УДК 94(620)
Е. А. Кривец
Этапы становления и развития коптской церкви
Коптская церковь занимает достойное место в семье древних восточных церквей, к которой принадлежат армянская, эфиопская, сиро-яковитская и др. Слово «копт» происходит от арабского «кубт» - искаженное греческое название Египта. Египтян называли коптами вплоть до завоевания Египта арабами и исламизации населения. С тех пор египтяне, принявшие ислам, стали называться арабами, а сохранившие верность христианству - коптами.
Ключевые слова: копт, коптская церковь, история, Египет, христиане, арабы, исламизация, монофизиты, патриарх, служба, православный, Византия.
E. A. Krivets
Formation and Development of the Coptic Church
The Coptic church is one of the respectable ancient churches in the family of oriental ones which belongs to the Armenian, the Ethiopian, the (Syro-)Jacobite Churches. The word "copt" is originated from wrong Greek name of Egypt by arabs. Copts were Egyptian people before the Arabic conquest and islamization of Egyptian population. Since that time the Muslim Egyptians are called Arabs and the Christian Egyptians are called Copts.
Keywords: Copts, Coptic church, Christianity, history, Egypt, Arabs, Islamization, orthodox, church service, Byzantine Empire, patriarch, monophyzits.
Современные коптская и греческая Александрийская церкви до Халкидонского собора были единым целым в составе Александрийской патриархии. Их история первых веков христианства принадлежит истории Вселенской кафолической (православной) церкви.
Первым проповедником христианства в Египте традиционно считается св. Марк - один из 70 учеников Христа. Хотя, вероятно, распространение христианства в Египте началось еще до прихода св. Марка в 43 г. в Александрию.
Арабский историк Ибн аль-Мукаффа (9501030) в своей книге «История патриархов» [1, с. 8] рассказывает о возвращении в 61 г. св. Марка в Александрию. Первое, что св. Марк посетил в Александрии, - это еврейский квартал на северо-западе города, где он обратил в христианство сапожника Аннания, который был избран Александрийским патриархом после смерти св. Марка. Св. Марк был убит разбушевавшейся толпой в 68 г. - в соответствии с коптской историей, или в 63 г. - согласно истории православной церкви.
В Египте в это время на коптский язык было переведено Евангелие, и тексты его быстро распространились вдоль всего Нила. Император Де-ций (249-251 гг.), препятствуя распространению христианства, издал очередной указ об обяза-
тельном поклонении языческим богам и наказании смертью за его невыполнение. Многие египтяне приняли мученическую смерть. Другие спаслись в пустыне: в это время начинает свой монашеский подвиг отшельник-долгожитель св. Павел Фивейский.
В 284 г. в истории христианства начинается так называемая эпоха мучеников, связанная с правлением самого жестокого гонителя христиан - римского императора Диоклетиана. Он положил конец гражданской войне в империи, совершил необходимые структурные преобразования в государстве, а в 303 г. объявил войну Церкви. Эпоха «Великих преследований» началась со смещения христиан с должностей в правительстве и армии. Чуть позже вышел эдикт об обязательном жертвоприношении языческим богам. Особенно много мучеников было в Египте, так как большую часть населения страны составляли христиане.
Правление Константина (307-337) положило конец преследованиям христиан. Христианство стало официальной религией империи, а Константинополь - ее столицей.
В церкви нарастала внутренняя борьба за понимание христианства. Этому способствовало также то обстоятельство, что христианство как
© Кривец Е. А., 2010
государственную религию вынуждены были принять и образованные язычники. Внутрицер-ковная борьба ознаменовалась рядом Вселенских соборов, на которых были приняты основные догматы христианской веры. В Халкидоне на IV Вселенском соборе Александрийская коптская церковь отошла от кафолического православия и была объявлена монофизитской. Монофизиты («моно» - один, «физио» - природа - греч.) утверждали, что человеческая природа Иисуса Христа была поглощена Его Божественной сущностью. (В православии утверждается двухсущ-ностная разделенная природа Христа - Божества и человека, соединенная во Христе как едином Лице неслиянно и неизменно, нераздельно и неразлучно.)
Внутренние истоки коптского монофизитства лежат в древнеегипетских представлениях. В трогательной и прекрасной Пресвятой Деве Марии египтяне узнали Исиду - женскую ипостась Бога Самосущего, «старшую сестру» Богоматери. В новом учении жителям Египта многое было понятно, за исключением одного: Мария -земная девушка, а Иисус, рожденный от Бога, не может быть Сыном человеческим. Весь пафос монофизитства в самоуничижении человека, в острой потребности преодолеть человеческое как таковое. Не случайно монофизитство было так связано с аскетическим подвигом, с аскезой самоистязания.
Внешние истоки монофизитства, без сомнения, объяснялись противостоянием господству Константинополя. Халкидонский Собор был имперским собором, и его самым конкретным результатом в области церковного устройства стало окончательное определение роли Константинопольской епархии. Халкидон отодвинул Александрию, которая долгое время могла навязывать свою волю Вселенской церкви, не обращая внимания на почетное положение, приобретенное Константинополем в 381 г. на Константинопольском соборе. Все попытки навязать египтянам решения Халкидонского Собора только усилили сопротивление большинства египетской иерархии и верующих, что и привело, в конечном счете, к образованию коптской церкви.
Желание коптов во что бы то ни стало оградить себя от чужеродного влияния позволило им сохранить свою самобытность, но одновременно изолировало их. Монофизиты неуклонно двигались по направлению к сектантскому элитизму. Они стали делиться на группы и подгруппы, каждая из которых утверждала свою исключитель-
ность, яростно выступая против единства с хал-кидонцами.
В 640-642 гг. Египет был завоеван арабами. Закончилось тысячелетнее господство греков. Национальная замкнутость и недовольство византийским господством облегчили завоевание Египта арабами. Часто копты-монофизиты встречали арабов как освободителей.
Коптский монофизитский патриарх Вениамин тотчас же был вызван завоевателями из пустыни и с привилегиями водворен в Александрии на место изгнанных греков-мелкитов (православных). Но победа коптской церкви оказалась пирровой: население, претерпевшее гонения и даже мученичество за отрицание богословия Халки-донского собора, стало переходить в ислам и этим вскрыло внутреннюю подоплеку своего упорного сопротивления византийской ортодоксии. На первых порах этому способствовало то обстоятельство, что новообращенные мусульмане освобождались от подушного налога. Новое арабское иго показало истинные духовные интересы коптов: они уже не хотели защищать свою религию, когда ущемлялись их экономические интересы.
В течение первого века арабской оккупации, пока ислам считался чисто арабской религией, завоеватели были равнодушны к коптам: им было разрешено строить и ремонтировать церкви, коптские монастыри были освобождены от налогов. С усилением связей между простым населением и арабами коптский язык стал постепенно вытесняться арабским. Первый арабский документ Нильской долины относится к 709 г. К началу VIII столетия арабский стал официальным языком. В X веке на службе в церкви стали использоваться два языка. Перевод Священного Писания на арабский язык привел к окончательной утрате коптского языка как разговорного.
В XII веке ислам занял господствующее положение среди египтян и копты - египетские христиане - перестали быть большинством. Однако жестокие гонения на христиан, когда были разрушены основные церкви и монастыри, не прекращались. Духовный и интеллектуальный, а затем уже и экономический кризис Коптской церкви привел к потере интереса к ней со стороны правящей элиты. Это вызвало длительный, продолжавшийся пять веков, период застоя в церковно-государственных отношениях, дальнейшую исламизацию коптского населения, разрушение церквей и монастырей. Численность коптов, составившая во времена арабского за-
воевания 9 млн человек, уменьшилась к 1900 г. примерно до 700 тысяч.
Положение коптов стало улучшаться начиная с XIX столетия, во времена спокойного и терпимого правления династии Мухаммеда Али. Коптская община заметно увеличилась и рассматривалась государством как административная единица. В 1855 г. с коптов было снято определение низких и недостойных, им было разрешено служить в армии. Таким образом, к середине XIX века великому реформатору папе Кириллу IV (1854-1860) удается оживить религиозную жизнь. Обнаружив вопиющее невежество коптских священнослужителей, он основал коптский колледж, в котором, помимо арабского, изучали коптский (мечта преосвященного Пор-фирия, таким образом, сбылась), турецкий, английский, французский и итальянский языки, а также преподавали математику, географию и другие светские предметы. Папа Кирилл создал первую типографию, печатавшую церковные книги, строил новые храмы, открыл духовную семинарию, воскресные школы. При нем число епископатов возросло с 10 до 20, не считая двух зарубежных. Благодаря широкой просветительской деятельности, развернувшейся в рамках реформ патриарха Кирилла, повысился образовательный уровень коптской общины.
Тесная связь коптов с западными торговыми и дипломатическими миссиями, секуляристские реформы в сфере межконфессиональных отношений, духовно-нравственный подъем церкви и общины позволили коптам в короткий срок превратиться в наиболее развитую и преуспевающую в социально-экономическом и культурном отношении часть населения страны.
Кирилл IV начал переговоры с архимандритом Порфирием (Успенским) о воссоединении коптов с Православием. Но вскоре дело объединения было прервано в связи со смертью Александрийского патриарха Каллиника (1861 г.) и трагической кончиной Коптского патриарха Кирилла IV (предполагают, что он был отравлен). В 1898 г. противники патриарха Кирилла привели коптов к унии с Римом.
Новая волна возрождения религиозной жизни коптов относится к 40-50-м гг. XX в., а начало ему положили реформы патриарха Кирилла IV в XIX веке. Идеи коптской «эмансипации», возникшие в результате реформ патриарха Кирилла VI, захватили умы и сердца верующих и одновременно привлекли их к участию в церковных делах. Правление патриарха Кирилла VI ознаме-
новалось открытием института Коптских исследований в 1954 г., строительством монастыря св. Мина на его историческом месте в Мариут. В 1968 г. Римской католической церковью возвращены в Каир мощи св. апостола Марка. Кирилл VI разработал программу строительства и восстановления церквей, в том числе возведения собора св. Марка в Каире.
Духовное возрождение началось с открытия воскресных коптских школ в Каире, Асьюте и Гизе. Действующий тогда патриарх Кирилл VI привлек молодого монаха о. Антония (будущего патриарха Шенуде) к организации воскресных школ и назначил епископом теологического образования для передачи духовного наследия. Динамичный и глубоко духовный епископ и энергичный епископат вдохнули жизнь в безжизненные церковные институты. К 1969 г. количество студентов теологического колледжа увеличилось с 100 до 207 человек [2, с. 57].
Коптский патриарх папа Кирилл VI в связи с реформацией коптской традиции обратился для вдохновения к западному знанию. Он основал школы с западной системой образования и взял за образец западные учебники для составления коптских. Под его руководством с 1959 г. коптская церковь вступила в диалог со Всемирным Советом церквей.
Современная жизнь коптской церкви ведет свое развитие в двух основных направлениях. Во-первых, стремясь приобрести международный церковный авторитет, коптский патриарх старается исправить то, что было осуждено (предано анафеме) католической и византийской церквями. Огромное количество дебатов и конференций с католиками и православными ясно свидетельствует о желании коптов полно и недвусмысленно считаться православными христианами во всем христианском мире. Во-вторых, миссионерские усилия коптов в Африке, которые привели к открытию коптских церквей по всей Африке, и религиозное рассеяние во второй половине XX века, ознаменовавшееся образованием коптских диаспор в европейских странах, вывело коптскую общину с национального уровня на международный.
Коптская церковь относится к восточной мо-нофизитской группе церквей, и различий между православным и египетским христианством немало - и в теологии и в традициях. Копты, как и православные, почитают Богородицу, признают Ее непорочность, однако отвергают догмат о непорочном зачатии. Другие догматические поло-
жения Коптской церкви не отличаются от общепринятых православных. Главой церкви почитают Иисуса Христа, отвергая примат папы.
В IV в. египетское монашество быстро создало собственный чин богослужения, который впоследствии оказал огромное влияние на формирование восточных и западных богослужебных уставов. Монахи Египта были в основном коптами по национальности, чуждыми греческой культуре, что и определило простоту их богослужения. Устав монашеской жизни, даже одежда египетских подвижников, стали образцом для монахов всего христианского мира.
В настоящее время в Египте христианское богослужение проводится на арабском и коптском языках. До XVII века коптский язык был не только богослужебным, но и обыденным, но сейчас он полностью вытеснен арабским. Все богослужебные книги печатаются на двух языках параллельными текстами, однако ритуальная часть ведется на одном арабском. Коптский язык возрождается сегодня как письменный язык, изучается в воскресных школах, но остается языком церковного богослужения.
Службы в коптской церкви похожи на православные. Семь таинств монофизитов - крещение, причастие, покаяние, священство, брак, елеосве-щение, миропомазание - догматически и литургически сходны с православными. Белое духовенство женато одним браком. Обычаем является крестить мальчиков на 40-й, девочек - на 80-й день. Крещению может предшествовать обрезание, скорее как пережиток египетского язычества, чем как религиозный обряд. Обряд обрезания, официально признанный 67 патриархом Александрии Кириллом II в XI столетии, строго предшествует крещению. Исключение составляют девочки, у которых обряд обрезания происходит в 12 лет. Миропомазание следует сразу после Крещения. Вся семья ходит к одному священнику, поэтому он становится семейным советчиком. Из семи Таинств только браки не заключаются в пост. Полигамия запрещена, даже если разрешена гражданским законом этого государства. Развод разрешается жене и мужу только в исключительных случаях на совете епископов, например, при совершенном прелюбодеянии, вероотступничестве. Коптская Церковь не считается с гражданскими законами страны, если они противоречат церковным законам. Так, Церковь выступает против государственного разрешения абортов. По учению церкви, аборт препятствует исполнению воли Бога, поэтому
канонически в этом случае необходим чин покаяния, а не закон, покрывающий грех.
Разительный контраст с официальным христианством составляет народная вера, корни которой ведут к религиозному наследию египетских фараонов. Народ не смог понять истину христианства, заключенную в абстрактной мысли, поэтому альтернативой стали более простые религиозные представления их предков.
Народная религия выражает себя в различных примерах субхристианских форм. Например, крест («анх») символ жизни у древних фараонов - непосредственно не используется в христианском богослужении, но для коптов является символом спасения через искупительную смерть Христа [3, с. 92].
С приходом христианства культ некоторых древних божеств эпохи фараонов народ переместил на исторических и действительных святых и мучеников. Исторические персонажи стали объектами почитания. Египетский Хорос, пронзающий крокодила, соответствует не только св. Георгию, пронзающему дракона, но и св. Меркурию, св. Феодору, св. Менасу. Так, копты стали поклоняться святым праведникам, помогающим в болезнях, несчастьях, отвернувшись от поклонения злым духам. Процесс передачи культа поклонения продолжился в исламский период, и некоторые христианские праздники и святые стали исламскими.
Следует отметить, что святых, признанных во всем Египте, немного. Основными стали Дева Мария и св. Георгий Победоносец. В честь Богородицы отмечается 32 праздника, Ей посвящаются храмы, служится особая служба, на которой читается специальная молитва на каждый день недели месяца Кияк (декабрь-январь).
Таинственным световым явлением для коптов стало явление Богородицы над храмом в 1968 г. в Каире. Оно продолжалось в течение двух лет, и его свидетелями стали тысячи египтян и люди разных вероисповеданий и наций, съехавшиеся со всего мира. Во время этих явлений больные, как христиане, так и мусульмане, получили исцеление. Этот феномен снимали для международного телевидения, исследовали различные комиссии из многих стран, о нем рассуждали христианские богословы различных направлений. Явления Богородицы несколько раз повторялись в течение 1986, 1997, 1999, 2002 гг. в разных районах Египта. В 1995 и 1996 гг. произошло явление Архангела Михаила в церкви Архангела в Нижнем Египте. Всякий раз такого рода
явления подвергаются исследованию со стороны коптской церкви [4].
В наши дни ко многим коптским святыням приходят на поклонение как христиане разных толков, так и мусульмане. В этом смысле народное христианство более универсально, чем официальная религия. Только на уровне народной религии возможно поклонение одним и тем же святым представителями разных конфессий.
Библиографический список
1. El-Meskeen, Matta, Father "The МопаБ1егу of St. Macarius", 1984, Cairo, Egypt.
2. Kamil, Jill. Coptic Egypt, 1987, Cairo.
3. Meinardus, Otto F. A. "Two Thousand Years of Coptic Christianity", Cairo, 2000.
4. "The Apparition of Virgin Mary at el-Zeitoun Church". Cairo, 1985; Хейр Абдель Массих Басьет Абуль, священник. Явления Девы Марии и духовные феномены в Асьюте (на араб.). - Каир : Изд-во Матба атуль Мисрин, 2000.