ЭТАПЫ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ Кропивка И.В.
Кропивка Ирина Викторовна - магистрант, институт юстиции Уральский государственный юридический университет, г. Екатеринбург
Аннотация: в статье анализируется актуальность процесса ресоциализации личности после отбывания наказания в исправительном учреждении. Рассматриваются подходы разных ученых и практиков к этапам ресоциализации. Ключевые слова: ресоциализация, социальная адаптация, этапы.
Обращаясь к вопросу ресоциализации личности, нельзя не отметить его актуальность. Несмотря на меры, принимаемые государством по реабилитации лиц в социуме после отбывания наказания, статистика совершения преступлений ранее судимыми лицами не утешительна. По сведениям с официального сайта Генеральной Прокуратуры Российской Федерации количество совершенных преступлений лицами, ранее совершавшими преступления, в 2017 году составляет 541541 тыс. [1] в 2018 году - 525 475 тыс. [2]. Несомненно, положительная динамика есть, но назвать её существенной затруднительно.
Помимо проблемы рецидива преступлений, за которым следует безопасность населения, защита основ конституционного строя и целостности государства, ресоциализация неразрывно связана с самой личностью. Именно правильное воздействие на личность поможет снизить уровень преступности и защитить общество и государство.
Действующее уголовно-исполнительное законодательство отражает лишь понятие «социальная адаптация», под которой понимается создание благоприятных условий и проведение комплекса мероприятий, обеспечивающих помощь вхождения в общество осужденных в период отбывания наказания вплоть до освобождения на свободу [3].
Понятие ресоциализации имеет доктринальное происхождение. Оно представляет собой затяжной сложный процесс, который включает в себя комплекс мер, таких как: юридические, экономические, медицинские, организационные, помощь психологов, педагогов и специалистов. Совокупность этих мер позволяет помочь осужденным после отбывания наказания войти в обычные условия жизни, влиться в социум.
В данном контексте ресоциализация конкретизирует основные направления деятельности исправительных учреждений и предполагает усвоение осужденным комплекса элементарных норм, ценностей, знаний, необходимых для вхождения в жизнь общества. Именно ресоциализация помогает осужденному обрести те роли, которые востребованы в обычных социальных условиях, служат основой для восстановления соответствующего объема функций нормального члена общества [4].
Из вышесказанного следует, что процесс ресоциализации охватывает длительный промежуток времени, который принято делить на этапы. По мнению большинства ученых и сотрудников исправительных учреждений, их существует три: допенитенциарный -начинается с момента совершения лицом преступления и длится до момента заключения под стражу, пенитенциарный - это период всего срока отбывания наказания, постпенитенциарный (иначе - социальная адаптация) - начинается после освобождения из мест лишения свободы. Классического деления придерживаются далеко не все ученые. Вопрос об этапах ресоциализации в научной литературе остается неоднозначным. Исследования данного вопроса проводили такие ученные, как Н.А. Стручков, М.И. Коваль, М.Г. Детков, И.В. Шмаров, А.М. Яковлев, В.И. Горобцов, В.И. Гуськов, А.В. Пищелко, М.С. Рыбак и многие другие. Некоторые исследователи, такие как Н.А. Стручков, И.В. Шмаров, А.М. Яковлев, М.Г. Детков, выделяют лишь два этапа: пенитенциарный (подготовка осужденного к освобождению) и постпенитенциарный (социальная адаптация после него). В.М. Бочаров утверждает, что ресоциализация складывается из исправления осужденных (пенитенциарный этап) и их адаптации после освобождения
(постпенитенциарный этап) [5]. В.Е. Южанин и Ю.В. Жулева выделяют еще и допенитенциарный этап, на котором производится пропаганда асоциальной жизни и деградации личности осужденного [6].
Значительно подробнее об этапах ресоциализации высказался М.С. Рыбак. Он разделяет этот процесс на пять стадий:
1) установление принадлежности осужденного к положительной, отрицательной или нейтральной социальной группе, к которой он может относиться с учетом его интеллектуальных и волевых качеств;
2) создание условий для разрыва негативных связей с той социально опасной группой, с которой осужденный установил отношения;
3) исправление;
4) воспитательная работа;
5) социальная адаптация [7].
Еще одним ученым разработан несколько иной подход к разделению этапов ресоциализации. А.В. Пищелко предложил следующее:
1-й этап - на первом этапе осужденный подлежит строгой изоляции, целью которой являться исключение возможности продолжения привычной тюремной практики. На данном этапе важно оградить личность от совершения новых преступлений, тем самым показав девиантность поведения в социуме.
2-й этап - второй этап заключается в принуждении к исполнению правовой нормы, если осужденный отказался от асоциального поведения, то для него создается возможность организации своей жизни в пенитенциарном учреждении в соответствии с другими нормами.
3-й этап - это приучение осужденного к нравственной норме; осужденный привлекается к разным видам деятельности, в том числе участвует в самодеятельных организациях;
4-й этап - упражнения в социальном поведении, приобретение социальных навыков [8]. Таким образом, в настоящее время, вопросу ресоциализации личности уделяется немало
внимания, тем не менее, сложившаяся практика, имеющийся опыт и достижения в данной сфере не совершенны. Существует ряд проблем, для успешного решения которых необходимо совершенствование законодательной базы, разработка новых государственных программ, стимулирование общества, а также реализация организационных и материально -технических, информационных и других мер.
Отбывая наказание в виде лишении свободы, осужденный претерпевает различные нравственные, духовные, физические изменения, в результате которых наибольшую значимость приобретают ценности, обеспечивающие его индивидуальное существование в условиях исправительного учреждения. Осужденный приобретает специфические навыки общения, жизненных привычек, которые соответствуют тюремным законам. Общесоциальные ценности становятся чуждыми, уходят на второй план. После освобождения от отбывания наказания осужденный возвращается в общество, законы и принципы которого он обязан соблюдать, однако в силу затрудненности социальной адаптации он не всегда способен вести себя правомерно и законопослушно.
Список литературы
1. Статистический сборник «Состояние преступности в России за декабрь 2017 г.». С. 43.
2. Статистический сборник «Состояние преступности в России за декабрь 2018 г.». С. 43.
3. Шамсунов С.Х. Современные проблемы организации труда и социальной реабилитации осужденных с учетом требований международных стандартов // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление, 2006. № 5. С. 3-5.
4. Андреев Н.А. Социология исполнения уголовных наказаний. М.: Права человека, 2001. 137 с.
5. Бочаров В.М.Уголовно-исполнительные и криминологические аспекты социальной
реабилитации освобожденных из исправительных учреждений: Дисс.....канд. юр. наук.
Краснодар, 2001. 25 с.
6. Жулева Ю.В. Ресоциализация осужденных несовершеннолетних женского пола, отбывающих наказание в воспитательных колониях. (Правовые и криминологические аспекты): Дис. ... канд. юр. наук. Рязань, 2000. 223 с.
7. Рыбак М.С. Ресоциализация осужденныхк лишению свободы: проблемы теории и практики. Дис. ... докт. юрид. наук. Саратов, 2001. 450 с.
8. Реадаптация и ресоциализация / Пищелко А.В., Сочивко Д.В.; Под общ. ред.: Калинин Ю.И. М.: ПЭР СЭ, 2013. 208 с.