Научная статья на тему 'Перспективы развития эзотерического туризма в Тульской области'

Перспективы развития эзотерического туризма в Тульской области Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
636
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ / ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ / САКРАЛЬНЫЕ ПАМЯТНИКИ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Солопов О. В., Солопова Н. Д.

Статья посвящена анализу перспектив развития эзотерического туризма в Тульской области. Выявляются основные объекты туристского интереса, которые можно классифицировать как «сакральные». Определяется основной сегмент рынка, ориентированный на эзотерический туризм. Разработана структура туристского маршрута «эзотерического» путешествия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития эзотерического туризма в Тульской области»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070_

УДК 379.85

О.В. Солопов

к.ф.н., младший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории по социологии, культурному туризму и прикладной этике Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

г. Тула, Российская Федерация Н.Д. Солопова

Студентка 4 курса факультета истории и права Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

г. Тула, Российская Федерация

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭЗОТЕРИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ15

Аннотация

Статья посвящена анализу перспектив развития эзотерического туризма в Тульской области. Выявляются основные объекты туристского интереса, которые можно классифицировать как «сакральные». Определяется основной сегмент рынка, ориентированный на эзотерический туризм. Разработана структура туристского маршрута «эзотерического» путешествия.

Ключевые слова

Культурный туризм, эзотерический туризм, Тульская область, сакральные памятники.

Одним из важнейших направлений современного культурного туризма является эзотерический туризм. Понятие эзотерики означает тайное (скрытое) знание, т.е. знание, содержащее в себе тайну и хранимое в тайне [5, с. 11]. И многие люди отправляются в путешествия для того чтобы познакомиться с объектами культурного наследия, «окутанными» ореолом тайн, загадок и необъяснимых явлений.

В России подобных мест великое множество, и Тульская область также не является исключением. При оценке туристского потенциала региона в контексте развития эзотерического туризма и разработке соответствующих туристских маршрутов необходимо выявить следующее:

1. Какие объекты Тульской области могут быть классифицированы как эзотерические? К таковым, на наш взгляд, относятся: объекты, носящие сакральный характер и связанные с древними культурами (в которых в завуалированной форме могут быть зашифрованы открытые древними универсальные тайны бытия); объекты, относящиеся к традиционным, для России, религиозным течениям с которыми в сознании местных жителей связан ряд сверхъестественных явлений; культурные объекты с которыми местные жители связывают необъяснимые (мистические) явления; культурные объекты, история появления которых не установлена и не изучена и связана с всевозможными легендами и суевериями; объекты культуры, специально созданные и стилизованные под сакральный объект для привлечения туристов; учреждения культуры, занимающиеся сбором и хранением объектов эзотерической культуры, а также популяризацией знаний о них.

2. На какой сегмент туристского рынка будет направлено развитие эзотерического туризма? От решения этого вопроса будет зависеть характер брендинговой и рекламной компаний, характер услуг и предложений, а также уровень подготовки работников туристской сферы в данном сегменте. Здесь можно выделить: научный сегмент - ученые занимающиеся исследованием сакральных и необъяснимых явлений; образовательный сегмент - школьники и студенты, знакомящиеся с культурными особенностями Тульского края в рамках своих образовательных программ; сегмент туристов - любителей эзотерики и всего необъяснимого; сегмент туристов, для которых посещение сакральных объектов носит религиозное значение (язычество, неоязычество); сегмент туристов, рассматривающих сакральные объекты наряду с другими культурными объектами. Такой смешенный сегмент вообще характерен для эзотерического туризма, что подтверждается, например, известностью Историко-культурного заповедника «Аркаим»[10].

15 «Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №16-13-71001».

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070_

Для решения данных вопросов необходимо провести анализ туристских ресурсов Тульской области и выявить наиболее значимые в плане развития культурно-эзотерического туризма. К таковым, на наш взгляд, относятся ряд объектов рассмотренных далее.

Наиболее популярный «Конь-камень» - двадцатитомный каменный объект, окруженный меньшими каменными объектами, имеющий форму, напоминающую коня, расположенный недалеко от поселка Козье в Ефремовском районе Тульской области. Вокруг истории этого «камня» существуют самые разные легенды, домыслы и предположения: этой группе камней не менее 70 миллионов лет; сидение на этом камне усиливает репродуктивную способность мужчин и женщин; что данное поле камней более древний аналог английского Стоунхенджа, что это солнечный календарь, а также одно из самых значительных «мест силы» [2].

Внешне Конь-камень разительно напоминает так называемые сейды, священные объекты северных народов, встречающиеся в Скандинавии и на Кольском полуострове и являющиеся памятниками языческих религий. Подобное сходство очень важно для развития эзотерического туризма в регионе, поскольку вписывается в эзотерическую гиперборейскую концепцию расселения людей с севера на юг, описанную в работе В.Н. Демина, В.Н. Назарова и В.Ф. Аристова «Загадки русского междуречья» [1].

А. Платов в своей работе «Мегалиты русской равнины» указывает на наличие ряда сакральных объектов Тульской области, выделяя такие мегалитические культовые комплексы как: 1) Козьинское светилище (недалеко от Конь-камня); 2) Краснохолмское святилище, расположенное недалеко от деревни Красный холм Воловского района. Также им выделяется ряд других сакральных объектов, а именно: Белоозерский стоячий камень менгир (между Кимовском и Епифанью); камни-чашечники (в Кимовском и Воловском районах), относящиеся к мегалитическим комплексам; Монастырщинская Стоячая Плита на древнем Куликовом Поле [7]. Среди иных сакральных памятников Куликова поля можно также выделить: Циганский камень, Сабуровская Каменная Плита [3][6][8][9].

Следует отметить, что многие сакральные объекты Тульской области вообще не упомянуты в научной литературе, или описаны крайне поверхностно, однако, в эпоху развития информационных технологий большое значение приобретают информационные материалы, добытые пользователями Интернета самостоятельно. На различных ресурсах существует большое количество информации о сакральных объектах Тульской области, которые описаны, сфотографированы и засняты на видео.

Например, в социальной сети «Вконтакте» в тульском интернет сообществе «Вукодревница» приводятся информация относительно мегалитов Белевского района. Сюда относятся: Синий Камень (с. Николо-Гастунь); Пятницкий Камень (с. Долбино); Сныховский или Зубной камень (с. Сныхово); капище Пыпина Копань (недалеко от деревни Мощены) [6, с. 182].

Другим весьма значимым сакральным памятником Тульской области являются Араповские (Гремячевские) пещеры (Араповский подземный монастырь) в Новомосковском районе [4][6, с.155]. Памятник состоит из двух пещер: «отшельнической кельи» и «монастырь». Эзотерический характер памятника объясняется, противоречивым характером появления данного памятника, а также действовавшей неподалеку от него популярной в 19 веке религиозной секты «хлыстов». Не менее значимыми, в плане развития эзотерического туризма, предстают и другие пещерные объекты Тульской области. Так, например, на сайтах http://way-open.ru/ («Путь открыт») и http://ezoturizm.com/ («Эзотерический туризм») представлены программы выходного дня в Гурьевских каменоломнях (д. Бяково, Веневский район), представляющих собой несколько систем подземных ходов, общая протяженность, которых оценивается в 90-120 км (Сайт исследователей пещер и каменоломен: http://oouu.ru/). С этой точки зрения интересной предстает и Харинская пещера - подземный ход некогда стаявшей древней крепости на вершине горы у реки Осетр (http://www.veneva.ru/lib/kononov.html).

На основе анализа культурно-туристских ресурсов Тульской области можно выделить следующую тематику маршрутов культурно-эзотерического туризма, а именно - культовые сооружения древних славян и «ариев».

Критериями отнесения тех или иных объектов туристского интереса к конкретному маршруту являются:

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070_

1. Географическое расположение. Маршрут строится по принципу: «от одного объекта к другому ближайшему объекту».

2. Тематика. Поскольку маршруты являются тематическими, то лучше в рамках одной поездки держаться в рамках одной эзотерической темы.

На основе данных критериев, мы выделяем следующие группы «эзотерических» объектов по порядку их посещения:

• «Древние святилища»: 1) Краснохолмское святилище (д. Красный холм, истоки реки Непрядвы) >

2) Козьинское святилище (с. Козьино, дорога на д. Солдатово) > 3) Конь-камень - Ефремовский район;

• «Священные камни»: 1) Пятницкий Камень (с. Долбино) > 2) Зубной камень (с. Сныхово) > 3) капище Пыпина Копань (д. Мощены) > 4) Синий Камень (с. Николо-Гастунь) - Белевский район.

• «Мегалиты Русской равнины»: 1) Белоозерский стоячий камень менгир (между Кимовском и Епифанью) > 2) Монастырщинская Стоячая Плита (с. Монастырщино) > 3) Сабуровская Каменная Плита (хутор Сабуров) > 4) Циганский камень (д. Ивановка).

• «Таинственные пещеры»: 1) Гурьевские пещеры (д. Бяково) > 2) Харинская пещера (д. Щучье) >

3) Араповские пещеры (д. Тетяковка).

Исходя из этого, мы предлагаем общее название маршрута «Сакральные памятники Тульского края». Маршрут предполагает посещение туристами памятников каждой из этих групп в определенном порядке (по пунктам): 1) Выезд из Тулы; 2) Гурьевские пещеры; 3) Харинская пещера; 4) Араповские пещеры; 5) Белоозерский стоячий камень менгир; 6) Монастырщинская Стоячая Плита; 7) Сабуровская Каменная Плита; 8) Циганский камень; 9) Козьинское святилище; 10) Конь-камень; 5 ч. 11) Краснохолмское святилище; 12) Пятницкий Камень; 13) Зубной камень; 14) капище Пыпина Копань; 15) Синий Камень; 16) Возвращение в Тулу.

Общее время прохождения данного пути на автомобиле при отсутствии пробок и хорошей проходимости дороги, согласно Google карте (https://www.google.ru/maps), составляет около 12 часов, что делает невозможным охват данного маршрута в рамках одной экскурсии, и предполагает разработку экскурсионного тура растянутого, как минимум, на несколько дней. Так, например, походы в Гурьевские каменоломни, предполагающие ночевки в пещерах иногда растягиваются на три дня. Поэтому освоение маршрута может производиться через ежедневное посещение туристом (туристской группой) каждой из рассмотренных выше групп объектов, с возвратом в Тулу (или иной выбранный районный центр) для ночлега.

Таким образом, мы приходим к следующим выводам: 1) Тульская область обладает необходимыми ресурсами для развития культурно-эзотерического туризма в регионе; 2) учитывая разрозненность информационных данных касающихся сакральных объектов Тульской области можно говорить об отсутствии системы управления развитием эзотерического туризма в регионе; 3) необходимы сбор, анализ и систематизация данных об объектах эзотерической культуры Тульской области как основы разработки туристско-информационных материалов (буклетов, путеводителей, карт и т.д.). Список использованной литературы:

1. Дёмин В.Н., Назаров В.Н., Аристов В.Ф. Загадки Русского Междуречья. - М.: Вече, 2008 - 352 с.

2. Левин А. А. Конь-Камень // Памятники Отечества (альманах). - М.: Советская Россия, 1984. - № 1 - С. 127-132.

3. Левин А. А. «Стоунхенджи» Русской равнины // Московские новости, № 37 (219), 16 сентября, 1984.

4. Миловидов А. И. Село Гремячее и гремячевская церковь до Петра Великого / А. И. Миловидов // Тульские епархиальные ведомости. - 1894 -16-30 сентября. - №18. - С.730-739.

5. Назаров В.Н. Введение в эзотерику: учебник / В.Н. Назаров. - М.: Гардарики, 2008. - 303 с.

6. Перепелицын А.А. По загадочным местам России / Андрей Перепелицин. - М.: Вече, 2009. 384 с.

7. Платов А. Мегалиты Русской равнины. - М.: Вече, 2009 - 288 с.

8. Платов А. Сакральная география // Мифы и магия индоевропейцев: Альманах / под. ред. А. Платова. -Выпуск 11. - М.: София, Гелиос 2002. - С.92-133.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070

9. Шавырин В. Н. Муравский шлях. Рассказы по истории Тульского края. - Тула, Приокское книж. изд-во, 1987. 208 с.

10.Шнирельман В.А. Аркаим: археология, эзотерический туризм и национальная идея // Антропологический форум. 2011. № 14. С. 133-167.

© Солопов О.В., Солопова Н.Д., 2016.

УДК 379.85

О.В. Солопов

к.ф.н., младший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории по социологии, культурному туризму и прикладной этике Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

г. Тула, Российская Федерация Н.Д. Солопова

Студентка 4 курса факультета истории и права Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

г. Тула, Российская Федерация

ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНО-ТУРИСТСКОГО

ПОТЕНЦИАЛА ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ16

Аннотация

Статья посвящена анализу перспектив развития индустриального туризма в Тульской области. Индустриальный туризм рассматривается в качестве разновидности культурного туризма. Выявляются культурные объекты, подходящие в качестве основы для развития индустриального туризма. Выделены основные группы объектов туристского интереса, подходящие для разработки маршрутов культурно -индустриального туризма в Тульской области.

Ключевые слова

Индустриальный туризм, туристский маршрут, культурный туризм, Тульская область, функции туризма.

Индустриальный туризм (или городское исследование) представляет собой путешествия с целью знакомства и исследования заброшенных объектов, зачастую, уже ушедшей культуры [1, с. 183]. Объектами туристского интереса, в данном случае, являются промышленные территории, инженерные сооружения, здания производственного и специального назначения, иные заброшенные долгое время объекты.

Существует также несколько основных видов индустриального туризма такие как: 1) урбанизм -путешествия с целью созерцания городских пейзажей; 2) руффинг - путешествия в целях прогулки по крышам и созерцания живописных видов; 3) инфильтрация - проникновение на охраняемые промышленные территории, ради получения адреналина и особого психического состояния от пребывания в закрытых зонах; 4) сталкеринг - путешествия по заброшенным объектам с целью получения созерцательного удовольствия и фотографирования; 5) диггерство - путешествия с целью познавательного или развлекательного осмотра техногенных подземных сооружений, построенных человеком [1, с. 184].

Традиционно индустриальный туризм относят к разновидностям экстремального туризма, т.к. первый зачастую связан с опасными для жизни и здоровья ситуациями. Однако, на наш взгляд необходимо рассмотреть индустриальный туризм как разновидность туризма культурного.

16 «Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №16-13-71001».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.