РИТМОГЕННОЕ ЦВЕТОИМПУЛЬСНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ПОТЕНЦИРУЕТ ПСИХОТРОПНУЮ АКТИВНОСТЬ ГЛИЦИНА
Ованесов К.Б., Арушанян Э.Б.
Ставропольская государственная медицинская академия, Кафедра фармакологии, г. Ставрополь
В последние годы внимание исследователей всё чаще привлекают различные физические методы воздействия на организм ритмической природы. К их числу относится и цветоимпульсная терапия, направленная на устранение дезорганизации биологических ритмов и аккомпанирующих дизритмии нарушений в психоэмоциональной сфере. Поэтому представлялось интересным оценить влияние цветоимпульсной стимуляции зрительного аппарата на чувствительность кардиологических больных к действию одного из когнитивных усилителей -аминокислоты глицина.
Исследование выполнено на 32 пациентах (в возрасте 60-70 лет) кардиологического стационара, которые страдали ишемической болезнью сердца, осложнённой энцефалопатией, что, как известно, неизбежно совпадает с формированием хронопатологического дефекта. Исходно у всех больных на фоне стандартной фармакотерапии посредством специальных опросников (методика Спилбергера-Ханина) определяли личностную и реактивную тревожность, объём кратковременной слуховой памяти, а также производили балльную оценку качества ночного сна. В дальнейшем испытуемые были разделены на 4 равные группы: в первых двух на протяжении 10 дней они регулярно получали глицин (трижды в день по 200 мг) или по той же схеме плацебо, в третьей и четвёртой эти назначения сопровождалось сеансами (по 15 мин) цветоимпульсной стимуляции посредством аппарата АСИР. Изолированное применение глицина, по сравнению с эффектом плацебо, сопровождалось у больных довольно ограниченными сдвигами психоэмоционального состояния. Они характеризовались понижением (на 20%) только реактивной, но не личностной тревоги, и некоторым улучшением качества сна без изменения объёма слуховой памяти. Повторные сеансы одной цветоимпульсной стимуляции на фоне приёмов плацебо действовали ещё слабее, коль скоро статистически значимо ограничивался лишь единственный исследованный показатель -реактивная тревога.
В то же время одновременное ритмогенное воздействие существенно потенцировало терапевтические возможности глицина. В наибольшей степени возрастал его успокаивающий эффект. У всех пациентов снижалась степень как реактивной, так и личностной тревоги (на 20 и 39% соответственно). При этом ограничение тревожности наблюдалось независимо от первоначальной величины исследованного показателя, почти вдвое превосходя ответ на изолированное применение глицина. Выявлено, кроме того, достоверное увеличение (в среднем по группе на 23%) объёма слуховой памяти, а также улучшение (на 23%) качества ночного сна. Индивидуальный анализ свидетельствовал, что результативность комплексного воздействия в целом оказывалась гораздо выше у лиц с исходно худшими показателями.
Таким образом, обнаружена способность цветоимпульсной стимуляции заметно потенцировать психотропные свойства вещества, улучшающего познавательную деятельность мозга. Это даёт право ставить вопрос о целесообразности более широкого использования такого вполне доступного неинвазивного метода в клинической практике, в частности, для комбинированной терапии психоэмоциональных и когнитивных нарушений. Вполне вероятно, что одним из слагаемых установленного факта является нормализация биоритмических процессов в организме.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2011г.
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2010г.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2009г.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2008г.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2007г.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2006г.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2005г.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2004г.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2003г.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2002г.
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2001г.
12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2000г.
13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011г.
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2010г.
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009г.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008г.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007г.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006г.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005г.
20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004г.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003г.
22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002г.
23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001г.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва