Научная статья на тему 'Зачем философия нефилософам'

Зачем философия нефилософам Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1595
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / НАУКА / КАРТИНА МИРА / СВОБОДА / ЦЕННОСТЬ / КУЛЬТУРА / ЛИЧНОСТЬ / PHILOSOPHY / EDUCATION / SCIENCE / WORLD VIEW / FREEDOM / VALUE / CULTURE / PERSON

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Нешитов Петр Юрьевич

Философия влияет на формирование рациональных, социальных и психологических представлений личности. Благодаря изучению философии студенты нефилософских специальностей усваивают научную картину мира, составляют ясные понятия о свободе и долге, получают возможность самостоятельно выбирать ценности и совершенствовать культуру чувства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Нешитов Петр Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophy’s Use for Non-Philosophers

Philosophy influences individuals’ rational, social, and psychological views. Thanks to studying philosophy, students of non-philosophical departments develop a scientific world view, clear notions of freedom and duty, and learn to independently choose values and develop the culture of feeling.

Текст научной работы на тему «Зачем философия нефилософам»

УДК 101.3 : 37.03

П. Ю. Нешитов

Зачем философия нефилософам

Философия влияет на формирование рациональных, социальных и психологических представлений личности. Благодаря изучению философии студенты нефилософских специальностей усваивают научную картину мира, составляют ясные понятия о свободе и долге, получают возможность самостоятельно выбирать ценности и совершенствовать культуру чувства.

Philosophy influences individuals' rational, social, and psychological views. Thanks to studying philosophy, students of non-philosophical departments develop a scientific world view, clear notions of freedom and duty, and learn to independently choose values and develop the culture of feeling.

Ключевые слова: философия, образование, наука, картина мира, свобода, ценность, культура, личность.

Key words: philosophy, education, science, world view, freedom, value, culture, person.

В последние два десятилетия философия постепенно утрачивает былое значение в системе российского высшего образования. Под тем или иным предлогом часы на ее преподавание сокращаются. В частности, учебные планы были серьезно и в невыгодном для философии смысле пересмотрены в связи с переходом от подготовки специалистов к подготовке бакалавров и магистров. Есть основания предполагать, что в обозримой перспективе и остающийся за философией скромный участок образовательного пространства может подвергнуться урезанию или полному изъятию в пользу каких-то иных дисциплин.

Разумеется, на все есть свои причины, и так называемая модернизация образования, которую точнее было бы именовать структурной архаизацией, является закономерным следствием ряда политических, социальных, экономических причин1. Обсуждать эти причины можно долго и в теоретическом плане, пожалуй, продуктивно, но сейчас дей-

© Нешитов П. Ю., 2015

1 Как верно заметил Ф. Ф. Серебряков, «известная фраза, касающаяся ожиданий от реформы образования: нам нужны «квалифицированные потребители» (противопоставленные «человеку творцу»), высказана вовсе не обывателем в разговоре на кухне, а следовательно, имеет программно-политическое значение» [9, с. 122].

ствующим преподавателям и всем тем, кто интересуется, какого человека образуют современные университеты, важнее понять: зачем философ входит в аудиторию будущих врачей, инженеров, юристов, что он в рамках семестрового курса может им дать, и что они могут усвоить. Если не сформулировать ясно и отчетливо, зачем философия нужна нефилософам, то все воззвания преподавателей к властям с требованием остановить разрушение системы образования, все жалобы на тяготы своего положения, все ссылки на удобные примеры из родного прошлого или на передовой зарубежный опыт останутся нравственно неосновательными и легко могут быть отнесены, как это часто и происходит, на счет иждивенческих настроений в педагогической среде. Итак, зачем философия нефилософам?

Ответ на этот вопрос потребует от нас известной находчивости. В разработке новейших приборов связи, в рассмотрении небывалых правовых коллизий, в деле усовершенствования электродвигателей или строительных конструкций, в анализе экзотических заболеваний любовь к мудрости непосредственно не участвует. Профессионалы обязаны своими успехами знанию законов природы, математических формул, исторических параллелей, производственной практике, смекалке и случаю. Таково мнение общества, студентов, чиновников, разделяемое большей частью преподавательской корпорации. Преподаватели частных дисциплин обычно держатся точки зрения, что философские занятия не оказывают существенного влияния на развитие способностей будущих специалистов, а те преподаватели, кто сам причастен теоретическим изысканиям, склонны отрицать методологическую роль философии. Показательно, что в полезности философии для воспитания ума сомневаются подчас даже преподаватели философии, от которых приходится слышать не только сетования по поводу низкой заинтересованности студентов предметом, но и высказывания в том духе, что вообще попытки растолковать узким специалистам отвлеченные понятия заведомо обречены на неудачу.

Если бы педагогическая истина устанавливалась путем общего голосования, философия была бы решительно исключена из учебных планов в кратчайшие сроки. Правда, если бы педагогическая истина устанавливалась путем общего голосования, философия никогда и не появилась бы в учебных планах, более того, не возникли бы сами учебные планы и современная система образования в целом. По счастью, педагогическая истина является результатом более сложных процессов, чем протягивание рук с поднятым или опущенным большим пальцем; по счастью, у нас есть система образования, и, по счастью, пока еще в учебных планах сохраняется место для философии.

Чтобы уяснить, каково это место, прежде всего следует вспомнить и не упускать из виду одну простую вещь: система образования на всех уровнях готовит в первую очередь человека и уже во вторую очередь профессионала.

Каждый преподаватель призван передать студентам через свой предмет наряду с конкретными познаниями общие принципы мышления и поведения, которым подчинена взрослая жизнь, привить навыки объективной оценки событий и достойного, ответственного практического выбора. И математика, и физика, и сопромат, приучая ум к осознанию неслучайности явлений и их свойств, косвенным образом подводят основание под известные с детства простейшие правила жизни и готовят человека к восприятию более сложных нравственных, психологических и социальных понятий. Профессора старой школы при изложении любого предмета умеют возвести специальный материал на общечеловеческий уровень, с чувством меры оснащая лекционный текст и практический комментарий меткими сравнениями бытового, исторического, социально-политического плана, идущими к делу фольклорными оборотами или стихотворными цитатами. Студенту, вовремя уразумевшему, что угол падения равен углу отражения не только в физической теории, постигшему в общем виде коварную зависимость между твердостью и хрупкостью, узнавшему непростую историю химических элементов, которым после разнообразных испытаний температурой, давлением и щелочной средой удается, наконец, образовать устойчивое соединение, легче выработать цельное мировоззрение и найти верные решения во многих жизненных ситуациях. Для нравственного воспитания пригоден любой учебный предмет. И все же в том, что касается образования высокого душой человека и сознательного гражданина, философия находится в привилегированном положении по сравнению со всеми другими дис-циплинами1. Быть может, любовь к мудрости не подскажет оригинального хода инженерной мысли или светлой рационализаторской идеи. Зато любовь к мудрости убережет молодого человека от перерождения в существо, которому чужды понятия любви, дружбы, чести, долга, свободы, а через это косвенно поспособствует и его профессиональному росту.

Образующее воздействие философии на человека осуществляется на трех взаимосвязанных уровнях: рациональном, социальном, психологическом.

1 О том, что она, даже применяя гуманистическую риторику, не всегда пользуется своими возможностями, см., в частности, [2].

В идеале целью преподавания философии нефилософам могло бы стать воспитание новых декартов и бэконов, боров и капиц, умеющих сочетать конкретные наблюдения и эксперименты с рефлексией высокого порядка, сводить разрозненные знания в единую научную картину мира, создавать широкомасштабные программы эмпирических исследований и совместно участвовать в их реализации. К сожалению, за один семестр эта задача не решается1. При наличных условиях преподавателю философии остается отложить в сторону диалектику мыслящего бытия, которой подчинены все мировые явления, все переживания и познавательные процессы, и ограничить себя тем, чтобы догматически утвердить в сознании студентов связную научную картину мира в ее основополагающих моментах, космологическом и нравственном.

Удивительно, насколько узко порой понимают студенты принципы научности. Многие будущие инженеры, к примеру, позволяют себе рассуждать так, будто требования наглядности причинно-следственных связей, доказательности выводов, систематичности метода действительны только в области механики или электродинамики и теряют силу при переходе к общей космологии, не говоря уже о гуманитарных предметах. Разумные в пределах своей технической специальности люди свято верят, что отдельное наблюдение или эффектный эксперимент разом ниспровергают прежние понятия о строении вселенной, что неготовность или отказ науки ответить на какой-нибудь вопрос, освещенный в религиозных текстах, свидетельствует о высшей мудрости религии, что движения чувств и страстей неисповедимы, что человеческие отношения в сущности случайны, а писаная история - это всего лишь набор правдоподобных выдумок, подкрепленных авторитетом власти2.

Дело философа уравновесить юношескую страсть к новизне, чудесам и сенсациям сознанием преемственного развития науки, пониманием прочности и универсальности ее основоположений, которым никакое частное знание не может противоречить, хотя оно и может способствовать более правильному их пониманию. Философия очищает дорогу естествознания от религиозных и прочих фантазий. Философия избавляет человека от гнета технократических предрассудков, лишающих его личной свободы и ответственности.

1 Тезис о невозможности преодолеть разрыв между наивной и научной философской картинами мира за один семестр подкреплен коллективным исследованием [1, с. 50].

Известно, как «часто фрагментарно-аналитический подход отдает предпочтение спекулятивным системам и квазинаучным теориям с их неоправданной претензией на исключительность и даже мессианство» [8, с. 114].

Философия полезна уже тем, что своими указаниями на общие принципы научности защищает незрелое мышление от вредного излучения мифологем о тонкой материальности души, о предопределенности судьбы гороскопом, о враждебной мировой закулисе и т. п. Эта критическая работа необходима для воспитания цельного мировоззрения, которое в противном случае распадается на множество мнений и убеждений, друг с другом несогласуемых, несущих в себе зерно пустых и бесконечных споров, исключающих, помимо прочего, возможность разумной общественно-политической дискуссии. Посредством строгих утверждений и критических замечаний философия учит за деревьями видеть лес, за пестротой наблюдаемых явлений, научных теорий, эстетических норм, поведенческих правил -единую картину мира, возникшую благодаря потребности человека в истине, верное служение которой дома, на работе, на площади и составляет высшее благо.

Социальное созревание студенчества проходит в значительной мере вне учебных аудиторий, но и на него вуз накладывает отпечаток. Очевидно, что повышению меры свободы после приобретения студенческого статуса и наступления совершеннолетия должно сопутствовать обогащение и закрепление представлений о нравственном долге, гражданском призвании, социальной ответственности взрослого человека [11, с. 69]. Хотя любой педагог, понимающий свое дело, так или иначе формирует у студентов основы трудовой этики и навыки общения, хотя преподаватели истории, культурологии, иностранного языка обращают их внимание на те или иные социальные факты и закономерности, только философ может внушить им целостное учение о социальной жизни.

Преподаватель философии прочерчивает границу между обществом и природой, подчиняя привычный будущим агрономам, провизорам, экономистам верный взгляд на человека как на высшее животное, обладающее самой сложной системой рефлексов, еще более верному понятию о принципиально надбиологическом характере человеческого существа, обретающего свое достоинство в осознанной жертвенной любви и творческой свободе. На занятии по философии студенты узнают, что свободный труд на благо общества - это одно из условий подлинно человеческого бытия, что труд свободен не при всяком общественном устройстве, что мировая история с ее социальными трениями и революциями есть не что иное, как процесс высвобождения человеческой сущности из пут внешнего принуждения, и что процесс этот протекает в том числе в сознании каждой личности,

отдает она себе в том отчет или нет, берет на себя ответственность за социально-политические события или начисто открещивается от нее1.

В рамках урезанного курса нет возможности развернуть сложную последовательность социально-философских умозаключений. В положительном плане приходится, по-видимому, ограничиться указанием на истинное понятие о человеческом достоинстве и разъяснением обманчиво простых положений, что закон сохранения энергии действует и в социальной жизни, что нравы правителей во многом зависят от народных нравов, что человек, не желающий быть винтиком в экономической машине2, должен сам бороться за право получать образование сверх профессионально-технического стандарта.

В плане критики главной целью философского красноречия сегодня следует признать наивный экономический детерминизм в объяснении человеческих отношений, личных, групповых, общественных. Чтобы закрепить в сознании студентов мысль об относительности экономических категорий, можно предложить им за личной подписью ответить на вопросы, в которых этим категориям противопоставлены иные ценности, например: «Соглашусь ли я отказаться от покупки новой машины, если от этого будет зависеть предотвращение болезни моей матери?», «Переселюсь ли я из своего теперешнего жилья во дворец с роскошно налаженным бытом при условии совершенной изоляции от общения с людьми?», «Если верно, что время - деньги, то во сколько я оцениваю час своей жизни? И готов ли я немедленно уступить свою жизнь тому, кто предложит мне сумму, покрывающую все мои дни до столетнего возраста?». Заданные в контексте философского рассуждения подобные вопросы не просто временно будоражат совесть, а позволяют надстроить и укрепить гуманистическую мировоззренческую конструкцию3. Курс прочитан не зря, если студенты уяснили самостоятельную ценность политических категорий свободы и законности, эстетических понятий прекрасного и возвышенного, если они как минимум постесняются подставить в карьерно-финансовые уравнения любовь, дружбу, милосердие. Кроме того, философу под силу удержать от соблазна тех, кто с интересом присмат-

1 По словам М. И. Дробжева, «задача: сделать специалиста с высшим образованием способным не только понять, но и уметь противостоять отчуждению» [4, с. 86].

Массовые «настроения таковы, что связывают жизненные цели, успешность и гармоничность именно с тем, чтобы стать частью определенного механизма - будь то административно-бюрократический, экономико-финансовый или технико-технологический механизм» [10, с. 124].

«Когда студент воспринимает философский текст или лекцию по философии как обращенную именно к нему и при этом воспринимает проблемную ситуацию, у него есть все шансы преуспеть в постижении важнейших мировоззренческих вопросов» [3, с. 91].

ривается к модным радикальным течениям националистического, социалистического, религиозного толка. Вообще, преподаватель философии выступает в роли конкурента уличных и кабинетных идеологов насилия, экстрасенсов и гадалок, телевидения и глянцевой прессы, подогревающих агрессивно-потребительские настроения. Вследствие неблагоприятных изменений в системе образования он поставлен в трудные условия, но все же не избавлен от обязанности поддерживать и пестовать человеческое в человеке.

Философия воспитывает в полном смысле слова рациональную, нравственно вменяемую, социально сознательную личность. Но часто познавательные успехи и добродетель соседствуют с повышенной психологической уязвимостью. Опыт свидетельствует, что если заблаговременно не укреплена несущая стена субъективности, то возводимое здание научного мировоззрения в одночасье рушится под напором бушующей чувственности, и в результате будущий профессионал за пределами своей узкой специальности оказывается во власти иррациональных сил и страстей. Преступное легкомыслие и неряшливость в личных отношениях, обращение за жизненными смыслами к эзотерическим традициям, любовь к деньгам, почестям и домашним животным поверх людей, разочарованность и мизантропия поражают человека, пренебрегающего потребностями своей души1. Этих и подобных бед можно избежать, и в задачи преподавателя философии входит повышение культуры чувства молодежи, обнаружение главных пружин душевной жизни, знание которых позволяет чувствовать глубже, тоньше, сильнее, помогает с достоинством, не озлобляясь, не разуверяясь, переносить испытания и потери.

В разговоре о строении внутреннего мира личности следует обратить внимание на то, что в человеческом чувстве эмоция присутствует не в чистом виде, а связана с понятием об объекте, и характер чувства определяется свойствами объекта. Объекты же, по поводу которых люди переживают, особенно объекты свободно избранные в качестве целей, желанные объекты, неравноценны. Одни желания и чувства низменны и постыдны, другие законны и уместны, третьи благородны и возвышенны. И философия учит отличать одни от других, оценивая последствия осуществления тех или иных желаний для мысли, для общественных отношений и для душевного здоровья.

1 Как на закономерный итог формализма в преподавании философии Н. А. Мещерякова указывает на «готовность студентов, равно как и выпускников, естественных (!) факультетов перенести свое «метафизическое чувство» [5] на что угодно - Бога, восточную мистику, инопланетян и др.» [7, с. 37].

Современная наука дает в руки человеку инструменты для достижения самых отдаленных целей, обещает исполнить все, чего душа ни пожелает. Но чего желает человек, какие мечты лелеет, на что употребляет свое техническое, экономическое, политическое могущество? Технологии стремительно развиваются, а культура целеполага-ния остается на допотопном, можно даже предположить, предпотопном уровне: желания человеческие мелки, вредны, несамостоятельны - люди не умеют хотеть1. И место философии в системе высшего образования определяется, в частности, осознанием этого факта, пониманием, что наука учит лишь правильно видеть и делать, философия же, что для человеческого достоинства важнее, учит правильно хотеть. В аудитории от философа требуется переключить внимание будущих программистов, технологов, переводчиков со средств обеспечения жизни на цели человеческого существования, показать, что ценностный мир личности не предрешен и в готовом виде никому не дан, внушить интерес к самопознанию2.

Из всех преподавателей только философу представляется случай разъяснить студентам истинное значение классической литературы, вообще искусства, религиозно-этических учений в составе научного мировоззрения, а именно значение проверенных средств самопознания и самосозидания, не повреждающих научную картину мира, но, напротив, уберегающих от разрушения ее важнейший элемент, самого человека как существо, способное правильно мыслить, ответственно общаться и терпеливо вынашивать прекрасные чувства.

Естественно, слова философа о том, что личностью не рождаются и не становятся автоматически в момент получения паспорта, аттестата зрелости или с наступлением совершеннолетия, что личность образует себя с трудом и болью на протяжении всей жизни, могут завоевать доверие молодых людей, если обращаться к ним будет именно личность. В преподавателе философии вызывает уважение не столько цепкая память на параграфы учебника, сколько личная увлеченность предметом, желание и умение жить по истине, большое сердце, крепкая воля, гибкий и проницательный ум. И если перед гуманитариями бывает достаточно принять задумчивый вид, дающий основания подозревать тайную работу духа в интересующей самого студента, но пока скрытой от него области, то перед нефилософами,

1 «Техническое знание может дать и дает инженеру ответ на вопрос, как решить те или иные технические проблемы, но не может дать ответа на мировоззренческий вопрос, зачем решается эта проблема» [5, с. 331].

2 Одна из методик формирования ценностных ориентаций описана в диссертации О.К. Леоновец [6].

как правило, скептически настроенными в отношении философии, надо выступать живее, одновременно человечнее и артистичнее. Чтобы донести до сознания слушателей и собеседников правильные мысли о личности, родине, научной истине, о профессиональном призвании, чтобы научить студентов уважению старших, равных, самоуважению, философ за кафедрой должен быть актером, должен знать роли тонкого, учтивого интеллигента, занимательного рассказчика, вдохновенного пророка истины, наставника и заботливого попечителя юных душ, быть может, сурового сержанта, перед которым зеленые срочники спешно втягивают живот, и, конечно, преподавателю следует помнить о своей половой роли, роли сильного мужчины или красивой женщины, поскольку притязания быть полноценной, притягательной, убедительной личностью вне половой определенности тщетны.

На занятиях по философии есть возможность явить превосходство зрелой личности над личностью, еще не нашедшей себя, еще не оформившейся, еще не утвердившейся в своих идеалах и ценностях, возможность подвинуть вверх потолок робости и самомнения, в который упирается головой юность, создать ощущение свободного пространства для роста. Дело преподавателя показать, как любовь к мудрости возвышает и облагораживает человека, как она расширяет ум и укрепляет душу, осветляет взгляд и придает остроту речам. Силу философской речи студент должен испытать на себе - и на кого не действует красота высокого стиля [12], кого не пробуждает к добру проповедь истины, кто позволяет себе быть шумно невнимательным к происходящему в аудитории, тот получает справедливое, искусное, в меру язвительное замечание и таким образом учится уважать социальные нормы под давлением общественного порицания. Подобный переход на личности уместен там, где речь идет о воспитании человека, об огранке и оправлении личности.

Итак, философия в системе высшего образования нужна. Она нужна самим будущим строителям, врачам, бухгалтерам, она нужна всему обществу, экономическое и социально-политическое благополучие которого зависит, в частности, от уровня мышления нефилософов. Конечно, не стоит связывать с преподаванием философии преувеличенных ожиданий. Едва ли ее влияние может оказаться достаточно сильным, чтобы решающим образом усовершенствовать моральные установки и поведение большинства. Но философия нужна, чтобы общество сохраняло ценностные ориентиры, в соотнесении с которыми приобретают значение явления, события, поступки, чтобы в критические моменты оно находило в себе силы удержаться на краю

исторической пропасти, поглотившей многие народы и поколения, и, преодолевая самоубийственное легкомыслие, уверенно поднималось на новую, небывалую высоту человеческого достоинства.

Список литературы

1. Береснева Н.И., Береснев В.Д., Смирнова Е.А. О преподавании философии на нефилософских факультетах // Новые идеи в философии. - 2012. - Т. 2. -№ 20. - С. 39-51.

2. Борисов И.В. Гуманистический подход к преподаванию философии и две парадигмы в современном философском процессе // Философия образования. -2011 - Т. 36. - № 3 - С. 239-246.

3. Васильева Е.Н. Метод проблемного обучения в преподавании философии студентам вуза негуманитарного профиля // Знание. Понимание. Умение. -2014. - № 1. - С. 89-94.

4. Дробжев М.И. Воспитательный аспект преподавания философии // Гуа-деамус. - Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. - Т. 1. - № 1. - 2002. - С. 82-90.

5. Канц Н.А., Гуляк И.И. Актуальные проблемы преподавания философии в аграрном вузе // Вестн. АПК Ставрополья. - 2015. - № 2 (18). - С. 328-333.

6. Леоновец О.К. Формирование ценностных ориентаций студентов технических вузов в процессе преподавания философии: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Тольятти, 2005. - 23 с.

7. Мещерякова Н.А. О преподавании философии на нефилософских факультетах // Вестник Воронеж. гос. ун-та. - Сер. Проблемы высшего образования. - № 1. - 2009. - С. 36-41.

8. Радишевская Л.В., Карпицкий Н.Н. Стратегия преподавания философии студентам технических специальностей // Высшее образование в России. - 2012. - № 8-9. - С. 110-115.

9. Серебряков Ф.Ф. Актуальность стародавнего (по поводу одной работы столетней давности о преподавании философии) // Философское образование: Вестн. Ассоциации философских факультетов и отделений. - 2012. - № 1. -С. 115-130.

10. Скрипник К.Д. Обучение философии и обучение философией // Вестн. Костром. гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. - 2014. - Т. 20. - № 7. - С. 124-129.

11. Суворова О.С. Формирование мировоззрения студентов в процессе преподавания философии // Акмеология. - № 3 (15). - 2005. - С. 67-70.

12. Яковлева Л.Е. Язык поэзии в преподавании философии // Гуманитарные науки. - Вестн. Финансового ун-та. - 2012. - № 1 (5). - С. 58-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.