Научная статья на тему 'КРАТКИЙ АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ ПО ЭТНОГРАФИИ НАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ'

КРАТКИЙ АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ ПО ЭТНОГРАФИИ НАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
576
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / ЭТНОГРАФИЯ / ЭТНОС / ИСТОЧНИКИ / НАДПИСИ / РУКОПИСИ / ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кушаков М. И. У.

Актуальность статьи заключается в том, что, сама работа охватывает не только источников этнографии Центральной Азии, но и сопоставляет и анализирует разных источников, так как история этих народов были написаны не только на старотюркском языке, а были написаны на Китайском, Арабском, Персидском и Русском языках. Как известно, чтобы понять историю того или иного народа, также изучить его цивилизационную жизнь прежде всего необходимо знать язык этого народа. Однако для изучения народов Центральной Азии, и в особенности тюркских народов, недостаточно просто знать один определённый язык.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Кушаков М. И. У.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A BRIEF ANALYSIS OF SOURCES ON THE ETHNOGRAPHY OF THE PEOPLES OF CENTRAL ASIA

The relevance of the article lies in the fact that the work itself covers not only the sources of the ethnography of Central Asia, but also compares and analyzes different sources, since the history of these peoples was written not only in the Old Turkic language, but were written in Chinese, Arabic, Persian and Russian languages. As you know, in order to understand the history of this or that people, also to study its civilizational life, it is first of all necessary to know the language of this people. However, to study the peoples of Central Asia, and especially the Turkic peoples, it is not enough just to know one particular language.

Текст научной работы на тему «КРАТКИЙ АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ ПО ЭТНОГРАФИИ НАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ»

2. Averkin S. D. The use of the results of regime measures carried out in a correctional institution in the investigation of crimes: dis. ... cand. yurid. sciences'. Lyubertsy. 2009. p. 90.

3. Ivanov Yu. V. Procedural issues of conducting a search in the investigation of crimes committed by convicts in ITU / / Guarantees of the rights of persons participating in criminal proceedings. Sverdlovsk Law Institute. Scientific works. Issue 45. Sverdlovsk. 1975. p. 83-87.

4. Valeev A. T. Tactics of search and seizure in the investigation of crimes committed in institutions of the penal system (scientific and organizational-legal issues): autoref.dis. ... cand. yurid. M., 2006. p. 18.

5. Belyakov A.V. Investigation of disorganization of the activities of institutions providing isolation from society: dis ... cand. yurid. sciences'. Pskov. 2010. p. 215.; Gryazeva N. V. Methodology of investigation of escapes from places of deprivation of liberty: author's abstract. ... cand. yurid. sciences'. Moscow. 2014. p. 27.

6. Kipnis N. M. The admissibility of evidence in criminal proceedings /Ed. by P. A. Lupinskaya. Moscow.1995. pp. 54-59.

КРАТКИЙ АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ ПО ЭТНОГРАФИИ НАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

A BRIEF ANALYSIS OF SOURCES ON THE ETHNOGRAPHY OF THE

PEOPLES OF CENTRAL ASIA

УДК 93

Кушаков М. И. у., студент, международная исламская академия Узбекистана Kushakov M. I. c., [email protected]

Аннотация

Актуальность статьи заключается в том, что, сама работа охватывает не только источников этнографии Центральной Азии, но и сопоставляет и анализирует разных источников, так как история этих народов были написаны не только на старотюркском языке, а были написаны на Китайском, Арабском, Персидском и Русском языках. Как известно, чтобы понять историю того или иного народа, также изучить его цивилизационную жизнь прежде всего необходимо знать язык этого народа. Однако для изучения народов Центральной Азии, и в особенности тюркских народов, недостаточно просто знать один определённый язык.

Annotation

The relevance of the article lies in the fact that the work itself covers not only the sources of the ethnography of Central Asia, but also compares and analyzes different sources, since the history of these peoples was written not only in the Old Turkic language, but were written in Chinese, Arabic, Persian and Russian languages. As you know, in order to understand the history of this or that people, also to study its civilizational life, it is first of all necessary to know the language of this people. However, to study the peoples of Central Asia, and especially the Turkic peoples, it is not enough just to know one particular language.

Ключевые слова: Центральная Азия, этнография, этнос, источники, надписи, рукописи, этнические общества.

Keywords: Central Asia, ethnography, ethnos, sources, inscriptions, manuscripts, ethnic societies.

Территория Узбекистана является одним из древних культурных регионов, со сформировавшимися "...мигра-метео-этническими обществами, сохранившими, тем не менее, свою автохтонную основу" [6] . Различные этапы этническом истории узбекского народа изучаются в историческом последовательности в качестве теоретико-прикладных разработок.

В Бухарском ханстве, являющийся одним из трёх ханств созданных в Туркестане, языком делопроизводства считался Персидский язык. Также в Туркестане было немало исторических произведений, написанных в арабском языке. А произведения, созданные чисто на Тюркском языке очень мало. В

любом случае, быть просто тюркологом недостаточно для изучения этнографии народов Центральной Азии. Независимо от того, какой период вы изучаете, вы должны быть либо синологом, либо арабистом, либо иранистом [2].

Далее мы рассмотрим письменные источники об этнографии и истории народов Центральной Азии, которые были написаны на Старотюркском, Китайском, Византийском, Арабском, Персидском и Русском языках.

1. Тюркские письменные источники:

В исследовании истории народностей Центральной Азии важную роль играют произведения, написанные на уйгурском, руническом и арабском языках в VI - VIII. Старые тюркские тексты были найдены в Монголии и Таласской долине. Особенно ценными считаются произведения Кюльтегина, бильге Кагана и Тонюкука. Среди старых тюркских произведений особое место занимают- «Куттатгу билиг» Юсуфа Баласагуни и «Диван ал-Лугату Турк» Махмуда Кашгари. Также, очень важная работа XVII века Абулгази Бахадырхана «Шеджереи Тюрки» занимает значимое место. Также должны упомянуть о Н.А. Баскакове, который написал о Кыпчаках и Печенегах ушедшие в Восточную Европу. Ещё, в 1546 году Мехмет Хайдар в Кашмире написал произведение «Тарихи Рашиди». Кроме этого, должны также упомянуть и о «Бабурнама», который написал сам Захириддин Мухаммад Бобур.

2. Китайские источники:

Различные народы Центральной Азии испокон веков жили в соседстве с Китаем. Китай, в свою очередь, является одним из древнейших народов, который имел собственный алфавит. Следовательно, можно найти информацию о тюрках, которые соседствуют с Китаем с очень давних времён. Но существует один недостаток. Имена нескольких Тюркских народов и правителей были изменены в соответствии с китайским алфавитом. Дело в том, что, в Китайском алфавите нет буквы «Р(эр)» и они называли правителей Центральной Азии не своим именем, а именем, которые сами же нарекали. Несмотря на то, что, многие учёные не обращали на это внимание, впервые

русский синолог Н.Я. Бичурин в XIX веке смог перевести на русский язык китайские источники. Его труд впоследствии был выпущен в трёх томах.

Династии Суй и Чжен тюрков называли «Тукью», также Тюрков они воспринимали как преемников Хуннов. В ходе археологических раскопок в местности Тувы, на самом деле были найдены археологические памятники, которые показали, что, в культурном и материальном плане Тюрки и Хунны были одинаковыми [7].

Живший в V веке в Китае Фан Йе написал «Историю о династии Хань». Он в своей книге упоминает о народах Центральной Азии очень мало, но преподносит ценные информации. В X веке Тань Шу в своей книге говорит о взаимоотношениях Китая и народов Центральной Азии с древнейших времён до X века. Он также говорит о Хуннах и Эфталитах.

3. Арабские источники:

Начиная с середины VII века, после того как арабы положили конец с государством Сасанидов в Иране в 651 году достигают в город Мерв Центральной Азии. А начина с середины VIII века начинают свои захватническое движение.

В присвоенных землях арабы начинают распространять свою религию и культуру. Эти вопросы были рассмотрены в статье Крачковского Ю.И. «О подготовке к сбору арабских источников по истории Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии».

Первым арабским автором, который, дал сведения о народах Центральной Азии является Тамим ибн Бахр. Он первым написал о тюрках, живших вокруг Иссык-куля. В книге «Китаб аль-масалик валь мамалик» ( О путях и странах) ибн Хардадбаха подробно описаны города народов Центральной Азии, их рыночные пути и этнография. В вышеупомянутой книге, в основном, говорится о народах живших в Семиречье и в Тянь -Шане.

Ат-Табари ( 838-925 ) в своём произведении « Тарих ар-расул валь мулюк» пишет о событиях, произошедших в VII - IX вв. Он подробно описывает вспыхнувшие восстания в Бухаре и Самарканде в 750-751 гг.

Живший в конце IX начале X вв. ибн Аль-Факих аль- Хамадани в своём труде «Китаб аль-ахбар аль-бульдан» говорит о политическом строении тюркских народов Центральной Азии, об их веровании и культуре. Аль Истахри в произведении «Китаб аль-масалик валь-мамалик» пишет о странах и народах, о территории, о торговых путях и о центрах искусства Центральной Азии.

Из учёных XII века аль-Идриси (1100-1165) в своих трудах даёт информацию об Огузах, Киргизах, Туркменах и Карлуках. Кроме аль -Идриси о вышеперечисленных народах также писал и его современник аль-Марвази. Отдельно про религиозную жизнь тюркских народов мы можем узнать из книги «Китаб аль-ансаб» автором которой является ас-Самани (1113-1167)

О противостояниях народов Центральной Азии и государства Хорезмшахов в XIII-XIV вв. против монгольского нашествия можно узнать из произведений ибн-Аль Асира, ан-Насафи и Якута аль-Хамави. В труде ибн аль-Асира подробно описывается завоевания Чингизханом Центральной Азии вблизи таких городов, как - Бухара, Шаш и Хорезм.

4. Персидские источники:

Ещё больше о X-XIII вв. мы можем узнать из персидских письменных источников. Одним из выдающихся учёных X века является Мехмед Наршахи и его книга «История Бухары». В данной книге можно найти сведения о тюрках Средней Азии и о Караханидах. История Туркестана и монгольских народов, также завоевание монголами Средней Азии описывается в книге Рашидиддина «Джами ат-Таварих». В произведении говорится об истории тюркских и монгольских народов до XIII века, также их шеджере (родословное древо).

Для тех, кто изучает XIV, век ценным является произведение «Зафарнамэ» Низамеддина Шами. Будучи писарем Амира Тимура Н.Шами в своём произведении, описывает всё, чего он сам был личным свидетелем. Этот фактор и делает его работу очень ценным источником. При Шахрухе, сыне Амира Тимура, также было написано одноимённое произведение «Зафарнамэ». Его автором является историк Шарафатдин Йезди, который написал свой труд в 1424году.

5. Русские источники:

При изучении истории и этнографии народов Центральной Азии очень ценными являются также и русские источники.

В России исследования причастные к истории народов Центральной Азии, в основном, были начаты во второй половине XIX века. Исследователями, которые занимались изучением данного региона, считаются: В.В. Григорьев, П.И. Рычков, Н.И. Веселовский, В.Р. Розен, В.В. Радлов, В.В. Бартольд, П.М. Мелиоранский, Б.Я. Владимирцев и Я. Якубовский.

В.В. Григорьев является единственным учёным, который утверждал, что, народ Саков разговаривали в тюркском языке. Об этом он сообщает в своей книге «Исследование о скифом народе Саках». Но его теория не была поддержана в научном кругу Советского Союза и её также не одобрили другие историки [7].

В исследовании о раннем средневековье народов Центральной Азии особое место занимают труды В.В. Бартольда. Он ярко описывает завоевание арабами Средней Азии, рассказывает об арабских письменных источниках, о государстве Караханидов, о происхождении Огузов и их передвижение на Запад и строй монгольской администрации.

Кроме этого, Бартольд рассказывает о Золотой Орде, о Чигатайском улусе, о войнах Амира Тимура и о Шейбанидах. Также он подчёркивает, что, при изучении Центральной Азии очень ценными являются письменные источники н таких языках, как: - Китайский, Старотюркскй, Персидский, Арабский и также старые рунические надписи [2]. К перу Бартольда также принадлежат краткие произведения об истории тюрков с VI-VII вв. до XIII-XVШвв.

В советский период также были изучены народы современной Средней Азии. Про узбекский народ были написаны много книг, авторами которых являются: Бартольд, Радлов, С.П. Толстов и Н.А. Аристов. Очень ценным считается произведение А.М. Беленицкого «История феодального землевладения в Средней Азии и Ираке в эпохе Тимуридов» и «Государство кочевых узбеков» Б.Е. Ахмедова, Б. Кармышева и К. Шаниязов [8]. В истории

любая общественная структура, будь она этническом единицеи, родом, племенем, народностью или нацией, в том числе узбекский народ в изучаемые" период, как и другие народы Средней Азии, состояли из множества больших и малых этнических и этнографических групп. Несмотря на то, что в современной" этнологической" науке толкование этническое" принадлежности исторических общественных единиц как род, племя, народность, вызывает отдельную полемику, методология исследования этнических единиц на протяжении определенного исторического этапа в составе того или иного народа на основе подходов этнологического аспекта - этничности, этнокультурное" принадлежности, идентичности, признается широкое научной общественностью.

В современной этнологической науке имеются мнения о том, что «этничность основывается на комплексе культурного характера, т.е. в этничности родственные и другие объективние критерии роли не играют». Из анализа этнических процессов, происходивших на территории Средней Азии, в частности Узбекистана, следует, что этничность - есть результат гармонии этнических факторов и культурной принадлежности.

В сложном и разнообразном этническом составе узбекского народа можно выделить древние локально-территориальные этнические единицы, не разделяющиеся на роды и субэтнические компоненты, сохранившие порядок разделения на роды (поколения, группы, роды) и в определенной мере отличающиеся от оседлого населения своими хозяйственно-культурными особенностями [5, с. 13].

История Казахского народа богата не только средневековыми письменными источниками, но и археологическими находками, которые были обнаружены на их территории. Многие учёные долго трудились с этими находками и источниками, и, в конце концов, их усердный труд дал результаты во второй половине XIX века. В процессе изучения истории Казахов, услуги Тянь-Шанского очень велики. Он в 1856-57 и в 1888 гг. совершил путешествие на земли Алтая и Казахстана. Стоит также отметить Чокана Валиханова, который заслужил особое место среди учёных тюркологов. Он в 1961 и 1984гг.

выпустил своё произведение в пяти книгах, в которых раскрывает историю территорий Казахстана. В 1994 году также была выпущена книга на казахском языке - «Kazahstan XIX g'asirdin' 20-40 jildarinda. Almati» Автором этой книги является Е.Бекмаханов.

История Киргизов и Казахов должны рассматриваться вместе, потому-что до XVIII века они жили вместе. Существуют очень интересные произведения, связанные с историей киргизского народа, авторами которых являются - Радлов, Бартольд и А.Я. Якубовский. Также существуют другие книги, которые были знаменитыми в кругу советских учёных. Это книги : «Древнетюркские рунические памятники как источник по истории Средней Азии» С. Кляшторнова и «Киргизы и их этногенетические историко-культурные связи, 1971г.» А.Н. Бернштама и С.М. Абразома.

Богатую историю Туркестана занимает регион Туркмен. Находки, обнаруженные в землях Туркменистана в советский период, считаются очень ценными. Самым знаменитым учёным изучавший Туркменистан является С.Г.

Агаджанов и его произведение «Очерк истории Огузов и Туркмен.

Литература

1. Saadettin Gomec "kok turk tarihi" Ankara - 2009

2. Бартольд,12 лекций по истории тюркских народов Средней Азии

3. Абдуллаев Ш. Этносоциальные и этнополитические процессы в Ферганской долине. (Основные проблемы, тенденции противоречия. 70-е — 80-е годы ХХ века.): Автореф. дисс. ... докт. ист. наук. Ташкент: ИИ АН РУз, 1994

4. Ashirov А. Orta Asya sufi gruplarin rituellerindeki 'cehri zikir' kavrami ve onun etnografik ozellikleri // Gazi Turkiyat, Guz 2014/15: P.93 -202.

5. Каюмов А. Этническая ситуация на территории Южного Узбекистана в XIX — нача-е ХХ века (по материалам Сурхан-Шерабадской долины): Автореф. дисс. ... канд. ист. аук. Ташкент: ИИ АН РУз, 2011.

6. Ртвеладзе Э.В. Тарихий тамаддун ва Мовароуннахрдаги кадимий шахдрлар // San"at. - Тошкент, 2002. - No 2. - Б. 5.

7. Dr. Sebahattin §im§ir. «Dunden bugune Turkistanda Turkler»...

8. Ахмедов Б.А. Государство кочевых узбеков, М.: 1965., Шаниязов К. Узбеки-карлуки. -Ташкент, 1964; Кармышева Б.Х. Очерки этнической истории южных районов Таджикистана и Узбекистана. -М.: Наука, 1976.

Literature

1. Saadettin Gomec "kok turk tarihi" Ankara - 2009

2. Barthold, 12 lectures on the history of the Turkic peoples of Central Asia

3. Abdullaev Sh. Ethnosocial and ethnopolitical processes in the Fergana Valley. (Main problems, tendencies of contradiction. 70s - 80s of the XX century.): Author's abstract. diss. ... doct. ist. sciences. Tashkent: II AN RUz, 1994

4. Ashirov A. Orta Asya sufi gruplarin rituellerindeki 'cehri zikir' kavrami ve onun etnografik ozellikleri // Gazi Turkiyat, Guz 2014/15: P.93-202.

5. Kayumov A. Ethnic situation on the territory of southern Uzbekistan in the nineteenth - early twentieth century (based on materials from the Surkhan-Sherabad valley): Author's abstract. diss. ... Cand. ist. auk. Tashkent: II AN RUz, 2011.

6. Rtveladze E.V. Tarikhiy tamaddun va Movarounnax,rdagi ^adimy shaxarlar // San "at. - Toshkent, 2002 .-- No. 2. - B. 5.

7. Dr. Sebahattin §im§ir. "Dunden bugune Turkistanda Turkler" ...

8. Akhmedov B.A. State of nomadic Uzbeks, M .: 1965., Shaniyazov K. Uzbek-Karluks. -Tashkent, 1964; Karmysheva B.Kh. Essays on the ethnic history of the southern regions of Tajikistan and Uzbekistan. -M .: Nauka, 1976.

СТАНОВЛЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ДИПЛОМАТИИ КАК ЭЛЕМЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

FORMATION OF ENERGY DIPLOMACY AS AN ELEMENT OF PUBLIC ADMINISTRATION

УДК 32

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.