свои истинные чувства и мысли перед массовой аудиторией, умение манипулировать общественными настроениями и т. п. Характерно, что эти манипулятивные средства, безошибочно срабатывающие в обстановке так называемого «демократического» общества, Липпман отделяет от обсуждения более философского по своей природе, но довольно абстрактного вопроса о том, кто вообще достоин править в этом обществе12. Очевидно, что это разведение моральных и инструментальных ценностей применительно к оценке элитарных качеств заметно меняет общую ориентацию в исследованиях элиты, перенося главный упор на изучение конкретных политических процессов и механизмов, с помощью которых осуществляется элитарный «отбор». Можно ожидать, что в таких системах «отбора» морализирующие оценки выдающихся качеств как исключительно «позитивных» или «негативных» будут утрачивать свое значение, а та или иная мера социальной девиации будет рассматриваться как необходимый ингредиент стратегии успеха.
Примечания
1 См.: Моска, Г Правящий класс / Г Моска // Социолог. исслед. 1994. № 10. С. 197.
2 См.: Парето, В. Компендиум по общей социологии / В. Парето // Вся политика : хрестоматия / сост. : В. Д. Нечаев, А. В. Филиппов. М. : Европа, 2006. С. 60.
3 Там же. С. 58.
4 Там же. С. 60.
5 Burnham, J. The Managerial Revolution: What Is Happening in the World / J. Burnham. N. Y.: Day, 1941. P. 60.
6 Моска, Г Указ. соч. С. 192.
7 Там же. С. 193-194.
8 Там же. С. 197.
9 Моска, Г Правящий класс / Г Моска // Социолог. исслед. 1994. № 12. С. 111.
10 См.: Макиавелли, Н. Государь / Н. Макиавелли. М. : Планета, 1990. 79 с.
11 См.: Крыштановская, О. Анатомия российской элиты / О. Крыштановская. М. : Захаров, 2005. С. 73.
12 См.: Липпман, У Общественное мнение / У. Липпман ; пер. с англ. Т. В. Барчуновой. М. : Ин-т фонда «Общественное мнение», 2004. С. 228-240.
Л. М. Яблонская ФИЛОСОФСКАЯ ПАРАДИГМА ПОЛИЦИИ XXI ВЕКА В КОНТЕКСТЕ АНГЛИЙСКОГО ПОДХОДА
Изложена современная философская доктрина полиции Великобритании. Уделено внимание изменению роли полиции в современном государстве через поддержание общественного порядка путем установления согласия в обществе, ориентацию на социальное партнерство, профессионализм полицейских, изменение характера лидерства в полиции, профилактику и предупреждение преступности, повышение значения полиции в разрешении социальных конфликтов. Сделан акцент на этической составляющей новой философской доктрины, высокой миссии и лидерстве полиции в социуме.
Ключевые слова: полиция, функции полиции, новая философия полиции.
Современное состояние безопасности общества требует применения новейших подходов к организации деятельности полиции. Данная проблема актуальна как для всего
мирового сообщества, так и для каждой конкретной страны. Тем более что в настоящее время во многих государствах осуществляется реформирование правоохранительной системы, разрабатываются концепции, соответствующие политическим и социокультурным реалиям современности. Одной из наиболее интересных и перспективных, по-нашему мнению, является философская парадигма полиции Великобритании.
Подчеркивая важность в настоящее время данной проблемы для России, следует отметить, что в рамках реализации концепции и программы реформирования системы государственной службы и на основе Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» в нашей стране также идет процесс реформирования, непосредственно затрагивающий органы внутренних дел.
Современная философская парадигма полиции предполагает учитывать то, что демократическое правовое государство призвано обеспечивать высокий уровень безопасности своим гражданам, соблюдение прав и свобод человека и тем самым устойчивое и стабильное развитие. В силу этого служащие полиции, являясь представителями государственной власти, должны обладать высоким уровнем культуры, нравственности, профессионализма, пользоваться уважением и доверием населения. Другими словами, они должны достойно выполнять свою социальную миссию и соблюдать свой профессиональный долг1.
По мнению одного из ведущих специалистов Великобритании П. Виллерса, в эру увеличивающегося спроса на ответственность должна измениться и философская доктрина полиции, которая будет предусматривать обязательства со стороны человека, выражающего ее.
Отмечая деонтологический аспект профессии полицейского, П. Виллерс обозначил необходимость изменения отношения к этой профессии и к характеру обслуживания населения. Полицейская служба выполняет работу высокой социальной значимости, имеет уникальную базу знаний, саморегулирующуюся организацию, поэтому она должна исполнять свою работу не по-дилетантски, а профессионально. П. Виллерс пишет: «.. .мы убеждены, что служба (полицейская) должна продвинуться в разрешении этой проблемы и что время для того, чтобы провозгласить и поддержать доктрину полиции, настало»2. Для достижения соответствующего профессии положения и для надлежащего выполнения своей роли в обществе полицейская служба XXI столетия, по его мнению, должна определить и обнародовать свою доктрину как признанное знание и авторитетный набор принципов.
Определяя характер философии полиции, П. Виллерс отмечает, что полицейская служба не может создать доктрину, близкую армейской. Необходима концепция для профессионалов, занимающихся обслуживанием населения. В ней должны описываться степень полномочий, ограничения применения власти, пути и средства, которые сотрудники полиции могут законно применять. В философскую доктрину П. Виллерс вводит понятие профессионализма, подлежащего контролю со стороны общества.
По мнению Дж. Клейнига, профессионализм открыт для любого, кто имеет работу, намерен хорошо сделать ее, принимает и соблюдает ее ценности. В понимании профессионализма центральное место занимает этика. Поэтому Дж. Клейниг выделяет «этическую составляющую профессионализма». Профессионализм тогда будет этическим, когда он основан на понимании стандартов, лежащих в основе работы, и долге выполнения этой работы в манере ее улучшения.
Дж. Клейниг рассматривает полицию как социальный институт, призванный обеспечивать фундаментальные права человека и охранять социальное спокойствие. Подчеркивая значимость миссии современной полиции, он считает, что деятельность этого социального института должна быть направлена на моральную по своему характеру цель — достижение
согласия в обществе. Поддержание согласия и спокойствия — это социально значимая функция и высшая цель современной полиции, которая должна отражаться в ценностях, стандартах и нормах, регулирующих деятельность полиции. При этом высокие цели, направленные на поддержание социального согласия, должны быть совместимы с ценностями и характером отношений, в которые вступает полиция.
Философской доктрине полиции придает этико-деонтологический характер моральнонравственная сторона профессионализма. Она наполняет его носителей пониманием важности социального согласия и обязывает их поддерживать такое состояние общества. Это профессиональная и организационная цель полиции. Точно так же, как этичность профессиональных врачей способствует хорошему здоровью и развивает стремление к нему или этика профессионального юриста способствует развитию у него ответственности перед правосудием, отмечает Дж. Клейниг3.
Стремление к социальному согласию должно сопровождаться пониманием того, что умение его поддерживать является лучшим качеством сотрудника полиции. Это предполагает соответствующие изменения в личной философии и мировоззрении полицейских служащих.
Новая философия согласия подразумевает понимание сотрудниками полиции того, что они должны будут стремиться отвечать непредвзято, независимо, спокойно и беспристрастно на социальные разногласия и противоречия. Полицейские, исполняя свой долг и реализуя свою социальную роль, должны демонстрировать непредвзятое в интересах какой-либо из сторон личное поведение. Это один из путей обеспечения социального согласия и гарантия его достижения. Это приведет к изменению характера отношений сотрудников полиции с населением и будет способствовать формированию позитивного облика полиции в глазах общественности, повышению ее роль в обществе.
Высокие цели должны находиться в центре внимания при организации обучения профессионалов и существенно преобладать в мотивации будущего сотрудника при принятии им решения стать полицейским.
Дж. Клейниг обратил внимание на необходимость и значимость моральной зрелости людей, желающих работать в полиции. Тот, кто входит в полицию с правильными базовыми убеждениями и отношениями, будет соответственно готов и к моральным требованиям полицейской работы. Между тем, как он считает, этике профессионализма нужно обучать. Полицейская этика должна быть направлена на формирование этически ориентированного профессионализма, что обеспечит культурную основу эффективной деятельности полиции.
Во время обучения важно стремиться передать тем, кто выбрал карьеру полицейского, мысль о том, что они избрали не просто работу, но долг, не просто обязательство перед организацией, но нравственно значимую социальную задачу, систему стандартов и ценностей службы. С помощью этой системы ценностей они могут проявить себя не только как граждане, которыми они являются, но и как полицейские, которыми стремятся быть.
Особо Дж. Клейниг подчеркивает важность понимания полицейскими служащими своей социально значимой функции в качестве высшей, моральной по-своему характеру цели, поскольку они могут продвигаться к достижению этой цели, только ориентируясь на нее. Не видя главной цели, полиция потеряет свою специфику, моральность и собственный облик, считает ученый3.
Одной из главных в философии полиции является идея служения полицейских профессионалов и профессиональной полицейской организации общине, гражданскому населению. Еще в 1979 г. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка,
принятый Генеральной ассамблеей Организации Объединенных Наций, зафиксировал требование постоянного выполнения должностными лицами, осуществляющими правоохранительную деятельность, возложенных на них законом обязанностей, «служа общине и защищая всех лиц от противоправных актов в соответствии с высокой степенью ответственности, требуемой профессией»4.
По мнению Дж. Клейнига, полицейские обязаны понимать и постоянно помнить то, ради чего они работают, и поэтому должны стремиться к улучшению обслуживания населения. Это касается не только традиционных профессиональных действий полиции. Упрочение социального согласия и спокойствия может быть достигнуто и путем совместных с общественностью усилий. Полиция в действительности должна быть готова и способна вступать в партнерские отношения с другими социальными силами, обслуживающими общество. В этих отношениях главным должно быть желание понять основные социальные ценности и интересы.
Н. Ричардс, поддерживая точку зрения Д. Клейнига, утверждает: «Полиция способна обеспечить согласие в демократическом обществе до такой степени, чтобы общественность и полиция пришли к заслуживающему внимания результату (повышению уровня безопасности социума.— Авт.) в нравственно приемлемой манере. Моральное качество целей и средств полиции является наиболее важным для эффективной полицейской деятельности»5.
Ключевую роль в принятии полицейскими служащими новой философской доктрины играет руководящий состав полиции. Одна из главных задач, стоящих перед стратегическим управлением любой корпоративной организации, как отмечает Н. Ричардс, заключается в необходимости создавать, разъяснять и сообщать цель организации.
Руководство полиции ответственно не только за идентификацию смысла существования организации, но и за оценку и определение самосознания коллектива, с помощью которого может быть осознана цель организации. Дело руководящего состава — исследовать, формулировать, выдвигать, заявлять миссию, анализировать ожидаемые результаты, выражать цели и определять средства, через которые сотрудники полиции должны будут достигать эти цели5.
Как известно, четко сформулированная миссия способствует построению успешной модели управления социальным институтом. Это особенно важно для такого социального института, как полиция, поскольку от определения его философии и миссии зависит обеспечение безопасности социума.
Полиция Великобритании одной из первых начала осуществлять процесс пересмотра философской доктрины, миссии и роли в обществе. В начале 1990-х гг. в стране развернулись дебаты о цели и характере современной полиции. Главное внимание обращалось на повышение качества службы. В этих целях было опубликовано Заявление общей цели и ценностей полицейской службы.
В нем провозглашалось: «Цель полицейской службы состоит в том, чтобы поддерживать закон справедливо и твердо, предотвращать преступления; преследовать и отдавать под суд тех, кто нарушает закон; обеспечивать спокойствие Королевы; защищать, помогать и направлять сообщество; быть честным, иметь здравый смысл и позитивные суждения»6.
Полицейские брали на себя следующие обязательства: быть сострадательными, учтивыми и терпеливыми, действовать без страха и выгоды для себя, без причинения ущерба правам других людей; быть профессиональными и невозмутимыми перед лицом насилия, применить необходимую силу для достижения законных обязанностей; стремиться к уменьшению опасности угрозы населению и, насколько возможно, отражать приоритеты
населения в осуществляемых действиях; отвечать достойно на обоснованную критику, с готовностью исправиться.
Дж. Вудкок, занимавший тогда пост главного инспектора полицейских сил, выразил поддержку начинаниям; в его обращении говорилось: «Заявление общей цели и ценностей должно дойти до каждого полицейского и гражданского служащего полиции»7. В Брэмсхилле (Bramshill) — колледже, осуществляющем подготовку руководящего состава полиции, были разработаны программы, направленные на обеспечение поддержки, приверженности профессиональной этике и ценностям, изложенным в Заявлении.
На основе Заявления общей цели и ценностей полицейской службы был разработан и доведен до сотрудников стратегический документ, устанавливающий стандарты работы полиции, соответствующие ожиданиям общественности8. В нем, в частности, утверждалась мысль о том, что способность полицейской службы к принятию вышеупомянутого заявления будет зависеть от проявления желания населения к сотрудничеству и вообще от его помощи. В документе подчеркивалась, что ответственность за обеспечение общественного порядка несет не только и исключительно полиция, но и непосредственно общественность.
В этом стратегическом документе отмечалось, что население вправе иметь самые высокие ожидания последовательных и профессиональных стандартов службы, которые будут осуществляться полицией при любых обстоятельствах вежливо и без дискриминации9.
Стандарты рассматривались как важный документ, так как достижение общественного доверия и улучшение отношений с населением, к которым должен стремиться каждый член организации, возможно только через усовершенствование требований к поведению полицейских, а также через ежедневную демонстрацию ими справедливости, вежливости и отзывчивости в деловых отношениях с общественностью. Освоение полицейской организацией новой философии службы и изменения в поведении сотрудников могут быть достигнуты только в результате принятия обязательств и демонстрации примера полицейскими всех уровней, начиная с высшего. В свою очередь, в постановке работы службы на всех уровнях будет отражаться культура организации и стиль управления ею10.
Заявление общей цели выразило миссию полиции Великобритании, провозгласив ценности полицейской службы. Тем самым оно способствовало установлению общей корпоративной философии полицейской службы и повышению ее роли в обществе.
В Заявлении было показано, как полиция должна исполнять свои обязанности. Этот документ до настоящего времени остается ориентиром для полиции, отражающим идеальную модель социально значимого института. В нем была предложена структура приоритетов, на которые должны ориентироваться сотрудники полиции и особенно ее руководители для поддержания своей деятельности, для формирования понятной политики и для принятия соответствующих решений. Заявление оказало большое влияние на полицию, способствовав организации ее деятельности в соответствии с основной целью и общественными ценностями. Ориентируясь на высшую цель и общие профессиональные принципы, подразделения полиции Великобритании устанавливали собственные приоритетные цели, заявляя ценности своей деятельности и политики.
Между тем Н. Ричардс, проявляя обеспокоенность об эффективности работы полиции,
о честности, профессионализме и справедливости современных полицейских служащих, в настоящее время считает необходимым пересмотреть заявление общей цели и ценностей с целью повышения их значения.
Авторитет полиции XXI в., как считает Н. Ричардс, должен строиться на самостоятельности, повсеместно признанной репутации независимой, беспристрастной, точной
и своевременной службы, способной качественно анализировать сложившуюся ситуацию и обеспечивать социальную безопасность.
Н. Ричардс составил вопросы, ответы на которые обеспечат ясность понимания ценностей и этики полиции: Каким должен быть профессионал для удовлетворения законодательных и общественных потребностей, для выполнения роли полиции в современном обществе? Какие ценности защищает полиция в ежедневной практической деятельности? Какой моральный порядок должны поддерживать полицейские? Соответствуют ли ценности и этика полиции ценностям и этике общественности, которой полиция служит? Каким образом согласуются полицейские ценности и потребности с общественными ценностями и потребностями? Каким образом полицейский в процессе обучения, профессионального развития и приобретения опыта может подготовиться к выполнению этических требований, предъявляемых его ролью?11 Данные вопросы, по-нашему мнению, целесообразно поставить и при разработке философской доктрины органов внутренних дел России.
Современная полиция призвана обеспечивать и должна иметь возможность осуществлять преследование и возбуждение уголовных дел, принимать конфиденциальные решения на основе экспертизы специалистов, давать оценку угрозе опасности для ее снижения, быть готовой к чрезвычайной ситуации, иметь возможности для восстановления правопорядка. Полицейские должны разбираться в побудительных мотивах противоправной деятельности, иметь возможности использовать соответствующие методы при возникновении потенциальной угрозы, уметь дать специализированный, всесторонний и разумный ответ общественности о том, как намереваются ослабить опасность. Полиция должна обладать информацией об угрозе опасности, владеть средствами противостояния ей в различных условиях и в конкретных социальных объектах, включая школы, больницы, инфраструктуру, коммерческие организации, промышленные предприятия и т. д.11
В рамках такого видения миссии полиции значительно возрастает роль руководства полицией. П. Виллерс отмечает, что существует потребность в новом стиле управления полицией. Он уверен в том, что деспотичный стиль руководства, всё еще имеющий место в реальности, является устаревшим и непроизводительным. Современная полицейская служба требует намного более демократичного и менее диктаторского стиля. Он подчеркивает, что необходим переход «.. .к более консультативно-совещательному и демократичному стилю руководства». По его мнению, важно культурное изменение полиции и стиля ее работы, однако «.культурного изменения не произойдет, пока в действительности большая часть старшего полицейского руководства остается диктаторами. Новый стиль требует другого типа руководителя»12.
В этом ключе предлагается доктрина равных возможностей, которая означает наличие равных возможностей при приеме на работу и в ходе осуществления службы. Особое внимание при комплектовании полиции должно уделяться женщинам и представителям меньшинств, так как они недостаточно представлены в полиции и еще меньше в руководстве.
Это крайне важно при работе в сложно структурированной социальной реальности, так как полицейские из различных социальных групп и общностей лучше разрешают проблему в том культурном мире, к которому они принадлежат. В идеальном варианте структура кадрового состава полиции должна повторять культурное деление социума, правда с поправкой на специфику работы той или иной службы полиции.
Необходимость принятия толерантности по отношению к культурному разнообразию социума и важности широкого культурного понимания — одна из важных черт современной философской доктрины полиции. Полиция должна знать культурное своеобразие
социальных общностей и использовать усмотрение при определении своего поведения так, чтобы оно соответствовало этому культурному своеобразию.
Полицейский обязан проявлять такое социальное поведение, которое не нарушало бы никаких прав и соответствовало общепринятым социальным нормам культуры, признанным в конкретном месте. Сотрудника полиции должна отличать большая способность к терпимости по отношению к культурным различиям людей. Он должен признавать, что есть альтернативные способы жизни и что полиция не вправе навязывать собственные суждения по поводу того, каким образом жить.
П. Виллерс считает, что традиционно представители полицейской профессии имеют определенную степень усмотрения при осуществлении своей работы и ожидается, что они исполняют своё профессиональное предназначение в лучших интересах обслуживаемого населения. Мы не говорим хирургу, как выполнить действие, даже если наша нога под угрозой, поскольку мы ожидаем, что хирург работает в наших лучших интересах. Мы не говорим ни адвокату, как составить завещание, ни священнослужителю, как проповедовать проповедь. Мы можем обратиться к другому профессионалу, если не удовлетворены обслуживанием, но мы признаём самостоятельность профессионала.
На основе первоначально возложенной ответственности, усмотрения и власти, которые имеет полицейский в сообществе, возникает потребность в надлежащем использовании усмотрения и понимании того, что любой сотрудник полиции призван осуществлять в обществе лидерство. Это не характеристика, которая является атрибутом высокопоставленных чиновников как руководителей, лидерство необходимо всем категориям полицейских служащих. Каждый полицейский по своей социальной роли — лидер, хотя фактически полицейское лидерство слабо развито.
Еще одним руководящим положением новой философии полиции является понимание необходимости «продвигать достигнутый позитивный результат посредством политики положительного действия». Сотрудник полиции собственным поведением и добросовестно выполняемой деятельностью должен утверждать в обществе правовые и моральные нормы12. При этом особое внимание должно уделяться долгу. Как пишет Дж. Клейниг, «.беспристрастная этика, которую мы ожидаем от полицейских, должна будет принять во внимание специальные моральные обязательства, в том числе по отношению к их семействам и, особенно, к их товарищам»13.
Дж. Клейниг расширяет значение этики в деятельности полицейского: «Этика важна для того, чтобы понять, определить этический характер деятельности полиции как профессиональный выбор»13. Сотрудник полиции, выбирая свою профессию, привносит в работу соответствующий набор моральных ценностей, составляющий его мировоззрение, поэтому так важно обращать внимание на уровень развития мировоззрения полицейского служащего, степень моральной зрелости новобранца. Для работы полицейского характерно постоянное разрешение этических проблем, находящихся в сфере дихотомии «добро — зло». Их разрешение требует справедливого и беспристрастного участия. Повседневная служба сотрудника полиции наполнена специфическими и сильными искушениями, требует, с одной стороны, проявления властных полномочий и твердого характера, а с другой — милосердия, терпимости, умения находить решение в нестандартных обстоятельствах, новизны, экстремальности, риска и опасности. В этих условиях важно всегда сохранять достоинство, честь и честность. Только тогда будет заслужено высокое общественное доверие, необходимое для установления согласия и порядка в обществе.
Итак, современная полицейская служба должна иметь ясно сформулированную и согласованную философскую концепцию своей деятельности, а в дальнейшем выработать
и скоординировать соответствующий стиль руководства для достижения полноценного профессионального осуществления своих функций. По мнению ученых Великобритании, философская доктрина в политическом и этическом контексте должна утверждать идею социального согласия, служения полиции населению, ее лидерства при разрешении социальных проблем.
Примечания
1 Наукой, призванной изучать всё многообразие факторов, оказывающих влияние на должное осуществление сотрудниками полиции профессиональных функций, является полицейская деонтология, в основе которой (как и в основе деятельности полиции) лежит разработка и реализация современной философской доктрины данного социального института.
2 Villiers, P. Philosophy, Doctrine and Leadership: Some Core Beliefs / P. Villiers // Police Leadership in the Twenty-First Century. Philosophy, Doctrine and Developments / ed. by R. Adlam, P. Villiers. London : Waterside Press, 2003. P. 21.
3 Kleinig, J. The Ethics of Policing / J. Kleinig. Cambridge : Cambridge University Press, 1996.
4 Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка // Этика сотрудников правоохранительных органов : учеб. / под ред. Г В. Дубова. М., 2004. С. 478.
5 Richards, N. Strategic Depth: The Core Values of Policing / N. Richards // Police Leadership in the Twenty-First Century. Philosophy, Doctrine and Developments. P. 70.
6 The standards for policing meeting community expectation A. C. P. O. strategic policy document. Printed by the Receiver for the Metropolitan Police District New Scotland Yard. London, 1990. P. 1.
7 Richards, N. Op. cit. P. 69-70; The standards for policing meeting community expectation A. C. P. O. strategic policy document. P. 1.
8 The standards for policing meeting community expectation A. C. P. O. strategic policy document.
9 Ibid. P. 15.
10 Ibid. P. 12.
11 Richards, N. Op. cit.
12 Villiers, P. Philosophy, Doctrine and Leadership: Some Core Beliefs. P. 25.
13 Kleinig, J. Op. cit.
Н. Г. Попова
ТИПОЛОГИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК УНИВЕРСАЛЬНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ В МЕЖЛИНГВИСТИЧЕСКОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
Рассматривается универсальная языковая личность как субъект — носитель разных форм общения в межлингвистическом взаимодействии. Выделены уровни зрелости социокультурных характеристик универсальной языковой личности, представляющие собой типы субъекта в межлингвистическом взаимодействии. Поднимается проблема соотношения уровней зрелости и этапов формирования социокультурных характеристик в структуре универсальной языковой личности.
Ключевые слова: универсальная языковая личность, субъект, уровни развития, первичная языковая личность.
Глобальные процессы привели к тому, что общества становятся взаимозависимыми во всех аспектах, теперь ни одна страна не является «самодостаточным островом».