Педагогика
УДК 378.147
кандидат философских наук, доцент Завьялова Людмила Павловна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Красноярск); кандидат психологических наук, доцент Мешкова Ирина Владимировна
Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал)
Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил)
ЭССЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ ФИЛОСОФИИ У СТУДЕНТОВ НЕГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Аннотация. Обосновывается актуальность проблемы использования активных методов обучения для формирования внутренней учебной мотивации студентов вуза. В качестве эффективного средства формирования интереса к изучению философии у студентов технической специальности «Строительство» рассматривается эссе. Представлены результаты исследования, подтверждающие, что на начальном этапе изучения курса «Философия» эссе выполняет мотивационно-познавательную функцию.
Ключевые слова: философия, обыденно-житейская философия, философия как учебная дисциплина, высшее образование, эссе, студенты вуза.
Annotation. The relevance of a problem of use of active methods of training for formation of internal educational motivation of students of higher education institution in the course of studying of a course of philosophy is proved. As an effective remedy of formation of interest in philosophical problems at students of technical specialty "Construction" the essay is considered. The results of a research confirming what at the initial stage of studying of a course of philosophy of the essay performs motivational and informative function are presented.
Keywords: philosophy, ordinary and everyday philosophy, philosophy as subject matter, the higher education, essay, students of higher education institution.
Введение. Преподавание философии в системе вузовского образования имеет свою специфику. Во всех высших учебных заведениях нашей страны курс философии является базовым для всего цикла гуманитарных наук. Изучение данной дисциплины, прежде всего, связано с формированием мировоззрения молодых людей, в этом заключается ее практическое значение. Так, например, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования выпускник, освоивший программу бакалавриата по направлению подготовки «Строительство», должен обладать общекультурной компетенцией — способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1). Однако сегодня высшее техническое образование не в полной мере обеспечивает интеграцию естественнонаучных, специальных дисциплин и философского знания. Слабость философской подготовки препятствует формированию такой ключевой для будущего специалиста компетентности, как способность к критическому и творческому мышлению, которая требуется Федеральными государственными образовательными стандартами по всем направлениям подготовки [цит. по: 2, с. 19].
На протяжении длительной истории своего развития философия выполняла и выполняет в обществе основные функции, среди которых можно выделить мировоззренческую, познавательную, методологическую, аксиологическую и другие. Философия содержит гуманистические идеалы, способствующие формированию ценностных ориентаций человека, помогает решать вопросы, связанные с поиском своего места в жизни, определения ее смысла, адаптации к условиям жизни в современном мире. Все сказанное выше позволяет оценить важную роль преподавания философии в вузе.
Опросы студентов показывают, что философия является одной из сложных учебных дисциплин ввиду особенностей самого предмета изучения и недостаточной готовности студентов к ее усвоению. Понимание проблем, которые рассматриваются в философии, с одной стороны, личностно значимы для каждого студента, а с другой, требуют высокого уровня развития критического, абстрактно-логического мышления. Необходимыми исходными навыками для освоения курса философии являются умение логически мыслить, анализировать текст, рассуждать, четко и связно выражая свои мысли.
Основными формами обучения в вузе традиционно остаются лекции и семинарские (практические) занятия. Количество часов, отведенных по учебному плану на проведение аудиторных занятий, с каждым годом уменьшается. Преподаватель оказывается в ситуации, когда нужно во время лекции представить большой объем информации в научной, систематизированной, сжатой, но в то же время понятной для усвоения форме. Наиболее сложной частью курса является историко-философская. Поэтому в методическом плане целесообразно рассмотреть основные философские проблемы через призму истории философии в лекциях, а затем вернуться к этому материалу, но уже в логическом аспекте, на семинарских занятиях.
Опыт преподавания философии показывает, что на лекциях студенты чаще всего механически записывают слова лектора без глубокого осмысления услышанного. Эффективность лекции можно увеличить за счет создания атмосферы дискуссии и непрерывного контакта преподавателя с аудиторией [3]. Такой полилог возможен, если студенты сами заинтересованы и проявляют готовность задавать вопросы преподавателю по изучаемой теме, а он проявляет встречную готовность отвечать даже на самые неожиданные вопросы студентов. К сожалению, не каждый преподаватель готов и способен провести лекцию в форме дискуссии, и не с каждой студенческой аудиторией это возможно, особенно если это студенты негуманитарных специальностей. В связи с этим проблема формирования у студентов интереса к философии для многих преподавателей вуза является актуальной.
Для формирования у студентов познавательного интереса к изучению философии можно использовать не только активные методы обучения, но и подбирать специальные задания для самостоятельной работы. На наш взгляд, одним из эффективных средств является философское эссе, поскольку его цель заключается «в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей» [1].
В Большом энциклопедическом словаре дается такое определение: «Эссе (франц. essai — опыт — набросок), жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической
прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь» [4].
Использование эссе в практике вузовского образования, как одного из видов самостоятельной творческой работы, поможет студентам научиться систематизировать и структурировать информацию, логично и аргументированно ее представлять, выделять причинно-следственные связи и взаимосвязи между событиями, явлениями, мыслями, чувствами, переживаниями. В конечном итоге, написание эссе предоставляет возможность студентам не только выразить свои мысли в свободной письменной форме, быть услышанными, но и поможет отточить свой стиль индивидуального мышления, развить навыки речевого общения с потенциальным собеседником.
Изложение основного материала статьи. Эссе по философии чаще всего проводится в форме размышления на заданную тему в виде небольшого сочинения. Этот вариант можно использовать с целью повышения интереса студентов к изучению философии. С целью контроля знаний эссе может быть написано в виде рецензии на прочитанную статью или книгу, где дается личная оценка и показано собственное отношение к изложенным в тексте идеям. Студенты вуза обычно имеют опыт написания эссе, приобретенный за время обучения в школе. Небольшое по объему эссе по философии они могут написать во время занятия.
В 2018 году нами было проведено исследование с целью выявления интереса и уровня готовности студентов к освоению курса философии. В письменном опросе приняли участие 61 человек, из них 29 юношей и 32 девушки в возрасте 18-23 лет. Все они являются студентами 2 курса Сибирского федерального университета (г. Красноярск), обучающиеся по направлению «Строительство». Инструментарий исследования представлен письменными работами в форме эссе на тему «Философия в моей жизни». Письменные работы студенты выполняли на занятии после прослушивания вводной части первой лекции. Структура и объем эссе предварительно не задавались. Одни студенты представили достаточно подробные, развернутые рассуждения, проявляя высокий уровень рефлексивного мышления. Другие отвечали кратко, выделяя одну или несколько главных мыслей. Все работы отличает высокая степень искренности, даже если прослеживалось не совсем положительное, в большей степени скептическое отношение к вновь изучаемому предмету.
В процессе качественного анализа эссе мы разделили общую выборку на три группы в зависимости от двух критериев: 1) наличие опыта изучения (знакомства) с теоретической философией; 2) наличие интереса к изучению курса философии в вузе. В первую группу (10 человек, 16%) вошли студенты, отметившие наличие знаний из области философии, приобретенных самостоятельно или в процессе обучения в школе, и выражающие интерес к изучению курса философии в вузе. Во вторую группу (48 человек, 79%) вошли студенты, отметившие, что не знакомы с теоретической философией, но имеют опыт осмысления философских вопросов на уровне обыденно-житейской философии, и проявляющие большой интерес к изучению вузовского курса философии. К третьей группе мы отнесли три человека (5%), имеющих опыт знакомства, изучения философии, но интерес к изучению философии в вузе отсутствует. Из них двое человек изучали философию в колледже, но большого интереса к изучению философии в вузе они не отметили. Один человек написал, что самостоятельно читал книги П. Коэльо и некоторых философов. Свою позицию он выразил так: «На мой взгляд, философия весьма субъективна и всегда спорна. Что есть умозаключения философов? Многочисленные «опыты», выводящие среднее. Бесконечные вопросы, на которые порой невозможно найти ответ». Возможно, причины такого отношения к изучению вузовского курса философии у этих студентов связаны с отсутствием эффекта новизны или сложившейся негативной установкой к философии, сомнениями в оценке ее важности для человека.
Анализ эссе, представленных студентами первой и второй групп, позволил выделить основные структурные компоненты их письменных работ:
1. источник имеющихся знаний, представлений о философии;
2. наиболее актуальные и личностно значимые для студентов философские вопросы;
3. влияние философии на формирование образа «Я», эго-идентичности;
4. значение философии в жизни автора;
5. ожидания, связанные с изучением курса философии в вузе.
На основе проведенного анализа эссе можно сделать вывод, что студенты негуманитарной специальности подготовлены к усвоению философии. В качестве источников полученных ранее знаний, представлений о философии студенты называют книги, уроки литературы, истории, обществознания, воспитание в семье и влияние родителей. Ниже даны некоторые ответы.
— В настоящее время я чувствую большую потребность в изучении философии как системы мировоззрения, так как получаю второе высшее образование (первое гуманитарное). Из философских трудов читал «Диалоги» Платона и «Размышления о первой философии» Декарта (муж., 22 года).
— Мой путь в философию начался с религии. Мне было интересно черпать мудрость, читая Книгу Екклесиаста, Притчи Соломона, обсуждая их с мудрыми людьми (жен., 18 лет).
— Философия в моей жизни присутствует с 15 лет. Изучал и читал работы Лао-цзы, Ницше, Вейнингера, Толле. Больше всего мне импонирует восточная философия (учение Будды, Дао дэ цзин). Склоняюсь к идеализму, первичности духа перед материей (муж., 18 лет).
— Я встречалась с философией, интересуясь различными мифами Древней Греции. Также с некоторыми философами, их взглядами и высказываниями я встречалась на уроках истории и литературы. Вообще я считаю, что философия как предмет достаточно интересный, но он имеет много трудных терминов. Сейчас я бы хотела узнать, как именно развивалась философия с самого начала и до сегодняшнего дня (жен., 19 лет).
— Мой отец выбрал очень интересный путь моего воспитания. Он воспитывал меня разговорами о различных философских понятиях: что такое добро и зло, любовь, даже о смысле жизни. Но это были не просто объяснения понятий, это были рассуждения с примерами и выводами, которые я мог сделать. Таким образом можно сказать, что любовь к философии у меня с детства (муж., 20 лет).
В своих работах студенты называли философские вопросы, которые имеют для них особую актуальность в настоящее время. Чаще всего встречались вопросы о предназначении человека, о справедливости жизни, о жизни и смерти, о понимании собственного Я.
— В последнее время в своей жизни я сталкиваюсь с различными для себя вопросами о своем предназначении и в общем о предназначении человека. Так, недавно прочитав роман-антиутопию Дж. Оруэлла «1984», я задумался о справедливости жизни (муж., 21 год).
— Часто задаюсь вопросами на тему «Зачем я нужен?» и вообще «Зачем нужен человек?», «Какова его цель пребывания на Земле?». Задумывался над отношениями между людьми и насколько эти отношения являются искренними (муж., 23 года).
— Я очень часто задаюсь вопросами о мире: кем он создан, для чего, есть ли конец у Вселенной? Если она бесконечна, то все, что мы можем представить — реально? (жен., 19 лет).
— Философия меня начала интересовать после прочтения определенных книг. Мне стало интересно задумываться о жизни, что будет после смерти? Смерть — это конец или начало? Кто создал жизнь? Что есть человек? На все вопросы очень интересно находить ответы и делать свои выводы. Хочу изучить данный предмет (если это можно так назвать), чтобы быть более глубокой личностью, чтобы иметь свои взгляды на существование и более точные знания, чем имею сейчас (муж., 20 лет).
— Наверное впервые я встретилась с философией в конце начальной школы. Меня интересовал вопрос о том, почему в мире так много несправедливости? Об этом я спрашивала свою бабушку, которую считала и считаю мудрой женщиной. Она сказала мне, что с самого начала жизни человека была несправедливость и теперь она постоянно растет, приобретая все явный и явный вид. Второй вопрос, который меня особо интересовал: почему умирают хорошие люди, а плохие нет? Точнее, почему одни живут дольше, а другие нет? Вопрос возник после ранней смерти бабушки и до сих пор открыт для меня. В целом интересно рассуждать на любую тему. Интересен сам процесс, после которого ты можешь еще дома ходить и думать. Моя бабушка говорила, что движение — это жизнь. И я недавно поняла, что это не только физическое движение, но и умственное (жен., 19 лет).
Изучение философии в вузе способствует не только формированию системы взглядов на мир, но и оказывает влияние на формирование образа «Я», эго-идентичности. В работах некоторых студентов эта проблема поднималась особенно отчетливо.
— Я, как творчески загруженный человек, часто прихожу к размышлению о том, что для меня важнее, что приведет к моему развитию. Поэтому философия для меня — это рассуждение для упорядочивания событий в моей жизни, размышления для решения жизненных проблем и общение с мудрыми людьми (родителями, хореографами, преподавателями) для получения опыта, принятия решений, для достижения поставленных мною целей (жен., 19 лет).
— Родилась в верующей семье. С самого детства прививали молитвы, религиозные идеи, мировоззрение. Заставляли креститься. Но путем философских рассуждений в подростковом возрасте переосмыслила роль религии в жизни человека и поняла, что в вере в Бога не нуждаюсь. Решила быть атеистом, а верить только в себя! (жен., 18 лет).
— В моей жизни самое главное место занимает моя семья. Она небогатая, но дружная и счастливая Попав в социум (поступив в университет) я встретилась с разными людьми, которые просто не могли не повлиять на меня. Я заметила, что очень часто стала тратить свои эмоции и нервы на такие вещи как деньги, оценки в учебе. Это выводило меня из себя, если мне не хватало денег, мои оценки были не слишком хорошие. Я в последнее время часто стала обращаться к философии, ведь данные изменения во мне самой мне не нравятся. Я хочу «оторваться» от этих изнуряющих мыслей о материальном, научиться жить в гармонии и радоваться просто жизни (жен., 18 лет).
— Ранее меня не интересовали вопросы, которые рассматривает предмет философия. Я не рассуждала часто о смысле жизни, о месте человека в мире и т. д. Задаться этими вопросами мне пришлось, когда передо мной встал выбор о том, чем я хочу заниматься в будущем, какую пользу я принесу и что мне в принципе нужно. Выбор сделан, но это не завершило моих размышлений. Они стали неотъемлемой частью жизни, но я не делюсь особо ими с другими людьми. Я думаю, что мне будет интересен данный предмет, так как предоставится возможность на занятиях поднимать темы, которые, несомненно, интересуют многих (жен., 20 лет).
— Я часто задумываюсь о своей жизни, продумываю свои слова, действия, так как от моих решений иногда многое зависит. Когда ты старший ребенок в семье, на тебя ложится большая ответственность. Ответственность — это ряд обязанностей, это обязанность быть примером, на который равняются (жен., 20 лет).
— Главная ценность в жизни для меня — семья и отношения. Я люблю то, что сейчас происходит в моей жизни. Каждый день — это возможность узнать больше о самом себе и об окружающем мире. Надеюсь, что данный предмет поможет ответить на некоторые вопросы и разложить часть информации «по полочкам» в голове (жен., 18 лет).
Отмечая значение философии в своей жизни, авторы писали об ожиданиях, связанных с изучением курса философии в вузе, тем самым давая возможность преподавателю учесть их потребности для формирования познавательного интереса студентов.
— Философия в моей жизни заключается в поиске и определении такого видения жизни и отношения к миру, которые были бы для меня наиболее подходящими, давали бы силы, воодушевление и поддерживали бы мой внутренний баланс. От этого предмета я жду поводов думать и размышлять, изучать чужие точки зрения и, быть может, каких-то сомнений в моих собственных взглядах (жен., 19 лет).
— Я никогда не задумывалась о том, что такое философия, честно. Но после занятия могу сказать точно, что она всегда присутствовала в моей жизни. Я очень любознательный человек и понятие философии для меня — это познание мира, жизни и главное — себя. Думаю, что это требует не только знаний, но и умения пользоваться этими знаниями (жен., 18 лет).
— С философией как предметом и наукой встречаюсь первый раз. Но часто задавался вопросами о смысле жизни, что в жизни человека главное и как правильно ее прожить. Надеюсь, что философия как наука даст мне новые и действительно важные знания (муж., 23 года).
— Я думаю, что, даже не задумываясь о философии как о науке, учении или мировоззрении, мы сталкиваемся с ней довольно часто. Как минимум с житейской составляющей. Поэтому изучая данный курс, я надеюсь начать больше понимать окружающий мир (жен., 22 года).
— Раньше с философией не сталкивалась, но предмет мне кажется очень интересным и необходимым в жизни. Очень хотелось узнать список литературы для изучения вне института (жен., 18 лет).
— Безусловно, каждый из нас сталкивался с философией в повседневной жизни, но не каждый знает и понимает, что подразумевает под собой понятие «философия». Мне как человеку, призеру олимпиады по обществознанию, это понятие довольно близко. Ни раз это знание помогало мне не только в учебе, но и в
повседневной жизни. Я считаю, что каждый специалист, в том числе с техническим образованием, должен уметь рассуждать и грамотно выражать свои мысли. Этому учит философия (муж., 19 лет).
— Я от философии жду только того, чтобы внести ясность в некоторые вопросы. Почему что-то называется именно так? Для чего это придумали? Что вообще такое наука философия? Можно прийти для всех к какому-то одному решению в спорных вопросах? Почему я — это я? Для чего всем так нужна философия? Сталкивался я с философией в жизни достаточно часто, но чаще всего не мог прийти к какому-то одному ответу (муж., 22 года).
— Философия одна из важнейших и интереснейших наук, благодаря которой мы можем познавать как мир в целом, так и мир самого человека. Знакомиться с идеями великих ученых, пытаться разобраться в их сути - все это заставляет задумываться, размышлять, а значит - развиваться (жен., 19 лет).
Выводы. Ключевыми компетенциями XXI века признаны 4 «К»: Критическое мышление (решение проблем). Креативность. Коммуникация. Кооперация (командная работа). Изучение курса философии направлено на формирование у студентов культуры мышления, логики, умения анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать. В этой связи использование эссе как эвристического инструмента, который учит мыслить, является необходимым.
Результаты проведенного исследования показали, что преподавателю очень важно в самом начале для формирования интереса к изучению философии связать написание эссе и курс лекций с тем, что студентам легко понять. Эссе по философии — это своего рода возможность для преподавателя получения обратной связи, информации о том, какие философские вопросы вызывают наибольший интерес у студентов, какие ожидания они связывают с изучением философии, какие духовные потребности для них являются актуальными. Кроме того, с помощью эссе можно определить уровень «философской» подготовки студентов к освоению учебной дисциплины. При проведении дискуссий на практических занятиях можно опираться на студентов, знакомых с работами философов и богословов, а следовательно, имеющих более глубокие знания и определенные суждения. У студентов, открывших для себя ценность опыта обыденно-житейской философии, важно сохранить живой интерес к изучению теоретической философии, связав его с удовлетворением потребности в самопознании, осознании ценности жизни и своей индивидуальности. Таким образом, эссе можно использовать в качестве эффективного средства формирования интереса к изучению философии у студентов негуманитарных специальностей.
Литература:
1. Ахметшина Т.И., Корелова С.В., Фаттахова Л.С. Методы эссе и кейс-методы в обучении истории, экономике, географии [Электронный ресурс1 // Всероссийский интернет-портал «Открытый урок: обучение, воспитание, развитие, социализация». URL: https://open-lesson.net/837/ (дата обращения: 10.08.2019 г.).
2. Гаранина О.Д. От обучения к творчеству: роль философии в образовательном процессе // Международный журнал экспериментального образования. 2018. № 4. С. 19-24. URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=11801 (дата обращения: 19.08.2019).
3. Гуторович О.В., Гуторович В.Н. Философия и специфика ее преподавания в вузе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 8(70). С. 55-57
4. Прохоров А.М. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Изд-во Норинт, 2004. 1456 с.
Педагогика
УДК: 372.4
кандидат психологических наук, доцент Зайцева Светлана Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет
имени К. Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород);
кандидат педагогических наук, доцент Красильникова Лариса Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет
имени К. Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород)
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ В
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация. Статья посвящена особенностям диагностики и формирования универсальных учебных действий младших школьников. В статье описывается и доказывается тезис о том, что урок технологии в начальной школе обладает большим диагностико - развивающим потенциалом в рамках современного подхода к обучению младших школьников.
Ключевые слова: урок технологии, диагностика младших школьников, развитие обучающихся в начальной школе, формирование универсальных учебных действий.
Annotation. The article is devoted to the features of diagnosis and the formation of universal educational actions of primary school students. The article describes and proves the thesis that a technology lesson in primary school has great diagnostic and developmental potential within the framework of a modern approach to teaching younger students.
Keywords: technology lesson, diagnosis of primary schoolchildren, development of students in primary school, the formation of universal educational actions.
Введение. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) сказано, что на начальной ступени образования осуществляется «формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку» [6, с. 3-4]. Таким образом, формирование основных новообразований младшего школьного возраста, а именно, планирования и рефлексии, является основной задачей начального образования. Формирование же