_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070_
века динамику культурных процессов. Вхождение славянских и некоторых других племен, обитавших на востоке Европы, в христианскую общность имело свою историческую логику. Философская мысль славянофилов сразу приобрела статус христианской - по религиозной принадлежности, и европейской по принадлежности региональной. Такой она оставалась и впоследствии. Только с появлением на Руси традиций французского просвещения, появилась и его философия, которая решала мировоззренческие вопросы, общие для всего этого направления, применительно к российским условиям.
Просвещение исчерпало себя в России быстро, так как не происходили революции, и не было того, что через них получали другие. Борьба с феодализмом здесь велась не просветительскими, а иными методами. Если для XVIII века характерны заимствования у Просвещения, то для XIX века -преимущественно у немецкой философии. Германия превращалась в философскую Мекку. Каждый философ стремился посетить ее, чтобы познакомиться с создателями новых философских систем, и в первую очередь с Гегелем. В конце XIX века наблюдалось воздействие марксистской философии на русскую, преимущественно народническую. Список использованной литературы:
1. Абрамов А.И. Философские традиции Киевской и Московской Руси. М., 1987.
2. Бердяев Н.А. Русские пропилеи. М., 1919.
3. Герцен А.И. Собрание сочинений в 5-ти томах. М., 2009.
4. Евланников В.П., Евланникова Г.Е. Споры о судьбах России в начале XIX века. Инновационная наука, 2016, №1-1 (13).
5. Евланникова Г.Е. Либеральная тень славянофильства. Вестник ИНЖЭКОНА. Серия: Гуманитарные науки. № 4, СПб, 2013.
© Крупейникова Н.С., Лазорская М.В., 2016.
УДК 175
О.В. Солопов
к.ф.н., младший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории по социологии, культурному туризму и прикладной этике Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
г. Тула, Российская Федерация Н.Д. Солопова
Студентка 4 курса факультета истории и права Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
г. Тула, Российская Федерация
ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ3
Аннотация
Статья посвящена выявлению этических компонентов характерных для процесса развития культурного туризма в Тульской области. Культурный туризм рассматривается в двух этических аспектах: как способ духовно-нравственного развития туриста; как фактор внедрения мировых принципов туристской этики в рамках развития туристского кластера Тульской области.
Ключевые слова
Культурный туризм, этика туризма, туристский кластер Тульской области. Культурный туризм представляет собой путешествия с целью ознакомления туриста с культурными
3 «Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №16-13-71001».
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070_
ценностями того или иного региона. Уже из самого этого определения вытекает ряд весьма значимых его функций, а именно: образовательная; просветительская; воспитательная; социально-коммуникативная; паломническая; творческая; эстетическая; эмоционально-психологическая [3]. Общий контекст данных функций говорит о высоком этическом значении данного вида путешествий. Прежде чем исследовать культурный туризм в контексте этики необходимо отметить, что мы рассматриваем его как целостный процесс состоящий из различных взаимосвязанных субъектов (участников), для каждого из которых культурный туризм имеет своё этическое значение.
И прежде всего мы говорим об этическом значении культурного туризма для самого туриста. И здесь есть два основных аспекта. Первый, касается его духовно-нравственного развития, второй, морального регулирования его поведения в чужой стране. О каждом из них, поговорим далее. В сущности, весь туристский процесс организуется ради туристов, для удовлетворения их различных потребностей. В контексте культурного туризма можно говорить о религиозных, духовных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, эмоциональных, познавательных, творческих и иных потребностях. Любое путешествие как временное пребывание в новой культурной среде меняет характер человека. Таким образом, первым этическим основанием развития культурного туризма является духовно-нравственное развитие путешественника через ознакомление с ценностями местной культуры.
Применительно к Тульской области мы можем говорить: 1) о знакомстве туриста с культурным наследием тульских религиозных мыслителей и писателей, таких как Л.Н. Толстой, А. С. Хомяков, М.В. Лодыженский, А.Т. Болотов и др. Это может выражаться в таких направлениях как образовательный туризм (посещение туристами лекций, посвященных нравственным аспектам их философских систем) и литературный туризм (когда турист отправляется по следам героев художественных произведений); 2) о религиозном (паломническом) туризме, когда турист отправляется по различным религиозным местам с целью удовлетворения своих духовных и нравственных потребностей; 3) об эзотерическом туризме, когда туристы знакомятся с культурным наследием таинственных древних культов.
Вторым этическим аспектом, касающимся туриста, является моральное регулирование его поведения в чужой стране, т.е. совокупность норм обязательных для соблюдения туристом во время путешествия. Например, согласно п.5 ст.1 Глобального этического кодекса туризма туристы не должны нарушать традиции и нормы народов страны пребывания [2]. Интенция данной нормы как раз и говорит о необходимости ознакомления с культурными ценностями (нормами и традициями), что делает культурный туризм своего рода эталоном соблюдения этических правил туристами в сравнении с другими видами путешествий.
Под влияние Глобального этического кодекса туризма подпадают не только туристы, но также все остальные участники туристского процесса такие как: работники туристской сферы, местное население, проживающее на территории дестинации, органы власти, регулирующие государственную политику в области туризма, хозяйствующие субъекты туристского процесса (туроператоры, турагентства, экскурсионные бюро, организации размещения туристов, транспортные компании, предприятия общественного питания, Event-агентства), учреждения культуры, научные и образовательные учреждения, средства массовой информации. Таким образом, Всемирная туристская организация заложила общие этические принципы управления развитием туризма [9].
Но как эти принципы могут быть реализованы у нас в России, и в Тульской области в частности? Подходят ли они для нашего региона? Федеральная стратегия развития туризма в Российской Федерации и стратегия развития туризма в Тульской области придерживаются политики развития туристских кластеров на своей территории, при которых всё вышеназванные субъекты туристского процесса действовали бы ради достижения единой цели - развития туризма в регионе [1][5][7].
Но каким образом может регулироваться деятельность данного кластера в Тульской области? В государственно-правовом аспекте развитие данного кластера относится, прежде всего, к ведению Министерства культуры и туризма Тульской области, которое разрабатывает стратегию и программу развития туризма в регионе, которые провозглашают этот кластер и дают план мероприятий по развитию данного направления [4][6][8]. При этом большая часть денежных средств направленная на развитие
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070_
туризма происходит из внебюджетных источников, т.е. из бизнес структур, что, в общем-то, и подтверждает кластерный характер развития региона в «связке» государство-бизнес.
Тем не менее, остальные участники туристского процесса оказываются удалены от реального влияния на развитие сферы туризма. И здесь форма этического регулирования отношений между субъектами кластера может стать основой для их реального сотрудничества. Тем более, что внедрение международных норм туристской этики является, пожалуй, обязательным условием вхождения регионов России в мировой туристский процесс. Мы говорим о создании особой «площадки» для взаимодействия участников туристского кластера, т.е. о некой организации в на базе которой могли бы сотрудничать представители всех субъектов и представлять их интересы.
На наш взгляд, такой организацией могла бы стать Тульская торгово-промышленная палата (или организация подобная ей), уже имеющая комитеты по этике, культуре и туризму, в которую входит большинство организаций, потенциальных участников туристского процесса в Тульской области. Каким же образом, можно было бы внедрить мировые этические принципы среди участников кластера Тульской области?
Данный процесс можно было бы разделить на следующие этапы: 1) вхождение в состав этой организации всех субъектов туристского процесса, желающих принять участие в развитии культурного туризма в регионе; 2) выдвинуть своих представителей в комитеты по туристской этике; 3) комитет по туристской этике должен разработать на основе норм глобального этического кодекса туризма свой туристский кодекс, учитывающий культурную специфику Тульского региона; 4) закрепление положений принятого этического кодекса в уставах (или корпоративных кодексах) организаций участников туристского процесса, чтобы его положения стали обязательными для сотрудников, в рамках деятельности этих организаций. Например, для образовательных учреждений это потребовало бы внедрение положений данного кодекса в рабочие программы дисциплин подготовки специалистов в области культуры и туризма.
Таким образом, можно сделать вывод о наличии двух основных этических факторах характерных для развития культурного туризма в Тульской области: 1) культурный туризм выступает как способ духовно-нравственного развития туриста; 2) развитие туристского кластера Тульской области возможно только через внедрение внутри него системы морального регулирования отношений между всеми участниками туристского процесса.
Список использованной литературы:
1. Александрова А.Ю. Туристские кластеры: содержание, границы, механизм функционирования // Современные проблемы сервиса и туризма. 2007. № 1. С. 51 - 61.
2. Глобальный этический кодекс туризма. - URL http:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ pdf/tourism.pdf (дата обращения 31.08.16.)
3. Даниленко Н.Н., Рубцова Н.В. Влияние социальных функций туризма на устойчивое развитие региона (на примере Прибайкалья) // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2012. № 6. С. 47-53.
4. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 317 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы" // "Собрание законодательства РФ", 05.05.2014, N 18 (часть II), ст. 2163.
5. Постановление Правительства Тульской области от 1 октября 2012 г. N 532 "Об утверждении Стратегии развития туризма на территории Тульской области на период до 2020 года" // «Тульские известия» N 151, 11.10.2012.
6. Постановление Правительства Тульской области от 5 ноября 2013 № 619 «Об утверждении государственной программы Тульской области «Развитие культуры и туризма Тульской области»» // Официальный портал правительства Тульской области http://www.tularegion.ru/laws, 05.11.2013.
7. Распоряжение Правительства РФ от 31.05.2014 N 941-р "Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года" // "Собрание законодательства РФ", 16.06.2014, N 24, ст. 3105.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070_
8. Солопов О.В. Перспективы развития культурного и туристического потенциала Тульской области // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2014. № 2 (10). С. 50-58.
9. Солопов О.В. Этические основания развития института туризма в России // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2015. № 1 (13). С. 73-83.
«Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №16-13-71001».
© Солопов О.В., Солопова Н.Д., 2016.
УДК 008
Тарасов А.Н.,
кандидат философских наук, доцент кафедры философии, социологии и теологии, Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского г. Липецк, Российская Федерация
ОЦЕНКИ КУЛЬТУРЫ ПОЗДНЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ В РАБОТАХ Н. МАКИАВЕЛЛИ
Рассмотрение проблем кризиса культуры характерно для разнообразных этапов развития гуманитарного знания [13], не является исключением и современный этап развития культурологии [3, 1719]. Исследователей всегда интересовали переходные этапы в развитии общества. Выявить их причины, суть и последствия - тема многочисленных работ.
В современной культурфилософии периоды качественных изменений всё чаще определяются как социокультурные трансформации [6]. Однако, несмотря на новизну данного понятия, смысл, вкладываемый в него, формировался давно [1, 2], и уже в античности мы встречаем первые попытки представить линеарные и циклические модели динамики культуры.
Продолжилась эта тенденция и в более позднее время. Так представитель позднего Возрождения Н. Макиавелли обратил внимание на смену периодов подъёма и упадка в развитии древних империй. Эта концепция является в определённой степени схожей с актуальной для современной науки теорией социокультурных трансформаций. В своих работах мыслитель подчёркивает чередование в истории периодов «доблести» и «порока», «мощи» и «немощи», «порядка» и «развала», присущих тем или иным древним империям, которые сменяли друг друга [2, с. 138]. Эти этапы могут быть интерпретированы как периоды качественных изменений и культур-системы, на которых культур развивается в заданных парадигмальных установках.
Италия XV в. рассматривались Н. Макиавелли как страна, расцвет которой оказался в прошлом. Таким образом, она, по мысли автора, пережила этап расцвета и в своём развитии движется к новой стадии культур-системы. Такое понимание не было идеей замкнутого круга, а, наоборот, идеей о неизбежном движении истории и культуры через периоды «мощи и немощи». Данная позиция близка теории социокультурных трансформаций [4-11]. При этом причины циклических процессов в культуре мыслитель усматривал в расположении звёзд, тем самым его учение связывалось с повторением неких комических ритмов. Эта мистическая сторона его учения оценивалась как самая слабая в его аргументации [12, 14, 15], однако именно у неё оказалось множество последователей в более позднее время [16, 20]. К тому же стремление объяснить причины кризисов в культуре, разобраться в их сущности и последствиях, на наш взгляд, внесло значительный вклад в актуальную сегодня концепцию социокультурных трансформаций.