УДК 174:351.74
Яблонская Людмила Михайловна
кандидат исторических наук, доцент кафедры экономико-правовых основ управления
Челябинского государственного университета тел. (351)799-70-89
ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПОЛИЦИИ СЕВЕРНОЙ ИРЛАНДИИ: ЗНАЧЕНИЕ В РЕФОРМИРОВАНИИ
Yablonskaya Lyudmila Mikhailovna
Candidate of History, associate professor of the chair of economical and legal foundations of management, Chelyabinsk State University tel. (351)799-70-89
ETHICS CODE OF NORTHERN IRELAND’S POLICE: VALUE IN REFORMING
Аннотация:
В статье анализируется опыт реформы полиции Северной Ирландии на основе стандартов, изложенных в Этическом кодексе. Этот опыт показывает важность служения населению, уважения граждан, отношения партнерства и сотрудничества, этичное поведение полицейских. Поэтому его успешно использовали в службах полиции Великобритании. Статья актуальна для России в связи с реформой полиции.
Ключевые слова:
полиция, реформа, этический кодекс, этико-деонтологический подход, профессионализм, добросовестность, служение населению.
The summary:
The article analyzes the experience of police reform in Northern Ireland, based on standards outlined in the Code of Ethics. The experience of the police of Northern Ireland illustrates the importance of service to population, citizens’ respect, partnership and coopera-tion, ethical behavior of police. Therefore, it is successfully used in police services of Great Britain. The article is relevant to Russia in connection with the reform of the police.
Keywords:
police, reform, ethic code, ethical and deontological approach, professionalism, conscientiousness, service to population.
Социальное предназначение полиции в реальностях нового времени заключается, с одной стороны, в реализации потребности общества в полиции как социальном институте, обеспечивающем безопасность и условия для нормального функционирования социума. А с другой стороны - в обеспечении правопорядка, достижении гражданского мира, социального согласия и спокойствия, в профилактике и преодолении преступности с учетом принципов законности, уважения и соблюдения прав человека.
Этический кодекс полиции Северной Ирландии представляет значительный интерес, так как в нем удачно отражается сочетание властных полномочий полиции с соблюдением интересов общественности. Особенно это важно в условиях социальной нестабильности, как это было в Северной Ирландии в конце XX - начале XXI в. Реформа полиции в этой стране осуществлялась в крайне сложных условиях обострения конфликтов, которые часто носили военных характер. Полиция в такой ситуации выступила в качестве арбитра урегулирования социальных конфликтов и установления партнерских отношений, способствовала примирению противостоящих сторон. Давая оценку деятельности, связанной с внедрением Этического кодекса полиции, начальник полиции Северной Ирландии Х. Орд сделал следующее заявление: «Кодекс этики занимает центральное место в полиции. Сотрудники, ведущие себя в соответствии с кодексом, демонстрируют высочайшие стандарты честности и профессионализма» [1].
В настоящее время изучение опыта полиции Северной Ирландии, начавшей реформу органов правопорядка с повышения этичности сотрудников и престижа полиции, актуально для России, где идет реформирование полиции на основе международных стандартов.
В целях изучения ситуации в Северной Ирландии была создана Независимая комиссия по полицейской деятельности (Independent Commission on Policing for Northern Ireland), возглавляемая членом Парламента Великобритании К. Паттеном. Комиссия подготовила доклад «Новое начало: полицейская деятельность в Северной Ирландии» (A new beginning: policing in Northern Ireland), который был опубликован в 1999 г. [2]. В нем отмечалось, что трудности в полицейской деятельности были непосредственно связаны с политической ситуацией. В обществе не было согласия. В докладе подчеркивалась ответственность всех местных заинтересованных сторон за обеспечение безопасности, обращалось внимание на необходимость общественного контроля за деятельностью полиции. Доклад был основан на двух основных принципах: соблюдения прав и свобод человека и реального партнерства между полицией и обществом.
По рекомендации комиссии в 2001 г. Королевская полиция Ольстера стала Полицейской службой Северной Ирландии (Police Service of Northern Ireland, PSNI). Для того чтобы полно-
стью преобразовать полицию, были созданы новые символы: флаг, эмблема, форма и т.д. [3]. К. Паттен настаивал на том, чтобы каждый полицейский положил конец прошлой практике деятельности и стал участником нового начала для деполитизации полиции. По его рекомендации создавались Полицейский совет Северной Ирландии (Northern Ireland Policing Board), районные комитеты партнерства с полицией (District Policing Partnership Boards) и Полицейский омбудсмен Северной Ирландии (Police Ombudsman for Northern Ireland). Это в совокупности должно было гарантировать, по мнению К. Паттена, «самую строгую систему независимого гражданского контроля в мире» [4].
Также по рекомендации Независимой комиссии и в соответствии с современной ситуацией в стране был разработан и принят Этический кодекс, который должен был качественно изменить полицию. В нем воплотились, с одной стороны, особенности национальных нормативных документов полиции, а с другой - деонтологическая концепция полиции стран Европы, где в это же время шла работа по созданию Европейского кодекса полицейской этики, принятого Комитетом министров ЕС в 2001 г.
Остро стояла проблема восстановления имиджа профессии. Поэтому уже в Предисловии к кодексу говорилось: «Полицейская деятельность - это достойная профессия, которая играет важную роль в поддержании справедливого и честного общества. Народ Северной Ирландии имеет право надеяться на то, что служба полиции будет защищать и отстаивать его общечеловеческие права, обеспечивая власть закона и профессионально организуя свою деятельность» [5].
Предметом деятельности современной полиции является обеспечение соблюдения принципов правового государства. Оно включает две различных, но взаимосвязанных обязанности. Во-первых, обеспечение применения законов, которые государство приняло для достижения состояния общественного спокойствия и безопасности. Во-вторых, строгое ограничение действий полиции теми полномочиями, которыми она наделена, отказ от произвола, соблюдение личных прав и свобод граждан. Эти обязанности в полной мере распространяются и на сотрудников полиции Северной Ирландии, которые при их выполнении, как записано в Этическом кодексе, должны защищать человеческое достоинство и соблюдать права человека в отношении всех людей [6]. Включая принципы, нормы и стандарты, регулирующие поведение, кодекс определяет параметры поведения, в рамках которых следует применять свободу действий полицейских.
Большое внимание в кодексе уделяется установлению социального партнерства с населением, так как «результативность деятельности полиции значительно повышается, если она пользуется поддержкой общественности и тесно с ней сотрудничает» [7]. Доверие населения к полиции тесно связано с отношением к нему самих полицейских. Оно зависит от характера их обращения с гражданами, от уважительного отношениям к людям. Поэтому сотрудники полиции должны добиваться поддержки общественности и выполнять свои функции в сотрудничестве с ней. При исполнении своих обязанностей полицейские обязаны действовать, проявляя справедливость, терпимость, беспристрастность, их поведение должно быть подобающим.
Примечательно, что при внедрении кодекса большое внимание уделялось разъяснению важности кодекса и необходимости реального изменения поведения полицейских в соответствии с требованиями документа, осознанию служебных обязанностей, пониманию влияния кодекса на повседневную работу, а также особенностям реализации его на практике. В Комментариях к кодексу, например, говорилось: «Кодекс является позитивным шагом вперед и должен рассматриваться как источник усвоения этических норм всеми полицейскими. Он поясняет, что могут ожидать граждане от вас, ваших коллег и службы полиции в предоставлении профессиональных услуг, особенно, когда это связано с соблюдением прав человека» [8].
Кодекс был создан с целью не только установить нормы поведения и практической деятельности, но и дать сотрудникам полиции четкое представление об их правах и обязанностях. Большое внимание в нем впервые уделялось защите прав полицейских. В этом была его специфика и инновационность. Так, в нем подчеркивалась необходимость создания благоприятных условий для работы полицейских - рабочей атмосферы, свободной от беспокойства, давления, напряжения и дискриминации. Ясно, что эффективная работа полиции, способность ее сотрудников качественно выполнять свои обязанности и функции во многом зависит от того, насколько общественность их поддерживает, одобряет факт их существования, их действия и поведение.
Кодекс носит императивный характер. В нем категорически утверждается необходимость всегда выполнять обязанности в соответствии с изложенными в документе положениями. Нарушения же его норм могут привести к потере поддержки общественности, а при особых обстоятельствах - и к уголовному или дисциплинарному расследованию со стороны Омбудсмена, либо в пределах самой полиции, как говорится в кодексе.
Значительные обязанности возлагаются на руководителей полиции, прямая обязанность которых заключается в поддержании сотрудников, направлении их на исполнение профессио-
нальных обязанностей и поощрении к дальнейшему профессиональному росту. В этом смысле сами руководители должны поддерживать профессиональные стандарты, быть образцом поведения и работать по кодексу. Они должны быть гарантом правильного исполнения сотрудниками профессиональных обязанностей, обязаны противостоять нарушениям кодекса, проводить разъяснительную, коррекционную или другую необходимую в этом плане работу. В Кодексе подчеркивается особая ответственность руководителей за сохранение, поддержание и упрочение норм профессиональной этики и честности подчиненных. В целях реализации кодекса в приложении к нему содержались дисциплинарные процедуры и порядок рассмотрения жалоб на сотрудников полиции. Он стал дисциплинарным кодексом для PCNA.
Знаменательно, что Комментарии к Кодексу заканчиваются перефразировкой «золотого правила нравственности»: «Таковы нормы поведения полицейского, соблюдения которых мы ожидали бы от Вас, окажись Вы в качестве потерпевших или участников уголовного расследования...» [9].
В результате внедрения норм Кодекса и других рекомендаций К. Паттена с осени 2001 по осень 2004 г., стали происходить существенные преобразования полицейской службы Северной Ирландии. Цели Независимой комиссии в значительной мере были достигнуты. Этот беспрецедентный опыт реформирования демократической полиции был рекомендован службам полиции Великобритании как заслуживающий внимания и использования. Давая оценку работе, связанной с внедрением Этического Кодекса, Председатель Полицейского совета Северной Ирландии Д. Реа в 2008 г. отметил: «В течение этого времени Кодекс был одной из историй успеха в продвижении прав человека в каждодневной деятельности PSNI, как это предусмотрено докладом Независимой комиссии по деятельности полиции в Северной Ирландии» [10]. В 2008 г. была принята новая редакция Кодекса, которая закрепила стандарты и модели поведения, ожидаемые от сотрудников полиции, и дала «указания о том, как они должны вести себя в этой почетной профессии» [11].
Итак, Этический кодекс полиции Северной Ирландии явился заметным вкладом в разработку этико-деонтологических норм и стандартов современной полиции. Кодекс содержал важные положения, которые ориентировали сотрудников полиции на достойное исполнение должностных обязанностей, следовательно, способствовал укреплению доверия общественности к полиции. Использование опыта полиции Северной Ирландии в России важно при разработке этических основ российской полиции и особенно практики внедрения этико-деонтологических норм в деятельность полиции.
Ссылки:
References (transliterated):
1. Police Service of Northern Ireland Code of Ethics 2008. 1.
URL: http://www.nipolicingboard.org.uk/final_code_of _ethics-2.pdf 31.08.2011 (дата обращения:
31.08.2011).
2. A new beginning: policing in Northern Ireland. The 2.
report of the Independent Commission on Policing for Northern Ireland. September, 1999. URL: http://cain.ulst.ac.uk/issues/police/patten/patten99.pdf
(дата обращения: 04.09.2011).
3. Code of ethics for the police service of Northern Ire- 3.
land. URL: http://www.legislation.gov.uk/nisr/2003/68/ contents/made (дата обращения: 05.09.2011).
4. A new beginning: policing in Northern Ireland... 4.
5. Code of ethics for the police service of Northern Ire- 5.
land... land.
6. Ibid. 6. Ibid.
7. Ibid. 7. Ibid.
8. Ibid. 8. Ibid.
9. Ibid. 9. Ibid.
10. Police Service of Northern Ireland Code of Ethics 10. Police
2008. 2008..
11. Ibid. 11. Ibid.
Police Service of Northern Ireland Code of Ethics 2008. URL: http://www.nipolicingboard.org.uk/final_code_of _ethics-2.pdf 31.08.2011 (date of access:
31.08.2011).
A new beginning: policing in Northern Ireland. The report of the Independent Commission on Policing for Northern Ireland. September, 1999. URL: http://cain.ulst.ac.uk/issues/police/patten/patten99.pdf (date of access: 04.09.2011).
Code of ethics for the police service of Northern Ireland. URL: http://www.legislation.gov.uk/nisr/2003/68/ contents/made (date of access: 05.09.2011).
A new beginning: policing in Northern Ireland...
Code of ethics for the police service of Northern Ire-
Service of Northern Ireland Code of Ethics