УДК 82-4:378.137
ББК Ш141.12-9-5+Ш301.446р
И. Н. Минеева
Петрозаводск, Россия
ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЭССЕ КАК ЖАНР УЧЕБНОЙ РАБОТЫ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ*
Аннотация. Актуальность заявленной темы вызвана прежде всего необходимостью овладения знаниями и практическими умениями в области чтения и письма студентами-гуманитариями. При этом исследователи и преподаватели основное внимание уделяют главным образом академическим жанрам статьи (научная, научно-популярная, энциклопедическая), рецензии, аннотации, реферату, академическому эссе, курсовой и квалификационной работе. Между тем литературно-художественное эссе как жанр учебной работы в высшей школе в настоящее время проигнорирован. Однако ему принадлежит огромная роль в гуманитарной мысли и искусстве XVIII-XXI вв. Жанр литературно-художественного эссе имеет большой потенциал в формировании «мирового сообщества» и «человека в целом», обладает уникальной способностью соединять «разных людей, разные наднациональные культуры, разные века», раскрывает творческий потенциал студента, способствует формированию понимания миссии чтения и письма, совершенствованию «нестандартного» письма, освоению политических, социальных, межкультурных, коммуникативных, профессиональных компетенций, выработке личных творческих алгоритмов. В статье обозначены жанровые границы и «внутренний потенциал» данного типа эссе, оговорена магистральная европейская, американская и русскоязычная линии жанра в качестве информационного и стратегического (дидактического) источника, предложена система практических вопросов и заданий по эссе Ш. Абдуллаева «Поэзия и местность» с точки зрения типа эссе, объекта и предмета авторефлексии, поэтики и научной рецепции. Представленный материал был апробирован на занятиях по дисциплине «История русской литературы XX в.» на филологическом факультете («Педагогическое образование», бакалавриат, профиль «Русский язык и литература», 4 курс).
Ключевые слова: эссе, литературно-художественное эссе, Ш. Абдуллаев, чтение, письмо.
I. N. Mineeva
Petrozavodsk, Russia
LITERARY ESSAY AS AN ACADEMIC TRAINING GENRE OF THE HIGHER EDUCATION
Abstract. The paper presents literary essay as an academic training genre. The importance of the topic is connected with the need of mastering knowledge and practical skills in the field of student reading and writing. The researchers, educators are mainly focusing on academic genres: article (scientific, popular scientific, encyclopedic), reviews, annotations, academic essays, coursework work. Meanwhile, literary essay as a genre of study in high school is currently ignored. However, it plays an important role in humanitarian thought and art of the XVIII-XXI centuries. Literary essay has great potential in the formation of the «world community» and «the whole person», has the unique ability to combine «different people, different supra-national culture, different ages», reveals the creative potential of students, it promotes the formation of reading comprehension and writing mission, improve the «nonstandard» writing, the development of the political, social, intercultural, communicative, professional competencies, develops personal creative algorithms. The author designates its genre boundaries and «internal potential», incriminates the main European, American and Russian of the genre's line as an information and strategic (didactic) source. Moreover the article offers a practical system of questions and tasks on the Sh. Abdullaev's essay «The poetry and the area» from the point of view of the type of essay, the object and the self-reflection of the subject, poetic and scientific reception.
Keywords: essay, literary essay, Sh. Abdullaev, reading, creative writing.
В современном гуманитарном образовании для успешной учебной и профессиональной деятельности необходимо овладение знаниями и практическими умениями в области чтения и письма. В опубликованных сегодня монографиях, учебных пособиях, статьях ученых, преподавателей вузов, школьных учителей предложены новые трактовки понятия «чтение», обозначены принципы изучения литературы («смысловое чтение», «медленное чтение», «пристальное чтение», «дальнее чтение») [Пранцова, Романичева 2015; Моретти 2016], описаны различные стратегии текстовой читательской деятельности, технологии обучения чтению, пониманию и созданию научных и учебных текстов [Мелентьева 2010; Мелентьева 2014; Мелентьева 2015; Пранцова, Романичева 2015; Смирнова 2016; Усачева 2000; Успешное чтение
* Работа выполнена в рамках Программы стратегического развития ПетрГУ на 2012-2016 годы.
2009; Эко 2009]. При этом основным объектом рассмотрения являются академические жанры статьи (научная, научно-популярная, энциклопедическая), рецензии, аннотации, реферата, академического эссе, курсовой и квалификационной работы. Между тем, литературно-художественное эссе как жанр учебной работы в настоящее время проигнорирован. Однако общеизвестно, что подобному типу эссе принадлежит огромная роль в гуманитарной мысли и искусстве XVШ-ХХI вв. [Зацепин 2006; Зацепин 2010]. Его многовековая востребованность связана, прежде всего, с тем, что он обладает уникальной способностью соединять «разных людей, разные наднациональные культуры, разные века, потому что выражает естественное состояние души и ума человека — сомнение, со-переживание, со-участие» [Кайда 2008: 32]. В подобном типе эссе увлекает «взвешенность опыта, разумная самостоятельность, языковой вкус и интеллект автора», «сложность познания внутреннего мира человека и саморефлексирующего сознания»
[Кайда 2008: 32]. Не случайно его называют жанром «повышенной интеллектуальности» [Зацепин 2010].
Овладение стратегиями чтения и написания литературно-художественного эссе раскрывает творческий потенциал студента, способствует формированию понимания миссии чтения, совершенствованию «нестандартного» письма, освоению политических, социальных, межкультурных, коммуникативных, профессиональных компетенций.
Цель статьи — обозначить жанровые границы и возможности литературно-художественного эссе, представить магистральную европейскую, американскую и русскоязычную линии жанра, предложить систему практических вопросов и заданий по эссе Ш. Абдуллаевна «Поэзия и местность» с точки зрения типа текста, объекта и предмета авторефлексии, поэтики и научной рецепции.
Представленный материал был апробирован на занятиях по дисциплине «История русской литературы XX в.» на филологическом факультете («Педагогическое образование», бакалавриат, профиль «Русский язык и литература», 4 курс).
Литературно-художественное эссе:
жанровые границы и возможности
Каковы жанровые границы эссе и возможности его формы? По верному замечанию прозаика и эссеиста В. В. Аристова, литературно-художественное эссе — жанр «неопределенный, все вбирающий и все выталкивающий» [Аристов 2010]. На первый взгляд, в нем «все смешано или размыто. Допустимо предельное самовыражение, присущее лирической поэзии. И отрешенно-прозаическая речь, приближающаяся к объективности научного текста. И многоголосие изображений, где диалогичность, «полилогичность» драматически доведены до экспрессивных крайностей <...> его «суммирующие», интеграционные смыслы <...> несомненны. Основное — пусть на опытном, экспериментальном поле — формальное присутствие «я» в разных проявлениях <... > важная часть указывает на бытие человека, на его сущность» [Аристов 2010: 222]. Последний тезис В. В. Аристова может быть интерпретирован по-разному.
На наш взгляд, интересная трактовка содержится в работах филолога К. А. Зацепина. Согласно его точке зрения, в эссе условно заложена «объективация нескольких интеллектуальных процедур», которые собственно и раскрывают потенциал авторского «я» в его разных вариантах [Зацепин 2010]. К таким «интеллектуальным процедурам», по мнению К. А. Зацепина, относятся проблематизация, интерпретация и саморефлексия. Раскроем подробнее выводы исследователя:
1) проблематизация — «Вопрошание, а не констатация!» (К. А. Зацепин). «Эссе — это интеллектуальная провокация, остранение привычных форм мышления». В процессе осмысления предмета эссеист рассматривает его с разных сторон, но при этом не охватывает полностью — «единой» и «единственной» — мыслью. Автор «мыслит его незавершенным», поскольку ему чужда «однозначная
семантика» и боязнь «редукции реального опыта переживания предмета». С целью «расширить» и «углубить» свой предмет эссеист использует разные тропы, многозначную семантику, что дает интеллектуальному читателю возможность
«относительно свободного движения в тексте, созидания из его фигур новых смыслов» [Зацепин 2010];
2) интерпретация — «Понимание себя и других в культуре и через культуру» (К. А. Зацепин). Эссе часто обретает форму критики / интерпретации какого-либо произведения искусства / его частного переживания, сквозь призму которого формируется индивидуальное видение мира. Интерпретация «чужого» текста выступает в данном случае «условием возможности понимания себя и других в культуре и через культуру». Автор упорядочивает, структурирует собственные эстетические переживания и преподносит их в некоторой уникальной языковой форме [Зацепин 2010];
3) саморефлексия — «Я верчусь внутри себя самого» (М. Монтень). Рождение эссеистского текста синонимично практике / опыту «созерцания», испытания, «проверки» и отражения пишущим самого себя «в непрерывном движении мысли», «жесте вопрошания» и способности суждения [Зацепин 2010].
Суммируя представления современных теоретиков и историков литературы, философов и лингвистов о сути жанра литературно-художественного эссе, выделим основные его составляющие:
1. Любая тема из сферы искусства, литературы или этики «под пером эссеиста способна преломляться под самым неожиданным углом» [Зацепин 2010]. Она дана в свободном и субъективном толковании. Ее отличает универсальность (даже при трактовке частной темы), особая актуализированность и соотнесенность с настоящим моментом [Лямзина]. Предметом осмысления является не факт или событие, а «результат саморефлексии автора по какому-либо актуальному информационному поводу или явлению» [Синявина 2013]. Чаще всего эссе «работает с летучими, иногда трудноуловимыми материалами» [Аристов 2010]. При этом заголовок эссе может быть независим от темы, т.к. кроме отражения содержания он может являться отправной точкой в размышлениях автора, выражать отношение части и целого [Бодня].
2. Литературно-художественное эссе отличает свободная композиция, парадоксальная манера мышления автора, пафос философичности, «интеллектуальная провокация» [Зацепин 2007]. Он предполагает «различные "эксперименты" над сознанием и последующее письменное выражение» [Зацепин 2007]: сближение в одном тексте разных дискурсов, т.н. «синкретизм» художественного, философского, исторического, публицистического, лингвистического, визуального [Зацепин 2006]; игра с жанрами,1 языком («мыслить в эссе означает: в языке и языком») [Зацепин 2007]; «развернутая» образность,
1 В этом смысле примечательны слова филолога и культуролога М. Эпштейна, «эссе только тогда остается собой, когда непрестанно пересекает границы других жанров, гонимое духом странствий, стремлением все испытать и ничему не отдаться» [Эпштейн].
афористичность, использование неожиданных и емких метафор, сравнений, эпитетов, аллегорические, притчевые образы, символы, смешение разнородных пластов лексики; «предельная концентрация, сгущение семантики за счет особой концептуальной нагруженности риторического ряда, принимающего разнообразнейшие формы», «внутренняя динамика образа, сложная сеть ассоциативных связей, парадокс как способ игры с читателем» [Зацепин 2007]; стилистическая «отточенность» и многоплановость [Синявина 2013], искренность и эмоциональность речи, атмосфера доверия к читателю, разговорная интонация. Эссе намеренно «пренебрегает однозначной семантикой, поскольку в этом случае неизбежна редукция реального опыта переживания предмета. Напротив, используя тропы, фигуры, многозначную семантику, эссе "расширяет" и "углубляет" свой предмет». «Эссеистический текст характеризуется принципиальной внутренней незавершенностью, неструктурированностью,
"черновиковостью", установкой на подвижную, не фиксированную жестко организацию смысла» [Зацепин 2010].
3. Для данного типа эссе характерна «резкая персонализация и индивидуальность манеры автора», «высокий уровень авторефлексии» [Лямзина]. Мыслитель обращен к себе, поиску собственного «Я», самоанализу, самовыражению [Митина 2012: 14], акцент на собственных чувствах, переживаниях, на своем отношении к тому, о чем он пишет.
4. Литературно-художественное эссе оказывает сильнейшее воздействие на читателя, настраивает его на «определенную психологическую волну» «исподволь, незаметно» [Кайда 2008: 25] благодаря стратегиям «убеждения» и «внушения (суггестии)» [Славянская 2009].
На наш взгляд, обозначенные выше качества литературно-художественного эссе нетривиально обобщены в высказывании поэта и искусствоведа Дм. Голынко-Вольфсона: «Эссе выступает значимым инструментом маргинализации литературного высказывания, приравнивания его к идейному или духовному манифесту. Тогда немаловажным признаком эссе делается его неопознаваемость в качестве узнаваемого литературного жеста, иными словами, его инаковость по отношению к магистральной литературной традиции. Эссе задает утопическую перспективу, заставляя автора экспериментировать с теми сюжетами и мотивами, лексическими и метафорическими конструкциями, которые с точки зрения общепринятой поэтики следовало бы признать невозможными. Поскольку эссе нередко отличается бессистемностью или, точнее, внесистемностью, оно эффективно ускользает от любых классификационных признаков. Эссе может содержать компоненты публицистики, мемуаров, дневниковых записей, научного трактата и даже визионерского пророчества, — но все эти компоненты настолько видоизменены, что уже неопознаваемы в своих предыдущих функциональных назначениях. Принцип неопознаваемости — неизменный атрибут эссе, находящегося на стыке философского дискурса, художественной критики, научного мышления и
поэтического творчества, то есть там, где его стилистические и жанровые привязки будут максимально неузнаваемы» [Голынко-Вольфсон 2010].
Жанр литературно-художественного эссе обладает большим внутренним потенциалом. На рубеже XX-XXI вв. исследователи, писатели, критики все чаще прогнозируют появление в эссе новых «онтологических центров», которые «могли бы созидаться в новых соединениях: неединственность самого авторского «я» — множественность «я» внутри «я», опыт коллективных эссе, фигура читателя». В литературно-художественном эссе способны проявляться новые подходы, которые затем, возможно, от «лабораторных опытов» будут перенесены в прозаические произведения или в стихи. Более того, данный вид эссе обладает большим потенциалом в формировании «мирового сообщества» и «человека в целом» [Аристов 2010; Бузальская 2014: 30-33; Славянская 2009; Эпштейн].
Европейская, американская и русскоязычная линии жанра
Обозначим магистральные европейскую, американскую и русскоязычную линии жанра (XIV-XXI вв.) в качестве информационного и стратегического (дидактического) источника, который преподаватель может использовать по-разному на занятиях — от изучения конкретного направления в мировой эссеистике до осмысления индивидуальных эссеистских стратегий и их применения в собственной читательской и письменной практике, выработки личных творческих алгоритмов.
Европейская и американская линии жанра (в т.ч. северо- и латиноамериканская) — Дж. Чосер (Англия, около 1340 (45)-1400), М. Монтень (15331592), Ф. Бэкон (Англия, 1561-1626), Дж. Аддисон (Англия, 1672-1719), Вольтер (Франция, 1694-1778), Д. Дидро (Франция, 1713-1784), Ч. Лэм (Англия, 1775-1834), В. Ирвинг (Америка, 1783-1859), Т. Де Куинси (Англия, 1785-1859), Г. Гейне (Германия, 1797-1856), Г. Д. Торо (Америка, 18171862), М. Валье-Инклан (Испания, 1866-1936), Г. фон Гофманстал (Австрия, 1871-1929), М. Пруст (Франция, 1871-1922), Г. Аполлинер (Франция, 1880-1918), Г. К. Честертон (Англия, 1874-1936), В. Вульф (Англия, 1882-1941), Р. Роллан (Франция, 1866-1944), Б. Шоу (Ирландия, 1856-1950), Х. Бэллок (Франция-Англия, 1870-1953), М. Бирбом (Англия, 1872-1956), Х. Ортега-и-Гассет (Испания, 1883-1955), Т. Элиот (Америка-Англия, 1888-1965), А. Камю (Франция, 1913-1960), Э. М. Форстер (Англия, 1879-1970), Ж.-П. Сартр (Франция, 19051980), Х. Л. Борхес (Аргентина, 1899-1986), Ф. Понж (Франция, 1899-1988), Ж. Тардье (Франция, 19031995), М. Бланшо (Франция, 1907-2003), О. Пас (Мексика, 1914-2008), Э. М. Чоран (Франция-Румыния, 1911-1995), И. Бонфуа (Франция, род. 1923), Дж. Фаулз (Англия, 1926-2005), У. Эко (Италия, род. 1932), Дж. Барнс (Англия, род. 1946), М. Эмис (Англия, род. 1949) и др.
Русскоязычная линия жанра — П. Вяземский (1792-1878), А. С. Пушкин (1799-1837),
Ф. М. Достоевский (1821-1881), Л. Н. Толстой (18281910), В. В. Розанов (1856-1919), Е. И. Замятин (18841937), Л. Шестов (1866-1938), О. Э. Мандельштам (1891-1938), Вяч. Иванов (1866-1949), И. А. Бунин (1870-1953), Д. С. Мережковский (1865-1941), Андрей Белый (1880-1934), Вл. Ходасевич (1886-1939), М. И. Цветаева (1892-1941), Б. Л. Пастернак (18901960), Ю. Тынянов (1894-1943), В. Шкловский (18931984), Ю. Олеша (1899-1960), А. Синявский (19251997), В. Набоков (1899-1977), Г. Айги (1934-2006), Вен. Ерофеев (1938-1990), И. Бродский (1940-199б), А. М. Пятигорский (1929-2009), Д. Пригов (1940-2007), С. Довлатов (1941-1990), П. Вайль (1949-2009), А. Драгомощенко (1946-2012), Ф. Искандер (род. 1929), А. Битов (род. 1937), М. Харитонов (род. 1937), Саша Соколов (род. 1943), З. Зиник (род. 1945), Г. Брускин (род. 1945), Л. Рубинштейн (род. 1947), М. Эпштейн (род 1950), Т. Толстая (род. 1951), А. Генис (1953), Ш. Абдуллаев (род 1957), А. Секацкий (род. 1958), В. Голованов (род. 1960), А. Макушинский (род. 1960), К. Кобрин (род. 1964), А. Скидан (род. 1965), Дм. Голынко-Вольфсон (род. 1969) и т.д.
Практическая часть
Задание № 1. Литературно-художественное эссе: Ш. Абдуллаев «Поэзия и местность»:
тип, объект и предмет авторефлексии, поэтика, научная рецепция
1. Прочитайте эссе создателя и лидера «ферганской поэтической школы», прозаика, эссеиста Шамшада Абдуллаева (Узбекистан) «Поэзия и местность» (см. публ. текста: «Ферганский Альманах». URL: http://library.ferghana.ru/almanac/shamshad22.htm) и ответьте на ряд вопросов:
• К какому типу эссе относится текст Ш. Абдуллаева? Аргументируйте свою позицию.
• Охарактеризуйте объект и предмет авторефлексии.
• Раскройте своеобразие «плана выражения» эссе и прокомментируйте свои наблюдения по следующим позициям: 1) специфика фабулы; 2) внутренняя динамика образов ландшафта и поэта (субъекта/созерцателя), их отношения, способы создания и роль; 3) принципы смыслообразования и повествовательные / текстуальные механизмы, игра с «внутренним потенциалом» текста — усложненность текстуальных конструкций; цепочка ассоциативных связей, сравнений, метафор; эффект смысловой непрозрачности и непредсказуемости, смыслового парадокса; сочетание элементов поэтического / публицистического / научного дискурсов; особенности ритмической организации текста; 4) характер игры с читателем и возможной рефлексии.
2. Познакомьтесь со статьей К. Зацепина «Письмо-лабиринт: траектории чтения ''Поэзия и местность'' Ш. Абдуллаева», посвященной интерпретации текста ферганского поэта (См. публ. текста: TextOnly.ru. 2008. № 27. URL:
http://textonly.ru/case/?issue=27&article=27969). Сопоставьте собственные наблюдения над «грамматикой» эссе с трактовкой исследователя. В чем обнаруживается «сходство» ваших позиций, в чем альтернативность?
3. Выполните письменно филологический анализ эссе Ш. Абдуллаева «Поэзия и местность». Вид и метод анализа определяется студентом самостоятельно (объем 3 000 — 4 000 слов).
4. Подготовьте собственное литературно -художественное эссе на тему «Поэзия и местность» (объем 3 000 слов).
5. Обсудите выполненные работы на занятии в группе. Какие эссе оказались для вас наиболее интересными с точки зрения содержания и «грамматики»?
ЛИТЕРАТУРА
Аристов В. Эссе: онтологические установки и формальные границы // НЛО. — 2010. — № 104. — С. 218-222.
Бодня А. А. Методические рекомендации по написанию эссе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://bodnia.ru/index.php/ghfdbkj-d-gfgre/49-rechevedenie/471-esse.html (дата обращения: 01.09.2015).
Бузальская Е. В. Эссе: философия жанра // Научное мнение. — 2014. — № 1. — С. 30-33.
Голынко-Вольфсон Дм. Эссе о невозможности эссе (Проза Аркадия Драгомощенко в контексте современной эссеистики) // НЛО. — 2010. — № 104. — С. 202-217.
Зацепин К А. Эссе как коммуникативная форма: проблемы чтения (на материале современной эссеистики): автореф. дисс. ... канд. филол. наук. — Самара, 2006. — 202 с.
Зацепин К. А. «Мыслить литературой» или эссе как художественный феномен // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология. — 2007. — № 2. — С. 195-209.
Зацепин К. А. Эссе: от философии к литературе // НЛО. — 2010. — № 104. — С. 191-201.
Кайда Л. Г. Эссе: стилистический портрет. — М., 2008. — 98 с.
Лямзина Т. Ю. Жанр эссе (к проблеме формирования теории) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.psujourn.narod.ru/lib/sci_p.htm_(дата обращения: 01.09.2015). "
Мелентьева Ю. П. Чтение: явление, процесс, деятельность. — М., 2010. — 180 с.
Мелентьева Ю. П. О чтении: размышления о теоретических аспектах чтения. — М., 2014. — 182 с.
Мелентьева Ю. П. Общая теория чтения. — М., 2015. — 229 с.
Митина С. И. Личность и эпоха в зеркале философской эссеистики // Человек. Культура. Образование. — 2012. — № 4. — С. 14.
Моретти Ф. Дальнее чтение ; пер. с англ. А. Вдовина, О. Собчука, А. Шели ; науч. ред. перевода И. Кушнарева. — М., 2016. — 352 с.
Пранцова Г. В., Романичева Е. С. Современные стратегии чтения: теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом: учебное пособие. — М., 2015. — 368 с.
Синявина А. А. К вопросу об интертекстуальных компонентах в эссе // Труды Ростовского гос. универ. путей сообщения. — 2013. — № 1 (22). — С. 138-143.
Славянская Н. В. Реализация функций воздействия в тексте эссе: дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2009. — 176 с.
Смирнова И. Н. Глобальный человек и его «бесценное сознание» (По материалам студенческих философских эссе) // Вестник Ивановского
государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2016. — № 2 (16). — С. 32-42.
Усачева И. В. Курс эффективного чтения учебного и научного текста. — М., 2000. — С. 68.
Успешное чтение: теория и практика. Методическое пособие для педагогов. — СПб., 2009. — 168 с.
Эко У. От Интернета к Гутенбергу // Чтение с листа, с экрана и «на слух»: опыт России и других стран. Сб. Материалов для руководителей программ по продвижению чтения / сост. Е. Ю. Гениева, Ю. П. Мелентьева. — М., 2009. — 256 с.
Эпштейн М. Эссе об эссе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.emory.edu/
INTELNET/esse_esse.html (дата обращения 01.09.2015).
REFERENCES
Aristov V. Jesse: ontologicheskie ustanovki i formal'nye granicy // NLO. — 2010. — № 104. — S. 218-222.
Bodnja A. A. Metodicheskie rekomendacii po napisaniju jesse [Jelektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: http://bodnia.ru/index.php/ghfdbkj-d-gfgre/49-rechevedenie/471-esse.html (data obrashhenija: 01.09.2015).
Buzal'skaja E. V. Jesse: filosofija zhanra // Nauchnoe mnenie. — 2014. — № 1. — S. 30-33.
Golynko-Vol'fson Dm. Jesse o nevozmozhnosti jesse (Proza Arkadija Dragomoshhenko v kontekste sovremennoj jesseistiki) // NLO. — 2010. — № 104. — S. 202-217.
Zacepin K. A. Jesse kak kommunikativnaja forma: problemy chtenija (na materiale sovremennoj jesseistiki): avtoref. diss. ... kand. filol. nauk. — Samara, 2006. — 202 s.
Zacepin K. A. «Myslit' literaturoj» ili jesse kak hudozhestvennyj fenomen // Vestnik Samarskoj gumanitarnoj akademii. Serija: Filosofija. Filologija. — 2007. — № 2. — S. 195-209.
Zacepin K. A. Jesse: ot filosofii k literature // NLO. — 2010. — № 104. — S. 191-201.
Kajda L. G. Jesse: stilisticheskij portret. — M., 2008. — 98 s.
Ljamzina T. Ju. Zhanr jesse (k probleme formirovanija teorii) [Jelektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa:
http://www.psujourn.narod.ru/lib/sci_p.htm (data
obrashhenija: 01.09.2015).
Melent'eva Ju. P. Chtenie: javlenie, process, dejatel'nost'. — M., 2010. — 180 s.
Melent'eva Ju. P. O chtenii: razmyshlenija o teoreticheskih aspektah chtenija. — M., 2014. — 182 s.
Melent'eva Ju. P. Obshhaja teorija chtenija. — M., 2015. — 229 s.
Mitina S. I. Lichnost' i jepoha v zerkale filosofskoj jesseistiki // Chelovek. Kul'tura. Obrazovanie. — 2012. — № 4. — S. 14.
Moretti F. Dal'nee chtenie ; per. s angl. A. Vdovina,
0. Sobchuka, A. Sheli ; nauch. red. perevoda
1. Kushnareva. — M., 2016. — 352 s.
Prancova G. V., Romanicheva E. S. Sovremennye strategii chtenija: teorija i praktika. Smyslovoe chtenie i rabota s tekstom: uchebnoe posobie. — M., 2015. — 368 s.
Sinjavina A. A. K voprosu ob intertekstual'nyh komponentah v jesse // Trudy Rostovskogo gos. univer. putej soobshhenija. — 2013. — № 1 (22) — S. 138-143.
Slavjanskaja N. V. Realizacija funkcij vozdejstvija v tekste jesse: dis. ... kand. filol. nauk. — SPb., 2009. — 176 s.
Smirnova I. N. Global'nyj chelovek i ego «bescennoe soznanie» (Po materialam studencheskih filosofskih jesse) // Vestnik Ivanovskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Gumanitarnye nauki. — 2016. — № 2 (16). — S. 32-42.
Usacheva I. V. Kurs jeffektivnogo chtenija uchebnogo i nauchnogo teksta. — M., 2000. — S. 68.
Uspeshnoe chtenie: teorija i praktika. Metodicheskoe posobie dlja pedagogov. — SPb., 2009. — 168 s.
Jeko U. Ot Interneta k Gutenbergu // Chtenie s lista, s jekrana i «na sluh»: opyt Rossii i drugih stran. Sb. Materialov dlja rukovoditelej programm po prodvizheniju chtenija / sost. E. Ju. Genieva, Ju. P. Melent'eva. — M., 2009. — 256 s.
JepshtejnM. Jesse ob jesse [Jelektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: http://www.emory.edu/
INTELNET7esse_esse.html (data obrashhenija: 01.09.2015).
Данные об авторе
Инна Николаевна Минеева — кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы и журналистики Петрозаводского государственного университета (Петрозаводск). Адрес: 185910, Петрозаводск, пр. Ленина, 33. E-mail: InnaV2003@yandex.ru.
About the author
Inna Nikolaevna Mineeva is a Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Russian Literature and Journalism, Petrozavodsk State University (Petrozavodsk).