УДК 130.121
В.Н. Курилкина
Трактат Аристотеля «О душе» и метафизические понятия
религии народа саха
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия
Аннотация. В связи с процессами глобализации национальные языки и культуры могут подвергаться ассимиляции, опасности исчезновения и трансформации. В настоящее время, когда основным ресурсом современного общества является человеческий, проблема сохранения национального языка и культуры встает особенно остро. Человек, развивающийся в рамках национальной культуры и языка, получает полноценное воспитание и хорошую базу для гармоничного развития, восприятия и понимания других культур, поэтому необходимо сохранение и развитие традиционных этнических культур России. Духовные ценности народа, сохраняемые в языке и культуре народа, составляют фундамент культурного наследия нации. В статье анализируется взаимосвязь между категориями Аристотеля как «дюнамис», «энергейа», «энтелехейа» и категориями философии саха. Древнегреческая философия имеет в своих истоках древнегреческую мифологию и языческую религию. В предфилософии саха с категорией «энер-гейа» хорошо коррелирует предкатегория «сюр». Понятие «сюр» является общей для всех тюркоязычных народов, ранее исповедовавших тенгрианство. В нем заключен внутренний психологический мир человека, индивидуальные психологические качества человека. В предфилософии саха с категорией «форма» коррелирует категория «кэп», «киэп», «киэли». В общем смысле «кэп» можно понимать, как физическую ограниченную форму, физическое тело человека с данными его характеристиками и способностями, которые представляют его индивидуальность, его характер, способности, врожденные психологические и физические данные, его прожитую жизнь со всеми положительными и отрицательными моментами. Вводятся предфилософские категории религиозно-философских представлений народа саха, такие как «онгосуу», «ыйаах», «кэскил», «тёлкё», «анал», «ыча», «джылга», «туску». Эти понятия отражают представления народа о судьбе человека, возможной предопределенности его судьбы, которое в русской традиции зовется роком. Вводятся понятия, определяющие психологическое состояние человека, состояние гармоничности его психики такие, как «отуор», «ортоку олук». Составлена таблица соответствия категорий Аристотеля и метафизических представлений народа саха. Кроме того, составлена таблица, раскрывающая пространственные, временные и этические свойства метафизических понятий народа саха.
Ключевые слова: категория, Аристотель, душа, дюнамис, энергейа, энтелехейа, возможность, действительность, осуществленность, материя, форма, реализация, действие, деятельность, наличие, актуальность, тенгрианство, шаманизм, духовность.
Kurilkina V.N.
Aristotele's Treatise «On the Soul» and Metaphysical Concepts
of the Sakha Religion
M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia
Abstract. In connection with the processes of globalization, ethnic languages and cultures can be subjected to assimilation, the threat of becoming endangered and transformation. Currently, when the main resource of the modern society is the human resource, the problem of preserving ethnic languages and cultures is particularly relevant. Only a person developing in the framework of the ethnic culture and language, receives a full education
КУРИЛКИНА Валентина Николаевна - кандидат философских наук, доцент кафедры теории и методики обучения информатике Института математики и информатики Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова.
E-mail: [email protected]
KURILKINA Valentina N. - Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Department of Theory and Methods of Informatics Teaching, Institute of Mathematics and Informatics, M. K. Ammosov North-Eastern Federal University.
and a good basis for harmonious development, perception and understanding of other cultures; that is why the preservation and development of traditional ethnic cultures and languages of Russia is crucial. Spiritual values of the people stored in the language and culture of the people, constitute the foundation of the cultural heritage of the nation. The article analyzes the relationship between categories of Aristotle's dunamis, energeia, entelecheia and the categories of the Sakha philosophy. Ancient Greek philosophy has its roots in Greek mythology and pagan religion. In the pre-philosophy of Sakha, the category of energeia correlates with the pre-category of sur. The concept of sur is common to all Turkic-speaking peoples who used to profess the religion of tengriism. It has the inner psychological world, individual psychological qualities of the person. In pre-philosophy of Sakha, the category form correlates with the categories of kep, kiep, kieli. In the general meaning, the kep can be understood as a limited physical form, the physical body of the person with the information about their characteristics and abilities that represent their personality, character, abilities, innate psychological and physical abilities in their previous life with all the positive and negative aspects. The author introduces the pre-philosophical categories on such religious-philosophical views of the Sakha people as ongohuu, yiaakh, keskil, tyolkyo, anal, ycha, jylga, and «tusku». These concepts show the representation of the people of the destiny of man, possible predetermination of his fate, which in the Russian tradition is called the rock. There are also introduced the concepts defining psychological state of the person, condition of harmony of his mind, such as otuor, ortocu oluk. We compiled the correspondence table of the categories of Aristotle and the metaphysical views of the Sakha people. Also, we compiled a table revealing the spatial, temporal and ethical properties of the metaphysical concepts of the Sakha people.
Keywords: category, Aristotle, soul, dunamis, energeia, entelecheia, opportunity, reality, implementation, matter, form, realization, action, activity, existence, relevance, Tengriism, Shamanism, spirituality.
Введение
В связи с глобализацией многие традиционные национальные и этнические культуры могут испытать большие изменения и трансформации вплоть до полного разрушения. Языковое разнообразие и региональные знания необходимы для выживания человечества перед лицом глобальных проблем и экологической катастрофы. Необходимо сохранение традиционных этнических культур и языков России. Духовные ценности народа, сохраняемые в языке и культуре народа, составляют фундамент культурного наследия нации. В условиях глобализации и развития информатизации общества особо актуальной становится проблема сохранения родного языка, самосохранения себя как нации, поиска коренных понятий родовой духовности. Данные понятия содержатся в героическом эпосе олонхо, фольклоре, традициях, воззрениях на окружающий мир.
В данной статье сделан поиск нахождения параллелей между философией Аристотеля и предфилософскими категориями и понятиями, которые содержатся в народном эпосе олон-хо, фольклоре и в народной мудрости. Указанный анализ позволит лучше понять традиционные духовные ценности народа саха, выявить основания для определения духовных начал национальной идентичности.
В данной работе использован герменевтический метод, метод сравнения, структурный ме-
Трактат Аристотеля «О душе» и философские категории Аристотеля
Трактат Аристотеля «О душе» считается одним из первых основных материалов и источником изучения психических явлений. Ведь душа является началом живых существ, её познание способствует познанию человека, животных, природы [1].
В этом трактате Аристотель вводит свои знаменитые категории. Прежде всего, это категория «5и>пиди;» (дюнамис), переводимая как возможность осуществления или действительность.
Далее категория «ептеХехею» (энтелехейа) обозначает состояние, которым нечто оказалось возведенным в своей осуществлённости. Она означает завершение, законченное осуществление, выявление, актуальное, реализация, действительная наличность.
Следующая категория «enspysia» (энергейа) означает действие, реализация, актуальность, действительность, наличность, деятельность [1].
Обсуждение категорий Аристотеля в публикациях современных авторов
В автореферате диссертации Е.С. Узковой (09.00.01, Москва, 2001 г.) «Категория «энергия» и её современное понимание в научно-философской картине мира» об «энергейа» говорится
как о фундаментальной онтологической категории. Энергейа развивалась и наполнялась новым содержанием в разработках научных и философских концепций, через факт раскрытия атрибутивных аспектов энергии в качестве категории современной научно-философской онтологии. В работе проводится определение перспектив, потенциала, глубины содержания этой категории через выявление целостности, взаимодополнительности и многогранности данных качеств. Также здесь обсуждается необходимость обращения к древнекитайскому представлению об энергии, которое построено на интуиции целостного восприятия мира. Эта философия создала целостное восприятие об энергии в гносеологическом, онтологическом и антропологическом аспекте, представление, которое явилось отражением философского поиска универсального энергетического и движущего начала всех явлений [2].
Эта категория обнаружила уникальную способность играть ключевую роль в самых разных мировоззренческих концепциях. Понятие энергии (энергейа) стало ключевым концептом в естественных науках, физике и все более распространяется в науках о человеке, медицине, психологии. У Аристотеля понятие «энергейа» сближалось с понятием «движение». Её можно рассматривать как промежуточную категорию между потенцией, чистой возможностью и энтелехией, чистой осуществлённостью. Энергейа предваряет потенцию, движение, материю, она есть способ жизни. Энергейа обретает форму, используя заложенную в ней потенцию. Энергейю можно воспринимать как философскую категорию, являющуюся системообразующей и основополагающей в современных концепциях естественных и гуманитарных наук [2].
В автореферате диссертации Е.В. Нам по теме «Сибирский шаманизм и «шаманский комплекс» в античной культурной традиции: Опыт сравнительного анализа» говорится, что «рассмотрение шаманской картины мира, представлений о жизни и смерти, о пространстве и времени, о природе пророчеств, музыки и поэзии, а также обзор символики и семантики шаманских атрибутов позволяют говорить о том, что древнегреческая и сибирская культурные традиции объединены внутренним мировоззренческим единством. Их кросскультурный анализ позволяет увидеть в новом свете познавательную глубину и ценность шаманского мировоззрения сибирских народов, натурфилософскую основу его культурных смыслов, удивительно схожих с мироощущением носителей мифологического сознания в Древней Греции» [3]. Прежде всего следует в схожести отметить наличие понятия о трех мирах во всех шаманских религиях сибирских народов. Схожие понятия находим и у древних греков, это: мир богов, обитающих на небесах; мир людей, живущих на Земле, и мир мертвых - подземное царство Аид. Также многие репрезентации «иччи» и «Айыы» народа саха по функциям и поступкам схожи с древнегреческими героями и божествами. Так Прометею можно сопоставить духа огня «иччи Хатан Тэмэрийэ», Зевсу - «Улуу Юрюнг Айыы Аар Тойона». Сопоставления можно продолжить.
Предфилософские категории в представлениях народа саха
В предфилософии саха с категорией «энергейа» хорошо коррелирует предкатегория «сюр». Она интерпретируется как индивидуальные психологические качества человека. Данная пред-категория раскрывает отношение традиционного мировоззрения якутов к проблеме формирования, роста, становления личности. Выражения «сюргэтэ кетегуллубут» (воодушевился), «сюргэтэ тостубут» (сломался, сдался) говорят о том, что «сюр» подвержен внешнему влиянию [4]. Также есть понятия «сюр баттыыр» (психологическое давление), например, старого человека на молодого своим авторитетом, влиянием или психологическое давление сильного шамана на слабого, неопытного неофита.
Похожее понятие есть в монографии Безетдинова «Тенгрианство». «Сюр» заключает в себе внутренний психологический мир человека [5].
Также в работе «Сиэрдьит» А.Н. Павлова-Дабыла говорится о «сюре»:
1) «сюр» - это движение, течение в природе, основное в ней;
2) эта сила организует природу;
3) она одушевляет, оживляет человека;
4) у неё много уровней;
5) «сюр» есть во всем;
6) «сюр» прозрачен и бесцветен;
7) от уровня «сюр» зависит сознание человека;
8) от исчезновения «сюр», исчезает жизненная сила человека;
9) после смерти человека «сюр» возвращается в природу и т.д. [6].
Также у автора имеются категории «материя» и «форма». Основу естественнонаучных воззрений Аристотеля составляет его учение о «материи» и «форме». По Аристотелю мир состоит из вещей, каждая вещь является соединением «материи» и «формы». Чтобы стать вещью, «материя» должна принять «форму». Самые простейшие «формы», образующие мир, это теплое, холодное, сухое и влажное. Когда они соединяются с «первоматерией» образуются четыре «первоэлемента»: огонь, воздух, вода и земля.
В предфилософии саха с категорией формы коррелирует категория «кэп», «киэп», «киэ-ли». Понятие «кэп» в якутских представлениях понимается как отрицательная характеристика, представляющая тяжелую участь жизни человека. Говорят, «кэп туонар» - поет о своей тяжелой судьбе, участи. Есть выражение «кэп бырахсар» - человек бросает вызов другому, рассказывая о себе и спрашивает «чем ты лучше меня?». Например, я сын таких-то родителей, у меня такие знаменитые предки, мой дед был великий шаман и т.д. В общем смысле «кэп» можно понимать как физическую ограниченную форму, физическое тело человека с данными ему характеристиками и способностями, которые представляют его индивидуальность, характер, способности, врожденные психологические и физические данные, прожитую жизнь со всеми положительными и отрицательными моментами [7].
Аналог понятия «кэп» имеется в бурятском шаманизме. Это понятие «хэб» или «хэбизм». Оно было введено в докторской диссертации бурятского исследователя шаманизма М.Д. Зо-монова. По мнению диссертанта, он коррелирует с такими понятиями, как «парадигма», «модель», «инвариант», выступая в качестве их синонимов. На обыденном уровне сознания термин «хэб» более соответствует термину «шаблон» [8].
Качеством, противоположным «кэп» и положительным, считается качество «кэскил». Это выражение обозначает счастливое будущее, жизненную силу, реализуемую в жизни человека. Насколько человек правильно выполняет свое предназначение, делает добрые дела, настолько у человека растет «кэскил». По воззрениям А.Н. Павлова-Дабыла в его работе «Сиэрдьит»:
1) это растущая, организующая будущее сила;
2) чем человек лучше исполняет свое предназначение, тем лучше у него «кэскил»;
3) чем лучше содержание жизни человека, тем лучше его «кэскил»;
4) когда человек плохо исполняет предназначение быть земным «иччи», хозяином, его «кэ-скил» уменьшается;
5) у каждого человека есть определенное количество «кэскил»;
6) человек оставляет, создает, организует свой «кэскил» для будущего;
7) «кэскил» связываем с растущим поколением;
8) содержание «кэскил» делают ныне работающие люди [6].
Категория «Онгосуу» - это содержание жизни человека, выполнение предназначения жизни. От того, как человек выполнил свое предназначение, зависит жизнь потомков. Бывает с «ыйаах» и без «ыйаах». Человек, у которого «онгосуу» с «ыйаах», обладает прекрасным здоровьем, жизнеспособностью.
«Онгосуу» - можно понимать как «сделанность», это то, как человек был сделан, сотворен, рожден в этот мир. Это понятие тесно связано с понятием «анал», человек порождается в этом мире с врожденной программой, он имеет цель в жизни, свое предназначение. «Онго-суу» определяет «анал» в некотором смысле, это то, как человек сделан - оно определяет его предназначение. Если человек порожден быть физически сильным, это определяет его предназначение быть богатырем, воином, защитником. Умение чувствовать красоту, воплощать в металле или дереве, в мехе или ткани определяет предназначение быть мастером в этом деле. Умение хорошо петь, слагать стихи, обладать даром красноречия, богатым словарным запа-
сом, умением красочно описывать словом определяет человека быть певцом, олонхосутом и т.д. Часто «онгосуум оннук буолан итинэн дьарыктанабын» интерпретируется как «занимаюсь этим, потому что я таким сделан, я должен этим заниматься по своему предназначению». «Онгосуу» обладает тремя степенями обладания. У кого слабое «онгосуу», предназначение, будущее, судьба тоже «тусклая». У человека с большим, сильным «онгосуу», яркая судьба, будущее, предназначение. Его не может проклясть и сглазить шаман, его трудно сбить с пути предназначения. Предназначение жизни человека - это укрепление судьбы, его предназначения («туску», «кэскил»). Люди со слабым «онгосуу» не живут долго, говорят «заболевают от движения воздуха», то есть от сквозняка, имеют слабое здоровье. Люди с сильным «онгосуу» обычно бывают долгожителями, обладают хорошим здоровьем, энергетикой. Говорят: «его не смог съест шаман, потому что у него хорошее, сильное «онгосуу». Среднее «онгосуу» - это нечто среднее между двумя этими степенями «онгосуу».
«Онгосуу» - изначальная изменчивая данность, но не судьба. Кроме того, «онгосуу» выступает как сочетание в человеке отрицательного «кэп» и положительного «кэскил» начал. Выражение «кэскиллээх киси» обозначает человека с хорошими задатками, с хорошим будущим, «кэскиллээх кэпсэтиии» - разговор, имеющий благополучный исход.
Конкретная человеческая судьба образуется как реализованность лишь тогда, когда «онгосуу» выходит на пространственно-временную протяженность [4].
Если говорить об устройстве и создании мира, имеется «онгосуу» мира, который был создан по воле и велению «Юрюнг Айыы Тойона». То есть «онгосуу» можно понимать как совокупность законов природы, по которым был создан, устроен и функционирует мир [9].
Категория «ыйаах» - это в некотором смысле строго определенная, фатальная, неизменяемая часть судьбы человека, его предназначение, рок, заданность. Понятие «ыйаах» похоже на «онгосуу», но «ыйаах» выражает строгую определенность судьбы, закон, фатальность, направление. «Ыйыллыбыт ыйаагым» - указанное направление судьбы, «онгосуллубут онгосуум» - заданная сделанность. То, как сделан Средний мир, какими законами он управляется, из чего состоит - это тоже определяется «онгосуу» и «ыйаах». Считается, «онгосуу» и «ыйаах» Среднего мира были сотворены Улуу Юрюнг Айыы Аар Тойоном.
Категория «тёлкё» - это жизнеспособность человека, генетически переданная предками своим потомкам. Это интерпретируется воздаянием добром за добро. Добрые мысли, нрав, внутренняя культура передаются через «тёлкё». Каждый человек имеет священный долг -улучшать свое «тёлкё». По жизни человек должен улучшать свое «тёлкё» добрыми делами, хорошими поступками, чтобы «тёлкё» его потомков было хорошим.
Понятие «туску» - это жизненная сила человека, которая проявляется в течение жизни человека. У человека с «туску» сильная, крепкая судьба, его сложно заставить сойти со своей жизненной дороги, которая устойчива и строго определена. Человек с хорошим «туску» старается не навредить «туску» другого человека. Без «туску» у человека нет будущего, нет судьбы, нет «тёлкё». Добрый человек всегда желает людям «туску». «Туску» отдельного человека образует «туску» всех людей.
Категория «дьылга» образуется в результате того, как прошел год у человека. Основывается на познании природы. «Дьылга» человека определяет верхнее светлое божество «Дьылга Хаан». «Дьылга» связано с «Ийэ кут» (информационное тело человека). «Дьылга» имеет две дороги. Одна дорога ведет вперед, показывает развитие, укрепление, прогресс, вторая же ведет к вырождению, деградации, регрессу. «Дьылга» человека записано в книге «Дьылга Хаан» (сколько человек проживет, чем будет болеть, семейная жизнь, успехи и т.д.).
Категория «ыча» - внутреннее содержание жизненной силы человека, уровень его предназначения быть «иччи» (хозяином, духом Земли). «Ыча» продолжается по роду. «Ыча» бывает большим и малым. Человек с большим «ыча» имеет большое влияние на людей, широкую душу, большое терпение, умение прощать, может вынести много лишений и не сломаться. Его дела хорошо воплощаются в жизнь, такому человеку подвластны большие проекты в жизни и крупные дела. Человек с малым «ыча» обычно бывает обидчив, нетерпелив, не умеет выно-
сить неприятности и оскорбления, его легко вывести из себя, он психологически неустойчив, легко поддается плохому влиянию и плохим привычкам. Обычно такие люди не образованы, не могут влиять на большое количество людей, не могут сделать профессиональную карьеру. У человека, не исполняющего свое предназначение, уменьшается «ыча». У него снижается самооценка и самоуважение. Когда «ыча» растет, человек становится более терпеливым, выносливым, мудрым, крепким в мыслях и надеждах. Нельзя унижать людей, указывая на их «ыча».
1. Категории, относящиеся к психологии человека:
А) Категория «отуор» означает гармонию трех душ «кут» у человека, «буор кут» (материальное тело), «салгын кут» (энергетическое тело) и «ийэ кут» (информационное тело). С психологической точки зрения можно предположить, что «отуор» означает отсутствие депрессии, стрессов, неприятностей и спокойное, устойчивое, гармоничное состояние психики человека.
В духовной сфере имеется три значения «отуор». Если человеческий «сиэр» совпадает с божественным, тогда совпадение этих «сиэр» называется «отуор».
Б) Категорию «ортоку олук» можно понимать как надлежащее поведение человека, при котором проявляются его лучшие качества. Из стихотворения А.Е. Кулаковского «Ортоку олук алгьЛа» можно сделать вывод о том, что маленькую поступь делать нельзя, большую поступь делать не следует, надо совершать именно среднюю поступь [10].
Слово «отуор» в произведениях Кулаковского выражает душевное движение, в широком смысле, поступок. А.Е. Кулаковский в поведении человека ищет то, что способствует его развитию.
Здесь на первый план выходит активность человека. В действии человеческого «Айыы» человек выступает как личность, обладающая свободной волей, действующая согласно своим желаниям и нравственным установкам. Человек становится ответственным за свою судьбу. Средняя поступь понимается как оптимальное поведение человека. Проживая в экстремальных условиях, северный человек усвоил, что единственно гармоничное проживание и гармоничные отношения с природой гарантируют ему выживание. Если он упускает какую-то сторону своей жизни, тогда возможны неприятности. Средняя поступь, соблюдение срединного пути обеспечивали ему комфортное и безопасное существование.
«Анал» можно понимать как предназначение, цель жизни человека. Одну сторону понятия «анал» можно интерпретировать как нахождение счастья в личной, семейной жизни. Человек, нашедший свой «анал» - это человек, который нашел свое счастье, суженую, суженого, друга, с которым он пройдет по жизни. Второй смысл этого понятия - найти свое дело в жизни, свою профессиональную стезю, дело которым он будет заниматься всю жизнь и достигнет в этом поприще определенного успеха.
Исходя из вышеизложенного, мы составили следующую таблицу:
Таблица 1
Соответствие категорий Аристотеля и категорий философии саха
Категория Аристотеля Категория в философии саха
Энергейа «Сюр», «салгын кут», «туску»
Энтелехейа «Онгосуу», «ыйаах», «тёлкё», «анал»
Дюнамис «Кэскил», «ыча», «дьылга»
Форма «Кэп», «киэп», «киэли»
Материя «Буор кут»
В свою очередь, понятия философии саха, можно классифицировать по их свойствам:
Таблица 2
Свойства категорий саха
Категория Изменчи- Движение Постоян- Положи- Отрица- Связано
вость ство тельное тельное с будущим
«онгосуу» да да нет нейтр. нейтр. нейтр.
«ыйаах» нет нет да нейтр. нейтр. нейтр.
«туску» да да нет да нет да
«тёлкё» нет нет да нейтр. нейтр. да
«анал» нет нет да нейтр. нейтр. нейтр.
«кэскил» да да нет да нет да
«ыча» да да нет нейтр. нейтр. нейтр.
«дьылга» да да нет нейтр. нейтр. да
«киэп» нет нет да нейтр. нейтр. нейтр.
«киэли» нет нет да нейтр. нейтр. нейтр.
«кэп» да да нет нет да нейтр.
Заключение
Изучение параллелей между философией Аристотеля и метафизическими представлениями народа саха позволяет увидеть мир в более сложном, многогранном, многоаспектном отношении. Это дает возможность переосмыслить вечные духовные истины. Такой подход позволяет человеку лучше понять себя, свои истоки, мудрость, накопленную тпредками. Великая древнегреческая философия продолжает ставить перед нами вечные вопросы поиска истины, добра и красоты.
В плане дальнейшего расширения нашего исследования последует проведение сравнительного анализа предфилософских категорий традиционной культуры саха с категориями других тюркоязычных и монголоязычных народов Евразии. Данный анализ позволит выявить общие тюркско-монгольские предфилософские понятия, сохранившиеся от древних религиозных представлений тюркско-монгольских народов, что сделает возможным частично реконструировать основные представления тенгрианства.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод. Народ саха, проживая много сотен лет в Восточной Сибири, будучи избавлен от влияния мировых религий, сохранил в своем языке и культуре большую часть религиозно-философских представлений древних кочевников-степняков, веру в солнечного бога Аар и культ поклонения небу Айыы. Это предоставит возможность говорить о богатстве аутентичной интеллектуальной и духовной составляющей национальной культуры саха, сохранившейся в героическом эпосе «олонхо», фольклоре и народной мудрости.
Литература
1. Аристотель. О душе. - СПб.: Питер, 2002.
2. Узкова Е.С. Автореферат диссертации ... кандидата философских наук по теме «Категория энергия и её современное понимание в научно-философской картине мира». 09.00.01, Москва, 2001 г.
3. Нам Е.В. Автореферат диссертации ... кандидата исторических наук на тему «Сибирский шаманизм и «шаманский комплекс» в античной культурной традиции: Опыт сравнительного анализа», 07.00.07, Томск, 1999 г.
4. Романова Е., Слепцов П., Колодезников С. Жизненный круг у якутов // Илин. - 1993. - №3. -С. 64-73.
5. Безетдинов Р.Н. Древнетюрское мировоззрение Тенгрианство: Учебное пособие. - Казань, 2006. - 164 с.
6. Павлов А.Н.-Дабыл. Сиэрдьит. - Якутск: Самиздат, 2001. - С. 33.
7. Саввинов А.С. «Кут-сюр» как якутская ментальность // Илин. - 1993-1994.
8. Зомонов М.Д. Автореферат ... доктора философских наук по теме «Бурятский шаманизм, как целостная мировоззренческая система», Санкт-Петербург, 09.00.13, 2003.
9. Андросова-Ионова М.Н. Саха норуотун айымньыта / (Образцы народной литературы). Сост. Г.М. Васильев и Х.И. Константинов. - Якутск: ТИД Кудук, 1942. - С. 235-236.
10. Кулаковский А.Е. Ырыа-хЛоон (Поэтические произведения). - Якутск: Нац. кн. изд. «Бичик», 2012. - С. 159.
References
1. Aristotel'. O dushe. - SPb.: Piter, 2002.
2. Uzkova E.S. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filosofskih nauk po teme «Kategorija jenergija i ejo sovremennoe ponimanie v nauchno-filosofskoj kartine mira». 09.00.01, Moskva, 2001 g.
3. Nam E.V. Avtoreferat dissertacii ... kandidata istoricheskih nauk na temu «Sibirskij shamanizm i «shamanskij kompleks» v antichnoj kul'turnoj tradicii: Opyt sravnitel'nogo analiza», 07.00.07, Tomsk, 1999 g.
4. Romanova E., Slepcov P., Kolodeznikov S. Zhiznennyj krug u jakutov // Ilin. - 1993. - №3. - S. 64-73.
5. Bezetdinov R.N. Drevnetjurskoe mirovozzrenie Tengrianstvo: Uchebnoe posobie. - Kazan', 2006. -164 s.
6. Pavlov A.N.-Dabyl. Sijerd'it. - Jakutsk: Samizdat, 2001. - S. 33.
7. Savvinov A.S. «Kut-sjur» kak jakutskaja mental'nost' // Ilin. - 1993-1994.
8. Zomonov M.D. Avtoreferat ... doktora filosofskih nauk po teme «Burjatskij shamanizm, kak celostnaja mirovozzrencheskaja sistema», Sankt-Peterburg, 09.00.13, 2003.
9. Androsova-Ionova M.N. Saha noruotun ajymn'yta / (Obrazcy narodnoj literatury). Sost. G.M. Vasil'ev i H.I. Konstantinov. - Jakutsk: TID Kuduk, 1942. - S. 235-236.
10. Kulakovskij A.E. Yrya-hohoon (Pojeticheskie proizvedenija). - Jakutsk: Nac. kn. izd. «Bichik», 2012. - S. 159.
^SHír^ír