Научная статья на тему 'Специфика квалификационной письменной работы по философии в современном техническом вузе: общие размышления по вопросу написания эссе'

Специфика квалификационной письменной работы по философии в современном техническом вузе: общие размышления по вопросу написания эссе Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
688
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / МИШЕЛЬ МОНТЕНЬ / РЕФЕРАТ / ТЕМАТИЗАЦИЯ / ФИЛОСОФИЯ / ЭССЕ / COMPETENCE / ESSAYS / MICHEL DE MONTAIGNE / PHILOSOPHY / ESSAY / THEMING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пятилетова Людмила Владимировна, Тимофеев Олег Игоревич

Статья посвящена рассмотрению одной из актуальных форм обучения философии в современном (техническом) вузе – эссе: раскрываются особенности эссе как квалификационной (письменной) работы по вузовскому курсу «Философия» путём обращения к истории рождения эссе в качестве жанра (М. Монтень «Опыты»). Осознание специфики жанровых особенностей эссе позволяет студенту более качественно выполнить данный вид работы, не подменяя его ни «сочинением на заданную тему», ни реферативным исследованием. Особое внимание уделено проблемам «тематизации» и «чистоты формы» эссе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Пятилетова Людмила Владимировна, Тимофеев Олег Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The specificity of the qualifying written work on philosophy in the modern technical high school: general reflections on the issue of writing an essay

The paper is devoted to one of the actual forms of education in modern technical гniversity – essay: the peculiarities of the essay as a qualifying written work on University course «Philosophy» are described in the paper by referring to the history of the essay as a genre (Michel de Montaigne, «Experience»). Awareness of specific genre features of essay allows students to perform this type of work better, replacing it by neither composition, nor the abstract of the study. Special attention is paid to the problems of «theming» and «purity of form» of an essay.

Текст научной работы на тему «Специфика квалификационной письменной работы по философии в современном техническом вузе: общие размышления по вопросу написания эссе»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Пятилетова Л. В., Тимофеев О. И. Специфика квалификационной письменной работы по философии в современном техническом вузе: общие размышления по вопросу написания эссе // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15313. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15313.htm. - ISSN 2304-120X.

ART 15313

УДК 37.017.922

Пятилетова Людмила Владимировна,

кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет путей сообщения», г. Екатеринбург

Тимофеев Олег Игоревич,

студент ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет путей сообщения», г. Екатеринбург

Специфика квалификационной письменной работы по философии в современном техническом вузе: общие размышления по вопросу написания эссе

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению одной из актуальных форм обучения философии в современном (техническом) вузе - эссе: раскрываются особенности эссе как квалификационной (письменной) работы по вузовскому курсу «Философия» путём обращения к истории рождения эссе в качестве жанра (М. Монтень «Опыты»). Осознание специфики жанровых особенностей эссе позволяет студенту более качественно выполнить данный вид работы, не подменяя его ни «сочинением на заданную тему», ни реферативным исследованием. Особое внимание уделено проблемам «тематизации» и «чистоты формы» эссе.

Ключевые слова: философия, эссе, реферат, Мишель Монтень, компетенции, те-матизация.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям.

Жанр живёт настоящим, но всегда помнит своё прошлое, своё начало.

М. Бахтин

Если принять за доказанный факт, что «блуждающая сущность» эссе - это «не дефект теоретической мысли, а глубинное свойство самого жанра, заставляющее его постоянно перерастать свои собственные жанровые границы»... то его гуманитарная территория трудно обозрима. На ней располагается, говоря пафосно, жанр повышенной интеллектуальности и концептуальности, жанр без границ и возраста. Построенный на сопоставлении опыта других и индивидуального опыта автора.

Людмила Кайда

Курс «Философия» (на примере Уральского государственного университета путей сообщения, г. Екатеринбург) представляет собой систематизированное изложение базовых тем философии как учебной дисциплины, задача которой не только ознакомить студента с основной философской проблематикой, но и сформировать у него (с последующим выводом в зону активного использования в профессиональной деятельности) понятийное мышление в области философской рефлексии. В этом качестве философия уже начинает являть себя не как формально-отстранённый предмет, а как настоящее путешествие в области человеческого духа, мышления, «приключения сознания», что выводит студента в поле профессионально сформированного взгляда человека на мир и своё место в нём.

1

ISSN 2304-12QX

научно-методический электронный >курнал

Пятилетова Л. В., Тимофеев О. И. Специфика квалификационной письменной работы по философии в современном техническом вузе: общие размышления по вопросу написания эссе // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15313. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15313.htm. - ISSN 2304-120X.

Последовательно движение от темы к теме позволяет заложить основы стратегического мышления; осознанного, ответственного отношения к происходящему в мире, наделённому человеческими смыслами, требующими непрерывной расшифровки и созидания; а также основы рациональных форм познания мира.

Курс оснащён конспектами лекций; материалами для дополнительного изучения учебного материала (видео, учебные тексты и др.), что позволяет актуализировать изучаемые темы, вывести их в пространство повседневной жизни, в режим «повседневной» философской рефлексии, интенсифицировав интеллектуальную жизнь слушателя; заданиями к практическим занятиям; тематическими тестами, позволяющими закрепить, эффективнее освоить понятийный аппарат (современной) философии и др. (Все указанные методические материалы размещены в электронной системе поддержки обучения Blackboard.)

Цель изучения курса «Философия» в современном техническом вузе - формирование у будущих специалистов компетенций, позволяющих осуществлять свою профессиональную деятельность наиболее эффективно, ориентируясь на специфику отрасли.

Одним из современных видов (письменных) квалификационных работ по философии является эссе.

В результате написания и защиты эссе формируются следующие компетенции (на примере требований «ФГОС+» к программам бакалавриата по направлению подготовки «Информационные системы и технологии» [1]):

ОК-1: овладение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь.

ОК-6: умение применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования.

Эссе является одной из универсально применяемых (как в сфере высшего, так и среднего образования) форм отчётности. В сфере высшего образования эссе по философии только начинает внедряться, а между тем есть многолетний опыт средней школы, который игнорировать никак нельзя.

Так, за последние годы отчётная работа по обществоведению (предмет, напрямую предшествующий изучению философии) видоизменилась: произошёл отказ от эссе, на смену которому небезосновательно пришло мини-сочинение (сочинение-рассуждение с элементами доказательства).

Необходимо понять причины отказа: 1) неумение учащихся излагать мысли («в целом... учителя-обществоведы... признали эссе неудавшимся экспериментом, который не по силам ученику, не писавшему сочинений по литературе, тому, чью способность формулировать мысли не развивали уже с пятого класса» [2]); 2) незнание первоисточников (этот «недостаток» - одна из основных претензий и к мини-сочинению: большинство произведений не читали или не помнят: «То, что читают дети и приводят нам в пример, нам часто попросту не известно. Приходится верить на слово» [3]).

Этот опыт следует основательно осмыслить в первую очередь преподавателям высшей школы с тем, чтобы была «ясность формы» - адекватное понимание специфики эссе как вида квалификационной работы по философии, что (в свою очередь) позволит на вводном занятии по философии, когда (в том числе) обсуждается вопрос итоговых отчётностей, прояснить студентам все существенные моменты процесса

2

ISSN 2304-120X

научно-методический электронный журнал

Пятилетова Л. В., Тимофеев О. И. Специфика квалификационной письменной работы по философии в современном техническом вузе: общие размышления по вопросу написания эссе // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15313. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15313.htm. - ISSN 2304-120X.

написания эссе (идеальным вариантом будет сопровождение этого вида работы методическими рекомендациями по написанию эссе по философии, где чётко отражены принципиальные моменты и требования по выполнению эссе).

Общие размышления на тему, как устранить недостатки, сразу наталкивается ещё и на вопрос о преемственности форм письменной отчётности по философии в высшей школе: эссе пришло на смену реферату, и в данном случае необходимо (на уровне «автоматизма наблюдений», В. Шаламов) ясно осознать их принципиальное различие и уровень сложности исполнения.

«Пилотные проекты» (например, в УрГУПС) показывают, что студенты в первую очередь путают эссе с жанром «сочинение на свободную тему», где преобладает, зачастую заполняя собой всё пространство эссе, любимая для «массового человека» (Х. Ортега-и-Гассет) «Я-позиция»: «я так считаю», «мне так кажется».

Таким образом, от эссе берётся только форма «изначального жанра эссе». Поэтому с «категории» формы в первую очередь и приходится начинать, размышляя о феномене эссе, ведь эта аберрация небезосновательна.

Здесь необходимо вспомнить об основателе жанра эссе, который сходу задаёт сбивающую с толку «наивного студента» «Я-тональность», - французском философе М. Монтене (день рождения эссе - появление «Опытов», 1580 г.): «Содержание моей книги - я сам», «Это искренняя книга, читатель. Она с самого начала предуведомляет тебя, что я не ставил себе никаких иных целей, кроме семейных и частных. Я нисколько не помышлял ни о твоей пользе, ни о своей славе. Силы мои недостаточны для подобной задачи. Назначение этой книги - доставить своеобразное удовольствие моей родне и друзьям: потеряв меня (а это произойдет в близком будущем), они смогут разыскать в ней кое-какие следы моего характера и моих мыслей и, благодаря этому, восполнить и оживить то представление, которое у них создалось обо мне» [4].

Но вот в чём дело: о нём ли только, о частном семейном круге идёт речь? Вчитываясь глубже в «Опыты» М. Монтеня, можно понять, что автор «лукавит»: содержанием эссе является нечто большее (общее, универсальное, типическое): опыт человеческий переживаний - «Замысел формирует новый жанр: в эссе соединяются мысли и конкретные дела, события и факты, а индивидуальная судьба отражает эпоху. В комментарийном движении мысли возрастает удельный вес каждого конкретного примера. Ничего не говорится просто так, все имеет смысл реальный и исторический. И абсолютно не претендуя на роль пророка, провидца человеческих судеб или философа («Я свободно высказываю свое мнение обо всем, даже о вещах, превосходящих иногда мое понимание и совершенно не относящихся к моему ведению»...), автор отбирает такие факты и так всесторонне их рассматривает, что они сами по себе, казалось бы, единичные приобретают в философском контексте новый обобщенный смысл [5].

Таким образом, в сравнении с рефератом, с которым студенты (во вторую очередь) путают эссе, мы имеем дело с новой - более «свободной» по духу выражения своих мыслей - формой отчётности - эссе, которое именно своей формой может создавать впечатление «вольницы»: неупорядоченного, нарочито произвольного «потока самовыражения». Однако, обращаясь к эссеистике М. Монтеня, отметим: секрет в том, что текст передает естественный процесс думания. При этом важно уловить ход мысли, ее «танец», если можно так сказать, подчиненный какой-то внутренней мелодии. Это не череда речевых объектов, беспорядочно толпящихся в голове автора. Сам Монтень так объясняет происходящее: «Я излагаю свои мысли по мере того, как они у меня появляются; иногда они теснятся гурьбой, иногда возникают по

3

ISSN 2304-12QX

научно-методический электронный >курнал

Пятилетова Л. В., Тимофеев О. И. Специфика квалификационной письменной работы по философии в современном техническом вузе: общие размышления по вопросу написания эссе // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15313. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15313.htm. - ISSN 2304-120X.

очереди, одна за другой. Я хочу, чтобы виден был естественный и обычный ход их, во всех зигзагах. Я излагаю их так, как они возникли» [6].

И если технология эссе как жанра на первый взгляд трудноуловима, то технология эссе как отчётной работы (по аналогии с технологией выполнения реферата) достаточно подробно описана в методической литературе (выбор темы, методика подбора литературы, построение эссе, структура аппарата доказательств, требования к фактическим данным и другим источникам, критерии оценки эссе и др.).

Таким образом, эссе, как и реферативная работа, предполагает владение культурой мышления (умение мыслить, грамотно структурируя информацию; аутентичное использование изученных понятий, научный стиль речи; выделение причинно-следственных связей; оттачивание аппарата аргументации и многое другое), нацелено на формирование ОК-1, ОК-6.

Однако, делая небольшое отступление, отметим: на наш взгляд, когда речь заходит об эссе как отчётной форме по философии (и по написанию эссе вообще), в методической литературе наблюдаются «перекосы» в сторону излишней «реферети-зации» эссе: выбор научной темы предполагает научный дискурс, поэтому зачастую автоматически происходит «сползание» к форме реферата. Трудноуловимая природа эссе полностью к этому располагает.

Но у пишущего и читающего эссе остаётся «чутьё на форму» - это не рационализируемое знание, знание на уровне «ощущения эссе»: когда читающий эссе «кожей» чувствует неутомимое, живое, пульсирующее в поиске смыслов Я пишущего, пробивающееся в тексте через осмысление (переживание) и многократное переосмысление чужого и личного опыта и знаний. Так генетическая «память» жанра проявляет себя через неизменный формообразующий «тренд» эссе, именно поэтому форма эссе является определяющей как «содержательная форма».

В качестве примера приведём отрывок из эссе (художественного) нашей современницы, абсолютного победителя конкурса «Учитель года России» (2014 г.) учителя биологии Аллы Головенькиной (художественное эссе от философского отличить весьма сложно; в данном случае этот отрывок хорошо передаёт внешнюю «Я форму» эссе): «Мы все бежим, торопимся. И некогда остановиться, посмотреть в глаза тем, ради кого, собственно, я - учитель. Некогда увлечь идеями, творить, выслушать. А они ждут... Недолго, правда. А потом начинают скучать и на уроках, и в школе вообще.

Стоп! Я так не хочу! А как хочу? Хочу, чтобы рамок, в которые волей и неволей мы сами себя загоняем, не стало. Рамки - клетка! А живущему в клетке крылья мешают. Хочу расправить крылья, окунуться в творчество, парить над обыденностью, увлекать за собой учеников! Хочу!» [7]

В качестве иллюстративного текста эссе по философии обратимся к эталонному тексту - отрывку из «Мыслей» Б. Паскаля, Вне всякого сомнения, процедура мотивации студентов (на вводном занятии) по написанию эссе может проходить легко и непринуждённо, если зазвучит живой голос философа-эссеиста (в данном случае студент может заинтересоваться центральной проблематикой философской антропологии: вопросами природы и сущности человека):

«Величие человека.

Природу человека можно рассматривать с двух сторон: по отношению к цели его, и тогда он является великим и несравненным, или как смотрит большинство, как судят, например, о натуре лошади или собаки, т. е. хорошо ли она бежит и хорошего ли нрава, тогда человек покажется отвратителен и жалок. Таковы два пути, ведущие к совершенно разным заключениям и служащие поводом к столь жарким спорам философов.

II

4

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Пятилетова Л. В., Тимофеев О. И. Специфика квалификационной письменной работы по философии в современном техническом вузе: общие размышления по вопросу написания эссе // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15313. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15313.htm. - ISSN 2304-120X.

XI

Человек - самая ничтожная былинка в природе, но былинка мыслящая. Не нужно вооружаться всей вселенной, чтобы раздавить её. Для её умерщвления достаточно небольшого испарения, одной капли воды. Но пусть вселенная раздавит его, человек станет ещё выше и благороднее своего убийцы, потому что он сознаёт свою смерть; вселенная же не ведает своего превосходства над человеком.

Таким образом, всё наше достоинство заключается в мысли. Вот чем должны мы возвышаться, а не пространством, продолжительностью, которых нам не наполнить. Будем же стараться хорошо мыслить: вот начало нравственности» [8].

Помимо ложного восприятия формы (как способа организации целого) эссе существует заблуждение и по поводу содержания эссе, тоже косвенно вытекающее из гипертрофированной в массовом сознании «Я-позиции»: содержание эссе редуцируется к генерализации собственного жизненного опыта пишущего, обобщению (более или менее структурированному) личных впечатлений.

Внимательное прочтение «Опытов» позволяет снова и снова уличать автора произведения в «лукавстве» - о себе ли только пишет он, о своём ли только индивидуализированном опыте? «Я заимствую у других то, что повышает ценность моего изложения», «Я заимствую у других то, что не умею выразить столь же хорошо либо по недостаточной выразительности моего языка, либо по слабости моего ума», «Я не веду счёта моим заимствованиям... отбираю и взвешиваю их», «Они все, за очень небольшими исключениями, принадлежат столь выдающимся и древним авторам, что сами говорят за себя», «Я хочу, чтобы они в моем лице поднимали на смех Плутарха или обрушивались на Сенеку», «Я приветствовал бы того, кто сумел бы меня разоблачить, то есть по одной лишь ясности суждения, по красоте или силе выражений сумел бы отличить мои заимствования от моих собственных мыслей». [9] Другими словами, за «индивидуальным опытом» М. Монтеня на самом деле скрывается исторический духовный опыт человечества: обнаруживаются глубокое знание первоисточников и их скрупулёзный критический анализ. В данном случае, переводя на язык «формальных отчётностей», проделана серьёзная реферативная работа, облечённая в иную форму, рождённую автором «Опытов» (от латинского “exagium” - взвешивание), - форму эссе. Таким образом, здесь латентно содержится реферат: эта работа подразумевается. Но в эссе «сливки» (реферативной) критической работы просвечивают сквозь ткань опыта личных переживаний (от французского “essai” - попытка, проба, очерк).

Так «легкомысленное» определение эссе как небольшого объёма прозаического сочинения/рассуждения со свободной композицией перерастает в понимание эссе как самостоятельного исследования с чётким изложением сути поставленной проблемы, предварительно проведённым анализом с использованием концепций и аналитического инструментария философии, с выводами, отражающими авторскую позицию по поставленной проблеме.

Таким образом, в форме и содержании эссе как отчётной письменной работы по философии полностью отражается природа эссе, всё его неповторимое обаяние. Понимание природы эссе как жанра, на наш взгляд, позволяет студенту лучше осознать специфику эссе, не путать ни с «сочинением на заданную тему», ни с реферативным исследованием. Более того, эссе в силу актуальности формы, позволяющей наиболее «лично» присутствовать в пространстве научного дискурса, даёт возможность студенту наиболее эффективно (и «прагматично») осваивать учебный материал по курсу «Философия», в целом повышая качество и культуру мышления.

Эффект «личного присутствия» (и, как следствие, высокая мотивация при написании эссе) не в последнюю очередь достигается за счёт аутентичного выбора темы,

5

ISSN 2304-12QX

научно-методический электронный >курнал

Пятилетова Л. В., Тимофеев О. И. Специфика квалификационной письменной работы по философии в современном техническом вузе: общие размышления по вопросу написания эссе // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15313. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15313.htm. - ISSN 2304-120X.

ведь эссе - это во многом «тематизация» (Э. Гуссерль) себя («способ объективации жизненного мира» [10]) (это касается процессов и создания, и чтения эссе: «Не в Мон-тене, а во мне самом содержится всё, что я в нём вычитываю!» [11]).

Выбор темы во многом является определяющим. Тема должна «прорастать» из жизненного опыта студента в аспекте остро стоящих насущных жизненных проблем. Здесь мы имеем дело с самыми интимными (философскими) вопросами человеческой души. И форма (философского) эссе является наиболее подходящей для самовыражения души. Эссе содержит все возможности для этого: «и личностный характер подхода к проблеме, и интимность её подачи, и несистематичность, и момент «опыта» [12].

Формулировка темы идентична формулировке (личной) жизненной проблемы («В дискурсе жизнь идентифицируется с порядком «артикуляции», концентрируя свободную практику переживания - в тему. Жизнь порождает темы; дискурс запечатлевает жизнь... всякий дискурс "говорит” столько, сколько позволяет ему заранее выбранная тема» [13]), именно поэтому в данном вопросе студенту требуется помощь специалиста - преподавателя философии.

Ссылки на источники

1. ФГОС ВО по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии (уровень бакалавриата). - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/090302.pdf.

2. Сочинение: как, зачем, для кого. - URL: http://lgz.ru/article/-16-6506-22-04-2015/sochinenie-kak-zachem-dlya-kogo/.

3. Там же.

4. Монтень М. Опыты. - URL: http://www.libok.net/writer/14426/kniga/62653/monten_mishel/opyityi/read.

5. Кайда Л. Эссе: стилистический портрет. - URL: http://coollib.com/b/154271/read.

6. Там же.

7. Человек пишущий. Анализ результатов конкурсного задания «Эссе «Я - учитель». - URL: http://www.ug.ru/toy_article/24.

8. Паскаль Б. Мысли. - URL: http://vzms.org/pascal.htm.

9. Монтень М. Указ. соч.

10. Огурцов А. П. Тематизация, выдвижение темы. - URL: http://epistemology_of_science.aca-demic.ru/793/%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D 0%B8%D1%8F.

11. Паскаль Б. Указ. соч.

12. Рубцова Е. В. Эссе // Многообразие жанров философского дискурса: коллективная монография. -Екатеринбург, 2001. - С. 74.

13. Севастеенко А. В. Тематизация философского дискурса в его жанровых метаморфозах: тема любви // Многообразие жанров философского дискурса: коллективная монография. - Екатеринбург, 2001. - С. 131, 125.

Lyudmila Pyatiletova,

Candidate of Philosophy, Assistant Professor at the chair Philosophy and History, Ural State University of Railway Transport, Ekaterinburg Oleg Timofeev,

Student, Ural State University of Railway Transport, Ekaterinburg

The specificity of the qualifying written work on philosophy at modern technical higher educational institution: general reflections on the issue of writing an essay

Abstract. The paper is devoted to one of the actual forms of education in modern technical miversity - essay: the peculiarities of the essay as a qualifying written work on University course «Philosophy» are described in the paper by referring to the history of the essay as a genre (Michel de Montaigne, «Experience»). Awareness of specific genre features of essay allows students to perform this type of work better, replacing it by neither composition, nor the abstract of the study. Special attention is paid to the problems of «theming» and «purity of form» of an essay.

Key words: philosophy, essay, Michel de Montaigne, competence, theming.

6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Пятилетова Л. В., Тимофеев О. И. Специфика квалификационной письменной работы по философии в современном техническом вузе: общие размышления по вопросу написания эссе // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15313. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15313.htm. - ISSN 2304-120X.

References

1. FGOS VO po napravleniju podgotovki 09.03.02 Informacionnye sistemy i tehnologii (uroven' bakalav-riata). Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/090302.pdf (in Russian).

2. Sochinenie: kak, zachem, dlja kogo. Available at: http://lgz.ru/article/-16-6506-22-04-2015/sochinenie-kak-zachem-dlya-kogo/ (in Russian).

3. Ibid.

4. Monten', M. Opyty. Available at: http://www.libok.net/writer/14426/kniga/62653/monten_mishel/opy-ityi/read (in Russian).

5. Kajda, L. Jesse: stilisticheskij portret. Available at: http://coollib.com/b/154271/read (in Russian).

6. Ibid.

7. Chelovek pishushhij. Analiz rezul'tatov konkursnogo zadanija “Jesse «Ja - uchitel'”. Available at: http://www.ug.ru/toy_article/24 (in Russian).

8. Paskal', B. Mysli. Available at: http://vzms.org/pascal.htm (in Russian).

9. Monten' M. Op. cit.

10. Ogurcov, A. P. Tematizacija, vydvizhenie temy. Available at: http://epistemology_of_science.aca-demic.ru/793/%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D 0%B8%D1%8F (in Russian).

11. Paskal', B. Op. cit.

12. Rubcova, E. V. (2001) “Jesse”, Mnogoobrazie zhanrov filosofskogo diskursa: kollektivnaja monografija, Ekaterinburg, p. 74 (in Russian).

13. Sevasteenko, A. V. (2001) “Tematizacija filosofskogo diskursa v ego zhanrovyh metamorfozah: tema ljubvi”, Mnogoobrazie zhanrov filosofskogo diskursa. Kollektivnaja monografija, Ekaterinburg, pp. 131, 125 (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию 17.08.15 Получена положительная рецензия 19.08.15

Received Received a positive review

Принята к публикации 19.08.15 Опубликована 28.09.15

Accepted for publication Published

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Пятилетова Л. В., Тимофеев О. И., 2015

www.e-koncept.ru

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.