ESSENTIA
РАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНИМАЛИЗМ КОМПОЗИТНОЙ СИСТЕМЫ
Javier Tapia Guadix,
DDS, CG Artist
Леонардо да Винчи утверждал, что простота -это крайняя степень изощренности. При создании композитного стоматологического материала для эстетических реставраций мы склонны слишком все усложнять, будь то в силу привычных старых концепций, по причине конкуренции в индустрии или же из-за неправильного анализа наблюдений за естественными тканями зубов. Однако если отбросить все эти факторы и начать разработку с нуля, мы можем в результате прийти к значительно более простому и совершенному решению.
Система, разработанная при содействии комитета GC Europe Restorative Advisory Board -Essentia, - представляет собой воплощение минимализма в сфере композитных материалов: это максимально упрощенная система, позволяющая легко и эффективно выполнять эстетические реставрации, используя при этом очень ограниченное количество оттенков. В полный набор входит всего 7 оттенков и 4 модификатора - это настоящий прорыв в области реставрационных композитов, наносимых послойно.
Классическая концепция системы композитных материалов - с большим количеством вариантов тона и насыщенности компонентов, входящих в состав системы, - становится все менее востребованной из-за избыточности подобного подхода. Тенденция сегодняшнего дня - один тон материала, но много вариантов его насыщенности. При разработке новой системы был найден новый оптимальный минимум базовых материалов: всего три оттенка дентина и два - эмали.
При выполнении реставрации зубов базовый цвет (тон, насыщенность и яркость) в основном зависит от выбранного оттенка дентина, а эмаль дополнительно влияет на уровень яркости окончательного цвета. Яркость также зависит от степени опаковости прозрачного материала: опаковые материалы обладают более высокой яркостью, а светопроницаемые - более низкой. Широко известно, что для выполнения безупречной реставрации точный подбор тона и насыщенности цвета не так важны, как правильный подбор его яркости.
Если все оттенки дентина, входящие в состав системы, обладают одинаковой базовой степенью опаковости, это может вызывать проблемы и неудобства, ведь у детей зубы имеют очень низкую насыщенность цвета, но при этом высокую опаковость, в то время как зубы у взрослых, наоборот, имеют высокую насыщенность цвета при низкой опако-вости. В составе системы Essentia присутствуют всего три оттенка дентина (светлый, обычный и темный); от светлого к темному их насыщенность увеличивается, а опаковость уменьшается, что соответствует естественным особенностям возрастных изменений зубов. Что касается эмали, здесь также ситуация похожая - у молодых пациентов эмаль более белая и более опаковая, а у взрослых более прозрачная и более насыщенного оттенка. В составе системы Essentia эмалевых оттенка всего два, один с высокой яркостью (светлая), а другой с низкой яркостью (темная) и чуть более высокой насыщенностью цвета.
В комплексе эти три оттенка дентина и два эмалевых оттенка составляют четыре базовые
Light Dentin Medium Dentin Dark Dentin Light Enamel Dark Enamel Opaquer Universal
Opal Enamel White Black Dark Red Brown
Таблица 1 . Полный спектр оттенков, входящих в систему Essentia . Основные оттенки (верхний ряд) и модификаторы (нижний ряд)
Anterior
Posterior
Light Dentin
Medium Dentin
Dark Dentin
Light Enamel
Dark Dentin
%
Light Enamel
Dark Enamel
Таблица 2 . Базовые комбинации дентинных и эмалевых оттенков
комбинации, которые используются для выполнения любых реставраций фронтальной группы зубов: светлый дентин и светлая эмаль (дети/отбеленные зубы), обычный дентин и светлая эмаль (молодые пациенты), обычный дентин и темная эмаль (взрослые пациенты) и, наконец, темный дентин и темная эмаль (пациенты пожилого возраста). Комбинацию темного дентина и светлой эмали можно использовать для выполнения реставраций в области жевательной группы зубов; в этом случае дентинная масса с высокой насы-
щенностью цвета модулируется эмалевой массой, которая имеет более высокую яркость, и наносится на окклюзионную поверхность реставрации.
В составе системы Essentia присутствуют всего три оттенка дентина (светлый, обычный и темный); от светлого к темному их насыщенность увеличивается, а опаковость уменьшается, что соответствует естественным особенностям возрастных изменений зубов.
'I • -
1
-
КЛИНИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ: жевательная группа зубов
1 . Изначальная ситуация. Кариозное поражение окклюзионной поверхности первого нижнего моляра .
2 . Полная изоляция рабочего поля .
3 . Ситуация по завершении препарирования полости .
4. Нанесение бондинга .
5 . Нанесение дентинного оттенка композита . Оттенок
Темный дентин .
6 . Нанесение эмалевого оттенка композита . Оттенок
Светлая эмаль. 7. Имитация затемнения фиссур. Используется смесь
черного и красно-коричневого модификаторов . 8 . Окончательная обработка и полировка . 9. Внешний вид реставрации сразу по завершении работы 10 . Окончательный внешний вид реставрации после полной регидратации
9
10
В некоторых специфических ситуациях, например, при обесцвечивании или изменении цвета тканей зуба, при послойном моделировании реставрации может потребоваться дополнительный этап. Для этих целей в системе есть высоконапол-ненный опаковый жидкотекучий композит, который даже при нанесении очень тонким слоем позволяет маскировать все цветовые дефекты (маскирующий лайнер). Для работы с резцами, имеющими ярко выраженное опалесцентное гало (у молодых пациентов), в систему Essentia входит специальный эмалевый материал (опалесцентный модификатор), при использовании которого гарантирован абсолютно естественный эффект опалесценции.
Для внешней и внутренней характеризации реставраций, например, моделирования фиссур или белых пятен, система Essentia содержит также три жидкотекучих модификатора (красителя): белый, черный и красно-коричневый. Наконец, стремясь к максимальному упрощению работы стоматолога, в систему также включили один универсальный оттенок композитного материала, обладающий оптимизированным «эффектом хамелеона». Этот материал предназначен в основном для выполнения реставраций жевательной группы зубов одним
оттенком. Благодаря своим свойствам он также является неплохой альтернативой для фиксации реставраций на композит с использованием методики предварительного нагрева композитного материала.
Важно также отметить, что дентинные и эмалевые оттенки, входящие в систему, обладают различным химическим составом. Дентинные оттенки оптимизированы таким образом, чтобы давать максимальный эффект рассеивания светового потока, имитируя аналогичное свойство естественного дентина; эмалевые же оттенки обладают более высокой светопроницаемостью, а также хорошо полируются и долго сохраняют гладкость и блеск поверхности.
Приведенные ниже клинические случаи убедительно демонстрируют, что клинические результаты, полученные при работе с новой упрощенной системой композитов, соответствуют современным высоким стандартам стоматологии; выполненные реставрации сливаются с естественными тканями зубов и органично вписываются в общий вид улыбки пациента. Таким образом, мы можем с уверенностью заявить, что максимальное упрощение композитных систем - это уже не будущая вероятность, но существующая действительность.
КЛИНИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ: фронтальная группа зубов
1 . Изначальная ситуация . Обесцвеченные передние резцы со старыми реставрациями, неправильно подобранный оттенок реставраций
2 . Изначальная ситуация . Обесцвеченные передние резцы
со старыми реставрациями, неправильно подобранный оттенок реставраций
3 . Изначальная ситуация . Общий вид улыбки пациента .
4. Определение оттенков с помощью снимков, изготовленных с использованием поляризационного светофильтра Polar eyes. На поверхность зубов наносятся и фотополимеризуются маленькие капли композита (без применения бондинга) . На пришеечной трети
зуба нанесены Светлый дентин и Обычный дентин, на режущей трети - Светлая эмаль и Опалесцентный модификатор (на центральном и боковом резце) .
5. Полная изоляция рабочего поля, левый центральный резец.
6 . Препарирование .Удаление старой реставрации, минимальная редукция эмали (0. 1-0 .2 мм), пескоструйная обработка поверхности (27 рм) . 7. Протравливание эмали (35% раствор ортофосфорной
кислоты) 8 . Нанесение бондинга .
9. Использование силиконового ключа для моделирования небной эмалевой стенки реставрации .
10 . Сформирована небная эмалевая стенка реставрации. Оттенок Светлая эмаль.
11. Реконструкция проксимальной стенки с помощью матрицы и клинышков .Оттенок Светлая эмаль.
12. Послойное моделирование дентина, от пришеечной области до режущего края, одним оттенком . Оттенок Светлый дентин
13. Нанесение опалесцентного оттенка материала на режущую треть зуба Оттенок Опалесцентный модификатор .
14 . Послойное моделирование эмали, от пришеечной области до режущего края, одним оттенком . Оттенок Светлая эмаль
15. Оконтуривание и предварительная полировка с помощью диска .
16 . Полировка резиновым наконечником с алмазной крошкой
17. Детализация поверхности с помощью алмазного бора
18. Окончательная полировка кистью из козьей шерсти и алмазной пастой.
\ -i щ
21
' \ i i
» f \
25
VB1
п
f -N
1 ¿ / г
14
19 . Полировка проксимальных областей .
20 . Окончательный вид реставрации после полировки
21. Фото на контрастном фоне для проверки светопроницаемости режущего края и уровня опалесцентности
22. Препарирование правого центрального резца .
23. Вид правого центрального резца в процессе лечения, уже сформирована небная эмалевая стенка и нанесен дентинный композит.
24 . Окончательный вид реставраций в полости рта .
25. Окончательный вид реставраций на контрастном фоне,
фото с субэкспозицией 26 . Окончательный вид реставраций на контрастном фоне, проверка текстуры; при выполнении снимка использовался отражатель софтбокс
Хавьер Тапиа Гуадикс (Javier Tapia Guadix) родился в 1978 году в Мадриде, в Испании. Закончил стоматологическое отделение Европейского Университета Мадрида (European University of Madrid) в 2003, затем работал там же на кафедре ортопедии в 2004. В 2005 начал карьеру профессионального художника по компьютерной графике, с акцентом на иллюстрирование, анимацию и разработку приложений. Для этих целей основал фирму Juice - Dental Media Design. Также в 2005 получил Академическую Награду за заслуги от Испанской Коллегии Стоматологов первого региона (Spanish College of Dentists from the 1 Region), за свой вклад в продвижение новых технологий в стоматологии. В 2011 совместно с Панагиотисом Базосом (Panaghiotis Bazos) и Джанфранко Политано (Gianfranco Politano) основал компанию Bio Emulation group. Активно сотрудничает с несколькими европейскими университетами, является членом комиссии GC Restorative Advisory Board. Также работает в своей частной клинике в Мадриде, уделяя особое внимание реставрационной и эстетической стоматологии. Читает лекции на международных мероприятиях, принимал участие в большом количестве конгрессов, практических курсов и видеокурсов. Автор нескольких опубликованных статей, посвященных реставрационной стоматологии, фотографии в стоматологии,
Л '/(
7} i
27. Окончательный внешний вид реставрации после полной
регидратации 28 . Оценка оттенков реставрации с помощью снимков, изготовленных с использованием поляризационного светофильтра Polar eyes . Хорошее цветовое совпадение реставрации с боковым резцом 29. Окончательный внешний вид реставрации после полной
регидрации . Проверка текстуры поверхности . 30 . Окончательный внешний вид реставрации после полной регидрации .Общий вид улыбки пациента .
Javier Tapia Guadix, DDS, January 2015, printed with permission
Oфициальный импортер и дистрибьютор продукции Джи Си в России: Стоматологический центр Крафтвэй
kraftvuay
PHARM
Новый номер: 8-800-100-100-9 (бесплатные звонки из любого региона) Москва, 3-я Мытищинская ул., 16. www.kraftwaydental.ru (495) 232-69-33
26
27
28
29
а также применению компьютеров в стоматологии.