Natural monopoly and the natural oligopoly in the economy and their impact on the general price level Toloknov N. (Russian Federation)
Естественная монополия и естественная олигополия в экономике и их влияние на общий уровень цен Толокнов Н. А. (Российская Федерация)
Толокнов Никита Андреевич / Toloknov Nikita - студент магистратуры, кафедра национальной и региональной экономики, общеэкономический факультет,
Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, г. Москва
Аннотация: в статье анализируются влияние на цены естественных монополий и олигополий. Проводится исследование деятельности федеральных компаний и их роль в национальной экономике страны.
Abstract: the article analyzes the impact on prices of natural monopolies and oligopolies. The research of activities of federal companies and their role in the national economy.
Ключевые слова: олигополии, монополии, цены, анализ, национальная экономика.
Keywords: oligopoly, monopoly, price analysis, the national economy.
В системе экономических отношений выделяют естественные монополии. Традиционно естественная монополия трактуется как рыночная ситуация, характеризующаяся такими условиями производства, которые обеспечивают экономию на масштабах производства, а также технологическую надежность и доступность услуг для потребителей [1, с 143].
Особое значение естественных монополий для экономики страны обуславливается тем, что, как правило, естественные монополии возникают в стратегически важных для государства сферах экономической деятельности. Так, в России это, прежде всего, железнодорожные перевозки, услуги по передаче электроэнергии, транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировка газа и т. п. Таким образом, очевидна зависимость государства от эффективности работы компаний - естественных монополий. Российское законодательство призвано ограничивать монополии, создавая конкурентную среду, предполагающую соперничество между множеством фирм-производителей определенного товара. Но избавиться от данной зависимости, искусственно создав конкуренцию путем принудительного дробления компании невозможно, так как особенностью естественных монополий является прежде всего то, что долгосрочные средние издержки для экономики будут минимальны лишь в том случае, если на рынке функционирует только одна фирма-производитель.
Поскольку такие компании являются единственными представителями подобных услуг или благ, компании вправе самостоятельно устанавливать цены на свою продукцию или услуги, то есть выступать в качестве прайс-мейкера. Также компании вправе полностью контролировать предложение выпускаемых ими благ или услуг и имеют возможность экономить за счет снижения качества производимой продукции и предоставляемых ими услуг, так как другого производителя аналогичной продукции просто не существует [2, с. 270-272]. Подобная ситуация несет в себе ряд угроз как для экономики государства в целом, так и для развития конкурентных отношений в частности.
Поскольку компании - естественные монополисты являются основным элементом российской экономики, их услуги востребованы во всех сферах производства, возникает угроза ценового давления естественных монополий на экономику страны. Необходимо учитывать, что основную долю продукции, производимой в Российской Федерации, составляет продукция с низкой долей добавленной стоимости, то есть с низкой степенью переработки. И в структуре затрат на подобную продукцию затраты на услуги естественных монополий занимают доминирующее место. Таким образом, любое, даже незначительное повышение цен на услуги, предоставляемые естественными монополями, приведет к значительному росту издержек большинства производств, соответственно, и к росту потребительских цен. Также рост цен, к примеру, на электроэнергию или на железнодорожные перевозки, непосредственно оказывает значительное влияние на население.
Наиболее крупными предприятиями в России, содержащими естественно—монопольные виды деятельности, являются федеральные компании: ОАО «Федеральная сетевая компания Единой
энергетической системы» (ОАО «ФСК ЕЭС»), ОАО «Г азпром», ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Акционерная компания по транспорту нефти «Транс нефть» [2, с. 270-272]. Рассмотрим влияние естественной монополии на российскую экономику на примере ОАО «ФСК ЕЭС». Необходимо отметить, что государству принадлежит контрольный пакет акций данной компании, составляющий 64 %. В субъектах Федерации образовано 74 акционерных общества энергетики и электрификации. ЕЭС обеспечивает электроэнергией 98 % потребителей страны [3, с. 12]. Однако более 40 % основного оборудования компании подошли к окончанию срока полезного использования, из-за плохого технического состояния большинство оборудования работает со значительной недогрузкой, что ведет к росту издержек и, соответственно, цен. При сохранении нынешнего положения прогнозируется перспектива обвала производства электроэнергии. Социальные последствия такой ситуации вполне прогнозируемы. Использование затратного метода
регулирования тарифов также не создает стимула к сокращению производственных затрат, так как все затраты энергоснабжающих организаций полностью переносятся на потребителей. Тарифы ОАО «ФСК ЕЭС» растут ежегодно. С 2003 по 2014 год наблюдается рост доли расходов на электроэнергию в структуре потребительских расходов домохозяйств в среднем в 1,5 раза [4]. По состоянию на 2015 год, рост тарифов ОАО «ФСК ЕЭС» на передачу электроэнергии составил 7,5 % [5].
Таким образом, очевидно значительное влияние цен на услуги естественных монополий как на население страны, так и на экономику в целом.
Проводя параллель с естественными монополиями, естественная олигополия представляет собой отрасль, формируемую несколькими компаниями-производителями товаров или услуг. Особенность естественной олигополии заключается также в том, что долгосрочные средние издержки для всего рынка будут значительно ниже при функционировании нескольких, а не множества фирм. Естественные олигополии формируются в основном крупными компаниями, которым крупный размер обеспечивает значительную экономию издержек, что является одновременно существенными преимуществом для них и барьером для других компаний, желающих попасть на рынок в силу необходимого весьма значительного объема инвестиций. Таким образом, естественные олигополии формируются на тех рынках, где старт производства требует значительных первоначальных инвестиций (например, металлургия, автомобилестроение, нефтегазовая отрасль), что обуславливает сложность для входа на рынок новых компаний. Но даже если предположить, что найдутся компании, которые смогут обеспечить выпуск продукции наравне с существующими гигантами, то функционировать в полную силу они бы не смогли, так как емкость рынка ограничена. Чтобы не производить в убыток, компаниям пришлось бы сократить производство, что привело бы к простаиванию техники, относительному росту постоянных затрат и, как следствие, росту совокупных издержек и снижению эффективности производства.
Цены на продукцию, выпускаемую компаниями-олигополистами, как правило, определяются в результате сговора компаний, так как изменение цены или же объема продаж одной фирмой окажет влияние на величину прибыли всех фирм на рынке. Необходимо отметить, что производимые естественными олигополиями товары и услуги, как правило, также относятся к социально значимым и занимают значительную долю в расходах множества российских компаний. К примеру, рост цен на бензин приведет к значительному увеличению расходов на транспорт, что, в свою очередь, приведет к росту совокупных издержек и росту цены готовой продукции.
Также необходимо учитывать, что многие олигополии также активно работают и на внешний рынок. Тогда, при росте цен на продукцию олигополий на мировом рынке, компании увеличат долю продукции, отправляемой на экспорт, сокращая при этом долю на внутреннее потребление, что, соответственно, ведет к значительному росту цен на внутреннем рынке.
В России ярким примером естественной олигополии является нефтяная промышленность. Особенностью нефтяной отрасли в Российской Федерации является наличие вертикально-интегрированных нефтяных компании (ВИНК), которые осуществляют деятельность на всех сегментах рынка от добычи и переработки нефти до реализации нефтепродуктов. На сегодняшнем рынке функционируют несколько общероссийских и региональных компаний: «Лукойл», «Сибнефть», «ТНК», «Татнефть», «Роснефть», «Транснефть», «РиТек», «Башнефть», «Сургутнефтегаз» и некоторые другие, среди которых есть определенные лидеры по объемам. Более 80 % всего объема нефти в России добывается пятью наиболее крупными компаниями (Роснефть, Лукойл, ТНК-ВР, Сургутнефтегаз, Газпром), причем почти вся добытая нефть отправляется на экспорт. Процесс же формирования внутренней цены на нефтепродукты весьма непрозрачен, так как желание производителей работать на экспорт создает дефицит внутри страны. Таким образом, при колоссальных запасах нефти внутри страны цены на нефтепродукты (дизтопливо, бензин) постоянно растут, в частности, за счет налогов, составляющих более 40 %. Так, с 2006 года к 2014 цена на бензин АИ-95 возросла с 9,1 рублей за литр до 32,5 [6].
Таким образом, как и в ситуации с естественными монополиями, цены на товары и услуги, производимые естественными олигополиями, оказывают значительное влияние на общий уровень цен в экономике. Чтобы нивелировать негативный эффект влияния естественных монополий и олигополий как на уровень цен в частности, так и на экономику в целом, государству целесообразно проводить ряд мер, направленных на ужесточение контроля за ними. Среди таких мер можно предложить контроль и проверки подобных организаций, а также на государственном уровне предложить потолок цены на товары и услуги естественных монополий и олигополий, который будет пересматриваться ежегодно.
Литература
1. Экономическая теория: учебник / под общ. ред. В. Ф. Максимовой. — М.: Издательство Юрайт; ИД
Юрайт, 2013. — 582 с. — Серия «Бакалавр. Углубленный курс».
2. Ефимова Е. Г. Экономика. - М.: МГИУ, 2005. — 368 с.
3. Кравчук Д. И. Роль естественных монополий в экономике России / Д. И. Кравчук, В. И. Кравчук //
Молодой ученый. — 2015. — № 2. — С. 270-272.
4. Малинникова Е. В. Естественные монополии в экономике России: проблемы, противоречия и первые
итоги. / Экономический журнал ВШЭ - № 4.
5. Сайт информационного агентства «РосБизнесКонсалтинг» / Сотникова А., Дзядко Т., Рост цен на бензин ускорится в 2015 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rbc.ru/business/02/12/2014/547893d6cbb20f51d0778703.
6. Сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/.
7. Сайт некоммерческого партнерства «Сообщество потребителей энергии» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.np-ace.ru/news/power_industry/609/.