ХРОНОТРОПНАЯ И КОГНИТИВНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ СПЕЦИФИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ АДАПТОГЕНОВ
Арушанян Э.Б.
Ставропольская государственная медицинская академия, кафедра фармакологии, г. Ставрополь
Процесс адаптации организма человека и животных связан с мобилизацией различных механизмов на уровне многих органов и систем. При этом глобальную адаптивную миссию выполняют биологические ритмы в виде временных колебаний физиологических функций, а для успешного приспособления индивидуума к меняющимся условиям внешней среды - важна адекватная организация познавательной деятельности мозга. Исходя из очевидности указанных положений, на кафедре фармакологии СтГМА на протяжении ряда лет выполнен комплекс исследований, направленных на определение способности некоторых естественных адаптогенов гормонального и растительного происхождения оказывать хронотропное (ритморганизующее) действие и менять основные познавательные (когнитивные) процессы в виде памяти и зрительного восприятия.
Хронотропные свойства гормона мозговой железы эпифиза мелатонина и растительных адаптогенов (действующих начал растений элеутерококка, родиолы, женьшеня и др.) изучены в опытах на крысах при оценке ритма суточной подвижности и временной динамики принудительного плавания животных. В условиях длительной многодневной регистрации в автоматизированном режиме околосуточной (циркадианной) подвижности крыс регулярное введение мелотонина (внутрибрюшинно 0,1 и 1,0 мг/кг в течение недели) способствовало формированию более чёткого рисунка циркадианной локомоции с максимумом в темноте (сравнительно с контрольными инъекциями физиологического раствора). Аналогичная, хотя и менее резко выраженная ритморганизующая активность при той же схеме введения показана у тонизида (200 мг/кг), представляющего собой
комплекс растительных адаптогенов, включая экстракты плодов элеутерококка, корней родиолы и женьшеня. При оценке разработанным нами оригинальным методом временной динамики принудительного плавания крыс препараты гормонального и растительного происхождения, оказывая стресспротективное действие, сходным образом повышали способность животных адаптироваться к пребыванию в воде. В сравнении с контрольными особями отмечалось появление более адекватной энергосберегающей тактики в виде падения числа частых, короткопериодных эпизодов в динамике плавательного поведения и снижения, основанного на количественном учёте их числа, ритмологического индекса депрессивности.
В исследовании на молодых здоровых добровольцах установлено, что 10-дневное назначение мелатонина в низкой дозе (0,75 мг) незначительно увеличивало объём зрительной и слуховой памяти, но спустя неделю после прекращения приёмов вещества такой сдвиг (в сравнении с эффектом плацебо) принимал статистически значимый вид. Отчётливое улучшение слуховой памяти у большинства испытуемых показано также после регулярного изолированного использования жидкого экстракта элеутерококка (20 капель однократно) и комплексного препарата тонизида (2 гр. ежедневно в течение недели).
Адаптогенные средства различного происхождения наряду с мнестическими процессами оптимизировали и зрительное восприятие у людей. Методом компьютерной кампиметрии обнаружено достоверное снижение под влиянием мелатонина порога яркостной чувствительности различных участков сетчатки глаза лиц пожилого возраста и юношей, перенесших в анамнезе черепно-мозговую травму. Сходный результат получен у молодых испытуемых после однократных и особенно повторных приёмов элеутерококка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2011г.
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2010г.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2009г.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2008г.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2007г.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2006г.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2005г.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2004г.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2003г.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2002г.
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2001г.
12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2000г.
13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011г.
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2010г.
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009г.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008г.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007г.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006г.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005г.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004г.
21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003г.
22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002г.
23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001г.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва