УДК 1(091)
В. Д. Михайлов
Эссеистика и философия: точки соприкосновения
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия
Аннотация. В статье рассматриваются единство и различие эссеистики и философии в онтологическом аспекте. С этой целью проанализированы различные толкования бытия эссе с опорой на труды Мишеля Монтеня, Альбера Камю, Мераба Мамардашвили и Михаила Эпштейна, а также на работы исследователей их творчества, как формы мыслительной культуры. «Опыты» Монтеня, ориентированные на самообоснование человеческой индивидуальности, могут быть оценены как предтеча эссе. Камю и его «Эссе об абсурде» представлено образцом эссеистики. Философствование как «мыслеобразование»: от Мамардашвили к Эпштейну. Осуществлено сопоставление эссе с мифотворчеством и филодоксией. В связи с этим высказана обеспокоенность по поводу наметившейся тенденции вытеснения философии эссеистикой в условиях антропологического поворота и постнеклассической научной рациональности. Обозначены границы бытийствования эссеистики. Раскрыты особенности использования эссе как дидактического средства.
Ключевые слова: эссе, эссеистика, опыт, философствование, мифология, синкретизм, мифотворчество, докса, филодоксия, эпистема, «мыслеобраз», рефлексирование, мнение.
V. D. Mikhailov
Essay-writing and philosophy: Points of contact
M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia
Abstract. The article examines the unity and difference between essay-writing and philosophy in the ontological aspect. To this end, various interpretations of the existence of essays as forms of thought culture were analyzed, based on the works of Michel Montaigne, Albert Camus, Merab Mamardashvili and Mikhail Epstein, as well as the work of researchers of their work. Montaigne's "On experience" focused on self-substantiation of human identity can be regarded as the forerunner of an essay. Camus and his essay "On the Absurd" are presented as a model of essay-writing. Philosophizing as "thinking": from Mamardashvili to Epstein. The essays were compared with myth-making and philodoxa. Concerns were raised about the trend towards the displacement of philosophy by essay-writing under the anthropological shift and post-classical scientific rationality. The boundaries of the existence of essay-writing were marked. Finally, the features of using essays as a didactic means were revealed.
Keywords: essays, essay-writing, experience, philosophizing, mythology, syncretism, myth-making, dox, philodoxa, episteme, "thought," reflection, opinion.
Введение
При всех определениях эссеистики можно обнаружить в ней элементы эпистемологии, антропологии и онтологии. Действительно, эссеист оперирует знаниями, выдвигая на первый план вопросы не столько способов их добывания, а сколько путей использования (этот акт древние греки называли доксой). Поэтому в эссе субъективно-личностное начало оказывается приоритетным, ибо в выборе способов применения знаний - сколько людей, столько и мнений
МИХАИЛОВ Виктор Данилович - доктор философских наук, профессор, кафедра философии, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г Якутск, Россия. E- mail: vikdan46@mail.ru
MIKAHILOV ViktorDanilovich - Doctor of Philosophical Sciences, Professor. Department of Philosophy, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.
(подходов). Доксология демонстрирует наличие множества связей человека с окружающим миром, восходящие к человеческому существу как таковому. В свою очередь, к истинному пониманию сущности человека подводит знание о тех бытийных отношениях, в которых находится человек.
Таким образом, популяризация эссеистики актуализирует вопрос об её взаимосвязи с философией. Этим обстоятельством определяется проблемное поле и предметная специфика данной статьи. В ней предпринимается сравнительный анализ эссе наиболее известных авторов в этом жанре: Мишеля Монтеня, Альбера Камю, Мераба Мамардашвили и Михаила Эпштейна. Обозначены границы бытийствования эссеистики в качестве меры единства и различия эссеистики и философии.
Эссе как форма мыслительной культуры
В переводе с французского essai означает «проба, попытка», а само слово производно от латинского exagium - «взвешивание». Приведем основные толкования этого термина, содержащиеся в различных словарях. В «Большом энциклопедическом словаре» под эссе понимают жанр прозы - философской, публицистической, литературно-критической или историко-биографической. В «Краткой литературной энциклопедии» эссе прямо называют сочинением (в широком смысле этого слова), а в «Толковом словаре иноязычных слов» - очерком. В «Проективном философском словаре» указано, что «в эссе соединяются: бытийная достоверность, идущая от документа, мыслительная обобщенность, идущая от философии, образная конкретность и пластичность, идущая от литературы». Действительно, в эссе наблюдается взаимодействие понятийного и образного мышления. Кроме того, во всех определениях подчеркнуты основные черты эссе - свободная форма, индивидуальная трактовка и субъективность.
Что касается классификации, то в контексте предмета статьи удобнее деление всей совокупности эссеистических произведений на две большие группы: субъективное эссе, где основное внимание уделяется раскрытию авторской позиции, и эссе объективное, где личностное начало подчинено предмету описания или определенной идее.
Перейдем к анализу заявленных произведений. Общепринято считать, что эссе как форма «философствования» впервые появилось в знаменитых «Опытах» Мишеля Монтеня (1580), который ввел в оборот само слово «эссе», что соответствовало его позиции о том, что любое знание в силу своей ограниченности требует словесного обсуждения предмета с целью что-то в нем открыть. Особенность его опытов состоит в том, что главным объектом исследования Монтень сделал самого себя. Об этом он пишет в предисловии: «в ней (книге) кое-какие следы моего характера и моих мыслей»; «содержание моей книги - я сам» [1, с. 6]. «Опыты» скомпонованы из различных по теме коротких рассказов: «О лжецах», «О скорби», «О стойкости», «О наказании за трусость». Как следует из этих заголовков, каждый из них относительно самостоятелен и является началом новых размышлений автора. Однако по логике эссеизма размышления уводят Монтеня от первоначальной темы. Так, в разделе «О хромых» наблюдается такой отход от «заявленной» темы: «В детстве я был свидетелем процесса по поводу одного необыкновенного случая... два человека выдавали себя за одно и то же лицо» [1, с. 71]. Всё это следствие того, что его «Опыты» построены на ассоциативных связях и выдвинутых автором постулатах. Эссе в трактовке Монтеня предстает как форма личностного самовыражения и потому каждая новая тема становится для него поводом для философской рефлексии над собой и через себя самого познанием природы всего человечества. По словам Г.К. Косикова, Монтень стремится «не столько жизнь сверить с философией, сколько философские книги - с жизнью» [2, с. 6]. Именно поэтому, размышляя о самых обыденных вещах, не стремится нас чему-либо научить, а пытается лишь рассказать о себе.
Таким образом, Мишель Монтень открыл жанр, ориентированный на самопознание человеческой личности. Эссеистика была востребована периодом зарождения капитализма, когда поощрялись инициатива, предприимчивость, творческая активность, свобода и ответственность.
Теперь о Камю. Его наиболее популярный труд «Миф о Сизифе», написанный в 1942 году, можно с полным основанием назвать эссе в его классическом виде. Он так и назвал этот труд «эссе об абсурде». Этот жанр был выбран им не случайно, поскольку он предполагает свободу не только в содержании, но и в форме изложения. «Эссе об абсурде» подводит итог философским исследованиям проблемы абсурдности существования индивида вообще и размышлениям самого Камю по этому поводу. Он пишет: «...Сизиф учит высшей верности, которая отвергает богов и двигает камни. Он тоже считает, что все хорошо ... Одной борьбы за вершину достаточно, чтобы заполнить сердце человека. Сизифа следует представить себе счастливым» [3, с. 92]. Сизиф, как утверждает нобелевский лауреат вопреки традиционному мышлению, является счастливым человеком, поскольку отвергает богов и распоряжается своей судьбой по собственной воле.
Как видно в своем эссе, Камю преднамеренно ставит и по-своему решает вечный философский вопрос о жизни и смерти, смысла человеческой жизни. Описывая на примере Сизифа историю индивидуального выхода человека к свободе, Камю показывает как философствование, в конечном счете, подводит к эссеистике, которая наиболее приспособлена к самопознанию, самооправданию и самоопределению.
Эссеистика - альтернатива философии?
Обычно в философии речь идет о способности человека понять сущность мира, в котором он живет и свою собственную сущность, подняться до осознания смысла своего бытия. Другими словами, будучи учением о предельных основаниях бытия, философия приобщает человека к бесконечному миру. В отечественной философии одним из немногих, кто размышлял по этому поводу в жанре эссе, был Мераб Константинович Мамардашвили. Его интервью в журнале «Юность» в 80-е годы прошлого века стало знаковым в понимании предметной специфики философии. Мамардашвили обосновывает тезис о том, что философия постигается посредством интеллектуального сопереживания. Это объясняется тем, что философия как функция духа отличается своим рефлексивным характером. Данное интервью, затем и статья под названием «Как я понимаю философию» представляют собой яркий образец эссеистики [4.] Будучи проницательным ученым-исследователем, Мамардашвили ни на йоту не отходит от реальных проблем познавательного и практического характера. В своей статье он описывает проблему такой, какая она есть, но предлагает свой взгляд на неё. Иначе говоря, Мамар-дашвили содержание излагаемого дает через призму авторского сознания, его собственного «я», осмысливая проблему посредством «сознания вслух», создаёт её целостный образ. Этим самым автор побуждает читателя к мыслительным действиям, приглашает к соразмышлению, к интеллектуальному сопереживанию. Перед нами эссеистика в чистом виде, ибо «сознание вслух» является главным жанрообразующим признаком эссе.
Известный теоретик эссеистики, основатель гуманистики как дисциплины, интегрирующей всю совокупность гуманитарных наук, Михаил Наумович Эпштейн утверждает, что «призвание эссе - отстаивать свободную мысль, уходить от догм, навязанных человеку обществом, формировать новое общественное сознание» [5]. В связи с этим он на первое место среди особенностей эссе как жанра выводит «самообоснование индивидуальности». По его мнению, авторское «я» в эссе не является непосредственным предметом описания, а раскрывается опосредованно, через отношение к затрагиваемым проблемам. Оно и является тем связующим центром, который удерживает в эстетическом и ценностном единстве любое множество проблем, вовлечённых в процесс обсуждения». М.Н. Эпштейн вводит такое понятие, как «мыс-леобраз» или «эссема» [6, с. 353], имея в виду «свободное сочетание конкретного образа и обобщающей его идеи». А идея и образ «скреплены через личность того, кто соединяет их в опыте самопознания».
Эссеист, по словам М. Эпштейна, выступает не как специалист, а как человек, пробующий себя во всем. «Многого не нужно: прикоснуться, пометить, не больше..., притязания на монументальность здесь бессмысленны» [6, с. 71]. Конкретная тема лишь повод для собственных
размышлений и поисков; предмет рассмотрения «служит предлогом для разворачивания мысли», «попыткой найти в пространстве точку опоры».
Такой подход настораживает многих, которые в нем усмотрели своеобразное «посягательство» на философию, ибо описывая реальность, такой, как она эссеисту представляется, так или иначе навязывает свой взгляд, свою позицию на неё.
Философия и филодоксия
Известно, что философия с момента своего зарождения попала в эпицентр дискуссий. Дело в том, что в бытии философии в соответствии с онтологическими законами возникают противоположности, перерастающие в крайности. Речь идет о соотношении эпистемы (знания) и доксы (мнения), которое предстает как борьба за подлинное и неподлинное в философии. В древнегреческой философии доксой называли ложное мнение (в противоположность истинному знанию). Так, Парменид считал доксу обозначением призрачного представления, а у Платона она понимается как нечто, находящееся между знанием и незнанием. Более утонченно это противоречие представляют как противоборство между теми, кто признавал философию как органона (канона) науки, и теми, кто видит её средством своеволия (своемыслия). Последних, Платон назвал филодоксами в отличие от философов [7].
Филодоксия и философия взаимно дополняют друг друга, как и всякие противоположности. Есть основания полагать, что филодоксия в современных условиях проявляется в эссеи-стике. Их объединяет одно: в эссеистике как и в свое время в филодоксии озвучивают идею о достоинствах своей позиции и необходимости придерживаться только её. Другими словами, навязывают свое мнение в качестве истины в последней инстанции.
В словаре терминов постмодернизма в пояснении значения слова «докса» цитируется суждение Ролана Барта: «Докса вбирает в себя все негативные ценности, принадлежащие понятию мифа» [8]. То, что в эссеистике много от мифотворчества, очевидно. Однако, как понять слова классика постмодернизма, что он имеет в виду? Обратимся к работам Олега Иванова, автора ряда интересных публикаций по эссеистике, в частности, к автореферату диссертации, на соискание ученой степени кандидата философских наук, где он отмечает в качестве самого главного признака единства эссе и мифа « .. .соединение чувственно-конкретного и обобщённо-интеллектуального в мыслеобразе» » [9, с. 16-17]. Вместе с тем: «в мифе мыслеобраз отнесён к высшей, абсолютной реальности, тогда как в эссе погружён в реальность становящуюся и обретает бытийную достоверность лишь в точке настоящего, в личном опыте автора». И далее, «Синтетизм эссе - это возрождение на гуманистической и личностной основе того синкретизма, который в древности опирался на нерасчленённость первобытного коллектива и имел внеличностную, космическую или теистическую ориентацию» [9]. Это означает, что различие между мифом и эссе обусловлено, по мнению О.Б. Иванова, «синкретическим характером одного и синтетическим - другого» [9]. Эссе в его развитом виде фунционирует в виде мнения (своемыслия). Достоинство эссеистики может легко превратиться в недостаток. Постмодернизм как способ мышления запускает механизм трансформации философии в филодоксию, отрицающую преемственность в развитии человеческого духа.
На мой взгляд, необходимо четко разграничить границу бытийствования эссеистики в философии с тем, чтобы не потерять специфику философии.
Эссеистика как дидактический метод
Популярность эссеистики неуклонно возрастает. Особенно это ощущается в социально-гуманитарной сфере, эссеизм превращается в методологию, которая традиционно была прерогативой философии. Эссеистика вторглась в исконное пространство философии. Нет сомнения в том, что эссе - одна из форм философствования [10, 11]. Однако эссеистика не может подменить собой философию, не смотря на то, что в ней произошли достаточно заметные изменения, вызванные постнеклассической научной рациональностью.
Необходимо отметить, что попытки свести философию к эссеистике в определенной степени связаны с противоположными традициями в трактовке сущности философии. Согласно
первой традиции (аристотелевской), философия - это система доказательств и потому является наукой. А вторая (сократовская) философию считает способом самопознания человека, результатом и процессом рефлексирования. Эссеистика по своим основным признакам во многом совпадает со второй трактовкой философии. Вместе с тем в классической научной рациональности философию трактуют как мировоззрение, формирующее методологию и методологию, основанную на мировоззрении. Потому-то в свое время, ещё на заре становления философии, Платон предложил отделить эпистему от доксы, а философию от филодоксии. В неклассической научной рациональности, предполагающей присутствие субъекта познания в объекте, исследователь изучает не объект как таковой, а то, как он ему (субъекту) представляется. Иначе говоря, исследователь формирует об объекте уже не знание, а мнение (сво-емыслие). Когда М.Н. Эпштейн, видимо, это и имеет в виду, когда пишет: «Философы будут создавать миры» [5]. В одном он прав - эссе является эффективным средством формирования творческого мышления.
Действительно, эссе в практике преподавания философии выдвигается на первый план. Появляется много интересных методических разработок [12]. Как и полагается философской рефлексии, эссеист предпринимает попытку проникнуть в сущность вопросов, которые он затрагивает, однако не представляет всех аргументов, как это происходит в научном стиле, а совершает субъективный выбор. Самое ценное в эссе заключается в том, что оно по своей сути интертекстуально, ибо автор волен использовать любой материал (цитаты, афоризмы, реминисценции и т.д.) из самых различных источников. Эссе основано на принципе свободных связей, в нем нет хронологической или тематической последовательности, иерархии аргументов. Кроме того, эссе позволяет свободно выразить свою личную точку зрения, не претендуя на истину в последней инстанции. Мне представляется, эссеистика сохраняет свою самость в той мере, в какой она не претендует на абсолютную истину.
Как дидактический метод, эссе дает возможность преподавателю диагностировать уровень общекультурных компетенций студента: форма и стиль определяют качество знаний и умений; грамотность речи и стилистика письма характеризуют культуру; оригинальная форма подачи материала указывает на креативность; четко структурированное изложение покажет интеллект и логику; критический задор - «индикатор интеллектуальной честности».
Таким образом, в преподавании социально-гуманитарных дисциплин эссеистика весьма перспективна как эффективный дидактический метод.
Заключение
В осмыслении взаимосвязи мира и человека философия и весь комплекс социально-гуманитарных дисциплин выполняют общую цель, в одинаковой степени используя эссе как жанр, функционирующий на междисциплинарном пространстве, не подменяя собой философию или литературу в их чистом виде.
Эссе, как справедливо утверждает М.А. Тесленко, «это особая форма самосознания автора, духовный опыт его личности, индивидуальный путь переживания и осмысления жизни, оформленный в слове и, следовательно, являющийся первоначально процессом философским, а уже после - художественным» [11]. Главное отличие эссе - это рефлексия над духовным опытом личности. В условиях антропологического поворота в общественном сознании именно эссе обретает популярность как наиболее эффективная форма индивидуального самовыражения. Философия находит в эссеистике свое реальное существование. Поэтому эссе позволяет увязывать явления и процессы социальной жизни с духовным опытом индивида, благодаря которому человек созревает творческая личность.
Литература
1. Монтень М. Опыты: В 3 книгах / пер с фр. А.С. Бобовича, Ф.А. Коган-Бернштейн, Н.Я. Рыковой. - М., 1997.
2. Косиков Г.К. «Последний гуманист, или Подвижная жизнь истины» // Монтень М. «Опыты»/ Вступительная статья Г.К. Косикова. - М., 1991.
3. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Камю А. Бунтующий человек. - М., 1990.
4. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. - М., 1992.
5. Эпштейн М. «Философы будут создавать миры» // https:-//tele-gram.me/chaskor
6. Эпштейн М.Н. На перекрестке образа и понятия: эссеизм в литературе Нового времени // Парадоксы новизны. - М., 19SS. - 210 с.
7. Философия и филодоксия //tudref.com/.. ,filosofiya/filosofiya_filodoksiya
S. Постмодернизм. Словарь терминов.М.: ИНИОН РАН (отдел литературоведения). - INTRADA. Ильин И. П.. 2001.
9. Иванов О.Б. Эссе в европейской философской и художественной культуре // Автореф. дисс. соиск. уч. ст. канд. филос. наук. - Ростов-на-Дону, 2004.
10. Иванов О.Б. Эссе как способ философствования // Научная мысль Кавказа. Приложение. - Ростов-на-Дону, 1998, №2.
11.Тесленко М.А. Литературный жанр эссе как философствование и способ философской рефлексии [Электронный ресурс] // Международный студенческий научный вестник: электронный научный журнал. - Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/20l3/l57/3669.
12. Селиверстова Н.А. Эссе но философии: темы и методика подготовки [Электронный ресурс]. Методические указания / нод ред. В.Е. Быданова. - Электрон. текстовые дан. - СПб.: СПбГТИ, 2013. - Режим доступа: http://nowoselie.ru/studentu-2/kursy/seliverstova-n-a-esse-po-filosofii/.
References
1. Monten' M. Opyty: V 3 knigah / per s fr. A.S. Bobovicha, F. A. Kogan-Bernshtejn, N.Ja. Rykovoj. - M., 1997.
2. Kosikov G.K. «Poslednij gumanist, ili Podvizhnaja zhizn' istiny» // Monten' M. «Opyty»/ Vstupitel'naja stat'ja G.K. Kosikova. - M., 1991.
3. Kamju A. Mif o Sizife. Jesse ob absurde //Kamju A. Buntujushhij chelovek. - M., 1990.
4. Mamardashvili M.K. Kak ja ponimaju filosofiju. - M., 1992.
5. Jepshtejn M. «Filosofy budut sozdavat' miry» // https:-//tele-gram.me/chaskor
6. Jepshtejn M.N. Na perekrestke obraza i ponjatija: jesseizm v literature Novogo vremeni // Paradoksy novizny. - M., 19SS. - 210 s.
7. Filosofija i filodoksija //tudref.com/.. ,filosofiya/filosofiya_filodoksiya
S. Postmodernizm. Slovar' terminov.M.: INION RAN (otdel literaturovedenija). - INTRADA. Il'in I. P.. 2001.
9. Ivanov O.B. Jesse v evropejskoj filosofskoj i hudozhestvennoj kul'ture //Avtoref. diss. soisk. uch. st. kand. filos. nauk. - Rostov-na-Donu, 2004.
10. Ivanov O.B. Jesse kak sposob filosofstvovanija // Nauchnaja mysl' Kavkaza. Prilozhenie. - Rostov-na-Donu, 1998, №2.
11.Teslenko M.A. Literaturnyj zhanr jesse kak filosofstvovanie i sposob filosofskoj refleksii [Jelektronnyj resurs] // Mezhdunarodnyj studencheskij nauchnyj vestnik: jelektronnyj nauchnyj zhurnal. - Rezhim dostupa: http://www.scienceforum.ru/20l3/l57/3669.
12. Seliverstova N.A. Jesse po filosofii: temy i metodika podgotovki [Jelektronnyj resurs]. Metodicheskie ukazanija / pod red. V.E. Bydanova. - Jelektron. tekstovye dan. - SPb.: SPbGTI, 2013. - Rezhim dostupa: http:// nowoselie.ru/studentu-2/kursy/seliverstova-n-a-esse-po-filosofii/.