О.И. Игнатова, ассистент каф. педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных заведений, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», г. Ялта, E-mail: [email protected]
ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье раскрывается проблема организации профессионального развития учителей начальных классов. Представлены этапы профессионального развития учителя начальных классов в системе педагогической деятельности. Раскрыта сущность и содержание каждого из этапов профессионального развития учителя начальных классов. Автор делает вывод о том, что основными этапами профессионального развития учителя начальных классов является профессиональная ориентация и адаптация, становление профессионала, профессиональное мастерство и профессионализм. Поэтапное профессиональное развитие ведёт к принципиально новому способу жизнедеятельности учителя - творческой самореализации в профессии, которая позволяет выявить свои индивидуальные и профессиональные возможности.
Ключевые слова: профессиональное развитие, этапы профессионального развития учителя начальных классов.
Современное образование должно полнее, быстрее и точнее реагировать на вызовы времени, развивать человека, способного жить и эффективно действовать в глобальной среде. Актуальной проблемой в этом контексте является личность учителя, который должен быть проводником идей человекоцентризма и демократичности, толерантности и умеренности. Безотлагательным и безоговорочным сегодня является вопрос профессионального развития учителя, формирование его профессиональной успешности. Общеизвестно, что процесс обучения может длиться на протяжении всей жизни человека, он является неотъемлемой составляющей успешной жизни, умственный труд - одна из предпосылок психического развития человека. Но обучение не должно быть принудительным, иначе профессиональное развитие происходить не будет [1].
Анализ психолого-педагогических исследований Н. Кузьминой, В. Кричев-ского, В. Розумович свидетельствует, что наиболее успешное профессиональное развитие учителя осуществляется тогда, когда реализуется ряд условий, таких как: учителя имеют одинаковое материально-техническое обеспечение, хорошие социально-бытовые условия, возможности реализации собственных идей; наличие перспективы служебного роста; организация учебно-воспитательного процесса таким образом, чтобы результаты труда учителя начальных классов зависели, в первую очередь, от самого учителя, его способностей и особенностей; в государстве должна быть четкая система аттестации, основой которой должны стать два главных принципа: доброжелательное прохождения аттестации и отсутствие противоречий между мотивами, стимулами непрерывного образования и условиями её осуществления; материальная и социальная стороны отвечали бы количеству и качеству энергии и времени, затраченных учителями [2].
Общеизвестно, что профессиональное развитие - необходимое условие роста профессионализма педагогов. Именно поэтому существует потребность теоретического обоснования этапов профессионального развития учителя начальных классов, что и обуславливает актуальность данной темы [3].
Профессиональное развитие - это непрерывный процесс приобретения учителем новых компетенций, которые он использует в своей профессиональной деятельности. Генезис понятия профессиональное развитие сочетает этапы профессионального развития. Отдельно, различают следующие этапы профессионального развития учителя начальных классов: профессиональная ориентация, профессиональная подготовка, профессиональная адаптация, первичная и вторичная профессионализация и, наконец, профессиональное мастерство [4].
Профессиональная ориентация и адаптация - составляющие элементы системы профессионального развития учителя начальных классов, которые являются регулятором связи между системой образования профессиональной деятельностью.
Профессиональная адаптация - полное и успешное овладение новой профессией, то есть привыкание, приспособление к содержанию и характеру труда, его условиям и организации [5].
Результатом профессиональной адаптации учителя начальных классов является адаптированность, что оказывается во включении человека в социальную среду в процессе её деятельности, интеграции со сообществом и самоопределение в ней. Адаптированная личность готова к профессиональной деятельности, не испытывает психологического дискомфорта, имеет положительное отношение к окружающему миру и самого себя. От успешной деятельности в период адаптации зависит укрепление профессиональной мотивации, дальнейшее профессиональное развитие педагога. Некомпетентность учителя, отсутствие опыта, нежелание принять помощь со стороны руководства могут привести к дезадаптации, что проявляется в незаинтересованности в профессии, психологическом дискомфорте, конфликтности, что может привести к изменению рабочего места и профессиональной деятельности в целом.
Успешность адаптации зависит от ряда условий, главными из которых являются: качественный уровень работы по профориентации педагогов; объективность деловой оценки учителей; отработанность организационных механизмов управления процессом адаптации; особенности организации труда, которые реализующие мотивационные установки учителя; наличие отработанной системы внедрения новшеств; гибкость системы обучения и квалификации учителей; осо-
бенности социально - психологического климата, сложившегося в коллективе; личностные качества учителя, связанные с его психологическими особенностями, возрастом, семейным состоянием и тому подобное.
Таким образом, адаптация учителей к профессиональной деятельности представляет собой сложный динамический длительный процесс систематического погружения педагога в профессию, предусматривающую формирование профессиональных знаний, умений, профессионально важных качеств, необходимых для дальнейшего развития. Поэтому период профессиональной адаптации является необходимым условием, этапом профессионального становления и развития профессионала, на котором происходит усвоение им профессиональных ценностей, овладение профессиональной деятельностью, формирование готовности к её успешной реализации.
Становление профессионала - второй этап профессионального развития учителя начальных классов - это процесс прогрессивного изменения личности вследствие социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование; это формирование профессиональной направленности, компетентности, социально значимых и профессионально важных качеств личности и их интеграция, готовность к постоянному профессиональному росту, поиск оптимальных приемов качественного и творческого выполнения деятельности в соответствии с индивидуально психологическими особенностями человека [6].
Итак, на этапе становления учителя начальных классов профессиональная активность постепенно стабилизируется, уровень её проявления индивидуализируется в зависимости от его психологических особенностей.
Третий этап профессионального развития учителя начальных классов -профессиональное мастерство - это синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса.
Педагогическое мастерство - это высший уровень педагогической деятельности и проявление творческой активности личности педагога, то есть, комплекс качеств личности, обеспечивает самоорганизацию высокого уровня профессиональной деятельности.
Сегодня модернизация системы образования требует, чтобы учебный процесс не был автоматическим преподаванием учебного материала, а дал возможность ученику активно действовать на уроке на одном уровне с учителями, иметь равные права на свое мнение. Поэтому учебную деятельность направляю на активное привлечение к учебно-воспитательного процесса каждого ученика, изменение процесса обучения и воспитания и совершенствование его.
Профессионализм - четвертый этап профессионального развития учителя начальных классов - это интегральная психологическая характеристика человеческого труда, отражающая уровень и характер овладения человеком профессией.
Квалификация как уровень полученного профессионального образования подтверждается соответствующими дипломами в результате успешного прохождение специалистом текущих и итоговых квалификационных экзаменов, что выявляют и показывают в основном его профессиональную эрудицию. В зависимости от объема и соотношения полученной общей и профессиональной образования на каждом из этапов современной системы многоуровневого образования специалисту присваивается образовательно-квалификационный уровень младшего специалиста, бакалавра, специалиста или магистра, ученые степени. Кроме этого, после вхождения человека в реальную профессиональную деятельность его квалификация определяется уровнем эффективности и производительности этой деятельности (на основе приобретенного опыта, реальных результатов работы, обусловлены), которые определяются, прежде всего, внутренними ресурсами специалиста, а также влиянием профессиональной среды [6; 7].
Таким образом, профессиональное развитие - это не только рост и совершенствование, но и разрушение и профессиональные деструкции, которые характеризуются изменениями психологической структуры личности в процессе педагогической деятельности. Профессиональные деформации - обратный путь и этап профессионального развития учителя начальных классов.
Итак, основными этапами профессионального развития учителя начальных классов являются профессиональная ориентация и адаптация, становление профессионала, профессиональное мастерство и профессионализм. Поэтапное профессиональное развитие ведет к принципиально новому способу жиз-
Библиографический список
недеятельности учителя - творческой самореализации в профессии, которая позволяет выявить свои индивидуальные и профессиональные возможности. Кратчайшая формула профессиональной деятельности и развития педагога -постоянный труд, творчество, гармония знаний, чувств и поведения.
1. Зязюн И.А. Философия педагогического действия: монография. Черкассы, 2008.
2. Зязюн И.А. Педагогическое мастерство: учебник. Киев, 2004.
3. Сысоева С.О. Основы педагогического творчества: учебник. Киев, 2006.
4. Гончаренко С.В. Педагогический словарь. Киев, 1997.
5. Балл ГА. Понятие адаптации и его значение для психологии личности. Вопросы психологии. 1989; 1 (2): 9 - 99.
6. Цокур ГМ. Формирование потенциала профессионального саморазвития в будущих преподавателей Высшей школы в процессе магистерской подготовки. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Одесса, 2004.
7. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: методология, цели и содержание, творчество: учебное пособие для студ. высш. учеб. завед. Москва, 2002.
References
1. Zyazyun I.A. Filosofiya pedagogicheskogo dejstviya: monografiya. Cherkassy, 2008.
2. Zyazyun I.A. Pedagogicheskoe masterstvo: uchebnik. Kiev, 2004.
3. Sysoeva S.O. Osnovy pedagogicheskogo tvorchestva: uchebnik. Kiev, 2006.
4. Goncharenko S.V. Pedagogicheskij slovar'. Kiev, 1997.
5. Ball G.A. Ponyatie adaptacii i ego znachenie dlya psihologii lichnosti. Voprosy psihologii. 1989; 1 (2): 9 - 99.
6. Cokur G.M. Formirovanie potenciala professional'nogo samorazvitiya v buduschih prepodavatelej Vysshej shkoly v processe magisterskoj podgotovki. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Odessa, 2004.
7. Fokin Yu.G. Prepodavanie i vospitanie v vysshej shkole: metodologiya, celi i soderzhanie, tvorchestvo: uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zaved. Moskva, 2002.
Статья поступила в редакцию 27.01.19
УДК 377
IsupovP.V., postgraduate, NVSU (Nizhnevartovsk, Russia), E-mail: [email protected]
RESULTS OF STUDYING THE FORMATION OF EMOTIONAL REGULATION OF MEDICAL COLLEGE TEACHERS. The article discusses results of a pedagogical ascertaining experiment to assess the formation of future medical workers of the middle level of emotional regulation. Emotional regulation as a personal quality is considered as a prerequisite for effective professional activity, which allows maintaining the psycho-emotional health of a medical professional in difficult working conditions. According to the results of the theoretical analysis, three levels of development of emotional regulation are substantiated: basal, conscious-willed, and value-semantic. The assumption that it is the value-semantic level of development of emotional regulation ensures the effectiveness of professional activity and the preservation of the health of a specialist, was the basis of the experiment. The results of the ascertaining study confirmed that only a quarter of future mid-level medical professionals have an adequate level of emotional regulation. Consequently, three quarters of students need a special pedagogical impact of the development of this quality.
Key words: students, middle level medical worker, emotional regulation, professional deformations, pedagogical experiment.
П.В. Исупов, аспирант Нижневартовского государственного университета, г. Нижневартовск, E-mail: [email protected]
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА
В статье обсуждаются результаты педагогического констатирующего эксперимента по оценке сформированности у будущих медицинских работников среднего звена эмоциональной регуляции. Эмоциональная регуляция как личностное качество рассматривается в качестве необходимого условия эффективной профессиональной деятельности, позволяющей сохранять психоэмоциональное здоровье специалиста медицинской деятельности в трудных условиях труда. По результатам теоретического анализа обосновываются три уровня развития эмоциональной регуляции: базальный, сознательно-волевой и ценностно-смысловой. Предположение о том, что именно ценностно-смысловой уровень развития эмоциональной регуляции обеспечивает эффективность профессиональной деятельности и сохранение здоровья специалисту, было положено в основу эксперимента. Результаты констатирующего исследования подтвердили, что только четверть будущих медицинских работников среднего звена имеют достаточный уровень эмоциональной регуляции. Следовательно, три четверти обучающихся нуждаются в специальном педагогическом воздействии развития данного качества.
Ключевые слова: обучающиеся, медицинский работник среднего звена, эмоциональная регуляция, профессиональные деформации, педагогический эксперимент.
Профессиональный труд медицинского специалиста среднего звена отличается значительной физической и эмоциональной нагрузкой, при этом профессию медицинского работника среднего звена нельзя назвать материально привлекательной. Постоянное переживание медицинскими работниками психологического напряжения под влиянием преимущественно негативных эмоций нередко приводит к развитию у специалиста синдрома эмоционального выгорания и других профессиональных деформаций. Сохранение здоровья, эмоционально-психологическая устойчивость в процессе трудовой деятельности медицинского специалиста среднего звена обеспечивается таким личностным качеством как эмоциональная регуляция. Следовательно, проблема развития эмоциональной регуляции у обучающихся медицинского колледжа на этапе их профессионального образования представляется актуальной педагогической проблемой.
Анализ теоретических источников, анализ результатов исследований позволили выявить, что онтология развития эмоциональной регуляции включает три основных этапа. Первый этап соответствует развитию базальной (физиологической) эмоциональной регуляции, характеризующейся примитивными формами психологической защиты на основе безусловных и, частично условных рефлексов. Второй этап соответствует развитию сознательно-волевого психического уровня эмоциональной регуляции, становление которого обусловлено
правилами, нормами, традициями окружающей среды в процессе естественной социализации личности. Очевидно, что первые два этапа реализуется еще до поступления абитуриентов в профессиональную образовательную организацию (медицинский колледж). Для данного исследования интерес представляет третий уровень развития эмоциональной регуляции, названный ценностно-смысловым уровнем. Данный уровень эмоциональной регуляции соответствует высшему психическому уровню развития личности и обусловлен сформированной ценностно-смысловой сферой. Механизмами развития ценностно-смыслового уровня эмоциональной регуляции, согласно исследованиям многих отечественных ученых (Н.М. Борытко, Б.С. Братусь, А.В. Серый, А.В. Кирьякова, др.), являются рефлексия и ценностно-смысловое опосредствование в логике развития ценностно-смысловой сферы личности будущего профессионала. Так, в рамках концепции развития ценностно-смысловой сферы личности Б.С. Братуся можно выделить первый этап становления и развития личностных ценностей, ценностных ориентаций, определяющих основные жизненные смыслы, главные и относительно постоянные отношения человека к основным жизненным сферам - к миру, к людям, к самому себе. Именно на данном этапе осуществляется профессиональное самоопределение, делается осознанный профессиональный выбор.