311
HISTORY OF PEDIATRICS
compression fractures of thoracic and lumbar vertebral bodies in children and adolescents. Meditsinskaya nauka i obrazovanie urala. 2014; 1: 90—3. (in Russian)
5. Sellin J.N. Steele W.J., Simpson L., Huff W.X. Multicenter retrospective evaluation of the validity of the thoracicolumbar injury classification and severity score system in children. J. Neurosurg. Pediatr. 2016; 8(1): 1—7.
6. Angelliaume A., Bouty A., Sales De Gauzy J. Post-trauma scoliosis after conservative treatment of thoracolumbar spinal fracture in children and adolescents: results in 48 patients. Eur. spine J. 2016; 25(4): 1144—52.
7. Baranov A.A., Albitskiy V.Yu., Makeev V.I., Antonova E.V. The conditions of formation of health-saving behavior of adolescents aged 15—17 years. Rossiyskiypediatricheskiy zhurnal. 2010; 1: 44—7. (in Russian)
8. Moeller T.B., Reif E.R. normal Findings in cT andMRI. [norma pri KT i MRT issledovaniyakh]. Moscow; Meditsina, 2016. (in Russian)
9. Imhof G. Direct Diagnosis in Radiology: spinal imaging. [Luchevaya diagnostika. Pozvonochnik]. Moscow; Medpress, 2015. (in Russian)
10. Ilyasova E.B., Chekhonatskaya M.L., Priezzheva V.N. Radiology. [luchevaya diagnostika]. Moscow; GEOTAR-Media, 2016. (in Russian)
11. Baranov A.A., Namazova-Baranova L.S., Smirnov I.E., Komarova N.L., Nikitin A.V., Gerasimova N.P., Kustova O.V. Modern nuclear medicine in pediatrics. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2015; 18(4): 4—13. (in Russian)
12. Trufanov G.E. The normal cT andMRi images of the brain and spine. [norma KT i MRT izobrazheniy golovnogo mozga i pozvonochnika]. Saint Petersburg; Elbi-SPb, 2014. (in Russian)
13. Grey M.L., Ailinani J.M. cT & MR pathology. [Patologiya pri KT i MRT]. Moscow; Medpress, 2013. (in Russian)
14. Skryabin E.G., Smirnyh A.G. The characteristic of frequency and localization of the compressor of uncomplicated fractures of vertebral bodies in children depending on the time of year. Detskaya khirurgiya. 2014; 1: 9—11. (in Russian)
15. Schroder M., Hertlein H. Spinal injuries in children and adolescent. Unfallchirurg. 2013; 116(12): 1054.
16. Adiotomre E., Summers L., Allison A. Diagnosis of vertebral fractures in children: is a simplified algoritm-based gualitative rechnique reliable? Pediatr Radiol. 2016; 46(5): 680—8.
Поступила 15.09.2017 Принята в печать 20.09.2017
Сведения об авторах:
Израилов Магомед Исрапилович, канд. мед. наук, доцент, зав. каф. педиатрии ФПК и ППС ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» Минздрава России, E-mail: [email protected]; Алискандиев Алаудин Магомедович, доктор мед. наук, проф., зав. каф. факультетской и госпитальной педиатрии ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» Минздрава России; Меркулов Владимир Николаевич, зав. клиникой детской травмы «Центрального института травматологии и ортопедии» Москва; Яхьяева Тамила Яхьяевна, врач неонатолог ГБУ им. Н.М. Кураева «Детская республиканская клиническая больница» Минздрава Республики Дагестан.
ИсТОРИЯ ПЕДИАТРИИ
© БАРАНОВ А.А., 2017 УДК 616-036.88-053.3-084:614.2
Баранов А.А.
ЭТАПЫ И ПУТИ СНИЖЕНИЯ МЛАДЕНЧЕСКОЙ СМЕРТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОПЫТ ПОСЛЕДНИХ 30 ЛЕТ
ФГАУ «Национальный научно-практический центр здоровья детей» Минздрава России, 119991, Россия, г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 2, стр. 1
Рассмотрены причины и динамика младенческой смертности (Мс) в сссР и Российской Федерации (1980— 2012 гг.) в условиях реформирования системы здравоохранения. Определены этапы изменений Мс за этот период. Указано, что одной из особенностей Мс в сссР были её сезонные колебания с пиковыми показателями в июле—сентябре. При этом доминирующее влияние на этот пик оказывали республики средней Азии. Описан опыт организации государственных и медицинских мероприятий для эффективного снижения Мс в сссР. совершенствование системы охраны материнства и детства в Российской Федерации позволило значительно снизить младенческую смертность.
Ключевые слова: младенческая смертность; региональные особенности; депопуляция; охрана материнства и детства; стратегия снижения младенческой смертности.
Для цитирования: Баранов А.А. Этапы и пути снижения младенческой смертности в Российской Федерации: опыт последних 30 лет. Российский педиатрический журнал. 2017; 20(5): 311-315. DOI: http://dx.doi. org/10.18821/1560-9561-2017-20-5-311-315
Baranov A.A.
STAGES AND WAYS OF REDUCING INFANT MORTALITY IN THE RUSSIAN FEDERATION: THE EXPERIENCE OF THE LAST 30 YEARS
National Scientific and Practical Center of Children's Health, 2, bld. 1, Lomonosov avenue, Moscow, 119991, Russian Federation
■ The causes and dynamics of the infant mortality (IM) in the USSR and the Russian Federation (1980—2012) are presented in the context of reforming the health care system. The stages of changes in the IMfor this period were determined.
Для корреспонденции: Баранов Александр Александрович, акад. РАН, доктор мед. наук, проф., директор ФГАУ «Национальный научно-практический центр здоровья детей» Минздрава России, E-mail: [email protected]
312
Российский педиатрический журнал. 2017; 20(5) DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2017-20-5-311-315
история ПЕДИАТРИИ
One of the peculiarities ofiM in the ussR is indicated to be seasonal fluctuations with peaks in JulySeptember. At the same time, the central Asian republics had the dominated influence on this peak. The experience of the organization of state and medical measures for effective reduction of iM in the ussR is described. The improvement of the maternity and childhood protection system in the Russian Federation allowed significantly reduce iM.
Keywords: infant mortality; regional features; depopulation; maternity and childhood health care; strategy for reduction of infant mortality.
For citation: Baranov A.A. stages and ways of reducing infant mortality in the Russian Federation: the experience of the last 30 years. Rossiiskii Pediatricheskii Zhurnal (Russian Pediatric Journal). 2017; 20(5): 311-315. (in Russian). DOi: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2017-20-5-311-315.
For correspondence: Aleksandr A. Baranov, MD, PhD, DSci., Prof., Academician of the Russian Academy of Sciences, Chairman of Executive Committee of Union of Pediatricians of Russia, National Scientific and Practical Center of Children's Health, 2, bld. 1, Lomonosov avenue, Moscow, 119991, Russian Federation. E-mail: [email protected] Information about authors:
BaranovA.A., ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3987-8112
Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.
Acknowledgement. The study had no sponsorship.
Received 14.06.2017 Accepted 21.06.2017
ладенческая смертность (МС) — важнейший показатель демографии. МС является значимой характеристикой состояния здоровья и уровня жизни населения страны, региона, города, национального меньшинства и др. С середины ХХ в. этот показатель неизменно используется как один из важных факторов при классификации стран по уровню жизни населения и по уровню развития системы здравоохранения [1, 2]. В 2011 г в Москве прошёл I Международный форум «Пути снижения младенческой смертности: российский опыт». В работе форума приняли участие министры здравоохранения из стран с высоким уровнем МС. Российский опыт решения проблемы снижения МС использовали для выработки рекомендаций стратегического и прикладного характера по снижению младенческой смертности с учётом особенностей ситуации в странах-партнёрах. Чтобы разобраться в закономерностях изменений показателя МС в России во время кризиса 90-х годов и в стабильное десятилетие XXI в., необходим анализ предшествующего периода, ибо настоящее вырастает из прошлого, без исторического подхода невозможно понять и оценить суть любого социального явления, к каковым, безусловно, относится МС [3, 4].
С позиции сегодняшнего дня динамику МС в России можно разделить на следующие четыре этапа: 1) время стагнации показателя МС (вторая половина 70-х — первая половина 80-х годов прошлого века); 2) определение причин стагнации, разработка и реализация стратегии снижения МС в СССР (1987—1991 гг.); 3) МС во время кризиса (1991—1999 гг.); 4) успешное десятилетие (2000—2010 гг.).
О стагнации уровня МС в России в 70-х—первой половине 80-х годов прошлого века красноречиво свидетельствуют следующие данные. За 15 лет — 1971—1985 гг смертность фактически оставалась на одном уровне — в пределах 20—24 на 1000 родившихся живыми [2, 5]. Чтобы добиться существенного результата в снижении МС, необходимо было глубоко изучить весь комплекс причин, определивших крайне низкие, фактически нулевые темпы снижения показателя смертности детей на первом году жизни.
Следует вспомнить, что 80-е годы были временем застойных явлений в социально-экономической сфере. Данная ситуация, конечно же, не могла не отражаться на отрасли здравоохранения. Низкие темпы снижения МС обусловливались рядом значимых причин. В первую очередь застой формировал остаточный принцип финансирования системы здравоохранения. Этот принцип негативно отразился на развитии материальной базы учреждений детства и родовспоможения. На развитие учреждений родовспоможения и детства приходилось в ряде территорий не более 5—7% капитальных вложений, выделяемых на здравоохранение. Изучение структуры выпускаемых предприятиями Министерства ме-
дицинской промышленности изделий медицинской техники показало, что доля производства медицинской техники для родовспомогательных учреждений составляла лишь 2,3%. Такое положение обрекало учреждения службы на оснащение медицинской техникой в основном за счёт импорта.
Крайне отрицательную роль сыграло игнорирование регионального фактора. СССР (так же, как сегодня Российская Федерация) в этом отношении являлся уникальным государством, где были ярко выражены региональные различия (экономические, социальные, демографические, климато-географические, культурно-этнические и др.). Однако эта особенность практически не принималась во внимание при планировании ресурсов здравоохранения. В стране использовался единый принцип (на 1000 населения) распределения кадров педиатров и акушеров-гинекологов. Игнорирование особенностей демографических процессов привело к значительным диспропорциям в разных регионах в обеспеченности детского населения педиатрами, а женщин — акушерами-гинекологами. Так, в РСФСР на 1 акушера-гинеколога приходилось 85 родов, а в Туркмении 215 родов.
Застойные явления в системе охраны материнства и детства (ОМД) ярко проявились также и в том, что не были поняты и определены приоритеты в деле снижения МС, сформировался разрыв (диспропорции) между достижениями науки и их внедрением в практику. В 50—60-е годы прошлого века успехи в снижении МС были обусловлены уменьшением смертности в постнеонатальном периоде, поэтому всё больший удельный вес стала приобретать смертность на первом месяце жизни. Однако стратегия борьбы с МС не была пересмотрена, и в первую очередь не получили должного развития перинатология и неонатология.
Кроме того, обострилась проблема недоучёта МС. Использование старых критериев регистрации мёртво- и живорождений (1939 г.), принципиально отличающихся от критериев ВОЗ, приводило не только к занижению на 20—40% истинного уровня МС, но и мешало объективно оценивать ситуацию с МС в стране.
Описанная ситуация в системе ОМД, сложившаяся к середине 80-х годов ХХ в., обозначила как крайне актуальную, не терпящую отлагательства задачу по разработке долгосрочной стратегии и краткосрочной (тактической) системы мер по снижению МС в СССР.
В 1987—1990 гг. указанная задача была выполнена. Главным управлением охраны материнства и детства Минздрава СССР с привлечением более двадцати научных учреждений страны была разработана система стратегических и тактических мер по снижению смертности детей первого года жизни в СССР (руководитель — А.А. Баранов, ответственные исполнители — Н.Н. Ваганов, И.А. Лешкевич).
313_
HISTORY OF PEDIATRicS
Основополагающими методическими принципами предложенной стратегии явились:
— нормативное и организационно-методическое обеспечение стратегии и тактики снижения младенческой смертности;
— анализ причин младенческой смертности с позиции исторической ретроспективы и их предотвратимости;
— региональный подход (изучение региональных закономерностей и особенностей смертности детского населения);
— главный приоритет — организации перинатальной и неонатальной помощи.
Принципиально значимыми шагами в реализации стратегии снижения МС в 1987—1991 гг. стали:
1. Увеличение финансирования службы ОМД.
2. Разработка региональных программ снижения МС.
3. Создание перинатальных центров и введение в номенклатуру специальностей должности врача-неонатолога.
4. Внедрение передовых современных технологий реанимации, интенсивной терапии и выхаживания новорождённых.
Рассмотрим более подробно названные выше этапы. С 1987 г предприняты беспрецедентные меры по укреплению ресурсов службы ОМД и более эффективному их использованию, включающие дифференцированное по регионам распределение медицинской техники, лекарств, профилирование коечного фонда. В 1986—1988 гг. за счёт всех источников финансирования введено детских и акушерских стационаров на 31 тыс. коек, амбулаторно-поликлинических учреждений на 60 тыс. посещений. В РСФСР проделана большая работа по ликвидации дефицита коек в стационарах для больных новорождённых и недоношенных детей. В Узбекской ССР за счёт нового строительства и реконструкции выделенных административных зданий в 1988 г. введено 2,5 тыс. детских и акушерских коек, амбулаторно-поликлинических учреждений на 4120 посещений, что составило 52,6% от общего ввода учреждений здравоохранения.
В отдельных республиках и регионах РСФСР изыскивались дополнительные валютные средства для приобретения современной медицинской техники. Уже в 1988 г. удалось добиться, чтобы на развитие учреждений детства и родовспоможения во многих регионах приходилось до 30% капитальных вложений, выделяемых на здравоохранение.
Для достижения устойчивых положительных результатов в снижении МС были разработаны три региональные комплексные научно-практические программы — для регионов с высоким — более 25%о (Казахстан и республики Средней Азии), средним — 15—24%о (Россия и республики Закавказья) и низким — менее 15%о (Украина, Белоруссия и Прибалтийские республики) уровнями МС.
Следует подробно остановиться на Программе для территорий с высокими уровнями МС, хотя она реализовывалась в Советском Союзе всего 4 года и включала следующие ведущие направления:
• соблюдение законодательства по охране труда работающих женщин, повышение уровня социально-правовой помощи семье;
• планирование семьи;
• развитие внебольничной и больничной неотложной помощи;
• совершенствование амбулаторно-поликлинической помощи многодетным семьям;
• осуществление комплексных социально-гигиенических и медицинских мероприятий по борьбе с кишечными и другими инфекциями, внутрибольничными заражениями;
• оздоровление женщин фертильного возраста вне беременности и при её наступлении; обеспечение рационального питания беременных женщин, кормящих матерей и детей раннего возраста;
• коренное изменение методов и стиля санитарно-воспитательной работы среди населения, борьба с вредными для здоровья женщин и детей традициями;
• развитие медико-генетической помощи и пренатальной диагностики, с учётом таких распространённых обычаев, как кровно-родственные браки, особенно в сельской местности;
• повышение квалификации медицинских кадров.
Одним из основополагающих направлений Программы в
регионах с высокой МС стало планирование семьи и регуляция рождаемости с целью сохранения здоровья женщин и рождения у них здорового потомства. Используя современные контрацептивные средства, добиваясь физиологических интергенетических интервалов в 2—2,5 года, можно в течение репродуктивного возраста (18—35 лет), не нарушая традиций многодетности семьи, реализовать стремление иметь 5—7 детей, но при этом обеспечить их максимальную жизнеспособность. Работа в этом направлении должна проводиться с максимальным уважением национальных особенностей и традиций, обязательным широким вовлечением местных органов народного образования, профсоюзных, женских и других общественных организаций. Непременным условием результативности этой работы в территориях, где господствует ислам, является сотрудничество медиков со служителями культа.
В регионах с высокой МС также особое внимание было уделено развитию и укреплению больничной и внебольнич-ной неотложной помощи. В территориях, где 80% умирающих детей — сельские жители, типичной является поздняя обращаемость за медицинской помощью, приводящая, как правило, к поступлению детей в тяжёлом состоянии в медицинские учреждения любого уровня. Для профилактики необходимо было создавать условия для интенсивной терапии начиная с сельской врачебной амбулатории и фельдшерско-акушерского пункта (ФАП). Поэтому была предложена схема этапной помощи детям с угрожающими жизни состояниями начиная с ФАП. Её главным принципом является создание условий на всех этапах эвакуации для оказания своевременной адекватной медицинской помощи при типичных угрожающих жизни синдромах (обезвоживание, судороги, гипотермия, отёк мозга) в целях обеспечения транспортировки в ближайшее квалифицированное лечебное учреждение, где организованы отделения реанимации и интенсивной терапии, оснащённые специальной аппаратурой, экспресс-лабораторией с круглосуточным врачебным наблюдением.
Показали свою эффективность выездные службы реанимации и интенсивной терапии, которые формировались на базе крупных многопрофильных больниц путём создания специализированных центров детской реанимации, анестезиологии и интенсивной терапии. Оправданной оказалась организация специализированных педиатрических бригад при отделениях плановой и экстренной консультативной помощи областных, краевых и республиканских больниц для обеспечения экстренной помощи детям села. Такие бригады имели в своём составе высококвалифицированных педиатров, неона-тологов, инфекционистов, анестезиологов-реаниматологов и других специалистов всех медицинских учреждений города.
Нужно отметить также, что одной из важнейших особенностей МС в СССР были её сезонные колебания с пиковыми показателями в июле—сентябре. При этом доминирующее влияние на этот пик оказывали республики Средней Азии и Казахстана. В этих республиках МС в летние месяцы возрастала в 2—2,5 раза, а от инфекционных болезней — в 3—4 раза по сравнению с холодными месяцами года. Учитывая массовость поражения детей острыми кишечными инфекциями (ОКИ) в летние периоды, было внесено предложение об организации подворных обходов с помощью санитарного актива, студентов медицинских вузов. В Узбекистане, например, удалось решить проблемы введения в штаты ФАП должностей помощников фельдшера за счёт выпускников школ, их краткосрочной подготовки на специальных курсах и оплаты их работы из средств агропромышленного комплекса. В этих же целях было принято решение об организации и направлении медицинских бригад в регионы с наиболее высоким уровнем младенческой смертности в период её пиковых
314
Российский педиатрический журнал. 2017; 20(5) DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2017-20-5-311-315
история педиатрии
показателей. В течение трёх летних месяцев 1987—1989 гг. организовывали и направляли в республики Средней Азии, Казахстана, отдельные республики и области РСФСР бригады специалистов: реаниматологов, педиатров, инфекционистов, акушеров-гинекологов, медицинских сестёр, научных сотрудников ведущих НИИ и мединститутов страны, с активным участием студентов местных медицинских вузов. Ежегодно к этим работам привлекалось до 5,5 тыс. медицинских работников. В летний период в эти республики дополнительно направляли антибиотики, гормональные препараты, средства инфузионной терапии. Регион полностью был обеспечен регидроном для проведения оральной регидратации.
Для реализации региональных программ в территориях со средним и низким уровнями МС решающее значение имело создание основ перинатальной и неонатологической служб. В 1988 г. Минздрав СССР издал приказ «О создании перинатальных центров», который определил нормативные условия для создания учреждений нового типа на основе интеграции амбулаторно-поликлинических, консультативно-диагностических служб, акушерских и педиатрических отделений с палатами реанимации и интенсивного наблюдения новорождённых. В перинатальном центре был реализован отказ от многолетней практики перевода больных новорождённых в ранние сроки из акушерского стационара в детский, т.е. исключён этап перевозки новорождённых детей, являющийся одним из самых опасных по риску смерти новорождённого.
Для развития неонатологической службы в России решающее значение имело решение коллегии Минздрава РСФСР от 10.04.90 г. «О состоянии и мерах по совершенствованию неонатологической службы в РСФСР». Коллегия утвердила положение о главном неонатологе, о палатах реанимации и интенсивной терапии новорождённых в родовспомогательных учреждениях, схемы первичной реанимации новорождённых, тактику проведения искусственной вентиляции лёгких. Рекомендована разработка территориальных программ развития неонатальной службы, создание кафедр неонатоло-гии.
В работу родовспомогательных учреждений, отделений для новорождённых, детских больниц были широко внедрены передовые современные технологии диагностики и лечения: пренатальной диагностики патологии плода; ультразвукового пренатального скрининга; диагностики внутриутробных инфекций (закуплено 150 лабораторий); реанимации, интенсивной терапии и выхаживания новорождённых детей и детей раннего возраста.
Первые результаты реализации предложенных комплексных, системных мер были весьма обнадёживающими: уровень младенческой смертности уменьшился на 16,2% в СССР (с 26%о в 1985 г. до 21,8%о в 1990 г.) и на 15,9% в РСФСР (соответственно с 20,7 до 17,4%о). Среднегодовое снижение МС в 1987—1990 гг. составило: в СССР — 4%, в РСФСР — 3% [2, 6].
Резюмируя вышеизложенное, можно констатировать, что в 1987—1990 гг. Минздравом СССР совместно с ведущими научными учреждениями страны была создана директивно-нормативная, научно-методическая и организационная база, которая объединила стратегию и тактику с программой основных направлений, финансовым обеспечением мер по снижению младенческой смертности в стране. Именно этим обстоятельством в первую очередь следует объяснять тот выдающийся феномен, что в 90-е годы прошлого века на фоне обвального падения (ухудшения) большинства показателей в экономической, социальной, демографической сферах и здравоохранении показатель МС не повысился и при первых социальных и экономических возможностях показал тенденцию к снижению. И второй важный вывод: созданная в СССР государственная система ОМД выдержала испытания социально-политической реформой, доказав надёжность основополагающих принципов её работы.
В 1992 г. Управление охраны материнства и детства Минз-
драва РФ (заместитель министра МЗ РФ по вопросам ОМД проф. Н.Н. Ваганов) реализовало эффективные мероприятия по охране здоровья детского населения страны в условиях социально-экономического кризиса.
Опираясь на нормативно-директивные и методические документы 1987—1990 гг., Минздравом Российской Федерации была разработана Республиканская комплексная научно-практическая программа по улучшению охраны здоровья женщин-матерей и детей раннего возраста, снижению МС, которая стала концептуальным документом для службы ОМД страны в 90-е годы.
В феврале 1992 г все территории Российской Федерации получили директивно-методические указания по организации медицинской помощи женщинам и детям в условиях реализации экономических реформ по следующим неотложным направлениям:
— пренатальная диагностика болезней плода, включая медико-генетическое обследование;
— реанимация, служба интенсивной терапии рожениц, родильниц, новорождённых и детей раннего возраста;
— планирование семьи и борьба с абортами;
— обеспечение продуктами питания беременных женщин, кормящих матерей, детей раннего возраста;
— рационализация использования коечного фонда в детских и родовспомогательных учреждениях;
— обеспечение высокоспециализированных видов медицинской помощи женщинам и детям.
При этом были обоснованы и определены задачи по каждому направлению, источники финансирования и конечный результат при условии их выполнения.
В 1992 г. по инициативе Минздрава России принят ряд важнейших государственных документов. Указ президента России от 01.06.92 г. № 543 «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» поручил руководителям всех уровней обеспечить приоритетность решения задач по выхаживанию, защите и развитию детей при формировании бюджетов, в том числе валютных, распределении материально-сырьевых ресурсов, инвестировании строительных работ и предусматривать отдельной строкой финансирование целевых мероприятий по проблемам детства.
В реализации указа президента правительством России было издано постановление от 21.08.92 г. № 610 «О неотложных мерах по улучшению положения детей в Российской Федерации», которым определены задачи по развитию кардио-хирургической помощи новорождённым детям, производству медицинской техники для лечения детей и родовспоможения, бесплатному отпуску специальных молочных продуктов детям 1-го и 2-го годов жизни, выделению ассигнований на создание производственных линий для детского питания.
4 апреля 1992 г. принят закон «О дополнительных мерах по охране материнства и детства», согласно которому впервые в истории отечественного здравоохранения было регламентировано материальное стимулирование своевременного обращения беременных к врачу, в соответствии с ним в целях своевременной их диспансеризации введено единовременное пособие в размере 50% минимальной заработной платы.
В декабре 1992 г Минздравом совместно с Госкомстатом РФ издан приказ «О переходе на рекомендованные ВОЗ критерии живо- и мёртворождения». Хотя названные критерии фактически не касались детей, рождённых с экстремально низкой массой тела (500—999 г), был наконец-то сделан первый шаг к наведению порядка в статистике МС. Здесь важно отметить, что государство, его законодательная и исполнительная власти понимали важность охраны здоровья детей в условиях кризиса, прислушивались к предложениям общественности (в частности, Союза педиатров России, Фонда охраны здоровья матери и ребёнка) в этой области. Так, стратегическая концепция охраны здоровья женщин и детей использована при разработке Президентской программы «Дети России» с подпрограммами: «Планирование семьи», «Дети-инвалиды», «Дети
315_
HISTORY OF PEDIATRicS
Севера», «Дети-сироты», «Дети Чернобыля», «Развитие индустрии детского питания в РСФСР на 1991—1995 гг» [2, 7]. В результате наличия научно обоснованной стратегии по охране здоровья детского населения Российской Федерации и снижения младенческой смертности, реализации вышеизложенных системных мер в 90-х г. в условиях тяжелейшего социально-экономического кризиса уровень смертности детей первого года жизни не только не увеличился, но и стал проявлять тенденцию к снижению.
Переходя к освещению российского опыта снижения МС в XXI в., в период, как мы его обозначили, успешного десятилетия, прежде всего следует сказать о том, что в России при стабилизации общественно-политической и социально-экономической жизни появились существенные материальные и профессиональные ресурсы для эффективной охраны здоровья детей [8, 9]. Задача состояла в том, чтобы эти ресурсы бездарно не растранжирить, а направить на достижение приоритетных, значимых в социальном отношении целей. В целом, государство, органы управления системой здравоохранения, педиатрическое сообщество успешно справились с названной задачей. Хотя и не без некоторых издержек, если, к примеру, вспомнить настойчивое стремление некоторых наших реформаторов пересадить на русскую почву западную модель семейного врача с передачей ему функций участкового педиатра.
По настоящему этапными, носящими системный, долгосрочный характер мерами в области охраны здоровья детского населения Российской Федерации стали:
— принятие Правительством РФ в 2002 г. «Федеральной целевой программы «Дети России» на 2003—2006 гг.» с выделением в ней отдельной программы «Здоровый ребенок»;
— национальные приоритетные проекты «Здравоохранение» и «Демографическая политика», которые реализуются с 2006 г.;
— правительственная программа «Модернизация системы здравоохранения»;
— принятие базовых федеральных законов по охране здоровья населения;
— формирование профилактического курса нынешней системы российского здравоохранения (законодательные меры по формированию здорового образа жизни; организация Центров здоровья) [8—10].
Наличие разработанной в конце 80-х — начале 90-х гг. прошлого века научно-обоснованной стратегии снижения МС, с одной стороны, и финансовых, научных, организационных возможностей современного российского государства и общества, системы здравоохранения и его педиатрической составляющей, с другой, сделало реальными высокие темпы снижения смертности детей первого года жизни в Российской Федерации.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Автор данной статьи подтвердил отсутствие конфликта интересов, о которых необходимо сообщить.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю. Младенческая смертность в
СССР: тенденции и ожидаемые показатели. Педиатрия. 1989; 7:
74—8.
2. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю. смертность детского населения
России. М.: Союз педиатров России. 2009.
3. Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Альбицкий В.Ю., Тер-
лецкая Р.Н. Тенденции младенческой и детской смертности в Российской Федерации в 1990—2012 гг. вестник РАМИ. 2014; 69(11-12): 31—8.
4. Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Ильин А.Г., Булгакова В.А., Антонова Е.В., Смирнов И.Е. Научные исследования в педиатрии: направления, достижения, перспективы. Рос. педиатр. журн. 2013; 5: 4—14.
5. Баранов А.А. Состояние здоровья детей в Российской Федерации. Педиатрия. 2012; 91(3): 9—14.
6. Баранов А.А, Альбицкий В.Ю., Иванова А.А., Терлецкая Р.Н., Косова С.А. Тенденции заболеваемости и состояние здоровья детского населения Российской Федерации. Рос. педиатр. журн. 2012; 6: 4—9.
7. Кузнецов С.Л., Смирнов И.Е., Чиликин А.Г., Мазуров В.И., Портнов В.Н. Телемедицинский комплекс «Диаморф-Cito» в консультативно-диагностической сети федеральной программы «Дети Севера». Клин. лаб. диагн. 2000; 3: 43—6.
8. Альбицкий В.Ю., Модестов А.А., Косова С.А, Иванова А.А., Волков И.М., Бондарь В.И. и др. Инновационные технологии в профилактической деятельности центров здоровья для детей. Рос. педиатр. журн. 2014; 17(4): 43—8.
9. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Макеев В.И., Антонова Е.В. Условия формирования здоровьесберегающего поведения подростков 15—17 лет. Рос. педиатр. журн. 2010; 1: 44—7.
10. Модестов А.А., Бондарь В.И., Косова С.А, Малькова Г.А. Центры здоровья для детей как основа модернизации профилактического направления в педиатрии. Заместитель главного врача. 2014; 5: 22—9.
REFERENCES
1. Baranov А.А., Albitskiy V.Yu. Infant mortality in the USSR: trends and anticipated performance. Pediatriya. 1989; 7: 74—8. (in Russian)
2. BaranovA.A., Albitskiy V.Yu. Mortality of the child population in Russia. [Smertnost detskogo naseleniya Rossii]. Moscow; Soyuz pe-diatrov Rossii Publ., 2009. (in Russian)
3. Baranov A.A., Namazova-Baranova L.S., Al'bitskii V.Y., Terletskaya R.N. Trends of infant and child mortality in the Russian Federation in the period of 1990—2012. Vestnik RAMN. 2014; 69(11-12): 31—8. (in Russian)
4. Baranov A.A., Namazova-Baranova L.S., Ilin A.G., Bulgakova V.A., Antonova E.V., Smirnov I.E. Scietific research in pediatrics: directions, achivements, prospects. Ros. Pediat. zhurn. 2013; 5: 4—14. (in Russian)
5. BaranovA.A. The health of children in the Russian Federation. Pediatriya. 2012; 91(3): 9—14. (in Russian)
6. Baranov A.A, Al'bitskiy V.Yu., Ivanova A.A., Terletskaya R.N., Kosova S.A. Trends and the health status of the child population of the Russian Federation. Ros. Pediatr. zhurn. 2012; 6: 4—9. (in Russian)
7. Kuznetsov S.L., Smirnov I.E., Chilikin A.G., Mazurov V.I., Portnov V.N. Telemedicine complex «Dyamorph-Cito» in the advisory-diagnostic network of the Federal program «Children of the North». Klin. Lab. diagn. 2000; 3: 43—6. (in Russian)
8. Albitskiy V.Yu., Modestov A.A., Kosova S.A., Ivanova A.A., Volkov I.M., Bondar V.I. et al. Innovative technologies in preventive activity of health centers for children. Ros. Pediatr. zhurn. 2014; 17 (4): 43—8. (in Russian)
9. Baranov A.A., Albitskiy V.Yu., Makeev V.I., Antonova E.V. The conditions of formation of health-saving behavior of adolescents aged 15—17 years. Ros. Pediatr. zhurn. 2010; 1: 44—7. (in Russian)
10. Modestov A.A., Bondar V.I., Kosova S.A., Malkova G.A. Health centers for children as the basis of modernization of preventive activity in pediatrics. Zamestitel glavnogo vracha. 2014; 5: 22—9. (in Russian)
Поступила 14.06.2017 Принята в печать 21.06.2017