модели, потенциала ученика; скорректированные с помощью сопутствующих стимулов мотиваци-онно-поведенческие проявления дезадаптированного подростка или группы при отсутствии глубинной дезадаптации; созданные, усиленные, активизированные положительные стимулы-смыслы с помощью системы внешнего стимулирования; созданные или переориентированные смыслы тех видов деятельности, а в конечном счете отношений, которые были деформированы; вытесненные, заторможенные или переориентированные отрицательные жизненные смыслы дезадаптированного подростка, если таковые имеются.
Результат функционирования модели - адаптированная личность подростка, гармонично вписывающаяся в положительную среду, реализующая себя в деятельности, стремящаяся к самореализации и самоусовершенствованию/
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Петров, В. А. Личностно-развивающее взаимодействие / В. А. Петров, В. К. Калиненко, И. Б. Котова. -Ростов н/Д.: Изд-во РИО АО, 1995. - 88 ^
2. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения / А. Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 1983. -316 ^
УДК 379.822 ББК 77
Т. П. Мышева
СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ
Аннотация. Данная статья дает анализ современным научно-педагогическим подходам в организации и содержании деятельности школьного музея. Она отражает их отрицательные и положительные моменты. В ней рассматривается феномен школьного музея, его специфические особенности, особенности патриотического воспитания.
Ключевые слова: научно-педагогичесий подход, аксиологический подход, личностно-ориентированный подход, личностно-деятельностный подход, синергетический, интегративный подходы, образование и патриотическое воспитание в музее.
Т. Р. Mysheva
MODERN SCIENTIFIC PEDAGOGICAL APPROACH TO THE ORGANIZATION AND CONTEXT ACTIVITY OF SCHOOL MUSEUM
Abstract. The article gives the deep analyses of modern scientific pedagogical approach to the organization and context activity of school museum. It depicts their negative and positive moments. We can find there the phenomenon of school museum, its specific characters and special aspect of activity.
Key words: scientific pedagogical approach, axiological approach, personally oriental approach, personally active approach, synergetic approach, integrative approach, education in museum, patriotic education.
Школьный музей создается как неотъемлемая и органическая часть школы. Он является своеобразным музейным учреждением, так как ведет в меру своих возможностей поисково-собирательную работу, экспонирование и пропаганду имеющихся коллекций в соответствии с учебно-воспитательными задачами школы. Особенностями школьного музея являются: наличие постоянной аудитории, возможность использования коллекций музея в организации и проведении системных учебных занятий (как урочных, так и факультативных), комфортная атмосфера для ведения диалога (учителя с учеником, посетителя с музейным предметом при посредничестве музейного педагога, современника с прошлым и т.п.).
Все это ставит школьные музеи на особое место в ряду социально-культурных институтов современности. Школьный музей всегда должен находиться в динамике и отражать социокультурную образовательную деятельность школы и города, что позволяет поддерживать у детей постоянный интерес к нему.
Несмотря на то, что школьный музей, безусловно, значительно отличается от стационарных музейных учреждений, научно-педагогические подходы к организации и содержанию его деятельности предполагают оптимизировать и обеспечивать образовательный и воспитательный процесс. Педагогические подходы - это научно обоснованный выбор характера воздействия в процессе организуемого взаимодействия педагога и воспитанника (учащегося), производимый в целях мак-
симального развития личности как субъекта окружающей действительности. Педагогические подходы есть некоторая проекция теории и методики воспитания на практику воспитания, сфокусированные в одной точке, краткой по времени, едва уловимой по способам, индивидуализированной в силу широчайшего многообразия персональных особенностей личности учителя и ученика.
Педагогические подходы в образовании и воспитании необходимы, так как ориентированы не столько на объектный, предметный мир, сколько на развитие условий самореализации личности в мире обновляющихся коммуникаций, связей и взаимоотношений в образовательных системах; на предметное и социально-педагогическое обеспечение развивающей и организующей социальной среды.
Педагогические подходы, применяемые нами, можно классифицировать на две группы: связанные с целевой направленностью на развитие личности в процессе патриотического воспитания (аксиологический, личностно-ориентированный, личностно-деятельностный) и связанные конструктивно-содержательным построением педагогических процессов и явлений (синергетический, интегративный) подходы.
Сущность синергетического подхода заключается в понимании того, что неравновесные, нелинейные структуры способны к самоорганизации, т.е. хаос, беспорядок рано или поздно превращается в упорядоченную систему.
В педагогическом аспекте (применительно к личности), как указывает С. В. Кульневич (2001) «воспитание - это самоорганизация личности средствами своих внутренних ресурсов, требующих внешней инициации» [2, 88]. С его же точки зрения, воспитание должно «запустить механизм самоорганизации, потенциально заложенный в личностной системе индивида». В то же время внешнее управление этим процессом должно соответствовать гуманистической сущности человека [2, 89].
Гражданское общество является самоорганизующейся системой, в которой источником саморазвития, самоорганизации является гражданская инициатива, социальное творчество отдельных граждан и общественных объединений. Поэтому смыслом патриотического, гражданско-пат-риотического образования и воспитания является развитие социальной активности посредством включения молодежи в различные виды социально значимой деятельности с целью формирования социального опыта, социально-коммуникативных навыков и умений. При этом термин «формирование» понимается не как насильственная манипуляция человеком, постоянное внешнее вмешательство в процесс развития с целью придания ему соответствия социальным нормам, а как внутреннее становление личности, обретение гражданской позиции. Однако нельзя не учитывать роли внешних факторов, среды, оказывающей влияние на этот процесс. Таким образом, образование приобретает смысл как обучение для жизни, а не для набора знаний умений, навыков [2, 90].
Достижение такого смысла возможно посредством организации образовательного процесса на основе личностно-ориентированного подхода. (Е. В. Бондаревская, Т. И. Власова, С. В. Кульневич, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.).
Личностно ориентированный подход в центр педагогического процесса ставит личность человека как субъекта культуры, который, наряду с природными особенностями, является носителем социальных свойств, а также духовности, творческих начал, нравственных достоинств. При этом, по словам Е. В. Бондаревской (1999), «развитие и природных, и социальных, и культурных начал должно быть представлено в контексте свойств, имеющих общечеловеческую, национальную и региональную ценность» [1, 29].
Основным принципом разработки личностно ориентированной системы обучения является признание индивидуальности учащегося, создание необходимых и достаточных условий для его развития.
Чтобы индивидуально работать с каждым учащимся, учитывая его психологические особенности, необходимо по-иному строить образовательный процесс. Для этого следует создать условия для проявления познавательной активности учащихся; использовать разнообразные формы и методы учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт учащихся; создать атмосферу заинтересованности каждого учащегося в работе класса; стимулировать учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ; оценивать деятельность учащегося не только по конечному результату (правильно неправильно), но и по процессу его достижения; поощрять стремления учащегося находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные; создавать педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому учащемуся проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в видах деятельности; создавать обстановку для естественного самовыражения учащегося.
В этой связи следует акцентировать внимание на роли личностно-деятельностного подхода, особенностях его проявления при проектировании образовательного и воспитательного процесса в условиях поликультурного, полиэтнического региона.
Личностно-деятельностный подход получил глубокую разработку в трудах Б. Г. Ананьева, А. Г. Асмолова, А. А. Бодалева, А. В. Леонтьева, А. В. Петровского, С. Л. Рубинштейна, С. А. Смирнова, Г. П. Щедровицкого и др., утверждающих идею о том, что основным способом существования личности является деятельность. Поэтому в педагогике важно акцентировать внимание не только на знаниях, умениях, навыках, но и на овладении способами учебно-познавательной деятельности, в результате которой возникает и развивается патриотизм.
Понимание воспитания как процесса усвоения ценностей составляет сущность аксиологического подхода. Аксиологический компонент, как отмечает С. В. Кульневич (2001), имеет целью введение учащихся в мир ценностей и оказание помощи в выборе личностно-значимой системы ценностных ориентации, личностных смыслов [2, 75].
В соответствии с данным подходом нам представляется важным выделение из общей системы, прежде всего, нравственно гражданских ценностей, уяснение способов их трансляции и ин-териоризации.
В качестве основных категорий теоретической базы целесообразно использование категории интегративного подхода, т.е. то основание, которое выбирается неизменным аспектом в анализе и проектировании любого явления. Эта неизменная часть выступает в функции подхода для проектирования, программирования, реализации и рефлексии деятельности. В качестве такого основания мы выбираем интеграцию.
Интегративный подход предполагает как осуществление междисциплинарных (межпредметных) связей, взаимообогащение знаний из различных областей, единство знаний, так и преемственность различных ступеней образования, а также взаимодействие процессов освоения теории и его практического применения через разнообразные виды деятельности школьного музея, в которые включается не только учащийся, но и педагоги, учителя-предметники, классные руководители и др. Интеграция образования направлена на развитие и обогащение творческого потенциала личности.
Анализ представленных исследований свидетельствует о том, что интеграцию возможно рассматривать как процесс и результат не столько достижения целостности лишь содержания образования за счет установления внутри и междисциплинарных связей, сколько взаимодействия между различными образовательными программами (их ценностными ориентирами, основными идеями содержания, адекватными формами, методами и средствами образования и т.п.).
Таким образом, если содержание и процесс образования и воспитания строятся на основе интегративного подхода, то достигается возможность развития деятельности обучаемого с ярко выраженной патриотической направленностью, позволяющая ему достичь самореализации как высшей потребности человека.
Указанные выше педагогические подходы обеспечивают целостность и всесторонность, гармоничность и органичность педагогических процессов, касающихся конструирования деятельности школьного музея в процессе патриотического воспитания учащихся.
Однако кроме названных выше общенаучных и педагогических подходов следует учитывать специфические, отражающие особенности организации и функционирования музейной работы.
В первую очередь это связано с пониманием места музея в образовательном процессе.
В последнее время в педагогической науке заметно возрос интерес к музею и его роли в образовательном процессе.
Определяя образовательную миссию музея XXI века, Л. М. Шляхтина и Е. Н. Мастеница (2000) подчеркивают, что музей - это исторически сложившийся институт, построенный на принципе диалога отрешенных от времени и пространства культур [5, 114-116]. Сегодня музейные учреждения призваны объединять, сохранять и передавать огромный культурно-исторический опыт отечественного и мирового сообщества, активизируя процессы трансляции и обмена информацией не только между разными поколениями и культурами, но и между отдельными социальными группами, общественными объединениями, политическими движениями. И в этом в значительной мере может быть реализован интеграционный и культуроохранительный потенциал современного музея.
Качественный анализ совокупного опыта музейной работы свидетельствует о том, что любая эффективная деятельность музея в современных условиях предполагает педагогическую составляющую.
Так, Н. В. Нагорский (2005) рассматривает музей как открытую педагогическую систему, к основным характеристикам которой он относит:
- «усиление дифференцированного подхода к музейной аудитории с учетом ее половозрастных особенностей, общекультурного уровня, семейного положения, профессии и реально проявляемых интересов;
- использование интерактивных форм музейной работы, стимулирующих проявление инициативы и самодеятельности аудитории и ее преобразование из объекта идейно-эмоционального воздействия в субъект социально-культурного творчества;
- повышение роли музея как научно-методического учреждения, оказывающего помощь учебным заведениям разных, типов, системе самообразования и дополнительного образования, учреждениям клубного типа, лекториям и иным социальным институтам в обогащении содержания и форм историко-культурного просвещения» [3, 31].
Одним из наиболее действенных средств решения проблемы приобщения личности учащегося к истории и культуре своего народа, своей родины является, на наш взгляд, включение самого ребенка в процесс самостоятельного поисково-творческого их изучения.
Восстановление идей и принципов гражданско-патриотического, нравственного воспитания вновь поставило в повестку дня вопрос о возрождении краеведческой и музейной работы в образовательных учреждениях.
Музейная работа решает целый комплекс задач, связанных с обеспечением условий эффективности процесса формирования личности, и может рассматриваться как одно из наиболее эффективных средств патриотического воспитания. Применительно к современному образовательному процессу С. В. Степанов (2004) определяет следующие задачи краеведческой и музейной работы:
- собственно воспитательная задача - включение результатов (предметов) человеческой культуры в процесс формирования нравственных ценностей эстетической культуры ребенка, уважительного отношения к истории, культуре, традициям и их носителям, то есть людям;
- учебная задача - включение краеведческой и музейной работы в содержание учебного процесса по различным дисциплинам;
- научно-исследовательская задача - формирование у обучающихся навыков исследовательской, поисковой деятельности;
- творческо-досуговая задача - использование краеведческой и музейной работы в качестве одного из направлений в организации культурного досуга школьников (воспитанников);
- презентативная задача - использование результатов краеведческой и музейной работы для презентации достижений учащихся, педагогов и самого образовательного учреждения в целях формирования его имиджа, привлекательности в социуме;
- эстетическая задача - удовлетворение потребностей в приобщении к красоте, изяществу, необычности при ознакомлении учащихся с предметами культуры, имеющимися в музее, что способствует созданию положительного эмоционального фона в образовательном процессе;
- коммуникативная задача - использование данной работы как педагогического средства формирования ученического коллектива в совместной исследовательской, учебной, досуговой деятельности, обеспечения позитивного, толерантного общения учащихся между собой и с взрослыми [4, 45-47].
Данные задачи уместно учитывать при организации и планировании работы школьных музеев. Не являясь музейным учреждением в традиционном смысле, школьный музей, вместе с тем, имеет ряд признаков, как общих для музея, так и специфических для его школьного аналога. Ю. Б. Яхно (2006) относит к ним:
1. Основной признак любого музея, в том числе и школьного, - наличие фонда подлинных материалов, представляющих собой первоисточники сведений об истории общества. Эти предметы и документы составляют основу музея.
2. Каждый музей предполагает наличие экспозиции. Экспозиционные материалы музея должны с достаточной полнотой и глубиной раскрывать содержание избранной темы. Материалы экспозиции выставляются в определенной системе - в соответствии с логикой разделов музея.
3. Музей имеет необходимые помещения и оборудование, обеспечивающие хранение и показ собранных коллекций.
4. Обязательное условие функционирования школьного музея постоянный актив учащихся - Совет музея, способных вести под руководством педагогов систематическую поисковую и исследовательскую работу, участвовать в комплектовании, учете и хранении фондов, в показе и пропаганде собранных материалов.
5. В деятельности музея должны прослеживаться элементы социального партнёрства [6, 234-236].
Только при наличии всех этих признаков можно говорить, что в школе имеется музей.
Специфична и образовательно-воспитательная деятельность школьного музея. Она реализуется через различные формы экспозиционно-выставочной и массово-просветительной работы и ставит своей целью передачу знаний посетителям музея и идейно-нравственное воздействие посредством личного участия в работе музея. Главное отличие образовательно-воспитательного эффекта деятельности школьного музея от музея государственного заключается в том, что ребенок выступает здесь не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный его созда-
тель. Участвуя в поисково-собирательной работе, учащиеся постоянно соприкасаются с историей школы, города независимо от того какую тему они изучают.
Феномен школьного музея, по мнению Ю. Б. Яхно (2006), состоит в том, что его образовательно-воспитательное влияние на детей наиболее эффективно проявляется в процессе их участия в осуществлении различных направлений музейной деятельности [6, 187].
Школьный музей выполняет многообразные социальные функции. Он обладает неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитывать патриотизм и любовь к своему отечеству, к малой Родине.
Участвуя в краеведческих походах и экспедициях, школьники получают физическую закалку, учатся жить в автономных условиях. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, сопоставлять факты и др. Музейно-краеведческая деятельность - это социальный процесс, в котором дети познают важность коллективной деятельности, учатся выбирать и критиковать своих лидеров, аргументировано дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения.
Специфической особенностью школьных музеев является краеведческий характер реализации документирующей функции, т. е. они изучают преимущественно события и явления, связанные с историей и природой родного края. Можно сказать, что краеведение - наука, изучающая развитие природы и общества определенного региона силами жителей. Следовательно, краеведение -это методологический прием познания закономерностей развития природы и общества через специфику своего края.
Специфика школьных музеев заключается в том, что, создаваемые в процессе творчества детей и педагогов, они свободны от жесткого контроля со стороны государственных органов и могут соответствовать какому-то профилю лишь частично, сочетать несколько профилей или изменять профиль по мере развития музея.
Существующая практика музейного дела выявила необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов:
1. Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом.
2. Проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея.
3. Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.
4. Опора музейной деятельности на предметные кружки и факультативы, элективные курсы.
5 Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором создания и жизни музея.
6. Помощь руководителю музея, Совету музея со стороны учительского коллектива, ветеранов педагогического труда.
7. Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда.
8. Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиций, проведении экскурсий, во всей деятельности музея.
9. Строгий учет, правильное хранение и экспонирование собранных материалов.
10. Организация постоянных связей с государственными музеями и архивами, их научно -методическая помощь школьным музеям.
Создать школьный музей, обеспечить выполнение им своих образовательно-воспитательных и памятнико-охранных функций можно лишь при условии достаточно серьезной научной подготовки педагогов и актива школьного музея, глубокого понимания ими целей и методов поиска, собирания, учета, научного описания и использования объектов наследия музейных предметов.
Наиболее специфичной для музея формой научно-просветительной работы является музейная экскурсия, т. е. коллективный осмотр музея посетителями, объединёнными в экскурсионные группы. Экскурсия - одна из основных форм работы школьного музея с учащимися. Она должна удовлетворять запросы посетителей различного возрастного и образовательного уровня, по раз-
личным мотивам, пришедших в музей, имеющих разную степень подготовленности, осматривающих музей организовано, в экскурсионной группе, или индивидуально. Важная роль в этом отношении принадлежит экскурсоводу, который, выступая своеобразным посредником между экспозицией и посетителем, должен строить экскурсию - выбирать экспонаты, применять различные приемы их показа, раскрывать содержание экспозиции с различной степенью детализации и т.д.
В практику просветительной деятельности школьных музеев вошли формы работы, способствующие воспитанию гражданственности. К ним относятся тематические вечера и утренники, клубы встреч с интересными людьми, музейные уроки, торжественные приемы ветеранов и пр.
Таким образом, организация и содержание деятельности школьных музеев с патриотической направленностью должны строиться не только на основе общих подходов и принципов организации музейной работы, но и на основе общенаучных (синергетического, интегративного) и педагогических подходов (аксиологического, личностно-ориентированного, личностно-деятельност-ного).
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бондаревская, Е. В. Концепция личностно ориентированного образования и целостная педагогическая теория // Школа духовности. - 1999. - № 5. - С. 41.
2. Кульневич, С. В. Педагогика личности. От концепций до технологий: учеб. пособие для учителей, классных руководителей, студентов и аспирантов пед. учеб. завед., слушателей ИНК / С. В. Кульневич. - Ростов н/Д.: ТЦ «Учитель», 2001. - 320 с.
3. Нагорский, Н. В. Музей как открытая педагогическая система // Педагогика. - 2005. - № 4. - С. 27-34.
4. Степанов, С. В. Задачи краеведческой и музейной работы в условиях совершенствования содержания образовательного процесса // Краевая научно-исследовательская лаборатория по проблемам формирования современной личности в поликультурной среде: сб. науч. тр. / под ред. В. Н. Гурова, А. Е. Шабалдаса, В. Ф. Вишняковой. - Ставрополь: СКИПКРО, 2004. - Вып. 14. - С. 45-47.
5. Шляхтина, Л. М. Образовательная миссия музея / Л. М. Шляхтина, Е. Н. Мастеница // Произведение искусства в образовательном процессе: мат-лы Междунар. научно-практ. конф. - СПб., 2000. - 350 с.
6. Яхно, Ю. Б. Школьный музей как составляющая открытого образовательного пространства // Школа: день за днем: электронный педагогический альманах. - 2006. - 292 с.
УДК 37.03 ББК 74.20
Е. А. Пальмова
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассматривается содержание понятия «диагностическая культура» с позиций педагога и учащегося, раскрывается ее структура, а также показывается её важность для современного российского образования.
Ключевые слова: диагностический, культура, образование, педагог, учащихся, деятельность, тестирование.
E. A. Palmova
DIAGNOSTIC CULTURE IN THE CONTEXT OF MODERN EDUCATION
Abstract. The article focuses upon the definition of the notion "diagnostic culture" from the point of view of teachers and pupils. The structure of diagnostic culture is described and its importance for the modern Russian education is shown.
Key words: diagnostic, culture, education, a teacher, a pupil, activity, testing.
Одной из самых значимых и противоречивых реформ среднего образования последних лет стало введение единого государственного экзамена для учащихся 11 классов и государственной итоговой аттестации для учащихся 9 классов. Вместе с этими формами аттестации в школы вошло и уже прочно укоренилось ещё одно явление - тестирование и тесты, пережившие в конце 1990-х начале 2000-х гг. второе рождение после их несправедливого запрета в 1930-х годах.
Тесты являются одним из наиболее объективных способов контроля учебных достижений учащихся, позволяющим педагогу охватить при необходимости весь класс за относительно небольшой промежуток времени. Однако при внимательном анализе ситуации тесты порождают ряд