Научная статья на тему 'Хронотропная и когнитивная активность как составная часть специфического действия естественных адаптогенов'

Хронотропная и когнитивная активность как составная часть специфического действия естественных адаптогенов Текст научной статьи по специальности «Биотехнологии в медицине»

CC BY
113
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по биотехнологиям в медицине , автор научной работы — Арушанян Э. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Хронотропная и когнитивная активность как составная часть специфического действия естественных адаптогенов»

ХРОНОТРОПНАЯ И КОГНИТИВНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ СПЕЦИФИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ АДАПТОГЕНОВ

Арушанян Э.Б.

Ставропольская государственная медицинская академия, кафедра фармакологии, г. Ставрополь

Процесс адаптации организма человека и животных связан с мобилизацией различных механизмов на уровне многих органов и систем. При этом глобальную адаптивную миссию выполняют биологические ритмы в виде временных колебаний физиологических функций, а для успешного приспособления индивидуума к меняющимся условиям внешней среды - важна адекватная организация познавательной деятельности мозга. Исходя из очевидности указанных положений, на кафедре фармакологии СтГМА на протяжении ряда лет выполнен комплекс исследований, направленных на определение способности некоторых естественных адаптогенов гормонального и растительного происхождения оказывать хронотропное (ритморганизующее) действие и менять основные познавательные (когнитивные) процессы в виде памяти и зрительного восприятия.

Хронотропные свойства гормона мозговой железы эпифиза мелатонина и растительных адаптогенов (действующих начал растений элеутерококка, родиолы, женьшеня и др.) изучены в опытах на крысах при оценке ритма суточной подвижности и временной динамики принудительного плавания животных. В условиях длительной многодневной регистрации в автоматизированном режиме околосуточной (циркадианной) подвижности крыс регулярное введение мелотонина (внутрибрюшинно 0,1 и 1,0 мг/кг в течение недели) способствовало формированию более чёткого рисунка циркадианной локомоции с максимумом в темноте (сравнительно с контрольными инъекциями физиологического раствора). Аналогичная, хотя и менее резко выраженная ритморганизующая активность при той же схеме введения показана у тонизида (200 мг/кг), представляющего собой

комплекс растительных адаптогенов, включая экстракты плодов элеутерококка, корней родиолы и женьшеня. При оценке разработанным нами оригинальным методом временной динамики принудительного плавания крыс препараты гормонального и растительного происхождения, оказывая стресспротективное действие, сходным образом повышали способность животных адаптироваться к пребыванию в воде. В сравнении с контрольными особями отмечалось появление более адекватной энергосберегающей тактики в виде падения числа частых, короткопериодных эпизодов в динамике плавательного поведения и снижения, основанного на количественном учёте их числа, ритмологического индекса депрессивности.

В исследовании на молодых здоровых добровольцах установлено, что 10-дневное назначение мелатонина в низкой дозе (0,75 мг) незначительно увеличивало объём зрительной и слуховой памяти, но спустя неделю после прекращения приёмов вещества такой сдвиг (в сравнении с эффектом плацебо) принимал статистически значимый вид. Отчётливое улучшение слуховой памяти у большинства испытуемых показано также после регулярного изолированного использования жидкого экстракта элеутерококка (20 капель однократно) и комплексного препарата тонизида (2 гр. ежедневно в течение недели).

Адаптогенные средства различного происхождения наряду с мнестическими процессами оптимизировали и зрительное восприятие у людей. Методом компьютерной кампиметрии обнаружено достоверное снижение под влиянием мелатонина порога яркостной чувствительности различных участков сетчатки глаза лиц пожилого возраста и юношей, перенесших в анамнезе черепно-мозговую травму. Сходный результат получен у молодых испытуемых после однократных и особенно повторных приёмов элеутерококка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2011г.

2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2010г.

3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2009г.

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2008г.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2007г.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2006г.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2005г.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2004г.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2003г.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2002г.

11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2001г.

12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2000г.

13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011г.

14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2010г.

15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009г.

16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008г.

17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007г.

18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006г.

19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005г.

Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004г.

21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003г.

22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002г.

23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001г.

Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.