_ 42 (180) - 2013
Аналитический обзор
параметры инфляции. цены производителей. цены и тарифы на продукцию (услуги)
компаний инфраструктурного сектора на 2014 г. и на плановый период
2015 и 2016 гг.*
Прогноз параметров инфляции. Динамика инфляции в 2013 г. была очень сильно подвержена эффекту базы, связанному с плохим урожаем 2012 г. и ростом цен на продовольственные товары во втором полугодии 2012 г. и первом полугодии 2013 г., а также с переходом в 2012 г. на новый график повышения регулируемых тарифов на коммунальные услуги и переносом индексации с начала года на июль, что добавило в инфляцию первого полугодия 2013 г. 0,8 п.п. В результате этого эффекта темп роста потребительских цен увеличился до 7,4 % к маю 2013 г., после чего начал постепенно снижаться. К августу инфляция снизилась до 6,5 %, а к концу года не превысит 6 %. В среднем за год к предыдущему году инфляция составит 6,7 %, что укладывается в рамки прогноза на текущий год.
За таким замедлением инфляции, прежде всего, стоит динамика цен на продовольствие. Рост цен на продовольственные товары будет достаточно умеренным за счет снижения мировых цен на зерно урожая 2013 г. более чем на 20 %, которые являются ориентиром для внутренних цен. Снижение цен на зерно и другую продукцию растениеводства относительно цен на товары урожая 2012 г. будут амортизировать усиление роста цен на импортируемое продовольствие (мясо, продукты из молока) в
* Публикуется по данным Министерства экономического развития Российской Федерации «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». URL: http://www. economy. gov. ru/mmec/activity/sections/macro/prognoz/doc20130924_5.
сентябре - ноябре из-за ослабления рубля в июне -июле. Повышение тарифов инфраструктурных отраслей на услуги для населения осуществлено в июле, и до конца 2013 г. не предусматривается, в отличие от двухступенчатого повышения в 2012 г., что также внесет свой вклад в затухание инфляции в оставшийся период текущего года (табл. 1).
Влияние факторов, действующих со стороны инфляции издержек, во втором полугодии 2013 г. находится в прогнозируемых значениях. Рост цен на бензин в 2013 г. несколько ускорился на фоне роста мировых цен на нефтяные товары и ослабления курса рубля в середине года. В последние два - три месяца года рост цен на бензин должен приостановиться за счет увеличения экспортных пошлин в результате роста мировых цен на нефть в июле - августе, а также по мере сезонного снижения спроса на фоне прогнозируемой стабилизации рубля.
В 2014 г. при прогнозируемом снижении мировых цен на нефть роста цен на бензин и ГСМ не ожидается.
Хороший урожай 2013 г. будет сдерживать продовольственные цены и в первом полугодии 2014 г. Также не ожидается повышения мировых цен на зерно урожая 2014 г. и другие виды продовольствия. Поэтому на фоне прогнозируемой стабилизации обменного курса рубля динамика цен на продовольственные товары будет более умеренной, чем в 2013 г.
В целях сдерживания инфляции, поддержания спроса населения на товары и стимулирования отечественного производства в 2014-2016 гг.
Таблица 1
Структура роста потребительских цен на прогнозный период (прирост цен к соответствующему периоду предыдущего года) %
Показатель Декабрь 2012 Оценка Прогноз
Июнь 2013 Декабрь 2013 Июнь 2014 Декабрь 2014 Декабрь 2015 Декабрь 2016
Инфляция (ИПЦ) 6,6 6,9 6 6,0 4,8 4-5 4-5
Продовольственные товары, всего 7,5 8,0 6,4 6,4 4,8 4,6 4,3
Из них:
- без учета плодоовощной продукции 7,1 7,9 6,2 6,0 4,8 4,6 4,4
- социально значимые продукты 6,2 4,5 4,7 3 6,2 - -
Непродовольственные товары, всего 5,2 5,0 4,5 5,3 4,6 4,4 3,8
Непродовольственные товары с исключением бензина 5,1 4,9 4,5 5,4 4,9 4,6 3,9
Платные услуги населению, всего 7,3 8,1 7,6 6,5 5,3 6,0 5,6
Из них:
- услуги организаций ЖКХ 9,6 10,1 9,4 9,2 5,3 6,2 5,4
- прочие услуги 6,2 7,1 6,8 5,3 5,3 5,9 5,6
Базовая инфляция (БИПЦ) 5,8 5,8 5,6 5,7 5,0 4,8 4,4
Денежная масса М2, прирост 11,9 15,1 12-14 12-14 11-12
Обменный курс рубля -2,3 -1,9 7,8 3,5 1,6 2,9 1,5
ужесточается тарифная политика на товары (услуги) организаций инфраструктурных отраслей по сравнению с параметрами сценарных условий на данный период.
В 2014 г. предлагается заморозить регулируемые цены (тарифы) на товары (услуги) организаций инфраструктурных отраслей для всех категорий потребителей кроме населения. Рост регулируемых тарифов на отпущенные товары (услуги) для населения предлагается ограничить с понижающим коэффициентом 0,7 к уровню инфляции за предшествующий год.
Эта мера приведет к замедлению роста тарифов на услуги организаций ЖКХ, являющихся крупным потребителем энергоносителей. За счет данного фактора также будет ниже рост регулируемых тарифов пассажирского электрифицированного транспорта и других услуг. В результате вклад регулируемых тарифов на услуги населению в инфляцию понизится на 0,3 п.п. против 2013 г. и на 0,5 п.п. против сценарных условий, что позволит уменьшить потребительскую инфляцию до 4,8-4,9 % в 2014 г. против 6 % в 2013 г. и 5 % в рамках сценарных условий.
Замораживание цен на газ для промышленных потребителей на уровне 2013 г., а также снижение темпов роста цен на электроэнергию будут способствовать более умеренной динамике затрат и цен на социально значимые товары энергоемких производств (сахар, хлеб, яйца, мясо птицы и др.), что положительно скажется на уровне жизни населения, особенно с низким уровнем доходов.
В 2015-2016 гг. инфляция будет находиться в рамках 4-5 %. Основные инфляционные риски будут связаны с ослаблением обменного курса рубля и возможным возобновлением роста мировых цен на продовольствие. При этом рост цен (тарифов) на товары (услуги) организаций инфраструктурных отраслей в указанный период для всех категорий потребителей кроме населения будет ограничен уровнем инфляции предыдущего года, а рост цен (тарифов) для населения, как и в 2014 г., - 0,7 от уровня инфляции за предыдущей год.
О росте цен в реальном секторе в 2014-2016гг Динамика цен производителей в промышленности, сельском хозяйстве в прогнозный период в основном будет определяться конъюнктурой и динамикой мировых цен с поправкой на обмененный курс рубля (табл. 2).
Спрос покупателей будет существенно влиять на динамику цен в инвестиционном секторе, в том числе на используемые материальные ресурсы, прежде всего для видов деятельности, характеризующихся слабой конкуренцией импорта (строительные материалы, металлопродукция и др.).
В капитальном строительстве после усиления роста цен в 2010-2011 гг. с 2012 г. рост замедлился на фоне снижения инвестиционной активности и замедления инфляции. В 2013-2014 гг. эта тенденция сохранится на фоне низкого роста спроса. В 2015-2016 гг. темпы роста цен стабилизируются на фоне восстановления инвестиционной активности,
Таблица 2
Прогноз динамики цен в основных секторах экономики в 2014-2016 гг. (прирост цен), %
Показатель Период 2010 2011 2012 2013 - Прогноз
оценка 2014 2015 2016
Промышленность на внутрен- Декабрь к декабрю преды- 16,7 12,1 3,9 3,8 5,8 3,7 4,5
нем рынке - ИЦП дущего года
Год к предыдущему году 12,2 17,8 4,3 3,7 5,2 5,3 4,1
Товары, торгуемые на внешних Год к предыдущему году 22,4 26,9 9,2 0,8 4,2 2,9 2,8
рынках
Товары, потребляемые пре- Год к предыдущему году 6,1 11,3 3,4 3,8 4,3 5,0 4,9
имущественно внутри страны (кроме энергетики)
Промышленность (дефлятор) Год к предыдущему году 14,5 16,7 5,4 5,3 4,1 3,8 4
Сельское хозяйство (дефлятор) Год к предыдущему году 15,9 2,5 8,6* 2,7 5,1 5,7 4,2
Капитальное строительство (дефлятор) Год к предыдущему году 8,3 8,7 6,8 6,0 5,2 5,1 5,1
Справочно
Индекс потребительских цен (ИПЦ) Год к предыдущему году 6,9 8,4 5,1 6,7 5,6 4,7 4,7
при этом сдерживающее влияние окажет прогнозируемое снижение уровня инфляции.
В промышленности в прогнозный период рост цен будет отставать от потребительской инфляции.
На сырьевые товары, торгуемые на внешних рынках (нефтяной сектор, цветная металлургия, химическое производство, черные металлы и сырье для их производства, целлюлозно-бумажная промышленность и др.), доля которых в промышленном производстве составляет свыше трети, внутренние цены формируются по принципу равнодоходности с поставками на экспорт. В прогнозный период рост цен будет весьма умеренным на фоне слабой динамики роста мировых цен.
На 2014 г. прогнозируется снижение мировых цен на нефть и нефтепродукты, что скажется на низкой динамике внутренних цен в условиях прогнозируемой умеренной динамики ослабления курса рубля.
В 2015-2016 гг. ожидается, что мировые и внутренние цены на нефть стабилизируются. Мировые цены на металлы начнут повышаться, что приведет к возобновлению роста внутренних цен.
В химической промышленности, в значительной мере ориентированной на внешний спрос, динамика внутренних цен будет близкой к прогнозируемой динамике роста цен на мировых рынках в 2014 г. и в последующие годы.
На уголь энергетический в условиях рынка олигополии динамика цен производителей находится в зависимости от мировой конъюнктуры на углеводороды, поскольку угольная генерация не может работать на газе. В связи с этим стабилизация цен
на газ в 2014 г. практически не окажет влияния на динамику цен на уголь, однако в условиях снижения цен на углеводороды в 2014 г. цены производителей угля не должны повышаться. Вместе с тем за счет снижения транспортной составляющей угольная отрасль получит значительный рост прибыли.
Таким образом, снижение роста издержек на приобретение товаров (услуг) организаций инфраструктурного сектора в 2014-2016 гг. практически не скажется на динамике цен сырьевых товаров, несмотря на то, что они являются основными потребителями энергоносителей и услуг железнодорожного транспорта. При этом увеличение рентабельности и прибыли повысит эффективность экспорта и будет благоприятно отражаться на динамике производства в данных видах деятельности.
На товары, производимые для внутреннего рынка (составляют в выпуске промышленности почти половину), динамика цен в прогнозный период в основном будет определяться внутренним спросом и уровнем конкуренции. Влияние издержек будет сказываться на ценах социально значимых товаров, на которые спрос низко эластичен по цене. Замораживание тарифов на товары и услуги организаций инфраструктурного сектора окажет весьма незначительное влияние на динамику цен, однако позволит несколько улучшить финансовое положение потребителей.
В сельском хозяйстве основное влияние на динамику внутренних цен оказывают цены мирового рынка на зерно и продовольствие.
На основные товары растениеводства, ориентированные на экспорт, динамику цен будут опреде-
лять мировые цены на зерно, масличные культуры, сахар. В животноводстве динамика внутренних цен в основном зависит от цен импорта, в связи с этим снижение издержек на энергоносители на динамике цен практически не скажется, однако может привести к повышению конкурентоспособности и росту производства отечественной продукции.
Выпадающие доходы субъектов естественных монополий в результате замораживания регулируемых цен (тарифов) в 2014 г. и до середины 2015 г. на уровне цен второго полугодия 2013 г. будут перераспределены между отраслями - основными потребителями данных товаров и услуг на протяжении всего прогнозного периода 2014-2016 гг.
По оценке, экономия издержек в 2014-2015 гг. ежегодно будет увеличивать прибыль промышленных потребителей на 3-4,5 п.п. В 2016 г. эффект понизится до 0,7 п.п. В целом в экономике прибыль потребителей возрастет на 2-3 п.п. в 2014-2015 гг. и на 0,7-1 п.п. в 2016 г.
Основной выигрыш от замораживания тарифов в 2014 г. получат производители сырья, в первую очередь экспортно ориентированные отрасли (нефтяной комплекс, угольная, металлургическая отрасли), а также производители строительных материалов в основном за счет сокращения транспортировки производимых ими товаров.
От снижения цен на газ основной эффект помимо электроэнергетики получит незначительное число производств, использующих газ в качестве сырья - производители удобрений, отдельные производства черных металлов, ориентированные на экспорт. Некоторый выигрыш также получат производители цемента, сахарная промышленность. В теплоэнергетике снижение цен на газ относительно других сценариев позволит уменьшить газовую составляющую (25 % в затратах), однако не компенсирует выпадающих доходов от нулевой индексации тарифов на тепловую энергию.
Что касается цен на электроэнергию, то эффект от их более низкой динамики получат потребители всех секторов экономики. Наибольший эффект - в металлургическом комплексе, торговле, нефтяном комплексе и в организациях ЖКХ.
При реализации варианта, предусматривающего ограничение роста тарифов для населения по сравнению со сценарными условиями, экономия затрат на оплату за газо- и электроснабжение, тепла и других коммунальных услуг также будет у населения.
Прогноз роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) инфраструктурных компаний и тарифов организаций ЖКХ в 2014-2016 гг.
Базовый сценарий прогноза основывается на переносе в 2014 г. индексации тарифов для всех категорий потребителей кроме населения на газ (оптовые цены), услуг сетевых организаций в электроэнергетике, на железнодорожную перевозку грузов в регулируемом секторе. В 2015-2016 гг. предусмотрена индексация этих тарифов на уровень прошлогоднего роста потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года).
Индексация тарифов в среднем по Российской Федерации на отпущенные для населения в 2014-2016 гг. газ, электроэнергию, а также тарифов для всех категорий потребителей на тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение определена по уровню прошлогоднего роста потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года) с применением понижающего коэффициента 0,7. В соответствии с прогнозируемой инфляцией в 2014 г. размер индексации составит 4,2 %, в 2015 и 2016 гг. планируется индексация указанных тарифов в размере 3,3 и 3,4 % соответственно.
Ограничение роста тарифов на услуги и товары инфраструктурных компаний как в монопольном, так и конкурентном сегментах рынков является важным условием стимулирования диверсификации экономики. Перенос повышения тарифов для потребителей кроме населения с 2014 г. на
2015 г. и ограничение их повышения в дальнейшем уровнем прошлогодней инфляции будет сдерживать рост издержек и перераспределит доходы от инфраструктурных секторов экономики в пользу энергоемких промышленных отраслей. Также от снижения размера индексации получит выигрыш население. В условиях слабого роста внутреннего спроса и стагнации мировых рынков это поддержит компании обрабатывающих отраслей и повысит их конкурентоспособность.
Ограничение роста тарифов на услуги и товары инфраструктурного сектора позволит понизить размер повышения тарифов на услуги организаций ЖКХ в 2014 г. (за годовой период) до 5-5,5 % против 10-11 %, прогнозируемых в рамках сценарных условий, в 2015 г. - до 6-6,5 % против 9-10 % и в
2016 г. - до 5-5,5 %. При прочих равных условиях это приведет к снижению потребительской инфля-
ции и поддержит рост реальных доходов населения. Ослабление инфляции может также способствовать смягчению денежной политики и удешевлению кредита, что является важным фактором поддержания экономической активности.
Вместе с тем реализация данного сценария приведет к некоторому ухудшению финансового положения организаций инфраструктурных отраслей на период 2014-2016 гг. (табл. 3). Возникает риск сокращения инвестиционных программ и понижения спроса на инвестиционные товары с их стороны, что может негативно сказаться на темпах роста в обслуживающих отраслях, в основном работающих для нужд внутреннего рынка - промышленности строительных материалов, отдельных производств машиностроения, черной металлургии (трубной отрасли). Перенос сро-
ков установления тарифов потребует корректировки долгосрочных программ развития и инвестиционных программ регулируемых организаций.
Правительством Российской Федерации разрабатывается комплекс мер по оптимизации операционных расходов субъектов естественных монополий и снижению стоимости товаров, работ и услуг, предоставляемых их контрагентами, а также стоимости инвестиционных программ субъектов естественных монополий при сохранении их физических параметров, в частности с использованием механизмов публичного независимого технологического и ценового аудита. Кроме того, будут внедрены механизмы общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий с участием потребителей.
Таблица 3
Прогноз роста цен (тарифов) субъектов естественных монополий (в среднем за год к предыдущему году), %
Показатель 2012 г. 2013 г. - оценка Прогноз
2014 г. 2015 г. 2016 г.
Электрическая энергия
Рост цен (цен оптового рынка и регулируемых тарифов) для всех потребителей 98,7*1 101*2 110-111,5 107,3 105,9 106,2
Рост цен (цен оптового рынка и регулируемых тарифов) для потребителей, исключая население 98,3*х 101*2 111-112 107,2 106,3 106,7
Рост цен на электроэнергию на оптовом рынке 108,5*2 111-111,5 108,5 108,3 108,5
Рост регулируемых тарифов для сетевых организаций Индексация с июля 102,6 109 10 104,5 0 102,5 4,8 104,8 4,9
Рост регулируемых тарифов для населения Индексация с июля*3 103*1 102,9*2 6 109,3-109,6 12-13 108,1 4,2 103,7 3,3 103,4 3,4
Газ природный (оптовые цены)
Регулируемые цены для всех потребителей 107,5 115 108 102,4 104,6
Регулируемые цены для потребителей, кроме населения Индексация с июля 107,1 15 % 115 15 % 107,6 0 % 102,2 4,8 104,9 4,9
Регулируемые цены для населения Индексация с июля 110,4 15 115 15 110,2 4,2 103,8 3,3 103,3 3,4
Тепловая энергия
Регулируемые тарифы Индексация с июля 106,1*4 104,5*1 110,6*5 112,7*4 10 107,4*5 107,1*4 4,2 103,7 3,3 103,4 3,4
Железнодорожные перевозки
Тарифы на перевозки грузов в регулируемом секторе Индексация с января 106 6 107 7 100 0 104,8 4,8 104,9 4,9
Пассажирские перевозки в регулируемом секторе Индексация с января 110 10 120 20 104,2 4,2 103,3 3,3 103,4 3,4
* По данным отчетов Росстата об ежемесячной динамике цен (при линейной оплате).
*2 Данные ФСТ России.
*3 В пределах социальной нормы с 2014 г.
*4 С учетом динамики тарифов в 2011г., введения в IV квартале 2012 г. оплаты за тепловую энергию по показаниям приборов учета и механизмов сглаживания.
*5 С учетом ежемесячной динамики отпуска и введением оплаты по показаниям счетчиков.
Дополнительный инвестиционный ресурс, необходимый для снятия ограничений экономического роста, может быть представлен из средств бюджета, Фонда национального благосостояния и средств пенсионных накоплений.
Перенос сроков индексации тарифов на 2015 г. потребует корректировки нормативно-правовой и законодательной базы, а также уточнения планов территориального развития, корректировки долгосрочных программ развития и инвестиционных программ регулируемых организаций.
Следует отметить, что необходимость учета решений по судебным, досудебным спорам и рассмотрению разногласий по вопросам тарифного регулирования может привести к некоторому росту тарифов по отдельным регулируемым организациям по сравнению с уровнем 2013 г.
Цены на газ. В целях сдерживания роста цен на электроэнергию, являющегося основным каналом трансляции роста цен на газ, предлагается следующая динамика оптовых цен на газ для всех категорий потребителей за исключением населения:
- в 2014 г. - сохранение цен на уровне второго
полугодия 2013 г.;
- в июле 2015 г. - рост на 4,8 %;
- в июле 2016 г. - рост на 4,9 %
В соответствии со сценарными условиями, одобренными Правительством Российской Федерации в апреле текущего года, предполагалась ежегодная индексация оптовых цен на газ для всех категорий потребителей кроме населения в июле 2014 и 2015 гг. на 15 и 14 % соответственно, в 2016 г. -на 5 %, для населения - по 15 % ежегодно.
Оптовые цены на газ для населения с учетом необходимости сокращения перекрестного субсидирования между населением и другими категориями потребителей предполагается индексировать в июле 2014 г. на 4,2 %, в 2015 г. - на 3,3 %, в 2016 г. - на 3,4 %.
При такой индексации среднегодовой рост оптовых цен на газ составит: в 2014 г. для всех категорий потребителей кроме населения - 107,6 %, в 2015 г. - 102,2 %, в 2016 г. - 104,9 %. Для населения -10,2, 3,8 и 3,3 % соответственно.
Пересмотр графика индексации цены на газ. Отмена индексации регулируемых цен на газ для всех категорий потребителей кроме населения и ограничение индексации для населения в 2014 г. и понижение размера индексации для всех категорий потребителей в 2015-2016 гг. приведет к сокращению прибыли выручки ОАО «Газпром» на внутреннем рынке за
2014-2016 гг. примерно на 590-600 млрд руб. по сравнению с вариантом сценарных условий (табл. 4).
В соответствии с действующим налоговым кодексом ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на газ была определена исходя из индексации внутренних цен на газ на 15 % в год. В условиях изменения индексации цен предлагается с 2014 г. скорректировать ставку НДПИ в соответствии с новыми параметрами индексации. При этом недополученные доходы бюджета составят 27 млрд руб. в 2014 г. и 58 млрд руб. в 2015 г.
Для ОАО «Газпром» негативный эффект сокращения выручки может быть компенсирован оптимизацией затрат, в том числе путем повышения производительности труда. В 2006-2012 гг. среднегодовой темп прироста выручки от поставок газа на внутренний рынок и экспорта составил 12,1 % (на внутренний рынок - 13 %), при этом среднегодовой темп роста коммерческих и управленческих расходов составил 14,5 %.
В то же время среднегодовой темп прироста объемов добычи за указанный период составил -2,2 % (с 556 млрд м3 в 2006 г. до 487 млрд м3 в 2012 г.). На 2012 г. был запланирован рост производительности труда на 3,2 %, по факту - снижение на 8,9 % по сравнению с уровнем 2011 г., что стало следствием сокращения объема реализованной продукции и проведенной товаро-транспортной работы, а также увеличения численности персонала.
Доля поставок газа на внутренний рынок в выручке ОАО «Газпром» от поставок газа составляет около 32 %. В условиях корректировки цен на газ рентабельность внутреннего рынка ОАО «Газпром» может снизиться с 8,1 % в 2014 г. до 3,6 % в 2016 г.
С апреля 2011 г. по сентябрь 2013 г. капитализация ОАО «Газпром» снизилась на 44,7 % и в настоящее время составляет около 100 млрд долл. При этом большинство экспертов в качестве основных драйверов снижения капитализации ОАО «Газпром» отмечают изменение внешней конъюнктуры (большую часть выручки компания получает на внешних рынках), а также завышенную стоимость
Таблица 4 Выпадающие доходы и сокращение инвестиционной программы ОАО «Газпром»
в 2014-2016 гг., млрд руб.
Показатель 2014 2015 2016
Сокращение выручки ОАО Газпром» -67 -205 -317
Предполагаемое сокращение инвестиционной программы -33 -100 -178
инвестиционной программы ОАО «Газпром». Таким образом, в случае оптимизации инвестиционной программы в части снижения стоимости мероприятий реализация сценария «замораживания» тарифов может оказать ограниченное влияние на капитализацию ОАО «Газпром».
Прогнозируемое в новых условиях сокращение прибыли компании потребует корректировки инвестиционной программы в части инвестиций в добычу газа, обустройство месторождений и транспортировку газа. Объем сокращения относительно сценарных условий оценивается в размере около 300 млрд руб. за три года, что сопоставимо с 25 % инвестиций в добычу и транспортировку Чаяндинского месторождения, или с 15 % инвестиций в добычу и транспортировку месторождения Бованенково.
Правительством Российской Федерации будут реализованы институциональные мероприятия, необходимые для ограничения роста конечной цены на газ. Будут внесены изменения в действующее законодательство, закрепляющие регулируемые оптовые цены на газ и плату за снабженческо-сбытовые услуги в качестве предельных значений для всех категорий потребителей. При этом ОАО «Газпром» будет предоставлена возможность реализовывать газ по ценам ниже регулируемых (предельных) оптовых цен на газ с ограничением указанного дисконта в размере 30 % от регулируемой цены. Одновременно с внесением указанных изменений будут приняты правила недискриминационного доступа к магистральным газопроводам в Российской Федерации (соответствующий проект постановления Правительства Российской Федерации подготовлен ФАС России).
Рост тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам для независимых производителей газа в 2014-2016 гг. не превысит уровня оптовых цен на газ и составит в 2014 г. - 0 %, в 2015 г. - 4,8 %, в 2016 г. - 4,9 %. При этом запланирован переход на долгосрочное (от 3 до 5 лет) регулирование тарифов на оказание услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям.
Потребуются изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 № 1205 «О совершенствовании государственного регулирования цен на газ» в части отмены колебаний оптовых цен на газ в течение года в диапазоне от -3 до +3 % от среднего значения цен.
В тарифах на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям в 2014 г. будут учеты факторы:
- расходов, связанных с аварийно-диспетчерским обеспечением внутридомового и внутриквар-тирного газового оборудования (предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410);
- отказа от услуг регулируемых организаций крупных потребителей (характерно и для платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые поставщиками газа его потребителям), а также судебные и досудебные решения, предписания надзорных органов по проведению ремонтов и реконструкций объектов сетевой инфраструктуры, которые не могут быть полностью проведены за счет заемных средств. Электроэнергетика. В 2013 г. рост конечных
цен на электроэнергию для всех категорий потребителей составит примерно 10-11,5 % в среднем за год к предыдущему году.
В 2014 г. конечные цены на электроэнергию на розничном рынке по прогнозу для всех категорий потребителей вырастут на 7,3 % к предыдущему году (против 12,6 % в сценарных условиях), а в 2015 г. - на 5,9 % (13 %), в 2016 г. рост цен на электроэнергию составит около 6,2 % (8 %).
В электроэнергетике в новых условиях среднегодовой рост цен к предыдущему году на розничном рынке для всех категорий потребителей кроме населения снижается:
- в 2014 г. - до 7,2 с 11-12,6 %, ожидаемых в рамках сценарных условий;
- в 2015 г. - до 6,3 с 11,5-12,5 %;
- в 2016 г. - сохраняется на уровне 6,5-7 %. Для населения среднегодовой рост тарифа
понижается до 8,1 % в 2014 г, до 3,7 % в 2015 г. и до 3,4 % в 2016 г. против 12-15 % ежегодно в 2014-2016 гг.
Динамика регулируемых тарифов. Регулируемые тарифы на услуги по передаче электроэнергии сетевых организаций предлагается не индексировать в 2014 г., а в 2015-2016 гг. - проиндексировать в меру инфляции за предшествующий год (табл. 5). Необходимо отметить, что конечная величина сетевого тарифа может незначительно увеличиться в той части, в которой произойдет увеличение стоимости нормативных потерь электроэнергии, приобретаемой сетевыми компаниями на рынке электроэнергии.
Снижение темпов роста тарифов на услуги по передаче электрической энергии может оказать влияние на реализацию инвестиционных программ сетевых компаний. При сокращении их выручки
Таблица 5
Оценка снижения необходимой валовой выручки сетевых организаций от установленных долгосрочных параметров по сравнению со сценарными условиями в 2014-2016 гг., млрд руб.
Показатель 2014 2015 2016
Снижение выручки сетевых 42 107 140
организаций
Предполагаемое сокращение инвестпрограмм 33 87 114
Справочно
Снижение стоимости на оптовом рынке электроэнергии (мощности) за счет:
- снижения затрат на топливо в 2014-2016 гг. 44 128 173
- прочих мероприятий 35 95 61
за 2014-2016 гг. приблизительно на 290 млрд руб. инвестиции в основной капитал за три года могут снизиться более чем на 230 млрд руб. При этом с учетом высокого уровня задолженности сетевых компаний (соотношение долг/ЕВГГОА около 3,0) есть риски ухудшения условий кредитования, что может дополнительно увеличить масштабы сокращения инвестиций. Вместе с тем дочерние общества ОАО «Российские сети» проводят работу по увеличению сроков заимствований, в том числе за счет привлечения средств пенсионных накоплений, чтобы сохранить инвестиционные рейтинги компаний.
Изменения в индексации тарифов на услуги по передаче электрической энергии также могут привести к необходимости пересмотра долгосрочных параметров регулирования, что негативно скажется на инвестиционном климате. В этой связи для уменьшения негативных последствий необходимо провести мероприятия по повышению эффективности деятельности сетевых компаний в части оптимизации операционных и инвестиционных расходов, которые предусмотрены распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 511-р «Об утверждении Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации».
Необходимо пересмотреть параметры регулирования сетевых компаний, регулируемых методом долгосрочной индексации, при этом сохранив при наличии такой возможности без изменения долгосрочные параметры регулирования по методу доходности инвестированного капитала. Также из среднего (котлового) тарифа должны быть исключены тарифы территориальных сетевых организаций,
обслуживающих единственного потребителя (так называемые ТСО для монопотребителей).
Для отдельных групп потребителей сетевая составляющая цены на электроэнергию может отклоняться от средних значений. Так, в связи с частичным прекращением с 01.01.2014 договоров «последней мили» величина сетевой составляющей платежей за электроэнергию для крупных энергоемких производств, присоединенных к сетям ОАО «ФСК ЕЭС», может существенно сократиться. Вместе с тем для остальных потребителей в 45 субъектах Российской Федерации предполагается проведение индексация сетевого тарифа с 01.01.2014 темпом не выше 7 %.
В отдельных субъектах Российской Федерации темп роста сетевых тарифов может отклоняться от среднероссийских значений вследствие необходимости реализации значительных инвестиционных программ. Так, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области начиная с 2012 г. реализуется пятилетняя инвестиционная программа, позволяющая сократить сроки технологического присоединения к сетям с 3-4 лет до 6 мес. В этих случаях окончательные решения по темпам роста тарифов будут принимать региональные органы тарифного регулирования.
При этом будет продолжена работа по повышению доступности технологического присоединения к электрическим сетям в рамках реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 1144-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение доступности энергетической инфраструктуры».
Для населения индексация регулируемых тарифов на электроэнергию с 1 июля в среднем по Российской Федерации: 2014 г. - 4,2 %, 2015 г. - 3,3 %, 2016 г. - 3,4 %.
С 01.09.2013 начата реализация пилотных проектов по введению социальной нормы потребления электрической энергии в субъектах Российской Федерации, расположенных на территории: Забайкальского края, Красноярского края, Владимирской области, Нижегородской области, Орловской области, Ростовской области и Самарской области. На всей территории страны социальная норма потребления должна быть введена с 01.07.2014.
При этом тарифы на объемы электроэнергии сверх социальной нормы по решению региональных органов тарифного регулирования могут превышать установленные ограничения. Введение социальной нормы является широко применяемой в мировой практике мерой по стимулированию энергосбережения.