ESSENTIA - РАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНИМАЛИЗМ КОМПОЗИТНОЙ СИСТЕМЫ
Хавьер Тапиа Гуадикс, врач-стоматолог, DDS, GC Мадрид, Испания
Javier Tapia Guadix, DDS, GC Artist
Madrid, Spain
Essentia - the smart simplification of a composite system
Резюме. Представлена система Essentia - образец минимализма в сфере композитных материалов. Это максимально упрощенная система, позволяющая легко и эффективно выполнять эстетические реставрации, используя при этом очень ограниченное количество оттенков. Приведены клинические случаи. Результаты, полученные при работе с новой упрощенной системой композитов, соответствуют современным высоким стандартам стоматологии. Выполненные реставрации сливаются с естественными тканями зубов и органично вписываются в общий вид улыбки пациента.
Ключевые слова: композитные материалы, Essentia, упрощенная система композитов, эстетическая медицина.
Современная стоматология. — 2017. — №3. — С. 46-49. Summary. There is system Essentia - a model of minimalism in the sphere of composite materials. This is the most simplified system that allows you to easily and effectively perform aesthetic restorations, while using a very limited number of shades. Clinical cases are presented. The results obtained with the new simplified system of composites correspond to the modern high standards of dentistry. Completed restoration merges with the natural tissues of teeth and organically fit into the overall look of the patient's smile. Keywords: composite materials, Essentia, a simplified system of composites aesthetic medicine.
Sovremennaya stomatologiya. — 2017. — N3. — P. 46-49.
Леонардо да Винчи утверждал, что простота - это крайняя степень изощренности. При создании композитного стоматологического материала для эстетических реставраций мы склонны слишком все усложнять, будь то в силу привычных старых концепций, по причине конкуренции в индустрии или же из-за неправильного анализа наблюдений за естественными тканями зубов. Однако, если отбросить все эти факторы и начать разработку с нуля, мы можем в результате прийти к значительно более простому и совершенному решению.
Система Essentia, разработанная при содействии комитета GC Europe Restorative Advisory Board, - представляет собой воплощение минимализма в сфере композитных материалов. Это максимально упрощенная система, позволяющая легко и эффективно выполнять эстетические реставрации, используя при этом очень ограниченное количество оттенков. В полный набор входит всего 7 оттенков и 4 модификатора - это настоящий прорыв в области реставрационных композитов, наносимых послойно.
Классическая концепция системы композитных материалов - с большим количеством вариантов тона и насыщенности компонентов, входящих в состав системы, - становится все менее востребованной из-за избыточности подобного подхода. Тенденция сегод-
няшнего дня - один тон материала, но много вариантов его насыщенности. При разработке новой системы был найден новый оптимальный минимум базовых материалов: всего три оттенка дентина и два - эмали. Полный спектр оттенков, входящих в систему Essen-tia, представлен на схеме 1. Базовые комбинации дентинных и эмалевых оттенков - на схеме 2.
При выполнении реставрации зубов базовый цвет (тон, насыщенность и яркость) в основном зависит от выбранного оттенка дентина, а эмаль дополнительно влияет на уровень яркости окончательного цвета. Яркость также зависит от степени опаковости прозрачного материала: опаковые материалы обладают более высокой яркостью, а светопроницаемые - более низкой. Широко известно, что для выполнения
безупречной реставрации точный подбор тона и насыщенности цвета не так важны, как правильный подбор его яркости.
Если все оттенки дентина, входящие в состав системы, обладают одинаковой базовой степенью опаковости, это может вызывать проблемы и неудобства, ведь у детей зубы имеют очень низкую насыщенность цвета, но при этом высокую опа-ковость, в то время как зубы у взрослых, наоборот, имеют высокую насыщенность цвета при низкой опаковости. В составе системы Essentia присутствуют всего три оттенка дентина (светлый, обычный и темный); от светлого к темному их насыщенность увеличивается, а опаковость уменьшается, что соответствует естественным особенностям возрастных изменений зубов. Что касается эмали, здесь также ситуация похожая - у молодых пациентов эмаль более белая и более опаковая, а у взрослых - более прозрачная и имеет насыщенный оттенок. В составе системы Essentia эмалевых оттенка всего два, один с высокой яркостью (светлая), а другой с низкой яркостью (темная) и чуть более высокой насыщенностью цвета.
В комплексе эти три оттенка дентина и два эмалевых оттенка составляют
Рис. 1. Клинический случай: жевательная группа зубов. Изначальная ситуация. Кариозное поражение окклюзионной поверхности первого нижнего моляра. Рис. 2. Ситуация по завершении препарирования полости. Нанесение бондинга. Рис. 3. Нанесение дентинного оттенка композита. Оттенок Темный дентин. Рис. 4. Нанесение эмалевого оттенка композита. Оттенок Светлая эмаль. Имитация затемнения фиссур. Используется смесь Черного и Красно-коричневого модификаторов. Рис. 5. Окончательная обработка и полировка. Рис. 6. Окончательный внешний вид реставрации после полной регидратации. Рис. 7. Клинический случай: фронтальная группа зубов. Изначальная ситуация. Обесцвеченные передние резцы со старыми реставрациями, неправильно подобранный оттенок реставраций. Рис. 8. Определение оттенков с помощью снимков, изготовленных с использованием поляризационного светофильтра Polar eyes. На поверхность зубов наносятся и фотополимеризуются маленькие капли композита (без применения бондинга). На пришеечной трети зуба нанесены Светлый дентин и Обычный дентин, на режущей трети - Светлая эмаль и Опалесцентный модификатор (на центральном и боковом резце). Рис. 9. Полная изоляция рабочего поля, левый центральный резец. Препарирование. Удаление старой реставрации, минимальная редукция эмали (0,1-0,2 мм), пескоструйная обработка поверхности (27 рм). Рис. 10. Протравливание эмали (35% раствор ортофосфорной кислоты). Рис. 11. Нанесение бондинга. Рис. 12. Использование силиконового ключа для моделирования небной эмалевой стенки реставрации.
Рис. 13. Сформирована небная эмалевая стенка реставрации. Оттенок Светлая эмаль. Рис. 14. Реконструкция проксимальной стенки с помощью матрицы и клинышков. Оттенок Светлая эмаль. Рис. 15. Послойное моделирование дентина, от пришеечной области до режущего края, одним оттенком. Оттенок Светлый дентин. Рис. 16. Нанесение опалесцентного оттенка материала на режущую треть зуба. Оттенок Опалес-центный модификатор. Рис. 17. Послойное моделирование эмали, от пришеечной области до режущего края, одним оттенком. Оттенок Светлая эмаль. Рис. 18. Оконтуривание и предварительная полировка с помощью диска. Рис. 19. Полировка резиновым наконечником с алмазной крошкой. Рис. 20. Детализация поверхности с помощью алмазного бора. Рис. 21. Окончательная полировка кистью из козьей шерсти и алмазной пастой. Рис. 22. Полировка проксимальных областей с помощью штрипсов ЕрКех. Рис. 23. Окончательный вид реставрации после полировки. Рис. 24. Препарирование правого центрального резца. Рис. 25. Вид правого центрального резца в процессе лечения, уже сформирована небная эмалевая стенка и нанесен дентинный композит. Рис. 26. Окончательный вид реставраций в полости рта. Рис. 27. Окончательный внешний вид реставрации после полной регидратации. Рис. 28. Общий вид улыбки пациента.
четыре базовые комбинации, которые используются для выполнения любых реставраций фронтальной группы зубов: светлый дентин и светлая эмаль (дети/отбеленные зубы), обычный дентин и светлая эмаль (молодые пациенты), обычный дентин и темная эмаль (взрослые пациенты), и, наконец, темный дентин и темная эмаль (пациенты пожилого возраста). Комбинацию темного дентина и светлой эмали можно использовать для выполнения реставраций в области жевательной группы зубов; в этом случае дентин-ная масса с высокой насыщенностью цвета модулируется эмалевой массой, которая имеет более высокую яркость, и наносится на окклюзионную поверхность реставрации.
В некоторых специфических ситуациях, например, при обесцвечивании или изменении цвета тканей зуба, при послойном моделировании реставрации может потребоваться дополнительный этап. Для этих целей в системе есть высокона-полненный опаковый жидкотекучий композит, который даже при нанесении очень тонким слоем позволяет маскировать все цветовые дефекты (маскирующий лайнер). Для работы с резцами, имеющими ярко выраженное опалесцентное гало (у молодых пациентов), в систему Essentia входит специальный эмалевый материал (опалесцентный модификатор), при использовании которого гарантирован абсолютно естественный эффект опалесценции.
Для внешней и внутренней характе-ризации реставраций, например, моделирования фиссур или белых пятен, система Essentia содержит также три жидкотекучих модификатора (красителя):
белый, черный и красно-коричневый. Наконец, стремясь к максимальному упрощению работы врача-стоматолога, в систему также включили один универсальный оттенок композитного материала, обладающий оптимизированным «эффектом хамелеона». Этот материал предназначен в основном для выполнения реставраций жевательной группы зубов одним оттенком. Благодаря своим свойствам он также является неплохой альтернативой для фиксации реставраций на композит с использованием методики предварительного нагрева композитного материала.
Важно также отметить, что дентинные и эмалевые оттенки, входящие в систему, обладают различным химическим составом. Дентинные оттенки оптимизированы таким образом, чтобы давать максимальный эффект рассеивания светового потока, имитируя аналогичное свойство естественного дентина; эмалевые же оттенки обладают более высокой светопроницаемостью, а также хорошо полируются и долго сохраняют гладкость и блеск поверхности.
Приведенные ниже клинические случаи убедительно демонстрируют, что клинические результаты, полученные при работе с новой упрощенной системой композитов, соответствуют современным высоким стандартам стоматологии. Выполненные реставрации сливаются с естественными тканями зубов и органично вписываются в общий вид улыбки пациента. Таким образом, можно с уверенностью заявить, что максимальное упрощение композитных систем - это уже не возможности будущего, а реальная действительность.
Javier Tapia Guadix, DDS, January 2015, printed with permission
Справка
Хавьер Тапиа Гуадикс (Javier Tapia Guadix) родился в 1978 году в Мадриде (Испания). Закончил стоматологическое отделение Европейского университета Мадрида (European University of Madrid) в 2003, затем работал там же на кафедре ортопедии. В 2005 году начал карьеру профессионального художника по компьютерной графике, с акцентом на иллюстрирование, анимацию и разработку приложений. Для этих целей основал фирму Juice -Dental Media Design. Также в 2005 году получил Академическую награду за заслуги от Испанской коллегии стоматологов 1-го регионаJSpanish College of Dentists from the 1 Region) за свой вклад в продвижение новых технологий в стоматологии.
В 2011 году совместно с Панагио-тисом Базосом (Panaghiotis Bazos) и Джанфранко Политано (Gianfranco Politano) основал компанию Bio Emulation group. Активно сотрудничает с несколькими европейскими университетами, является членом комиссии GC Restorative Advisory Board. Также работает в своей частной клинике в Мадриде, уделяя особое внимание реставрационной и эстетической стоматологии. Читает лекции на международных мероприятиях, принимает участие в многочисленных конгрессах, практических курсах и видеокурсов.
Является автором нескольких опубликованных статей, посвященных реставрационной стоматологии, фотографии в стоматологии, а также применению компьютеров в стоматологии.
L Международный научно-практический Ж л информационно-аналитический журнал
I г
устомптодогия
Не забудьте подписаться
Открыта подписка на I полугодие 2018 года!
Подписные индексы в каталоге РУП «Белпочта»,«БелСоюзПечать»: 75038 и 750382.
Электронная подписка: www.mednovosti.by