ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 2
ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ УГРОЗ БЕЗОПАСНОМУ РАЗВИТИЮ СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ
НОСАЧЕВ А.В.,
аспирант,
Южный федеральный университет, Северо-Кавказский НИИ экономических и социальных проблем,
e-mail: aleksej-nosachev@yandex.ru
В тексте статьи приведен механизм формирования благоприятной институциональной среды как основы безопасного функционирования и устойчивого развития отечественных субъектов естественных монополий в условиях либерализации энергетических рынков, реструктуризации отраслей функционирования естественных монополий и модернизации инфраструктурного комплекса в процессе его реформирования с учетом ограничений социально-экономического характера.
Ключевые слова: национальная безопасность; естественные монополии; экономическая безопасность; реформирование; модернизация; энергоэффективность.
In article text the mechanism of formation of the favorable institutional environment as bases of safe functioning and a sustainable development of domestic subjects of natural monopolies in the conditions of liberalization of the power markets, re-structurings of branches of functioning of natural monopolies and modernization of an infrastructural complex in the course of its reforming taking into account restrictions of social and economic character is resulted.
Keywords: national safety; natural monopolies; economic safety; reforming; modernization; power efficiency.
Коды классификатора JEL: F52, L12, L43.
Состояние российской экономики предопределило статус обеспечения экономической безопасности естественных монополий как приоритетной сферы деятельности в контексте проведения политики национальной безопасности. Приняты Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. и Энергетическая стратегия России до 2030 г.
Проблема обеспечения экономической безопасности естественных монополий обусловлена, с одной стороны, системообразующей ролью их сетевого хозяйства, пронизывающего и объединяющего всю территорию Российской Федерации — целые отрасли инфраструктуры, которые имеют стратегическое значение для всего общества, что определяет тесную взаимозависимость степени обеспечения экономической безопасности страны и уровня экономической безопасности естественных монополий. С другой стороны, в результате перехода к рыночным
© А.В. Носачев, 2010
принципам хозяйствования в РФ все крупнейшие субъекты естественных монополий России: ОАО «Газпром», реорганизованное РАО «ЕЭС России» (ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «МРСК Холдинг», ОАО «СО ЕЭС»), ОАО «РЖД», ОАО «Транснефть», ОАО «Роснефть», ОАО «АК «Транснефтепродукт» и другие — стали коммерческими организациями, контрольный пакет акций которых принадлежит государству. В рамках обеспечения экономической безопасности образовавшихся коммерческих организаций перед субъектами естественных монополий остро встали вопросы повышения эффективности деятельности их структур, роста капитализации, обеспечения финансовой устойчивости и максимизации прибыли, в первую очередь, с целью поддержания необходимого уровня надежности функционирования своих производственных мощностей и служб инфраструктуры и исполнения инвестиционных программ для обеспечения возможности развития всех отраслей народного хозяйства страны.
Роль региональных структур естественных монополий в организации и поддержании единого экономического пространства, обеспечении бесперебойного энергоснабжения жилищ граждан, производственных объектов предприятий и социально значимых структур сложно переоценить. Особое значение это имеет для обеспечения национальной безопасности России из-за ее большой территории, жесткого климата и наличия богатых месторождений полезных ископаемых, включая энергоресурсы. Расстояния, с одной стороны, не благоприятствуют интеграции страны из-за высоких издержек коммуникации, которые способствуют локализации рынков и, на этой основе, обособлению регионов. С другой стороны, именно естественные монополии могут обеспечить, благодаря более полному использованию экономии на масштабе и снижению издержек коммуникации, компенсацию неблагоприятных условий, создаваемых значительными расстояниями.
Существенное дестабилизирующее влияние на национальную безопасность России в целом, ее экономическую безопасность в частности и, как следствие, экономическую безопасность субъектов естественных монополий оказали кризисные события, начавшиеся в августе 2008 г., последствия которых не преодолены и на текущий момент. Данный этап жизни российского государства был ознаменован войной в Южной Осетии, вызванной агрессией Грузии (не без опосредованного участия заинтересованных в конфликте сил Запада), оттоком иностранного капитала из РФ, началом энергетического конфликта с Украиной при решении вопросов о транспортировке российского газа в Западную Европу, кризисом доверия на рынке межбанковского кредитования в России. Описанный кризисный спад был совмещен во времени с негативными явлениями мирового масштаба: банкротством крупнейших финансовых компаний ипотечного кредитования в США (Fanny Mae, Freddy Mac) с последующим возникновением финансовой неустойчивости крупнейших страховых компаний США, дефицитом ликвидности в странах Западной Европы, что в совокупности привело к крупнейшему за последние десятилетия мировому финансово-экономическому кризису.
Следствием мирового финансового кризиса стало развитие кризиса производства, сопровождаемого снижением сырьевых цен и замедлением темпов роста мировой экономики в 2009— 2011 гг. Сочетание кризисных процессов с высокими темпами роста инфляции может привести к развитию стагфляции, которая наблюдалась в мировой экономике в 80-е гг. Кризисные явления в мировой экономике обусловливают необходимость повышения устойчивости экономики России, ее способности нейтрализовать негативные воздействия мировых рынков.
Механизм обеспечения экономической безопасности страны — это система организационно-экономических и правовых мер по предотвращению экономических угроз. Он включает в себя следующие элементы: объективный и всесторонний мониторинг экономики и общества в целях выявления и прогнозирования внутренних и внешних угроз экономической безопасности; выработку пороговых, предельно допустимых значений социальноэкономических показателей, несоблюдение которых приводит к нестабильности и социальным конфликтам; деятельность государства по выявлению и предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики [8, c. 29].
В рамках диагностики угроз экономической безопасности российских субъектов естественных монополий выявлен ряд ключевых угроз их устойчивому функционированию и стабильному развитию, таких как:
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 2
• Высокая степень физического и морального износа основных фондов [3, с. 345].
• Снижение качества оказываемых субъектами естественных монополий услуг.
• Сокращение и ухудшение сырьевой базы [5, п. 55] с последующим снижением уровня обеспеченности разведанными запасами текущей добычи нефти и газового конденсата [3, с. 403] с соответствующим сокращением объемов их транспортировки.
• Снижение надежности функционирования и живучести систем сетевого хозяйства субъектов естественных монополий с последующими опасностями крупных аварий и перебоев в топливо- и энергоснабжении, в работе инфраструктурных сетей.
• Угроза низкой эффективности использования ресурсов, капитала и труда отечественными субъектами естественных монополий в сопоставлении с уровнем используемых технологий, фондоотдачи и производительности труда в развитых странах.
• Угроза дефицита пропускной способности сетевого хозяйства региональных структур в сфере естественных монополий в зонах динамичного роста и развития экономики.
• Угроза срыва поставок энергоносителей в страны Западной и Восточной Европы из-за политических конфликтов и экономических разногласий с руководителями сопредельных государств и зарубежных субъектов естественных монополий.
• Угроза фокусирования экспортных поставок энергоресурсов на потребителей европейских стран, что увеличивает транзитные риски транспортировки через территории сопредельных государств, повышая зависимость от характера взаимоотношений с Белоруссией и Украиной, и сужает потенциальную возможность охвата азиатских рынков сбыта.
• Низкий уровень материальной обеспеченности граждан, значительный удельный вес населения, живущего за чертой бедности, высокий уровень безработицы в связи с сокращениями из-за несостоятельности и банкротства предприятий, что создает существенную угрозу для субъектов естественных монополий с точки зрения платежеспособности потребителей их услуг — малообеспеченных слоев населения и предприятий, организаций, учреждений — в случае их финансовой неустойчивости.
• Угроза нарушения единого экономического пространства и ослабления его важнейших составляющих — производственно-технологических и транспортных связей — в связи с сепаратистскими устремлениями ряда субъектов Российской Федерации [5, п. 36, 37].
• Угроза проведения террористических актов на энергообъектах, что ставит под удар безопасность функционирования производственных объектов отечественных субъектов естественных монополий.
• Угроза утраты финансовой устойчивости предприятий — субъектов естественных монополий — является существенной с точки зрения риска неисполнения своих обязательств перед организациями и населением по обеспечению стабильного и надежного энергоснабжения, транспортного сообщения, связи и коммуникаций; перед государством в части налоговых поступлений в бюджеты различных уровней, а также исполнения инвестиционных обязательств; перед сотрудниками — по заработной плате; а также перед поставщиками, подрядчиками, акционерами и кредиторами по соответствующим обязательствам.
Устойчивость региональных структур в сфере естественных монополий характеризует прочность и надежность их элементов, вертикальных, горизонтальных и других связей внутри региона, способность выдерживать внутренние и внешние «нагрузки», которые препятствуют нормальному функционированию различных элементов системы, приводят к формированию негативных разрушительных тенденций в области экономической безопасности.
Комплексный подход к исследуемой проблеме позволил структурировать механизм формирования благоприятной институциональной среды как основы безопасного функционирования и устойчивого развития субъектов естественных монополий следующими путями:
1) Модернизация — обновление используемых в отрасли технологий производства, передачи, реализации, проведения расчетов и внедрение передовых решений в бизнес-процессы в целях снижения угроз надежному и бесперебойному режиму функционирования субъектов естественных монополий, а также повышения эффективности деятельности отраслей народного хозяйства.
Модернизация транспортной и энергетической инфраструктуры в России может завершиться только к 2015 г. и будет сопровождаться значительным ростом тарифов на услуги естественных монополий.
Рост конкурентоспособности экономики и ее адаптация к прогнозируемым тарифам возможны только в условиях интенсивного энергосбережения [6].
Энергоемкость валового внутреннего продукта в 2020 г. должна составить 59-60% от уровня 2007 г. Газоемкость экономики снизится к 2020 г. на 40-45%, а к 2030 г. — еще на 35% [1]. Нефтеемкость экономики по объему ее добычи на рубль валового внутреннего продукта будет снижаться более быстрыми темпами, чем нефтеемкость по внутреннему потреблению на рубль валового внутреннего продукта, что будет свидетельствовать о переориентации экспорта сырой нефти на переработку внутри страны (переход от экспорта первичных сырьевых и энергетических ресурсов к экспорту продукции их глубокой переработки).
Диверсификация экономики приведет к снижению энергоемкости за счет структурного маневра. Рост цен и тарифов на услуги естественных монополий будет являться стимулирующим импульсом для интенсификации процессов энергосбережения (рис. 1).
Рис. 1. Потенциал повышения энергоэффективности экономики России [15]
Потенциал энергосбережения оценивается в размере от 360 до 430 млн тонн условного топлива, из которых 65% может быть обеспечено за счет энергосбережения в промышленности, включая топливно-энергетический комплекс, 25% — в жилищно-коммунальном хозяйстве. Наибольшие ресурсы для сокращения потребления котельно-печного топлива есть в энергетике и обрабатывающей промышленности, моторного топлива — в транспорте.
Таким образом, модернизация естественных монополий является основополагающим элементом перехода экономики России от сырьевой модели к инновационному пути развития. Однако данный процесс требует многомиллиардных инвестиций, которые в значительной степени, будут привлекаться путем включения затрат капитального характера в тарифы (в частности, путем применения метода ИАВ-регулирования — доходности инвестированного капитала) на услуги естественных монополий и будут сопряжены с отказом от перекрестного субсидирования, что возможно только после детальной проработки механизма субсидирования дотационных отраслей (сельское хозяйство, животноводство и др.) и адресных дотаций лицам, относящимся к малоимущим слоям населения.
2) Реструктуризация — преобразование организационных структур субъектов естественных монополий и структурно-организационных связей между внутриотраслевыми субъектами естественных монополий, а также межотраслевых взаимосвязей.
2.1. Снижение уровня монополизации деятельности, разделение естественно-монопольных и потенциально конкурентных секторов путем дифференциации на сетевые, транспортные, генерирующие, энергоснабжающие и сервисные компании из состава вертикально интегрированных структур.
2.2. Изменение структуры поставок энергоресурсов крупнейшим мировым потребителям путем расширения географической и продуктовой диверсификация энергетического
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 2
экспорта (расширение и диверсификация экспорта углеводородов на европейский и азиатский рынки с увеличением в экспорте доли продукции с высокой степенью переработки).
2.3. В области газовой и нефтяной промышленности — развитие магистральных нефтепроводов, газотранспортной системы и производства сжиженного природного газа. Увеличение доли продукции с высокой добавленной стоимостью в производстве и экспорте нефтегазового комплекса, а также увеличение полезного использования попутного газа.
2.4. В части железных дорог и транспортных терминалов — формирование конкурентоспособной транспортной инфраструктуры, интеграция России в глобальную транспортную систему и реализация транзитного потенциала российской экономики. Сокращение доли протяженности участков железнодорожных линий, на которых имеется ограничение пропускной и провозной способности; переориентация значительной части торговых потоков между Европой и Азией на российские транзитные маршруты путем повышения конкурентоспособности и привлекательности транспортных коридоров России.
2.5. В сфере электроэнергетики — выделение и создание оптовых генерирующих и территориальных генерирующих компаний, консолидация объектов единой национальной электрической сети и системы оперативно-диспетчерского управления.
3) Регулирование — определение государством основных условий функционирования естественных монополий, а также механизмов контроля исполнения заданных условий [7, с. 150].
В рамках экономического регулирования деятельности субъектов естественных монополий обеспечивается энергетическая безопасность страны, определяется эффективный уровень тарифов на товары (услуги), производимые регулируемыми субъектами, устанавливаются минимально допустимые стандарты качества обслуживания потребителей, осуществляется контроль за соблюдением принятых тарифных решений и стандартов качества, обеспечивается недискриминационный доступ к услугам инфраструктурных организаций.
3.1. Развитие конкуренции в целях сдерживания роста цен на рынках нефтепродуктов путем расширения практики использования механизмов биржевой торговли, повышения эффективности противодействия картельным соглашениям, распространения практики заключения долгосрочных договоров на поставку товаров.
3.2. Осуществление Федеральной службой по тарифам и органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов контроля за реализацией инвестиционных программ субъектами естественных монополий.
3.3. Обеспечение государственной поддержки развития и окончательного формирования к 2012 г. института операторов коммерческого учета электрической и тепловой энергии. Развитие автоматизированных систем коммерческого учета электрической и тепловой энергии розничного рынка.
3.4. Формирование дополнительных стимулов к инновационному развитию путем введения в отношении субъектов естественных монополий требований по разработке и принятию программ инновационного развития, определения требований по переходу субъектов естественных монополий к применению передовых технологий, определяющих более высокий уровень технологического вклада в повышение энергоэффективности [1].
3.5. Регулирование тарифов на электроэнергию для населения до 2014 г. с планомерной ликвидацией перекрестного субсидирования между населением и прочими потребителями с усилением адресной защиты малоимущих групп населения.
3.6. Ликвидация к 2012 г. за счет государственной поддержки безучетного пользования энергоресурсами путем оснащения приборами учета расхода энергии потребителей розничного рынка, в первую очередь, бытовых потребителей [11].
3.7. В регулируемых секторах электроэнергетики с 2010 г. (в распределительных сетевых компаниях с 2009 г., в магистральных — с 2010 г.) — переход к установлению долгосрочных тарифов (не менее 5 лет) методом доходности инвестированного капитала (RAB).
RAB (Regulatory Asset Base — регулируемая база задействованного капитала) — новая система тарифного регулирования в электросетях, которая стимулирует инвестиции в сектор, позволяя инвесторам вернуть вложения с определенной доходностью. До настоящего времени при регулировании тарифов в электроэнергетике применялся метод экономически обоснованных затрат, который не стимулирует компании к снижению издержек и инвестированию средств в развитие. RAB-метод обеспечивает возврат инвестированного капитала и доход на него на уровне, сопоставимом с уровнем дохода в других отраслях экономики, и направлен на стимулирование частных инвестиций. Уровень тарифа будет увязан с качеством оказываемых услуг.
Помимо электроэнергетики и теплоснабжения метод доходности инвестированного капитала будет применяться и в других инфраструктурных отраслях, включая коммунальное хозяйство.
4) Либерализация — расширение свободы экономических действий хозяйствующих субъектов, создание конкурентной рыночной среды, переход от жесткого государственного регулирования тарифов к рыночному ценообразованию (рис. 2).
Рис. 2. Прирост цен и тарифов, в %, (2007 г. = 100%) [2]
4.1. Либерализация оптового рынка электроэнергии путем:
а) формирования и развития сектора свободной торговли — нерегулируемые цены
рассчитываются исходя из ценовых заявок покупателей и продавцов;
б) поэтапной либерализации оптового рынка электроэнергии и мощности с доведением в 2011 г. доли электроэнергии и мощности, продаваемых по свободным ценам, до 100%, за исключением поставок населению и поставок электрической энергии и мощности в необъединенные ценовые зоны оптового рынка электрической энергии (мощности) территории (Республика Коми, Дальний Восток, Архангельская область, Калининградская область).
4.2. Либерализация розничного рынка электроэнергии путем:
а) продажи контрольных пакетов энергоснабжающих организаций частным инвесторам, а также создания новых частных сбытовых компаний;
б) постепенного дерегулирования розничных цен на электроэнергию с полной либерализацией к 2014 г. цен, в том числе и для населения, путем устранения перекрестного субсидирования между территориями и группами потребителей электроэнергии.
4.3. Либерализация тарифов в конкурентных сегментах рынка железнодорожных транспортных услуг, в том числе в сфере предоставления подвижного состава под перевозку, при условии государственного регулирования тарифов в естественно-монопольных
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 2
и потенциально-конкурентных сегментах рынка. Рост тарифов на железнодорожные перевозки в основном будет определяться ростом эксплуатационных затрат (пассажирские и грузовые перевозки) и включением инвестиционной составляющей в тарифы на перевозки грузов.
4.4. Переход с 2011 г. на новую модель регулирования цен на газ путем их формирования по принципу обеспечения равной доходности поставок газа на внутренний и внешний рынки. По имеющимся оценкам, вследствие ликвидации перекрестного субсидирования на оптовом рынке газа между населением и прочими потребителями, цены для всех категорий потребителей выравняются в 2015 г.
В результате существенного роста цен следует ожидать возникновения серьезных рисков по инфляции. Это, в свою очередь, создаст нагрузку на монетарную политику Центрального Банка. С другой стороны, это — существенный вызов конкурентоспособности российских производителей. Осуществляемые дерегулирование и либерализация энергетических рынков формируют экономическую мотивацию реализации потребителями мер по энергосбережению. За период до 2015 г. энергоемкость российских предприятий должна снизиться более чем на 14%. Если этого не добиться, то невозможно будет достичь существенных темпов роста экономики России.
Представленное структурирование существенно проясняет возможности использования механизма формирования благоприятной институциональной среды как основы безопасного функционирования и устойчивого развития отечественных субъектов естественных монополий в условиях либерализации энергетических рынков, реструктуризации отраслей функционирования естественных монополий и модернизации инфраструктурного комплекса в процессе его реформирования с учетом ограничений социально-экономического характера.
ЛИТЕРАТУРА
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008. № 1662-р.
2. Прогноз социально-экономического развития РФ на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 гг. (сентябрь 2010 г.) // http://www.economy.gov.ru.
3. Российский статистический ежегодник. 2010. М.: Стат. сб.; Росстат, 2010.
4. Самсонов В.С., Вяткин М.А. Экономика предприятий энергетического комплекса. 2-е изд. М.: Высш. шк., 2003.
5. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537.
6. Федеральный закон от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической
эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (в ред. от 27.07.2010г. №237-ФЗ).
7. Экономика и управление в современной электроэнергетике России / Под ред. А.Б. Чубайса. М.: НП «КОНЦ ЕЭС», 2009.
8. Экономическая безопасность: Производство, финансы, банки / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: ЗАО «Финстатинформ», 1998.
9. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2005.
10. Экономическая и национальная безопасность: Учебник / Под ред. Е.А. Олейникова. М.: Экзамен, 2005.
11. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 13.11.2009. № 1715-р.
12. BP Statistical Review of World Energy 2008. London: Paufflay, 2008.
13. OPEC Oil Outlook to 2030, OPEC Review Paper. - 12th International Energy Forum Cancun, Mexico, 2009 // http://www.opec.org.
14. Report on progress in creating the internal gas and electricity market, Commission of the European Communities, 2009 // http://www.energy.eu.
15. World Bank Group // http://www.worldbank.org.