериального наследия является актуальным направлением в развитии современной этнографии, для этого необходимы выявление и описание музейных собраний и коллекций, посвященных духовной жизни традиционных обществ. Обобщены сведения о способах фиксации ученым традиционной музыки, фольклора, эпоса, обрядов и верований. Собрание трудов А.В. Анохина рассредоточено по музеям России. Источники по нематериальному наследию народов Алтая находятся в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера), Томском областном краеведческом музее им. М.Б. Шатилова, Национальном музее Республики Алтай имени А.В. Анохина, Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая. Целью данного исследования является систематизация нематериальной составляющей наследия ученого и анализ содержательной наполняемости музейных источников, что может быть использовано для дальнейшего изучения, сохранения и репрезентации традиционной культуры народов Алтая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Structure and the Content of Non-Material Heritage in the Works of the Ethnographer A.V. Anokhin

The artide describes the structure and contents of the scientific heritage of the ethnographer A.V. Anokhin in the museums of Russia. The scientist showed great interest not only to material but also to spiritual culture of the indigenous peoples of Altai. The study of nonmaterial heritage is important in development of modern Ethnography, this makes necessary identification and description of museum collections, devoted to the spiritual life of traditional societies. The artide summarises the methods of recording traditional music, folklore, epics, rituals and beliefs. Collected materials formed the basis of museum collections. The works collected by A.V. Anokhin are presented in a number of museums of Russia. The materials on nonmaterial heritage of the peoples of Altai are in the Museum of Anthropology and Ethnography named after Peter the Great (Kunstkamera), the Tomsk Regional Museum of Local Lore named after M.B. Shatilov, the National Museum of the Republic of Altai named after A.V. Anokhin, The Altai State Museum of Literature and Culture. The aim of this research is systematization of the nonmaterial part of the heritage of the scientist's works that can be used for further study of everyday life of the Turkic peoples of Altai.

Текст научной работы на тему «Структура и содержание нематериального наследия трудов этнографа А. В. Анохина»

Структура и содержание нематериального наследия ... А .В. /Анохине!

ББК 63.5(253)+79.16 УДК 398.0 : 006.958

Структура и содержание нематериального наследия трудов этнографа А.В. Анохина

Л.А. Комаристая, А.А. Чернова

Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)

The Structure and the Content of Non-Material Heritage in the Works of the Ethnographer A.V. Anokhin

L.A. Komaristaya, A.A. Chernova

Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia)

Рассмотрены структура и содержание научного наследия этнографа А.В. Анохина, находящегося в музеях России. Ученый проявлял большой интерес не только к материальной, но и к духовной культуре коренных народов Алтая. Изучение нематериального наследия является актуальным направлением в развитии современной этнографии, для этого необходимы выявление и описание музейных собраний и коллекций, посвященных духовной жизни традиционных обществ. Обобщены сведения о способах фиксации ученым традиционной музыки, фольклора, эпоса, обрядов и верований. Собрание трудов А.В. Анохина рассредоточено по музеям России. Источники по нематериальному наследию народов Алтая находятся в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера), Томском областном краеведческом музее им. М.Б. Шатилова, Национальном музее Республики Алтай имени А.В. Анохина, Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая. Целью данного исследования является систематизация нематериальной составляющей наследия ученого и анализ содержательной наполняемости музейных источников, что может быть использовано для дальнейшего изучения, сохранения и репрезентации традиционной культуры народов Алтая.

Ключевые слова этнография, нематериальное культурное наследие, А.В. Анохин, народы Алтая, музейные собрания.

DOI 10.14258/izvasu(2017)2-30

The article describes the structure and contents of the scientific heritage of the ethnographer A.V. Anokhin in the museums of Russia. The scientist showed great interest not only to material but also to spiritual culture of the indigenous peoples of Altai. The study of nonmaterial heritage is important in development of modern Ethnography, this makes necessary identification and description of museum collections, devoted to the spiritual life of traditional societies. The article summarises the methods of recording traditional music, folklore, epics, rituals and beliefs. Collected materials formed the basis of museum collections. The works collected by A.V Anokhin are presented in a number of museums of Russia. The materials on nonmaterial heritage of the peoples of Altai are in the Museum of Anthropology and Ethnography named after Peter the Great (Kunstkamera), the Tomsk Regional Museum of Local Lore named after M.B. Shatilov, the National Museum of the Republic of Altai named after A.V. Anokhin, The Altai State Museum of Literature and Culture. The aim of this research is systematization of the nonmaterial part of the heritage of the scientist's works that can be used for further study of everyday life of the Turkic peoples of Altai.

Key words: ethnography, nonmaterial cultural heritage,

A.V. Anohin, the peoples of Altai, museum collections.

Мировое культурное сообщество под эгидой ЮНЕСКО последние десятилетия занимается проблемой разграничения понятий материальных и нематериальных ценностей человечества. В 2003 г. ЮНЕСКО приняла Конвенцию «Об охране нематериального природного наследия», тем самым актуализи-

руя этот вопрос. В статье №2 2 Конвенции указывается, что «нематериальное культурное наследие» означает обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, — а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами и, в некоторых слу-

чаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия. Такое нематериальное культурное наследие, передаваемое от поколения к поколению, постоянно воссоздается сообществами и группами в зависимости от окружающей их среды, их взаимодействия с природой и их истории и формирует у них чувство самобытности и преемственности, содействуя тем самым уважению к культурному разнообразия и творчеству человека [1].

Первые правовые документы в России, регламентирующие статус нематериального культурного наследия, появились 1992 г. «Положение об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации», утвержденное указом Президента РФ от 30 ноября 1992 г. под № 1487, к числу ценных памятников относит «расположенные на ее территории историко-культурные и природные комплексы, архитектурные ансамбли и сооружения, предприятия, организации и учреждения культуры, а также другие объекты, представляющие собой материальные, интеллектуальные и художественные ценности эталонного или уникального характера с точки зрения истории, археологии, культуры, архитектуры, науки и искусства» [2] .

В 2008 г. Приказом Министерства культуры от 17 декабря была утверждена Концепция сохранения и развития нематериального культурного наследия народов РФ на 2009-2015 гг. [3], где также прописано обозначение термина «нематериальное культурное наследие», которое означает обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия.

Актуализация на современном этапе вопросов, связанных с нематериальным культурным наследием на государственном уровне, делает необходимым выявление, описание, изучение и презентацию нематериальной части наследия, сохраненного в музейных собраниях. Музейные историко-бытовые и этнографические коллекции изобильны и разнообразны и отражают весь спектр этнографии народов, населяющих страну, как в материальном, так и в духовном плане. Они составляют поистине бесценное сокровище. Вклад отдельных лиц в формирование музейных коллекций огромен. Применительно к Алтаю большой интерес к собиранию материалов по духовной культуре коренных тюркоязычных народов проявлял этнограф Андрей Викторович Анохин. Его материалы находятся в нескольких музеях России. Они недостаточно полно описаны и изучены. Особого внимания со стороны ученых требует нематериальная составляющая этих коллекций.

Целью данной статьи является описание структуры и содержания материалов по духовной культуре

коренных народов этнографа А.В. Анохина, собранного ученым на Алтае и находящегося в фондах музеев России.

Для изучения проблемы исследования важно классифицировать способы фиксации нематериального культурного наследия ученым, охарактеризовать значение данного вида работы для сохранения культуры народов Алтая, сформировать представление о содержательной наполняемости музейных источников по деятельности исследователя.

За многие годы собирательской деятельности А.В. Анохиным были выработаны приемы, методы, правила и формы комплектования историко-бытовых и этнографических материалов. Особый интерес представляют его подходы к собиранию нематериального культурного наследия народов Сибири. Архивный и музейный материал, собранный ученым на Алтае, классифицируемый ныне как «нематериальное культурное наследие», по способу его фиксации можно подразделить на три группы: письменные, изобразительные источники, аудиодокументы. Они комплексно отражают различные стороны жизнедеятельности, религиозные воззрения, обычаи, нравы, национальные особенности, вкусы народов, населявших Алтай и сопредельные территории.

Письменные источники, сохранившие нематериальную часть традиционного культурного наследия народов Алтая, созданы самим А.В. Анохиным на основе изучения записанных им в полевых экспедициях сказок, былин, легенд и др. Так, в фонде А.В. Анохина в Томском областном краеведческом музее им. М.Б. Шатилова хранятся такие работы ученого, как «О сказках качинцев и сагаев, двух соседних племен, которые заселяют долину левого берега р. Абакана, притока Енисея» и «Песенное творчество тюркских азиатских племен и северных монгол» [4, л. 80-122; 5. л. 36-90].

В фонде Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая имеется подлинный рукописный вариант книги А.В. Анохина «Материалы по шаманству у алтайцев, собранные во время путешествия по Алтаю в 1910-1912 годах по поручению Русского Комитета для изучения Средней и Восточной Азии» [6] — наиболее известного его труда. В нем отражается символика шаманского ритуала, охарактеризованы предметы шаманского культа, подробно описана одежда шамана, а также представлена уникальная информация о процессе камлания с записями самих мистерий. Эта книга долгие годы являлась основополагающим трудом по исследованию шаманизма на Алтае.

В собрании Музея археологии и этнографии РАН имеется ряд неопубликованных работ ученого, также представляющих ценность как источник для репрезентации нематериального культурного наследия Алтая. Так, работы «Бубен бачатских телеутов Кузнецкого

Структура и содержание нематериального наследия ... А .В. Анохина

уезда Томской губернии: научное описание» [ 7], «Жертвенники духам алтайского шаманства и обряды» [8], «Духи телеутского шаманства» [9], «Краткие исторические сведения об аборигенах Алтая» [10] и многие другие способствуют полному раскрытию духовной составляющей культуры алтайских народов.

К письменным источникам относятся и нотные записи А.В. Анохина. Среди архивных материалов и музейных коллекций встречаются обработанные этнографом полевые материалы и черновые записи, сделанные им в экспедициях. Так, в архиве Музея археологии и этнографии РАН в личном фонде А.В. Анохина представлены подобные материалы, например, нотные записи с камлания шамана Баланди (1910 г.), записанные А.В. Анохиным непосредственно во время священного действия [11, л. 31-33]. В Томском областном краеведческом музее также хранятся такие материалы. К их числу относится «Призывание духов кама Моштоя 1910 г.» [12, л. 3, 3об., 4, 4об.]. Среди полевых материалов А.В. Анохина есть отдельные нотные записи бытовых песен, например «Песня, которая поется при приготовлении араки» [13, л.17об.]. Подобные материалы сегодня являются важнейшим основанием для изучения шаманского культа и быта народа.

Художественные изображения предметов быта народов Алтая начала XX в. занимают ведущую роль в познании духовной жизни данных этносов. А.В. Анохин приглашал в свои экспедиции профессиональных и начинающих художников для более точной фиксации найденного материала. В научно-исследовательские экспедиции А.В. Анохина в разное время ездили художники А.А. Воронина-Уткина, С.К. Просвиркина, Г.И. Чорос-Гуркин.

А.А. Воронина-Уткина участвовала в экспедиции А.В. Анохина летом 1910 г. Она зарисовывала бубны, утварь, орнаменты, писала бытовые сцены [14, с. 28-30]. В музее археологии и этнографии Сибири им. В.М. Флоринского Томского государственного университета (ТГУ) хранится коллекция рисунков А.А. Ворониной-Уткиной, собранная ею в разные годы, в том числе и в экспедиции 1910 г. Другой художницей, С.К. Просвиркиной, принимавшей участие в экспедиции А.В. Анохина 1913 г., было собрано большое количество этнографического материала. В архиве Музея археологии и этнографии РАН имеются такие ее зарисовки, как «Конская сбруя», «Виды крепости и церкви, предметы пищи», «Древние могилы, курганы», «Жертвенники, вид могил», «Орнаменты на кошмах, на деревянной домашней утвари», «Орудия производства: инструменты, ткацкие принадлежности», «Посуда и предметы домашнего обихода», «Орудия производства: инструменты, ткацкие принадлежности», «Охотничьи снаряжения» [15]. Г. И. Чорос-Гуркин, друг и единомыш-

ленник А.В. Анохина, также неоднократно помогал ему в экспедициях. Григорий Иванович, будучи профессиональным художником, брался за изображение наиболее сложных предметов. Так, например, в архиве Музея археологии и этнографии РАН хранится его работа «Шаманские бубны и калатушки» [16]. Изобразительные источники, найденные в собраниях А.В. Анохина, несут информацию об утраченном знании о предметах, их назначении, символике орнаментов, жизни и деятельности человека, его религиозных воззрениях.

А.В. Анохин большое значение придавал фиксации музыкальной составляющей жизни коренного населения Алтая. В фондах Томского областного музея и в архиве Музея археологии и этнографии РАН были найдены рукописи А.В. Анохина: записи мелодий и песнопений, запись камлания шаманов, мистерии камов. На материальном носителе (на восковых валиках) были зафиксированы песни, молитвы, камлания. Несколько фондов А.В. Анохина находятся в фонограммархиве Пушкинского дома при Институте лингвистических исследований РАН. Согласно описи, эти коллекции были сформированы ученым в 1906-1911гг. на территории Алтайского округа Томской губернии от алтайцев, сойотов, телеу-тов, качинцев. В Фонограммархиве Института русской литературы РАН находятся коллекции № 063 с количеством записей в 33 единицы, собранные А.В. Анохиным в 1911 году, № 064 количеством записей в 41 единицу, собранные в 1910 г., №2 494 с общим количеством записей в 214 единиц, выполненные в экспедициях 19061911 гг. Жанры этих мелодий и песен весьма разнообразны: это и обрядовые песни, и бытовые, и игровые [17, с. 46]. Архив фонографических записей — уникальное собрание «голосов прошлого». Нотные рукописи, выполненные ученым, дополненные «живым» прослушиванием музыкальных произведений, сегодня являются редким сочетанием сохраненного нематериального культурного наследия народов Алтая.

Таким образом, в материалах этнографа А.В. Анохина, характеризующих духовную культуру народов Алтая, можно выделить дневниковые и полевые записи ученого, художественные материалы, привезенные из его экспедиций, нотные записи и записи музыкальных произведений на восковых валиках, обработанные им и частично опубликованные черно -вые записи. В ходе исследования было выявлено, что материал сконцентрирован в Томском областном музее им. М.Б. Шатилова, в Национальном музее Республики Алтай, в Государственном музее истории, литературы, искусства и культуры Алтая, но большая его часть находится в Музее антропологии и этнографии РАН в Санкт-Петербурге.

Содержательная наполняемость материалов позволяет сделать вывод о том, что источниковая база для изучения нематериального культурного насле-

дия народов Алтая может быть серьезно расширена и обогащена, что даст возможность более емкой характеристики народов данного региона. Нематериальное культурное наследие сегодня признано ключевым в сохранении и репрезентации традиционной культуры народов. А. В. Анохин, об-

ладая совершенной исследовательской проницательностью, еще в начале XX в. понимал необходимость фиксации духовной составляющей культуры, тем самым сохранив бесценное наследие народов Алтая для потомков, позволил им существовать в современном мире культуры.

Библиографический список

1. ЮНЕСКО. Официальный сайт [Электронный ресурс]. —URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0013/001325/ 132540r.pdf (дата обращения: 15.09.2016).

2. Музейная коммуникация : модели, технология, практика [Электронный ресурс]. URL : http://www. future. museum.ru/lmp/books/archive/Mus&Comm.pdf (дата обращения: — 07.09.2016).

3. Концепция развития музейного дела в РФ до 2020 r. [Электронный ресурс]. — URL : http://mkrf.ru/upload/mkrl/ mkdocs2013/20_02_2013_1.pdf (дата обращения: 05.08.2016).

4. Томский областной краеведческий музей им. М. Б. Шатилова. Личный фонд А.В. Анохина. — Д. 3.

5. Томский областной краеведческий музей им. М. Б. Шатилова. Личный фонд А.В. Анохина. — Д. 4.

6. Анохин А. В. Материалы по шаманству у алтайцев, собранные во время путешествия по Алтаю в 1910-1912 гг. по поручению Русского Комитета для изучения Средней и Восточной Азии. Горно-Алтайск, 1994. (Репринтное издание. Л., 1924).

7. Музей археологии и этнографии РАН (МАЭ РАН). Личный фонд А. В. Анохина. — Ф. 11. — Оп. 1. — Д. 158.

8. МАЭ РАН. Личный фонд А. В. Анохина. — Ф. 11. — Оп. 1. — Д. 159.

9. МАЭ РАН. Личный фонд А. В. Анохина. — Ф. 11. — Оп. 1. — Д. 161.

10. МАЭ РАН. Личный фонд А. В. Анохина. — Ф. 11. — Оп. 1. — Д. 187.

11. МАЭ РАН. Личный фонд А. В. Анохина. — Ф. 11. — Оп. 1. — Д. 22.

12. Томский областной краеведческий музей им. М. Б. Шатилова. Личный фонд А. В. Анохина. Д. 19.

13. Томский областной краеведческий музей им. М. Б. Шатилова. Личный фонд А. В. Анохина. — Д. 24.

14. Томск художественный начала XX в. : к 90-летию Томского общества любителей художеств: каталог выставки / отв. ред. И. П. Тюрина. Томск, 2002.

15. МАЭ РАН. Личный фонд А. В. Анохина. — Ф. 11. — Оп. 1. — Д. 122-128.

16. МАЭ РАН. Личный фонд А. В. Анохина. — Ф. 11. — Оп. 1. — Д. 117.

17. Коллекции народов Севера в фонограммархиве Пушкинского дома / А. А. Бурыкин, А. Х. Гирфанова, А. Ю. Кастров, Ю. И. Марченко. — СПб., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.