Научная статья на тему 'Традиционные и инновационные направления развития этнического предпринимательства'

Традиционные и инновационные направления развития этнического предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
324
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ / ЭТНОЭКОНОМИКА / ЭТНИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Атаева Л. М.

В статье рассматривается понятия этноэкономики, характерные черты и особенности этнического предпринимательства. На примере Северо-Кавказского федерального округа исследуются социально-экономические результаты функционирования этноэкономического сектора. Отмечено, что этноэкономика Карачаево-Черкесской Республики устойчиво сохраняет свои позиции, обнаруживая значительные адаптационные свойства. Необходимо совершенствовать инфраструктуру малого предпринимательства, обеспечивать его финансовую поддержку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Атаева Л. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Традиционные и инновационные направления развития этнического предпринимательства»

УДК 332.142.4

традиционные и инновационные направления развития этнического предпринимательства

л. м. атаева,

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга E-mai: lmata@mail. ш северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия

В статье рассматриваются понятия этно-экономики, характерные черты и особенности этнического предпринимательства. На примере Северо-Кавказского федерального округа исследуются социально-экономические результаты функционирования этноэкономического сектора. Отмечено, что этноэкономика Карачаево-Черкесской Республики устойчиво сохраняет свои позиции, обнаруживая значительные адаптационные свойства. Необходимо совершенствовать инфраструктуру малого предпринимательства, обеспечивать его финансовую поддержку.

Ключевые слова: модернизация, региональная политика, экономические стратегии, этноэкономи-ка, этническое предпринимательство, инновации.

О природе феномена этноэкономики и этнического предпринимательства спорят давно, причем оценки исследователей различны. Даже учитывая все большую открытость социально-экономического пространства, отчетливо видна устойчивость роли этнического фактора в экономическом сознании и практике хозяйствования. Многие исследователи, изучая феномен этнического предпринимательства, на первый план выносят вынужденный его характер, либо определяют его как «тотальное освоение территории под собственные экономические уклады» [1] и интересы отдельных этнических меньшинств, либо рассматривают развитие этнического предпринимательства в неразрывной связи с этническими миграциями.

Однако понятия «этноэкономика» и «этническое предпринимательство» формируются из нашего прошлого, опираются на социально-психологические и социально-культурные установки. При этом, как отмечает Ю. С. Колесников, этноэкономика - это «территориально локализованный исторически сложившийся на базе хозяйственного уклада этноса сегмент экономики, характеризуемый господством традиционных, преимущественно аграрных, форм хозяйственной деятельности, натуральных и мелкотоварных форм производства, с доминированием ручного труда, неразвитостью обмена, замкнутостью домохозяйств, использованием кустарных ремесел, надомного труда, «отходничества» и т. п.» [2].

В настоящее время можно выделить две тенденции, согласно которым развивается современный мир. Первая - это глобализация, вторая - это укрепление этнокультурных структур. Как отмечает Р. А. Канцеров, процессы, определяемые ими, не только начинаются на уровне этноса, его культуры, традиций, исторически сформировавшихся специфических для данного этноса хозяйственных укладов, но во многом производны от того, что происходит на этом уровне [3]. Межэтнические отношения все заметнее проявляются в функционировании современного бизнеса разного рода.

Этнические бизнес-организации действуют часто вопреки рыночным законам и явно не так, как большинство давно существующих на этом же рынке фирм, в которых работают представители этническо-

го большинства той или иной страны. Было замечено, что в таких «неправильных» фирмах чаще всего работают представители этнических меньшинств [5, 6]. Им же и принадлежат эти фирмы. Существует достаточное количество примеров этнического предпринимательства в разных странах мира.

Экономика Северного Кавказа имеет отличительные черты, которые можно рассматривать как существенные институциональные факторы экономического развития. Это так называемые неформальные институты (традиции, обычаи, мораль, клановость). «Социальное пространство полиэтнических регионов России, и Северного Кавказа в частности, воспроизводит такого рода отношения, которые формируют этнокультурные общности в качестве социальных и экономических субъектов исторического процесса» [2].

Поэтому при разработке стратегии развития региональной социально-экономической системы необходимо проанализировать всю совокупность причин. Существуют определенные факторы, формирующие негативный потенциал этноэкономики, а именно:

• клановый протекционизм;

• коррупция власти;

• «проедание» дотаций, субсидий, субвенций;

• дефицит эффективных инвестиций;

• низкая занятость;

• утечка человеческого капитала.

Набор этих неформальных институтов выступает определенным тормозом экономического процесса.

Неэффективность экономической политики, проводимой для модернизации регионов, была вызвана недооценкой роли этноэкономики как субъекта национального хозяйства. Этноэкономика -равноправный сектор хозяйственного комплекса Юга России, обеспечивающий экономическую устойчивость этносов даже в условиях глубокого и продолжительного экономического кризиса [2].

Распространение постиндустриального хозяйственно-технологического уклада при расширяющейся глобализации предопределяет наличие в этноэко-номике традиционной (связанной с наследованием этносом типов, форм и способов хозяйствования) и инновационной (обусловленной необходимостью приспособления к современным геоэкономическим условиям) компонент хозяйствования. Структурирование этноэкономики позволяет характеризовать ее также как сочетание этноэкономических систем,

носящих как эндогенный характер (внутрисистемные условия реализации производственного потенциала этноса), так и экзогенный (взаимодействие с другими этническими системами).

Применительно к регионам СКФО обычно рассматривают благоприятные рекреационные ресурсы, тем самым ограничивая перспективы развития исключительно туризмом и, возможно, производством экологически чистой продукции. Однако основу богатства Северного Кавказа прежде всего составляют люди, наделенные способностью к предпринимательской деятельности, а значит, и к новаторству. Сегодня они в большинстве своем вынуждены вести натуральное хозяйство и поддерживать минимальный жизненный уровень. Но построить динамичную экономику без адекватной институциональной структуры нельзя.

Поэтому в целях модернизации экономики необходимо использовать наряду с современными рыночными механизмами исторически сложившиеся специфические для различных этносов хозяйственные уклады. Традиционная этноэконо-мика оказалась укладом, способным воспринимать инновации, что очень важно для модернизации российской экономики [3]. Таким образом, новая стратегия развития регионов должна опираться на то, что в экономике регионов приоритетом являются не природные ресурсы и традиционные факторы производства (основные фонды и земля), а знания и информационные технологии. Именно в депрессивных регионах, как показывает опыт, возникает потребность в преодолении кризиса за счет инновационной деятельности.

Однако осуществить обновление на прежней технологической базе практически невозможно. Это обновление возможно на новой, ресурсосберегающей основе. Отсюда и возникает потребность в инновационных проектах и программах.

Развитие предпринимательства в традиционных отраслях этноэкономики сопряжено с наличием действенного регионального механизма воспроизводства экономики, объединяющего совокупность разноплановых элементов региональной воспроизводственной системы, в результате чего реализуются стратегические приоритеты устойчивого социально-экономического развития в полиэтнической среде. Региональные механизмы развития предпринимательства в отраслях этноэкономики должны быть не только адекватными социально-экономической ситуации, но и достаточно устой-

чивыми, в своей основе не зависящими напрямую от динамики инвестиционного климата и предпринимательской конъюнктуры, т. е. государственно регулируемыми.

В этноориентированной экономике региона представляется необходимым формирование комплекса мер, направленных на развитие инфраструктуры информационной, консалтинговой и финансовой поддержки предпринимательства, формируемой в рамках муниципальных районов (округов) с оптимальной территориально-поселенческой локализацией предпринимателей, работающих в традиционных отраслях этноэкономики.

Задачей развития инфраструктуры поддержки предпринимательства в традиционных отраслях этноэкономики КЧР в настоящее время является создание минимально действенного системоформи-рующего ядра ее элементов с дальнейшим расширением числа ее институтов, объема и номенклатуры оказываемых услуг и развитием их на местном уровне (рис. 1).

По данным Программы социально-экономического развития КЧР, к концу 2009 г. на территории КЧР было зарегистрировано 6 611 предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования [4]. В 2008 г. их общее количество составило 6 427, что на 402 ед. больше, чем в 2007 г. (6 025 ед.).

В 2009 г. было зарегистрировано 16 100 индивидуальных предпринимателей. В 2008 г. их количество составило 15 623 чел. и выросло по сравнению с 2007 г. (13 778 чел.) на 11,2 %.

50 000 45 000 40 000

Наибольшее количество индивидуальных предпринимателей, включая глав крестьянско-фер-мерских хозяйств, частных нотариусов и адвокатов, сосредоточено в г. Черкесске, Усть-Джегутинском и Малокарачаевском районах (31,1 %, 12,2 и 11,0 % соответственно). Общий оборот предприятий в 2008 г. составил 13 млрд руб., что на 4,8 млрд руб. больше, чем в 2007 г. (8,2 млрд руб.). В сфере малого предпринимательства республики в 2008 г. было занято 30 тыс. чел., что составило 18 % экономически активного населения, в 2007 г. было занято 25,8 тыс. чел. (12 %) (рис. 2).

В настоящее время наибольшую помощь получают те предприятия, которые занимаются производственной и инновационной деятельностью. На государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства Карачаево-Черкесской Республики направлено 95 млн руб. Из них 19 млн руб. составляют средства республиканского бюджета и 76 млн руб. - федерального.

Деньги в первую очередь направляются в малые и средние предприятия, работающие в промышленности, научно-технической и инновационной сферах. Кроме того, на создание центров трансфера технологий и развитие технологических центров коллективного пользования субъектов малого и среднего предпринимательства. Уже определены 12 получателей господдержки, которым возместят полученные на реализацию инвестиционных проектов затраты по уплате части процентной ставки по кредитам.

35 000 30 000 25 000 20 000 15 000 10 000 5 000 ^ 0

Государств енна я Муниципальная

Частная

Общественных и религиозных организаций

Прочие формы

Рис. 1. Распределение организаций по формам собственности: 1 - Республика Дагестан; 2 - Республика Ингушетия; 3 - Кабардино-Балкарская Республика; 4 - Карачаево-Черкесская Республика; 5 - Республика Северная Осетия-Алания; 6 - Чеченская Республика;

7 - Ставропольский край

7

1

5

2006 2007 2008 2009

Рис. 2. Основные показатели деятельности малых предприятий по видам экономической деятельности в 2006-2009 гг., млн руб.: 1 - число малых предприятий, ед.; 2 - отгружено товаров, выполнено работ и услуг по видам деятельности; 3 - выручка от реализации товаров, продукции, услуг; 4 - инвестиции в основной капитал; 5 - оборот розничной торговли малых предприятий всех

видов деятельности

В рамках республиканской программы действуют Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства КЧР и Гарантийный фонд поддержки предпринимательства. За последние полгода фонд микрофинансирования предоставил займы 61 фирме на общую сумму 22 млн руб. А гарантийный фонд дал поручительства в виде 48 млн руб. 15 предприятиям. Это позволило привлечь в экономику республики 337 млн руб. в виде кредитов. Кроме того, в регионе создана лизинговая компания малого бизнеса и открыто представительство Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Особенностью Северо-Кавказского федерального округа является высокая численность индивидуальных предпринимателей. Если количество индивидуальных предпринимателей соответствует среднероссийскому показателю - 280 чел. на 10 тыс. жителей, то количество малых и средних предприятий по субъектам РФ, входящим в состав СевероКавказского федерального округа, в 2-7 раз ниже, чем в среднем по Российской Федерации.

Этноэкономика Карачаево-Черкесской Республики устойчиво сохраняет свои позиции, обнаруживая значительные адаптационные свойства. На современном этапе развития в соответствии с этноэкономическими особенностями основными задачами повышения эффективности предпринимательства в секторе этноэкономики региона являются:

• совершенствование системы инфраструктуры малого предпринимательства в республике, обес-

печение для бизнеса облегченного доступа к финансовым ресурсам (грантовая поддержка начинающих предпринимателей, содействие развитию системы учреждений микрофинансирования, содействие развитию кредитных кооперативов, формирование гарантийных фондов) и информационная поддержка малых предприятий в сфере этноэкономики региона;

создание промышленных парков на территории Северо-Кавказского федерального округа (приоритетными являются промышленные парки, ориентированные на легкую промышленность, производство строительных материалов, нефтехимии, продукции машиностроения); содействие развитию народных промыслов и иных традиционных видов деятельности через обеспечение сбыта продукции и налаживание связей между производителями и потребителями;

эффективное использование природно-оздоро-вительного комплекса и развитие этнической компоненты при предоставлении туристических услуг в рекреационных центрах и курортах республики,

совершенствование программ профессиональной подготовки и переподготовки кадров в высших учебных заведениях и учреждениях среднего профессионального образования, а также повышение доступности прохождения обучения и переподготовки в ведущих профильных российских и иностранных учебных заведениях (гранты и система образовательных кредитов), стажировок выпускников на ведущих профильных предприятиях регионов Российской Федерации; формирование комплекса мероприятий, направленных на выращивание животных традиционных пород (овец «карачаевской» породы и лошадей «карачаевской» породы) и на обеспечение их сбыта.

В результате вышеуказанных процессов в экономическом пространстве региона с учетом его специфических условий развития должна сформироваться своя инновационная среда. Совокупность таких региональных инновационных систем и будет в дальнейшем формировать инновационный потенциал России.

Список литературы

1. Андреев А. Этническая революция и реконструкция постсоветского пространства // Общественные науки и современность. 1996. № 1. С. 111.

2. Колесников Ю. С. Этноэкономика в судьбах модернизации Юга России // Экономический вес-

тник Ростовского государственного университета. 2003. Т. 1. № 2. С. 20.

3. Канцеров Р. А. Многоукладность региональных экономик: стратегии и механизмы модернизации. Ростов н/Д: Терра Принт, 2006.

4. Программа социально-экономического развития КЧР. URL: http://protown. ru/russia/obl/ articles/7560.html.

5. Радаев В. Этническое предпринимательство: мировой опыт и Россия // Полис. 1993. № 5. С.79-87.

6. Снисаренко А. Этническое предпринимательство в большом городе современной России (на материалах исследования азербайджанской общины Санкт-Петербурга) . URL: http://www. narcom.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.