Секция 8. Педагогика
развитию культуры каракалпакского народа в целом, в том числе и развитию физкультуры и спорта. Позднее, в 1922 годы создание «Общества любителей спорта» стала новой эпохой для развития в Кара-калпакстане таких видов спорта, как легкая атлетика, футбол, фехтование, тяжелая атлетика и начались периодически проводиться соревнования по этим видам спорта.
В Каракалпакстане в прошлом были периодически проведены массовые соревнования по легкой
атлетике, в частности по бегу и кроссу с вовлечением широких масс населения. Благодаря таким соревнованиям легкая атлетика в Каракалпакстане заняла свое достойное место среди других видов спорта. Выросли здесь мастера спорта республики, страны и мастера спорта международного класса по легкой атлетике.
Изучение истории развития легкой атлетики в Каракалпакстане находится на начальной стадии, в связи с этим исследования в этом аспекте будут продолжаться.
Список литературы:
1. Матвеев Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. — К: Олимпийская литература, 1999. C 318.
2. Курбанов Р. Т. Развитие физкультуры и спорта в Каракалпакии. Издательство «Каракалпакстан», Ну-кус,1978. С12-13.
3. Карибаева А. У Русско-каракалпакский терминологический словарь по физическому культуре и спорту. Нукус. «Билим», 1990.114 С.
Ovchinnikov Yuri Dmitrievich, Associate Professor, PhD Vytkalov Sergey Olegovich, student, specialization «Adaptive physical education» FGVO UVTO Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism
E-mail: yurij.ovchinnikov @ inbox.ru
Ergonomic biomechanics in design technologies in higher educational institutions of a sports profile
Abstract: Ergonomic design biomechanics technology in institutions of higher education sports profile current and starts to develop direction. This direction will allow academic subjects “Biomechanics”, “Biomechanics of motor activity” developed as an interdisciplinary discipline that studies are needed for the highest achievements in the sport, and for the average consumer. Students specialization “Adaptive physical education” conducted research on ergonomic biomechanics in practical human activity within the development areas “Biomechanics in design technology.”
Keywords: ergonomic biomechanics, ergonomics, biomechanical properties, modeling of labor movements, adaptive physical education, ergonomics and biomechanical passport.
Овчинников Юрий Дмитриевич, доцент, кандидат технических наук, Выткалов Сергей Олегович, студент, специализация «Адаптивная физическая культура» ФГБУО ВПО Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
E-mail: [email protected]
Эргономическая биомеханика в проектных технологиях в высших учебных заведениях спортивного профиля.
Аннотация: Эргономическая биомеханика в проектных технологиях в высших заведениях спортивного профиля актуальное и начинающее развиваться направление. Это направление позволит учебные предметы «Биомеханика», «Биомеханика двигательной деятельности» развивать как междисциплинарные дисциплины, исследования в которых необходимы как для высших достижений в спорте, так и для рядового потребителя. Студенты специализации «Адаптивная физическая культура» провели исследования по эргономической био-
87
Section 8. Pedagogy
механике в практической деятельности человека в рамках развития направления «Биомеханика в проектных технологиях».
Ключевые слова: эргономическая биомеханика, эргономико-биомеханические свойства, моделирование рабочих движений, адаптивная физическая культура, эргономико-биомеханический паспорт.
Интересное и полезное направление эргономическая биомеханика практически не изучается в высших учебных заведениях спортивного профиля, хотя именно в этом направлении можно показать практическую значимость эргономики и биомеханики, как для рядового потребителя, так и для спортсмена. Студенты заинтересовались проведением исследований по направлению «эргономической биомеханики» и попробовали разобраться в научных и практических аспектах эргономики и биомеханики с целью выявления своих профессиональных возможностей [7].
Данные эргономической биомеханики используются при рационализации управляющих движений человека, выборе формы и размеров органов управления, конструировании рабочих сидений [5].
Эргономическая биомеханика изучает также влияние вибраций на человека.
Большое внимание уделяется моделированию движений человека в целом и отдельных его органов (напр., руки, глаза, туловища и др.) [3.с. 85-87; с. 198].
Для моделирования рабочих движений большое значение имеет установление зависимости изменения суставных углов в суставах руки от времени. Знание аналитических зависимостей изменения суставных углов в процессе движения позволяет вычислить любое промежуточное значение исследуемого угла в каждый момент времени. Это имеет большое значение для рационализации рабочих движений.
При решении ряда прикладных задач эргономическая биомеханика тесно сотрудничает с целенаправленной механикой.
Эргономика, так или иначе, связана со всеми науками, предметом исследования которых является человек как субъект труда, познания и общения. Она тесно связана с физиологией труда, которая является специальным разделом физиологии, посвященным изучению изменений функционального состояния организма человека под влиянием его рабочей деятельности и физиологическому обоснованию научной организации его трудового процесса, способствующей длительному поддержанию работоспособности человека на высоком уровне.
Эргономические свойства характеризуют удобство и комфорт эксплуатации изделия в системах «человек — среда — изделие» или «человек — изде-
лие». К эргономическим свойствам относятся антропометрические, физиологические (гигиенические), психофизиологические и психологические свойства [1; 2, 30-32].Как показывает практический опыт развития эргономики в России, в основном эргономику позиционируют дизайнеры в разных своих проектах. Между тем эргономика может иметь широкое практическое использование для рядового потребителя [6].Например, организация рабочего места сотрудника фирмы [5] и организация рабочего места студента и школьника. Для школьников это особенно важно так правильно оборудованное рабочее место позволить предупредить не только многие заболевания опорно-двигательного аппарата, но и приучит к порядку вокруг себя и пониманию других. Более того развитие во взаимосвязи и взаимодействии эргономической биомеханики открывает новые возможности для развития адаптационной физической культуры в Краснодарском крае. Проводя исследования в рамках направления «Биомеханика в проектных технологиях» [5; 6] студенты специализации «Адаптивная физическая культура» выяснили, что для внедрения эргономической биомеханики в различных учреждениях, в том числе и социальной направленности необходимо разработать эргономико-биомеханический паспорт, который бы показывал эргономикобиомеханическую взаимосвязь и взаимозависимость человека в разных периодах физиологической и социальной деятельности. Если человек перенес заболевание, травму, то наличие такого паспорта позволит увидеть, какую жизнедеятельность вел человек, в том числе какие группы товаров использовал, какие товары (предметы) противопоказаны и какие биомеханические свойства товаров могут помочь в социальной адаптации дома в семье и в обществе в целом. Прежде всего, в эргономико-биомеханическом паспорте эргономические свойства разделены по группам:
1 группа- Антропометрические свойства — соответствие размеров и формы изделия размеру и форме тела человека. Конструкция изделия и его размеры (габариты) должны обеспечивать удобство пользования им и рациональное расходование энергии человека. Например, высота и угол наклона спинки кресла должны соответствовать форме тела человека, в зависимости от их величи-
88
Секция 8. Педагогика
ны обеспечивается та или иная степень комфорта при сидении.
2 группа- Физиологические свойства характеризуют те особенности товаров, которые оказывают влияние на жизнедеятельность и особенности функционирования человеческого организма и/или отдельных его органов. Физиологические свойства, как правило, удовлетворяют потребности человека в пище, тепле и пр. Так, особенности пищевой ценности продовольственных товаров (сбалансированность элементов, температура плавления жиров, усвояемость белков, жиров, углеводов и витаминов) определяют их физиологические свойства.
3 группа — физиологические свойства реализуются через гигиенические свойства (одежда, обувь, посуда, так называемые непродовольственные товары). Все гигиенические свойства можно объединить в следующие группы: свойства, определяющие взаимодействие изделия с парообразной и жидкой влагой; свойства проницаемости; свойства электризуемости; свойства, обеспечивающие тепловой обмен энергией; свойства загрязняемости и очищаемости.
К свойствам, определяющим взаимодействие изделий с парообразной и жидкой влагой, относятся гигроскопические свойства, влагоотдача, водопоглощение и пр. Эти свойства имеют большое значение, особенно для спортивной одежды и обуви, но важны не только для людей с кожными заболеваниями, различными видами аллергии и даже обычных гипертоников. Они способствуют поддержанию нормальной влажности в пространстве между изделием и кожей человека. В эргономико-биомеханический паспорт предполагается внести классификатор свойств, согласно групповой принадлежности:
А. Свойства проницаемости — способность материалов пропускать воздух (воздухопроницаемость), пары влаги (паро-проницаемость), пыль (пылепроницаемость), свет (светопроницаемость), капельную воду (водопроницаемость, водоупорность) и пр. Например, мебель, предназначенная для хранения продуктов должна иметь соответствующий воздухообмен. Плащевые ткани — обладать водоотталкивающими свойствами, а резиновая обувь должна быть водоупорной.
Б. Свойства электризуемости — способность изделия накапливать на своей поверхности заряды статического электричества. Электризуемость при носке одежды вызывает неприятные ощущения, а наэлектризованная одежда прилипает к телу и быстрее загрязняется.
В. Свойства, обеспечивающие обмен тепловой энергией- способность изделия к переносу тепла (теплопроводность, температуропроводность) и к поглощению тепла (теплоемкость). Эти свойства называют теплозащитными. Высокими теплозащитными свойствами должны обладать изделия зимнего ассортимента, а также строительные товары. Теплоемкость, в частности, имеет значение для электронагревательных приборов.
Г. Свойства загрязняемости и очищаемости — способность изделий загрязняться и очищаться, имеют большое значение для оценки их гигиенических свойств. Способность изделия очищаться зависит от вида материала, из которого оно изготовлено, от конструкции изделия, от наличия специальных покрытий и др.
4 группа- Психофизиологические свойства — соответствие изделия силовым, слуховым, зрительным, вкусовым, обонятельным возможностям человека, возможностям его органов чувств. Например, вес переносной техники, оборудования должен соответствовать силовым возможностям человека. Сила звукового сигнала будильника должна превышать порог слышимости, но не вызывать болевых ощущений. Восприятие цвета также относится к психофизиологическим показателям. Так, красный цвет воспринимается иначе, чем тот же красный цвет на зеленом фоне. Восприятие изделия человеком осуществляется через целую систему чувств (сенсорную систему): зрительную, осязательную, слуховую, обонятельную, вкусовую.
5 группа- Психологические свойства — соответствие изделия навыкам, восприятию, мышлению и памяти человека. В подгруппу психологических показателей входят показатели соответствия изделия возможностям восприятия и переработки информации, закрепленным и вновь формируемым навыкам работы человека с изделием.
Например, направление поворота ручки прибора при регулировании с целью увеличения значения регулируемого параметра должно соответствовать направлению движения часовой стрелки. В то же время для перекрытия потока воды, газа в газопроводе рукоятки и маховики кранов поворачивают против часовой стрелки. Это объясняется наличием у человека устойчивых навыков таких действий. Подтверждение этих навыков важно для детей с заболеваниями центральной нервной системы, например, детский церебральный паралич и для людей находящимся в посттравматическом периоде это подтвердили проведенные исследования. Так как пациенты дела-
89
Section 8. Pedagogy
ют такие действия осмысленно, осознанно, как они сами объясняют, что они нужны им для нормальной бытовой деятельности. В данном случае устойчивый двигательный навык способствует формированию двигательной памяти.
6 группа — Биомеханические свойства товаров, наиболее востребованных у потребителя для оздоровления и поддержания социально-адаптационного периода при различных заболеваниях.
При проведении исследований биомеханики движений человека были обнаружены функциональные взаимосвязи биомеханики и эргономики:
1) поза при работе и во время «активного покоя»;
2) характер и частота изменения позы при различных манипуляциях, наиболее типичная поза при определенном виде деятельности;
3) характер рабочих движений рук (направление движения, амплитуда, темп, прилагаемые усилия);
4) положение головы, характер ее движения;
5) данные о скорости и степени мышечного утомления и нарушениях координации движений;
6) энергетическая загрузка в период рабочей деятельности.
Понять и развивать эргономическую биомеханику в высших учебных спортивного профиля возможно, если развивать научно- методические направления в учебном процессе «Педагогическая биомеханика», «Биомеханика в проектных технологиях [3], которые воедино объединяют теорию и практику, выявляют актуальные проблемы и позволяют конкретным студентам вмешиваться в их решение, использования полученные знания и умения. Полученные результаты видит конкретно исследователь, его коллеги и различные специалисты, а также широкая общественность, если материалы оформлены ввиде научных статей. Как показывает опыт, такой логико-компетентност-ный подход повышает социальную значимость студента как будущего профессионала и человека не равнодушного к проблемам социума.
Список литературы:
1. Моргунов Е. Б. Человеческие факторы в компьютерных системах/Е. Б. Моргунов-М.: Тривола,1994.272 с.
2. Мунипов В. М., Зинченко В. П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды: Учебник. - М.: Логос, 2001. - 356 с.
3. Овчинников Ю. Д. Биомеханика в проектных технологиях [Текст]/Ю. Д. Овчинников//Физическая культура, спорт- наука и практика.- 2013.- № 3. С. 32-35.
4. Овчинников Ю. Д. Биомеханика двигательной деятельности [Текст]: учебное пособие/Ю. Д. Овчинников. - Краснодар: КГУФКСТ. 2014 - 265 с.
5. Овчинников Ю. Д. Эргономическая биомеханика для оборудования рабочего места [Текст]/Ю. Д. Овчинников, Е. О. Чоп//Молодой ученый. - 2014. - № 8. С. 393-395.
6. Овчинников Ю. Д. Эргономическая биомеханика в практической деятельности человека [Текст]/Ю. Д. Овчинников, Е. И. Воскобойник//Актуальные проблемы естественных и гуманитарных наук.- 2014.- № 6.
7. Овчинников Ю. Д. Логико-компетентностный подход в изучении предметов спортивного профиля [Текст]/Ю. Д. Овчинников//Высшее образование в России.- 2014. - № 1. С. 159-160.
Pesozkaya Ludmila Nikolayevna, die Staatliche Mykola-Gogol-UniversitätNizhyn, Hochschllehrerin, Fakultät für Psychologie und Sozialarbeit
E-mail: [email protected]
Die Einstellung der Kinder des älteren Vorschulalters zur Arbeit der Erwachsenen und ihre Kenntnisse über die Berufe in der Ukraine
Annotation: Der Artikel befasst sich mit dem Problem der Bekanntmachung der Kinder im Vorschulalter mit Schwierigkeiten der Arbeit der Erwachsenen. Die Kenntnisse und Einstellungen der Kinder im Vorschulalter zu verschiedenen Berufen werden analysiert.
Stichwörter: Bekanntmachung mit der Arbeit der Erwachsenen, Beruf, Tüchtigkeit, Einstellung zur Arbeit, Kinder des älteren Vorschulalters, Arbeitsberufe.
90