YAK 378.14 ББК 74.489.83
В.Л. СИНЕБРЮХОВА
V.L. SINEBRYUHOVA
АДАПТАЦИЯ МОАОДЫХ СПЕЦИААИСТОВ К ПРОФЕССИОНААЬНОЙ ДЕЯТЕАЬНОСТИ УЧИТЕАЯ НАЧААЬНЫХ КААССОВ: ПРОБАЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
YOUNG PROFESSIONALS' ADAPTATION TO PRIMARY TEACHERS' WORK: PROBLEMS AND THEIR SOLUTIONS
В статье раскрываются основные положения по проблеме адаптации молодых специалистов к профессиональной деятельности в образовании: выделены основные затруднения, с которыми сталкиваются учителя начальных классов на этапе профессионального становления и указаны возможные пути их предупреждения в период обучения в вузе.
The article reveals the basic concepts on the issue of young professionals' adaptation to education work: main difficulties primary school teachers are faced with at the stage of professional formation are highlighted, and possible ways of their prevention in the period of study at the university are defined.
Ключевые слова: профессиональная адаптация, критерии оценки уровней сфор-мированности профессиональной адаптации выпускников, механизмы профессиональной адаптации, виды затруднений, направления деятельности по предупреждению затруднений.
Key words: professional adaptation, criteria of assessment of levels of graduates' professional adaptation readiness, professional adaptation mechanisms, types of difficulties, activities aimed at difficulties prevention.
В связи с модернизацией российской системы образования, введением федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и утверждением профессионального стандарта педагога меняются требования к профессиональной деятельности учителя начальных классов. Интенсивное развитие образования, разнообразие авторских программ, кардинальное изменение процессуальной стороны обучения выдвинуло на первый план проблему качественного изменения личности учителя, его роли и функций в образовательном процессе образовательных учреждений.
В реализации стратегических целей образования учитель остается ключевой фигурой. Современная ситуация в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования вызывает необходимость быстрой и многоаспектной адаптации начинающих педагогов к реалиям сегодняшнего дня. Значительное число выпускников высших учебных заведений ежегодно пополняют профессиональное педагогическое сообщество.
Анализ психолого-педагогической литературы и деятельности образовательных организаций показывает, что начальный период вхождения молодого специалиста в профессиональную деятельность и образовательную среду характеризуется повышенной напряженностью. От результатов данного периода зависит дальнейшая профессиональная деятельность педагога. В связи с этим возникает необходимость рассмотрения проблемы адаптации молодого специалиста к профессиональной деятельности учителя начальных классов и определении путей ее решения.
Анализ исследований Е.И. Билитюк, Э.Ф. Зеер, Л.Л. Лашковой, Н.И. Окуневой А.Ю. Мельника, С.А. Сопоева, В.Н. Соловьёва, Е.Г. Черниковой и др. показал, что в целом под профессиональной адаптацией понимается социальный процесс, в ходе которого личностью осваивается новая профессиональная ситуация, в результате чего происходит активное воздействие личности и профессиональной среды друг на друга.
При этом профессиональная адаптация выпускника педагогических учебных заведений, по мнению выделенных исследователей, выражается в определенном уровне овладения ими необходимыми для педагогической деятельности умениями и в формировании определенных профессионально необходимых качеств личности, а также в развитии устойчивой мотивации у молодого педагога к избранной профессии [1; 2; 4].
В качестве основных критериев оценки уровня сформированности профессиональной адаптации у выпускников педагогических вузов в психолого-педагогической литературе определены:
- профессиональная компетентность, профессиональные мотивы и интересы;
- профессиональная направленность (осмысление основ профессиональной деятельности, желание работать по специальности, сотрудничество с коллегами);
- стремление к самосовершенствованию, саморазвитию и самообразованию [5, с. 117-119].
Механизмы профессиональной адаптации молодого специалиста включают такие аспекты, как внутренние свойства этого процесса; специфические особенности развертывания данного процесса на разных этапах развития, динамика профессиональной адаптации молодого педагога; объективные и субъективные факторы, влияющие на процесс адаптации; педагогические основы управления профессиональной адаптацией с целью ее ускорения; критерии адаптированности; результат адаптации; ее темпы, уровень и устойчивость и итоговые показатели адаптированности [3; 4; 6].
В исследовании указанных авторов раскрывается не только характеристика понятия «профессиональная адаптация», но и сформулированы некоторые затруднения, с которыми сталкиваются молодые специалисты в первые годы своей профессиональной деятельности. К ним можно отнести:
- недостаточная мотивация на работу в образовании (в частности, в школе);
- недостаточная методическая поддержка;
- высокие требования со стороны администрации и общества;
- неудовлетворенность уровнем заработной платы;
- отсутствие у молодых педагогов мотивации к постоянному профессиональному совершенствованию;
- проблема ориентации молодого учителя в педагогической информации;
- трудности в работе с нормативной и локальной документацией образовательной организации;
- проблема психологической готовности к решению сложных задач взаимодействия с учащимися и их родителями;
- проблема адаптации к уже сложившемуся педагогическому коллективу;
- отсутствие навыков (способности) самоанализа (рефлексии) собственной профессиональной деятельности;
- проблема организации собственной деятельности в условиях введения новых стандартов и повышения требований к квалификации учителей [2, с. 94-95].
С целью конкретизации проблем адаптации молодого специалиста к профессиональной деятельности учителя начальных классов в качестве респондентов были выбраны начинающие педагоги начальной школы г. Сур-
гута, Сургутского и Нефтеюганского районов. Анализ результатов показал, что наиболее актуальными для данной категории педагогов проблемами являются:
- проблема организации деятельности с обучающимися, имеющими трудности в обучении или взаимодействии со сверстниками и взрослыми (62 %);
- проблема прогнозирования результатов усвоения учебного материала с учетом особенностей общеобразовательной программы начальной школы и проектирование, в связи с возникшими у обучающихся трудностей, кор-рекционной работы (47 %);
- проблема психологической готовности к решению сложных профессиональных задач взаимодействия с родителями обучающихся (56 %);
- трудности управленческого и дидактического характера: сложности в управлении общением на занятиях; неумение выстраивать взаимоотношения и перестраивать их в зависимости от педагогических задач; сложности в управлении собственным психическим и эмоциональным состоянием (36 %).
Руководствуясь полученными результатами, можно констатировать факт наличия определенной группы затруднений в профессиональной деятельности начинающих учителей начальных классов в период адаптации, на которые указывают как молодые специалисты, осуществляющие новый вид деятельности, так и руководители образовательных организаций, отвечающие за ее организацию.
В связи с выделенной группой затруднений в профессиональной деятельности молодых учителей начальных классов были определены пути их решения, которые ориентированы не столько на устранение имеющихся затруднений, сколько на их предупреждение на этапе профессиональной подготовки в вузе.
Одним из оптимальных направлений работы по профилактике затруднений в деятельности начинающих учителей начальных классов на факультете психологии и педагогики БУ ВО ХМАО - Югры «Сургутский государственный педагогический университет» (СурГПУ) стало включение в вариативную часть учебного плана по направлению подготовки 44.03.01. Педагогическое образование. Направленность: Начальное образование дисциплин по выбору, позволяющих акцентировать внимание на актуальных проблемах адаптации молодых специалистов-выпускников к профессиональной деятельности. Такими дисциплинами являются:
- практикум по работе с нормативными документами в начальной
школе;
- психология взаимодействия педагога с родителями;
- использование интерактивной доски в профессиональной деятельности учителя;
- создание единого пространства детского развития через взаимодействие начальной школы и семьи;
- психологические основы решения профессиональных задач;
- особенности организации деятельности педагога в условиях инклюзивного образования; взаимодействие педагога с родителями, формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся и др.
Если обратить внимание на тематику указанных курсов, то они в основном отражают проблематику выделенных затруднений молодых специалистов начальной школы. Важно отметить, что данные дисциплины по выбору носят прикладной характер. Занятия организуются на базе образовательных учреждений с использованием имеющейся образовательной среды и ведутся педагогами-практиками, владеющими положительным педагогическим опытом в работе со студентами и молодыми специалистами. На занятиях указанных учебных дисциплин по выбору используются различные формы обучения, среди которых лидирующее место занимают посещение и анализ учебных занятий педагогов-наставников, встречи с руководителями мето-
дических объединений для начинающих педагогов, круглые столы по актуальным проблемам начального общего образования, тематические мастер-классы, анализ кейс-ситуаций и др.
Другим, не менее важным направлением деятельности по решению обозначенной проблемы является разработка и реализация курса «Адаптация молодого специалиста к профессиональной деятельности». Данная дисциплина рекомендуется студентам-бакалаврам четвертого курса или магистрантам первого курса и является одним из элементов профессиональной подготовки специалистов к практической деятельности в образовательных учреждениях.
Для освоения учебной дисциплины «Адаптация молодого специалиста к профессиональной деятельности» будущие выпускники используют знания и умения, сформированные при изучении учебных дисциплин профессиональной направленности. Целью данного курса является выявление особенностей, проблем адаптации молодых специалистов к профессиональной деятельности и разработка путей решения.
В связи с этим основными задачами курса стали следующие:
- выявить сущность процесса адаптации педагога к профессиональной деятельности;
- проанализировать нормативные и локальные документы, содержащие информацию об особенностях работы образовательных организаций с молодыми специалистами;
- раскрыть основные проблемы начинающих учителей начальных классов и пути их решения;
- проанализировать опыт деятельности образовательных учреждений по организации работы с молодыми специалистами к профессиональной деятельности.
Важно отметить, что содержание дисциплины по выбору «Адаптация молодого специалиста к профессиональной деятельности» представлено в виде двух взаимосвязанных разделов: первый - предусматривает рассмотрение общих положений процесса адаптации молодого педагога к профессиональной деятельности; во втором - изучаются основные проблемы, возникающие в профессиональной деятельности педагога, и пути их решения.
При организации учебных занятий используются разнообразные формы обучения: лекция в диалоговом режиме, решение профессиональных задач с использованием кейс-метода и мозгового штурма; профессиональные встречи с представителями администрации образовательных учреждений или профсоюзных организаций и др. Студентам предлагается осуществлять анализ и оценку опыта деятельности образовательных учреждений по организации работы с молодыми специалистами, разработать проект или рекомендации по одному из направлений работы с начинающими учителями начальных классов с учетом выявленных проблем.
Так, при изучении темы «Модели деятельности образовательного учреждения по организации работы с начинающими специалистами» обучающимся предлагается проанализировать программы «Ступени педагогического мастерства» или «Декада молодого педагога» и дать им оценку с учетом требований нормативных документов и результатов психолого-педагогических исследований. Такой вид работы позволяет на примере конкретных программ, предусматривающих профессиональное сопровождение и поддержку молодых специалистов, показать все аспекты деятельности образовательных структур по заявленному направлению.
В рамках изучения темы «Социальная поддержка молодых педагогов в период адаптации к профессиональной деятельности» организуется круглый стол с представителями Администрации Департамента образования и Профсоюза работников народного образования, обязательно принимают участие специалисты центра «Карьера», созданного в структуре СурГПУ и осуществляющего непосредственную работу с молодыми специалистами-
выпускниками. Могут принять участие представители клуба «Молодежное объединение работников образовательных учреждений г. Сургута».
В рамках изучения данной темы ведущее место занимает обсуждение проблем социальной поддержки начинающих учителей начальных классов:
- изучение нормативных документов федерального, регионального и муниципального уровня;
- рассмотрение актуальных проблем, связанных с заработной платой молодых специалистов;
- обеспечение жильем; стимулирующие выплаты и др.
Учитывая сложность адаптационного периода на этапе профессионального становления молодого педагога, важную роль на занятии играет атмосфера сотрудничества.
Обобщая вышесказанное, можно констатировать, что проблемы адаптации начинающих учителей начальных классов к профессиональной деятельности в общеобразовательных учреждениях во многом не противоречат тем, с которыми сталкивают большинство молодых специалистов. Однако при целенаправленной и систематической работе всех образовательных структур, обеспечивающих профессиональную подготовку будущих специалистов начальной школы на этапе обучения в ВУЗе, возможно планировать адресную работу по предупреждению указанных затруднений.
Литература
1. Коноваленко, К.В. Профессиональная адаптация молодых педагогов к современным условиям дошкольного образовательного учреждения [Текст] / К.В. Коноваленко // Молодой ученый. - 2013. - № 10. - С. 512-514.
2. Лашкова, Л.Л. Профессиональная адаптация выпускников педагогических вузов в образовательных организациях [Текст] / Л.Л. Лашкова // Дошкольное и начальное образование: проблемы, перспективы, инновации развития : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (с междунар. участием), 1 апр. 2015 ; сост. и науч. ред. Н.В. Абрамовских. - Сургут : РИО СургПУ, 2015. -С. 93-96.
3. Мельник, А.Ю. Профессиональная и социальная адаптация молодежи в условиях современного рынка труда [Текст] : автореф. дис. ... канд. экон. наук / А.Ю. Мельник. - М., 2012. - 29 с.
4. Соловьёв, В.Н. Адаптация молодого специалиста к профессиональной деятельности [Текст] / В.Н. Соловьев // Современные проблемы науки и образования. - 2004. - № 3. - С. 82-84.
5. Сопоев, С.А. Адаптация молодых специалистов в современных российских организациях [Текст] : дис. ... канд. социол. наук / С.А. Сопоев. - М., 2013. - 133 с.
6. Черникова, Е.Г. Факторы социально-профессиональной адаптации молодых учителей [Текст] / Е.Г. Черникова // Вестник Челяб гос. ун-та. - Вып. 5. -2008. - С. 182-190.