ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ПРОСТРАНСТВЕ СНГ К.Х. Рахимов
Российский университет дружбы народов, Москва, Россия
Аннотация. В настоящей статье рассмотрены вопросы, касающиеся этапов развития интеграционных процессов на пространстве СНГ; ШОС - как один из форматов интеграции государств СНГ;
В работе подтверждается мысль о том, что за короткий исторический отрезок времени ШОС прошла эволюцию от консультативного механизма соседних государств по урегулированию
пограничных вопросов и укреплению мер доверия в военной области до многопрофильной международной
организации со значительным военно-экономическим потенциалом. Начав с сотрудничества в борьбе против международного терроризма, сепаратизма и политического экстремизма, она расширила рамки своей деятельности на экономическую сферу, а затем и на такие области, как здравоохранение,
образование, культура, туризм и др., что свидетельствует о том, что Организация создана не только для содержания деструктивных сил, но и для сближения народов стран-участниц в целях дальнейшего роста их экономик и улучшения благосостояния граждан.
Ключевые слова: интеграция, СНГ, безопасность, ШОС, ОДКБ.
Страны — участницы СНГ долгое время входили в сферу влияния России. Между ними имеется историческая, географическая, экономическая, культурная, языковая общности, что придает их отношениям особый характер. СНГ для России — это средство для создания фундамента, который позволит усилить ее влияние в мире в качестве доминантной державы [Куры-лев, Нарышкин, Озинковская, Рахимов 2016: 77].
С 1991 по 2011 гг. на постсоветском пространстве сформировалась сложная система интеграционных связей и объединений, большая часть из которых инициирована Россией и которые начинают
играть всё более значимую роль в развитии российской экономики и обеспечении национальной безопасности России [Перебоев 2012: 3-8].
Интеграционные процессы имеют важнейшее значение как фактор восстановления и развития стран Содружества.
Развитие интеграционных процессов в СНГ - прямое отражение внутренних политических и социально-экономических проблем государств-участников.
Существующие различия в структуре экономики и степени ее реформирования, социально-экономическом положении, геополитической ориентации государств СНГ определяют выбор и уровень их социально-экономического и военно-политического взаимодействия [Курылев 2009: 22].
В истории становления СНГ можно выделить несколько этапов. Первый этап (1991-1996 гг.). Модель интеграции в первую пятилетку после распада СССР отличалась инертностью, заимствовала свой потенциал из не успевших разрушиться хозяйственных и
политических связей. Основной целью создания СНГ было провозглашено обеспечение взаимного и равноправного сотрудничества стран, выделившихся из СССР, поддержание и дальнейшее развитие существовавших в СССР хозяйственных и торгово-
экономических связей, культурное и гуманитарное сотрудничество.
Как оказалось, у лидеров постсоветских стран отсутствовала политическая воля и стремление к интеграции. Национальные элиты пришедшие к власти и получившие д о л г о жд ан н ую свобод у и суверенитет, б ы л и заняты другими делами -вопросами обеспечения собственного политического статуса внутри страны и на международной арене, вопросами преемственности власти, получения наиболее выгодных предложений по экономическому сотрудничеству.
Подобные мысли владели и умами российских руководителей начала 1 9 90-х гг., что в большей степени и явилось
причиной снижения авторитета России в целом среди стран СНГ.
Второй этап (1996-2001 гг.). Этот этап характеризуется переходом к «поисковой» модели интеграции, которой присущи нестабильность, дисбаланс между интересами национальных элит и потребностями населения, попытками определить для себя наиболее выгодных экономических и политических партнеров. Создание и формирование
субрегиональных интеграционных
объединений стало осуществлением на практике концепции разноформатной и разноскоростной интеграции. Первыми стали Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Союзное государство России и Белоруссии, ГУАМ и Центрально-Азиатское Сообщество (ЦАС), которые отличались между собой по целям, составу участников, характеру
прорабатываемых вопросов.
Причиной стремления государств к осуществлению собственного
интеграционного проекта стало осознание лидерами этих стран стратегической значимости своего региона, в котором интересы России столкнулись с экономическими, политическими,
военными, культурными интересами других государств. В результате все политические акторы, заинтересованные в сотрудничестве с регионом, приступают к развитию собственной стратегии введения Центральной Азии в процессы глобализации, регионализации и интернационализации. Как отмечает И. Звягельская, «в 1990-е гг. шел весьма хаотичный процесс, в котором внешние силы, обладающие различными возможностями и ресурсами, пытались получить выгоды от проникновения в ранее закрытый для них район мира» [Звягельская 2004: 12]. Вместе с Россией в разны аспектах заинтересованность проявили Турция, Израиль, Индия, страны Азиатско-Тихоокеанского региона, а также западные государства.
Есть определенная доля вины России в том, что процессы интеграции в Центральной Азии были упущены на самотек, поскольку Россия на момент
распада СССР и образования СНГ не обладала четкой позицией в отношении выбора партнеров среди бывших советских республик. Соответственно,
интеграционному потенциалу республик Центральной Азии не было уделено должное внимание, вследствие чего влияние России в регионе было нивелировано. Мировое общественное мнение в лице СМИ фактически отказало России в возможности проводить свои интересы в регионе, говоря «об уходе России из Центральной Азии» [Исламова 2004: 67].
Говоря о моменте выбора государствами Центральной Азии вектора интеграции, стоит отметить, что, безусловно, важным фактором,
повлиявшим на этот выбор, стали особенности политических режимов -авторитарно или демократически ориентированных, а также предпочтение рыночной или командно-
административной модели [Казанцев 2002: 19].
На данном этапе эффективному развитию интеграции препятствовали ограниченные возможности внутренних рынков государств, дефицит товаров и капиталов, территориальные,
конфессионально - этнические и водные проблемы, а также значительные различия экономических, политических и военных потенциалов. Здесь же стоит выделить такие факторы, как низкий уровень жизни населения, «семейно-клановый» характер власти, размежевание политических элит, которые привели к перманентной политической напряженности в странах СНГ.
Совокупность этих факторов на фоне нарастающей кооперации с исламскими государствами — Турцией, Саудовской Аравией, Ираном — также отрицательным образом сказывается на политическом сотрудничестве России с государствами СНГ. Естественно, что исламская радикализация и медленные темпы демократизации власти в этих странах соответствуют политическим интересам России.
Многовекторность политики стран
СНГ, неспособность выделить
стратегических партнеров, стремление к присутствию во всех мировых интеграционных структурах также стали причинами торможения политических преобразований.
Третий этап (2001 -2005 гг.). Данный этап характеризуется созданием таких организаций как Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС) (2001 г.) и Договора о коллективной безопасности (2002 г.), на основе которого 18 сентября 2003 г. была создана Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В этом же году инициирован второй проект Единого экономического пространства (ЕЭП) с участием Украины, но уже в 2004 г. этот проект не получает никакого развития.
Четвертый этап (2005-2007 гг.). В данном случае происходит реанимирование экономического сотрудничества. В 2006 Россия и Казахстан выдвинули новую инициативу по региональному
сотрудничеству, в результате чего произошли экономические споры между государствами Содружества.
Важным шагом в формировании СНГ стало принятие в 2007 г. Концепции дальнейшего развития СНГ, где зафиксированы перспективы Содружества и приоритетные направлений его деятельности с целью формирования в долгосрочной перспективе
интегрированного экономического и политического объединения
заинтересованных государств,
обеспечивающего эффективное развитие каждого из них. Повышению эффективности СНГ способствовало введение единого «сквозного»
председательства в уставных органах СНГ, практики объявления и проведения тематических годов в СНГ, учреждение национальных координаторов,
осуществляющих в своих государствах контроль за реализацией документов, принятых в СНГ1.
Россия с 2008 г. начала выстраивать новый курс, пытаясь сохранить и вывести из тупика внутрирегиональную
интеграцию. Но ей это не удалось, из-за усиления экономического разделения стран, конкуренции других государств за влияние в регионе, мирового финансового кризиса и российско-грузинского вооружённого конфликта в 2008 г., в результате которого обострились отношения России с Западом и отдалилось её вступление в ВТО.
На следующем этапе (2009-2011 гг.) происходит возобновление и ускорение интеграции. В результате мирового финансового кризиса внерегиональные государства снизили свое влияние на пространстве СНГ. Россия сделала упор на территории своего традиционного влияния, ориентируясь на интеграционные проекты с наиболее подготовленными партнерами в регионе на основе равноправия, уважения и учёта взаимных интересов.
Важным фактором явилось проявление политической воли руководства трех стран ЕврАзЭС - России, Белоруссии и Казахстана к углублению экономической интеграции. Кроме того, в этот период Россией был утверждён принцип взаимосвязи экономики и безопасности, в соответствии с которым ЕврАзЭС и реализуемый в его рамках проект ТС - ЕЭП рассматривается Россией в качестве ядра экономической интеграции, а ОДКБ - в качестве ключевого инструмента обеспечения безопасности. При этом российским руководством на данном этапе предложено постепенно распространить процессы интеграции на всю территорию Евразии. В этих условиях Россия предприняла попытку форсировать проекты экономической интеграции (в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства),
воспользовавшись ослаблением влияния западных акторов и общим посткризисным состоянием государств региона, а также усилить военно-политическую интеграцию (в рамках ОДКБ) [Перебоев 2012: 3-8].
1 Решение о Концепции дальнейшего развития СНГ и Плане основных мероприятий по ее реализации. г. Душанбе 5 октября 2007 г.
Стоит обратить внимание, что именно к 2011 г. на постсоветском пространстве сформировался ряд предпосылок и факторов, которые способствуют реальной интеграции.
Образованное в конце 1991 г. на волне глобальных геополитических перемен, Содружество содействовало решению сложнейших проблем, связанных с распадом СССР, способствовало становлению суверенных независимых государств, сохранению и дальнейшему развитию исторически сложившихся связей на постсоветском про-странстве1.
В целом за 25 лет Содружество состоялось как уникальная региональная межгосударственная организация и механизм взаимодействия в решении ключевых вопросов развития, входящих в него государств, включая экономику, безопасность, политическое и гуманитарное сотрудничество, миграцию и развитие контактов между гражданами государств — участников Содружества. И при этом, что не менее важно, интеграция позволила сохранить национальные особенности интегрирующихся стран и их суверенитет.
ШОС - как один из форматов интеграции государств СНГ
Шанхайская организация
сотрудничества (ШОС) — субрегиональная международная организация
взаимозащиты, основанная в 2001 г. лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. За исключением Узбекистана, остальные страны являлись участницами Шанхайской пятёрки, основанной в результате подписания в 1996-1997 гг. между Казахстаном, Киргизией, Китаем, Россией и Таджикистаном соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы; после включения Узбекистана в 2001 г. участники переименовали организацию. Общая территория входящих в ШОС стран составляет 61% территории Евразии. Её совокупный демографический потенциал — четвёртая часть населения планеты, а
1 Аналитический доклад «Итоги деятельности СНГ за 20 лет и задачи на перспективу». - Режим доступа:
экономический потенциал включает самую мощную после США китайскую экономику. Официальные рабочие языки — русский и китайский. Штаб-квартира организации расположена в Пекине [Курылев, Савичева 2010: 95-96].
Можно выделить несколько этапов развития организации. В качестве даты, положившей начало первому этапу формирования ШОС, мы можем принять сентябрь 1992 г., когда состоялись переговоры заместителей министров иностранных дел Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана по проблеме государственных границ указанных стран с КНР [Атакаева 2003: 55-60]. На первом этапе существования «пятерки» приоритетными были вопросы
предотвращения любых возможных конфликтов между ее участниками и преодоление взаимного недоверия, уходящего корнями в события 50-60-х гг. XX в.
В качестве отправной точки второго этапа можно принять 1999 г. На первый план вышли проблемы более широкого порядка, в том числе сотрудничество в сфере безопасности, экономики и культуры, а также борьба с проявлениями терроризма, экстремизма и сепаратизма. В решении этих проблем были заинтересованы все участники
«шанхайского процесса».
Россия стала инициатором совместной борьбы с терроризмом и экстремизмом. В августе 1999 г., за два года до сентябрьских событий в США, в Бишкеке был проведен четвертый саммит «шанхайской пятерки», в ходе которого было поддержано российское предложение провести встречи руководителей правоохранительных
органов и спецслужб, министров обороны и иностранных дел. В ноябре 2000 г. в Москве прошли специальные консультации по положению в Афганистане. Внеочередное заседание национальных координаторов «Шанхайской пятерки» состоялось 6-7 апреля 2001 г. в Алматы. На этом заседании рассмотрели проект итогового документа китайской стороны —
http://e-cis.info/index.php?id=662 (дата обращения 10.01.2018).
Декларации о создании ШОС. 2-7 апреля 2001 г. в Пекине эксперты подготовили и представили на рассмотрение министров иностранных дел в Москве проект Шанхайской Конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и
экстремизмом. Конвенция была подписана на саммите «пятерки» в Шанхае 1 -15 июня
2001 года. В Конвенции появились определения таких терминов, как «терроризм», «сепаратизм» и «экстремизм». Она же предусматривала создание антитеррористической структуры ШОС. 15 июня 2001 г. в Шанхае была подписана Декларация о создании ШОС, в которую наряду с членами «пятерки» вошел Узбекистан.
Начало третьему этапу процесса формирования ШОС положили события 11 сентября 2001 г. в США. Эти события заставили всех участников переосмыслить цели и задачи организации, ее предназначение и роль в современном мире. Вне всякого сомнения, новые геополитические реалии существенно повлияли на позиции всех сторон1. 7 июня
2002 г. на саммите ШОС в Санкт-Петербурге была принята Хартия — базовый уставной документ, фиксирующий цели и принципы ШОС, ее структуру и основные направления деятельности.
29 мая 2003 г. в Москве было фактически завершено формирование Организации: утверждены документы, регламентирующие деятельность ее уставных органов, символика, кандидатура первого исполнительного секретаря ШОС, подписано Соглашение о порядке формирования и исполнения бюджета ШОС. Президент Казахстана Н.А. Назарбаев по этому поводу заявил, что ШОС завершает этап становления и обретает легитимность2.
С января 2004 г. начал работать Секретариат в Пекине и ШОС начала
1 Шанхайская Организация Сотрудничества — фун-
дамент для многостороннего сотрудничества в Азии [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://infoshos.ru/ru/?idn=8692 (дата обращения 15.01.2018).
функционировать как полноценная международная организация.
Ташкентский саммит ШОС, состоявшийся 16-17 июня 2004 г. положил начало четвертому этапу в деятельности ШОС. На саммите было завершено структурное формирование ШОС и официально открыта штаб-квартира РАТС ШОС. С этого момента ШОС перешла в режим деятельности по всем заявленным направлениям, очерченным в Хартии3. По итогам саммита было подписано около десяти важнейших соглашений, призванных вдохнуть новый импульс в деятельность организации. В канун саммита был создан новый и очень важный механизм взаимодействия регулярных встреч секретарей советов безопасности шести стран, главной целью которых станет координация
сотрудничества в рамках ШОС компетентных органов сторон в борьбе с незаконным оборотом оружия,
боеприпасов, взрывчатых, отравляющих, ядовитых и радиоактивных веществ, наемничеством. Был подписан Протокол о сотрудничестве и координации
деятельности между МИДами шести стран. Наконец, было принято положение о статусе наблюдателя при ШОС, что имеет чрезвычайно важное значение для перспектив ШОС. 5 июля 2005 г. в Астане состоялся саммит глав государств-членов ШОС. Участники саммита приняли совместную декларацию. С 14 по 16 сентября 2005 г. ШОС во главе с Исполнительным секретарем организации Чжан Дэгуаном по приглашению Генерального секретаря ООН К. Аннана принимала участие в Пленарном заседании высокого уровня 60-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в качестве наблюдателя. В ходе Пленарного заседания
Исполнительный секретарь ШОС выступил с заявлением.
2 Стрешнев Р. Саммит — импульс сотрудничеству [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://old.redstar.ru/2003/05/30_05/1_02.html
3 О Ташкентском заседании Совета глав государств — членов ШОС [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://infoshos.ru/ru/?id=70
Пятый этап наступил в 2006 г., когда ШОС отметила свое пятилетие. 15 июня
2006 г. в Шанхае состоялся саммит глав государств-членов ШОС. В итоговой декларации участники отметили, что залог успешного развития ШОС состоит в том, что она неизменно руководствуется и неуклонно следует «шанхайскому духу», для которого характерны взаимное доверие, взаимная выгода, равенство, взаимные консультации, уважение многообразия культур, стремление к совместному развитию. По мнению участников встречи, «Шанхайский дух» является основным целостным понятием и важнейшим принципом деятельности ШОС, который обогатил теорию и практику современных международных отношений, претворяя в жизнь всеобщее стремление мирового сообщества к демократизации международных отношений. Кроме того, на саммите было принято Заявление по международной информационной безопасности.
16 августа в Бишкеке состоялось 7-е заседание глав государств-участников ШОС, по итогам которого было опубликовано Совместное коммюнике.
Отмечены эффективность совместных антитеррористических учений и важное значение договоренностей, достигнутых в ходе состоявшихся в Бишкеке третьей встречи Секретарей Советов безопасности государств-участников ШОС от 25 мая
2007 г. и Совещания министров обороны государств-участников ШОС от 27 июня 2007 г. Главы государств приняли приглашение Президента РФ В.В. Путина присутствовать 17 августа 2007 г. на активной фазе совместных антитеррористических учений вооруженных сил государств-участников ШОС «Мирная миссия-2007» на территории РФ1.
28 августа 2008 г. в столице Таджикистана Душанбе прошел Восьмой саммит глав государств-членов
ШОС. Кроме декларации и совместного коммюнике по итогам Душанбинского
1 Совместное коммюнике по итогам заседания Совета государств-участников ШОС. 2007/08/18. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
саммита ШОС были подписаны следующие документы: Соглашение о порядке организации и проведения совместных антитеррористических учений
государствами-членами Шанхайской
организации сотрудничества; Соглашение о сотрудничестве между правительствами государств-членов Шанхайской
организации сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом оружия,
боеприпасов и взрывчатых веществ; Меморандум об основах партнерских отношений между Межбанковским объединением ШОС и Евразийским банком развития. На заседании в Душанбе 28 августа Россия приняла председательство в ШОС на предстоящий год.
ШОС, в течение четырех лет после создания, проделала огромную плодотворную работу для содействия интеграционных процессов. За 2009-2011 гг. Организация укрепила сотрудничество в следующих направлениях:
- обеспечение региональной безопасности;
- создание региональной антитеррористической структуры;
- борьба с наркобизнесом;
- разработка механизма встреч секретарей Совбезов стран-членов;
- сотрудничество в торгово-экономической сфере
-активизация процесса многосторонних консультаций по транспортным вопросам.
Одним из значимых для жизнедеятельности государств-членов ШОС и их народов является гуманитарная составляющая. В ШОС объединились уникальные цивилизации и их тесное сотрудничество неизбежно является источником обогащения каждой в отдельности. Интеграция научных потенциалов закономерно способствует развитию инновационных технологий во всех сферах жизни наших обществ. Происходит продвижение участников ШОС в области обучения молодежи и подготовки кадров. Важным фактором обеспечения будущего ШОС, создания
http://www.fmprc.gov.cn/rus/wjdt/gb/t353700.htm (дата обращения 20.01.2018).
прочной социальной базы может стать организация Молодежной ассоциации сотрудничества. Также в Декларации о создании ШОС участники заявили и о необходимости развивать и культурное сотрудничество.
ШОС является ярким примером международной межправительственной организации, которая за исторически небольшой отрезок времени совершила качественную и количественную эволюцию, в ходе которой смещались приоритеты организации, претерпевали определенный изменения цели и задачи организации. За небольшое время ШОС совершило эволюцию от консультативного механизма пяти соседних государств в военной области до региональной международной организации1.
По своей сути, ШОС является такой же международной организацией, как и СНГ, которое является неким региональным специалистом по всему. В связи с этим к её целям относится сотрудничество во всех существующих сферах: культурной, экономической, правоохранительной, оборонной, кредитно-финансовой,
образовательной, природоохранной и иных. Другими словами, можно назвать любую область, где страны могут сотрудничать друг с другом, и не ошибиться. При этом данные сферы, как сказано в хартии, могут также и расшириться по согласию стран-участников [Рахимов 2018: 49].
В результате можно подчеркнуть, что ШОС является ярким примером интеграционных процессов в формате СНГ. Следует отметить, что интеграция в рамках ШОС должна быть равнозначной и не представлять собой конкуренцию между странами-лидерами. Позиции России и Китая уравновешивают свои позиции и других возможных конкурентов, создавая предпосылки для предотвращения соперничества в политической области. Весьма важную роль в рамках ШОС играют страны Центральной Азии, сглаживая
1В Пекин прибыли главы МИД стран-членов ШОС [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1074091080
(дата обращения: 20.02.2018).
возможные противоречия между ними, а также выступая в роли некоей третьей силы уравновешивающего механизма в сторону объединения. Именно государства Центральной Азии призваны стать связующим звеном и консолидирующей силой в рамках ШОС с целью создания единой и универсальной евразийской системы безопасности. Тем самым формат ШОС имеет все возможности создать идеальные рамки для интеграции, когда ни один из членов организации не допустит возникновения серьезного конфликта с интересами другого.
Как полагает и. о директора Института Дальнего Востока РАН, профессор МГИМО С. Лузянин, Запад «проморгал» становление и расширение ШОС как полноценной евразийской организации.
ШОС воспринималась всегда на Западе в качестве узкоутилитарной группы, занимавшейся региональными делами. И тут произошел прорыв на саммите ШОС в г. Уфа: расширение ШОС с помощью присоединения Пакистана и Индии, рост числа государств-наблюдателей. И, что является самым главным, формируется единое евразийское пространство за счет стыка Евразийского экономического союза и Великого шелкового пути. ШОС в этом качестве превращается в диспетчера Евразии [Рахимов 2016: 32].
Во время уфимского саммита все срослось, что является результатом кропотливой десятилетней работы. Так как вступление Пакистана и Индии в ШОС готовилось очень тщательно и долго. В свою очередь, Россия становится одним из лидеров незападного многополярного мира. Кроме этого, является очень важным то, что одновременно с саммитом ШОС проводится также и встреча БРИКС, что выводит на глобальный уровень интеграцию незападного мира, в особенности в финансовом и экономическом плане, — добавляет С. Лузянин2.
2 Запад с опаской реагирует на расширение ШОС // Взгляд: деловая газета. Режим доступа: https://www.vz.ru/politics/2015/7/10/755521.html
В ближайшие десятки лет, скорее всего, незападный мир и западный будут параллельно развиваться. Вместе с тем, с усилением Китая будет расширяться и усиливаться формат ШОС. Лузянин не исключает, что в ближайшем будущем к ШОС также будет присоединен и Иран. В свою очередь, к БРИКС может быть присоединена Индонезия. Иначе говоря, усиливается незападный мир, что для Запада, естественно, не является положительным явлением, - отмечено С. Лузяниным1.
ШОС имеет сегодня ряд следующих качеств интеграционного объединения нового поколения: внутренняя
многоуровневость (в процессы интеграции вовлечены субъекты макро- и микроуровней, с различными
интеграционными потенциалами, между которыми налаживаются горизонтальные и вертикальные отношения, которые связывают субъекты в единую систему), внешнюю поливекторность (параллельное развитие внешнеэкономических и внутрирегиональных отношений с третьими странами, незамкнутость процесса на странах-участниках, одновременное вовлечение партнеров из разных регионов в мире, а также углубление внутрирегиональных форм сотрудничества).
Выше указанные трансформации изменяют представление об интеграции в качестве стадиального процесса (шкала Белы Балашши): в качестве основы интеграции в рамках ШОС предположительно должно послужить интеграционное ядро (РФ и КНР являются таким ядром), которое вокруг себя формирует геоэкономические сложные пространства. В процессе разработки дальнейшей стратегии интеграции следует учитывать предполагаемое расширение интеграционного сотрудничества без продвижения по стадиальной модели [Казанцев 2002: 19].
На сегодняшний день продолжает оставаться ряд серьезных проблем, с
1 Запад с опаской реагирует на расширение ШОС // Взгляд: деловая газета. Режим доступа: https ://www.vz. ru/politics/2015/7/10/755521.html
которыми могут столкнуться в процессе интеграции государства-участницы:
различия подходов к программным целям ШОС; эгоцентризм в проведении внешнеполитического курса (в
особенности это касается России и Китая); допущение внерегиональных стран (Японии, США, европейских стран) к интеграционным процессам в
Среднеазиатском регионе; столкновение интересов (Казахстан и Россия, обладая значительными запасами нефти, являются конкурентами за право ее поставки). Вместе с тем, также произошло формирование и положительных тенденций: усиление совокупной мощи Китая и России; экономический подъем Азии; концентрация запасов
энергоресурсов в рамках ШОС; смещение в сторону Азии центра глобальных интеграционных процессов; согласованная позиция по ограничению влияния вне региональных государств; постепенное перемещение пространства ШОС в зону взаимодействия по самым основным вопросам современной системы международных отношений.
Исследователь отмечает [Абашидзе 2016: 597], что экономическая интеграция представляет собой своеобразный фундамент, на котором, в свой черед, могут быть основаны конструкции региональной безопасности и осуществляться
сотрудничество в прочих сферах международных отношений (охраны окружающей среды, культуры, науки).
Эффективные интеграционные
мероприятия могут быть построены на основании экономического прагматизма [Мезенцев 2015], в то время, как последующая инфраструктура интеграции может быть выстроена вокруг соглашений, которые в том или ином виде регулируют торговые отношения между сторонами. Тот факт, что ШОС в настоящее время еще не занимается реализацией определенных проектов, она только создает правовые рамки и помогает находить инвесторов для того, чтобы реализовать их, находится в
полном соответствии с этапом развития организации, потому что интеграция создается почти что с нуля и должна являться естественной, что представляет собой залог ее эффективности.
В рамках саммита, прошедшего 2015 г., в г. Уфа, фактически произошло объединение встреч деловых кругов из БРИКС и ШОС. Две этих структуры отчасти, в том числе в связи с возможным вступлением в ШОС Индии, соединяются в экономической деятельности [Бордачёв, Лихачева, Чжан Синь, 2015: 101], несмотря на то, что все же совсем не исключено то, что также будет и политическое слияние. Россия, Бразилия, Китай и Индия имеют значительный интеграционный потенциал, имеет место взаимодополняемость экономик: Индия и Китай видятся в качестве глобальных поставщиков промышленных товаров, а Россия и Бразилия — в качестве поставщиков сырья. Создание Банка развития стран БРИКС (на чьем запуске нацелена сконцентрировать главное внимание РФ в рамках своего председательства в БРИКС), а также прогнозируемое вхождение Индии в число государств-участников ШОС могут повлечь за собой трансформацию последней в эффективную основу экономической интеграции.
Соединение капиталов, природных ресурсов, человеческого потенциала позволило бы этому новому объединению являться конкурентоспособным и обеспечить стабильную положительную динамику глобального развития.
Таким образом, на основании всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что реализация интеграционных мероприятий в рамках ШОС взаимосвязана с прогнозируемыми темпами
экономического развития основных государств-участников, и с вхождением в состав организации новых стран и новых проектов, что будет способствовать выходу ШОС на более значимый уровень геополитического влияния.
Подытожив всё вышесказанное, можно умозаключить, что форум «Шанхайской пятерки» не остался лишь декларируемым явлением. Он привнес огромное значение в
решении взаимных пригранично-территориальных вопросов, а также стал прообразом системы безопасности и сотрудничества в регионе. Этот момент говорит о желании стран-участниц и к дальнейшему продвижению работы в лице ШОС по делу строительства взаимовыгодной и общепризнанной интегральной структуры, которая сможет вжиться в мировую паутину международных отношений, и в дальнейшем оказывать немалую роль на проистекающие в ней процессы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Акатаева А.А. Шанхайская организация Сотрудничества как фактор региональной безопасности // НАТО и Центральная Азия: региональная и национальная безопасность и стратегическое партнерство. - Алматы: КазНУ им. Аль-Фараби, 2003. - С. 55-60.
2. Бордачёв Т., Лихачева А., Чжан Синь. Чего хочет Азия? // Россия в глобальной политике. - №1. - 2015. - С.101.
3. Внешняя политика стран СНГ // Учебное пособие. М.: Аспект-Пресс, 2017. - 550 с.
4. Звягельская И. Д. Россия и Центральная Азия (проблемы безопасности) //Центральная Азия и Южный Кавказ. Насущные проблемы. - 2004. - С. 12.
5. Исламова М. Субрегиональные интеграционные группировки на экономическом пространстве СНГ: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.14. - М.: 2004. - С. 67.
6. Курылев К.П., Нарышкин В.С., Озинков-ская Е., Рахимов К.Х. Евразийский Экономический Союз во внешнеполитической стратегии России. // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2016. Т. 16. № 1. С. 77.
7. Курылев К.П. Специфика интеграционных процессов в СНГ. // в сборнике: СНГ: проблемы, поиск, решения: 2010. Ежегодник. 2009. С. 22.
8. Курылев К.П., Савичева Е.М. Содружество независимых государств. // Учебно-методическое пособие для бакалавров и магистров направлений подготовки «Международные отношения», «Политология», «История» 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Изд-во РУДН, 2010 г. -С.95-96.
9. Казанцев А.А. Центральная Азия: институциональная структура международных взаимодействий в становящемся регионе // «Полис». - 2002. - № 5. - С. 19.
10. Курылев К.П., Рахимов К.Х. ЕАЭС как новый тип интеграции на пространстве СНГ: проблемы и перспективы развития // Вестник Таджикского Национального Университета (научный журнал) №3/6 (211), 2016 г., С. 88-93.
11. Перебоев В.С. Интеграционная политика России на постсоветском пространстве: этапы и стратегия/ Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». - М.: 2012. - С.3- 8.
12. Право международных организаций: учебник / под ред. А. Х. Абашидзе. - М.: РУДН, 2016. - С. 317.
13. Рахимов К.Х. Перспективы интеграции Таджикистана в ЕАЭС //Евразийский юридический журнал №3 (94) 2016, С.31-33.
14. Рахимов К.Х. Шанхайская Организация и Сотрудничество (ШОС) как международная межправительственная организация // Евразийский юридический журнал №1 (116) 2018, С.46-51.
Об авторе: Рахимов Комрон Хакимджонович, аспирант 1 -го года обучения кафедры международного права РУДН (email: muhsin.19.05.93@mail.ru) THE STAGES OF DEVELOPMENT OF INTEGRATION PROCESSES IN THE CIS K.H. Rahimov Peoples' Friendship University of Russia
(RUDN University), Moscow, Russia
Abstract. In this article deals with the issues of formation and development of the SCO: development stages of integration processes in the CIS; the SCO as one of the integration formats of the CIS States;
In this work confirms the idea that for a short period, the SCO evolved from the consultative mechanism of the neighboring countries on border issues and confidence-building measures in the military field to a diversified international organization with a significant military-economic potential.
Starting with cooperation in the fight against international terrorism, separatism and political extremism, it expanded the scope of its activities in the economic sphere and then
on areas such as health, education, culture, tourism, etc., which suggests that the Organization created not only for keeping destructive forces, but also to rapprochement of the peoples of the participating countries to further grow their economies and improve the welfare of citizens.
Keywords: integration, CIS, security, SCO, CSTO.
REFERENCES
1. Akataev A. The Shanghai Cooperation organization as a factor in regional security, NATO and Central Asia: regional and national security and strategic partnership. - Almaty: KazNU. Al-Farabi, 2003. - P. 55-60.
2. Bordachev T., Likhachev, A., Zhang Xin. What Asia wants? // Russia in global politics. -No. 1. - 2015. - P. 101.
3. Foreign policy of the CIS countries / / tutorial. M.: Aspect-Press, 2017. - 550 p.
4. Zvyagelskaya I.D. Russia and Central Asia (security problems) //Central Asia and the South Caucasus. Pressing problems. - 2004. -P. 12.
5. Islamova M. Subregional integration groupings in the CIS economic region: Dis. kand. Ekon. Sciences: 08.00.14. - M.: 2004. - P. 67.
6. Kurylev K. P., V. S. Naryshkin, Osinkovskaya E., Rakhimov K. H. The Eurasian Economic Union in the foreign policy strategy of Russia. // Vestnik RUDN. Series: International relations. 2016. Vol. 16. No. 1. P. 77.
7. Kurylev K.P. Specificity of integration processes in the CIS. // in the book: the CIS: problems, search, solutions: 2010. Yearbook. 2009. P. 22.
8. Kurylev K. P., Savichev E.M. The Commonwealth of independent States. // Educational and methodical manual for bachelors and masters of the directions of preparation "International relations", "political Science", "History" 2nd edition, revised and supplemented. M.: publishing house of RUDN, 2010 - Pp. 95-96.
9. Kazantsev A.A. Central Asia: institutional structure of international interactions in the region becoming // "Polis". - 2002. - № 5. - P. 19.
10. Kurylev K.P., Rakhimov K.H. The EEU as a new type of integration in the CIS: problems and prospects // Vestnik of the Tajik National
University (scientific journal) №3/6 (211), 2016, P. 88-93.
11. Pereboev V.S. Integration policy of Russia on post-Soviet space: stages and strategy/ national research University "Higher school of Economics". - M.: 2012. - P. 3 - 8.
12. Law of international organizations: textbook / ed. by A. Abashidze. - M.: PFUR, 2016. - P. 317.
13. Rakhimov K.H. Prospects for the integration of Tajikistan in the EEU //Eurasian law journal №3 (94) 2016, Pp. 31-33.
14. Rakhimov K.H. The Shanghai Organization of Cooperation (SCO) as an international intergovernmental organization // Eurasian juridical journal №1 (116) 2018, Pp. 46-51.
About the author: Rahimov Komron Hakimjonovich, Postgraduate student of the Department of international law of the Law Institute of the RUDN University (e-mail: muhsin.19.05.93@mail.ru)