УДК 21(=512.157) Л. А. Сидорова
ЭТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОГО УЧЕНИЯ АЙЫЫ
Дается анализ этического смысла традиционных верований якутов, который рассматривается автором в аспекте идей «Учения о душе» Аристотеля, выявлены особенности этической концепции религиозно-философского учения Айыы.
Ключевые слова: учение о душе, субстанции души, самоценность личности, нравственность, добродетель, активность, традиционные верования якутов, этическая концепция религиозно-философского учения Айыы.
L. A. Sidorova
The ethical concept of Aiyy religious philosophical study
An analysis of Yakuts’ traditional faiths ethical meaning observed by the author in the aspect of ideas of Aristotle’s “Studies of a soul” is given. Ethical concept peculiarities of Aiyy religious philosophical study are determined.
Key words: pneumatology, soul substances, personality inherent worth, morality, virtue, activity, Yakuts’ traditional faiths, the ethical concept of Aiyy religious philosophical study.
В последнее время появился значительный интерес к исследованиям устойчивости характера этоса коренных народов Якутии. Известно, что понятие «этос» было введено в этику как практическую область знаний ее основателем Аристотелем Стагиритом. Вопросы общества, государства и личности в обществе, устойчивости этоса личности (которая является одновременно и носителем этничности) вновь становятся актуальными. Исследование устойчивости этоса, на наш взгляд, может быть связано с изучением этической концепции, идеи которой восходят к мифологии и религиям.
Существует ли этическая концепция как свод формализованных понятий и норм национальной культуры и в чем ее особенности? Фактически Айыы
- это прообраз нравственного императива. На наш взгляд, одной из основ выработки этической концепции и нравственного императива является попытка создания текстов учения Айыы. Основой этому послужило, несомненно, как отмечает В. В. Илларионов, все устное и письменное творчество народа: «Основные этические понятия содержатся в Олонхо, фольклоре, мифологии, верованиях якутского народа» [1, с. 4], кроме того, в различных аспектах этические концепты рассматривались в трудах А. Е. Кулаковско-го, А. И. Софронова, П. А. Ойунского.
Кодексы поведения, содержащие социальные нормы, хорошо известны и содержатся в устном
СИДОРОВА Лена Алексеевна - соискатель кафедры теории и истории культуры РГПУ имени А. И. Герцена, доцент кафедры культурологии ИЯКН СВ РФ.
E-mail: [email protected]
народном творчестве - пословицах, поговорках, системе воспитания, получившей название народной педагогики, в обыденной культуре. Но вопрос о наличии такого важного элемента, как письменной формы кодекса поведения можно считать дискуссионным.
Говоря об учении Айыы, основным концептом которого является понятие о душе — кут-сюр, автор полагает возможным рассмотрение некоторых параллелей этого учения с известными «Учениями о душе» греческих философов и, прежде всего, учением Аристотеля.
Рассмотрение основных понятий античного аристотелевского учения о душе применительно к концепции «Кут-сюр», формировавшейся в современный период, представляется возможным, поскольку в том и другом случае формализация понятия нравственности как проявления добродетельности, развивалась в рамках языческого мировоззрения.
Известно, что Аристотель, основывая этическое учение на познании «всеобщего мира вещей», развивал учение о душе в связи с учением о добродетели. Основой нравственности человека является его душа, в которой могут быть выделены две части. Обладанием нравственных добродетелей воли и характера таких как мужество, щедрость человек обязан той части души, которую Аристотель определил как разумную часть, т. е. наделенную «суждением» [2, с.172].
Добродетель - одно из основных понятий этики Аристотеля. Под добродетелью понимается сознательно избираемый «склад души» или нравственные устои. Аристотель, выделяя понятия «души» и «склада души», связывал нравственность со «складом» души. Так, человек охвачен страстями, имеет множество
способностей и устремлений, потому что обладает душой. Но то, как он проявляет свои способности, может ли управлять своими страстями, может ли ограничивать свои естественные стремления к удовольствиям и наслаждению, зависит от того, каков его склад души, или нравственен ли он. Как следует из учения о душе, человек может иметь очень развитые «мыслительные» способности, но быть безнравственным, если он не может «меру во всем соблюдать», не может сдерживать свои «страсти»
- естественное для человека стремление к власти, удовольствиям и наслаждениям.
В языческом понимании древнегреческих философов человек нравственный - человек добродетельный, обладающий особым «складом души», т. е. нравственными устоями.
Одним из важнейших свойств человека и его души является его активность, которая проявляется в сущности человека как «социально-политического существа». Человек не может существовать вне социума, взаимодействия с другими членами сообщества. Потому так часто раскрытие понятия «нравственной личности» имеет «человеческое измерение». Это положение вытекает из самого утверждения самоценности личности и является, на наш взгляд, характерным и для якутского «Учения о душе».
Рассмотрим отдельные концепты, связанные с понятиями «нравственной личности». На уровне обыденной культуры понятие человека как человека нравственного раскрывается в таких концептах, как «киЬилээх киЬи» - «человеческий человек» в значении «хороший человек».
В исследовании К. Д. Уткина «Сахаларга киЬи eйдeбYлэ» - «Представления якутов о человеке» дается характеристика этих понятий: «Как бы ни был связан человек с верховными божествами и природой, поклонялся природе, его сознание непременно сосредоточено на человеке же» [3, с. 315]. Качества человека проявляются в его отношении к окружающим его людям. «Инникилээх киЬи», <<киЬи буолар киЬи» (человек с будущим; человек, который станет личностью) ----- и в этих понятиях — главное усло-
вие для реализации качеств личности — отношение человека к людям.
Эти понятия, свидетельствующие о доверии к человеческой природе, без ссылок на богов и духов, являются признанием самоценности личности.
- «КиЬи киЬэхэ киЬилии сыЬыаннаЬыахтаах» -человек к человеку должен относиться по-человечески;
- «киЬилии майгылах киЬи» - человек с человеческим характером;
- «киЬи киЬитэ» - человеческий человек;
- «киЬи аата киЬи» - вот это человек.
Одним из наиболее распространенных концептов
является понятие «доброго человека» - «YTYe кики», значение которого раскрывается в следующих качествах личности:
- проявляет терпение и жалость;
- не лжет и относится ко лжи с нетерпением;
- не допускает худых мыслей;
- не злопамятен.
Основа нравственности такого человека раскрывается в принадлежности к тем, кого называют «кeхсY'ттэн тэЬииннээх ^н сирин дьонноро» - «люди солнечного улуса, люди с солнечными поводьями за спиной». Помимо привлекательной внешности, такой человек обладает «... щедрой и отзывчивою душой, твердыми моральными принципами, высокой духовностью...» [4, с. 8]. Очевидно, он обязан этому своим божественным происхождением. Это древний образ человека, принадлежащего роду людей, ведущему свое происхождение от солнца. «Эти поводья как бы удерживают его на земле, накрепко связывая со всем Космосом» [5, с. 204].
В отличие от греческого понимания самоценности личности, личность в якутской философии связана с провозглашением власти всеобщего и носит более религиозный характер. Идеи о некогда забытой древней религии саха излагались в сочинениях В. А. Кондакова, народного целителя, почитаемого в народе как шаман. Вышедшая в 2011 г. книга «Религия Аар Айыы» представляет свод основных положений этой религии, в божественной иерархии которой отразился наметившийся переход от политеизма к монотеизму: Юрюнг Аар Тойон - главный бог среди небесных светлых богов Аар Айыы.
Значительный по объему свод правил и наставлений предваряют основы вероучения: идеи о Творце Юрюнг Аар Тойоне, создателе трех миров, светлых богах Аар Айыы и высоком предназначении Айыы ойууна - белого шамана. Книга содержит учение, которое должно помочь человеку не только понять свое предназначение, определенное Аар Айыы, но и реализовать его, следуя советам о правильном отношении к природе, правильном поведении и жизни [6]. В главе IX, посвященной пояснениям религии Аар Айыы взаимоотношениям между людьми, обосновывается ценность личности, его божественная природа: «Не забывай, что человек - высшее создание Высшего божества, относись к человеку по-человечески, и по отношению к себе тоже позволяй только такое отношение». Настоящий, добродетельный человек - это истинный человек: «Все время делай добро, прекрасное и истинное. Приносить добро
- это свойство истинных людей». [6, с.137].
Имя якутской народной целительницы, обладающей необыкновенными способностями, Ф. И. Кобяковой-Эдьиий Дора широко известно в народе. О ней и ее деятельности выходило много публицистических
материалов, в 2009 г. вышла в свет книга наставлений и советов «Эдьиий Дора CYмэлээх CYбэлэрэ». В ней свод принципов, наставлений об отношении к окружающей природе, человеческой сущности и особенностях его души имеет не только утилитарное значение, но и формирует идеальную модель личности.
Среди основных понятий учения о духовности и вере как основе самоусовершенствования известной целительницы Максимовой К. И. - Сайыыны понятие «высшей силы» или «высшего разума» - «Улуу СYДY Куус», а в представлении саха Айыы Тангара [8, с. 16]. Основными понятиями учения являются «кут» - душа, состоящая их трех частей: «буор-кут», представляющей «физическое тело», «салгын-кут» что означает «душа» и «ийэ-кут», что трактуется как бессмертный «дух» [8, 10]. Энергией, волей
является сюр. Структура души обнаруживает
сходства с древнегреческими натурфилософскими представлениями. Можно предположить, что
трехсоставной душой управляет сюр - воля. Аристотелевский «склад души» является внутренним
механизмом «регуляции» личности, равно как и в якутской концепции структуры души этим обладает внутренняя энергия, воля «сюр».
Система «Айыы Yeрэ5э» - «Учение Айыы» была разработана школой «Кут-сюр», действовавшей с 1990 г. под руководством Л. А. Афанасьева-Тэриса. Название учению дают «Айыы» - светлые творцы-божества, населяющие девять сфер-небес. Поэтому и в предисловии к «Учению Айыы» его авторы называют свое учение «Итэ^эл» - вера. Вера в существование богов, каждый из которых покровительствует человеку и передает ему свой свод из 7 правил. Среди этих предписаний (по количеству богов их в целом 63) часть норм определяет отношения между богами и людьми, часть правил определяет ценности, к которым должен стремиться человек в своем нравственном совершенствовании.
Приведем из «Учения» некоторые правила, которые выполняют функции регулятивов.
Правила Айыы, установленные на семи небесах
(Айыылар сэттэ кээмэйдэригэр оло^урбут быраабылалар), извлечение из 63 правил:
10. Айыныгас буол - жалей ближнего, будь сострадателен;
11. Эйэ^эс буол - будь добр, отзывчив, общителен;
12. Ыалдьытымсах буол - будь гостеприимным;
13. Илиин илгэлэннин - будь щедрым;
14. Эппитин э^эрдэлэннин - говори приветливо;
15. Быар быИа^ас буолума - не будь излишне прямым, не спеши делать выводы;
16. Тиит курдук кытаанах буол - будь стойким, крепким как лиственница;
17. Талах курдук имигэс буол - будь гибким, как
ива;
18. Булгуруйбат тулуурдан - будь вынослив;
19. МYЛYPYЙбэт дьулуурдан - будь стремителен;
20. YгYC ейден - имей много мыслей;
26. Аймах-билэ дьоннун кытта бииргэ буол - будь со своими сородичами;
28. врейен-черейен ис - всегда совершенствуйся;
37. Киэн кевдстэн - будь уравновешен;
38. Кырдьыгы тутус - будь правдив;
39. Бигэ тирэхтэн - имей твердость;
40. Олохтоох толкуйдан - мысли основательно;
41. Дьини бил - постигай суть;
42. Эппитин чахчы буоллун - пусть речь всегда будет правдивой;
52. СYргYн сатаан салай - умело управляй своей волей.
В учении Айыы можно выделить понятие нравственного человека - это понятие «Айыы кикитэ»
- человек Айыы, тот, кто связан с божествами и живет, руководствуясь этими правилами.
Итак, обоснование самоценности личности в учении Айыы, безусловно, связано с провозглашением если не власти, то наличия всеобщего (логоса), которое направляет человека. Логосом в данном случае выступает сама природа.
Очевидное сочетание пантеизма (все есть бог) и политеизма (многобожие) дает удивительное сочетание самоценности личности и принятия власти природы-логоса-божественного.
Безусловно, учение Айыы можно назвать основой формирования этической концепции, в которой отражаются особенности этоса саха: самоуглубленности, иррациональности, склонности к мистике. Даже в современных трактовках личности она связывается с неким иррациональным началом: «Человек Айыы -это человек с внутренним светом, светом «кэскил». Ему не страшны никакие напасти цивилизации» (9, с. 192).
Итак, этическая концепция имеет следующие особенности:
1. Провозглашение власти природы как всеобщего над человеком. «Человек - это дитя природы» [7, 8].
2. Обоснование самоценности личности. Человек сам творит свое будущее, но он всегда соотносит себя с окружающими людьми. Отношение к людям -это то, что делает человека человеком [3, с. 316].
3. Провозглашение наличия всеобщего (божеств-творцов).
Этическая концепция представляет собой сочетание религиозно-мифологического представления и идеи самоценности личности. Исследование свода формализованных понятий и норм в Учении Айыы может существенно дополнить исследования этоса культуры.
Процесс выработки текста этической концепции
имеет большое значение для институционализации религиозных верований саха. В начале девяностых годов, как отмечали участники проведенного в 2011 г. автором экспертного опроса «Оценка современной религиозной ситуации в г. Якутске» методом Дельфи, произошел рост интереса к возрождению традиционных верований. Были высказаны разные мнения об общественном статусе учения Айыы. Тем не менее, бесспорным является тот факт, что идет процесс институционализации верований коренных народов.
Развитие новых культурных форм на основе возрождения уже существовавших ранее в виде обрядов, ритуалов, методов традиционной медицины, способов целительства приводит к необходимости их теоретического обоснования. Одним из значительных проявлений этого процесса является оформление философско-религиозных воззрений в виде различных текстов, значительной и существенной частью которых и является этическая концепция. Поскольку текст, какие дискуссии он бы ни вызывал, отражая различные аспекты развития философско-религиозной мысли, в результате способствует внедрению некоторых из них (на основе социального отбора) в социальную практику и выработке одного из важных элементов религиозных систем - канонических текстов.
Л и т е р а т у р а
1. Афанасьев-Тэрис Л. А. Айыы YePэБэ■ - Якутск: Министерство культуры Республики Саха (Якутия), 1993. - 183 с.
2. Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т. 4 / Пер. с древне-греч.; общ. ред. И. Доватура. - М.: Мысль, 1983. - 830 с.
3. Уткин К. Д. Сахаларга киЬи eйдeбYлэ■ Илин'н'и, ар§аа-
ны философскай керуртэргэ алтыЬыннаран. / Представления якутов о человеке. Сравнительный анализ с восточными, западными философскими воззрениями. - Якутск: Нац. кн. изд-во «Бичик», 1997. - 320 с.
4. Портнягин И. С. Кто он, человек солнечного улуса Айыы? // Илин. - № 1-2, 1999. - 144 с.
5. Абрамова М. А. Идеи гуманизма в культуре народов Якутии / Этносоциальные процессы в Сибири. Вып. 6. -Новосибирск: 2004. - 269 с.
6. Кондаков В. А. Аар Айыы итэ^элэ. / Хомуйан онорду-лар А. И. Яковлева, Т. Т. Тимофеева. - Дьокуускай, 2011. -532 с.
7. Кобякова Д. И. Эдьиий Дора сYмэлээх сYбэлэрэ / [хомуйан онордо Г. П. Бечеряков]. - Дьокуускай: Медиа-группа «Ситим», 2009. - 80 с.
8. Максимова К. И. (Сайыына). Дьыл^ан тYстэниитэ: ду-хуобунас уонна итэ^эл куннэ^и олоххо / 2-с эбэн, кeннeрYл-лэн таЬаарыы. - Дьокуускай, 2008. - 64 с.
9. Саввинов А. С. Личность: социальное, культурное, индивидуальное: Учеб. пос. - Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2003 - 252 с.
10. Кулаковский А. Е. Научные труды. [Подготовили к печати Н. В. Емельянов, П. А. Слепцов.] / Рис. И. И. Попова. - Якутск: Кн. изд-во, 1979. - 484 с.
11. Попова Г. С. Триединство в духовной культуре этноса (на примере саха): монография / Г. С. Попова. Под науч. ред. Е. П. Борзовой. - СПб.: Астерион, 2010. - 346 с.
12. Протопопова Н. И. Олох эргиирэ / Н. И. Протопопова. - Дьокуускай: Бичик, 2008 г. - 80 с.
13. Протопопова Н. И. Эдьиий Дора. - Дьокуускай: Бичик, 2011. - 240 с.
14. Флиер А. Я. Культурология для культурологов: учеб. пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии. - М.: Академический Проект, 2000. - 496 с.