УДК 008(091)
Е. А. Кривец
Египетские копты: проблема идентичности
Коптами именуют египтян первых веков нашей эры, до арабского завоевания и исламизации населения. С тех пор египтяне, принявшие ислам, стали называться арабами, а сохранившие верность христианству - коптами.
Культура Египта испытывала и впитывала влияние культур греков, римлян, иудеев и религий - христианства, иудаизма, ислама. «Коптская культура» (дословно переводится как «египетская культура»), «коптское искусство» - понятия, используемые для обозначения христианского периода развития египетской культуры. С течением времени понятие «коптская культура» стало обозначать культуру христиан Египта, не принявших ислам. Если арабское нашествие считать неким водоразделом в египетской культуре, то до VII в. коптская культура - это культура, вобравшая в себя все предшествующие достижения египтян.
Существующая в научном мире группа понятий - «коптский язык», «коптская культура», «коптская история» и т. п., связанная с понятием «копт», используется в разных по смыслу и содержанию значениях. Коптскими называют одновременно и древнеегипетский язык, и христианский период истории Египта, и культурные достижения Египта в период существования христианства, и самих египтян, отклонившихся от ортодоксального христианства в монофизитство.
В современном Египте отрицается естественное (египетское) происхождения христиан Египта, занижается их количество и роль, которую они играют в современном египетском обществе. Христиане чувствуют себя иностранцами в собственной стране, где официальной религии - исламу - подчинена вся жизнь египетского общества.
Ключевые слова: копты, этнос, христиане, нация, Египет, религия, культура, египтяне, этноконфессиональный, мусульмане.
E. A. Krivets
Copts: the Ethnos or the Part of the Nation
Copts were Egyptian people before Arab conquest and islamization of Egyptian population. Since the Muslim Egyptians are called Arabs and the Christian Egyptians are called Copts.
The culture of Egypt had absorbed the influence of cultures of the Greeks, Romans, Jews and religions - Christianity, Judaism and Islam. Terms "Coptic culture" (literally translated as "Egyptian culture"), "Coptic art" are used to refer to the Christian period of the development of the Egyptian culture. Later "Coptic culture" came to mean the culture of Egyptian Christians, not Islam. If the Arab invasion is a kind of watershed in Egyptian culture, the Coptic culture to the 7th century is a culture, which absorbed all the previous achievements of the Egyptians.
Existing "Coptic language", "Coptic culture", "Coptic history", etc. in a world science are used in different meanings. Coptic is also the ancient Egyptian language and the Christian period of Egyptian history and cultural achievements of Egypt during the period of existence of Christianity and the Egyptians themselves, who has deviated from Orthodox Christianity to Monophysitism.
In modern Egypt natural origin of Egyptian Christians denied, underestimated the number and role they play in modern Egyptian society. Christians feel themselves as foreigners in their own country, where the official religion, Islam is subordinated to the whole life of the Egyptian society.
Keywords: Copts, Egypt, nation, Christianity, ethnic, religion, culture, Muslim, Egyptian people, ethnic-confessional.
Современное население Египта составляет единая нация египтяне, в более широком смысле относящие себя к арабам. Египтяне, потомки древних египтян, исповедуют разные религии -ислам и христианство.
Большая часть египтян - мусульмане-сунниты. На сегодняшний день христиане, большинство которых принадлежит коптской церкви, составляют примерно 15-20 % населения - это 15 из 77 миллионов всего населения страны. В IV в., когда все население Египта было христианизировано, оно составляло примерно 5 млн человек.
После арабского завоевания в VII в. египтяне, принявшие ислам, стали называться арабами, а сохранившие верность христианству - коптами. Переиначивая на свой лад греческое название местных жителей «айгюптос», арабские завоеватели стали именовать их словом «кибти» (или «кобт», «кубт») - коптами.
Национальная культура - форма проявления местной природы, которой адекватны и телесность и голоса разных рас. Поэтому каждый народ имеет свой национальный образ мира. Современные копты сохранили, в общем, наружность своих древнеегипетских предков - смуглый (хотя несколько более светлый, чем у му-
© Кривец Е. А., 2014
сульман) цвет кожи, черные блестящие глаза, толстые губы, слегка курчавые волосы. На руке у них обычно наколот крест: запрет на ношение креста в эпоху гонений сделал накалывание креста обязательным. «Копты отличаются большими способностями. Как истинные египтяне, они отличаются особенными бюрократическими дарованиями и постоянно, даже при арабах - несмотря на частые попытки избавиться от их услуг -ценились в качестве секретарей и вообще чиновников. В настоящее время их много служит в различных канцеляриях. Многие занимаются земледелием, ремеслами, торговлей и достигают значительного материального благосостояния» [1, с. 4]. Приведенные выше русским исследователем Б. А. Тураевым описательные характеристики коптов XIX в. остаются правдивыми для современных коптов ХХ-ХХ1 вв.
В XVII в. термин «копты» входит во всеобщее употребление в Европе для обозначения египтян-христиан, создавших при новых религиозных и политических условиях своеобразную культуру, замечаемую повсюду на Востоке уже с IV в.
Существующая в научном мире группа понятий - «коптский язык», «коптская культура», «коптская история» и т. п., связанная с понятием «копт», используется в разных по смыслу и содержанию значениях. Коптскими называют одновременно и древнеегипетский язык, и христианский период истории Египта, культурные достижения Египта в период существования христианства и самих египтян, отклонившихся от ортодоксального христианства в монофизитство.
Коптский язык является последней ступенью развития древнеегипетского языка, охватывающей примерно две тысячи лет. Как письменный коптский язык сосуществовал сначала с греческим, а с VII в. - с арабским языками вплоть до XIV в. В настоящее время коптский язык используется как культовый в коптском богослужении. Кроме того, с конца XX в. наблюдается некоторый интерес к возрождению коптского языка как разговорного среди коптских активистов.
Культура Египта испытывала и впитывала влияния культур греков, римлян, иудеев и религий - христианства, иудаизма, ислама. «Коптская культура» (дословно переводится как «египетская культура»), «коптское искусство» - понятия, используемые для обозначения христианского периода развития египетской культуры. С течением времени понятие «коптская культура» стало означать культуру христиан Египта, не принявших ислам.
Копты гордятся историей своей христианской церкви, особенно ранним ее периодом, в течение которого развивалось и распространялось христианство. Такие великие святые, как Антоний, Афанасий, Кирилл Александрийский, Пахомий, были высокодуховными подвижниками и повлияли на развитие как западного, так и восточного христианства. Можно говорить о 1000-летнем периоде существования христианства в Египте, которое исповедовало практически все население страны с III в. Но этот период в истории современного Египта не определен как христианский. Некоторые исследователи выделяют коптский период в истории Египта в течение 200 лет - 451-641 гг., то есть со времени отделения от Византии Коптской монофизитской церкви до установления в стране арабского господства. Во времена арабского владычества коптами называли тех, кто остался верен христианству. Другие исследователи ограничивают коптский период как христианский в истории Египта со времен первых христиан до настоящего времени. Современные египетские исследователи относят начало коптского периода к арабскому завоеванию Египта [2, с. 2-3]. Коптский период в истории Египта - это период с 284 г. до конца XII в., когда в стране утвердилось, развилось и стало постепенно угасать христианство.
Отпадение коптов после Халкидонского собора в 451 г. от вселенского единства разделил египетских христиан на греков-мелькитов (византийские православные) и коптов-яковитов (мо-нофизитов). Будучи монофизитами, египтяне воспринимались православной Византией еретиками, отколовшимися в V в. от основного кафолического христианства. Современное название коптов как монофизитов, которыми они стали только в 536 г., с избранием особого «коптского» патриарха исключает из истории египетской церкви ее заслуги на этапе становления и первоначального развития христианской церкви. Оба понятия («монофизиты» и «копты») не воспринимаются как однозначные в научных кругах. Понятие «монофизиты» много шире понятия «копты», тогда как последнее ассоциируется с египетскими христианами.
Христиане Египта гордятся тем, что они и их предшественники сохранили веру, несмотря на давление со стороны ислама. Они чувствуют необходимость сохранения части египетской истории, которая активно замалчивается мусульманами в самом Египте и в западных публикациях [2, с. 2].
Отношение к коптам со стороны египтян-мусульман различно. Образованные мусульмане, особенно если они противопоставляют себя арабам, туркам и т. п., осознают, что копты связаны с истинной египетской самобытностью. Неграмотные египтяне-мусульмане считают коптов иностранцами. Мусульмане, предки которых были христианами и которые помнят о христианском прошлом Египта, испытывают неприязненные чувства к коптам. Более объективные исследователи предполагают, что виновниками распространения расистских, религиозных и философских предубеждений являются западные специалисты. «Копты должны называться египетскими христианами», - считает египетский автор статьи «В поисках утерянной самобытности Египта» [2].
На западе часто относят христиан-египтян к коптам, а мусульман-египтян - к египтянам. Термин «копт» ассоциируется с монофизитами, яко-витами и даже гностиками. Другие относят коптов к смешанному египетско-греческому народу, культуре, языку. В некоторых научных кругах коптами называют эфиопов и иногда - армян, только потому, что они монофизиты [2, с. 3].
Сами египетские христиане называют себя коптами. В настоящее время понятие «копт» обозначает египетского христианина-монофизита, в отличие от копта-католика или протестанта. Это понятие утвердилось и понятно как в научных кругах, так и среди мировой общественности.
Некоторые исследователи называют коптов этносом, противопоставляя египетским мусульманам. Но мусульман Египта нельзя назвать ни пришлым населением - арабами или турками, захватившим когда-то Египет, ни населением, растворившимся в потомках своих завоевателей.
Копты - интегрированная часть египетской нации, обладающая внутренней религиозной сплоченностью, сохраняющая свои обычаи, собственное христианское мировоззрение, ставшая в результате исторических испытаний меньшинством.
Крупный этнос по своей религиозной структуре редко бывает моноконфессиональным, и наоборот, для большинства значительных религиозных общностей характерна полиэтничность. Если конфессиональная разнородность народа возникла сравнительно давно, то культурные традиции, характерные для разных конфессий (особенно если они по вероучению и культу достаточно далеки друг от друга), накладывают на облик различных конфессиональных групп внут-
ри одного этноса довольно сильный отпечаток. У них часто появляется четкое осознание своей «особости». В результате обычная религиозная группа в рамках этноса превращается в группу этноконфессиональную. Однако этого нельзя сказать о коптах.
Концепция о существовании социокультурных организмов особого типа, названных этнокон-фессиональными группами, была предложена в конце 60-х - начале 70-х гг. ХХ в. Конфессиональные группы превращаются в группы этно-конфессиональные лишь в тех случаях, когда они приобретают особые, только им присущие этнические, а не только конфессиональные свойства. В нашем случае происходило перетекание практически однородного этноса из одной религии в другую в течение тысячелетий. Большая группа -коптов-христиан стала меньшей, но назвать ее другим этносом по отношению к египтянам-мусульманам невозможно. Совместное проживание на одной территории сделало эти различные части когда-то единого этноса похожими.
Особое значение имеет религия в тех случаях, когда именно смена вероисповедания создает возможности внутренней эндогамии и последующего выделения религиозной группы в самостоятельный этнос. Однако этого не случилось с египетским народом, причем ни в случае принятия христианства, ни относительно ислама. Давление ислама на христианское население Египта было столь велико, что скорее можно говорить об образовании этноса египетских мусульман как египетских арабов, чем об этносе коптов как оставшихся верными христианству. Но и в случае с мусульманами Египта, которые «вспомнили» после распада Османской империи, что они потомки древних египтян, новый этнос не сформировался.
Образование исторических национальностей не есть переплетение явлений биологического характера с явлениями характера социологического, это есть образование исторической конкретности, исторической индивидуальности из природного расового хаоса [3, с. 95]. Для человека биологические особенности строения и физиологии в качестве этнических критериев несущественны и вторичны, значительно большую роль играют особенности социального свойства, такие как язык, нравы, традиции, обычаи, верования, культура, искусство, ремесла. Некоторые исследователи делают заключение, что в ряде этносов можно обнаружить представителей самых различных антропологических типов, но нет
этноса, не имеющего каких-либо единых социокультурных характеристик. Расовые смешения давно перемешали антропологические типы египтян, но, что касается социокультурных характеристик христиан и мусульман Египта, без сомнения, они различны.
Библиографический список
1. Тураев, Б. А. Коптская литература [Электронный ресурс] /, Б. А. Тураев. - Режим доступа: http://www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.php?title= %9А %С0 %ВЕ %С0 /В %82
%8B&printable=yes
2. Maged S. Mikhail, M. D. In Search of the Lost Egyptian Identity, 1998 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.egyptmypeople.org/articels/idinity. cfm
3. Бердяев, Н. А. Философия неравенства [Текст] / Н. А. Бердяев. - М., 1990.
Bibliograficheskij spisok
1. Turaev B. А. Koptskaya literatura [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.php?title= %D0 %9A %D0 %BE %D0 %BF %D1 %82 %D1 %8B&printable=yes
2. Maged S. Mikhail, M. D. In Search of the Lost Egyptian Identity, 1998 [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: www.egyptmypeople.org/articels/idinity. cfm
3. Berdyaev, N. А. Filosofiya neravenstva [Tekst] / N. А. Berdyaev. - M., 1990.