Научная статья на тему 'Этапы формирования модели стратегического маркетинга на предприятии АПК'

Этапы формирования модели стратегического маркетинга на предприятии АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
326
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / МАРКЕТИНГ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И МОДЕЛИ / МАРКЕТИНГОВЫЙ ПЛАН / STRATEGY / MARKETING / STRATEGIC METHODS AND MODELS / MARKETING PLAN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сорока Виталий Николаевич, Сорока Татьяна Владимировна, Горбачева Татьяна Васильевна, Зинич Алла Владимировна

В статье рассматриваются методы и модели разработки стратегий маркетинга. Также проанализированы этапы формирования стратегического маркетинга на предприятии, на основании списка угроз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сорока Виталий Николаевич, Сорока Татьяна Владимировна, Горбачева Татьяна Васильевна, Зинич Алла Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stages of Strategic Marketing Model in the Agroindustrial Enterprise

The article deals with the development of methods and models of marketing strategies. stages of formation of strategic marketing is also analyzed in the company, on the basis of the list of threats.

Текст научной работы на тему «Этапы формирования модели стратегического маркетинга на предприятии АПК»

Сорока В.Н., Сорока Т.В., Горбачева Т.В., Зинич А.В. Этапы формирования модели стратегического маркетинга на предприятии АПК // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. -№4 (7) октябрь - декабрь. - URL http://e-journal.omgau.ru/index.php/2016-god/7/32-statya-2016-4/496-00241. - ISSN 24134066

УДК 338.27

Сорока Виталий Николаевич

Магистрант

ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск vn. soroka [email protected]

Сорока Татьяна Владимировна

Магистрант

ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск tv. skuratova [email protected]

Горбачева Татьяна Васильевна

Магистрант

ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск [email protected]

Зинич Алла Владимировна

Кандидат экономических наук, доцент ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск [email protected]

Этапы формирования модели стратегического маркетинга на предприятии АПК

Аннотация. В статье рассматриваются методы и модели разработки стратегий маркетинга. Также проанализированы этапы формирования стратегического маркетинга на предприятии, на основании списка угроз.

Ключевые слова: стратегия, маркетинг, стратегические методы и модели, маркетинговый план.

Выбирая стратегию, руководство сталкивается с тремя основными вопросами, связанными с положением фирмы на рынке: какой бизнес прекратить, какой бизнес продолжить, в какой бизнес перейти. Эти вопросы подробно рассматривал Дж. Линч в своих работах на тему стратегического менеджмента. Это значит, что стратегия концентрирует внимание на том, что организация делает и чего не делает, что более важно и что менее важно в нынешней деятельности организации. Кроме того, каких бы стратегий не придерживалось предприятие, оно должно уметь быстро реагировать на изменения рыночной ситуацией и перестраивать свою стратегическую направленность. Поэтому в процессе развития стратегического маркетингового планирования создано большое число методов и моделей разработки стратегий маркетинга. То есть методы позволяют выбрать правильное направление стратегического развития. Используются как формальные методы,

так и неформальные, основанные на творческом, интуитивном подходе. Среди формальных, преобладают методы матричного портфельного анализа.

Данные методы предполагают построение стратегической маркетинговой матрицы, отражающей позицию предприятия на рынке в зависимости от комбинации действия некоторых факторов. Одним из них является некоторый независимый по отношению к предприятию фактор, а другим - фактор, характеризующий само предприятие.

Первым опытом использования этих матриц была матрица, предложенная американским ученым И. Ансоффом [1]. Эта модель предназначена для генерации стратегий в условиях расхождения между реальным и планируемым развитием предприятия, когда цели предприятия не достижимы с помощью прежних стратегий и необходимо их скорректировать, либо искать новые стратегические пути. Используется для генерации стратегий в условиях растущего рынка. В зависимости от того, в какое поле матрицы попадает предприятие, определяется оптимальный вариант стратегии его роста (Рис. 1).

Существующий рынок

Новый рынок

Рисунок 1 - Матрица Ансоффа

Эта модель - наглядное структурирование рыночной действительности; она проста в использовании и имеется возможность четкого выбора вариантов стратегий роста (интенсивного и диверсификационного) [2].

Для того чтобы разработать маркетинговые стратегии, следует провести анализ характерных для взятого предприятия угроз и возможностей, целевого рынка, маркетинговых целей, а также стратегии позиционирования. Затем, в процессе выработки маркетинговых стратегий, воспользоваться списком угроз и возможностей в качестве справочного пособия:

1. Следует провести обзор угроз и возможностей. Изучить характеристики угроз и возможностей, записывая идеи о том, каким образом предполагается устранить угрозы и использовать возможности. Для каждой угрозы и возможности нужно разработать несколько вариантов решения или использования.

2. Провести обзор целевого рынка и маркетинговых целей, а затем заново перечитать характеристики угроз и возможностей вместе с записями предполагаемых действий по устранению угроз и использованию возможностей. Определить, какие из этих идей могут быть превращены в стратегии, способные обеспечить выполнение маркетинговых целей.

3. Проанализировать стратегию позиционирования. Каков имидж продукта, который планируется создать в сознании целевого рынка, и в чем его отличие от образов продуктов конкурентов? Именно этот значимый образ должен укрепляться индивидуальным и совокупным воздействием маркетинговых стратегий.

4. Разработать собственные стратегии. Просмотреть девятнадцать альтернативных вариантов стратегических маркетинговых проблем, приведенных в данном разделе, и принять решение о том, какие из этих вопросов требуют решения в нашем случае. Как уже упоминалось выше, использовать следует только те стратегические подходы, которые наиболее точно подходят для применения в конкретной ситуации, в которой находится продукт или предприятие, помня о том, что не все альтернативные варианты стратегий

Сущ ествую щии ^ о вый

продукт

Стратегия проникновения на рынок Стратегия развития продукта

Стратегия расширения рынка Стратегия диверсификации

применимы в любых ситуациях. Затем, основываясь на результатах анализа списка угроз и возможностей, разработайте четкие и лаконичные утверждения, определяющие направление и суть деятельности, с помощью которой планируется достичь решения всех этих вопросов.

Стоит помнить, что разработанные в данном разделе стратегии должны также определять направление применения инструментов комплекса маркетинга в масштабах всего маркетингового плана. К примеру, стратегии затрат и стратегии контроля сезонных колебаний, разработанные на этом этапе, будут впоследствии отражены в детализированном плане медийной деятельности в маркетинговом плане.

После рассмотрения маркетинговых стратегий, высшее руководство предприятия должно иметь четкое представление о том, какими стратегическими методами следует обеспечить достижение маркетинговых целей. Но детали данных стратегий будут полностью разработаны только в последующих разделах маркетингового плана, посвященных тактическому инструментарию маркетингового комплекса.

Ссылки на источники

1. Шкардун В.Д. Маркетинговые основы стратегического планирования. - 2-е изд. -М.: Дело, 2007. - 376 с.

2. Проблемы экономики и управления предприятиями, отраслями, комплексами: монография / Е.В. Гагина, Е.Э. Головчанская, К.С. Григорьянц и др. / Под общ. ред. С.С. Чернова. - Книга 25. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014. - 284 с.

Vitaliy Soroka

Master's Degree Student FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

Tatyana Soroka

Master's Degree Student FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

Tatyana Gorbacheva

Master's Degree Student FSBEI HE Omsk SA U, Omsk [email protected]

Alla Zinich

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

Stages of Strategic Marketing Model in the Agroindustrial Enterprise

Annotation. The article deals with the development of methods and models of marketing strategies. stages of formation of strategic marketing is also analyzed in the company, on the basis of the list of threats.

Keywords: strategy, marketing, strategic methods and models, marketing plan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.